Тематические беседы с младшими школьниками. Примерная тематика уроков-бесед на нравственно-духовные темы

Данная разработка посвящена Дню героев Отечества. Беседа о героях- детях нашего времени, которые ценой своей жизни спасали жизни других. Разработка воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм детей. Разработка предназначена для классных руководителей, воспитателей ГПД.

В настоящее время в современной школе большое внимание должно уделяться нравственно-патриотическому воспитанию школьников, так как материальные ценности у них доминируют над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Задача учителя - сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развить творческое мышление. Данное мероприятие посвящено Дню героев Отечества. Задачи беседы: сформировать представление о Дне Героя Отечества, его истории; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм народа; знать и чтить память героев страны. В ходе беседы названы имена героев России, вошедшие в историю. Мероприятие призывает помнить и чтить бессмертный подвиг тех, кто не жалея своей жизни выступал в защиту Родины.

Целевая аудитория: для 5 класса

Классный час «Будьте добрыми, человечными» воспитывает у детей уважение и любовь к окружающим их людям, стимулирует стремление к самовоспитанию, а также способствует развитию у них чувства ответственности за свои поступки.

Беседа учит их быть добрыми, милосердными, умеющими протянуть руку помощи тем людям, которые в ней нуждаются. Разработкой могут воспользоваться классные руководители, работающие с детьми среднего школьного возраста.

Целевая аудитория: для 5 класса

Беседу «Красная книга. Животные» могут использовать воспитатели ГПД и классные руководители для бесед с детьми любого возраста. Экологическая тема в наше время очень актуальна, т.к. многие животные находятся на грани вымирания. В беседе рассказывается о 15 животных, которые более подвержены исчезновению и позволяет расширить знания обучающихся о них. Беседа формирует нравственное отношение к окружающей среде, стремление беречь природу, любовь и уважение к миру животных. В ходе беседы учитель воспитывает чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Целевая аудитория: для 5 класса

В наше время когда нацизм начинает возрождаться во многих странах наиболее остро стоит вопрос памяти. .Молодое поколение должно знать и помнить все ужасы фашизма. Это не должно повториться никогда. Это презентация составлена для учащихся с 5 по 11 классы.

Целевая аудитория: для 9 класса

Беседа для воспитателей ГПД, а также для классных руководителей младших и средних классов. Презентация может пригодиться учителям начальных классов на уроке окружающего мира по теме " Что мы знаем о птицах" в 1 классе.Беседа развивает познавательный интерес. В ходе беседы учитель рассказывает учащимся о птицах, живущих в наших краях и о птицах, живущих в других странах.

Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация из серии этические диалоги "Сказка - ложь, да в ней намёк" (о трудолюбии для 6 класса), Данная презентация помогает средствами фольклора провести коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Беседуя с ребёнком на примере героев сказки задеваются вопросы ответственного отношения к труду и к трудовым обязанностям.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Презентация может быть использована для проведения беседы, направленной на помощь при подготовке к экзаменам. Будет полезна для старшеклассников.В ней можно найти ответы на вопросы: "Какие же продукты полезнее перед экзаменами?", "Как питаться во время подготовки к экзаменам?"

Разрабатывая конкретную тему для обобщающей беседы учителю надо иметь в виду: события общественной жизни страны, содержание учебного материала, уровень знаний детей о нормах нравственности.

Для того чтобы определить, на какую тему в настоящий момент целесообразно провести беседу, учитель должен быть внимателен к нравственной стороне жизни детского коллектива и отдельных школьников. На уроках, переменах, в играх, во внеклассной работе можно наблюдать, как дети относятся к общественным обязанностям, к своим и чужим успехам и неудачам, честны ли они, развиты ли у них чувства товарищества, коллективизма. Все это дает возможность учителю составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и поступают ли в соответствии с ними, какие ошибки и неточности встречаются в их знаниях. Анализ фактов поможет определить характер взаимоотношений детей, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы.

Возможны различные варианты последовательности проведения обобщающих бесед. Так, если иметь в виду развитие жизни детского коллектива, то в начале года целесообразно провести беседу о дружбе и товариществе. В период, когда подводятся итоги соревнования или какой-то совместной работы, спортивных состязаний, уместно провести беседу о справедливости и коллективизме. Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении детям этических знаний. Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу мы относим: художественные произведения, публицистические и деловые статьи в периодической печати, кино- и диафильмы. Такого материала, адресованного непосредственно школьникам, в том числе и учащимся I-III классов, в настоящее время достаточно много. Но учителю подчас бывает трудно его найти, объединить по темам, дополнить одни источники другими. Поэтому небольшая часть иллюстративного материала включена в содержание пособия.

Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. Решение этих задач возможно при правильной постановке вопросов, направляющих ход обсуждения литературных источников. Необходимо специально учить детей приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения нравственных явлений.

В процессе подготовки к беседе дети получают различного рода задания. Содержание задания, его объем зависят от темы беседы, изучаемого явления, от возраста и развития детей.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование - обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Методика, которая предусматривает только передачу готовых знаний, не отвечает основному требованию, предъявленному нашим обществом школе,- воспитывать активных и сознательных граждан. Правильно поступает учитель, который, проводя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям. При этом надо иметь в виду некоторые особенности детских суждений. Иногда младшие школьники по одному лишь факту делают обобщения. Например, «он плохой - сегодня не выучил уроки». Нужно научить ребенка обосновывать сделанное им обобщение, помочь его конкретизировать. Так, «плохой» можно расчленить на «ленивый», «непослушный», «невнимательный». Некоторые понятия в речи учителя могут быть незнакомы детям: «равнодушный», «постоянный», «преданный». Их надо вводить в детскую речь с полным раскрытием содержания. Часто дети затрудняются указать существенные признаки нравственного качества, называя второстепенные. При анализе моральных качеств нельзя их изолировать друг от друга, надо подчеркивать их взаимосвязи, обусловленность. Так, детям нужно помочь увидеть, что чувство собственного достоинства легко превращается в высокомерие, если оно не связано с уважением к другим людям; в честолюбие и тщеславие - если не воспитывается чувство долга и скромности. Имеется и обратная связь: вежливость может превратиться в угодничество, скромность - в смирение, если не воспитывается чувство человеческого достоинства.

При проведении беседы по прочитанному очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Если учитель знает, что у детей недостаточный объем знаний о нравственных нормах, следует задавать вопросы, направленные на воспроизведение события, которому дается нравственная оценка или которое содержит образец, как надо поступать, согласуясь с требованиями норм.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах с детьми на моральные темы можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • 1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей. Вопросы следует ставить так, чтобы они помогли ребенку увидеть и выделить отношение человека к чему-либо, к другим людям, к самому себе, своим обязанностям, долгу.
  • 2. Вопрос должен заставить ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка. Следует задавать вопросы, ответы на которые требуют сравнения различных мотивов при одинаковых поступках; одинаковых мотивов, приводящих к разным поступкам. Такие вопросы заставляют ребенка соединять воедино мысли, слова и действия людей, покажут ему всю сложность человеческого поведения.
  • 3. Вопрос должен заставить детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей. Для этого ребенок должен обратиться к уже имеющемуся у него опыту, сравнить пережитое им самим с действиями тех людей, о поступках которых он узнает (читает), перенести на себя то, что пережили другие люди (поставить себя на место другого).
  • 4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями. Конечно, не обязательно в каждой беседе ставить вопросы, направленные на осознание всех сторон морали. В одном случае учитель может обратить внимание детей на обсуждение мотивов поступка, в другом - на нравственную оценку поступков, в третьем - на нравственные последствия какого-то действия. Но важно, чтобы в совокупности всех бесед основные положения морали стали известны детям. Повторяемость вопросов из беседы в беседу, анализ типичных ситуаций помогает детям видеть нравственную сторону общественной жизни, событий в коллективе, в поступках, чувствах и высказываниях людей, противоречия в развитии моральных явлений. Они учатся подвергать нравственной оценке свои поступки и поступки товарищей. В беседах младшие школьники постепенно усваивают приемы анализа нравственных явлений. Это дает возможность учителю разнообразить построение беседы, подачу фактического материала с целью повышения его эмоциональности и образности.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализирующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель, как старший их наставник.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые не только содержат моральную проблему, но и представлены в необычной для учеников форме, требующей от него догадки, заинтересованного, эмоционально окрашенного поиска ответа.

Успешное накопление школьником опыта гуманных, коллективных отношений, нравственного поведения осуществляется в повседневной жизни, в учебной, общественно полезной трудовой и игровой деятельности. Именно здесь он привыкает руководствоваться нравственными правилами, нормами, принципами: поэтому очень важна правильная организация воспитательной работы в коллективе после проведения этической беседы.

Прежде всего, учителю начальных классов надо обратить внимание на формирование общественного мнения в детском коллективе. Общественное мнение способствует созданию моральной атмосферы взаимного уважения, заботы, ответственности перед товарищами, нетерпимости к нарушениям общественной дисциплины. Возможность открыто выразить свои суждения, мысли, сомнения способствует воспитанию собственного достоинства, ответственности, что в свою очередь побуждает детей к самоконтролю. Общественное мнение стимулирует положительные и тормозит отрицательные проявления в характере и поведении школьников. Учителю надо иметь в виду, что значимость общественного мнения для школьников I класса, второклассников и третьеклассников различна. У учащихся I класса лишь намечается тенденция к признанию требований и норм общественного мнения, абсолютное большинство детей этого возраста считают значимым для себя мнение учителя. Во II и III классах повышается роль мнения коллектива.

Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Коллективную деятельность школьников целесообразно огранизовывать так, чтобы дети могли обсуждать процесс и результаты своих усилий, оценивать свои успехи и достижения товарищей, практически утверждать нравственные нормы коллективной жизни.

Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Общественное мнение коллектива младших школьников имеет ряд особенностей проявления, которые обусловливаются составом коллектива, уровнем его развития, возрастом детей. Категоричность, ситуативность, неустойчивость общественного мнения могут приводить к тому, что объектом непосредственного действия общественного мнения оказываются не всегда самые важные и значимые в воспитательном отношении события общественной жизни. Цель педагогического руководства должна заключаться в выборе объекта действия общественного мнения, способов его влияния на личность, форм предъявления требований, а не сводиться к простому контролю или назиданию.

В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить на:

  • 1. Беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).
  • 2. Беседы, связанные с обсуждением книги.
  • 3. Беседы, в основе которых лежат проблемы общие для всех школ, актуальные для всех в настоящий момент.
  • 4. Беседы, связанные с просмотром диафильмов и кинофильмов.
  • 5. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.
  • 6. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми. Такие беседы в основном проводятся в III классе.
  • 7. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми (II-III классы).

К беседе по прочитанному рассказу или группе рассказов следует прибегать в таких случаях:

когда художественное произведение позволяет детям осмыслить действия и поступки, происходящие в собственном коллективе. Анализ «чужих» событий помогает школьникам задуматься и объективно оценить жизнь коллектива, свои поступки;

когда учитель хочет опосредованно показать детям образец нравственного поведения, вооружить их знанием того, какие поступки поощряются и приносят человеку удовлетворение и радость, какие - осуждаются и вызывают угрызения совести, тяжелые переживания (при этом читаемое прямо не связывается с жизнью данного коллектива);

когда у детей недостаточно (и по объему и по содержанию) собственных наблюдений, чувственно-образных представлений о нравственных явлениях общественной жизни.

Выбирая для обсуждения рассказ или группу рассказов, надо иметь в виду их художественную ценность, доступность для младших школьников, образность и эмоциональность изложения, наличие моральных переживаний, описания событий и фактов, требующих размышлений, нахождения выхода из проблемной ситуации.

Когда учитель подбирает для беседы несколько рассказов, можно подобрать их так, чтобы дети увидели проявление одних и тех же нравственных качеств в разных обстоятельствах. Для другой беседы надо подобрать такие рассказы, в которых в схожих ситуациях разные люди проявляют себя по-разному. Интересно проходят беседы, когда используемые рассказы не имеют конца или учитель специально «обрывает» их в кульминационном моменте с тем, чтобы дети «дописали» их. Для этических бесед с первоклассниками хороши небольшие рассказы, в которых раскрывается сущность нравственных качеств и отношений. Приведем пример беседы в I классе в связи с чтением рассказа Ю. Ермолаева «Навестили».

Учительница выразительно читает рассказ. После чтения рассказа задается вопрос: «Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте?» Несколько секунд дети молчат, их поразила изложенная в рассказе ситуация, поднимается много рук, всем хочется высказать свое мнение о происшедшем. Ответы детей разные: они пришли навестить больного Толика. Они совсем не думали о больном Толике. Они опоздали в школу, поэтому зашли к Толику.

Учительница: Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища?

Ответы: 1) Нет, не из добрых; 2) Они боялись, что их будут ругать за опоздание в школу; 3) Они решили обмануть учительницу, сказать, что были у больного товарища.

Учительница: Что обидело Толика?

Ответы: 1) Сначала Толик обрадовался, он подумал, что ребята помнят о нем, пришли навестить. А когда узнал, что ребята пришли к нему, потому что опоздали в школу и боялись, что учительница их отругает за опоздание, ему стало грустно; 2) Толику стало грустно еще и потому, что ребята стали говорить, что их даже похвалят за то, что они навестили его.

Учительница: Как можно назвать поступок Алика и Кости?

Ответы: 1) Нечестным; 2) Трусливым; 3) Они испугались замечания учительницы.

Учительница: Почувствовали ребята, что они обидели Толика?

Ответы: 1) Нет, они о нем совсем не думали; 2) Они нечуткие.

Учительница: Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать?

Дети затрудняются ответить. Учительница старается помочь им, знакомит с синонимом этого слова - «равнодушный». Когда человеку безразлично горе другого человека, как о нем говорят? (Дети молчат.)

Учительница говорит сама: «Такого человека называют равнодушным,». Дети быстро подхватывают это определение, вспоминают рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла», где мальчики оказались равнодушными, бесчувственными к судьбе беззащитного котенка.

Учительница: Итак, дети, вы сказали, что Костя и Алик оказались нечуткими, нечестными, трусами. (С места кто-то из ребят дополняет «равнодушными». Учительница одобрила это дополнение.) Почему же автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди спелой пшеницы? (Учительница конкретизирует свою мысль, предлагает детям представить поле со спелой пшеницей, колосьями, налитыми зерном, а среди них несколько пустых колосьев.)

Подумайте, дети, пустые колосья нужны ли людям.

Ответы: 1) Пустые колосья никакой пользы не приносят; 2) Эти мальчики, как пустые колосья, никакой пользы людям не приносят, они равнодушные, нечуткие.

Учительница: Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа?

Ответы: 1) Не нужно поступать так, как поступили мальчики; 2) Надо быть чуткими; 3) Надо помогать товарищу и не считать, что за это тебя должны хвалить; 4) Нельзя быть равнодушным к беде товарища.

Учительница обобщает детские высказывания. Затем детям предлагается вопрос: «Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить?»

  • - Надо всегда помогать товарищу.
  • - Надо быть чутким.
  • - Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
  • - Быть честным в дружбе и искренним.
  • - Нельзя хвастаться хорошими поступками.
  • - Не надо менять друзей.
  • - Надо быть постоянным в дружбе.

В процессе беседы под руководством учителя дети смогли сделать правильный нравственный вывод из прочитанного рассказа. Беседы, связанные с обсуждением повести (книги), возможны во II и III классах. Подготовительную работу учитель проводит вместе с библиотекарем. Книга, которая выбрана для обсуждения, должна быть прочитана всеми детьми. Учитель заранее готовит вопросы, вокруг которых должна завязаться беседа.

При подготовке к обсуждению книги детям можно дать задание нарисовать иллюстрации к прочитанной повести и постараться в рисунке передать переживания героев. Детские рисунки следует оформить на стенде, показать родителям на ближайшем родительском собрании. Беседу надо построить так, чтобы дети могли аргументировать свои мысли, опираясь на текст повести.

Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми, проводятся, главным образом, в III классе. Вопросы детей обычно конкретны, касаются частного случая, но они заключают в себе проблему, в которой младший школьник не может разобраться самостоятельно. Чаще всего это проблемы товарищества и дружбы («Можно ли дружить втроем?», «Ругать ли друг друга за измену?», «Надо ли мстить за измену?»), честности, правдивости («Я вру. А как остановиться?»), доброты («Если мне сделали зло, должен ли я простить или отомстить?»), смелости («Как стать смелым?», «Я боюсь темноты, боюсь говорить правду, просто молчу») и т. д.

Беседы на основе небольших сочинений, написанных самими детьми, также проводятся в основном во II-III классах. Назовем примерные темы таких сочинений: «О моем друге»; «Как я сумел преодолеть свою лень»; «О нашем классном коллективе»; «Что мне рассказал папа о своей работе». Эффективность этических бесед возрастает в том случае, если их проводят все учителя начальных классов. Проведение бесед требует от учителя методической подготовки. В Кунцевском отделе народного образования Москвы был организован методический семинар, на занятиях которого учителя получали теоретические знания по методике воспитательной работы и особенно проведения бесед. На занятиях читались лекции, учителя выступали с анализом проведенных бесед, обобщением своего опыта. Кроме того, были выделены опорные школы, в которых проводились открытые беседы с последующим их разбором. На базе опорных школ проводились семинары для методистов начальных классов Москвы, работали проблемные курсы Института усовершенствования учителей. Таким образом, методические разработки учителей Кунцевского района становились достоянием и других учителей города. В конце каждого года проводились конференции с выступлениями учителей об опыте работы и намечался перспективный план на будущий год. Программа семинара включала в себя работу по трем направлениям: изучение теоретических вопросов нравственного воспитания младших школьников; разработку методики проведения этических бесед с детьми; проведение открытых этических бесед с их последующим коллективным обсуждением.

Приведем для примера конкретную тематику семинарских занятий, теоретические вопросы нравственного воспитания школьников:

  • 1. Актуальные проблемы нравственного воспитания школьников на современном этапе развития общества и общеобразовательной школы.
  • 2. Диагностика процесса нравственного воспитания и уровня воспитанности школьников.
  • 3. Формирование нравственного сознания и поведения в их единстве.

Методика проведения этических бесед с подростками.

  • 1. Преемственность в нравственном просвещении дошкольников, младших школьников и подростков.
  • 2. Требования к отбору содержания этических бесед.
  • 3. Приемы активизации школьников в процессе этической беседы.
  • 4. Требования к направленности и содержанию вопросов учителя в ходе этической беседы.
  • 5. Возможности и приемы использования статей т художественной литературы в этических беседах.

Открытые беседы и их коллективное обсуждение

  • 1. Требования к оформлению методических материалов по этической беседе (план беседы, краткое содержание беседы, иллюстративный материал, основные вопросы для обсуждения).
  • 2. Основные вопросы, вокруг которых строится обсуждение проведенной беседы (актуальность беседы, исходя из воспитательных задач, доступность и «интересность» материала, активность школьников).
  • 3. Трудности, недочеты проведения данной беседы, пожелания по совершенствованию методики проведения этических бесед.

Такая организация работы дала положительные результаты. У учителей повысился интерес к воспитательной деятельности. Постоянный обмен мнениями, обсуждение методических находок способствовали накоплению опыта проведения бесед. Систематическая работа с детьми, открытые уроки, беседы, различные воспитательные мероприятия заставляли искать эффективные приемы в нравственном просвещении школьников. Учителя научились добиваться новых положительных результатов не за счет дополнительной затраты времени, а за счет возбуждения активности самих детей, направления их усилий на усвоение норм и правил поведения.

Систематические беседы с детьми обеспечивают прочность усвоения знаний о нравственных нормах. Например, данные опроса детей через восемь месяцев после проведения беседы о товариществе показывают, что нравственные знания не только не «убывают», но и происходит «наращение» новых. Дети указывают на такие проявления настоящего товарищества, о которых они раньше не упоминали, это: требовательность к своему другу, умение указать ему на его недостатки, хороший товарищ сопереживает не только горю других, но и радости, проявляет справедливость, оказывает помощь во всем. Дети связывают интересы личной дружбы с интересами коллектива.

Учителя отмечают, что благодаря проведению этических бесед во всех классах, в детском коллективе более интенсивно формируется общественное мнение, которое осуждает нарушение норм морали, высоко оценивает положительные поступки.

Этические беседы с детьми дают положительные результаты в том случае, если они согласуются со всеми другими воздействиями на младшего школьника.

Воспитательная работа не сводится к этическим беседам (некоторые учителя это склонны делать). Поэтому, планируя воспитательную работу в целом, педагог должен представлять весь объем работы с детьми, в которой беседа на темы морали не является единственной и ведущей формой. Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве сознания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связано с разнообразной деятельностью детей. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Моральные понятия и представления хотя и не определяют полностью соответствующего поведения школьников, но являются важной его предпосылкой. Возникающие в процессе деятельности нравственные отношения влияют на усвоение нравственных норм. Моральные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности, в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали.

На нравственное становление личности ребенка большое влияние оказывают ситуации выбора, т.е. такие ситуации, в которых школьник должен совершить выбор поступка, руководствуясь известной ему моральной нормой. Ситуация должна быть достаточно сложной для ребенка, требовать от него напряжения мысли, анализа личного опыта. Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения, фактов, проявлений нравственности разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести - этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.

Эффективность нравственного просвещения младших школьников во многом зависит от согласованной работы учителей и семьи. Родители должны знать, какие нормы нравственности преподносит учитель их детям, какие требования предъявляются к поведению детей, как оцениваются поступки детей по нравственному критерию, содержание общественного мнения в классном коллективе. Единство воспитывающего влияния родителей и педагогов проявляется в однозначном понимании целей и конкретных задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приемов. Для повышения эффективности этического просвещения младших школьников необходимо, чтобы и родители анализировали свой опыт бесед с детьми на моральные темы, видели результаты (положительные и отрицательные) воздействия словом на нравственное развитие детей, на их поступки. Таким образом, обеспечивается непрерывность воспитания детей.

Эффективность этического просвещения зависит от того, насколько оно направлено на нравственное развитие детей. Определяя содержание этических бесед, разрабатывая методику их проведения, педагог должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности школьника, на перспективу его нравственного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития.

Цель этического просвещения - переведение внешних воздействий во внутренние сознательные побуждения, формирование таких внутренних этических стимулов, как совесть, долг, честь, достоинство. Осуществление этой цели возможно только при развитии активности ребенка, его самодеятельности, включения его в самостоятельную, коллективную деятельность.

Очень важно постоянно проверять эффективность этического просвещения. Одним из его показателей является развитие нравственных представлений и понятий, изменения в поведении детей. Учитель должен систематически следить за тем, какие изменения происходят в сознании и поступках школьников, как они себя ведут без его постоянного контроля, насколько устойчиво их поведение. Изучение детей позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в содержание и методику проведения этических бесед.

Иванченко Ашхен Арменовна
Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

1. Зачем говорят «здравствуй»

Задачи : Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Что вы говорите, приходя утром в детский сад?

– Кому вы говорите «здравствуйте» ?

– Что вы говорите вечером, когда уходите домой?

А ещё какие вы знаете вежливые слова?

2. Праздник вежливости

Задачи : Формировать доброжелательные отношения между детьми. Способствовать расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств; воспитывать понимание , что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.

Ребята посмотрите к нам пришли медвежонок Том и мышонок Тим, у них болят животики, они объелись яблок.

Вопросы : Как зовут медвежонка? А как зовут мышонка? Почему они плачут? Что нужно сделать чтоб медвежонок и мышонок не плакали? Как вас жалеет мама? Какие ласковые слова говорит? Давайте пожалеем Тома и Тима. Как вы будите жалеть Тома и Тима? Какие слова можно сказать?

Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова : «здравствуй» , «до свидания» , «спасибо» .

3. «Ежели вы вежливы.» Задачи :: Познакомить детей с правилами поведения во время разговора, воспитывать уважение к старшим .

Чтение стихотворение :

То в разговоре с тётей

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

С. Маршак.

Как надо разговаривать со взрослыми?

Какие вежливые слова вы говорите дедушке?

А бабушке?

4. Беседа о волшебных словах .

Задачи : воспитывать у детей навыки культурного поведения, приучать детей к вежливости : на приветствие отвечать : «Здравствуйте!» . Прощаясь говорить «До свидания» .

Чтение стихотворения Л. Кудлачева «Важные слова»

Слова : «До свидания!» , «Спасибо» , «Простите!»

«Пожалуйста» , «Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым

В троллейбусах, в парке, в детсадике, дома!

Слова эти важны. Они человеку

Как воздух нужны. Без них невозможно

На свете прожить. Слова эти надо

С улыбкой дарить!

Про какие «важные слова» идет речь в этом стихотворении?

Когда нужно говорить эти слова?

Когда мы говорим «здравствуйте» ?

Когда «Списибо» , «Пожалуйста» , «Простите» ?

5.«В мире добрых слов»

Задачи : учить детей

При встречи воспитанные люди всегда здороваются. Как же здороваемся мы друг с другом?

Кому мы говорим «Здравствуйте» ?

Кому мы говорим «Привет» ?

Можно ли сказать «привет» взрослому человеку? Почему?

Приходя утром в детский сад, кому вы говорите «здравствуйте» , а кому «привет» ?

6. «Пока и до свидания»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья» .

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока» .

А. Н. Кондратьев

Когда мы говорим «До свидания» ?

Когда мы говорим «Пока» ?

Кому скажем «До свидания» , а кому «пока» ?

Когда ты уходишь из детского сада домой, что ты скажешь воспитателю , а что друзьям?

7 «Спасибо и пожалуйста»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Слова «спасибо» и «будьте добры» очень важны. Они, как волшебные ключики, открывают любые двери, и люди с удовольствием исполняют твои просьбы.

Расскажите, когда нужно говорить «пожалуйста» ?

Когда нужно говорить «Спасибо» ?

За что мы говорим «спасибо» ?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

А. Н. Кондратьев

8. «Простите»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал- забывать.

А если я всё же забуду,

Простите, я больше не буду.

А. Н. Кондратьев

Когда мы говорим «простите» ?

Если ты обидел друга, что нужно сказать?

9. Итоговая беседа о вежливых словах

Задачи. Закрепить знания об этикете. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников . Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Какие вежливые слова вы знаете?

Почему люди говорят друг другу вежливые слова?

Послушайте, что сказал об этом поэт В. Солоухин.

Здравствуйте

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы :

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте» , больше ведь мы

Не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

В. Солоухин

Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее,

счастливее.

Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы говорите.

Воспитатель вызывает двоих детей и даёт им задание :

На занятии по рисованию у тебя сломался очень нужный тебе карандаш.

Как ты попросишь карандаш?

Дети проигрывают сценку; вся группа оценивает их действия. Затем

воспитатель вызывает мальчика и девочку и предлагает им

разыграть ещё одну сценку.

Теперь поиграем так : мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это сделают, что друг другу скажут.

Все дети обсуждают и оценивают их действия.

10. Беседа о вежливости

Задачи : Продолжая обучать детей вежливости ,.

Сказка «Добрая Фея» :

. «Маленькая девочка Дюймовочка увидела домик, из трубы которого шел дым. Там топилась печка. Дюймовочка обрадовалась и постучала в дверь.

– Пожалуйста, пустите меня обогреться.

В домике жила добрая Фея. Она открыла дверь и увидела дрожащую от холода девочку.

– Бедная малютка, скорее иди к печке, грейся! Дюймовочка вошла в теплый дом и поздоровалась : „Здравствуйте“. Фея ей ответила : „Здравствуй, сейчас я напою тебя горячем сладким чаем“. „Спасибо“, – сказала Дюймовочка. Вдруг с шумом и криком в дверь влетели два гнома. „Эй, – потребовали они. – Мы хотим пить“. „Уходите, – сказала Фея. – Я всегда готова помочь тем, кто в этом нуждается. Но вы ведете себя плохо , вы не умеете вежливо себя вести“».

Какие вежливые слова сказала Дюймовочка?

Почему добрая Фея прогнала гномов?

Как надо было им поступить, чтобы о них позаботились?

11.«Что такое доброта»

Задачи : Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах Воспитывать

Чтение стихотворения :

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторят мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» – я кричу.

«Добрый день» – кричу я вслед всем идущим на обед.

«Добрый вечер» – так встречаю всех домой спешащих к чаю.

О каких добрых словах это стихотворение? Какие добрые слова встречаются в стихотворении?

12. Беседа о добрых поступках .

Задачи : формировать представления о добрых поступках.

Воспитатель обращает внимание детей , на то, что кукла Катя плачет.

Кукла Катя плачет. Что ты сделаешь?

Что ты ей скажешь?

Как ее пожалеешь?

Когда еще можно пожалеть?

13. Беседа о добрых поступках .

Задачи : Учить детей быть добрыми , отзывчивыми, внимательными к взрослым и сверстникам.

Чтение стихотворения

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей :

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки

–Любимая была.

И всё –таки подружке

Игрушку отдала.

Е. Благинина

Вопросы к детям :

Кто пришел в гости?

Какая игрушка приглянулась т. е. понравилась подружке ?

Как поступила девочка? Отдала лягушку?

Как вы считаете девочка совершила добрый поступок?

14. Беседа о добре .

Задачи : Закреплять представления детей о добрых делах , понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторят мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» –я кричу.

«Добрый день» –кричу я в след всем идущим на обед.

«Добрый вечер» –так встречаювсех домой спешащих к чаю.

О каких добрых словах это стихотворение?

Назовите добрые слова?

Когда мы говорим «С добрым утром» , «Добрый день» , «Добрый вечер» ?

15. Бееседа о добрых словах и добрых поступках

Чтение стихотворения М. Лисянского «О доброте»

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Что важней добрые слова или добрые поступки?

Какие добрые слова вы знаете?

А добрые поступки?

Пожалеть друга- добрый поступок?

Отобрать игрушку- добрый поступок?

16. Беседао капризах .

Задачи : приучать детей общаться спокойно , без криков.

Чтение :

Что стряслось?

Что стряслось?

На белом свете?

Что за топот?

Что за крик?

Это Пете, это Пете

Не купили грузовик.

Л,Яковлев

Почему Петя кричит и топает ногами?

Кто-нибудь хочет походить на Петю?

Почему не хочется быть похожим на этого мальчика?

А у нас в группе есть дети- капризули?

17. Беседа о хороших поступках Задачи : Учить детей совершать добрые поступки, понимать, что добрые поступки помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Чтение стихотворения :

Где лежало «Спасибо» ?

За ночь выросли сугробы

В парке, во дворе, в саду,

Пробираясь еле–еле,

Я по улице иду.

И на лево погляжу я,

И на право погляжу :

Это кто ж там снег сгребает?

Самого себя спрошу.

Это бабушка –соседка.

Надо бабушке помочь!

У неё беру лопату, я помочь всегда не прочь!

Всё очистил?

От работы

У меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо» ! говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал.

Вот и вышло, что «спасибо»

Я под снегом отыскал.

Р. Тимиршин.

Вопросы к детям. Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?

Какую пословицу можно сказать такому мальчику?

Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо» ?

За что вам взрослые могут сказать

«спасибо» ?

Ты поел. Что ты сделаешь? Что ты должен сказать?

У тебя развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты

должна сказать?

Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг у Маши упала на пол

ложка. Как вы поступите? Что вы ей скажите? Что скажет вам Маша?

Четыре мальчика сидят за столом Они обедают. Коля просит у Кости дать

ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что друг другу скажут?

Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как

они должны поступать?Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу Анне Ивановне. Как ты это сделаешь? Что скажет воспитатель

18. Беседа о грубости

Сказка про грубое слово «Уходи»

Маша и Ойка построили дом из кубиков.

Прибежал Мышонок и говорит :

Какой красивый дом! Можно, я буду в нём жить?

Ой, противный мышонок! Уходи отсюда!-сказала Ойка грубым голосом.

Обиделся Мышонок и убежал.

Заплакала Маша :

Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.

Ой, и ты тоже уходи, Машка! - сказала Ойка грубым голосом.

Обиделась Маша и ушла.

Заглянуло в окно Солнце.

Как тебе не стыдно, Ойка! - сказало Солнце. - Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить "уходи"? Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу :

И ты уходи!

Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно.

Вышла Ойка из дома и пошла по тропинке в лес. А в лесу тоже темно. Слышит Ойка, под кустом кто-то плачет.

Ты кто? - спросила Ойка. - Я тебя не вижу.

Я Бельчонок Рыжий Хвост, - ответил Бельчонок. - Заблудился я в темноте, не могу найти своё дупло. Там меня мама ждёт.

Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть не упала в глубокий овраг. Вдруг слышит Ойка, кто-то в лесу воет.

Увидела Ойка, блеснули между деревьев чьи-то зелйные глаза.

Ой, кто это? - испугалась Ойка.

А зелйные глаза всё ближе. Со всех сторон окружили Ойку.

Это мы, Серые Волки! - ответили Волки. - Наступила ночь! Наступила ночь! Будем рыскать по лесу и всех пугать!

Ой, теперь мы все пропали! - заплакала Ойка. - Это я во всём виновата. Ой, больше никогда не буду говорить грубое слово "уходи"!

Услышало Солнце её слова и вышло на небо. Сразу стало светло и тепло.

Серые Волки убежали далеко за глубокий овраг.

Смотрит Ойка, а по тропинке идёт Маша. Обрадовалась Ойка.

Ой, Маша, идём ко мне! Построим новый дом для Мышонка, ещё лучше. Пускай он там живёт.

С. Прокофьева

Почему обиделся мышонок? Маша? Солнышко?

Правильно ли поступила Ойка, говоря всем грубое слово «уходи» ?

Когда солнышко вышло на небо?

19. Беседа о культуре поведения.

Задачи : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости , чуткости.

Пока они спорили

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама. Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на

пыльную дорогу.

Надя, подними! –приказала Таня младшей сестрёнке .

Вот ещё, -ответила Надя. –Ты уронила, ты и поднимай

Но ведь ты тоже с ней играла!

Ну и что же! И ты играла.

Пока сёстры спорили, к ним подошёл старенький дедушка Егор. Опираясь на

палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам :

Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.

Что можно сказать про девочек, какие они?

Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестрёнку поднять куклу, а не приказала, подняла бы её Надя?

Как дедушка назвал девочек?

Кто помог девочкам? А вы так поступаете?

20. Беседа о заботливости Задачи : Учить заботиться о взрослых. Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости , чуткости.

Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.

Моя бабушка

Стала бабушка

Старой, хворою.

От ходьбы она устаёт.

Храбрым лётчиком

Стану скоро я,

Посажу её в самолёт.

Не тряхну её.

Не качну её.

Отдохнёт она

Скажет бабушка :

«Ай да внучек мой,

Ай да лётчик мой, Молодец!»

С. Капутикян.

Как по-другому можно заботиться о бабушке?

Бабушка похвалила внука и сказала : «Молодец» . Как ещё можно хвалить

21. Беседа «Моя мама»

Задачи : уважение и любовь к родным и близким людям

Чтение стихотворения

Мама! Так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Даю названье «МАМА» .

Моя мама.

Маму крепко поцелую,

Обниму ее родную.

Очень я люблю ее.

Мама- солнышко мое.

А вы любите свою маму?

Как ласково вы называете маму?

Вы помогаете маме?

22. Беседа «Мама отдыхает»

Задачи : формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Все ли умеют вести себя тихо, когда мама, бабушка или бабушка отдыхают, спят?

Чтение стихотворения.

"Мама спит, она устала. "

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу…

И мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Е. Благининой

Почему девочка не стала играть игрушками?

Послушайте другую историю, как ведет себя другая девочка, когда мама отдыхает.

«Мама спит, она нездорова. Катя играет. Она хочет налить кукле чай, но не может достать до крана. «Мама!» -кричит Катя. Мама проснулась : «Что случилось?- испуганно спрашивает она. Мама помогла Кате налить воды.

Мама опять легла. Катя одевает куклу на прогулку. Она никак не может надеть на нее пальто. «Мама!» - снова кричит Катя…»

-Понравилась ли вам девочка Катя ?

Правильно ли она поступало, когда будила маму?

Вы жалеете своих мам?

23. Беседа о жадности

Задачи : формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу, умение делиться с товарищем.

Чтение стихотворения.

Пёс шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошёл Щеночек,

Попросил кусочек.

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Кошка-Мяушка,

Попросила Кошка мякушку.

Встал Пёс,

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Прискакала Лягушка,

Пошептала на ушко,

Попросила Лягушка горбушку.

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Курочка.

Попросила Курочка корочку.

Встал Пёс,

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Уточка,

Постояла минуточку,

Попросила Уточка чуточку,

Только попробовать!

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал.

И сказал :

Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего.

Эмма Мошковская

Пес правильно поступил, что никому не дал булочку?

Скажите, Пес жадина?

Быть жадиной –хорошо?

Как вы думаете у жадины много друзей?

А вы поделились бы булочкой?

24. Беседа о дружбе .

Задачи : формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу, воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Дружная сказка

Вот домашние зверята -

Полюбуйтесь-ка, ребята.

Вот щенок,

а вот котенок,

Вот козленок

и цыпленок.

С ними Катенька играет,

Всех их любит, уважает.

Раз поспорили зверята,

Кого сильнее любит Катя,

Стали дразниться, толкаться,

друг на друга обзываться.

Вместе больше не гуляют

В одиночестве играют…

Стал кусать щенок цыпленка,

Козлик забодал котенка…

Смотрит Катя на зверят -

Не узнает их никак….

Я - красивей,

Я – сильней!

Я послушней!

– Я – умней!

Что же делать, как тут быть?

Как зверят опять сдружить?

Их Катюша собрала,

Всем гостинцы раздала

и сказала : «Неужели,

мы друг другу надоели?.»

Тут зверятам стало стыдно,

Стало всем до слез обидно.

Катя любит всех зверят -

Щенят, котят, козлят, цыплят…

Кате все они важны,

Хочет, чтоб были дружны.

Сказку новую узнали,

Ее зверята рассказали.

Мы ее не позабудем

И дружить все вместе будем!

А у вас, ребята есть друзья?

Иметь много друзей- хорошо. Скажите, друзья толкаются, дразнятся, обзываются?

Настоящие друзья не толкаются, не дразнятся, не обзываются, а поддерживают друг друга.

Хорошо иметь много друзей?

25. Беседа «Как можно назвать человека по имени»

Задачи : воспитывать культуру общения , доброжелательное отношение друг кт другу.

Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится , когда ее зовут ласково : Катенька, Катюша.

Вам нравиться , когда вас называют ласково? Как?

Будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

26.«Как можно пожалеть» .

Дети, вам всегда бывает весело?

Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели.

Как вас жалеет мама?

Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

Что можно сделать?

Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись?

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc

Алёна Макейкина
Беседа для младших школьников «Твой внешний вид»

Цели :

Прививать детям стремление одеваться соответственно требованиям; познакомить с историей костюма, изготовление одежды;

Развивать эстетический вкус;

Воспитывать аккуратность, чистоплотность, опрятность.

Оборудование :

У детей - куклы с различными моделями одежды, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Послушайте отрывок из сказки и скажите, о каком герое идет речь : «Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную и тяжелую работу в доме : она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницу, убирала комнаты мачехи и ее дочерей. Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. Вечером, окончив работу, она забивалась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой».

Кто эта девочка?

Почему ее так звали?

- «И все же Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк».

Ребята, существует даже поговорка : «По одежке встречают, по уму провожают» .

Как бы вы объяснили эту поговорку?

П. Объявление темы мероприятия

Сегодня мы поговорим с вами о том, что и как нужно носить, чтобы ваш внешний вид подчеркивал то , что вы воспитаны, красивы, аккуратны. Ведь вспомните, именно в красивом платье и хрустальных туфельках Золушку признали первой красавицей. «Все сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех. «Ах, как она хороша!» - говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме. Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали ее платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую же прекрасную ткань».

III. Беседа об истории платья

А теперь я приглашаю вас послушать информацию, из которой вы узнаете немного об истории костюма.

*** с давних пор одежде уделялось большое внимание. Но раньше общество было ярко разделено на бедных и богатых. Бедные люди не могли себе позволить иметь множество платьев и костюмов.

*** зато богатое общество блистало красотой тканей и фасонов. Роскошь и безделье позволяло носить такую одежду. В праздники, на балы надевались всевозможные украшения : кольца, браслеты, колье из драгоценных камней. Сами платья также были расшиты. Ведь яркий свет позволял переливаться всеми цветами этим камням - это только подчеркивало фасон платья. А платье шилось специально по единственному заказу. Да и ткани привозились из-за границы, чтобы такого платья больше ни у кого не было. Детей также одевали пышно и нарядно.

*** и только поступив в гимназию, дети должны были носить форму - все одинаковую. Это дисциплинировало, заставляло думать ученика, что он такой же как все вокруг.

*** а в школах для детей рабочих и крестьян дети были одеты в то, во что могли их одеть родители, и чаще всего это была одна вещь в семье для нескольких детей.

*** в советской школе также существовала единая школьная форма .

Сейчас мы живем с вами в демократическом обществе и имеем возможность даже в одежде проявить себя как личность. Ведь какой ты человек, говорит твой внешний вид .

IV. Игра «Характер»

Поиграем в игру «Характер» : я показываю рисунок, а вы по внешнему виду пробуете определить и рассказать о характере этого человека.

V. Назначение одежды

Скажите, ребята, что греет вас в мороз? Может быть, шапка,

пальто, сапоги?

Одежда имеет назначение удерживать тепло человека. Поэтому она должна соответствовать сезону года, климату. Для зимней одежды используют шерстяные ткани, которые хорошо сохраняют тепло. Летнюю одежду шьют из легких светлых тканей - они отражают солнечные лучи. И если вы будете в холодную погоду одеваться легко, а летом наоборот - это приведет к переохлаждению организма или к перегреванию и человек заболеет.

В доме ты должен иметь различную одежду. А еще одежда должна быть удобной, легкой и чистой. Будничная одежда должна отличаться от праздничной, одежда для прогулок - от той, в которой вы ходите в школу . Я хочу услышать от вас, что вы знаете о моде и о том, как надо одеваться? {Ответы детей)

VI. Игра «Одень куклу» и работа по карточкам

А теперь задание для девочек. Оденьте свою куклу так, чтобы она пошла :

В театр;

В школу ;

В туристический поход;

Поиграть с подружками на улице;

На день рождения к подружке;

Могла помочь маме на кухне.

Задание для мальчиков : выполните задание на карточках, выберите из предложенных видов одежды ту, которая подходит для предложенного места.

Пример карточки : «Школа » - спортивный костюм, джинсы, открытое платье, блузка, сарафан, костюм, шорты, грязная футболка, бальное платье, юбка.

VII. Беседа «Откуда приходят вещи»

Знаете ли вы, откуда приходят вещи? Одежду шьют из тканей -хлопчатобумажных, шерстяных или синтетических. На ткацких станках делают эту ткань. Ткань поступает к закройщику. От закройщика - к швее.

Обувь тоже шьют из кожи искусственных материалов. Умение сшить какую-либо вещь всегда пригодится в жизни. И учиться этому можно уже сейчас - с одежды для кукол.

VIII. Чтение художественного текста

А теперь поговорим о том, кто и одевается правильно и имеет удобную красивую одежду, а выглядит плохо. Давайте прочитаем стихотворение «Маша-растеряша» , и попробуем ответить на вопрос : почему люди выглядят неряшливо.

Текст читают ученики и рассуждают о необходимости быть аккуратным, следить за своей одеждой.

Такая же работа проводится по тексту стихотворения Дифшица «Неряха» .

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит

Сполз ремень на левый бок

Из штанины вырван клок

Мне, признаться, непонятно

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил.

Почему на брюках глина,

Почему фуражка блином,

И расстегнут воротник.

Кто он - этот ученик?

Как вы считаете, всегда ли красивая одежда всегда помогает выглядеть.

Сможете ли вы мне теперь ответить, что и как вы должны носить, чтобы ваш внешний вид мог рассказать о том, какой

вы человек, чтобы вы стали интересны и приятны для окружающих.