Мотивы русских и башкирских народных орнаментов в детских аппликациях - как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста. "аппликация накладные узоры казахский национальный орнамент"

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВОЕОБРАЗИЕМ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ

... ... ... Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает само­бытность, художественный гений народа: его поэ­тичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, пре­данность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры.... ... ...

Народ веками стремился в художественной фор­ме выразить свое отношение к жизни, любовь к при­роде, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые увидят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отобра­жения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание вос­произвести увиденное. Это обусловливает необходи­мость более глубокого изучения воспитателем твор­ческого опыта народных мастеров, овладения навы­ками изображения народного орнамента, соответст­вующей организации работы с детьми по ознаком­лению с народным искусством и обучению их уме­нию создавать узоры по мотивам украшения изде­лий быта, костюма и др.

Среди многообразных видов народного орна­мента наиболее доступным для восприятия и изо­бражения детьми дошкольного возраста является аппликация - древнейший способ художественно­го оформления изделий из войлока, кожи, меха сукна, бересты, бумаги.

Народный орнамент в аппликации из разных материалов

Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры наро­да, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой дея­тельности, окружающей природы, климатических условий и на­личия природных материалов. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментиро­вания были созданы способы обработки природного материала, мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй.

Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но Они не просто копируют ее образы, а, отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного или насекомого, свободно перераба­тывают их в декоративные формы. Но, несмотря на то что в ор­наментах образы передаются плоскостно, изменяются их реаль­ные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по-своему реальны.

Народное декоративно-прикладное искусство обладает боль­шими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные яв­ления, конкретные настроения и переживания. Народные умель­цы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, с источ­ником всего живого на Земле.

В изделиях, создаваемых народными мастерами, в боль­шинстве случаев применяется цветной фон, что усиливает зву­чание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру.

Аппликации из мякгих материалов

Народы Приамурья (нанайцы, ульчи, орочи, удэге и др.) занимаются рыболовством и охотой. Ловкие женские руки научи­лись делать из звериных шкур и рыбьей кожи нарядную одежду, обувь и другие предметы быта, используя для их орнаментации красочные накладные аппликации.

Основной вид одежды приамурских народов - халаты. Они обильно украшаются аппликациями по вырезу ворота, вдоль борта, рукавов и подола (рис. 1).

Оригинально выполняются ковры. Их полотно разбивается на квадраты, круги, треугольники. На плоскости каждого из них помещаются аппликации. Они сшиваются вместе, а их соеди­нительные швы маскируются декоративной тесьмой или вышив­кой. Самобытность нанайских ковров заключается и в цветовом многообразии. В них доминируют зеленые, оранжевые, желтые, синие тона со сложными сочетаниями охристых, зеленых, синих, белых цветов.

Рис.1. Нанайский халат.

Аппликации из мягких материалов в изделиях декоративно-прикладного искусства подчеркивают красоту и многообразие национальных орнаментов, установившиеся традиции использо вания в них природных материалов и образов, самобытносп композиции и цвета.

Аппликация из твёрдых материалов

Изделия из твердых материалов (металла, кости, дерева, бересты) часто украшаются накладными или прорезными узора­ми, выполненными способами приколачивания, припаивания, серебрения, сквозной резьбы.

В технике сквозной резьбы создаются орнаменты из железа и жести, а также из дерева, кости и бересты.

В этой технике создавались украшения сундуков, ларцов композициями из полос и завитков, которые прикреплялись на деревянную основу. Красота сочетаний и очертания рисунка подчеркивались цветными подкладками из слюды. Сквозь ажур прорези она поблескивала теплым искристым мерцанием.

Рис.2. Коробочка из бересты с наклеенными узорами.

Изобретательность нанайских умельцев, а также ульчских и нивхских мастеров (Приамурье) проявляется в ук­рашении берестяных предметов аппликациями из окрашенной бересты, рыбьей кожи и бумаги. Узор вырезают из бересты, окра­шенной, как правило, в черный цвет. Элементы такого узора приклеивают рыбьим клеем, а потом пришивают их по контуру сухожильными нитками редкими стежками. Когда же создается тонкая аппликация (в один слой бересты или рыбьей кожи), орна­мент наклеивается как бумажный.

Так, использование различных твердых материалов в создании накладных или врезанных в поверхность украшаемых предметов узоров побуждало мастеров к поиску большей художественной выразительности орнамента, к созданию новых способов скреп­ления аппликаций.

ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ (НАНАЙЦЕВ)

В нанайских аппликациях основные элементы узора образу­ются способом комбинаций рогообразных завитков, спиралевид­ных фигур. Завитки напоминают формы улиток, змей, червячков. Очень часто их очертания приближаются к очертаниям формы рыб, птиц.

Элементы нанайского орнамента получаются способом складывания заготовки пополам для передачи в вырезках симметричности расположения противоположных частей. (На рисунке 3 изображе­но 10 элементов национального нанайского орнамента.)

Рис. 3. Разновидности нанайских аппликационных образцов.

Наиболее простой элемент вырезается приемом симметричного изображения. Несколько одинаковых фигур получаются складыва­нием полоски гармошкой (рис.3, 1). Расположение узорных мо­тивов подчеркивает постепенное усложнение очертаний узоров: от изображения одиночного завитка с отростком, подковообразных фигур к вырезанию сложных завитков с различными ответвления­ми и комбинациями. Так, в подковообразных формах (рис.3, 2) простое закругление парных завитков трактуется то в виде волно­образного мотива, то с отростками и загнутыми друг к другу спи­ралями. Эти элементы вырезают из прямоугольных листов после деления пополам по вертикальному сечению. Длина прямоугольника берется в зависимости от особенностей строения элемента так, чтобы в сложенную часть полностью вписалась полонина фигуры. Далее помещены более сложные аппликации, в которых по-разному отображена направленность противопоставленных завитков с дополнительными ответвлениями, отростками, прорезны ми частями. Эти элементы дошкольники могут вырезать толко по нарисованному контуру на половине заготовки. Два других элемента (рис.) также сложные, в них переплетения завитков даны в зеркальном соответствии друг с другом. Использование их в детских аппликациях возможно лишь в частичном исполнении по заранее намеченному воспитателем контуру.

Сочетания традиционных элементов по мотивам народного орнамента применяются в украшении национальной одежды, обуви, ковров и т. д.

Рис. 4. Мотивы украшения нанайских изделий.

Рассмотрим орнаментацию в украшении некоторых изделий - детских халатов, рукавиц, домашних туфель (рис.4). На хахая орнамент идет по вырезу ворота и на рукавах. Цветные полос акцентируют главные линии силуэта, выделяя запах, границы подола. На рукавицах аппликацией украшается тыльная сгорав образуя замкнутое узорное решение в сочетании с меховыми on рочками. Домашние тапочки орнаментируются ажурными нашивками на союзках и боках сплошным узором, декоративность которого достигается расположением под прорези цветных подкладок. Такой прием используется нанайскими мастерицами для красочного сопоставления двух контрастных цветов фона и узора. Широко применяются нанайцами такие сочетания, как синий с белым и красным, черный с белым и синим, красный с желтым и черным. Эти комбинации цвета наряду с многообразными завитками opнамента в четком ритме и чередовании позволяют воспитателю организовать знакомство детей старшего дошкольного возраста со своеобразием декоративно-прикладного искусства народов Приамурья.

Источники.

Богатеева 3. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982.-175 с. ил.

Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта , чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса .

Айгерим Шылмырза
Аппликация по мотивам народного орнамента

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 «Радуга»

СООБЩЕНИЕ

«Аппликация по мотивам народного орнамента как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»

Подготовлено и прочитано

на пед. совете

воспитателем Шылмырза А. Б.

Байконур

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа : его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа , помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности , во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях мои дети учились стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В работе с детьми я использую изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (казахские орнаменты , хохлома, дымково, филимоновка и др.). Моя задача показать разнообразие и традиции вида : характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Через народное декоративно-прикладное искусство я ввела детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями . Это вызвало у них живой эмоциональный отклик и активизировало творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации , что, в свою очередь, содействовало формированию личности, воспитанию у них интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей. Вся работа была направлена на ознакомление детей с народным орнаментальным творчеством , обучению их воспроизведению мотивов орнамента в разных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации , на занятиях, а также в самостоятельной художественной и оформительской деятельности.

В связи с этим перед собой я поставила следующие задачи :

Познакомиться с художественным опытом народных мастеров , научиться творчески его осмысливать, создавать новое, отличать подлинные произведения от стилизаторских подделок, сувенирной продукции;

Изучить формы современного народного творчества , народных художественных промыслов, выявить художественные традиции искусства других народов ;

Не следовать формально приемам народного искусства , что ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу;

Научиться отбирать образцы народного искусства , проверенные художественным вкусом народа , отвечающие задачам дошкольного воспитания, опираться на дидактический принцип «от близкого к далекому» при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа , затем других национальностей, проживающих в данной местности (по мере усвоения знаний можно расширить область такого изучения) ;

Овладевать практическими умениями в создании наглядных пособий для занятий с детьми на основе народных образцов в разной технике аппликации ;

Уметь применять полученные знания и навыки в организации работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности;

Планировать последовательность проведения занятий по ознакомлению детей с образцами декоративно-прикладного искусства того или иного народа и по отображению мотивов народных орнаментов в аппликации ;

Искать пути практического применения полученных знаний, умений и навыков по аппликации в других формах и видах изобразительной деятельности.

Хочу вам рассказать, как в прошлом году проводили работу по приобще-нию детей к народной культуре . Подобрали познавательную литературу о народном промысле «дымка» , об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, уточнили методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Знакомство с дымковской росписью начали с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.

Работу по обучению детей аппликации дымковских узоров проводили в следующей последовательности :

1. Знакомство детей с дымковской игрушкой.

2. Формирование у детей навыков наклеивания дымковских узоров.

Вначале углубленно познакомила детей с дымковской игрушкой. Детям показывала изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушали мой рассказ, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращали внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи; во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, подчеркнули яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Затем дети уже, зная всё о дымковских узорах, создавали разные поделки-работы. Так ко Дню матери дети подарили своим мамам дымковские платки, Деду Морозу дымковские варежки, для куклы Маши собрали чайный сервиз, для бабушек доски с разнообразными дымковскими узорами. Надо отметить, что дети в младшей группе не работали ножницами. Их главной задачей было : наклеить дымковский узор на основу. С такой задачей дети с легкостью справлялись, ведь они уже знали всё о дымковских узорах.

Кроме этого проводила с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Собери узор» , «Укрась предмет» .

Хочу заметить, что любое занятие сопровождалось художественным словом. Ведь детям нравится выразительное чтение, плавное и мелодичное звучание.

Читала такие произведения как «Няня» , «Индюк» , «Весёлая дымка» , «Водоноска» и т. д., разучили пальчиковую гимнастику «лошадка» , «уточка» .

Организовала совместную выставку работ детей и родителей.

Как вы помните, в прошлом году вы были гостями на открытом занятии «Поможем Забавушке» , где дети с помощью нетрадиционной техники аппликации украсили юбку для мамы Забавушки. Аппликационным материалом для украшений юбки послужила самоклеющаяся бумага.

Знакомство с филимоновскими, хохломскими узорами и казахскими орнаментами проводили уже по накатанному образцу.

Детям было интересно знакомиться с казахскими орнаментами . Ведь для знакомства с ними я приносила для детей различные украшения, изделия, предметы быта и т. д. Да и многие дети встречали их в повседневной жизни. Но видя их каждый день, дети не знали о том, сколько интересного и таинственного хранят они в себе. Так с детьми мы отправились в поиски казахских орнаментов в степь , в красоту цветов и растений. Дети познакомились с такими казахскими орнаментами как «кошкар -муйиз» , «толкын» , «туе табан» , «кызгалдак» и т. д. Используя их, дети создали коллекцию казахских предметов обихода, украшений. Дети подарили для Незнайки коржын, когда он оказался в казахской юрте. Сделали для бабушки Матрёны казахский блезик с традиционным казахским орнаментом – толкын . А на Наурыз дети подари друг другу казахские головные уборы - саукеле и борик.

В этом году вы присутствовали на открытом занятии в нашей группе, где дети уже сами самостоятельно вырезали дымковские узоры. Конечно, дети в этом году только начали пользоваться ножницами на занятиях по аппликации и им сложно вырезать необходимые элементы тех или иных узоров. Так дети для медвежат приготовили подушки для зимней спячки, для пчелки Майи украсили бочонок для мёда, для Алдар –косе украсили дорба.

Таким образом, декоративная аппликация этой простой и доступный способ в формировании у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Своё выступление хочу закончить словами «Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле. Жить на земле - значит любить её, принять её красоту и величие.»

Открытый урок по технологии.

на тему "Аппликация" « накладные узоры казахский национальный орнамент»

Предмет:

Класс: 5 «в»

Учитель: Острянина Е.В .

Цель урока: научить учащихся, выполнять аппликацию.

Задачи урока:

I. Ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации.

II. Развивать:

    представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением;

    логическое мышление;

    умения и навыки выполнения аппликации.

III. Совершенствовать у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.

Оборудование и инструменты:

    утюг,

    гладильная доска,

    ножницы,

    швейная машина,

    ручные иголки,

    лоскутки ткани 15*15 см. одноцветные для фона,

    ткани различных рисунков и расцветок для аппликации или с сюжетными рисунками,

    нитки катушечные и мулине,

    копировальная бумага.

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 мин

I. Организационная часть.

10 -15 мин

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята тема нашего урока “Аппликация”.

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.

- В начальной школе вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов? ( 1)

Давайте построим логическую схему и посмотрим, что представляет собой аппликация

( у учащихся на партах лежат аншлаги со словами)

(аппликация, по виду материала, по способу прикрепления, природный материал, растительного происхождения, ветки, листья деревьев, цветы, семена, животного происхождения, покровные ткани, мех, кожа, механические ткани, косточки рыбьи, неприродный материал, бумага, белая, цветная, бархатная, приклеивание, термическим путём, полиэтилен, клеем, ПВА, “Момент”, пришивание, ручными стежками, прямые, петельные, машинными стежками, прямые, зигзагообразные.) ( 2)

Из бумаги;

Природного материала.

10-13 мин

III. Формирование новых умений и навыков.

Накладное шитьё существует с давних времён. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками. ( 3)

Какие ручные стежки вы знаете?

При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу. Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

В технике накладного шитья орнамент может быть самый разнообразный: геометрический, тематический. Ткань изделия, ткань аппликации и нитки, используемые для вышивки, предварительно проверяют на прочность окраски. Для аппликации удобно пользоваться несыпучими тканями. Особенно хороши ткани типа сукна, драпа, тонкой искусственной и натуральной кожи. При выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – ситца, сатина, фланели, байки - проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

На приготовленную, таким образом, ткань переводят рисунок для аппликации, учитывая при этом направление нитей ткани изделия и накладки: долевые нити накладки должны располагаться по долевым нитям изделия, а поперечные нити – по поперечным.

Почему это необходимо учитывать?

Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, если цвет ткани или структура её не позволяет использовать копировальную бумагу, то по рисунку делают выкройки из плотной бумаги или картона, накладывают на нужную ткань и обводят цветным карандашом, или тонким кусочком сухого мыла. А также можно применить готовый сюжетный рисунок вырезав его отступив 2-3 мм. по всему краю рисунка.

Вырезанные детали узора или рисунка примётывают к основной ткани-фону нитками мулине, шелковыми или полиэстер.

Можно ли прикреплять аппликацию хлопчатобумажными нитками?

Как вы думаете, кроме ручных строчек, какие ещё можно применить при выполнении аппликации? ( 4)

Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Ответ: после стирки изделия, место прикрепления аппликации может стянуть, если она неверно расположена.

Ответ: Нет. Так как со временем х/б нитки выцветают.

Ответ: машинная зигзагообразная строчка.

45 мин

IV. Применение полученных навыков

Практическая самостоятельная работа. Предложить работу на выбор прикрепление аппликации ручными стежками и машинной зигзагообразной строчкой.

Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо правильно организовать рабочее место, обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при выполнении аппликации: длина стежка, цвет ниток и ткани-фона.

Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц, иголок. И соблюдать эти правила во время работы.

Раздать инструкционную карту выполнения аппликации. ( 5)

(Для создания творческой обстановки включить лёгкую музыку )

Текущий инструктаж. Указать на ошибки, которые могут допустить ученики во время выполнения работы, и помочь исправить их.

Выполнение практической работы по инструкционным картам.

Ответы:

Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвиями, кольцами вперёд.

Нельзя шить ржавой и тупой иглой.

Нельзя вкалывать иголки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке.

Не прикусывать нитки зубами – т.к. можно испортить эмаль зубов и поранить губы.

10 мин

V. Подведение итогов урока

1 . Вопросы для повторения:

Что такое аппликация?

Ответы:

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”. Аппликация из ткани – накладное шитьё.

Как подготовить ткань для аппликации?

Проверить на прочность окраски, и при выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

Какими стежками прикрепляют аппликацию?

Ручными: петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Машинной зигзагообразной строчкой

Как перевести рисунок на ткань?

Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, или пользуются лекалом

2. Анализ выполненной работы и оценка

оценить, каждую работу учитывая аккуратность и правильность выполнения ручных и машинных стежков пришитой аппликации.

Оформить выставку выполненных работ

Итоги: Аппликация, или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы

Мы видим, спектр применения аппликации неограничен, и об этом знает каждый дизайнер одежды.

C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось. На приведенных ниже фотографиях виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно. ( 6)

Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал. Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации. Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал. Вышивальный автомат заканчивает аппликацию. ( 7)

2 мин

Уборка рабочего места каждой девочкой.

Инструкционная карта выполнения аппликации

1. Выбрать аппликацию для работы (из предложенных учителем образцов сюжетных рисунков).

2. Выбрать ткань-фон для панно. Эта ткань должна быть больше, чем сама аппликация.

3. Выбранную аппликацию вырезают, отступая от края на 2-3 мм от контура рисунка.

4. Подклеить утюгом, с изнанки аппликации, дублерин или флизилин для предохранения нитей от осыпания.

5. Наметить место расположения аппликации на основной ткани-фона (учитывая направление долевых и поперечных нитей на основной ткани и аппликации).

6. Подобрать нитки мулине или катушечные (полиэстер, лавсановые, шёлковые) по цвету кромки аппликации.

7. Приметать аппликацию по краю к основной ткани-фону мелкими стежками швом “вперёд иголку”.

8. Пришить аппликацию по краю к основной ткани косыми, петельными, тамбурными стежками или машинной зигзагообразной строчкой.

Оформление панно

9. По краям панно выдернуть нитки – получить бахрому шириной 1 см. или приметать и пристрочить тесьму машинной строчкой.

10. Выполнить петли из тесьмы. Прикрепить их ручными стежками с изнаночной стороны к верхним углам панно.

Или:

9. Приклеить основную ткань по краю на картон такого же формата.

10. Выполнить рамку из цветной бумаги.

11. Наметить с изнаночной стороны картинки место под петельку и приклеить её.

Аппликация или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы. Девочки 5 «В» класса используя аппликацию из ткани, изготовили подарок своим мамам.

Пояснительная записка

Тип занятия: получение новых знаний.

Цель : расширение знаний и умений по обработке бумаги и тонкого картона, знакомство с казахским орнаментом, развитие творческой фантазии детей.

Задачи :

Образовательная:

познакомить воспитанников с казахским орнаментом.

Воспитательная:

сформировать и развивать у воспитанников художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Развивающая:

выработать навыки выполнения аппликации, развивать трудолюбие, мыслительную деятельность, умение применить казахский орнамент на практике. Развивать чувство меры, гармонии, равновесия в композиции. Развить у детей мелкую мускулатуру пальцев.

Методы: словесные, демонстрационные и практические.

Оборудование и инструменты : заготовки мужского головного убора- тоқия (тюбетейка), цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, кисть для клея, СД-магнитофон, СД-диск.

Зрительный ряд : образцы аппликаций, инструкционные карты.

Музыкальный ряд : Кюй Курмангазы «Адай».

Предварительная работа: 3-ое воспитанников по просьбе педагога должны выучить названия некоторых казахских орнаментов и их смысловую нагрузку и рассказать ребятам на занятии.

Прогнозируемый результат : воспитанники должны научиться декорировать элементами казахского орнамента изделия.

Практическая значимость: декоративно-прикладное творчество, в том числе и работа, выполненная аппликацией, помимо развития психофизических процессов (мелкая моторика, внимание, мышление, память) позволяет воспитанникам делать приятные и нужные вещи своими руками, развивает их креативное мышление, воспитывает усидчивость, желание довести начатое до конца, помочь младшим; происходит приобщение воспитанников к прикладному творчеству казахского народа, воспитание патриотизма.

План занятия:

1. Организационный момент.

3. Объяснение нового материала педагогом с использованием выступлений воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах и их смысловой нагрузке.

4. Практическая работа.

6. Уборка рабочего места.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово у вас к занятию: тюбетейка, цветная бумага, клей, карандаш, кисти, ножницы, клеенка?

2. Сообщение новой темы, постановка цели.

На прошлом занятии вы изготовили из бумаги тюбетейки. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического вкуса.

С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта или одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация).

Сегодня мы будем декорировать тюбетейку казахскским орнаментом. Вы уже знаете, что аппликация-это вид изобразительной техники, который основан на наложении, приклеивании различных деталей на материал, принятом за фон.

3. Объяснение нового материала.

Каждому народу присущ свой орнамент. Так как люди живут в разных условиях, то их окружает различный удивительный мир природы. Увиденное в природе помогает человеку в создании своих национальных орнаментов для украшения всевозможных изделий. Орнамент традиционен в быту казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделии и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежности, оружия и т. д.

Орнамент" по - казахски называется "ою-орнек", от слов "ою" - выкройка и "орнек" -узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек.

Ребята, как вы думаете, что повлияло на создание орнамента у казахского народа?

Где жили казахи?

В степях, верно. И в бескрайних казахстанских степях паслись огромные стада животных.

А кто знает, какие животные пасутся в степях? (Бараны, лошади, верблюды.)

Правильно! И мотивом для составления узоров послужили ветвистые рога баранов. Рогообразный орнамент является главным в казахском орнаментальном искусстве.

Многочисленные стада верблюдов оставляли на земле свои следы, и казахский народ воплотил их в национальный орнамент - туш- табан (верблюжий след). Им украшались различные изделия народных ремесел: его использовали в резьбе по дереву, вышивке, в художественной обработке войлочных изделий.

Испытывая потребность в водопоях, ведя скотоводческое хозяйство, казахский народ создал орнамент «родничок» – кайнар.

Большое значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет - символ истины, радости, счастья.

Используя их и элементы казахского орнамента, мы будем составлять свой орнамент. Основу казахского орнамента составляет строгое соблюдение принципов симметрии и композиции ритма, отражающее культуру восприятия красоты природы.

Посмотрите, на доске продемонстрированы некоторые казахские орнаменты (Приложение №1)

Выступления воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах и их смысловой нагрузке.

1-й воспитанник:

Кошкар муйиз (бараньи рога) и аша туяк (раздвоенное копытце) обозначают материальное благополучие скотовода.

Туйетабан. Одежда, украшенная узором туйетабан (верблюжья ступня), сшита для дальней дороги.

2 воспитанник:

Когда человек желает кому-то счастья, свободы, независимости, то дарит вещь с орнаментами кус мурын (птичий клюв), кус канат (птичьи крылья).

Кемпир косак (радуга) состоит из разных цветов, расположенных в том же порядке, как и цвета радуги: Синий цвет - символ неба, поклонение Тенгри, красный - огня, солнца, желтый - разума, зеленый - весны, молодости и т.д.

3-й воспитанник:

Оркеш (верблюжий горб). Изображение двух рогов животных, парных кобыльих сосков, верблюжьих горбов, используется как пожелание достатка и размножения.

Тумарша - орнамент треугольной формы, похожий на амулет. По поверью предохраняет от дурного сглаза. Его изображают не только на одежде, но и на юрте, предметах быта.

4. Практическая работа

Выберите себе один из понравившихся орнаментов. Выбрали? Так как тюбетейка у нас белого цвета, вы можете использовать разные цвета.

Перед тем, как начнете работать, давайте вспомним технику безопасности работы с ножницами и клеем ПВА (ребята называют правила работы с ножницами и клеем)

Хорошо, молодцы, вы все помните.

А теперь можем начать работу. Будьте внимательны и аккуратно обращайтесь с клеем.

Педагог раздает нужные шаблоны орнамента. Проводит текущий инструктаж по определению правильности перевода орнамента. Объясняет, что нужно делать легкой линией разметку для орнамента снизу и сверху.

Воспитанники приступают к работе, негромко звучит музыка - кюй Курмангазы «Адай».

Ребята вырезают один из понравившихся шаблонов, затем примеряют, сколько раз можно поместить этот узор на тюбетейке и вырезают нужное количество.

Педагог в процессе работы индивидуально занимается с каждым воспитанником, объясняет, советует, помогает.

Педагог ходит по классу и следит за работой. После работы с ножницами – физминутка

Котята уснули (закрывают глаза)

Котята проснулись, подтянулись,

Лапки помыли (потерли руки)

Красиво сложили.

Воспитанники вспоминают этапы приклеивания и приклеивают орнамент к изделию.

5. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ.

Я вижу, что почти все закончили. Молодцы, ребята! У всех получились красивые орнаменты.

Производится отбор лучших работ на выставку - на столах расставляются все работы учащихся, воспитанники отмечают особенно понравившиеся работы студийцев. Педагог просит проанализировать, объяснить, почему выбор был сделан в пользу той или иной работы. Студийцы высказывают свои мнения. Затем педагог отмечает недостатки и достоинства детских работ, оцениваются аккуратность исполнения, симметрия и цвет. Педагог говорит о том, что можно было добавить или изменить для большей выразительности композиции, что нового можно привнести в смысле формы и пластики. Дети предлагают варианты.

Ребята, какой орнамент мы сегодня выполнили? (Казахского народа)

Назовите особенности казахского орнамента.

Какой орнамент является родоначальником казахского орнамента?

6. Уборка рабочего места.

Каждый воспитанник приводит в порядок рабочее место, свой внешний вид.

Сегодня все отлично поработали. Занятие окончено.

Список использованной литературы:

1. Т.К. Басенов, Сахи Романов « Казахский народный орнамент»

2. Т. К. Басенов « Орнамент Казахстана в архитектуре»

3. С. Касиманов « Казахский национальный орнамент»

4. М. К. Козыбаев « Казахи»

5. А.Х. Маргулан «Казахское народное искусство»

«Декоративно-прикладное творчество» - Как человек научился творить прекрасное? Цель: Познакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества. Задачи: Каргопольская игрушка. Рисунок всегда прост, предельно лаконичен, декоративен. Кобальтовые цветы. Декоративно – прикладное творчество. Вышивка. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, переработаны в декоративном плане.

«Узоры для вязания» - Диаметр снежинки на фото ок. 10 см. Столбик без накида. Полотно, выполненное крючком, мало растягивается. Снежинка 6. Легко запоминается и вяжется. Диаметр снежинки на фото ок. 8 см. Рельефный изнаночный столбик с накидом. Как накрахмалить снежинку? Узор 2. Набирайте КП:19 +10, где КП - количество петель.

«Декоративное искусство» - Выставка творческих работ. Виды вазописи. Вазописец. Работа в рудниках. Афинский акрополь. Храм Аполлона. Торговля в Древней Греции. Отливка бронзовой статуи. Гончар. Сельское хозяйство. Храм Посейдона. Живопись. Храм Цецеры. Древняя Греция. Древнегреческие сосуды. Роль декоративного искусства в обществе.

«Аппликация из бумаги» - Учебное занятие: «Художественный дизайн». Нужно лишь иметь выдумку и терпение. Аппликация в переводе с латинского языка значит «прикладывание». Информационные ресурсы: Какой вид аппликации перед вами? Какие виды аппликаций вы знаете? Воспитательная. Образовательная. Аппликации - игрушки. Подведение итогов.

«Орнамент» - Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. б) На полосе. Центрический. Осевая симметрия. Как получен орнамент? Примеры русского орнамента. Поворот. а) Внутри полосы. Параллельный перенос.

«Бордюры» - Деревянные кружева поражают нас своей неповторимой красотой и воздушностью. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа. Орнамент, как самостоятельное художественное произведение, не существует. Хохломская роспись. Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке рисунков или линий.