Что у ребенка трех лет. Спортивные и двигательные навыки

Трёхлетний малыш успешно миновал ясельный возраст и теперь является младшим дошкольником. Это вполне самостоятельный маленький человек, который обладает яркой индивидуальностью, имеет своё мнение о многих вещах и может проявлять настоящую сообразительность и настойчивость в реализации своих идей. Это время, когда родителям уже не надо каждую минуту находиться рядом, чтобы контролировать своего сына или дочь. Нужно только знать, чем занять ребенка в 3 года дома, и создать ему соответствующие условия. В этом возрасте он вполне может занять себя сам пока мама занята своими делами.

Основной чертой трёхлетнего малыша является его всё возрастающая самостоятельность, но это не должно пугать родителей. Если раньше ему требовалась помощь взрослых, в три года ребёнок всё пытается делать сам, и не стоит ему в этом препятствовать. Если начать опекать сына или дочь, скорее всего, они вырастут слабыми и неуверенными в себе людьми. Поэтому, по мере сил, необходимо поощрять такое стремление к самовыражению, а не давить авторитетом старшего.

К тому же, на это можно посмотреть и другими глазами – изредка проверяя, чем занимается драгоценное чадо, папа и мама могут позволить себе отдохнуть или заняться своими делами. Главное направить малыша в нужное русло, увлечь его чем-то интересным.

Жизнь трёхлетнего малыша по-прежнему проходит по определённому режиму, и так должно быть, чтобы он чувствовал себя комфортно. Исходя из того, что на прогулки уходит около четырёх часов, большую часть дня ребёнок проводит дома, где основным его занятием являются игры, через которые он продолжает свою познавательную деятельность.

Несмотря на то, что трёхлетка уже уверенно ходит и даже бегает, больше всего времени он проводит на полу, где может играть в ролевые игры, машинки или заниматься творчеством. Это вполне нормально, и совсем необязательно насильно усаживать его за стол или на диван для того, чтобы он занимался своими делами там. Важно, чтобы он чувствовал себя свободно, как физически, так и морально.

Читать еще статьи:



А к его увлечениям придётся отнестись внимательнее, чтобы предложить что-то новое и полезное. Не помешает рассмотреть все виды игр, которые могут благотворно повлиять не только на разностороннее развитие ребёнка, но и на его личностные черты характера.

По опыту родителей самые увлекательные занятия для трёхлетних деток, это:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликации;
  • сборка конструктора, пазлов и мозаики;
  • сюжетные игры на фоне самодельных декораций.

Предоставив в распоряжение малыша комнату, некоторые вещи, можно помочь ребёнку создать свой собственный сказочный мир, заставить его испытывать новые незнакомые чувства, развивать свою фантазию и логику.

Конечно, многих взрослых интересует, какие занятия ребенку в три года нужны, и в какие игры он может играть самостоятельно. Ведь малыш уже начинает наблюдать за своими ровесниками, учится играть по правилам, а ролевые игры всё больше входят в его жизнь, в то же время ему также интересно строить свой город из деталей конструктора или создавать живописные полотна на бумаге.

Развивающие игры дома: видео

Играем вместе с 3-летним ребенком дома

Прежде всего, родителям надо понять, что игра для ребёнка необходима – таким образом, он обучается и невольно моделирует реальные события, а самостоятельная игра нужна, чтобы учиться справляться со сложностями, которые, конечно, в будущей жизни будут, и с ними надо уметь справляться. При этом игры должны соответствовать возрасту малыша. Что же можно предложить ребёнку в три года?

Ниже рассмотрим варианты, чем можно занять трехлетнего малыша дома.

Домашний театр

Все дети любят сказки и очень часто с удовольствием разыгрывают целые спектакли, используя различные игрушки и даже бытовые предметы. Можно поддержать эту тему и создать свой домашний театр. Персонажей также можно сделать собственными руками совместно с ребёнком – сшить кукол из цветных лоскутков, вырезать их из картона и раскрасить. Либо остановить свой выбор на пальчиковых героях, сшив небольшие фигурки, которые можно надеть на палец. Также малышу будет интересно самостоятельно сделать кукол из картона и наряжать их в бумажную одежду (как сделать бумажных куклу с одеждой + шаблоны для вырезания смотрите ).

Для того, что всё выглядело, как на настоящей сцене, придётся сделать занавес. Для сюжета можно выбрать любимую сказку ребёнка или что-то придумать самим. Для начала будет достаточно двух или трёх персонажей. Подготовленное представление показывают домочадцам или папе.

Показ моды

Девочкам – будущим модницам можно предложить поиграть в показ моделей. Для этого маме придётся достать много разных вещей – лучше выбирать более простые, такие как юбки, накидки, интересные головные уборы – дочка точно найдёт им применение, и может довольно долго щеголять в них перед зеркалом. Некоторые дети заигрываются до такой степени, что готовы даже сами создавать свои уникальные наряды, и здесь придётся поглядывать, чтобы в ход не пошли ножницы.

Ролевые игры

Чтобы развлечь трехлетнего малыша, порою достаточно предложить ему одну из ролевых игр, которая более всего ему по душе, ведь дети так часто подражают взрослым. Девочка может выбрать традиционные дочки-матери, игру в Доктора, Парикмахера или Продавца. Мальчик, наверняка захочет стать Космонавтом, Строителем или Супергероем. Конечно, для этого нужен подходящий реквизит, и об этом следует позаботиться заблаговременно, зная наклонности крохи.

Дискотека

Отличным вариантом является детская дискотека. Хорошая, ритмичная музыка поможет малышу потанцевать от души и вдоволь повеселиться. Хорошо, если в гости придут другие дети. Таким же образом можно организовать караоке или даже музыкальный конкурс, в котором будут участвовать взрослые и дети. Обязательно следует продумать специальные вознаграждения для детишек – небольшие игрушечные сувениры или конфеты вполне подойдут.

Лепка из пластилина

Для маленьких скульпторов идеальной станет совместная лепка . Необходимо купить качественный набор хорошего пластилина с большим количеством цветов. Ребёнку можно показать, как можно вылепить простую фигурку , кота или зайчика, начинают обычно с самых простых фигур – пусть сын или дочь сделают круглый шарик, из него – блинчик, несколько занятий обязательно закончатся созданием детского шедевра, который надо выставить на самое видное место.

Игры с кинетическим песком

Игры с кинетическим песком (как его сделать самостоятельно мы писали в ) могут надолго увлечь малыша, пока он строит замки из песка, наблюдает как он пересыпается из ручки в ручку (еще больше идей развивающих игр с кинетическим песком смотрите ).

Аппликация из цветной бумаги

Малышам в 3 года очень интересно создавать поделки своими руками. К примеру, можно вместе создать красивые аппликации из цветной бумаги и картона. На нашем сайте можете посмотреть примеры с пошаговыми фото-инструкциями: , .

Занятия по развивающим книжкам

Занятия по развивающим книжкам с интересными заданиями. Таких книжек сейчас продается много, мы же предлагаем ознакомиться с книгами серии «Школы 7 гномов», годовой курс которых можно бесплатно скачать для ознакомления. Выбираете возраст вашего малыша и ежедневно занимаетесь развитием.

Рисование

Занятие с ребёнком может быть не только развлекательным, но и полезным, а рисование – одно из любимых увлечений трехлетних детей. Существует несколько видов рисования, которые подойдут сыну или дочери в этом возрасте:

  • отпечатки ножек, ручек и пальчиков вызывают позитивные эмоции у всех малышей без исключения (для этого подойдут пальчиковые краски, сделанные своими руками );
  • дорисовка деталей к маминым рисункам: к вазочке – цветов, к корзинке – фруктов, к домику – трубы и многое другое;
  • раскрашивание специальных книжек с сюжетами мультиков или сказок.

Новогодние поделки

Если время приближается к Новому Году, и родители не знают, чем занять ребенка 3 года дома, то лучше не придумаешь, как совместно украсить квартиру самодельными гирляндами (о том как делать гирлянды из бумаги читайте ). Сделать такое украшение не представляет особой сложности, зато малыш получит истинное удовольствие, участвуя в этом важном и увлекательном процессе. Взрослым потребуется заранее нарезать разноцветных полосок, а затем вместе с малышом соединить их, склеивая в колечки. Некоторые дети к этому возрасту уже отлично управляются с безопасными детскими ножницами и могут помочь в этом маме и папе.

Также в зимнее время года можно вместе сделать , или .

Чем занять ребенка в 3 года дома пока мама занята: самостоятельные игры малышей

Безусловно, речь не идёт о том, чтобы избавиться от ребёнка, дабы взрослые могли отдыхать. Вопрос стоит несколько иначе. Если трёхлетний малыш так самостоятелен, почему иногда он не хочет играть сам, без руководства взрослых. Наверное, этому тоже придётся его сначала научить, и так, чтобы у него не возникало мысли о том, что он является обузой.

Учитывая то, что в этот жизненный период у него интенсивно формируется представление о реальном мире, к тому же, он испытывает непреодолимую тягу к любой творческой деятельности и его словарный запас достаточно расширен, ребёнку подойдут самые разные игры и занятия. В три года детей часто записывают во всевозможные развивающие группы, на уроки иностранных языков, в спортивные секции и на танцы. В домашних условиях с ними также можно успешно заниматься в игровой форме, и наиболее привлекательное для них занятие способно поглощать их целиком, заставляя быть усидчивыми и внимательными.

Конечно, в первую очередь, это различные настольные (напольные) игры:

Конструктор

Конструкторы являются одной из самых любимых игрушек малышей любого возраста и трёхлетки – не исключение. Привив любовь малыша к этому полезному развлечению, папы и мамы могут быть спокойны за умственное развитие своих деток и за их досуг даже без собственного присутствия. На первом месте стоит, конечно, Лего, эта игра не знает аналогов, и ей увлекаются даже некоторые взрослые.

Для трёхлетних девочек подходят такие серии, как Princess junior, Lego Friends, для мальчиков – Ninjago, магнитный конструктор Magformers, Сити. Отечественная аналогичная игра – Город мастеров, ничем не хуже знаменитого Лего, и также рассчитана на мальчиков и девочек. Есть и другие интересные игры данной категории – конструкторы Mega Bloks, Meccano или Знаток, знакомящий юных техников с основами электроники.

Пазлы

Не менее увлекательны для трёхгодовалых детей пазлы, например, «Моя ферма», «Кто где живёт» – 3D пазлы, «Лудаттика Город», «Ларсен драконы», «Ларсен динозавры Юрского периода».

Мозаика

Мозаики также незаменимы по своей пользе, поскольку способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса и усидчивости. В эту же категорию можно включить всевозможные коллажи и аппликации. К тому же, мозаика выкладывается необязательно по образцу, и ребёнок может сам создавать новый узор, чувствуя себя настоящим творцом. Для трёх лет используют обычные игры с полем на ножках, магнитные доски или плоскость с дырочками для вставления фишек.

Судя по отзывам родителей, эти развивающие игры являются настолько любимыми детьми, что они, действительно, могут оставить родителей без внимания хотя бы на некоторое время.

Учим буквы

Разумеется, можно занять малыша чем-то другим. Многие мальчики и девочки в три года уже живо интересуются буквами и числами (о том как играя учить с трехлетним ребенком буквы смотрите ), поэтому им можно выбирать развивающие игры с математическим уклоном, или купить специальную музыкальную азбуку, по которой малыш будет обучаться в процессе игры. Соответственно, увлекающимся музыкой детям приобретают музыкальные инструменты или даже диски с музыкальными произведениями для прослушивания, слух может развить регулярная игра с металлофоном.

Как научить трехлетнего ребенка играть самостоятельно

Но вопрос так и остаётся открытым, что нужно для того, чтобы ребёнок играл самостоятельно? Оказывается, ответ на него довольно прозаичен. Есть некоторые требования, соблюдая которые родители быстро научат этому своего малыша:

  • чтобы ребёнок каждые пять минут не цеплялся за мамину юбку, а с каждым вопросом не бежал к отцу, родители должны уделять ему достаточно своего времени, заботы, и настоящего проявления ласки и любви, в которых даже более взрослый малыш отчаянно нуждается;
  • прежде чем ждать от ребёнка сосредоточенной игры и внимания, родители должны убедиться, что он понял правила и знает, как играть;
  • при необходимости у взрослого должна быть возможность контакта с малышом, ведь ему может понадобиться помощь;
  • папе и маме надо поощрять желание ребёнка играть самостоятельно, а это, прежде всего, похвала.

Нельзя забывать и о том, что игровое пространство сына и дочери должно быть удобным и специально обустроенным, кроме того, дети должны чувствовать себя, с одной стороны защищёнными, с другой – абсолютно свободными.

Навыки самостоятельного времяпровождения очень важны, в дальнейшем такая модель поведения сделает ребёнка самодостаточным и готовым к любым жизненным коллизиям. Главное, чтобы все члены семьи действовали по этим правилам, и тогда малыш не только научится управлять своими желаниями, действиями и временем, но и искренне будет радовать близких успехами и достижениями.

Еще 3 идеи чем занять трехлетнего ребенка: видео




Понимая, чем занять ребенка 3 года дома, отец и мать дают малышу возможность самому преодолевать необходимые препятствия, управлять своими эмоциями, правильно выстраивать свои действия в любых, порою сложных, жизненных ситуациях.

Ваш малыш достиг возраста трех лет,и Вы с гордостью можете похвастаться тем, что он повзрослел, поумнел, с ним можно договориться, узнать: что у него болит, что он хочет и т.д. Казалось бы, теперь нужно только радоваться и надеяться, что трудностей в воспитании станет значительно меньше! К сожалению, не все так все просто, как кажется. Дело в том, многие детки в этом возрасте испытывают кризис трех лет, который проявляется регулярными капризами, недовольствами, беспричинными истериками. Чтобы морально быть готовыми к этому сложному периоду, анализировать развитие своего малыша, рекомендую ознакомиться с возрастными особенностями детей 3 лет.

Ниже я подробно изложила статистические сведения о том, что должен знать и уметь Ваш ребенок после 3 лет.

Физическое развитие малыша 3 лет

Малыши 3 лет могут делать следующие физические упражнения:

  • ходить на пальчиках
  • бегать
  • спрыгивать с бордюра, с лестничной ступеньки и с другой небольшой высоты
  • прыгать
  • лазить по лестнице
  • съезжать с детской горки
  • ловить мяч
  • ездить на трехколесном велосипеде
  • перепрыгивать через линию, нарисованную на полу
  • преодолевать невысокие препятствия.

Нервно-психические особенности детей 3 лет

Малыш такого возраста:

  • умеет говорить словосочетания или несложные предложения, включая прилагательные и наречия
  • с огромным интересом рассматривает картинки или фотографии, указывает пальчиком на знакомые лица, предметы и называет их.
  • играет в ролевые игры, к примеру: в дочки-матери, в больничку, в магазин и т.д.
  • рисует карандашом, маркером или фломастером, изображая на листе бумаги элементарные фигурки, закорючки, черточки и т.д.
  • лепит из пластилина простые фигурки в виде колбаски, шарика, грибочка…
  • лепит из песка пасочки, домики…
  • красит пальчиковыми красками
  • крутит диск телефона
  • открывает коробки, ящики, сумки, крышки
  • многие вещи может одеть самостоятельно, а некоторые с помощью взрослого. В трехлетнем возрасте малыш способен расстегнуть и застегнуть пуговицы
  • самостоятельно пользуется носовым платком, мылом, расческой, салфеткой, зубной щеткой и другими средствами личной гигиены.
  • играя мозаикой, может выложить красивую картинку, а играя конструктором, может построить домик, замок, гараж или другое сооружение.
  • проявляет самостоятельность, строит планы о том, что собирается сделать, причем во многих случаях не сообщая об этом взрослым
  • любит быть в центре внимания, нравится другим
  • слушает чтение сказок, небольших рассказов, с большим интересом вникая в сюжет
  • различает: что такое хорошо и что такое плохо (если родители ему об этом рассказывают)
  • любит играть с другими детками, прекрасно чувствует себя в коллективе. Хотя некоторым малышам больше нравится играть самостоятельно, а присутствие рядом других деток воспринимается как источник отрицательных эмоций.Таким карапузам будет проблематично привыкать к детскому саду, поэтому родителям нужно приучать малыша к общению с другими людьми, детками. Возможно, придется прибегнуть к помощи психолога.

Распорядок дня

Чтобы трехлетний малыш нормально развивался, рекомендую придерживаться правильного распорядка дня:

  • ночной сон малыша должен длиться около 11 часов, а начинаться с 21.00 часов.
  • дневной сон – примерно 1,5 часа

Если малыш отказывается от дневного сна, все же старайтесь его уговорить, проявите настойчивость или прибегните к различным хитростям. К примеру, мы немного полежим, а спать не будем или давай ты полежишь, а я тебе прочту твою любимую сказку. Помните, что систематическое недосыпание чревато повышенной капризностью ребенка в конце дня, его раздражительностью и усталостью.

Следует отметить еще одни возрастные особенности детей 3 лет – это то, что они излишне эмоциональны, а их настроение может меняться десятки раз в день. Что можно посоветовать родителям? Конечно, набраться терпения и спокойствия, научиться переключать капризулю с одного эмоционального состояния на другое, спокойно разговаривая с ним, целуя, поглаживая, покачивая, а иногда и подбрасывая его. Благодаря этому малыш отвлечется, успокоится, улыбнется или рассмеется.

Занятия с ребенком

Обучаем и развиваем ребенка 2-3 лет, обеспечив ему прекрасную атмосферу:

  • комфортность — в помещении не должно быть ни жарко, ни холодно, ни шумно …
  • карапуз должен быть сыт
  • малыш должен чувствовать себя хорошо (например: у него ничего не должно болеть)

Занятия должны проходить кратковременно, в форме игры. Помните, что в трехлетнем возрасте карапуз обучается только тому, что ему интересно и воспринимает информацию только от того человека, которому доверяет. Карапуз старается подражать близкому человеку, перенимая его привычки, слова и действия, причем и хорошие, и плохие, и правильные, и неправильные. Этот факт вы должны обязательно учитывать и контролировать себя.

Немаловажной особенностью интеллектуального развития является то, что внимание, мышление и память у трехлетнего малыша работает непроизвольно, поэтому он даже играя в песочнице, как губка впитывает информацию.Будьте внимательны и терпеливы к своему чаду, занимайтесь с ним в непроизвольной форме, развивайте его способности и тогда в дальнейшем малышу будет легче постигать дошкольную и школьную программу.

Что должен уметь ребенок в 3 года? Диапазон его навыков и умений значительно расширяется. Изменения происходят в двигательной активности, мелкой моторике, мыслительных процессах, эмоциях, речи, общении со сверстниками и взрослыми.

Трехлетним детям свойственно быстро менять вид деятельности, что объясняется недостаточной концентрацией внимания. Зато они не любят менять привычный ход жизни и по природе - консерваторы. У трехлеток появляются любимые игрушки, игры, одежда, еда, напитки, сказки, стихи. «Консервативность» связана с особенностями мышления и психики. Дети этого возраста часто действуют по схеме, какому-то ранее заложенному образцу. Все новое их настораживает, поскольку уже работают базовые механизмы личной безопасности. Также в этом возрасте часто меняется настроение, возникают капризы, упрямство, негативизм. У малыша появляется тяга к самостоятельности и желание проверять границы взрослых. Коммуникативные навыки ребенка совершенствуются, поскольку быстрыми темпами развивается его речь. Подробнее о поведении и развитии ребенка в 3 года читайте в другой нашей статье.

Оценка умений по «мюнхенской диагностике»

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР) была разработана в Мюнхене в 1997 году медиками, педагогами, психологами. По этой книге можно оценить психомоторные, речевые, коммуникативные навыки детей до трехлетнего возраста. Что должен уметь малыш в 3 года согласно МФДР?

  • Крутит педали трехколесного велосипеда.
  • Прыгает через натянутую скакалку или веревку, не задевает ее.
  • Спускается и поднимается по ступеням, держась за перила, но также может идти без опоры.
  • Умело пинает мяч.
  • Может поймать мяч небольшого диаметра на расстоянии 2 метров.
  • Рвет лист бумаги.
  • Умеет сделать надрез ножницами, если бумагу держит взрослый.
  • Может скатать шарик из пластилина и сделать из него валик.
  • Сортирует предметы по цвету, величине, форме.
  • Определяет самый длинный и короткий предмет.
  • Может строить из кубиков башню, квадрат, мост.
  • Часто вместо «я» называет свое имя.
  • Знает свою половую принадлежность.
  • Понимает простые правила игры.
  • Играет в прятки, догонялки.
  • Касается пальцем кончика носа с закрытыми глазами.
  • Улучшается ориентация в пространстве.
  • Умеет вращать кончиком языка.
  • Ловко прыгает с места на одной и двух ногах.
  • Если поднимается на цыпочки, теряет равновесие.
  • Может взобраться по веревочной лестнице.
  • Переступает через препятствия.
  • Может делать несколько движений одновременно: например, притопывать ногами и хлопать в ладоши.

В этом возрасте у детей заметно совершенствуются навыки крупной моторики (бег, прыжки, повороты туловища, приседания, ходьба задом), развивается быстрота реакции, равновесие и координация движения. При этом пространственная ориентация и быстрота движений у мальчика обычно развита лучше, чем у девочки.

Развитие мелкой моторики ребенка в 3 года

Мелкая (тонкая) моторика развивается уже на первом году жизни. Умелое манипулирование кистями рук и пальцами способствует успешному интеллектуальному, речевому развитию. Что должен уметь ребенок в три года, если говорить о мелкой моторике?

  • Первые рисунки. Малыш пробует «писать». Пишущие движения - хорошая тренировка кисти для письма. Также ребенок может изобразить круг, подобие квадрата, горизонтальные, вертикальные линии, спирали. Малыш пробует копировать рисунки взрослых. Дорисовывает недостающие детали на рисунках: может пририсовать человеку руки и ноги, кругу - солнечные лучи, дому - крышу, собаке - хвост и т.д. Первые портреты людей весьма примитивные, но в них уже есть голова, руки, ноги, туловище. Часто трехлетки изображают «головоногов» - человечков, у которых нет туловища, а ноги и руки присоединены к голове.
  • Расстегивание пуговиц, молний. Ребенку этого возраста намного легче расстегнуть пуговицы (молнию) на одежде, чем застегнуть. Малыша нужно поощрять к этому навыку. Он не только развивает самостоятельность, но и мыслительную деятельность. Не у всех малышей хватает терпения довести дело до конца. Для тренировки лучше давать вещи с крупными пуговицами, чтобы у малыша получалось расстегивать, и он видел результаты своего труда.
  • Игрушки, требующие тонких движений. В этом возрасте малышу может быть интересна мозаика, пазлы, конструкторы, игры-вкладыши, игры-шнуровки, игрушки с вращающимися деталями. Также в 3 года дети умеют нанизывать бусины, разбирать предметы на детали и собирать их. Необходимо только помнить о мерах безопасности: не разрешать малышу брать в рот мелкие вещи.
  • Пальчиковая гимнастика. Ребенок уже может показать самые простые образы при помощи пальчиков: оса, коза, собака, кошка, дерево, корень, зайчик, цветок и другие. Много новых идей можно почерпнуть в специальных книгах с описанием пальчиковых игр. Детям этого возраста нравятся театрализованные пальчиковые представления со стихами и песнями. Пальчиковая гимнастика помогает подготовить руку к письму, развивает воображение, обогащает речевые навыки.

В трехлетнем возрасте малыш освоил большинство гигиенических навыков. Он самостоятельно умывается, одевается и раздевается, расстегивает пуговицы и развязывает шнурки, может снять обувь на липучках, аккуратно ест и пьет, вытирается салфеткой, ровно сидит за столом. Также к этому возрасту ребенок самостоятельно садится на горшок, контролирует мочеиспускание. Кроме того, трехлетка усваивает элементарные этические нормы, правила социального поведения.

Мыслительная деятельность

Для малышей этого возраста характерна «мыслительная необратимость». Этот термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже, который занимался изучением детского мышления, внимания, речи, воображения. Необратимость мышления заключается в неспособности удерживать в памяти связи между фактами действительности. При размышлениях дети утрачивают начальную точку, не могут вернуться к исходному пункту, улетают в своем воображении.

Избирательность внимания

Восприятие мира у малыша дозированное, иначе его нервная система не справится с перегрузками. Поэтому дети этого возраста так быстро теряют концентрацию. Их можно занять чем-нибудь ненадолго. Если малыш этого возраста занят одним делом около 10 минут - это уже много. В 3 года малыш умеет концентрироваться лишь на том, что его наиболее привлекает. Говорить о силе воли, усидчивости, какой-то самодисциплине в этом возрасте пока рано. В основном малыши поглощены процессом, им не интересен результат.

От наглядно-действенного к образному мышлению

Трехлетний малыш еще мыслит «руками»: видит, держит реальные предметы и может ими манипулировать, как-то их преобразовывать. Мысли малыша привязаны объекту, который он видит в реальности. Но постепенно, примерно в возрасте 3 лет, начинается переход к образному, абстрактному мышлению. Ребенок теперь способен манипулировать образами и символами, которые заложены в его памяти. Он может думать о предмете, которого нет перед глазами или в руках. Это большой прогресс в мыслительной деятельности. А вот логическое мышление у трехлетки пока что не сильно развито, хотя нельзя исключать природные задатки. Бывают дети, у которых в этом возрасте уже хорошо развито логическое мышление.

Эмоциональная память и воображение

Человеку свойственно запоминать то, что его впечатляет. Можно понаблюдать за малышом и увидеть, как хорошо он запоминает факты, явления, признаки, события, которые вызвали у него положительные эмоции и яркие впечатления. Также в этом возрасте развит анимизм мышления, когда все объекты мира кажутся живыми, одухотворенными. Дети - непревзойденные фантазеры. Отсюда вытекают множественные детские страхи. Анимизм нельзя путать с воображением. Последнее является неизменным спутником творческого мышления. В ребенке нужно поддерживать дух исследователя, инициативу, любознательность.

Какие достижения в мыслительной деятельности у трехлетнего малыша

  • Различает предметы по нескольким признакам.
  • Держит в поле зрения несколько объектов.
  • Находит подобные и одинаковые предметы.
  • Хорошо узнает людей по лицам и деталям одежды.
  • Знает и называет около 6 цветов, но оттенки пока не разграничивает.
  • Знает как минимум названия 3 деревьев.
  • Знает и рассказывает стихи.
  • Запоминает и поет детские песенки.
  • Складывает крупные пазлы из 4 частей.
  • Пересказывает сказку при помощи взрослого.
  • Запоминает картинки и описывает их при помощи наводящих вопросов.
  • Может рассказать, как провел утро, в какие игры играл на детской площадке, что ел на обед и т.д.
  • Классифицирует слова по группам: посуда, животные, транспорт, одежда, мебель.
  • Раскрашивает картинки по образцу.
  • Различает квадрат, круг и треугольник.

Коммуникативные навыки

Из пассивного наблюдателя малыш переходит в активного партнера по играм со сверстниками. В 3 года большинство детей начинает посещать детский сад. Социальная адаптация проходит намного безболезненнее, если ребенок общителен, умеет выражать симпатию, осознает желания других детей, проявляет сочувствие - может пожалеть, погладить, поцеловать. Но также в этом в возрасте при общении со сверстниками нередко возникает агрессия. Ребенок учится проявлять всю палитру эмоций. И хорошо, если он уже способен вербально описать состояние радости, восторга, гнева, обиды, страха и т.д. Навыки коммуникации в этом возрасте лучше всего вырабатываются в процессе совместных игр.

Развитие речи

В 3 года у малыша возникает живой интерес к родному языку. Быстро обогащается речь, пополняется новыми словами его пассивный и активный словарь.

  • Фразовая речь. Подмечено: чем больше слов в лексиконе малыша, тем меньше капризов и истерик. Теперь ребенок может вербально выразить свое состояние, рассказать о своих впечатлениях, хотя и не в полной мере. Понимает он гораздо больше, чем может сказать. Он умеет составлять простые предложения из 3-6 слов. Речевые навыки ребенка в 3 года усовершенствуются быстрыми темпами, уходит «телеграфный стиль», когда ребенок примитивно строил фразы без предлогов и падежей.
  • Поддерживает диалог. Малыш отвечает на вопросы взрослых. Активно использует вопросительные слова в своей речи: что? когда? как? кто? чей? Конечно, в этом возрасте появляется знаменитое «почему». Общаясь, ребенок задействует мимику и жесты, причем часто копирует их у взрослых. Хорошо различает и применяет вопросительные и восклицательные интонации.
  • Процентное соотношение частей речи. В активном словаре ребенка 50% существительных. Поскольку интенсивно развивается фразовая речь, малыш чаще использует глаголы - до 20%. Число прилагательных также начинает расти, что объясняется разграничением признаков, качества предметов, употреблением однородных членов предложения. В речи трехлетки примерно 20% прилагательных. Наречия, предлоги, числительные составляют 10%. Малыш уже может (правда, с ошибками) согласовывать существительные и прилагательные по роду, падежу, числу. Активно употребляет предлоги: в, на, под, над, за.
  • Вежливые слова. В речи появляются слова, которые необходимы для нормальной социальной адаптации. Дети охотно говорят: «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «привет», «пока» и т.д.

В этом возрасте у малыша еще много дефектов речи: он может нечетко произносить шипящие, свистящие, сонорные звуки. Часто путает слова, глотает, переставляет слоги, неправильно строит синтаксические конструкции. Если к 4 годам речь остается «нечистой», рекомендуют обращаться к логопеду. Если же до трех лет малыш молчит, не пробует строить простые предложения, нужна консультация невропатолога, психолога, логопеда.

Что может ребенок в 3 года? Прежде всего совершенствуются навыки личной гигиены и самообслуживания. Ребенок хорошо держит равновесие, ездит на трехколесном велосипеде, его движения ловкие и скоординированные. Наблюдается переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается память, внимание, воображение. Совершенствуется мелкая моторика, формируется фразовая речь.

Распечатать

Читайте в этой статье:

Дети наполняют жизнь своих родителей особым смыслом и новыми красками. Вырастить и воспитать ребенка правильно — вот главная задача, стоящая перед мамой и папой. Окруженное любовью и заботой дитя растет не по дням, а по часам и не замечает, как много бессонных ночей проводят родители у его колыбельки, как переживают за каждую, даже мелкую болячку и повышение температуры, сколько раз в день стирают простыни и ползунки. Особенно тяжело мамам приходится в первые 2 года, когда они почти неотлучно должны находиться при своих детях.

Но вот, наконец, наступает тот миг, когда на тортик в день рождения сыночка или дочки ставится три свечи. Могут ли родители по достижении ребенком 3 лет вздохнуть с облегчением? Каким должно быть детское воспитание и развитие в этом возрасте, и как родителям и их детям преодолеть новые трудности, с которыми они неизбежно столкнутся в это время?

Об особенностях предметной и игровой деятельности

Психологи называют 3-х летний возраст первой ступенью взросления малыша, в это время он осознает свое место в мире. В 3 года у детей происходит и первая разлука с родителями, так как для них открывает двери детский сад. Казалось бы, жизнь мам и пап должна стать легче, ведь у них появится больше свободного времени. Это действительно так, однако у ребенка в 3 года случается очередной кризис, доставляющий всем немало проблем. Родители должны заранее быть готовы к этому явлению и знать, как с ним справиться. Развитие детей 3-х летнего возраста продолжается с заметной интенсивностью. Какие же навыки и умения в эмоциональной, бытовой, игровой и речевой сферах должны быть сформированы у малышей в этот период?

Для детей 2-3 лет большое значение имеют предметы. Малыши очень любят трогать разные вещи, ощупывать их, складывать и собирать, что хорошо для развития моторики. Но если в раннем возрасте они осваивали только единичные предметы и не понимали связи или различия между ними, то в 3 года дети уже осознают это. Они чувствуют разницу между плоскими и объемными геометрическими фигурами и могут определять их на ощупь, подбирать по просьбе взрослых, сопоставлять с рисунком и даже называть их. Правильное предметное развитие заключается в том, что дети 3 лет умеют сравнивать вещи по размеру (выбирать больший или меньший предмет), складывать из них пирамидки, определять фактуру вещей (мягкость или твердость). В три года малыши могут по образцу сопоставлять около 7 цветов, некоторые цвета уже знают.

Дети в это время с удовольствием рисуют, но их изобразительная деятельность имеет свои особенности. Теперь на листах бумаги появляются не просто каракули, а те же овалы, кружки, прямоугольники. Ребенок нормального развития может не просто закрасить в книжке-раскраске предмет или дорисовать какую-либо недостающую деталь, он уже умеет изображать на рисунке простые предметы по собственному замыслу (дождик, облака, солнышко). Любовь к рисованию настолько велика, что в три года малыши покрывают своими «шедеврами» стены комнаты и предметы мебели. Еще детишки 3 лет начинают осваивать лепку: раскатывают пластилин или глину в руках, соединяют жгутики в колечки, могут вылепить шарик.

К 3-м годам у малышей появляются уже предпосылки для игры, которая станет их основным занятием до 7-ми лет. Особенности игрового развития заключаются в том, что ребята начинают строить сначала из кубиков по образцу или по имеющимся рисункам домики, машинки, заборчики, а затем привлекают в строительную игру и другие геометрические фигуры (трапецию, треугольник). В это же время начинается развитие ролевой игры, то есть дети примеряют на себя роли шофера, мамы, папы, доктора. Они могут придумывать и выполнять игровые правила («режиссировать») или подражать действиям своих сверстников. Вместо одних вещей малыши 3 лет запросто используют в игре другие предметы (заместители), например, пятерню вместо расчески.

Как развить моторику и двигательную активность малыша?

Во время игровой деятельности и манипуляций с предметами происходит развитие мелкой моторики у детей. Особенно в этом плане хороши всевозможные ощупывания правой и левой ручками предметов или перекатывания карандашей ладонями. Для развития моторики можно проводить с детьми в 3 года игры на рисование, например, наперегонки обводить с ними геометрические предметы, рисовать запутанные линии лабиринтов. Еще хорошо использовать любой подручный материал, имеющийся в доме: пуговицы, крупу, горошины. Из него можно вместе с детьми выкладывать различные фигуры и даже насекомых: бабочек, гусениц. Для улучшения моторики можно учить малышей перекладывать горошины или спички из одной емкости в другую двумя разными пальцами попеременно: мизинцем и большим, средним и большим. Правильное развитие моторики — залог того, что ребенок быстрее научится писать, рисовать, хорошо держать в руках мелкие предметы.

Малыши в три года уже научились самостоятельно ходить, бегать, прыгать вверх и в длину, поэтому можно учить их осваивать и более сложные действия. В этом возрасте им следует показать игры с мячом -пусть попробуют бросать его, ловить, бить по нему ножками и ручками. Двигательное развитие заключается в том, что можно начинать учить детей плавать (естественно, с поддержкой взрослого) и кататься на трехколесном велосипеде. Зимой стоит попробовать поставить сынишку или дочку на лыжи или на коньки. Благодаря таким действиям моторика и детское развитие будут происходить быстрее и эффективнее.

О развитии памяти и речи 3-х летнего человечка

В 3 года у малыша происходит развитие памяти, поэтому важно в это время не упустить момент и дать ему возможность впитать в себя многие вещи. Наиболее значимым явлением наряду с запоминанием названий предметов является разучивание с малышом цифр, букв, складывание букв сначала в слоги, а потом и в простейшие слова. Дети 3 лет легко и просто запоминают сказки, учат стишки и песенки.

Важнейшим элементом детского развития является речь, ее нужно постоянно обогащать новыми понятиями, учить ребенка правильно строить фразы. В три года ребенок обязан знать свои имя и фамилию, показывать на пальчиках свой возраст, знать названия частей тела людей, животных, птиц, сопоставлять их и понимать, для чего они предназначены (ножки ходят, глазки смотрят). Должен знать, к какому полу принадлежит, называть людей по половому признаку и по возрасту (девочка, бабушка, дядя). Малыш 3 лет умеет называть по картинкам и вживую посуду, мебель, одежду.

Особенности речевого развития ребенка в три года заключаются в том, что он способен говорить фразами и простыми предложениями с правильными окончаниями, родом и числом слов.

Он задает родителям познавательные вопросы, может вести с ними диалог. Малыш умеет досказывать до конца неоконченные предложения, отвечает на вопросы взрослых и способен по картинке пересказать сказку, которую слышал несколько раз. В 3 года ребенок может поддерживать длительный интерес к прослушиваемой сказке и к разговорам родителей. Играя, он начинает сопровождать действия кукол речью и постепенно начинает называть себя не Петя, Миша, Маша, а местоимением 1 лица.

Эмоции трехлетних малышей и малышек

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года вступает в новую фазу. Он не просто плачет или смеется — малыш начинает испытывать такие чувства, как страх, стыд, застенчивость, ревность, лукавство. Он уже умеет сдерживать свои эмоции, например, не кричит без толку в людных местах, прислушивается к просьбам взрослых. В этот период ребенку нравится, когда его хвалят, и также он понимает, хорошо он сделал или плохо. Малыш начинает огорчаться из-за своих неудач и радуется своим маленьким успехам.

Происходит развитие эмоционального сопереживания сказочным героям или персонажам мультфильмов. Ребенок 3 лет уже способен осознавать и понимать состояние окружающих его людей, может подражать им. Он запоминает плохих и хороших взрослых и ведет себя с ними по-разному: смело, доброжелательно или застенчиво, с боязнью. Свои чувства дитя начинает выражать жестами, мимикой и взглядом.

Несколько слов о кризисе 3-х лет

Ближе к 3-х летнему возрасту родители начинают замечать, что их чадо стало нервным и раздражительным. Оно отказывается от еды и любимых игрушек, не хочет слушаться старших и выполнять их просьбы. Многие взрослые пугаются таких явлений, считая, что развитие малыша дает какой-то сбой. На самом деле ребенок переживает кризис 3-х лет. Этот процесс обычный и необходимый, так как по его завершении для малыша наступит новая фаза жизни, им будет преодолена первая ступень развития. Кризис 3-х лет связан с началом осознания ребенком того, что он — самостоятельное существо, а не часть мамы. Именно поэтому малыш так резко пытается освободиться от ее заботы и делать то, что хочется ему. Ребенку нужно, чтобы родители интересовались его мнением, он хочет стать независимым, но еще не знает, как. Поэтому конфликтует с любимыми людьми, понимая: без них он не сможет сделать все, что хочет.

Что делать родителям в это время? Прежде всего, не ругать малыша, не обижаться на него и насильно не уговаривать что-то сделать. Лучше подойти к процессу воспитания более мягко. Например, спрашивать у ребенка совета, дарить ему взрослые предметы (старые часы, шариковую ручку). Если он не хочет чего-то делать, надо выполнить это действие с его игрушкой, тогда он повторит процесс и присоединится к нему (например, кормежка или умывание). Следует умело расширять сферу прав ребенка, но и напоминать о его обязанностях. Главным правилом этого периода развития является то, что надо стать малышу не родителями, а друзьями. Но не стоит перегибать палку, иначе в будущем сынок или дочка будет вить из взрослых веревки.

Как подготовить ребенка к садику?

На протяжении нескольких лет малыш будет посещать детский сад. Уже заранее стоит приучать его к этому событию. Прежде всего, он должен обладать особыми умениями, такими как самостоятельное раздевание и одевание, мытье рук, вытирание их полотенцем, выполнение легких просьб, пользование салфеткой и носовым платочком, умение держать ложку, регулирование своих физиологических потребностей. Ребенок должен знать и говорить в нужных ситуациях слова приветствия, благодарности и прощания.

Важно приучить малыша к общению со сверстниками и умению играть с ними. Болезненным моментом для ребенка является разлука с мамой. Поэтому нужно приучать его к ней постепенно и первое время оставлять малыша в саду на несколько часов, чтобы не травмировать его психику. Правильное воспитание и развитие ребенка — гарантия того, что он сможет в будущем стать самостоятельным, ответственным за свои поступки, умеющим дружить, любить и уважать окружающих человеком.

Третий год жизни ребенка - довольно часто - первое по-настоящему тяжелое испытание для родителей. Казалось бы, все сложности позади: ребенок вырос, заговорил. Доброе, смышленое, активное существо, и общаться с ним - одно удовольствие. Но вдруг начинается непонятное: за завтраком он оттолкнул кашу и потребовал суп, на предложение погулять ответил отказом, обозвал бабушку "бякой", на просьбу убрать за собой игрушки - улегся на ковер и притворился спящим.

Наука определяет такого рода проявления в поведении трехлетних детей неприятным словом "кризис". Психологи обычно советуют родителям не паниковать. Кризис -явление естественное, пройдет. И у некоторых ребятишек он действительно проходит - быстро и без последствий. Но у других принимает осложненные формы, и им нужно помочь - правильно и своевременно.

Кризисы известны педагогам-практикам давно. Еще во времена Песталоцци, Ко-менского и Руссо отмечалась неодинаковость развития ребенка в разные периоды его жизни: оно то замедляется, стабилизируется на одних возрастных отрезках, то резко ускоряет свой темп на других. Бурное, быстрое развитие иногда осложняет взаимоотношения ребенка с окружающими. Даже самый покладистый ребенок может стать в это время грубым, капризным, строптивым, истеричным. Кризис и есть период такого стремительного развития, а симптомы трудновоспитуемое - признак его начала.

Что происходит с ребенком?

Как только ни называли кризис третьего года жизни - и "возраст оури и натиска", и "кризис независимости", и "трудное детство". А все потому, что кризис не просто неизбежен, он - необходим. Но как быть? Покориться неизбежности и ждать, когда, пережив "трудный возраст", ваш малыш снова станет прежним, а его психический рост войдет в стабильную фазу?

Это не лучший выход. Пассивное ожидание - не самое верное решение проблемы, а прежним после кризиса ребенок все равно не останется. Совсем не обязательно, что он станет хуже, что трудный (кризисный) возраст испортит его характер, - он может стать гораздо лучше, чем был, а то, что он стал умнее, самостоятельнее и взрослее, вы обязательно отметите. Кризис полностью изменяет отношение ребенка к окружающему: к предметному миру, к другим людям, к самому себе.

Такие преобразования психологи называют возрастными изменениями личности, поскольку они затрагивают все психические процессы, меняют мировоззрение ребенка, его жизненную позицию. Кризис обновляет личность: ребенок меняется весь, целиком, во всех основных чертах характера. Процесс этот очень сложен как для самого ребенка, так и для родителей. Они не всегда поспевают за резкими изменениями в его психике и, сами того не желая, могут невольно спровоцировать то негативное поведение, от которого и страдают сами в первую очередь.

Однако, как показывают исследования последних лет, такое поведение отнюдь не обязательно: около трети детей проживают кризис без симптомов трудновоспитуемоести. Говоря о неизбежности кризиса, ученые имеют в виду направление развития ребенка и его темпы. Это процессы объективные и миновать их не удается никому.

А вот стиль поведения ребенка в фазе кризиса - фактор субъективный: он не только различен у разных детей, но даже у одного и того же ребенка может существенно меняться от начала кризиса к его концу.

А это влияет и на стиль родительского поведения. Поэтому даже специалистам непросто определить, где сочетание кризисных симптомов, отражающих естественный ход личностной перестройки, а где - начало невротических изменений в характере ребенка. Однако некоторые признаки "нормы" и "отклонений" в кризисе все-таки существуют, и их надо знать, чтобы избежать типичных семейных ошибок.

Лики кризиса

У многих детей кризисный возраст заявляет о себе негативизмом, своеволием, строптивостью - ребенок постоянно прекословит вам во всем. Вы зовете его на прогулку, он отказывается, хотя любит гулять, но стоит отменить прогулку - и он тут же начинает канючить: "Гулять хочу, пошли гулять". Вы собираете его одежду, а он снова отказывается от прогулки. Изматывающее противоборство становится все более частым. Вы поставили на стол сыр, а он упорно называет его маслом. Устав спорить, вы соглашаетесь: "Масло", он злорадно возражает: "А вот и нет, это сыр". Ему все равно, что стоит на столе, - не истина, а спор со взрослым его основная цель.

Как чаще всего реагируют взрослые? Странно, но они обижаются на ребенка, воспринимая его поведение как осознанное желание досадить им. Успокойтесь - первичный наивный негативизм отнюдь не свидетельство испорченного характера ребенка и его нелюбви к вам. Напротив, это отражение прогрессивных тенденций в его развитии - начинается психическая "эмансипация" от взрослого, попытка отделить себя от других, заявить о собственных намерениях.

Делает это малыш неумело, что естественно. Его возможности заявить о себе весьма ограничены, а сами эти намерения он даже представить себе четко еще не может. Поэтому и выплескивается все в виде абсурдного противоречия очевидному. Ему говорят "да", он же твердит "нет", ничего другого не желая, как дать понять, что имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались.

Отнеситесь к этой заявке на самостоятельность уважительно и с пониманием. Нужно дать ему возможность время от времени "одерживать победу" в разумных пределах, разумеется. Частые уступки чреваты еще более странным поведением. В одной семье, где мы наблюдали развитие трехлетнего малыша, мама, по нашей просьбе, "боролась" с его негативизмом только одним способом - во всем соглашалась с ним. Спустя неделю он начал играть в "негативизм": он ставил игрушку рядом с кем-нибудь из взрослых, отбегал на некоторое расстояние и с криком: "Не трогай, моя игрушка", бросался к ней, хотя никто и не думал на нее покушаться. Однажды, перед сном, когда в очередной раз все его капризы были исполнены, он просто зашелся в истерике.

Другие наши наблюдения также показали: ребенок, редко встречающий сопротивление взрослых в ответ на любые свои притязания, к трем годам становится истеричным и очень несчастным. Очевидно, проблема вот в чем: сопротивление воле взрослого, силовые способы взаимоотношений с ним ребенку этого возраста все-таки нужны - убрать их невозможно, да и не нужно.

С их помощью он как бы "нащупывает" пределы дозволенного, оп ределяет, "что такое хорошо и что такое плохо", а родительские реакции помогают ориентироваться не только в окружающем мире, но и в собственных желаниях и ощущениях. Дети, которым все запрещают, у которых подавляют все первичные формы негативизма, в дальнейшем оказываются безынициативными, неспособными занять себя или придумать игру. Их воображение либо крайне обеднено, либо, напротив, проявляет себя буйно, неупорядоченно и непродуктивно.

Частые запреты и переключение внимания ребенка с его собственных наивных задумок на другие цели ломают тонкий механизм формирующейся в этом возрасте детской инициативности. Если же запретов вообще не существует, если любое абсурдное требование выполняется, то страдает способность малыша различать пригодность и целесообразность его инициатив - он оказывается полностью дезориентированным.

Ему не на что опереться в своих действиях, он не понимает меры правильности своих поступков, поскольку лишен необходимого "ограничителя" своих желаний - запрета. А негативные оценки взрослого нужны еще и потому, что дети этого возраста очень часто оценивают произведенный ими результат действий или свои поступки методом "от противного": "Я хороший, потому что я не делаю плохого".

При нормальном течении кризиса, ближе к концу третьего года, ребенок научается более или менее отчетливо формулировать свои замыслы и отстаивать их "человеческими" способами. Абсурдное противоборство родителям исчезает, но далеко не всегда им становится легче: на смену негативизму и своеволию приходит букет других, не менее сложных симптомов.

Кризис и воображение

Обычно появляющаяся у детей третьего года жизни инициативность сопровождается повышенным интересом к предметам и действиям с ними. На языке науки - "становление личного действия: задуманное ребенком и самостоятельно исполняемое действие вдруг обретает для него какую-то особую ценность. От этого действия его трудно отвлечь; если оно не ладится, то он может расстроиться до слез, а на критику в свой адрес может отреагировать и вовсе непривычно: закричать на вас, попытаться свалить неуспех на другого, залиться краской от стыда.

Большая часть симптомов личностной перестройки сугубо положительна: малыш становится самостоятельным, настойчивым и усидчивым. Если раньше он действовал с тем предметом, который попался ему на глаза, то теперь он специально ищет и подбирает предметы под тот план действия, который он составил заранее. Да и само действие становится иным - целенаправленным. Ребенок размышляет и сравнивает: если действие не ведет к нужному результату, он меняет его на другое, более подходящее для его целей.

Однако эти симптомы родители замечают редко: то, что не вызывает проблем, не останавливает на себе их внимания. Более всего в этом возрасте их настораживают все более частые случаи лживости, злопамятности, безудержного хвастовства, невероятной хитрости и изворотливости. Например: не в меру любопытному ребенку запретили трогать пылесос. Выждав, когда мама выйдет из комнаты, он подошел к окну, задернутому шторой: "Тучка, можно тлогать пылептош?" - "Можно, Кила (Кира), можно", - сам себе разрешил он и со спокойной совестью занялся запрещенным предметом. Способность обходить нежелательные запреты с помощью фантазии - очень развита у детей "кризисных" трех лет. Вообще воображение в этом возрасте сильно активизируется и используется ребенком для самых разных целей. Прежде всего оно играет главную роль в его предметных действиях, поскольку позволяет планировать их заранее, перебирать в уме способы их достижения и удерживать в памяти конечную цель. Это. так сказать, продуктивное и полезное воображение. Однако довольно часто ребенок вынужден использовать воображение для защиты своего достоинства и своих прав. Это-то защитное воображение более всего и настораживает родителей, хотя именно они чаше всего и вызывают его к жизни. Запреты заставляют ребенка активизировать свое воображение, чтобы обойти их. Ведь предметная деятельность крайне важна для него. В трехлетнем возрасте "я" ребенка своеобразно сращивается с первыми самостоятельными результатами в деятельности. Его гордости нет предела.: успех в действиях с предметом как бы уравнивает его в правах с нами, взрослыми. Предметная деятельность - то единственное, что он может повторить вслед за нами и так, как мы. Это для него очень важно, поэтому лишить его возможности пылесосить, как мама, или забивать гвозди, как папа, практически невозможно. Защитное воображение порождает и хронический неуспех в предметной деятельности, и частую критику родителей. Это больно ранит малыша. Успех и неуспех в этом возрасте так тесно связаны с его "я", что непризнание его достижений он воспримет как личное поражение, как трагедию, как сигнал о его малой ценности для родителей. И повести себя он может по-разному: замкнуться в себе, стать нерешительным и слезливым, а может просто "придумать" свой успех. Все эти проявления тревожны и симптоматичны. Если ребенок стал часто обманывать вас, если он заранее пугается ваших строгих замечаний и пытается отвести от себя вину с помощью вымысла, прежде всего задумайтесь о своем поведении, пересмотрите систему своих оценок и способы наказания - соответствует ли их суровость его провинностям, нет ли в них избыточной обиды для его самолюбия. Симптомы детской лжи легко преодолеваются, если сразу ликвидировать причины, их вызывающие, в противном случае они могут закрепиться надолго, если не навсегда.

Воображение и страхи

С воображением тесно связаны и "кризисные" страхи. Их отличие от прежних - они не просто реакция ребенка на необычные и сильные раздражители. В два года он вполне может удариться в рев, услышав впервые шум кофемолки или звуковой сигнал сирены: срабатывает инстинкт самосохранения. Плачем он привлекает внимание родителей к дискомфорту, учась различать опасные и безопасные новшества, вторгающиеся в его жизнь.

Страхи трехлетнего малыша иного рода. Они могут возникать после прочитанной сказки или от неуютности темноты и надолго поселяться в его душе, отражаясь и на его поведении. Его воображение создаст причудливые образы "страшного" и справиться с ними он не может. Механизмы рождения страхов у трехлетних детей изучены очень слабо. Как правило, при благополучном течении кризиса они не особенно напрягают малыша, но при отягощенном - могут стать очень серьезной проблемой.

Довольно часто навязчивые страхи - признак невротизации личности и ребенка надо срочно показать специалисту. Но с большей частью детских страхов можно справиться самостоятельно. И прежде всего не следует убеждать малыша, что бояться ему нечего, или, что бояться -стыдно. От уговоров страхи не проходят, но добавляется чувство вины, и ситуация может осложниться. Поэтому право бояться нужно признать, но и помочь ребенку бороться со страхами, мобилизовав всю свою изобретательность. Одному трехлетнему карапузу помогла "волшебная шпага" - очищенный от коры ивовый прутик, который родители клали возле его кроватки. Другой малыш с помощью мамы "варил" зелье против привидений - в кружку насыпались самые горькие и невкусные продукты. Это может показаться смешным, но у малыша возникает чувство защищенности и страхи уже не страшны ему.

Итак, три года - рубеж, который преодолевает каждый ребенок, важный и ответственный период в его развитии: он входит в фазу перестройки всей своей психической жизни. Он стремится реализовать себя в предметной деятельности, чувствителен к оценкам его умелости окружающими, у него складывается чувство собственного достоинства.

Если взрослые продолжают относиться к нему как к маленькому, неумелому, задевают его самолюбие обидными замечаниями, ограничивают инициативу и строго регламентируют его активность, если они невнимательны к его интересам, кризис обостряется и ребенок становится трудным и несговорчивым.

Это может укорениться, если взрослые не перестроят своих с ним взаимоотношений. И, напротив, легко преодолевается, если они уважительно относятся к его занятиям и заботам, деликатно оценивают его результаты, поддерживают и ободряют его.

Тогда у ребенка возникает чувство самоуважения - важный личностный фундамент развития всех детских способностей в последующих возрастах. Очень важно помочь ему обрести это чувство. Если оно не сформируется на этапе кризиса трех лет, оно вообще может никогда не возникнуть. У каждой психической функции, у каждой личностной черты - свой оптимальный срок зарождения. Главное - не пропустить его.