Методические рекомендации «Организация безопасного передвижения по лестницам в образовательной организации. Техника безопасности пользования лестницей в доме По лестнице придерживаясь рукой за бархатные перила

Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации должно способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Результатом исполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы должно быть создание такой образовательной среды, в которой все условия будут гарантировать сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся (Приказ Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645). Образовательная организация, в соответствии со статьей 28 п. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Вместе с тем, согласно статистическим данным, много травм обучающиеся получают при передвижении по лестницам в образовательных организациях. Лестницы – одно из наиболее травмоопасных мест в образовательной организации. Ощущение опасности связано с узкими маршами, открытыми пролётами, скользкими ступенями, отсутствием поручней, плохим освещением, толпой, столкновением потоков.

Основные причины травм обучающихся на лестницах

Анализ случаев травмирования обучающихся позволил определить основные причины получения травм на лестницах. К таким причинам относятся:

1. Рассеянность внимания обучающихся при перемещении по лестницам, а также бег, прыжки и столкновения.

2. Оставленные на лестницах предметы (неумение поддерживать чистоту и порядок).

3. Перенос груза по лестнице (загораживает обзор, мешает использовать перила, приводит к неустойчивому положению ног).

4. Незакреплённые или отсутствующие перила.

5. Скользкие, изношенные или разбитые ступеньки.

6. Недостаточное освещение.

7. Скользящая обувь.

8. Отсутствие контроля за передвижением обучающихся и необходимых ограничительных мер со стороны администрации образовательной организации.

9. Хаотичное движение обучающихся на лестничных маршах.

Организация безопасного движения по лестницам в образовательной организации

Лестница в образовательной организации – это не только удобство перемещения, но и объект повышенной опасности для обучающихся. В чём опасность лестниц в образовательной организации? Наши дети развиваются, максимально стараются познать мир вокруг себя, при этом у них отсутствует психологическое осознание того, насколько тот или иной объект опасен, и поэтому они смело двигаются вперед. Лестничные перила, как показывает практика, не в полной мере обеспечивают безопасность детей. Как уберечь детей от внезапного падения с лестницы? Главная мера – организовать безопасность передвижения.

Существуют определенные требования к организации безопасного передвижения по лестницам:

1. Безопасное движение по лестницам образовательной организации.

1.1. Технические требования:

Соблюдение нормативных требований;

Соответствие проектной документации;

Надлежащее освещение;

Своевременное проведение текущего ремонта.

1.2. Организационные требования:

Определение оптимальных направлений движения по лестницам и контроль за движущимися потоками;

Ограничение скорости движения детей по лестницам;

Организация дежурства педагогов на переменах;

Своевременная уборка лестниц;

Организация раздельных потоков обучающихся;

Своевременное проведение расследований по фактам травматизма.

1.3. Педагогические требования:

Проведение воспитательной работы;

Сопровождение учителями начальной школы и воспитателями ГПД групп учащихся;

Проведение с учащимися учебных эвакуаций;

Изучение с детьми правил безопасности на лестницах и при передвижении по ним;

Использование наглядной агитации;

Показ личным примером.

2. Организация раздельных потоков обучающихся при движении на лестницах:

Частичное разделение потоков (при малом количестве лестниц, при выделении части здания в блок начальной школы);

Полное разделение потоков (в крупных зданиях с большим количеством лестниц, в зданиях, где не выделены отдельно блоки для начальной школы).

3. Безопасность лестниц в образовательной организации может быть достигнута с помощью таких мер, как:

Использование двухсторонних поручней разного уровня,

Использование контрастной окраски крайних ступеней,

Применение антискользящих насечек;

Оборудование просветов стоек должно быть на расстоянии не менее 10 см;

Высота поручней должна составлять не менее 1,2 метра;

Использование металла в качестве материала для изготовления лестниц;

Обеспечение качественной отшлифовки стойки ограждения, отсутствие на поверхности выступающих деталей или заусениц.

Требования безопасности к лестницам

Узкие лестницы особенно опасны, так как на них не могут сразу разойтись два потока. Их надо хорошо освещать, окрашивать или маркировать яркими цветами. Самым ярким цветом, не теряющим своей цветности при затемнении, является жёлтый и близкие к нему цвета.

В дошкольных отделениях и начальной школе лестницы требуют большего внимания. Воспитанники и младшие школьники испытывают страх высоты, вероятности быть сбитым с ног. Дети плохо понимают, где лево, а где право, в таком случае можно рекомендовать направляющие цветовые решения, например, разделение потоков верх/вниз при помощи цветовых полос.

Некоторые школы используют цвет для маркировки этажей или кодируют цветом лестницы в разных школьных корпусах.

Для разделения потоков на более широких лестницах можно использовать разделительные перила по центру. Такое решение даёт лучший результат для безопасного передвижения.

Необходимо использовать для ступеней качественные нескользящие материалы. Для уже существующих лестниц рекомендуются нескользящие накладки, о которые нельзя споткнуться.

С этой точки зрения резиновые полосы вдоль края ступени, используемые в некоторых образовательных организациях, не оправдали себя, так как резиновое полотно имеет определенную толщину, о которую можно зацепиться ногой, их сложно мыть, они оказываются проблемой для обучающихся, имеющих обувь с каблуками.

Особое внимание надо уделять освещению лестницы, необходимо заранее продумать, чтобы выключатели были доступны. Особенно хорошо должна быть освещена первая и последняя ступеньки. Хорошо, если свет и тень будут резко контрастировать на проступи и подступенке. В результате граница станет четко видимой, ведь большинство травм происходит из-за соскальзывания ноги именно с края ступени. Удобной может быть система, автоматически включающая свет на несколько минут, достаточных для того, чтобы подняться или спуститься.

Следует помнить, что высота каждой ступени должна быть строго одинаковой. Неодинаковая высота ступеней является причиной многих травм, полученных на лестницах.

Безопасность лестницы зависит также и от материала, из которого сделаны ступени. Если лестница облицована полированным камнем, то необходимо дополнительное противоскользящее ковровое покрытие, закрепляющееся на ступеньках. Специальные коврики для ступенек используются не только для каменных ступеней, они могут быть закреплены на ступеньках из любых материалов. Они не только препятствуют скольжению, но и защищают лестницу, продлевая срок её службы.

При организации безопасного передвижения обучающихся по лестницам можно использовать правила безопасности на лестнице (Приложение № 1).

Как правило, опасности могут возникать в самых обыденных местах, когда их не ждешь. Строгие меры и законы не помогут снизить травматизм, если в каждой образовательной организации в целом не будут созданы и безопасная образовательная среда, и условия для развития системы формирования безопасности личности, безопасного поведения обучающихся.

Литература:

1. ГОСТ 23120-78. Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия.

2. ГОСТ 9818-85. Марши и площадки лестниц железобетонные.

3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645

5. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями).

Приложение № 1

Материал для изучения с обучающимися правил безопасности на лестнице

1. Почему люди падают на лестницах?

Непосредственными причинами падения на лестницах являются:

Проскальзывание ноги на ступени,

Проступь мимо ступени,

Опора пяткой или носком на край ступени,

Зацеп одной ноги за другую,

Запутывание ног в одежде,

Зацеп за слетевшую с ноги обувь,

Зацеп за посторонние предметы, оставленные на лестничном марше.

2. Поведенческие факторы падений на лестницах.

Правило, способное предупредить падение на лестнице, гласит: «Передвигаясь по лестнице, думайте только о передвижении по лестнице». Большинство поведенческих причин падений на лестницах связаны со спешкой, отвлечением внимания и одновременными занятиями другими делами. Идя по лестнице, необходимо смотреть под ноги и держаться руками за поручень. В крайнем случае – держать руку возле поручня, чтобы успеть схватиться за него при необходимости.

Люди чаще всего падают на лестницах, перепрыгивая через ступени, невнимательно ставя ноги на ступени, на край ступени, одновременно разговаривая с собеседником, говоря по мобильному телефону или работая с мобильным устройством.

Падениям способствует слетающая с ног обувь, обувь на высоких каблуках, на скользкой подошве.

Переноска больших или тяжелых предметов также способствует падениям как из-за потери равновесия, так и из-за ограничения поля зрения. Помните, что при движении по лестнице одна рука около поручня всегда должна быть свободна.

3. Как предотвратить падение и травмирование на лестнице.

3.1. Не отвлекайтесь. Некоторые люди так часто спускаются по лестнице, что совершенно не смотрят под ноги, и это становится причиной множества несчастных случаев. Согласно проведенным исследованиям, люди обычно смотрят только на первые три ступеньки лестницы и не обращают внимание на все остальные. Спускаясь вниз по незнакомой лестнице, ступайте на каждую ступеньку осторожно.

3.2. Не торопитесь. Не неситесь и не сбегайте вниз по лестнице. Никогда не переступайте ступеньки. Внимательно смотрите, куда ступаете, особенно у основания лестницы. Многие несчастные случаи происходят в тот момент, когда человек считает, что уже спустился, и делает шаг в пустоту.

3.3. Важно держаться за поручень. Поручни являются эффективным средством для предотвращения падения с лестницы. Поручень должен беспрепятственно тянуться от начала и до конца лестницы без каких-либо пробелов.

У основания поручень должен по крайней мере достигать длины одной ступени. Это позволит повысить устойчивость достижения конца лестницы.

3.4. Лестница должна быть заметной. Причиной множества случаев падения становится ошибочная оценка расстояния до лестницы. Наиболее распространённая стратегия – нарисовать яркую полосу вдоль края каждой ступеньки. Если лестница станет более заметной, то труднее будет ошибиться.

3.5. Ходите по лестнице в соответствующей обуви. Обувь с хорошей подошвой повысит вашу устойчивость при спуске вниз по лестнице. Хождение в обуви на высоком каблуке, с мягкой подошвой приведёт к соскальзыванию вниз по лестнице.

3.6. Не ходите в одежде, которая тянется по полу. Спускаясь вниз или поднимаясь вверх по лестнице, очень легко наступить на длинную, стелящуюся юбку или брюки. Тогда вы вряд ли сможете избежать падения.

Ношение чрезмерно длинной одежды помешает увидеть ноги, а отсутствие зрительного подтверждения положения ног на лестнице повышает риск падения.

4. Правила безопасного поведения на лестничном пролёте:

1) Двигаться по лестнице спокойно, с правой стороны.

2) Не допускать столкновения с другими людьми, идущими по лестнице.

3) Быть внимательным. Смотреть под ноги. Не отвлекаться разговорами.

4) Не перешагивать через несколько ступеней.

5) Не ставить ногу на край ступеньки. Нога должна прочно стоять на ступеньке.

Приложение № 2

Правила безопасного поведения в коридорах (рекреациях) и на лестницах

1. Общие требования безопасности.

1.1. При нахождении в коридоре (рекреации) и на лестницах учащиеся обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка учащихся.

1.2. Опасными и вредными факторами в коридорах (рекреациях) и на лестницах являются:

Отсутствие ограждений на лестницах и в местах перепада высот;

Дефекты покрытия полов.

1.3. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить дежурному учителю или администратору.

1.4. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящих Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся.

2. Требования безопасности перед выходом в коридор (рекреацию), при входе на лестницу.

2.1. Изучить содержание настоящих Правил.

2.2. Дверь в коридор (рекреацию), на лестницу открывать осторожно, чтобы не нанести ею травму другим людям.

2.3. Убедиться в том, что при этом не произойдёт столкновения с другими учащимися (взрослыми).

2.4. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить дежурному учителю или администратору.

2.5. Запрещается выходить в коридор (рекреацию), входить на лестницу в случае обнаружения их несоответствия установленным в данном разделе требованиям.

3. Требования безопасности при нахождении в коридоре (рекреации), на лестнице.

3.1. Во время нахождения в коридоре (рекреации), на лестнице учащийся обязан:

Соблюдать настоящие Правила;

При прохождении мимо дверей соблюдать осторожность во избежание получения травмы открывающейся дверью;

При ходьбе по лестницам придерживаться правой стороны;

Неукоснительно выполнять все указания дежурного учителя и администратора;

Постоянно поддерживать порядок и чистоту в коридорах (рекреациях), на лестницах.

3.2. Учащимся запрещается:

Бегать по коридорам (рекреациям), лестницам;

Толкаться, устраивать потасовки;

Оставлять в проходах и на лестницах портфели, сумки и другие предметы;

Собираться в группы в узких местах коридоров и на лестницах;

Пользоваться лестницами без ограждений;

Находиться рядом с перепадом высот при отсутствии ограждений;

Выносить в коридор (рекреацию), на лестницу и из коридора (рекреации) любые предметы (мебель, оборудование и т. д.).

4. Требования безопасности при выходе из коридора (рекреации), сходе с лестницы.

4.1. Выходить из коридора (рекреации), сходить с лестницы необходимо, соблюдая очередность, пропуская вперед младших, взрослых и не создавая сутолоки.

4.2. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, ограждений проинформировать об этом дежурного учителя или администратора.

Как только малыш начнет ходить, его можно учить подниматься по ступеням на ногах. Это потребует от него умения сохранять равновесие на одной ноге, что само по себе важно для уверенной ходьбы.

Как оценить

Оборудование: Лестничный марш из шести ступенек с перилами; желательно, чтобы высота ступенек была ниже коленок ребенка. Перила должны быть высотой примерно на уровне его плеч.

Способ: Возьмите малыша за одну руку, а другую его руку положите на перила. Попросите его подняться по ступеням.

Результат положительный , если ребенок поднимается по лестнице из шести ступенек, держась одной рукой за перила, а другой - за вашу руку. На этом этапе он может вставать на каждую ступеньку двумя ногами.

Как учить

Поставьте малыша перед лестницей, а сами встаньте сзади него и положите одну его ручку на перила, придерживая ее сверху (ребенок должен держаться за перила впереди себя). Пусть другой рукой он возьмется за вашу руку. Если он держится за перила правой рукой, помогите ему согнуть левую ногу и поставить ее на ступеньку (для этого вам придется снять с перил свою руку!). Затем снова положите свою руку сверху его правой ручки, а другой рукой потяните его вперед так, чтобы он перенес вес своего тела на левую ножку. Похвалите его старания словами: “Вот молодец! Ты шагнул на ступеньку!”, и повторите это упражнение еще несколько раз.

Когда он научится координировать свои движения, потяните его за руку вперед так, чтобы он встал на ступеньку одной ногой и подождите, пока он не приставит к ней другую ногу. Передвиньте вверх по перилам его ручку, и снова потяните его вперед за другую руку.

Следующий шаг состоит в том, чтобы позволить малышу самому передвигать свою ручку по перилам. При этом необходимо, чтобы он держался за перила впереди себя. Вначале он будет забывать про эту руку и оставлять ее сзади. Напоминайте ему об этом, слегка похлопывая по ручке и подсказывая: “Передвинь ручку вперед”. Время от времени меняйте руку, которой малыш держится за перила.



Следите за тем, чтобы при подъеме на лестницу центр тяжести ребенка и рука, которой он держится за перила, всегда находились чуть впереди его ног.

ОМ.В.99 Сам поднимается по лестнице, держась одной рукой за перила и ставя на каждую ступеньку обе ноги

Такой способ подъема по лестнице является дальнейшим усложнением предыдущего и предъявляет к малышу повышенные требования - он должен быть более уверен в себе, и его ножки должны быть более сильными.

Как оценить

Оборудование:

Способ: Попросите вашего ребенка подняться по лестнице.

Результат положительный , если малыш сам поднимается по лестнице, держась за перила только одной рукой. При этом он может ставить на каждую ступеньку обе ноги.

Как учить

К этому времени ваш ребенок уже должен уметь подниматься по ступенькам, держась одной рукой за вашу руку и сам передвигая другую ручку по перилам. Поэтому теперь старайтесь как можно меньше поддерживать его за руку. Используйте для этой цели все предыдущие приемы, направленные на развитие у ребенка большей самостоятельности - теперь вы и сами уже многому научились! Пусть теперь не малыш держится за вашу руку, а вы держите его за запястье, и вам с ним придется преодолеть много ступенек, пока он не привыкнет к такой форме поддержки. Постепенно все меньше помогайте ему, пока ребенок не перестанет опираться на вашу руку или тянуть за нее. Когда вы почувствуете, что малышу больше не нужна ваша помощь, отпустите свою руку и просто возьмите его за рукав. Это будет уже чисто символическая поддержка, но она придаст ребенку больше уверенности, так как он знает, что вы рядом и поможете ему, если будет нужно. И, наконец, просто поднимайтесь вместе с малышом по лестнице, вообще не дотрагиваясь до него. Через некоторое время он больше не будет беспокоиться о том, что вас нет рядом с ним, когда он поднимается по лестнице.

ОМ.В.100 Спускается по лестнице, держась одной рукой за перила и другой за вашу руку, наступает на каждую ступеньку обеими ногами

Еще долгое время после того, как ваш малыш научится сам подниматься по лестнице, он будет продолжать спускаться по ней на четвереньках. Как правило, это происходит не от неумения, а просто оттого, что он привык это делать, и от недостаточной уверенности в себе. Цель обучения данному навыку как раз и состоит в том, чтобы развить в нем эту уверенность.

Как оценить

Оборудование: Такой же лестничный марш, как и в ОМ.В.84.

Способ: Возьмите малыша за руку, другую его руку положите на перила и попросите его спуститься вниз.

Результат положительный , если он спускается по лестнице, сам передвигая свою руку по перилам.

Как учить

В начале обучения важно стоять перед ребенком лицом к нему, когда он спускается вниз, до тех пор, пока он совсем не перестанет бояться того, что упадет. Поэтому, стоя ниже него на ступеньках, возьмите его за одну руку, а другую свою руку положите сверху той, которой он держится за перила.

Наклоните его немного вперед и скажите: ”Шагай вниз”. Возможно, чтобы наклонить его, вам понадобиться легонько потянуть его за ручку, которую вы держите.

При спуске напоминайте ребенку о том, чтобы он передвигал свою ручку вниз по перилам и, если надо, помогите ему это сделать. Когда малыш благополучно спустится вниз (преодолев 4-6 ступенек), крепко обнимите его. Постепенно старайтесь как можно меньше поддерживать его за ту ручку, которой он держится за перила. Когда он научится сам передвигать руку по перилам и будет уверенно шагать вниз по ступенькам, встаньте рядом с ним и спускайтесь по лестнице, держа его только за одну руку.

Когда вы добьетесь положительного результата (т.е. когда ребенок спускается по лестнице, держась одной рукой за перила, а другой за вашу руку), начните постепенно ослаблять вашу поддержку так быстро, как возможно. Для этой цели пользуйтесь методом, описанным в ОМ.В.99.

ОМ.В.101 Встает на кубик без посторонней помощи

Овладев этим навыком, ваш ребенок сможет сам подниматься на край тротуара, а дома - на ступеньки, образованные разными уровнями пола, научится справляться с другими подобными ситуациями, когда нет перил, за которые он мог бы держаться.

Как оценить

Оборудование: Кубик площадью 30x30 см и высотой примерно 15 см.

Способ: Поставьте ребенка перед кубиком и попросите встать на него, или покажите ему, что он должен сделать.

Результат положительный , если ребенок встает на кубик без посторонней помощи, не теряя при этом равновесия.

Как учить

Начинайте учить этому ребенка на невысокой поверхности, имеющей большую площадь. Это может быть небольшое естественное возвышение на лужайке. Оно должно быть достаточно высоким для того, чтобы ребенок заметил, что перед ним “ступенька”, но не слишком высоким для того, чтобы он захотел опереться на него ручками.

Затем переходите к низкому тротуару. Встаньте лицом к малышу и помогите ему, взяв его за руку и удерживая ее на уровне его плеч или ниже (не надо поднимать его руку выше головы). Это поможет ребенку не отклоняться назад и не тянуть вас за руку, а перенести центр тяжести немного вперед. Постепенно ослабляйте вашу помощь, пока он не научится сам подниматься на край тротуара.

Теперь попробуйте повторить это упражнение с кубиком. Так как в этом случае ребенок должен ставить ножку на кубик более точно, то вначале он может чувствовать себя неуверенно. Тогда снова помогите малышу, встав лицом к нему и поддерживая его, если нужно, за руку, а затем постепенно ослабляйте эту помощь.


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи А.А.Калмыкова,

С участием истца Косаревской Н.Н.,

представителя ответчика ОАО Таймырбыт по доверенности Лавыш О.О.,

Ответчика Ревенко Т.К.,

При секретаре Мостовой О.О.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-198 по иску Косаревской Надежды Николаевны к Открытому акционерному обществу «Таймырбыт», Ревенко Татьяне Ксемафоновне о взыскании компенсации морального вреда, утраченного заработка в связи с причиненным вредом здоровью, расходов на оплату услуг представителя,

У С Т А Н О В И Л:

Косаревская Н.Н. обратилась в суд с иском к ОАО Таймырбыт, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ, около часов, находясь в административном здании ОАО Таймырбыт по адресу: , спускаясь по лестничному маршу на первый этаж, в тамбуре первого этажа, ступив со ступеньки на кафельный пол, неожиданно поскользнулась и упала, так как пол был мокрый после мытья уборщицей, при падении ударилась левой рукой об угол стены, и почувствовала сильную боль в области кисти левой руки. Свидетелями данного события явились ФИО1, ФИО2, ФИО3, а также работники ОАО Таймырбыт – техничка и ее руководитель завхоз, а также главный инженер ФИО4 Истице была вызвана скорая помощь, она была доставлена в МБУЗ ТЦРБ, где у нее был диагностирован, она была признана нетрудоспособной и рекомендовано амбулаторное лечение у травматолога. Из-за полученной травмы она претерпевала физическую боль, не могла спать по ночам, не могла осуществлять в полной мере уход за собой. На момент предъявления иска в суд Косаревская Н.Н. продолжала лечение. Поэтому, просит суд взыскать с ответчика ОАО Таймырбыт в свою пользу компенсацию морального вреда в размере рублей (л.д.2-3).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Ревенко Т.К. (л.д.48-49).

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истец Косаревская Н.Н. увеличила и дополнила свои исковые требования со ссылкой на нарушение ответчиком – ОАО Таймырбыт ГОСТа 23120-78. Кроме того, истец указывает, что в результате полученной травмы ей причинены убытки, поскольку до получения травмы она оказывала услуги гр-ке ФИО5 по уходу за маленьким ребенком последней. После получения травмы, истица не могла оказывать данные услуги, в связи с чем она не получила доход в размере рублей, согласно приведенного расчета. Кроме того, истица заключила договор возмездного оказания услуг с представителем Гура В.И., оказывающим ей юридические услуги в рассматриваемом деле, уплатив представителю рублей. Поэтому, дополнительно просит суд взыскать с ответчиков «упущенную выгоду» в размере рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере рублей.(л.д.67-68, 81).

В судебном заседании истец Косаревская Н.Н. свои требования полностью поддержала по вышеизложенным основаниям, указав дополнительно, что при спуске с лестницы, находясь на последней ступеньке, правой ногой наступила на коврик, который лежал на мокром полу перед лестницей, тот под ее ногой стал скользить, она не удержалась, ей не за что было ухватиться, чтобы восстановить равновесие, вследствие чего она упала на пол, и сломала себе руку. В больнице ей «вправляли» смещенную при переломе кость, она претерпевала сильнейшие боли, после этого руку зафиксировали гипсом. В начале ДД.ММ.ГГГГ года в связи с неровным срастанием, ей вновь «вправляли» кость, что сопровождалось сильнейшими болями. От болей, она не могла нормально спать, ухаживать за собой, гипс ей сняли только ДД.ММ.ГГГГ, при этом и до настоящего момента рука болит, ограничена в движении. Она является пенсионером по инвалидности, ее муж также пенсионер, денег не хватает, поэтому она подрабатывала няней 6-месячного ребенка у ФИО5 вследствие травмы, дальше работать не могла, дополнительный заработок утратила. Она обращалась к ответчику во внесудебном порядке по вопросу компенсации ей морального вреда, ей было отказано.

Ответчик по делу – ОАО Таймырбыт иск не признал, в своих письменных возражениях указывает, что ДД.ММ.ГГГГ, в адрес общества поступало обращение истицы с просьбой возместить ей моральный ущерб в размере рублей за то, что она упала и сломала руку в здании Общества из-за того, что полы были скользкие и мокрые после мытья уборщицей. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ истице был дан ответ с отказом в удовлетворении ее заявления. Доводы истицы противоречат полученным в ходе проверки объяснениям уборщицы Ревенко Т.К. в части того, что истица перед падением, спускалась по лестнице первая, на самом деле непосредственно перед ней прошли мужчина и женщина, которые затем и вызывали ей скорую помощь. Кроме того, в месте, указанном истицей, как место падения, находится и также лежал в момент рассматриваемых событий коврик, и истица не могла ступить с лестницы на кафельный пол. Уборка проводилась во внерабочее время, поверхность пола ровная, лестничный марш оборудован перилами, освещение было достаточным. Полагают, что самой истицей была допущена грубая неосторожность, истинная причина ее падения не установлена, само по себе проведение влажной уборки по окончании рабочего дня не свидетельствует о наличии причинно-следственной связи с причинением вреда здоровью истицы. Просит в удовлетворении исковых требований полностью отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО Таймырбыт по доверенности Лавыш О.О., возражения полностью поддержала, дополнительно указав на противоречивость пояснений истицы в части состояния пола в месте падения и причин этого падения. Ссылки истицы на вышеуказанный ГОСТ необоснованны, поскольку административное здание производственным помещением не является и не являлось ранее, поскольку в нем размещалось общежитие. Ограждающие лестницу перила изготавливались и монтировались вместе с лестницей при постройке.

Ответчик Ревенко Т.К. представила суду письменные возражения на иск, с указанием на то, что ДД.ММ.ГГГГ, после влажной уборки ею лестничной клетки на 1-ом этаже, пол ею был протерт от излишков влаги, перед первыми ступеньками лестницы был уложен коврик с прорезиненной основой, исключающей его скольжение по полу. Момент падения истицы она не видела, подтверждает, что слышала вскрик, затем увидела истицу лежавшей на полу перед лестницей, окликнула прошедших вперед спутников истицы. Вопреки доводам истицы, указывает, что Косаревская Н.Н. спускалась с лестницы после ее спутников. Полагает, что истица просто оступилась, в силу чего причинила себе телесные повреждения по собственной неосторожности, непосредственных очевидцев ее падения не было.

В судебном заседании ответчик Ревенко Т.К. возражения полностью поддержала, также указав, что пол после уборки был влажный, никакой наледи на нем не было, сам пол кафельный, с матовой ровной поверхностью, на полу лежал коврик с прорезиненной основой.

Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание представителя не направил, его неявка рассмотрению дела не препятствует.

Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с представленной в деле копией свидетельства о государственной регистрации права серии №, нежилое здание по адресу: , находится в собственности ОАО Таймырбыт (л.д.105). В здании располагаются служебные помещения ответчика, вход в здание свободный как для работников общества, так и для граждан-посетителей.

Истец утверждает, а ответчик не оспаривает факт того, что вечером ДД.ММ.ГГГГ, Косаревская Н.Н., находясь в указанном здании, при спуске с лестницы на 1 этаж, упала на пол перед лестницей, вследствие чего ею были получены телесные повреждения в виде. Данный факт также подтверждается картой вызова скорой медицинской помощи № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой по вызову, поступившему в СМП в часов, Косаревская Н.Н. была доставлена из указанного здания в приемный покой МБУЗ ТЦРБ в часов (л.д.129-130), заключением проведенной по делу судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.143-146) и другими материалами дела.

Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что ДД.ММ.ГГГГ, после собрания, спускалась по лестнице с 5 на 1 этаж административного здания ОАО Таймырбыт, шла впереди истицы. Спустившись на 1 этаж, услышала сзади себя вскрик Косаревской, увидела, что та уже лежала после падения на полу возле лестницы, плакала, не могла подняться, было видно, что у нее серьезная травма руки. Пока дожидались скорую истица говорила, что «подскользнулась» на коврике, из-за этого она и упала, полы действительно в тот момент были влажные после уборки. Аналогичные показания об обстоятельствах происшествия дал суду свидетель ФИО7, который шел впереди истицы вместе с ФИО6, дополнительно пояснив, что насколько он понял из пояснений истицы, причиной ее падения стал скользкий пол после уборки, вероятно от образовавшейся на полу наледи.

Свидетель ФИО2 пояснил суду, что спускался по лестнице непосредственно вслед за истицей Косаревской Н.Н. видел, что когда Косаревская Н.Н. наступила на коврик перед лестницей, тот под ее ногой «уехал» в сторону и та упала. Пол в том месте после уборки был влажный и скользкий, он и сам поскользнулся вслед за Косаревской на том же месте.

Свидетель со стороны ответчика ФИО8 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ, около часов, пришла на работу в ОАО Таймырбыт, в холле первого этажа увидела уборщицу Ревенко, других людей, среди которых была женщина. Кто-то ей сказал, что женщина упала, тогда она предложила той женщине стул и пошла к себе в кабинет, при этом, поднимаясь по лестнице видела, что пол был уже помыт, но сухой, рядом с лестницей лежал коврик. Аналогичные пояснения дал суду главный инженер ОАО Таймырбыт ФИО4, который, выходя из здания, на первом этаже, видел истицу сидящей на стуле, на его вопросы поясняла, что упала с лестницы и сломала руку.

Судом установлено, что по договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, истца Косаревская Н.Н. осуществляла уход за ребенком ФИО5, в результате чего получила дополнительный доход с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей (л.д.70-76). Указанные обстоятельства ответчиками не оспариваются и были подтверждены допрошенным в зале суда свидетелем ФИО5 В результате полученной по вине ответчика травмы, истица не смогла далее исполнять свои обязанности по данному договору, в результате чего лишилась указанного дополнительного дохода.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. - ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Косаревской Надежды Николаевны удовлетворить частично.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Таймырбыт» в пользу Косаревской Надежды Николаевны компенсацию утраченного заработка в размере рублей копеек, компенсацию морального вреда в размере рублей, судебные расходы в размере рублей, а всего взыскать рублей копеек.

В остальной части заявленных исковых требований, а также в удовлетворении исковых требований в отношении Ревенко Татьяны Ксемафоновны, отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Таймырбыт» государственную пошлину в доход бюджета в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 28 мая 2013 года, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья /подпись/ А.А.Калмыков

Суд:

Дудинский районный суд (Красноярский край)

Истцы:

Косаревская Н.Н.

Ответчики:

ОАО "Таймырбыт"

Судьи дела:

Калмыков Алексей Александрович (судья)

Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда

Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ


Ответственность за причинение вреда, залив квартиры

Судебная практика по применению нормы ст. 1064 ГК РФ

Эта статья поможет вам избежать травмирования работников при осуществлении работ с использованием лестниц.

Лестница - древнейшее изобретение человечества, основное предназначение любой лестницы - это преодоление различной высоты. Трудно себе представить сферу деятельности в которой бы не применялись лестницы, например библиотеки, архивы, магазины и др. Однако при применении лестницы нанимателю (работодателю) следует учитывать, что любая лестница должна соответствовать существующим техническим нормам и обеспечивать как безопасность работающих, о требованиях предъявляемых к лестницам вы сможете прочитать в данной статье.

Тридцать «золотых » правил по эксплуатации лестниц.

Поскольку лестницы легко доступны и недороги, ограничения на их применение очень часто игнорируются. Ежегодно при пользовании приставными лестницами самых разных видов погибает и получает тяжелые травмы большое число работников. Поэтому прежде всего необходимо задать себе вопрос: нельзя ли выполнить работу более безопасным способом с помощью другого оборудования? Например, зачастую работу можно выполнить быстрее и рациональнее с соответствующей платформы.

Ограничения при использовании лестниц.

Если вы намереваетесь воспользоваться для работы приставной лестницей, необходимо помнить о следующих правилах ее использования:

Одновременно подниматься или спускаться по лестнице может только один человек;

Одновременно работать на лестнице может только один человек и то, с ограничением работ;

Если лестница не закреплена вверху, для выполнения работ с нее необходимы два работника - один на лестнице и один на земле, у ее основания;

У работника, находящегося на лестнице, для работы остается свободной только одна рука;

Подъем инструментов и грузов по лестнице запрещен. Кроме того, существует риск падения предметов на прохожих;

Лестница ограничивает движения;

Лестница должна быть расположена и закреплена таким образом, чтобы не создавать опасность;

Допустимая высота, на которой можно выполнять работу с лестницы ограничена, а в случае выполнения работ, работник должен быть закреплен предохранительным поясом за закрепленную лестницу или несущие конструкции.

Крепление лестницы.

Более половины несчастных случаев, связанных с использованием приставных лестниц, происходят в результате соскальзывания лестницы внизу или вверху.

Поэтому необходимо всегда убеждаться, что основание лестницы расположено на твердой и ровной поверхности.

Если поверхность неровная, ни в коем случае нельзя подпирать опору лестницы клином. По возможности выровняйте поверхность или углубите опору в землю. Если земля слишком мягкая, подложите под лестницу опору. Нельзя ставить лестницу так, чтобы она всем весом опиралась на свою нижнюю ступеньку,- лестница должна опираться только на свои опорные стойки, или боковые элементы.

Верхней частью лестница должна быть приставлена к твердой поверхности, способной выдержать создаваемые лестницей нагрузки; в противном случае необходимо использовать стяжку. Верх лестницы следует с помощью проволоки - когда вы будете проделывать это, кто - нибудь должен придерживать лестницу снизу.

Если закрепить лестницу вверху невозможно, ее следует закрепить внизу, привязав к вбитым в землю кольям или подперев мешками с песком.

Если же неприемлемы ни тот, ни другой способ, требуется напарник, который будет стоять внизу у основания лестницы, предотвращая ее соскальзывание, в то время как вы будете работать на ней, но эта мера эффективна только при длине лестницы не более 5 метров.

Напарник должен стоять лицом к лестнице, держа обеими руками за опорные стойки и поставив одну ногу на нижнюю ступеньку. Нескользящие подкладки под основание лестницы помогут предотвратить ее соскальзывание вниз.

Важно! Перед тем как подниматься на лестницу, убедитесь, что она закреплена вверху или внизу.

Безопасное использование лестниц.

Безопасное использование означает соблюдение следующих мер предосторожности:

Убедитесь в отсутствии воздушных линий электропередачи, с которыми может соприкоснуться лестница;

Деревянные лестницы с опорными стойками, армированные проволокой, следует располагать армированной стороной от себя. Проволочные стяжки должны располагаться под ступеньками и не должны выступать над ними;

Лестница должна возвышаться не менее чем на 1 метр над уровнем настила или над самой верхней ступенькой, на которую наступает работник при сходе с нее, за исключением случаев, когда имеются соответствующие поручни, обеспечивающие работнику равноценную опору. Эта мера позволяет устранить риск потери равновесия при сходе с лестницы или на лестницу;

При сходе с лестницы на рабочую площадку работник не должен пролезать под перилами либо перелезать через них или ограждающий борт. Но при этом промежутки в перилах и ограждающих бортах должны быть минимальными

Нельзя использовать слишком короткие лестницы и нельзя для увеличения высоты ставить на какие- либо предметы. Например, ящики,кирпичи или бочки для нефтепродуктов;

Располагайте лестницу под безопасным углом- примерно 75 градусов к горизонтали (смещение основания приблизительно на 1 метр на каждые 4 метра высоты);

При подъеме или спуске по лестнице стойте к ней лицом;

Убедитесь в наличии позади ступенек достаточного пространства для устойчивого положения ног;

При использовании раздвижных лестниц их секции длиной до 5 метров должны перекрывать друг друга не менее чем на две ступеньки, а секции длиной более 5 метров - не менее чем на три ступеньки;

Раздвижные лестницы раздвигать и складывать следует всегда только на земле, перед тем как начинать подниматься по ним, необходимо убедиться в их надежной фиксации крючками или замками;

Перед тем как подниматься по лестнице, убедитесь в отсутствии грязи и смазки на вашей обуви;

При подъеме по лестнице по возможности размещайте ручные инструменты в сумке, чтобы обе руки оставались свободными и ими можно было держаться за опорные стойки;

Старайтесь не переносить никаких материалов при подъеме по лестнице - используйте для этого грузоподъемный канат, блочки;

Потеря равновесия при попытке куда- то дотянуться - обычная причина несчастных случаев, поэтому не поддавайтесь соблазну дотянуться до нужного места, вместо этого просто переставьте лестницу.

ЭТО ВАЖНО! Убедитесь, что ваша лестница имеет достаточную длину для выполнения намечаемой работы.

При подъеме по лестнице не переносите в руках инструменты и материалы.

Перед тем как подниматься на лестницу, очистите обувь от грязи и смазки.

Уход за лестницами

Правильный уход за приставными лестницами предполагает принятие следующих мер:

- лестницы должны регулярно подвергаться осмотру компетентным лицом и при выявлении повреждений изыматься из эксплуатации.

Деревянные лестницы должны проверяться на отсутствие трещин, расколов, расщеплений, деформаций или искривлений, металлические лестницы - на отсутствие механических повреждений. Необходимо выявить все отсутствующие, расшатанные или изношенные ступеньки (перекладины);

Необходимо позаботиться о том, чтобы лестницы можно было как- то отличать друг от друга, например, по какой - нибудь индивидуальной маркировке;

Неиспользуемые лестницы не следует оставлять на земле, где они будут подвергаться разрушающему воздействию неблагоприятных погодных условий, воды и ударов. Лестницы необходимо надлежащим образом хранить на стеллажах, в укрытии и над поверхностью земли, причем лестницы длиной более 6 метров должны располагаться не менее чем на трех опорах во избежание их прогиба;

- лестницу нельзя подвешивать за ступеньки (перекладины) или за опорную стойку, так как это может привести к выдергиванию ступенек (перекладин);

Деревянные лестницы следует хранить в местах с хорошей вентиляцией, оберегая их от воздействия чрезмерно высокой температуры и влажности;

Деревянные лестницы и конструкции можно покрывать прозрачным лаком или антисептиком, однако их не следует окрашивать, так как краска скрывает дефекты;

На алюминиевые лестницы следует нанести соответствующее защитное покрытие, если предполагается, что они будут подвергаться воздействию кислот, щелочей или других агрессивных веществ.

Это ВАЖНО! Перед использованием лестницы всегда произведите ее осмотр.

Изымайте поврежденные лестницы из эксплуатации и обеспечивайте их надлежащий ремонт.

Если лестницу невозможно отремонтировать надлежащим образом, ее необходимо сделать полностью непригодной для дальнейшего использования.

Лестницы- стремянки

Лестницы -стремянки необходимо раздвигать на всю ширину на ровной поверхности. По возможности следует ставить их под прямым углом к возводимому объекту. Нельзя выполнять работу с верхней платформы или ступеньки стремянки, если не предусмотрена специальная надстройка, обеспечивающая надлежащую опору для рук.

Шнуры, цепи или веревки, предотвращающие полное раскладывания стремянки, должны быть достаточной и ровной длины и содержаться в исправном состоянии. Если стремянка устанавливается в дверном проеме, необходимо позаботиться о заклинивании двери в открытом положении.

Испытание лестниц

Перед эксплуатацией лестницы должны быть испытаны статистической нагрузкой 1200Н, или 120 кг. , приложенной к одной из ступеней в середине пролета лестницы, находящейся в эксплуатационном положении.

В процессе эксплуатации деревянные лестницы необходимо испытывать каждые полгода, металлические один раз в год.

Дата и результаты испытаний лестниц и стремянок фиксируются в журнале учета испытаний лестниц.

Это Важно! Не допускается выполнять с лестниц и стремянок работы:

Около и над вращающимися рабочими поверхностями машин, конвейеров;

С использованием ручных машин и порохового инструмента;

Газо и электрические работы;

По натяжению проводов и удержанию на весу тяжелых деталей.

Ирина Архипова, специалист по охране труда

Бедный маленький калмычонок... В какое ужасное время он родился!..
Он открывает глаза и вздрагивает. Он видит перед собой страшное, черное, выпачканное сажей лицо. Кто это? Или что это? Ему кажется, что он опять бредит. Но ведь это генеральша Силкова, старуха вдова, живущая во флигеле, в шестом номере. Он хорошо знает ее, он помнит эту маленькую чистенькую старушку, ее румяное личико, обрамленное траурной кружевной наколкой, ее строгую, чинную походку... Почему же она сейчас такая страшная? Что с ней случилось? Остановившимся взглядом он смотрит на старуху, а она наклоняется к нему, часто-часто мигает маленькими слезящимися глазками и шепчет:
- Спи, спи, деточка... Храни тебя бог!..
И страшная костлявая рука поднимается над Ленькой, и грязные, черные, как у трубочиста, пальцы несколько раз крестят его.
Он вскрикивает и закрывает глаза. А через минуту слышит, как за ширмой мать громким шепотом уговаривает старуху:
- Августа Марковна!.. Ну, зачем это вы? Что вы делаете? Ведь, в конце концов, это негигиенично... В конце концов, заболеть можно...
- Нет, нет, не говорите, ма шер, - шепчет в ответ старуха. - Нет, нет, милая... Вы плохо знаете историю. Во времена Великой революции во Франции санкюлоты, голоштанники{64}, именно по рукам узнавали аристократов. Именно так. Именно, именно, вы забыли, голубчик, именно так.
Голос у генеральши дрожит, свистит, делается сумасшедшим, когда она вдруг начинает говорить на разные голоса:
- "Ваши ручки, барыня!" - "Вот мои руки". - "А почему ваши руки белые? Почему они такие белые? А?" И - на фонарь! Да, да, ма шер, на фонарь! Веревку на шею и - на фонарь, а ля лянтерн!.. На фонарь!..
Генеральша Силкова уже не говорит, а шипит.
- И к нам придут, ма шер. Вот увидите... И нас не минует чаша сия... Придут, придут...
"Кто придет?" - думает Ленька. И вдруг догадывается: большевики! Старуха боится большевиков. Она нарочно не моет рук, чтобы не узнали, что она - аристократка, вдова царского генерала.
Его опять начинает знобить. Делается страшно.
"Хорошо, что я не аристократ", - думает он, засыпая. И почему-то вдруг вспоминает Волкова.
"А Волков кто? Волков - аристократ? Да, уж кто-кто, а Волковы, конечно, самые настоящие аристократы..."
...Он спит долго и крепко. И опять просыпается от грохота. Кто-то властно стучит железом о железные ворота. На улице слышатся голоса. Из маминой спальни, куда на время переселились Вася и Ляля, доносится детский плач.
- Стеша! Стеша! - приглушенно кричит Александра Сергеевна. - Что там случилось? Голубушка, подите узнайте...
- Хорошо, Александра Сергеевна... сейчас... узнаю, - спокойно отвечает Стеша, и слышно, как в "темненькой" чиркают спичками... Шлепают босые Стешины ноги. Через минуту на кухне хлопает дверь.
Ленька лежит, не двигается, слушает. На улице и во дворе тихо, но воспаленному воображению мальчика чудятся голоса, выстрелы, стоны...
Опять хлопнула дверь.
- Стеша, это вы?
- Я, барыня.
- Ну, что там такое?
- Да ничего, барыня. Матросы и красногвардейцы ходят. С обыском пришли. Оружие ищут.
- Куда же они пошли?
- В шестой номер, к Силковой.
- Боже мой! Несчастная! Что она переживает, - со вздохом говорит Александра Сергеевна, и Ленька чувствует, как у него от ужаса шевелятся на голове волосы, или, вернее, то, что осталось от них после стрижки под нулевую машинку.
"На фонарь! На фонарь!" - вспоминается ему шепелявый шепот генеральши. Он сбрасывает одеяло, садится, ищет в темноте свои стоптанные ночные туфли. Ему страшно, он весь трясется, но в то же время он не в силах превозмочь жадного любопытства и желания увидеть своими глазами последние минуты несчастной генеральши. Он не сомневается, что она уже висит на фонаре. Он ясно представляет ее - чинную и строгую, висящую со сложенными на груди руками и с молитвенным взором, устремленным в небеса.
Накинув на плечи одеяло и шатаясь от слабости, он пробирается на цыпочках в прихожую, единственное окно которой выходит во двор. Перед самым окном растет тополь, под тополем стоит газовый фонарь.
Зажмурившись, Ленька приближается к окну. Открыть глаза он боится. Целую минуту он стоит плотно прищурившись, потом набирается храбрости и разом открывает оба глаза.
На фонаре никого еще нет. На улице идет дождь, фонарь ярко светится, и дождевые капли косо бегут по его трапециевидным стеклам.
Где-то в глубине двора, во флигеле, глухо хлопнула дверь. Ленька прижимается к стеклу. Он видит, как через двор идут какие-то черные фигуры. В темноте что-то блестит. И опять ему кажется, что из темноты доносятся стоны, слезы, приглушенные крики...
"Идут... вешать", - догадывается он и с такой силой прижимается лбом к холодному стеклу, что стекло под его тяжестью скрипит, дрожит и гнется.
Но люди минуют фонарь, проходят дальше, и мгновенье спустя Ленька слышит, как внизу, на черной лестнице, противно визжит на блоке входная дверь.
"К нам пошли!" - соображает он. И, угрем соскользнув с подоконника, теряя на ходу туфли, он бежит в детскую. Из маминой спальни доносится приглушенная песня. Укачивая Лялю, Александра Сергеевна вполголоса поет:
Спи, младенец мои прекрасный,
Баюшки-баю...
Тихо светит...
- Мама! - кричит Ленька. - Мама!.. Мамочка... Идут к нам... Обыск!..
И не успевает он произнести это, как на кухне раздается порывистый звонок.
С бьющимся сердцем Ленька вбегает в детскую. Одеяло сползает с его плеч. Он подтягивает его - и вдруг видит свои руки.
Они белые, бледные, даже бледнее, чем обычно. Тонкие голубые жилки проступают на них, как реки на географической карте.
Несколько секунд Ленька думает, смотрит на руки, потом кидается к печке, присаживается на корточки и, обжигаясь, открывает раскаленную медную дверцу.
В глубине печки еще мелькают красные угольки. Зола еще не успела остыть. Не задумываясь, он пригоршнями берет эту теплую мягкую массу и по самые локти намазывает ею руки. Потом то же самое делает с лицом.
А на кухне уже слышатся мужские голоса, стучат сапоги.
- Кто проживает? - слышит Ленька резкий грубоватый голос.
- Учительница, - отвечает Стеша.
Приоткрыв на полвершка дверь, Ленька выглядывает на кухню.
У входных дверей стоит высокий, статный, похожий на Петра Великого матрос. Черные усики лихо закручены кверху. Грудь перекрещена пулеметными лентами. В руке винтовка, на поясе деревянная кобура, на левом боку - тесак в кожаных ножнах.
За спиной матроса толпятся еще несколько человек: два или три моряка, один штатский с красной повязкой на рукаве и женщина в высоких сапогах. Все они с винтовками.
На кухне появляется Александра Сергеевна. Правой рукой она придерживает заснувшую у нее на плече Лялю, левой застегивает капот и поправляет прическу.
- Здравствуйте, - говорит она. - В чем дело?
Говорит она спокойно, как будто на кухню пришел почтальон или водопроводчик, но Ленька видит, что мать все-таки волнуется, руки ее слегка дрожат.
Высокий матрос прикладывает руку к бескозырке.
- Хозяйка квартиры вы будете?
- Я.
- Учительница?
- Да. Учительница.
- Проживаете одни?
- Да. С тремя детьми и с прислугой.
- Вдовая?
- Да, я вдова.
Великан смотрит на женщину с сочувствием. Во всяком случае, так кажется Леньке.
- А чему же вы, простите за любопытство, учите? Предмет какой?
- Я учительница музыки.
- Ага. Понятно. На пианине или на гитаре?
- Да... на рояле.
- Понятно, - повторяет матрос и, повернувшись к своим спутникам, отдает команду:
- Отставить! Вира...
Потом еще раз подбрасывает руку к фуражке, на ленточке которой тускло поблескивают вытершиеся золотые буквы "Заря Свободы", и говорит, обращаясь к хозяевам:
- Простите за беспокойство. Разбудили... Но ничего не поделаешь революцьонный долг!..
Ленька как зачарованный смотрит на красавца матроса. Никакого страха он уже не испытывает. Наоборот, ему жаль, что сейчас этот богатырь уйдет, скроется, растворится, как сновидение...
В дверях матрос еще раз оборачивается.
- Оружия, конечно, не водится? - говорит он с деликатной усмешкой.
- Нет, - с улыбкой же отвечает Александра Сергеевна. - Если не считать столовых ножей и вилок...
- Благодарим. Вилок не требуется.
И тут Ленька врывается на кухню.
- Мама, - шепчет он, дергая за рукав мать. - Ты забыла. У нас же есть...
Матрос, который не успел уйти, резко поворачивается.
- Тьфу, - говорит он, вытаращив глаза. - А это что за шимпанзе такой?
Товарищи его протискиваются в кухню и тоже с удивлением смотрят на странное черномазое существо, закутанное в зеленое стеганое одеяло.
- Леша!.. Ты что с собой сделал? Что с твоим лицом? И руки! Вы посмотрите на его руки!..
- Мама, у нас же есть, - бормочет Ленька, дергая мать за рукав капота. - Ты забыла. У нас же есть.
- Что у нас есть?
- Огужие...
И, не слыша хохота, который стоит за его спиной, он бежит в коридор.
Обитый латунью сундук чуть не под самый потолок загроможден вещами. Вскарабкавшись на него, Ленька торопливо сбрасывает на пол корзины, баулы, узлы, шляпные картонки... С такой же поспешностью он поднимает тяжелую крышку сундука. Ядовитый запах нафталина сильно ударяет в нос. Зажмурившись и чихая, Ленька лихорадочно роется в вещах, вытаскивает из сундука старинные шашки, подсумки, стремена, шпоры...
Нагруженный этой казачьей амуницией, он возвращается на кухню. Зеленое одеяло волочится за ним, как шлейф дамского платья...
Опять его встречает хохот.
- Что это? - говорит великан матрос, с улыбкой разглядывая принесенные Ленькой вещи. - Откуда у вас взялось это барахло?
- Это вещи моего покойного мужа, - говорит Александра Сергеевна. - В девятьсот четвертом году он воевал с японцами.
- Понятно. Нет, мальчик, этого нам не надо. Это вы лучше в какой-нибудь музей отнесите. А впрочем... постой... Пожалуй, эта сабелька пригодится...
И, повертев в руках кривую казацкую шашку, матрос лихо засовывает ее за пояс, на котором уже и без того навешано оружия на добрых полвзвода.
...Через десять минут Ленька сидит в постели. На табурете возле него стоит таз с теплой водой, и Александра Сергеевна, засучив рукава, моет мальчика ноздреватой греческой губкой. Стеша помогает ей.
Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.