Особенности развития детей раннего возраста.

Министерство образования РФ

Воронежский государственный педагогический университет

Кафедра: общей педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Исполнитель: студентка

II курса, 1 группы

факультета рус. яз. и литературы

Романова Т.Ю.

Проверила: кандидат

педагогических наук

Малютина А.В.

Воронеж 2002

Введение 3

Глава 1. Теоретические основания исследования. Характеристики

периода раннего развития ребенка 3

Глава 2. Проблемы раннего развития ребенка 3

1. Потенциальные возможности ребенка 3

и действий ребенка 3

3. Факторы, оказывающие благоприятное влияние на развитие

личности ребенка 3

4. Принципы воспитания ребенка раннего возраста 3

Заключение 3

Список использованной литературы 3

Глава 1. Характеристика периода раннего развития ребенка

Ранее детство (1 – 3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка,

овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых

видов деятельности.

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и

раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно

имеет ведущее значение для развития ребенка второго – третьего года жизни.

В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми

психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.

Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно

начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на

вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для

этого созданными.

Этот принцип называется принципом опосредованного действия: орудие –

средство выполнения действия. За орудиями жестко закреплен способ

употребления: не только что ими следует делать, но и как это делается.

Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Обучая

ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не

только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний

период дети усваивают назначения предметов, способы действий с ними и (в

доступных пределах) технику выполнения этих действий.

В возрасте от 1 г. до 3 лет зарождается сюжетно-ролевая игра.

Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда

некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого

не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический

смысл и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не

сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется

изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой

включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный

сюжет (т.е. изображение определенного события) и принятие ребенком на себя

той или иной роли (мамы, воспитательницы и т.д.).

Перенос действия на новые предметы приводит к тому, что ребенок

начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть

использованы для получения реального результата: «моет» руки кубиком,

«измеряет температуру» палочкой. Это – игровые заместители реальных вещей.

Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место

другого человека, принимает на себя роль. Сначала ребенок выполняет

действия другого человека, но называет себя своим именем. Потом возникает

словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил

действия другого человека. Ребенок сначала играет, а затем как бы узнает в

своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход

изобразительной игры в сюжетно-ролевую полностью завершается в дошкольном

возрасте.

В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, которые с

полным основанием можно назвать произвольными. При передвижении в

пространстве, в предмет деятельности, игре, рисовании ребенок начинает

действовать намеренно: ставить цель и выполнять действия для ее достижения.

Однако степень управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень

ограничена. Это видно на примере рисования: ребенок, высказав намерение

нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием

впечатления от собственного рисунка.

Т.о., произвольное управление действиями пока состоит больше в

постановке целей, чем в их достижении.

В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно.

Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому их

успешность целиком определяется их привлекательностью для ребенка.

Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение со

взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в предметной

деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с

образами предметов и явлений окружающего мира.

Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи

взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В общении со

взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно

повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на

слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые

указания взрослых начинают по-настоящему регулировать его действия,

оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и

понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации

общения, является важным приобретением. Оно дает возможность использовать

речь как основное средство познания действительности.

Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от

его восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит

изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного

развития ребенка.

К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие.

Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не

может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы

по отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более

точным и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями

предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств.

Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление –

выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих

действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи.

Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) –

отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом

предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления

ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление

ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает

пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникает наглядно-

образное мышление.

Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя

назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения,

под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств.

Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность

знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не

воспринимал.

Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет

решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание –

результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого

возраста.

Глава 2. Проблемы раннего развития

1. Потенциальные возможности ребенка

Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин,

Венгер, Миллер, Выготский и др. М. Ибука пришел к выводу, что способности и

характер человека не предопределены от рождения, а большей частью

формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга,

с одной стороны, и детской психологии – с другой, показали, что ключ к

развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в

первые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Все зависит от

стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни

ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста.

Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование,

чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

По мнению Ибуки, основная цель раннего развития – это предотвратить

появление несчастных детей. Мозг новорожденного ребенка – чистый лист

бумаги. И от того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько

одаренным будет ребенок.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это

период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 80% взрослого потенциала,

к 4-м годам в этот сложный процесс включаются «фронтальные доли» мозга.

Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства,

развиваются после 3-х лет, но они используют базу, сформированную к этому

возрасту.

Ибука считает, что именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с

ним и строгим и ласковым. А когда он начинает развиваться сам, нужно

постепенно научиться уважать его волю, его «я». Родительское влияние должно

прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем

давление на ребенка в более позднем может погубить в нем талант и вызвать

сопротивление.

Ибука предполагает, что способность впитывать информацию гораздо выше у

детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» или

перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знание, но,

когда, чувствует, что переполнен отключается и перестает воспринимать новую

информацию. Зачастую информации слишком мало, чтобы полноценно развивать

Вскоре приходит время, когда ребенок обретает способность принимать

самостоятельные решения, это происходит где-то в возрасте 3-х лет. Малыш с

жадностью воспринимает все, что ему интересно. Начинают развиваться и

другие способности – он уже может желать что-то создавать, хотеть сделать;

все они важны для развития интеллекта и формирования характера.

Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта

точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании. Ребенку

в возрасте до 3 лет не трудно выучить то, что его интересует, и родителей

не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом.

Детский мозг до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего

родного языка, но и любого другого, причем этот процесс может идти

одновременно. Если родители пропустят этот период, им будет гораздо труднее

обучить ребенка тому, чему он так легко научится в раннем детстве.

Музыкальный слух, физические способности формируются как раз в этом

возрасте. Примерно в это же время развивается и основа эстетического

восприятия – сенсорная реакция.

2. Влияние раннего развития на дальнейший образ мыслей

Ибука считает, что в развитии ребенка образование и среда играют

большую роль, чем наследственность.

Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка.

Она развивает его способности к профессии родителей, пробуждая интерес к

Жан Плаже создал теорию фаз роста, наблюдая над развитием своих троих

детей. Ребенок, по его наблюдениям, развивается с потрясающей скоростью и

физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно

стимулировалось на каждой стадии. Родители должны внимательно наблюдать за

ребенком, знать, что и когда необходимо малышу, что ему интересно.

Научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился

ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится

ходить, можно с легкостью. Сделать из него прекрасного фигуриста.

Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет

неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны заботиться о

том, чтобы это влияние было благотворным. «Комната, лишенная стимуляторов,

вредна для малыша», - считает М. Ибука. Профессор Уайт, занимающийся

исследованиями раннего развития, согласен с ним: если для роста ребенка с

самого рождения создать разнообразные условия, то это дает значительный

эффект в формировании интеллекта. Поэтому в детской обязательно должны быть

цветастые обои, цветной потолок, пестрые одеяла, хороший вид из окна.

По мнению Ибуки, впечатления раннего детства определяют дальнейший

образ мыслей и действий ребенка. Родители должны стараться, чтобы все

эмоции и воспоминания об этом периоде были положительными.

3. Факторы, оказывающие благоприятное влияние

на развитие личности ребенка

Развитие характера и музыкальное восприятие формируется в большей

степени под влиянием привычек родителей. Поэтому Ибука считает, что

ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет

без слуха. Родители должны давать малышу слушать правильную музыку, ведь он

может запомнить и точно воспроизвести неправильную мелодию.

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы наполнить мозг ребенка

важнее, - говорит Ибука, - это развивать умение рассуждать, оценивать,

воспринимать». Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут

себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом,

может сформировать его личность. Так, ребенок, воспитанный неразговорчивым

угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным

человеком будет небрежным. Хотя ведущая роль в воспитании, по мнению Ибуки,

принадлежит матери, отцы должны быть друзьями и помощниками жене.

Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только усилиями матери.

Талантливые люди, рожденные в многодетных семьях, добивались выдающихся

успехов, в частности, потому, что ребенку легче развить неординарные

способности и характер, если он растет, окруженный детьми, и благодаря

этому стимулируется развитие каждого. Человек должен всегда искать гармонию

между общественным и индивидуальным. Достижение этого баланса во многом

зависит от раннего развития. Ибука считает, что можно достичь его только на

базе рано сформированного стереотипа мышления, который включает право на

уважение к себе и чувство ответственности к обществу. Такой стереотип можно

создать на основе детского общения. Вмешиваться в ссоры детей – значит

помешать развитию интеллекта жить в коллективе. У детей своя логика. Здесь

нет места взрослой логике. Ссоры – первый урок жизни в социуме.

Ибука считает, что «злоба и зависть и ребенка – это выражение

бессилия». Не имея возможности выразить свои чувства словами, ребенок

выражает чувства эмоционально. Профессор Тошио Ямамит, специалист по

детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:

1) физическое состояние, вызванное болезнью;

2) голод или усталость;

3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;

4) недостаток физических упражнений и накопившаяся неизрасходованная

5) желание настоять на своем;

6) подражание раздражительным родителям.

Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно

искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить

причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это

только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым. Родителям необходима

твердость характера, чтобы отличить обоснованное требование от каприза, а

недостаток такой разумной твердости калечит личность ребенка. Т.е. любое

проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины, цель

родителей – устранить причину расстройства малыша, а не подавлять ее.

4. Принципы воспитания ребенка раннего возраста

Ибука считает, что главное правило, которого необходимо придерживаться

при воспитании двух- и трехгодовалых детей, - это стимулирование и

стремление к порядку. Интерес – лучшее побуждение к действию. Принуждение –

худший способ обучения. Например, если у ребенка возникает интерес к

стирке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие

ожидания учителей.

Главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка –

пробудить интерес. Вместо того, чтобы учить ребенка считать, лучше

заинтересовать его цифрами. Вместо того, чтобы учить его писать, разожгите

интерес к процессу письма.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Чтобы

у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно

карандашей и бумаги.

Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить,

что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие

условий для возникновения интереса.

Детский психолог Сеймиро Аоки специально исследовал образование таких

понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришел к выводу, что «хорошо»

для ребенка – это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий

«хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно

ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» - это то,

за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает,

что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают,

значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием

Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое

«хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему

приятные эмоции, когда он делает что-то правильно, и не приятные, когда

плохо. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно,

насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания.

Интерес – лучший стимулятор. Но интерес ребенка к чему-то одному быстро

пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Среди множества

интересных вещей в окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где

ему никто не нужен. Но обычно ему все-таки необходима помощь взрослого.

Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший

у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то

серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не

знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но у него

должен быть шанс развить их.

Важным условием любого значительного достижения является интуиция. Она

перекрывает все пять чувств и таким образом является самым древним и

фундаментальным чувством. Ребенок до 3 лет очень близок к животному: он еще

не способен логически мыслить и полагаться на свои инстинкты. Очень важно

помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, не подавлять их,

прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами

разума. Более того, поскольку интуиция – это совокупность всех пяти чувств,

развитие ее обостряет и все чувства.

Ибука считает, что необходимо как можно раньше дать ребенку карандаши.

В возрасте около 1 года ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части

игрушки, доводя мать до отчаяния. Т.е., ребенок входит в стадию

самоутверждения. Важно разумно направлять поступки ребенка, поскольку от

этого зависит его будущая способность к творчеству. Все, что ребенок делает

руками – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, - развивает его

интеллект и творческие задачи. Если родители будут поминутно останавливать

свое дитя, то все равно тем самым помешают развитию его творческих

склонностей. Когда детям для рисования предлагают листы бумаги только

стандартного размера, они подсознательно усваивают мысль, что все картинки

должны быть только такого размера и что родители хотят от них именно этого.

Ребенок видит огромный мир, когда он впервые берет в руки карандаши и

обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный

мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Ибука предлагает давать

ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный

лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и

достаточной жизнестойкости.

Специалисты по дошкольному воспитанию считают, что отказываясь

удовлетворить любое желание своего ребенка, родители проявляют не

недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его же интересах. Когда

вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно

сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной

игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Т.о., если родители хотят

развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, они не должны

покупать все, что он просит. Этим можно достигнуть прямо противоположного

эффекта. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало

общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая

или забавная.

У взрослых часто бывают искаженные представления о ценности той или

иной игрушки, основанные на их собственных детских впечатлениях. Малыш с

любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те,

которые удовлетворяют его потребность в творчестве. Для ребенка игровой

материал – все, что он трогает и видит. Нет особой нужды, по мнению М.

Ибуки, вообще покупать ему игрушки и настаивать, чтобы он обязательно

играл, как «положено».

Глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур –

лучшие игрушки для развития творческих способностей ребенка. Эти материалы

имеют одну общую характеристику – они не имеют определенной формы или

назначения. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка

раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может

делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих

собратьев в освоении различных навыков: лепка рано разбудила его

интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение –

первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком

благодаря лепке.

В раннем возрасте мозг ребенка не развивается отдельно от тела.

Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным.

Профессор Куньо Ацуку утверждает: «Физические упражения улучшают работу

всех органов и повышает сопротивляемость ребенка внешним стрессам». Было

подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, бывает очень

смышленым.

Ибука дает такой совет родителям: «Пусть ваш ребенок трудится столько,

сколько может, только при одном условии, что для вас не важен результат его

Для ребенка важен не результат, а сам процесс его деятельности. Как бы

ни проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа

часто требует осторожности и концентрации внимания, j не нужны в игре.

Поэтому участие ребенка в простом труде по дому очень полезно для развития

его интеллекта и двигательных способностей. Те родители, которые j, чтобы

облегчить себе жизнь, полагают, что «жестоко заставлять работать маленьких

детей», обделяют своего ребенка.

Заключение

Период раннего развития ребенка – время развития мозговых клеток

ребенка, именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование

способностей, характера человека. Талантливый ли будет ребенок, появятся ли

у него творческие способности, вырастет ли он гармоничной личностью – это

зависит от воспитания и образования, которое ребенок получит в раннем

Поэтому необходимо учитывать волю ребенка, уважать его «я». Детский

мозг имеет способность впитывать информацию в больших количествах, но при

этом особое предпочтение отдается той, которая интересна ребенку. Очень

важно развить интерес ребенка к получению новых знаний, который в

дальнейшем превратится в пытливость и гибкость ума взрослого человека.

В раннем детстве развиваются и другие способности ребенка: желание что-

то создавать, стремление к познанию и преобразованию окружающего мира. Это

важно для развития интеллекта и формирования характера ребенка. Мозг

ребенка в раннем детстве очень пластичен, способен усвоить одновременно

системы мышления 2-х языков. Поэтому возраст от 1 года до 3 лет сензетивен

для обучения ребенка иностранным языкам.

Музыкальный слух, физические навыки формируются как раз в этот период.

Необходимо заниматься с ребенком спортом, начинать водить его в

художественную или музыкальную школу.

Чтобы развитие личности ребенка было гармоничным, важно обеспечить ему

благоприятную среду, которая играет первостепенную роль в ранний период.

Она развивает способности к определенной профессии, пробуждает интерес к

занятиям родителей.

Впечатления и воспоминания раннего детства формируют образ мыслей,

мировоззрение взрослого человека. Задачи родителей – обеспечить самые

благоприятные эмоции об этом периоде. Ведь большинство комплексов и страхов

человека свое начало берут именно из раннего детства.

Ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет необходимо учить рассуждать,

оценивать, воспринимать. Родители – эталон для малыша, их поведение должно

быть образцовым, чтобы ребенок впитывал и усваивал только хорошие качества.

Все отрицательные эмоции ребенка всегда имеют причину: голод,

усталость, боль. Родители должны выяснить ее и предотвратить последующие

вспышки детской раздражительности.

В раннем детстве нельзя принуждать ребенка к чему-либо. Иначе можно

добиться обратного эффекта: ребенок возненавидит это занятие. Лучше

пробудить заинтересованность, желание самому заняться этим делом.

Цель раннего развития – не сделать из ребенка гения, а дать ему такое

образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, сделать ребенка

сообразительным и добрым.

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,

2. Венгер Л.А., Мерсина В.С. Психология. – Москва, 1988.

3. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е издание. – М., 1972.

5. Плаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

6. Эльконин Д.Б. Детская психология. – Москва, 1960.

Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами.

Я — против раннего развития!

Родственники считают меня ленивой и безответственной. У меня трое детей (старшей дочери — четыре с половиной года), а я, представьте себе, не занимаюсь с ними ни чтением, ни письмом, ни математикой. Более того, я рада, что с бабушками дети проводят не больше шести часов в неделю, из которых на обучение приходится меньше половины. А значит, в оставшееся время я смогу уменьшить негативные последствия чрезвычайно высокой обучающей активности. Почему я пропагандирую столь непопулярные в современном мире взгляды? Откуда пришло ко мне «тайное знание» о вреде раннего интеллектуального развития?

В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информационном обществе», что главным в наши дни является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами.

В ущерб здоровью

В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки.

Почему так происходит? Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.

На прием приходит мама девочки трех с половиной лет. И жалуется, что в детском саду девочка начала заикаться. Из беседы я узнаю, что малышка «плохо сидит на уроке, через десять минут выпадает с занятия, молчит, если ее вызывают к доске прочитать стишок».

Мама искренне считала, что проблема — в ребенке, что девочка слишком застенчива. Над чем мы стали работать? Было понятно, что на первой же консультации мама не примет решение поменять сад. Мы назначили курс дыхательных упражнений, пение и двигательную терапию. Девочка ходила в садик, но «учителя» перестали вызывать ее к доске — мама поговорила с ними по нашей просьбе. (Здесь и далее МЫ — это команда специалистов, которая собирается для коррекции одного или нескольких детей.)

Спустя месяц запинки в речи стали появляться только на фоне сильного потрясения. Тогда мы добавили занятия с логопедом и игротерапию, включающую сенсорную стимуляцию — рисовали руками, «плавали» в сухом бассейне, играли в ролевые игры. Еще через месяц мама сменила девочке садик. В другом саду малышка много играла, общалась с детьми и нормально отвечала во время занятий. Уровень интеллектуальных занятий в той группе был вполне физиологичен — уроки в игровой форме, часто просто на ковре. Изучали не буквы и цифры, а формы, цвета, понятия один — много, часть и целое… Девочка сейчас учится в массовой школе, почти отличница, и вся семья как страшный сон вспоминает свою растерянность перед ее заиканием.

Что же произошло? Эмоционально, физически и психически нормальный ребенок попал в ситуацию, в которой испытал чрезмерное напряжение, физиологически не соответствующее его развитию. Мы провели разгрузочную программу, которая способствовала уменьшению напряжения и возвращению ребенка в русло адекватного развития.

Человеческое общение

У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной — высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чем больше родители будут стремиться «развивать» своих суперспособных чад, тем раньше и тем острее проявятся психические нарушения, если ребенок имеет к ним склонность. В то время как без чрезмерных нагрузок ребенок мог бы прожить жизнь психически здорового человека или же нарушения проявились бы лишь в старшем возрасте.

Для многих молодых родителей интеллектуальное развитие в ущерб эмоциональному стало нормой жизни. Замотанная мама лишний раз не приласкает малыша, не поцелует и не погладит его. Грудничок подолгу лежит в мокрых пеленках, мама радуется, что он нетребователен, интересуется только развивающими игрушками и не теребит ее за фартук. В два года малыш начинает говорить длинными фразами и цитировать стихи. Родители опять радуются и отдают его в языковую группу. До трех лет все нормально. А потом ребенок становится неуправляем, отказывается слушаться взрослых, а порой перестает говорить вообще.

Конечно, этот абзац не может полноценно обрисовать спектр эмоциональных и волевых проблем, в результате которых проявляются тяжелые психические заболевания, но в общем и целом картина именно такова. В нашем центре и подшефных детских садах мы работаем с такими детьми, играем с ними в телесно ориентированные игры, приучаем к самостоятельности, прививаем навыки опрятности и социально адаптируем малышей. Вовремя начатая эмоциональная коррекция позволяет многих отдавать в массовые школы, не отдаляет их от сверстников. К сожалению, бывают случаи, когда родители все-таки не прислушиваются к рекомендациям и интеллектуально перегружают детей. Дети выпадают из общественной жизни, переводятся на домашнее обучение, часто получают серьезную терапию психотропными препаратами.

Поэтому я советую при нарушении контакта с сыном или дочкой как можно раньше обратиться к специалисту. Помните, что развитие имеющихся способностей может совсем подавить те функции, которые в организме работают плохо.

Второй язык — особая тема

Отдельно хотелось бы сказать о двуязычных семьях. Педагоги считают, что ребенку эмигрантов легко освоиться в новой языковой среде, поскольку психика детей гораздо более пластична, чем психика взрослых. На самом деле все это верно лишь для абсолютно здоровых детей.

Об этом нужно помнить и родителям, которые стремятся как можно раньше обучить детей иностранному языку. Ограничения здесь таковы: если у ребенка есть замедление темпов психического развития, если он на первом году жизни имел задержку двигательного развития, то ему нельзя ходить на такие занятия без пристального контроля со стороны невролога. Ребенок, который не имеет представления о право — лево, внутри — снаружи, больше — меньше, не умеет общаться со сверстниками, истеричен или заторможен, получит лишь отрицательный заряд для собственного развития. Сил его организма не хватит и на компенсацию физиологической задержки, и на интеллектуальный толчок.

Во втором классе массовой школы учились две сестры-погодки. Младшая успешно усваивала пройденный материал, играла в подвижные игры со сверстниками. На приеме мама сказала, что старшая девочка на первом году жизни была мало активна, поздно начала держать голову, переворачиваться, мало ползала, пошла в год с небольшим. Младшая росла бойкой и неленивой, начала переворачиваться в три месяца, поползла в шесть, проявляла чудеса исследовательской деятельности — в семь месяцев научилась открывать коробочки, в восемь — расстегивать молнии.

Из Таджикистана семья перебралась в Москву, когда девочкам было 4 и 5 лет. Старшая замкнулась на новом месте жительства, хотя интеллектуальный уровень развития вроде бы соответствовал возрасту. Младшая сестра хорошо адаптировалась, у нее появилось много друзей во дворе, болела она меньше старшей. В восемь лет старшая пошла в школу одновременно с младшей. В течение первого года проблемы были общие — новый коллектив, незнакомая обстановка (девочки не посещали детский сад). Но вот во втором классе младшая стала отличницей, а старшая попала в отстающие.

На приеме у невролога было выявлено много проблем. Но решили мы начать с занятий с логопедом и зарядки для мышц языка. Довольно быстро девочка стала раскованнее, речь стала более плавной и четкой. Девочка начала посещать группу, где училась общаться со сверстниками. К сожалению, процесс реабилитации в школе был не столь успешным — у детей и учителя сложился стереотип отношения с девочкой. Мама была готова перевести ее в другую школу. Но мы пошли другим путем. Стали усиленно заниматься с девочкой, посоветовали ей нанять репетиров. Перевели ее на индивидуальное обучение, за год она осилила программу двух лет и перешла по итогам тестирования в пятый класс. Где новые дети и разные учителя по достоинству оценили ее способности.

Проблема этой семьи заключалась в том, что, попав в необычную языковую среду, девочка испытала проблему острой дезадаптации. Погружение в двуязычную среду стало непреодолимым социальным фактором, поскольку девочка имела проблемы со здоровьем.

Читайте также:

Это интересно!

Просмотрено

Безопасно ли использовать акриловый лак для ногтей во время беременности?

Все о воспитании

Просмотрено

Будьте всегда опорой для ребенка — это укрепит его лидерские способности!

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Иерархия души, или Как не воспитать бессовестного человека

Это интересно!

Просмотрено

Нам нужно покончить со стигмой, связанной с профессиональными училищами, и соответствующими профессиями!

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1

Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье

В пособии рассматриваются актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи, методы диагностики и коррекции. Представлены методические разработки проведения занятий по сенсорике, развитию речи, конструированию с детьми раннего и дошкольного возраста. Раскрыта взаимосвязь с последующими периодами развития ребенка в дошкольном возрасте и проблемами его готовности к школе, адаптации к новым условиям жизни.

Книга предназначена для педагогов, психологов и родителей.

Вместо предисловия

Ранний возраст - совершенно особый период - период созревания всех органов и систем. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит впервые 3 года жизни. Выдающиеся педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, C.JI. Новоселова, Д.Б. Эльконин определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных ее функций, начального формирования личности ребенка.

И нам, педагогам и родителям, важно своевременно использовать те неповторимые возможности развития, которые присущи детям этого возраста. Каковы же их особенности?

Ни в каком другом возрасте ребенок так быстро не растет и не развивается. Он рождается самым беспомощным существом по сравнению с детенышами животных и в короткие сроки в быстром темпе под воздействием окружающей среды, влияния взрослых (первая улыбка, узнавание близких, подражание их действиям, движениям, ходьба, речь) формируется его мозг.

Такой быстрый темп развития обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это связано с тем, что в коре головного мозга ребенка много незанятого поля, по сравнению с детенышами животных, поэтому имеется возможность большего влияния на развитие малыша (детеныши животных сразу встают на конечности, а ребенку требуются специальные условия и воздействия для появления ходьбы).

Также быстрый темп развития обусловлен необыкновенной пластичностью мозга ребенка. Еще Л.С. Выготский писал, что «...ранний возраст сенситивен во всем», называл этот возраст «золотой порой сенсорного развития», а о детской речи писал, что ребенок имеет особую чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению. И действительно, ребенок воспринимает новое, впитывает в себя информацию, как губка, однако это вовсе не значит, что она может быть беспредельна. Психическое развитие дошкольника имеет свои закономерности - врожденную программу прохождения этапов, периодов, стадий своего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Ребенок учится по своей программе и в процессе его развития происходит встреча двух программ - врожденной и определяемой взрослым. Причем индивидуальная программа может отражать возрастную норму, опережать ее или отставать от нее. При общении, обучении ребенка следует идти от него, вместе с ним, чуть опережая, создавая условия для дальнейшего его развития. Не следует торопить, увлекаться его возможностями. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряется тот базис, фундамент, который лежит в основе дальнейшего развития.

В связи с быстрым темпом развития для детей раннего возраста характерна их высокая ранимость. Недостаточная зрелость нервной системы, ее лабильность, быстрее подвергается нервному истощению, утомлению, существует более высокая подверженность инфекционным заболеваниям, что особенно проявляется в стрессовой ситуации.

Быстрый темп в развитии ребенка характеризуется скачкообразностью. Многочисленные исследования показывают, что периоды ретардации, когда замедляется темп развития в связи с накоплением, сменяется скачками, как в развитии отдельных функций, так и в критические периоды развития ребенка (1 год, 3 года, 6 - 7 лет, 12 - 15, 18 лет). Скачкообразно развивается и речь. Процесс ее развития - диалектический, когда в недрах старого зарождается новое качество, заменяя первоначальное качество более сложным. (Во время овладения ходьбой темп развития речи замедляется, однако ходьба способствует формированию связей с окружающим и дальнейшему развитию речи.) Для быстрого развития ребенка характерно быстрое установление связей с окружающим и медленное их закрепление. Также характерны неустойчивость, незавершенность формирующихся умений ребенка. Должна быть повторность в обучении и самостоятельной практике, поэтому при обучении малыша следует учитывать положение о том, что чем младше ребенок, тем требуется больше повторов при формировании каких-либо его умений. Так, на 1-м году жизни в течение дня необходимо совершать несколько повторов, на 2-м году - несколько раз в неделю, а на 3-м - несколько раз в месяц. Кроме того, совершенно необходима связь организованных взрослым игр и самостоятельной практики ребенка. Нужно специально подготовить условия для того, чтобы дошкольник после таких игр смог осуществить это в своей самостоятельной деятельности.

Для развития ребенка характерна гетерохронность, при которой формирование отдельных структур, функций мозга, способностей, умений, навыков идет неравномерно. Поэтому необходимо знать особенности развития на каждом возрастном этапе, обращая внимание на ведущие виды деятельности и умения, характерные для каждого возрастного периода.

Взрослым не стоит забывать, что ребенок - существо биосоциальное. Характерна четкая связь между состоянием здоровья ребенка, его физическим, психическим развитием, формированием личности и генеалогией, биологическим и социальным анамнезами. Часто наблюдаются проявления психосоматических заболеваний, что характерно для детей именно раннего возраста.

Для поведения ребенка характерна высокая ориентировочная реакция. Для развития мозга детей необходимо достаточное количество впечатлений. Малышу надо получать информацию и ее перерабатывать. Дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях (домах ребенка, детских домах), ощущают дефицит в получении информации, испытывая сенсорную депривацию. В ДОУ должна быть создана игровая среда в соответствии с возрастом и уровнем развития детей, которая изменяется время от времени, развивая познавательную деятельность ребят.

Особое значение в жизни маленького человека, его развитии, обучении, формировании личности имеют эмоции. Прежде всего, это связано с их ранним формированием - улыбка родителей, комплекс оживления на обращение к малышу близких. Затем идет формирование более сложных эмоций - гнев, обида, ревность, сочувствие, чувство юмора и др. В связи с тем, что внимание детей носит непроизвольный характер, все обучение ребенка связано с умением взрослого вызвать у него интерес к объекту изучения, его ориентировочную деятельность, эмоциональное отношение к занятию. Дети эмоционально внушаемы, чувствительны к настроению взрослых, которое им передается. Даже совсем маленькие улавливают настроение матери, воспитателя в группе. Эмоциональное состояние - важнейший фактор в протекании болезни и выздоровлении, периоде адаптации и других жизненных ситуациях малыша.

Ведущую роль в формировании личности и развитии ребенка играет взрослый. Исследования М.И. Лисиной показали, что ведущий вид деятельности ребенка на 1-м году жизни - общение со взрослым, который удовлетворяет жизненно важные потребности малыша. Самый тяжелый вид депривации - дефицит общения ребенка со взрослым. В условиях общественного воспитания общение с ребенком является ведущим фактором в деятельности воспитателя. Наиболее эффективная форма общения - индивидуальная. Снижение количества общения отрицательно влияет на характер поведения ребенка.

Воспитание ребенка должно осуществляться с учетом его индивидуальных особенностей. В разных ситуациях и режимных моментах (на занятиях, при засыпании, во время игры, в периоде адаптации к новым условиям жизни) требуются совершенно различные индивидуальные подходы к детям с разными индивидуально-типологическими особенностями.

Особенности развития и воспитания детей в условиях семьи

и дошкольного учреждения

Консультативная работа в детской поликлинике и курирование дошкольных учреждений предоставили уникальную возможность выявить основные проблемы, которые возникают в развитии и воспитании детей в условиях семьи и ДОУ.

К сожалению, довольно часто о трудностях, связанных с задержкой психического развития (ЗПР) и школьной дезадаптацией, начинают думать с большим опозданием, тогда как их корни надо искать гораздо раньше - в периоде раннего детства. Известный физиолог Н.М. Щелованов рекомендовал «не запускать детей снизу».

В этой связи можно выделить три проблемы:

  • достаточно низкий уровень нервно-психического развития (НПР);
  • значительное число детей, имеющих различные отклонения в поведении;
  • адаптация к новым условиям жизни.

Подробнее остановимся на первой проблеме. Сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии РМАПО разработаны методы диагностики и оценки детей по группам развития, которые легли в основу сравнительного анализа НПР детей в условиях семьи и ДОУ по группам развития (1-я группа - норма, 2-я - первоначальная задержка на один эпикризный срок, 3-я - на два, 4-я - на три, 5-я - на четыре эпикризных срока) (рис. 1).


Из диаграммы видно, что в семье наблюдается больший процент детей с более глубокой задержкой НПР, особенно тех, которые готовятся к поступлению в ДОУ, чаще это дети из неблагополучных семей.

Анализ последних лет показывает, что если раньше дети раннего возраста воспитывались больше дома, то теперь в ДОУ поступают в большом количестве дети как из неблагополучных, так и благополучных семей, однако количество дошкольников с большой задержкой НПР достаточно высоко.

Что прежде всего задерживается у детей? Прежде всего функции, которые вновь формируются, являются новообразованием - развитие активной речи, сенсорное развитие, связанное с формированием наглядно-действенного мышления. Это не может не отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста, где также наблюдается более позднее развитие речи и мышления. Кроме этого, выявлено более позднее формирование внимания и памяти (рис. 2).


Анализ выявил недостаточно высокую готовность детей к школе. Готовы лишь 35%, не готовы - 9%, остальные дети имеют различные проблемы, поэтому их можно считать «условно готовыми».


На рис. 3 видно, что у детей также имеются проблемы в развитии наглядно-образного и логического мышления, внимания и памяти. Недостаточно представлена и мотивационная сфера. Отклонения в развитии обусловлены влиянием неблагоприятных биологических и социальных факторов. Определяя уровень психического развития, и оценивая поведение детей, необходимо обращаться к анамнезу дошкольника, так как следует учитывать систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка, включающую как биологический, так и социальный анамнез.

Анализ влияния биологического анамнеза на психическое развитие и поведение ребенка выявил следующие особенности:

  • - число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами постепенно уменьшается;
  • - дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший процент отклонений в развитии и поведении (рис. 4, 4а);



  • - развитие такого социального показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом (рис. 5). Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде становления, связана с тем, как протекали беременность и роды у мамы. Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым развитием;


  • - длительность грудного вскармливания, предполагающего необходимый интимный эмоциональный контакт малыша с матерью, также необходима для здоровья и развития ребенка. Многие дети вскармливаются до 3 месяцев. Наиболее же эффективный срок вскармливания - 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным молоком уже после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери, а вследствие этого - проблемы адаптации к ДОУ.

Немаловажное значение имеет социальный анамнез в развитии ребенка, формировании его личности.

Довольно часто в условиях семьи либо не создаются оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста. Ребенок развивается по своей программе.

Особого внимания заслуживают дети, имеющие недостаточную готовность к школе, которая определяется рядом факторов:

1- физиологическая готовность (уровень развития основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья);

2- социальная (к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе);

3- психологическая (личностно-мотивационная и волевая сферы), при которой дети должны иметь элементарную систему знаний, определенный уровень развития мышления, речи, внимания, памяти;

4- эмоциональная (умение регулировать импульсивность реакций, развитие эмоционально-коммуникативных умений).

У детей появляется стремление к новому социальному положению школьника, которое известный психолог А.И. Божович называет «внутренней позицией школьника», когда социальные мотивы связаны с учебной деятельностью и познавательными интересами.

Нужно ли учить ребенка до школы? Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал, что ребенок может усвоить новую программу, если она «по природе своей, своим интересам, уровню мышления... является его собственной программой». Ребенок еще всему должен «научиться учиться». Однако часто в семье, да и в дошкольных учреждениях «лепится» маленький школьник. Дети лишаются игры, общения с близкими и сверстниками, у них появляется тревога, закладывается негативизм, возникает агрессия.

В значительной степени готовность к школе зависит от уровня мотивации, которая у дошкольника должна постоянно формироваться.

Какие же могут быть уровни мотивации:

1- социальная (потому что учиться идут все, учиться важно). Дети учатся хорошо, следуют инструкции, не ищут новых способов решения задач;

2- учебно-познавательная (высокая учебная активность, связанная с интересами ребенка). Дети учатся неровно, не любят упражнений;

3- оценочная (получают хорошие отметки, ориентируясь на учителя). Дети всецело зависят от педагога, практически не имеют собственного творческого начала;

4- ориентация на внешние данные (исключительные портфель, костюм, пенал). Дети не готовы к учебной деятельности, в их сознании постоянно присутствуют слова мамы: «Только не дворником»;

5- игровая мотивация (берут с собой в школу игрушки). Дети не адекватны учебной деятельности.

Мотив предстоящего обучения в школе может формироваться через игру «в школу», чтение книг на соответствующую тематику, экскурсии в школьный класс, беседы и т.д. Говоря о социальной адаптации, не стоит забывать, как дети оценивают себя и окружающих.

Дети с завышенной самооценкой в результате бедного опыта общения с окружающими в школе часто терпят крах, так как видят свою несостоятельность (дома их захвалили, они были кумирами в семье).



Дети с заниженной самооценкой испытывают страх перед школой (например, одна девочка, которая не хотела идти в школу, мотивировала это тем, что говорила: «Я не знаю ответов на вопросы учителя»). Такие дети требуют особого внимания: поощрения, создания условий для обеспечения их успешной деятельности.

В следующих статьях предлагаются развивающие игры и занятия, формирующие психологическую готовность детей к школе.

Исследования гигиенистов, говоря об интеллектуальной готовности, обращают внимание на постепенное формирование учебно- волевых качеств, которые состоят из пяти блоков:

  • личностно-мотивационный (желание учиться);
  • принятие учебной задачи (наличие желания, интереса, произвольного внимания, памяти, уровня умственного развития);
  • представление о содержании деятельности и способах решения задач;
  • работающий информационный блок (восприятие, переработка, сохранение информации);
  • управление деятельностью (планирование, контроль, оценка своей деятельности).

Кроме того, нужно помнить, что готовность к школе совпадает с переходом ребенка на новый этап развития - критический период, который в большинстве случаев связан с проявлением негативных реакций, осознанием своего социального «Я», утратой детской непосредственности, проявлением искусственного поведения (паясничанье), осознанным отношением к себе и окружающим, желанием перейти к новому социальному положению.

Готовность к школе в большей степени предопределяет течение адаптации, которая, в свою очередь, зависит от того, как протекал кризис и закончился ли он до поступления в школу. Если дети проходят кризис до поступления в школу, они испытывают там гораздо меньше трудностей.

Своевременные диагностика и коррекция НПР и поведения детей раннего возраста и готовность к школе дают положительные результаты (рис. 6, 7). На рис. 6 видна положительная динамика детей в группе раннего возраста к началу и концу наблюдения. Так, если к началу наблюдения 1-я группа развития составляет лишь 18%, 2-я - 74, 3-й группы не было, 4-я - 8, то к концу года заметно увеличивается количество детей 1-й группы, а дети 4 й - переходят в 3-ю группу, т.е. глубина задержки сокращается. На рис. 7 отражена положительная динамика поведения детей.


Такая же положительная динамика видна и на рис. 8, отражающем положительную динамику психологической готовности к школе.

Вторая проблема связана с тем, что у детей могут наблюдаться разные отклонения в поведении (проявления упрямства, негативизма, возбудимости, двигательной расторможенности и т.д.), а третья - проблема адаптации к новым условиям жизни, в частности адаптации к ДОУ, - в последнее время приобрела особую актуальность и будет рассмотрена далее.

Переход на другие статьи методического пособия:

В наш переполненный информацией век – одни из самых неоднозначных и непростых. Мы все знакомы с поговоркой о том, что «дитя нужно воспитывать, пока оно лежит поперек лавки». Можно ли отнести эти слова не только к нравственному, но и интеллектуальному развитию ребенка?

Нужно ли мучить малыша развитием еще до того, как он научится ходить и говорить, или предоставить ему возможность самому доходить до житейских истин?

Дети не рождаются «чистыми листами» как в нравственном, так и в умственном плане. Русский перевод крылатой латинской фразы «Cum lakte nutricis suxisse» гласит: «Всосать с молоком матери». Перевод этого выражения на психологический язык означает, что наряду с врожденными способностями, передаваемыми от родителей детям с генами, многие особенности маленький человек приобретает в самом раннем развитии, еще в период грудного вскармливания. В психологической литературе врожденные физиологические особенности человека, являющиеся предпосылками формирования и развития способностей, называются задатками. Примером таких особенностей может быть своеобразие строения мозга, органов чувств и т.д. На базе задатков в процессе определенной деятельности формируются способности.

Когда же все-таки начинать развивающие занятия с ребенком? Если вы их начнете до его рождения, слушая музыку, читая вслух книгу, созерцая произведения искусств, вы нисколько не ошибетесь. Как только малыш «выходит в мир», для него становится важным эмоциональное тактильное общение с матерью. Дело в том, что согласно теории известного швейцарского психолога философа, автора множества книг по детской психологии Ж. Пиаже интеллект детей до двух лет является сенсомоторным, а это значит, что для малыша в этом возрасте очень важен чувственный опыт – возможность все увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Сенсорные ощущения как бы подготавливают почву для последующего восприятия ребенком цвета, формы, величины, качества предмета, которые являются основой развития мышления.

Общение с матерью в младенческом возрасте оказывает огромное влияние на формирование эмоциональной сферы личности малыша. Мама откликается на плач младенца ласковым голосом, теплым взглядом, нежным прикосновением. В этом случае ребенок будет открыт для принятия и проявления эмоций, доверчив и непосредствен. Дети, выросшие в доме ребенка и лишенные материнской ласки, а значит, испытывающие дефицит положительного эмоционального общения с матерью, вырастают недоверчивыми, замкнутыми.

Так нужно ли ранее развитие? Да, если мы понимаем под ним формирование у малыша способности самостоятельно мыслить, гармоничное развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей; если раннее развитие не мешает формированию нравственных ценностей, не разрушает эмоциональный мир ребенка, не превращает мимолетные мгновения дошкольного детства в унылую зубрежку или подготовку к бесконечным конкурсам. Ведь самое главное в раннем развитии – это вовсе не мифический, недостижимый в реальности «результат», а радость познания окружающего мира, которой мудрые и любящие родители могут щедро делиться со своим маленьким умничкой.

Цель раннего развития детей дошкольного возраста – не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, сделать ребенка сообразительным и добрым.

Важно помнить, что для успешного развития ребенка и раскрытия его талантов важен налаженный контакт между мамой и малышом. И не только физический, но и душевный. Ребенок должен ощущать, что он нужен маме, что ей с ним хорошо, приятно общаться. Чаще говорите с ребенком, причем о любых вещах. Избегайте сюсюканий, старайтесь говорить богатым и правильным языком, чтобы ребенок с пеленок привыкал к хорошему произношению и литературной речи. Постепенно ребенок будет все больше понимать, начнет задавать вопросы, включаться в диалог. Это поможет понять, в каком направлении движется ребенок, что ему интересно и любопытно.

Введение

Раннее детство (период от года до трех лет) - это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны.

Актуальность исследования психологии ребенка раннего возраста обусловлена важностью периода детства для формирования личности и способностей взрослого человека. Современные изменения в экономической и культурной жизни, а так же изменения в обществе, требуют от психологов и педагогов разработки новых концепций воспитания личности и развития умственных способностей ребенка начиная с самого раннего возраста. В настоящее время подобных разработок, на высоком научном уровне, явно не достаточно.

Объект: психологическое развитие ребенка раннего возраста.

Предмет: факторы развития ребенка в период раннего детства.

Цель исследования: на основе изучения специальной монографической литературы, статей в периодической печати, применения собственного практического опыта воспитания ребенка, сформировать научно обоснованное представления о психологии ребенка раннего возраста.

Задачи по изучению особенностей развития ребенка в период раннего детства:

Изучить особенности психологического развития ребенка раннего возраста;

Выявить проблемы в воспитании «нельзя и надо» у ребенка, и значимость воспитания волевой компоненты;

Показать важность развития мышления у детей раннего возраста;

Проанализировать особое значение речи и ее формирования в развитии

Ребенка раннего возраста

Гипотеза исследования состояла из следующих предположений: период раннего детства является важным в развитии умственных способностей и личности ребенка, развитие речевых способностей ребенка раннего возраста способствует развитию эмоционально-волевой сферы, психическому и физическому развитию ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.

Особенности и проблемы развития ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Особенности психологического развития ребенка раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания .

Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.

Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Развиваясь, ребенок не просто овладевает разнообразными действиями, не только учится видеть мир, мыслить. Он еще и усваивает, что такое хорошо и что такое плохо, привыкает подчинять свои желания необходимости, впитывает в себя правила поведения, свойственные людям... Начинает складываться личность ребенка, его внутренний мир .

Малышам 2 - 3 лет в значительной степени свойственна непосредственность, импульсивность поведения, что они действуют под влиянием своих чувств и желаний, причем не осознают их, не выделяют главное - для них важно то, что заботит их именно в данный момент.

Взрослый человек в подавляющем большинстве случаев поступает так, а не иначе, потому что в результате долгого и целенаправленного воспитания у него сложилась совершенно определенная, отвечающая общественным нормам система мотивов поведения. Одни мотивы он считает более важными, другие - менее. И когда два мотива сталкиваются, он поступает по велению более важного. В обыденной жизни мы видим это на каждом шагу. Хотелось бы в выходной день развлечься, но товарищ попросил помочь в неотложной работе. Тянет пойти в тренажерный зал, но необходимо готовиться к экзамену. Предлагают отправиться в увлекательное путешествие, но надолго отлучаться из дома нельзя: больны родители. Собственно, об уровне развития личности человека мы и судим как раз по тому, насколько он умеет соразмерять свои желания и стремления с более важными в глазах общества мотивами необходимости, долга, способен ли он поступиться своими интересами ради блага других.

Ребенку только предстоит овладеть всем этим. В первые годы жизни не приходится ожидать, что он осознает мотивы своего поведения и выстроит их по степени значимости. Лишь постепенно такой социально-нравственный каркас личности обретает необходимый вид и достаточную устойчивость .

Но ведь ребенок живет уже сейчас, сегодня. И уже сегодня мы требуем от него «нравственного поведения». В общем, это правильное требование - важно лишь найти верный способ сделать его понятным и доступным малышу. И здесь на помощь вам придут именно те психологические особенности ребенка, которые, казалось бы, должны мешать вам, - непосредственность и импульсивность поведения. Раз уж мы знаем, что поведение малыша складывается под влиянием его чувств и желаний, то постараемся обратить особое внимание на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей - близких, сверстников. Двухлетний малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребенком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребенку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Он легче будет слушаться маму и бабушку, если он научился любить их и видит, что его послушание доставляет им радость, а непослушание - огорчение.

Вот почему так важно добиваться, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции - радость, сочувствие, доверчивость, а проявления отрицательных эмоций, таких, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.