Картотека игр и упражнений по психогимнастике. Картотека психогимнастик для дошкольников картотека на тему «Кто что делал?»

Надежда Войнова
Психогимнастика для детей 4–5 лет «Помощники машины»

Психогимнастика для детей 4-5 лет «Помощники - машины»

Педагог-психолог МБДОУ детский сад № 61 Войнова Н. Г.

Цель: развитие и коррекция эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Разминка.

Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Содержание: Упражнение-игра на внимание, на общую деятельность, контакт, совместные движения «Приветствие маши н». Дети стоят в кругу, выполняют приветствие сигналом, делая глубокий вдох, а на выдохе. выставляя вперед большой палец правой руки, произносим: «Би-и-и» (повторить 4 раза); «Приветствие фара ми» - взявшись за руки, зажмурили крепко глаза – отпустили руки, широко открыли глаза (3 раза); «Чистые машин ы» - на трассу выезжают чистые машины: повернулись друг за другом и щетками вымыли впереди стоящую машину (круговыми движениями рук поглаживают спину впереди стоящего ребенка).

Машины выехали на трассу.

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна! (К. Чалиев)

Игра на внимание «Светофор ». Дети в роли машин реагируют на сигнал светофора: желтый цвет – останавливаются и заправляются бензином; на зеленый – бег змейкой; на красный – останавливаются и замирают. Сигнал «красный цвет» - остановились. Полицейские машины двигаются быстро и внимательно; они следят за безопасностью в городе (бег по всему залу, не сталкиваясь друг с другом). Движения выполняют под музыку «Машина» (минусовка)

Время разминки примерно 5-6 минут.

Гимнасти ка.

Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

Дети встали в одну линию на ковре. Светофор сломался на перекрестке и машины не знают, как ехать. На подмогу прибыл регулировщик

Упражнение «Регулировщ ик» У регулировщика в руке жезл. Он держит его крепко. Правая рука с жезлом вытянута вперед – прямая, напряжена как струна, левая вдоль туловища. Правая рука в сторону – вниз. Переложили жезл в левую руку. Левая рука напряжена – вперед – в сторону. (5-6 раз повторить).

«Машина – кр ан» грузит строительные блоки. Ноги на ширине плеч. Руки в замке прямые Кран поднимает тяжелый груз вверх, руки напряженны. – вниз - расслабление. - трос висит качается от ветра. Снова начал кран работать. (повторение 5-6 раз)

«Бульдоз ер» Сидя на полу, руки в упоре сзади. Ноги согнуты в коленях. Медленно с напряжением ноги выпрямляем. Поднимаем ноги. (повторение 5-6 раз) Бульдозер чистит дорогу

«Бетономешалк а» – лежа на коврике кувырки в правую и в левую стороны (повтор в каждую сторону 3 раза). Хорошо перемешался бетон.

«Экскават ор» – роет котлован тяжелые камни и глину поднимает ковшом выбрасывает в кузов грузовика

Можно нагрузить немало

В мощный кузов самосвала.

Отвезёт он всё что нужно

Быстро, весело и дружно!

Грузовик песок везет,

Удивляется народ

"Что за чудо - чудеса?

В нем песок под небеса!"

«Гора пес ка» Дети встают в упоре на прямые руки и прямые ноги, изображая гору песка. Ноги и руки напряжены.

«Пожарная маши на» – тушит пожар – круговые движения перед собой прямыми руками (руки соединены в замок)

Спешит машина красная,

Не выключая фар,

На службу на опасную,

Спешит тушить пожар!

«Скорая мчитс я» через туннель

Я скорая помощь на вызов спешу

Нужна я и взрослому и малышу

Доставлю я к вам медсестру и медбрата

Но лучше уж вы не болейте ребята

Дети проползают через туннель и выполняют бег по кругу (под музыку «Где-то на белом свете…» (минусовка)

Дети садятся на стульчики, слушают историю про маленького грузовичка Гвидо и разыгрывают эту ситуацию. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: помочь детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни; тренировка точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Ситуация «Маленький грузовичок Гвидо»

Большой грузовик Оптимус Прайм очень внимательный на дороге, потому что он отвечает за свой груз, который нужно доставить на строительство детской площадки. Маленький грузовичок Гвидо тоже хотел отвезти груз. Оптимус Прайм пытался объяснить правила на дороге: внимательным быть на сфетофоре. Но Гвидо не стал слушать и быстро помчался по дороге и случилась авария. Он столкнулся и упал у него отлетело переднее колесо и сломалось лобовое стекло. Вовремя подоспела скорая помощь Эмбер и эвакуатор. Он отвез Гвидо в мастерскую а водителя в больницу.

Почему так произошло?

Что нужно сделать, чтобы таких ситуаций не повторялось?

Завершение.

Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

«Автобус друж бы» едем до остановки д/с. Дети выполняют движения по тексту песни «Вот мы в автобусе сидим…», передавая разные эмоции удивление, радость; переживая единство, дружбу.

Рефлекс ия: Что понравилось в этом путешествии выполнять?

Публикации по теме:

Волшебная психогимнастика с предметами для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная психогимнастика с предметами для старшего дошкольного возраста» «В гостях у сказки» Составил: инструктор физической культуры.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Машины помощники» Цели: Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на один, измерять длину предметов, объемом жидких тел с помощью условной меры, соотносить.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69» ЭМР Саратовской области Конспект ННОД учителя - дефектолога Иоселевой Н. В. по социально-бытовой.

Конспект организации НОД детей подготовительной группы «Умные машины» Программное содержание: Формировать представление о том, как компьютеры, калькуляторы и т. д. облегчают труд людей, улучшают качество.

«Психогимнастика» М.И. Чистяковой

Картотека игр и этюдов
1. Этюды и игры на развитие внимания,
памяти, автоматизированной и
выразительной моторики. Этюды для
достижения расслабления у детей.
2. Этюды и игры для выражения
различных эмоциональных
состояний.
3. Этюды и игры с отображением
отдельных черт характера
Составила:
музыкальный руководитель
Михайлова Евгения Витальевна

1. Что слышно?
1-й вариант (для детей 5 - 6 лет):
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что
происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они
слышали.
2-й вариант (дли детей 7 - 8 лет):
По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на
окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать,
что где происходило.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

2. Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)
Дети шагают под «Марш» С.Прокофьева.
Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети
должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы
ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на
одной ноге.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

3. Слушай звуки! (для детей 7-8 лет)
Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на
фортепьяно клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу
«плакучей ивы», когда верхнего - в позу «тополя».
Затем начинают игру - дети идут по кругу. Звучит низкий
звук-дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч,
руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому
плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу
«тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты
вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

4. Слушай хлопки! (для детей 5-6 лет)
Играющие идут по кругу.
Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны
остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки
в стороны).
Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу
лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны,
руки между ногами на полу).
На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

5. Канон (для детей 7- 8 лет)
Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Баркарола»
(отрывок). Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах
впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт,
поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второйвторой и. т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на
очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую
руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди
опускают руки вниз.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

6. Канон для малышей (для детей 4 -5 лет)
Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню
«Селезенюшка» дети по очереди делают следующие
движения: один приседает и встает, другой хлопает в
ладоши, третий приседает и встает и т. д.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

7. Зеваки (для детей 6 -7 лет)
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу
ведущего останавливаются, делают четыре хлопка,
поворачиваются кругом и продолжают движение.
Направление меняется после каждого сигнала. Не
выполнивший правильно задание выходит из игры.
Музыкальное сопровождение: Э. Жак-Далькроз. «Марш».

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

8. «Пишущая машинка» (для детей 8 -9 лет)
Каждому играющему присваивается буква алфавита.
Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех
слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква»
слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово
будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

10. Раздел 1. Игры на развитие внимания.

9. Четыре стихии (для детей 6 -7 лет)
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с
ними, что, если он скажет слово «земля», все должны
опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки
вперед, слово «воздух»-поднять руки вверх, слово
«огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и
локтевых суставах. Кто ошибается, считается
проигравшим.

11. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

10. Повтори за мной (для детей 6 -7 лет)
Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному
ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом:
ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают
исполнение движениями: поднимают вверх большой палец,
если хлопки правильные, и опускают его вниз, если
неправильные.
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей
структуре

12. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

11. Запомни движения (для детей 5 -6 лет)
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда
они запомнят очередность упражнений, повторяют их в
обратном порядке.

13. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

12. Запомни свое место (для детей 4-5 лет)
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый
должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского
«Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны
вернуться на свои места.

14. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

13. Запомни свою позу (для детей 4-5 лет)
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен
встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка,
все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои
места и встать в ту же позу. Музыкальное сопровождение: С.
Бодренков. «Игра в горелки».

15. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

14. Слушай и исполняй! (для детей 7-8 лет)
Ведущий называет 1-2 раза несколько различных
движений, не показывая их. Дети должны произвести
движения в той же последовательности, в какой они были
названы ведущим.

16. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

15. Вот так позы! (для детей 5-6 лет)
Играющие принимают различные позы. Водящий,
посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их,
когда все дети вернутся в исходное положение.

17. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

16. Запомни порядок! (для детей 5-6 лет)
4 - 5 играющих выстраиваются друг за другом в
произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей,
должен отвернуться и сказать, кто за кем стоит. Затем
водящим становится другой.

18. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

17. Кто что делал? (для детей 5-6 лет)
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку
Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди
выполняют различные движения и повторяют их 4 раза.
Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и
повторить их движения.

19. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

18. Художник (для детей 5-6 лет)
Ребенок играет роль художника. Он внимательно
рассматривает того, кого будет рисовать, потом
отворачивается и дает его словесный портрет.

20. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

19. Тень (для детей 5-6 лет)
Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы»
(из кинофильма «Синяя птица»).
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на дватри шага сзади. Второй ребенок-это «тень» первого. «Тень» должна
точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет
цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на
одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

21. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

20. В магазине зеркал (для детей 5- 6 лет)
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел
человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела
себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки,
и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей
тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал
погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки
топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все
остальные в точности повторяли ее движения.

22. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

21. Разведчики (для детей 5- 6 лет)
1-й вариант (для детей 6 - 7 лет). В комнате в произвольном порядке
расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату,
обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир),
запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем
разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик
прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд
и т.д.
2-й вариант (для детей 6 - 7 лет). Начало игры такое же, как в 1-м
варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел
разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик. Музыкальное
сопровождение: Е. Брусиловский.

23. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

22. Флажок (для детей 4- 5 лет)
Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню»
(обработка Т. Ломовой). Когда ведущий поднимет флажок
вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка
продолжает звучать.

24. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

23. Запретный номер (для детей 6 - 7 лет)
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя
произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в
ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается,
когда первый ребенок скажет: «Один», следующий
продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча
хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д.

25. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

24. Противоположные движения (для детей
5 - 6 лет)
Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под
музыку «Канадской народной песни» на начало каждого
такта вторая шеренга выполняет движения,
противоположные цервой.
Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает.
И т. д.

26. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

25. Стоп! (для детей 5 - 6 лет)
Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш».
Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в
прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

27. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

26. Замри! (для детей 6 - 7 лет)
Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны»
(ноги в стороны - вместе), сопровождая прыжки хлопками
над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается -
играющие должны успеть застыть в позе, на которую
пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка-
оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока
останется только один играющий, который признается
победителем.

28. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

27. Пожалуйста! (для детей 7 - 8 лет)
1-й вариант. Все участники игры вместе с ведущим становятся в
круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения
(физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их
повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово
«пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
2-й вариант. Игра идет так же, как в 1-м варианте, но только тот, кто
ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание,
например улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.

29. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

28. Запрещенное движение! (для детей 5 - 6 лет)
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского
«До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они
выполняют руками движения, которые показывает
ведущий.
Затем выбирается одно движение, которое повторять
запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение,
выходит из игры.

30. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

29. Пустой угол (для детей 7- 8 лет)
Три пары играющих детей размещаются в трех углах комнаты, четвертый
угол остается пустым. Под музыку дети парами перемещаются в пустой угол
в определенном порядке: 1-я, 2-я, 3-я пара; 2-я, 3-я и т. д.
Когда действие перемещения становится автоматическим, ведущий
предупреждает, что на слово «еще» пара, которая только что добежала до
пустого угла, должна вернуться обратно, а следующая за ней пара,
собравшаяся перемещаться в их угол, остаться на месте и только на
следующей музыкальной фразе перебегать в новый пустой угол.
Дети заранее не знают, когда ведущий подаст команду «еще», и должны
быть начеку. Если детей меньше шести, то в каком-то углу может стоять один
ребенок, а если больше шести, то допустимо объединение троих детей.

31. Раздел 1. Подвижные игры.

30. ПОССОРИЛИСЬ ДВА ПЕТУШКА (для детей 5 -6 лет)
Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся
на одну ногу и, пока звучит музыка А. Райчева
«Поссорились два петушка», подпрыгивая, пытаются
ударить друг друга резкими движениями плеч вперед.

32. Раздел 1. Подвижные игры.

31. Иголка и нитка. (для детей 4 -5 лет)
Дети становятся друг за другом. Первый ребенок-
иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за
ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает
французская народная песня «Горбуны».

33. Раздел 1. Подвижные игры.

32. Дракон кусает свой хвост. (для детей 5-6 лет)
Играющие стоят друг за другом, держась за талию
впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона,
последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка Д.
Нурыева «Восточный танец», первый играющий пытается
схватить последнего -дракон ловит свой хвост.
Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если
дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона
встает другой ребенок.

34. Раздел 1. Подвижные игры.

33. Скучно, скучно так сидеть. (для детей 5-6 лет)
Играющие сидят на маленьких стульях.
У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше.
Ведущий говорит: Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать
и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены.
Проигрывает тот, кто остался без стула.

35. Раздел 1. Подвижные игры.

34. Ловишки. (для детей 5-6 лет)
Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись
к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.
Под музыку (И. Гайдн, «Рондо». Отрывок) дети подбегают к
ловишке, хлопают в ладоши и говорят: Раз-два-три,
Раз-два-три.
Скорее нас
лови!
Затем - бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят.
Игра повторяется.
Ловишкой становится тот, кого поймали.

36. Раздел 1. Подвижные игры.

35. Лисонька, ты где? (для детей 5-6 лет)
Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем они
отворачиваются и закрывают глаза. В это время ведущий ходит по
кругу и незаметно для ребят условленным заранее прикосновением
назначает лису, остальные - зайцы.
По сигналу все открывают глаза, но никто не знает; кто же
лиса. Ведущий зовет первый раз: «Лисонька, где ты?» Лиса не должна
выдавать себя ни словом, ни движением, так же и второй раз, а в
третий-лиса отвечает: «Я здесь» - и бросается ловить зайцев. Зайца,
присевшего на корточки, ловить нельзя.
Пойманные зайцы выходят из игры.

37. Раздел 1. Подвижные игры.

36. Сова. (для детей 4-5 лет)
Дети выбирают водящего - сову, которая садится в
гнездо и спит, в это время дети начинают бегать и прыгать.
Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза
и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть.
Кто пошевелится или засмеется, становится совой.
Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар».

38. Раздел 1. Подвижные игры.

37. Белые медведи. (для детей 6 -7 лет)
Намечается место, где будут жить белые медведи.
Двое детей, берутся за руки - это белые медведи.
Со словами: «Медведи идут на охоту» - они бегут,
стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих.
Затем снова идут на охоту.
Когда поймают всех играющих, игра кончается.

39. Раздел 1. Подвижные игры.

38. Самый ловкий наездник (для детей 5 -6 лет)
По залу в случайном порядке расставляются стулья.
Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда
заиграет музыка, все встают со стульев и начинают скакать
по залу, подражая движениям лошади.
В это время ведущий убирает один стул. С
окончанием музыки (Р. Шуман. «Смелый наездник») дети
должны сесть на стулья, но обязательно лицом к спинке.
Оставшийся без стула выходит из игры. Игра
продолжается до тех пор, пока не останется всего один
стул для самого ловкого наездника.

40. Раздел 1. Подвижные игры.

39. Тропинка. (для детей 6 -7 лет)
Дети делятся на две команды с одинаковым количеством участвующих.
В каждой команде дети берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу
ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не
прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: (6, 12, 18
и т. д.).
После этого ведущий дает задание, которое выполняется обеими
командами. Бели ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды
становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего,
приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!»,
все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в
центре. Если «Кочки!», все участники игры приседают, положив руки на
голову.
Эти задания чередуются ведущим.
Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Игра выполняется под русскую народную песню «Кума».

41. Раздел 1. Подвижные игры.

40. Веретено. (для детей 6 -7 лет)
Играющие делятся на две. группы и становятся друг за
другом. По команде «Начинаем!» дети, стоящие первыми,
должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя.
Потом соседи берут их за талию и оборачиваются
уже вдвоем и т. д., пока не дойдут до последнего в ряду.
Побеждает та группа, дети которой обернулись, быстрее.
Музыкальное сопровождение:
«Лезгинка» (дагестанский народный танец).

42. Раздел 1. Подвижные игры.

41. Реченька. (для детей 5 -6 лет)
В игре участвуют две группы детей. Обозначив на
полу неширокую речку, подходят к ней по одному от
каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть.
Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе, а кто
нет-должен перейти в соседнюю.
В какой группе под конец игры детей окажется больше,
та и выиграла.
Игра сопровождается азербайджанской народной
танцевальной музыкой в обработке С. Рустамова.

43. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

42. Слушай команду! (для детей 5 -6 лет)
Дети идут под музыку (Р. Газизов. «Марш») в колонне
друг за другом; когда музыка прекращается, все
останавливаются и слушают произнесенную шепотом
команду ведущего и тотчас же ее выполняют.
Команды даются только на выполнение спокойных
движений.
Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо
слушает и точно выполняет задание.

44. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

43. Расставить посты. (для детей 6 -7 лет)



немедленно остановиться.

45. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

44. Смотри на руки! (для детей 5 -6 лет)
Дети маршируют под музыку (Ф. Шуберт! «Марш»)
друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир
хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен
немедленно остановиться.
Так командир расставляет всех детей в задуманном им
порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

46. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

45. Кто за кем? (для детей 5 -6 лет)
По залу расставлены в случайном порядке стулья. В
зале звучит музыка А. Ферро «Гавот». Один ребенок,
которого вызвал ведущий, ходит между стульями и,
услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул.
Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет
действия предыдущего ребенка. Когда все дети сядут на
стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и
идти нпрежнее место.
Подниматься они должны в таком порядке, как их вызывал в
начале игры ведущий.
Не спеша…..?????

47. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

46. Идем за синей птицей (для детей 5 -6 лет)
Дети вдут по залу, взявшись за руки и произнося
многократно под музыку (И. Сад. «Шествие») слова:
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.

48. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

47. Это я! Это мое! (для детей 4 -5 лет)
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая,
оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с
бабушкой надо разговаривать при помощи рук:4 ничего-то
бабушка не слышит.
Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя
играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п.
Мальчик отвечает жестом. Выразительные движения:
рука согнута в локте, указательный палец направлен
на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть: «Моё,
принадлежит мне!»

49. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

48. Заколдованный ребенок (для детей 5 -6 лет)
Ребенка заколдовали. Он не может говорить.
На вопросы отвечает жестами.
Указательным пальцем он показывает различные предметы
и направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

50. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

49. Сколько звуков. (для детей 5 -6 лет)
Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу.
Ребенок должен показать на пальцах, сколько прозвучало
ударов.

51. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

50. Вот он какой! (для детей 5 -6 лет)
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и
форме хорошо известных ему предметов.
С помощью жестов он характеризует предмет:
маленький, большой, заостренный, крупный, круглый,
четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

52. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

51. Тише! (для детей 3 -4 лет)
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой
спит котенок. Они то идут на носочках, то
останавливаются и знаками показывают друг другу:
«Тише!».
Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий
котенок».
Выразительные движения: шею вытянуть вперед,
указательный палец приставить к сжатым губам, брови
поднять вверх.

53. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

52. Отдай! (для детей 4 - 5 лет)
Ребенок требует отдать ему игрушку.

горизонтально ладонями кверху.

54. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

53. Иди ко мне! (для детей 3 - 4 лет)
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить
самостоятельно.
Выразительные движения: присесть, обе руки
вытянуты навстречу малышу.

55. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

54.Уходи! (для детей 3 - 4 лет)
Ребенок отталкивает обидчика.
Выразительные движения: кисти рук держать
вертикально, ладонями наружу.

56. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

55. До свидания! (для детей 3 - 4 лет)
От пристани отходит огромный белый теплоход.
Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и
пассажиров машут им высоко поднятой рукой:
«До свидания! До встречи!»

57. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

56. Не покажу! (для детей 5 - 6 лет)
Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы
она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили
девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав
ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится
из стороны в сторону: «Не покажу!»

58. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

57. Я не знаю! (для детей 6 - 7 лет)
Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только
пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не
имею понятия», «Ничего не видел».
Выразительные движения: приподнять брови, опустить
уголки рта, приподнять на миг плечи, руки слегка
развести, ладони раскрыть.

59. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

58. Игра в снежки (для детей 5 - 6 лет)
Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве
«Веселая горка».
Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками
снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким
движением, широко раскрывая пальцы.

Алина Антонова
Картотека игр и упражнений по психогимнастике

ПСИХОГИМНАСТИКА

Данные игры помогут :

Улучшить психоэмоциональное состояние ребенка ;

Снять психологическую напряженность , снизить мышечное утомление;

Помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;

Снизить агрессию, страх;

Развить уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним;

Развить коммуникативные способности;

Совершенствовать тактильную память;

Совершенствовать умение работать в коллективе;

Повысить сплоченность группы;

Воспитать способности к согласованному взаимодействию;

Формировать вербальные и невербальные средства общения;

Формировать положительные личностные качества в поведении ребенка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др);

Формировать положительные эмоции, дружелюбие, умение общаться со сверстниками; взаимопонимание, способность к эмпатии;

Повысить уровень произвольности действий детей, двигательного творчества;

Формировать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.

Он большой

Как мяч футбольный!

Если спелый - все довольны!

Так приятен он на вкус

Сладкий сахарный арбуз!

Дети, стоя в кругу, передают мяч друг другу. По окончании слов ребенок, в руках которого оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз – сладкий или кислый.

2. НАСОС И МЯЧ

«Мяч сдутый» - ребенок принимает положение сед, согнув ноги.

«Насос накачивает мяч» - педагог делает соответствующие движения руками, произнося : «с - с – с» .

«Мяч становится все больше» - ребенок медленно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх, округляя их.

«Насос прекращает работу» - взрослый делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч снова сдувается» - ребенок медленно садится, опускает руки, выдыхая : «ш – ш – ш» .

Вариант : Можно разделиться на пары, выполняя движения в соответствии с полученной ролью. После нескольких повторов дети меняются ролями.

3. СНЕГОВИК

Педагог предлагает детям принять любую позу нарисованного человечка, который убежал с альбомного листа и оказался один в незнакомом дворе и представить следующее :

- «Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем его изобразить».

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

- «Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять».

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, подставляют лицо солнышку, приседают и «растекаются на полу яркой лужицей» .

4. ПОВОДЫРЬ

Педагог объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребенок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга – «поводыря» и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по залу, преодолевая препятствия. Ребенок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.

5. ВИДЕОТЕЛЕФОН

Дети выстраиваются в одну колонну. Педагог тихо называет последнему в колонне какое – либо слово (либо показывает карточку со словом , нарисованным животным или предметом). Замыкающий придумывает как это слово можно передать не вербально (с помощью движений, жестов, мимики) . Затем он касается плеча впередистоящего ребенка. Тот поворачивается и наблюдает за действиями «передающего» . Когда у второго игрока возникает своя версия, он таким же образом передает ее дальше, придумывая уже свои движения.

По окончании игры следует провести анализ игры и выяснить, где произошел сбой, если до первого игрока версия дошла искаженной.

6. ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ (НАСТОЕНИЕ)

1. Дети, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывают ему какое – либо движение, действие (причесывается, моет руки и т. п.) . Это движение ребенок показывает следующему. И так по кругу до последнего. Новое движение показывает кто – либо другой.

2. Передается настроение (грустное, тоскливое, веселое, сердитое) . Первым мимикой, жестом настроение показывает педагог. Дети передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал и что дети ощущали при показе, передачи настроения.

Дети садятся, образуя круг. Педагог, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. Подробно описывает чей – то портрет : цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды. Ее просят подойти к директору. Задача играющих определить, о ком идет речь и назвать имя разыскиваемого. Роль директора может исполнять каждый желающий.

8. ПОКАЖИ СКАЗКУ

Участники объединяются в две подгруппы. В каждой команде игроки договариваются сюжет какой известной сказки будет ими продемонстрирован. Затем они распределяют роли и показывают свое представление другой подгруппе. Зрители просматривают спектакль – пантомиму, после чего пытаются угадать название сказки. Затем актеры и зрители меняются местами.

После представлений можно обсудить свои спектакли, отметить наиболее удачные сценки. Примерные сказки : Колобок, Курочка Ряба, Красная шапочка, Теремок и т. п.

9. ЗЕРКАЛО (ТЕНЬ)

Дети парами встают напротив друг друга. Один из них – «отражение в зеркале» , воспроизводит все движения, которые совершает ребенок, смотрящийся в зеркало. Можно выполнять игровые действия с воображаемыми предметами Причесываться, почистить зубы и т. п.). «Зеркало» повторяет их точно, но сохраняя зеркальность отражения.

Вариант : Дети зеркально повторяют за одним водящим все движения.

Эй! Ребята, не зевайте,

А за мною повторяйте!

10. УПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО

Педагог предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало – оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает ее и т. д.

Играть можно : - парами, меняясь ролями;

Всей группой, выполняя упражнения «перевертыши» ,

причем каждый придумывает свое движение.

11. ПРОРВИСЬ В КРУГ

Ребенка, испытывающего сложности в общении, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

Цель : помочь проверить себя, преодолеть робость, войти в коллектив.

12. ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ

Две пары детей (не более) встают друг за другом между двумя линиями. Педагог – между парами детей для страховки. Один – падает, другой его ловит. Падающий должен расслабиться, закрыть глаза, не подстраховывать себя.

Цель : развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним.

13. ПОДНИМИ, ПОКАЧАЙ

Ребенок ложится на ковер, расслабляется, закрывает глаза. Педагог поддерживает его подмышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон и легко качают. Педагог спрашивает : «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат и не позволят тебе упасть».

Цель : Дать ребенку понять, что его поддерживают, о нем заботятся.

14. МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

Ребенок ложится на одеяло. Дети поднимают его, держась за одеяло со всех сторон. Говорят : «Море волнуется раз (шепотом, море волнуется два (громче, море волнуется три (громко) ». Ребенок перекрикивает их : «А я не боюсь моря!»

Цель : помочь преодолеть страх, робость, развивать уверенность в себе.

15. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЦА

Дети разбиваются на 2 шеренги, встают лицом друг к другу. Дети 1-ой шеренги закрывают глаза, другой – меняются местами (произвольно) и подходят к 1-ой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедших и называют их имена. (Условия : дотрагиваться до одежды нельзя) .

Цель : развивать коммуникативность, тактильную память.

16. РИСОВАНИЕ НА СПИНЕ

Дети разбиваются на пары : ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка, печатные буквы, другой ребенок должен отгадать, что это.

Цель : развивать тактильную чувствительность, коммуникативность.

17. ПЛАСТИЛИН

Дети разбиваются на пары : один – скульптор, второй – пластилин. Общее задание : например, вылепить кошку. Лепить нужно, осторожно дотрагиваясь до разных частей тела, «перемещая» их в пространстве. Когда задание выполнено, (можно выбрать лучшую кошку, выполнить любую скульптуру по желанию детей.

18. ХУДОЖНИКИ

Каждому ребенку предлагается «нарисовать» с помощью скакалки :

Фигуру по заданию (лестницу, змейку, домик, елочку) ;

Фигуру на выбор по желанию.

Вариант : 1. На команду выдается одна веревочка длиной не менее 1.5 метра. Выигрывает команда, наиболее Точно выполнившая задание.

2. Можно провести игру в виде эстафеты с передвижением от старта к месту рисования.

19. ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА

Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала (к дому) . Когда дети приближаются друг к другу, педагог говорит :

«Раз, два, три, четыре – того, кто рядом за руку возьми.

Глаз не открывай, а кто это отгадай»

Дети на ощупь определяют того, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаз

20. ГОРЧИЧНИКИ

Педагог выбирает грустного ребенка и предлагает детям : «Ребята, а где горчичники? Давайте поможем человеку!» . Дети, желающие помочь недомогающему ребенку, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти «живые горчичники» начинают «прогревать2 намного эффективнее, чем настоящие, - проявляется эффект эмоциональной отдачи.

21. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ

22. ОСАНКА И МОЕ НАСТРОЕНИЕ

Предложить детям с помощью мимики и осанки изобразить :

1. - уверенного в себе человека, сильного;

Трусливого, слабого;

Веселого, ловкого и т. п.

2. характеры :

Я – Непоседа,

Я – Мямлик,

Я – Шустрик,

Я – Соня.

Предложить детям показать неправильную осанку, а затем продемонстрировать хорошую осанку. Прочувствовать, а затем проанализировать, как в зависимости от настроения меняется и наша осанка.

Цель : эмоциональная регуляция, владение мимикой и влияние ее на наше настроение.

23. ВЫЛИВАНИЕ ИЗ КУВШИНЧИКА

На занятии возникают спорные ситуации… Все садятся по кругу на пятках, играет спокойная музыка. Педагог предлагает следующее :

Давайте представим себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой. Медленно наклоняем голову вниз и «выливаем из головы» то, чего там сейчас не должно быть : боль, обиду, злобу, раздражение. Представим свою голову расписным кувшинчиком из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

Можно затем предложить детям лечь, расслабиться, ощутить как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая.

24. ИЗ СЕМЕЧКА – В ДЕРЕВО

Педагог- «садовник» , дети – «семена» . Дети принимают положение сед согнув ноги, наклонив голову и прикрыв ее руками. Садовник «поливает» семена, поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых дней семена начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – тянутся вверх; появляются веточки с бутонами – руки вытягивают в стороны, пальцы сжимают в кулаки. Наступает радостный момент : бутоны лопаются – дети резко разжимают кулаки – ростки превращаются в цветки. Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам – соседям. Подул холодный ветер – закачались цветы в разные стороны, борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, туловище. Ветер срывает листья – руки опускаются, цветы клонятся к земле. Выпал снежок – цветы превращаются в маленькие семечки и лежат, укутанные снегом до весны. Педагог обходит детей, ласково поглаживая каждого.

Психогимнастика для детей 3 – 4 лет

1 . Педагог показывает детям пиктограммы с изображением лиц, выражающих разные эмоции: радость, спокойствие, печаль, злость. Дети с помощью педагога называют эмоциональное состояние человека: радостный, печальный, сердитый, спокойный, а затем пробуют изобразить эти эмоциональные состояния. Можно попросить изобразить злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Полезно сделать это перед зеркалом или зеркальцами.

2. «Пылесос и пылинки»

Дети выступают в роли пылинок, педагог – в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и уходит на свое место.

Когда ребенок - пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

3. «Цветок»

Педагог рассказывает детям о цветке, а дети изображают рост цветка в соответствии с рассказом.

«Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед солнцу».

Выразительные движения6 сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивает вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, губы в улыбке, мышцы лица расслаблены.

4. «Лягушки»

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерзли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (я бережно посажу ее на травку.) покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите ее на травку. А теперь скажите, какая лягушка6 сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми). Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.

5. Психогимнастика: упражнение на расслабление «Заводные игрушки»

Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки.

Вокруг себя повернись,

В куклу Машу превратись.

Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого клоуна.

Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите.

Дети застывают в определенной позе.

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь.

6. «Кошка и мышки»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Этюд сопровождается музыкой.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови подняты вверх.

7. «Слушай хлопки»

Играющие идти по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» 9стоять на 1 ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу.

8. «Вот так позы»

Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

9. «Зеваки»

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего 9например, звонок колокольчика) останавливаются, хлопают в ладоши, разворачиваются по кругу и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, не выполнивший правильно задание, садится в середину круга.

10. «Разведчики»

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

11. «Пожалуйста»

Вариант 1

Все участники игры вместе с педагогом становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения 9физкультурные, танцевальные, шуточные), а ребята должны их повторять лишь в том случае, если он показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант 2

Игра проводится так же, как и в 1 –о варианте, но только тот, кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например надо улыбнуться. Попрыгать на одной ноге и т.д.

12. «Кто что делал?»

Двое игроков стоят рядом друг с другом. Они под музыку делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Третий ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.


Методическое пособие из опыта работы воспитателя Натальиной Анастасии Трофимовны

Введение

Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, вызванный рядами причин:

Увеличивающаяся патология рождаемости;

Причины новых открытий в физике (наличие души);

Кризисное, переходное состояние нашего общества, большое количество стрессов;

Раннее начало обучения, усложнение учебных требований.

Дошкольному детству отведено всего 4 года, но от того, как они прожиты ребенком, во многом зависит его физическое и психическое здоровье, развитие его способностей, нравственных качеств.

Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием и развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играет влияние жизненных условий и воспитание.

В годы детства важнейшими задачами физического воспитания являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию и работоспособности. Но эти задачи стоят не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укреплении здоровья, а как подчеркивал крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин «…в культуре чувств, во внимание, в воле, в красоте, в культуре всего характера».

Данное пособие – результат работы воспитателя Натальиной Анастасии Трофимовны. Это – сборник материалов, необходимых воспитателю для работы с дошкольниками. Некоторые из них известны давно, но творчески переработаны, модифицированы автором. Основная часть создана самостоятельно на основе известной теории и методики развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой.

Книга состоит из двух частей. В первой, - состоящей из трех разделов, представлен практический материал: комплексы утренней гимнастики, конспекты физкультурных занятий. Которые доставляют малышу массу удовольствия, улучшают ритмичность движения, а комментарии позволяют описывать характер физических действий – силу, темп, резкость и направление внимания детей на осознание или сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Главными задачами здесь являются:

Дать ребёнку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения – путём подражательного повторений движений;

Тренировать ребёнка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

Тренировать ребёнка, изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений – работы воображения и чувств.

Тематика здесь различна в зависимости от возраста детей, от задач занятия, но каждый раз это интересная, захватывающая игра, активизирующая положительные эмоции, создающие ощущения душевного комфорта, способствующая формированию первичных навыков саморегуляции.

Во втором разделе содержатся интегрированные занятия, на которых, помимо обучающих, решаются следующие задачи:

Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимой);

Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;

Выработка у детей положительных черт характера;

Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, выражения, речи;

Обучение приёмам саморасслабления, снятие психологического напряжения;

Обучение детей правилам хорошего тона.

Психогимнастические образы, этюды и упражнения используются здесь с целью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Третий раздел посвящён работе с родителями. Автор уверен, что родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребёнком, общения не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины: невозможно испытывать отчуждение, гнев злость на ребёнка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребёнка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех.

Вторая часть включает в себя описание этюдов, игр, упражнений, имеющих своей целью:

Развитие психических процессов (внимание, воображение, мышление, память), автоматизированный и выразительной моторики;

Выражение различных эмоциональных состояний;

Коррекцию нежелательных личностных особенностей того или иного ребёнка;

Расслабление, приведение в равновесие.

Таким образом, способность ребёнка радоваться свободе своих движений создаёт у него уверенность в себе, повышает эмоциональное, физическое благополучие и, далее, гармоничное психическое развитие. А удовлетворённое собой формирует и поддерживает положительную самооценку.

Условия реализации данного метода:

  • Отбор знаний наиболее актуальных для детей данного возраста.
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности.
  • Деятельный подход.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Восприятие индивидуальности как особо значимой ценности.
  • Наличие у педагогов целостного и адекватного представления о каждом ребенке, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и индивидуальных сторонах его личности.
  • Предоставление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять свое место в жизнедеятельности сообщества.
  • Оптимальное сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, направленных на формирование в детях общего, особенного и единичного.
  • Теоретическая и практическая готовность педагога к осуществлению индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности.

Последовательность реализации метода:

  • Установка на определенную деятельность (эмоциональная подготовка детей к решению поставленной задачи).
  • Обеспечение деятельности, ее разбивка на операции (создание условий для успешного решения).
  • Сравнение полученных результатов с требуемыми (осознанное отношение к результату своего труда).

Критерии оценки данного метода:

  • Актуальность и важность поставленных проблем.
  • Социальная значимость проблем.
  • Самостоятельность разработки.
  • Реалистичность, экономичность.
  • Перспективность, практические результаты.

Прогнозируемые конечные результаты:

  • Повышение функциональных возможностей организма детей.
  • Рост уровня физического развития несовершеннолетних и осознание ими приоритета здорового образа жизни.
  • Активизация познавательного интереса у детей.
  • Рост позитивных изменений в поведении ребенка, его взаимоотношениях с семьей и окружающими людьми.
  • Приобретение навыков поиска и анализа необходимой информации.
  • Повышение культурного уровня и знаний о традициях народов нашей Родины у дошкольников.

Часть I. Раздел 1

Комплексы утренней гимнастики на основе психогимнастики для детей 3-4 лет

Этюды, упражнения

Дозировка

ОМУ

Этюд «Пробуждение кошки»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки внизу.

Плавно потянуться вверх.

3 раза

Движения мягкие, плавные

Этюд «Прогулка кошки»

Ходьба мягким пружинистым шагом, с движением рук.

1-2 круга

Максимальная имитация

Этюд «Любопытная кошка»

Ходьба на четвереньках.

½ круга

Спина прямая, руки ставить мягко

Этюд «Подлезание под забор»

И.П.: стоя на коленях и ладонях, прогнуться с движением туловища вперед, назад: с поворотом головы в одну и другую стороны.

Выполняя последний раз, дети услышали «Кар» и посмотрели вверх.

3 раза

Максимальный прогиб спины, обязательный поворот головы

Посмотреть вверх

Этюд «Кошка кувыркается в песке»

И.П.: лечь на спину, ноги вместе, перекаты с одной стороны на другую.

5-6 раз

Самостоятельно

Этюд «Встряхивание песка»

И.П.: стоя на коленях и ладонях, голень поднять вверх, выполняя волнообразные движения туловищем влево, вправо.

3-4 раза

Спину держать прямо голову не опускать

Этюд «Игра с мухой»

И.П.: стоя О.С. выполнять прыжки с выбросом рук вверх.

5 раз

Максимальные прыжки

Этюд «Царапки»

Погладить друг друга по спине.

Для детей старшего дошкольного возраста (по методике М.И. Чистяковой)

Упражнения

Дозировка

ОМУ

Ходьба по залу со сменой направления.

2 круга

По звуковому сигналу

Этюд «В магазине зеркал»: упражнения выполняются с флажками.

А) «Азбука Морзе»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки опущены.

Разноименные взмахи правой и левой руками.

Б) «Украсим дома»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки согнуты, флажки у плеч.

Поочередные повороты в сторону с выпрямлением рук.

В) «Фейерверк»

И.П.: то же.

Взмахи обеими руками вверх с прогибанием назад, наклон вперед со взмахом рук назад.

Г) И.П.: сидя, ноги вместе – прямые, руки прямые в стороны.

Ноги согнуть, флажки к коленям вертикально.

Д) «Пружинка»

И.П.: стоя, ноги – пятки вместе, носки – врозь, флажки вниз.

Присесть, взмах вперед.

Е) «Подскоки»

Чередовать с ходьбой.

4 раза

по 3 раза

5 раз

5 раз

6 раз

3 раза

Сопровождать сюжетным рассказом

Четкое повторение взмахов

Смотреть в сторону поворота

Следить за флажками

Спина прямая

Спина прямая, пятки отрывать от пола, колени разводить в стороны

Сбор флажков

Этюд на расслабление мышечного напряжения и психоэмоционального.

«Шалтай-болтай» или «Спящий котенок».

2 минуты

Музыкальное сопровождение

Р. Паулс «Колыбельная»

Для детей младшего возраста

Этюды, упражнения

Дозировка

ОМУ

«Будь внимателен» – этюды на внимание и развитие имитационных способностей ребенка.

«Зайки» - прыжки на двух ногах,

«Лошадки» - ударяют ногой об пол,

«Раки» - пятиться,

«Птицы» - бегать, размахивая руками.

Задания выполняются во время ходьбы.

по 2 раза

Быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

Построение в звенья.

«Силачи»

И.П.: ноги расставлены, руки в стороны.

1 – руки к плечам, кисти в кулак.

2 – И.П.

6 раз

С силой сжимаем руки

«Сильный ветер»

И.П.: ноги на ширине плеч, руки за головой.

Наклоны в стороны, вперед, назад.

И.П.: сидя, руки за головой.

Наклоны в стороны, вперед.

по 4 раза

Крепко стоит дерево

Ветер качает куст, спина прямая

И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поочередное поднимание ног.

4 раза

Колени не сгибать

И.П.: сидя, руки в упоре сзади.

Поочередное поднимание ног.

4 раза

Спина прямая

Этюд на расслабление мышц

«Шалтай-болтай».

2 раза

«Перекат на пятки»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки за спиной.

1 – подняться на носки.

2 – перекат на пятки.

4 раза

Спина прямая голову не опускать

«Попрыгаем!»

И.П.: О.С., руки на поясе.

8 подпрыгиваний, поворот вправо – 8 шагов

3 раза

Прыгать легко

Этюд на мышечное и эмоциональное расслабление. «Идем за синей птицей».

Для детей среднего возраста (по методике М.И. Чистяковой)

Мероприятия, упражнения

Дозировка

Ходьба по залу под тихие удары бубна – ходьба на носках;

«Зайчики» - прыжки на двух ногах с продвижением;

«Раки» - пятиться.

3 круга

чередуя со строевой ходьбой.

Ходьба строевая, спина прямая, руки на поясе

Построение в круг.

Этюд «Поиски Карлсона», на координацию движений и развития мимики.

Имитация подтягивания на перекладине, заглядывания за нее.

6 раз

Мимика – глаза широко открыты, рот закрыт, но зубы разжаты (удивление)

Ноги прямые, руки согнуты в локтях

Этюд «Карлсон-толстяк»

И.П.: стоя, ноги расставлены, руки опущены. Изобразить толстяка.

3 раза

Предельное разведение рук в стороны и слегка назад, надувание щёк.

Этюд «Заведи пропеллер »

И.П.: стоя, руки перед грудью, на сигнал «заводи», произвести вращательные движения согнутыми руками, озвучивая движения звуком «р»

4 раза

Постепенное ускорение вращательного движения.

Этюд «Завяжи шнурки, банты »

И.П.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Наклоны к ноге, имитируя завязывания шнурков и бантиков.

6 раза

по три наклона к каждой ноге

Колени не сгибать.

Этюд «Оглянись»

И.П.: стоя, руки на поясе, повороты в правую и левую стороны.

6 раз

Ноги прямые, повороты туловища и головы глубокие.

Этюд «Карлсон-шалун»

И.П.: лёжа на животе, руки и ноги напряжены, перекат на животе.

7 раз

Кисти держать вместе, руки и ноги напряжены.

Этюд «Радость»

И.П.: прыжки на двух ногах.

5 раз

Прыгать легко

Этюд «Отдых»

Дети располагаются, кто, как хочет, и слушают музыку.

2 минуты

Глаза закрыть.

Для детей старшего возраста

Этюды, упражнения

Дозировка

«Слушай хлопки» -этюд на развитие мимики

1- хлопок «лягушки»

2- хлопок «аисты»

3- хлопок ходьба с продвижением

3 круга

2 раза

Будь внимательным!

Бег по залу с заданием

«Будь внимательным!» - этюд на координацию движения, ходьба на носках на тихие удары бубна.

2 круга

2 раза по ½ круга

Спина прямая.

Построение в 2 шеренги.

Этюд на развитие мышц лица «Грустный и весёлый клоун»

2 раза

Мимика, жесты, пантомима

Этюд «Два клоуна» на координацию движений. подскоки, взявшись за руки с кружением.

30 сек

Движения согласованы

«Жонглёры»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки внизу. Имитация бросания колец друг другу.

1 минута повторить 2 раза

Движения плавные, согласованные

«Акробатический этюд»

И.П.: стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки, кисти рук положить на плечи другу. Поочерёдные махи прямой ногой назад.

8 махов каждой ногой повторить 2 раза

Прогнуться максимально назад

Этюд «Благодарю»

И.П.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Глубокий наклон с поворотом головы вправо, влево, руки прямые максимально отвести назад.

5 раз

Ноги прямые, глубокий наклон, обратить внимание на поворот головы и улыбку.

«Качели»

И.П.: стоя лицом друг от друга, сцепиться руками, поочерёдные наклоны вперёд.

По 4 раза

Максимально приподнять друга

«Лодочка»

И.П.: сидя друг перед другом, ноги переплетены, взявшись за руки, поднимая друга из положения лёжа.

5 раз

Руки при движении прямые

Прыжки с закрытыми глазами.

И.П.: О.С., руки на поясе, прыжки – ноги вместе, врозь с закрытыми глазами.

10 прыжков

по 2 раза

Носок оттянуть

Этюд «Солнышко и тучка» - пантомима на сокращение и расслабление мышц.

2 раза

Чёткие имитационные движения

Этюд «Загораем»- на полное расслабление организма.

2 минуты

Полное расслабление всех мышц

«Стряхнём песок » - имитация встряхивания песка, поглаживание всех частей тела.

Поглаживание.

Конспект физкультурного занятия с применением нетрадиционных оздоровительных методик «В гостях у Нептуна»

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание :

  1. Упражнять в подтягивание на животе, по гимнастической скамейке, двумя руками.
  2. Продолжать учить прыгать из обруча в обруч, отталкиваясь двумя ногами.
  3. Отрабатывать ходьбу по канату, не касаясь, пола носками ног.
  4. Закрепить подлезание по тоннелю на четвереньках.
  5. Упражнять в подпрыгивание и удара по предмету – амортизатору.
  6. Во время дыхательных упражнений следить за правильным глубоким диафрагменным вдохом через нос и выдох энергичный через нос.
  7. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания к своим друзьям, уважение к себе и к друг другу.

Оборудование: гимнастическая скамейка, канат, 5 набивных мячей, 4 обруча, обручи для игры по количеству детей, тоннель, дорожка препятствий, «речка», свисающие предметы.

Ход занятия: построение в шеренгу. Настрой «Я здоровый! «У меня хорошее настроение! Я буду хорошо заниматься!»

Упражнения

Дозировка

ОМУ

I

Чередование ходьбы на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, прыжки на двух ногах. Сели с задержкой дыхания. Бег, отталкивающие предметы – амортизаторы, пролезание.

Дыхательное упражнение

«Подуем на волну»

Перелезание. Высота предмета 40 см. ОРУ «Морское путешествие»

2 минуты

3 минуты

1 раз

Идём по песчаному берегу, не наталкиваясь. Впереди река: на нас движется волна. Набрали воздух – сели. Погуляем по дну: оттолкните медузу, пройдите под щукой.

Набирайте больше воздуха, дуйте сильнее. Вот мы и на поверхности. Смотрите корабль.

Проходите на него. Встали удобно.

1 . И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 1-2 поочерёдное движение рук вперёд – в сторону, корпус слегка поворачивается.

8 раз

Покажите, как вы сейчас плыли.

2. «Штурвал»

И.П.: ноги на ширине плеч руки согнуты в локтях у груди 1-4 покачивания

8 раз

Взяли «штурвал», руки округлили: «В путь!»

3. «Земля»

И.П.: ноги на ширине плеч руки на поясе. 1- посмотреть вправо, поворот, 2- влево, 3- наклон вперёд, 4 – повернуться назад.

4 раза

Посмотрите, что на горизонте, смотрит дальше голову не опускать. Ноги не отрывать от пола: «Земля!»

4. «Гребля»

И.П.: сидя ноги прямые врозь, руки согнуты в локтях у плеч, 1- наклон вперёд, «имитируем греблю», 2- вернуться в И.П.

6 раз

Но здесь корабль не пройдёт, нужно пересесть на лодки. Гребите сильнее. Посмотрите, какие на острове раки.

5. «Раки»

И.П.: сидя упор на ладонях и ступнях со спины.

2 минуты

Покажите, как они передвигаются.

6. «Водоворот»

И. П.: сидя, ноги согнуты в коленях, руки смыкаются на коленях. Передвигаемся вокруг себя.

4 круга

Ой, ребята, что это с нашими лодками – нас засасывает. Закрутило, закрутило. Давайте выбираться, помогайте руками.

7. И.П.: основная стойка. Прыжки произвольные. Ходьба. Бег широким шагом, со сменой направления «Проверяем осанку»

20 прыж.

10 сек.

1 минута

20сек.

Ура! Мы на суше! Легко, выше.

А теперь можно обрадоваться, остров – вперед. Следим за движением, спина прямая.

II

Основные виды движений:

1 . Потягивание на скамейке двумя руками одновременно, ноги прямые.

4 раза

На этом острове нас ждут много препятствий. Готовы вы их преодолеть, тогда начали.

2. В прыжке достать до подвешенного предмета-амортизатора

4 раза

Подпрыгнуть выше, вытянуться вверх.

3. Бег «змейкой» между набивными мячами.

4 раза

Не задевайте колючки, оббегайте их.

4. Переход по канату, лежащему на полу.

4 раза

Осторожно идите по узкой тропинке, не касайтесь пола.

5 . Подлезание под канатом на четвереньках

4 раза

Будьте внимательны в тоннеле.

1. Прыжки из обруча в обруч

Упражнения для глаз

Игра «Море волнуется раз»

4 раза

20 сек

3 раза

«Спрыгните в воду», приземление на носки.

А теперь можно дать отдых глазам.

Обручи по количеству детей. Быстро занять пустой домик (берет коврики).

III

Отдых на «берегу моря» - полная релаксация.

40 сек

Мы с вами долго путешествовали, а теперь давайте отдохнем. Лягте на тёплый песок, закройте глаза и слушайте музыку. А как она закончится, вы встанете.

Спасибо наше занятие закончено. До свидания.

Конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики «Путешествие в лес»

(средний дошкольный возраст)

Программное содержание :

  1. Обогащать умения у детей фантазировать, заменять реальные предметы на импровизированные;
  2. закрепить ходьбу по гимнастической скамейке, приставляя пятку к носку другой ноги;
  3. упражнять в прыжках с мешочка на мешочек;
  4. закрепить ходьбу по скамейке, с опорой на ладони и ступни;
  5. упражнять детей в ползании на четвереньках с опорой на ладони и колени «змейкой»;
  6. воспитывать дружеские отношения, умение придти на помощь друзьям в преодолении препятствий.

Оборудование: 2 скамейки, 6 мешочков (400 г), 5 набивных мячей, 2 наклонные доски.

Сегодня, дети, мы отправимся в лес. С собой мы возьмём рюкзаки со всем необходимом. (Дети одевают рюкзаки).

В лесу нужно быть очень внимательными, дружными, ловкими и послушными. А теперь – в путь!

Упражнения

Дозировка

ОМУ

1.Ходьба по залу с высоким подниманием колен;

на носках;

обычная ходьба.

20 сек.

20 сек.

10 сек.

Дети, поднимайте ноги высоко, здесь высокая трава.

Ой, кажется рядом спит какой-то зверек, идите на носках, чтобы его не разбудить.

2. Бег с «горки»

1 мин. 20 сек.

Наш путь лежит через горы, бег легкий.

3. Ходьба, упражнения для глаз.

ОРУ (в движении)

40 сек.

Наш путь лежит через густой лес. Трудно пробираться, помогите руками, берегите глаза.

4. И.П.: руки вперед в стороны, поочередное движение.

10 метров

5. «Сбор ягод на поляне»

И.П.: ноги чуть расставлены, наклоны вперед– вниз, колени слегка сгибать.

10 раз

А вот и полянка, сколько здесь ягод. Давайте соберем ягоды.

6. «Разминка»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

1-2 – хлопки прямыми руками вперед и назад.

10 раз

После сбора ягод нужно размяться.

7. И.П.: лежа на спине встать на «мостик».

стойка 10 сек.

Старайтесь больше прогнуться, выпрямите руки, ноги слегка согните в коленях.

8. «Наклоны вперед»

И.П.: сидя ноги вместе, руки сзади упор

1 – наклон вперед, касаясь носков;

2 – в И.П.

7 раз

Колени не сгибать.

9. «Березка» - дренаж.

И.П.: лежа, поднять прямые ноги, стойка на предплечьях и лопатках.

10 сек.

На поляне очень много красивых и стройных берез. Покажите, какие они стройные.

10. И.П.: О.С. прыжки ноги вместе – ноги врозь с хлопками над головой.

35 прыжков

Ребята, а вот побежал заяц в кустах. Покажите, как он скачет.

11. Ходьба, оттягивая носок

20 сек.

А теперь можно в путь. Ой, кажется, здесь крапива. Идите осторожно.

II

1. Основные виды движений:

Ходьба по гимнастической скамейке, приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки в стороны.

2 раза

На нашем пути река. Мостик очень узкий, смотрите, не упадите!

2. Прыжки из мешочка на мешочек (5 шт.)

2 раза

А здесь можно и по камушкам перебраться, не промахнитесь, страхуйте друг друга.

3. Ходьба по гимнастической скамейке на ладонях и ступнях.

2 раза

Посмотрите, какое бревно лежит у нас на пути.

4. Ползанье на четвереньках с опорой на колени и ладони «змейкой»

5 мячей

2 раза

5. Ходьба по залу со сменой направления.

30 сек.

Вот и выбрались мы на хорошую дорогу и садик совсем близко. Вот мы и пришли.

III

Игра «Охотники и обезьяны» (полная релаксация).

1. Ходьба с закрытыми глазами.

2 раза

15 сек.

Теперь можно отдохнуть и поиграть.

Ходить не натыкаясь друг на друга.

Литература:

  1. М.И.Чистякова «Психогимнастика»
  2. Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»
  3. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки»
  4. В.Е.Дружинин «Психическое здоровье детей»
  5. Н.Л.Кряжева «Мир детских эмоций детей 5-7 лет»
  6. Т.Б.Мазепина «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах»
  7. Н.Т.Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику»
  8. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
  9. А.Н.Максаков, Т.А.Тумакова «Учите, играя»
  10. Л.В.Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольника»
  11. Л.Ю.Субботина «Развитие воображения у детей»
  12. Е.Л.Агаева «Чего на свете не бывает?»
  13. В.Волина «Праздник букваря»
  14. В.Волина «Праздник числа»
  15. А.Ф.Чистяков «Пословица не зря молвится»
  16. Е.Н.Арнаутова «Педагог и семья»

Полную версию работы можно .