Занятия для детей 4 лет дома распечатать. Развитие мышления детей четырех-пяти лет

Посредством развивающих занятий с детьми 4-5 лет можно осваивать алфавит и математику. Главное, чтобы домашнее обучение приносило малышу удовольствие.

Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в школу с совершенно разным уровнем подготовки. И чем она лучше, тем увереннее себя чувствует ребёнок на уроках, быстрее и легче усваивается материал. Однако хорошо подготовиться к школе быстро не получится. Ещё с яслей при помощи игр нужно развивать мыслительные процессы малышей, а позже посредством развивающих занятий с детьми уже 4-5 лет можно осваивать азы грамоты и математики.

С подготовкой будущего школьника справится любой родитель, главное, знать, какие знания и умения давать в 4-5 лет, и как превратить обучение дома в «систему».

Программа и планирование развивающих занятий

Хорошо, когда каждая игра, каждая прогулка превращается в развивающее занятие. Однако в таком, «стихийном», обучении можно что-то упустить, поэтому каждому, даже не профессиональному педагогу, нужная чёткая программа занятий.

Составлять планирование лучше на неделю вперед. Так родитель сможет заранее готовить некоторые материалы для уроков, и поймёт, на какие задания у малыша уходит много времени, а что дается слишком легко.

Тематический материал:

Как и в детском саду, ежедневные занятия с ребёнком должны проводиться по следующим направлениям:

  • развитие речи и обучение грамоте;
  • математика и логика;
  • творчество – лепка, рисование, конструирование, аппликация;
  • физическое развитие (имеется в виду отдельное 20-40-минутное занятие, динамические паузы присутствуют на каждом уроке раз в 15 минут);
  • расширение кругозора – экология, правила этикета, безопасности и др.;
  • художественная литература.

Все эти предметы нужно равномерно распределить в программе на неделю в зависимости от возможностей ребёнка.

Обучением грамоте занимаются с дошкольником лишь тогда, когда он сам этим интересуется. О том, как понять, что малыш готов учить буквы, читайте в статье Обучение чтению: с чего начать и как научить складывать слоги.

План развивающих занятий для детей 4-5 лет дома может быть примерно таким.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
развитие речи Описание игрушки Составление рассказа по картинке Сюжетно-ролевая игра с игрушками «Поход к врачу»
обучение грамоте Буква «А», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой Буква «У», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой Буква «О», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой
математика и логика Раньше, позже Число и цифра 4 Квадрат
творчество Аппликация «Светофор» Рисование пальчиковыми красками Лепка из соленого теста Конструирование из бумаги Игры с конструктором Схематическое выкладывание счетных палочек по образцу и воображению
физическое развитие Игры с мячом Упражнения на фитболе Бассейн (или посещение спортивной) секции Подвижные игры Бассейн (или посещение спортивной) секции
расширение кругозора Правила дорожного движения Признаки зимы. Зима в лесу. Свойства воды. Игры со льдом.
художественная литература Чтение народной сказки Разучивание потешки «Зимовье зверей» сказка Знакомство с жанром рассказ Рассказы Носова

В данное планирование не зря включены ежедневные занятия физкультурой и творчеством. Растущему организму чрезвычайно важно выплёскивать энергию и развивать координацию движений. Ну а творчество помогает разрабатывать мелкую моторику рук, развивается воображение.

Включить все предметы в один день вряд ли получится. 4-летний ребёнок по-прежнему быстро устает и может заниматься одним видом деятельности не более 15-20 минут.

Количество развивающих занятий в программе зависит не только от способностей малыша, но и от того, посещает ли он детский сад или развивающий центр. Если с дошкольником занимаются педагоги, родители могут выделить для домашних уроков лишь немного времени вечером и в выходные.

В такие уроки хорошо включать тот материал, которые изучался ребёнком в учреждении. Повторение позволит закрепить полученные знания и навыки.

Какие задания подойдут для детей 4-5 лет

В статье: « » уже писалось о том, что должен знать дошколенок в 4 года. Сейчас работать нужно над теми же навыками, углубляя знания и усложняя задания. Небольшой перечень того, чему научится малыш за пятый год:

  1. употребление предлогов;
  2. ориентация в пространстве (знать лево/право и т.д.);
  3. понимать, где «больше», «поровну» или «меньше»;
  4. употреблять существительные по числам;
  5. считать до 10, до 5 – в обратном порядке.
  6. проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги и др.

Если дошколёнок уже справляется с этим, не стойте на месте и углубляйте знания. Однако все занятия должны быть ему интересны, в противном случае чрезмерная нагрузка лишь надолго отобьёт охоту к учёбе.

Развивающие пособия 4+

Теперь о самих заданиях. Для детей 4 лет можно найти множество печатных изданий, упражнения которых не только помогут наполнить сами уроки, но и подскажут, в каком направлении нужно двигаться.

К самым популярным относятся серия пособий О.Н. Земцовой «Умные книжки», а также издания «Школы семи гномов». В таких учебниках есть задания на развитие логического мышления, внимания, сюжетные картинки, игры с наклейками и мн. др.

Пример иллюстрации с заданиями по математике и логике из серии «Грамотейка».

Для детей 4 лет подойдут и первые прописи. Обводя по точкам несложные узоры, детки готовят руку к письму. Пример от «Школы семи гномов».

Чтение по азбуке и учебники по математике

Если кроха занимается с охотой и имеет успехи, главные предметы – грамоту и математику можно изучать по настоящим учебникам.

Для обучения чтению одним из лучших считается «Букварь» Жуковой, где наглядно показано, как сливаются буквы в слоги, а сама методика соответствует школьным программам.

Тематический материал:

Популярна и методика Бунеевых. В четыре года авторы предлагают малышам пособие «По дороге к Азбуке».

Также учителями начальных классов высоко ценятся учебники по математике Л.Г. Петерсона. Для дошколят есть адаптированный по возрасту учебник «Игралочка». С ним уже в 4 года ребёнок изучит все необходимые темы в игровой форме.

Задания в картинках

Кроме пособий на занятиях можно использовать распечатанные картинки с упражнениями.

Изучаем право и лево

Чтобы малыш скорее запомнил, какая рука правая, а какая левая, можно использовать такой плакат с ладошками.

Также помогут картинки, в которых нужно обвести изображения с нужным направлением.

Математика

Закрепить знание числового ряда помогут раскраски, в которых нужно соединить точки по порядку.

А такой математический материал научит соотносить количество с цифрой.

Развитие речи

По сюжетным картинкам можно отвечать на вопросы и составлять короткие рассказы.

Логика

Для развития логического мышления можно подготовить игру «Найди пару».

Или закончить логический ряд.

Картинки для занятия о космосе

Домашний урок может быть и тематическим. После ознакомления с темой «Космос» ребёнку можно предложить различные игры на развитие мыслительных процессов.

Упражнения и игры

В четыре года все упражнения должны носить только игровой характер. Иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес к обучению.

Например, чтобы развить память, начертите на бумаге сетку с крупными клетками. Затем вместе с крохой расположите в квадраты-домики несколько мелких игрушек. Когда чадо отвернётся, переставьте предметы в другие клетки. Предложите дошколёнку вернуть их на места.

Упражнение «Книжный детектив» поможет закрепить знание букв и умение выделять первый звук в слове. Задание: загадайте букву, и попросит отыскать предмет или картинку в книге на заданную букву. С несколькими детьми можно поиграть на скорость. Усложнить упражнение можно заданием, найти слова с двумя буквами или с буквой на конце.

Ещё одна игра для уроков грамоты. Приклейте карточки с буквами к предметам в комнате так, чтобы их названия начинались на эту букву. Задача малыша найти, какие буквы прикреплены неправильно, и исправить это.

Хорошо, когда родители всерьёз занимаются развитием и обучением своих дошколят. Однако не стоит превращать домашние занятия в повинность для ребёнка или рутинную работу. Малыш должен наслаждаться процессом обучения и сам с нетерпением ждать каждое занятие.

В этой статье:

Четыре-пять лет - один из самых интересных и важных этапов развития ребенка. Дошкольники (а именно так их уже принято называть) в этом возрасте умеют самостоятельно себя обслуживать, связно говорят, используя известные им части речи, слушают и запоминают поступающую информацию, решают задачи на логическое мышление.

Большинство детей в этом возрасте уже как минимум год ходят в детский сад или занимаются в школах раннего развития. Это означает, что период адаптации в дошкольных учреждениях пройден и малыши уже успели освоить навыки общения со сверстниками и воспитателями.

В 4-5 лет развитие ребенка связано в первую очередь с совершенствованием мыслительной деятельности. Дети проявляют повышенный интерес к окружающему их миру, учатся распознавать и показывать собственные эмоции. К этому возрасту они чуть ли не впервые сталкиваются с новыми требованиями к себе со стороны взрослых, стараются оправдать доверие и проявить себя взрослыми и ответственными - готовыми к школе.

Основные критерии оценки умственного развития ребенка в 4-5 лет

Психологами и педагогами был сформирован перечень основных умений, которыми должны обладать дети 4-5 лет. Родители могут самостоятельно протестировать своего ребенка и определить, насколько гармонично протекает его развитие и будет ли он готов к поступлению в школу через год или два. Итак, вот что должен уметь четырех- или пятилетний малыш.

Чтобы лучше оценить развитие ребенка в 4-5 лет, тестировать его нужно ненавязчиво, в виде игры. Скажем, проверить, помнит ли малыш имена друзей, можно простым способом: предложив ему посоревноваться, кто назовет больше друзей. Также играючи можно выяснить, насколько хорошо ребенок знает геометрические формы.

Например,
предложите ему найти квадрат на картинке, при этом притворитесь, что не знаете, как он выглядит, и нуждаетесь в помощи. Малыш будет рад проявить себя и показать, что осведомлен в этом деле не хуже взрослого.

Не стоит слишком переживать, если малыш не справляется со всеми заданиями. Возможно, ему не уделялось достаточно внимания на более ранних этапах развития. Еще не поздно наверстать упущенное и привить крохе необходимые знания и навыки. Нелишним будет обратиться к детскому психологу, который поможет составить план занятий с таким малышом.

Развивающие занятия: домашнее обучение для старта

Если ребенок ходит в детский сад или в школу раннего развития, то его развитие возьмут на себя педагоги. Родителям останется только периодически подталкивать малыша к чему-то новому в свободное время. Для «домашних» деток все складывается несколько иначе.

То, насколько их развитие будет соответствовать возрасту, во многом зависит именно от родителей, которые должны находить время для домашних занятий.
Речь идет как о физическом, так и о психологическом развитии малыша с целью раскрытия его природного потенциала.

Родителям важно осознавать разницу между стремлением к развитию ребенка и желанием превратить его в гения. Напор, с которым сталкивается дошкольник у родителей, мечтающих о вундеркинде, губителен для его психического и физического здоровья.

Психологи рекомендуют разрабатывать план занятий с
ребенком, меняя его как можно чаще, чтобы занятия не надоедали малышу. Естественно, что обучение и развитие крохи должно проходить только в игровой форме и по обоюдному желанию. Дошкольник должен с нетерпением ждать нового занятия и с удовольствием принимать участие в предложенных играх – только в этом случае получится положительным образом повлиять на его развитие, не вызывая отвращения к учебе в будущем.

Формировать план занятий на каждую неделю правильнее всего на основе плана за предыдущую неделю и после анализа достижений и провалов. Скучные либо слишком сложные (простые) игры можно заменить более интересными и полезными.

Ни в коем случае не принуждайте ребенка делать то, что у него не получается. Лучше отложить это задание на следующий раз, когда кроха забудет о неудаче.

Используйте логические задачки и игры по различным методикам (например игры Никитиных) для стимуляции развития памяти, образного мышления и логики малыша.

Примерный план занятий

Принимая во внимание особенности развития малыша в возрасте 4-5 лет, составьте оптимальный план для занятий с ним. В качестве примера можно взять предлагаемый ниже вариант.


Планируя физическое развитие, родители в первую очередь должны определиться с поставленными целями. Чего они добиваются? Подготовить малыша к занятиям профессиональным спортом в будущем или же просто привить ему любовь к физическим упражнениям? Так или иначе, начинать нужно с обязательных пунктов, к которым относятся:

  • зарядка;
  • бег и ходьба;
  • плавание;
  • подвижные игры.

На начальных этапах занятий важно проявлять чувство меры, не настаивая на выполнении малышом абсолютно взрослых упражнений (отжиманий, качания пресса и пр.). Даже если родители мечтают о карьере профессионального спортсмена для своего ребенка, 4-5 лет - это не тот возраст, когда нужны серьезные нагрузки.

Физическое обучение должно проходить в игровой форме, вызывать у малыша интерес и желание двигаться. Если у него уже есть приоритеты, то желательно строить программу физического обучения на их основе. Так, например,
дошкольнику, который любит бегать, можно придумать беговые упражнения с соревновательными элементами, а деткам с развитым чувством ритма можно предложить попробовать себя в танцах.

Важный этап занятий связан с развитием мелкой моторики рук ребенка. Придумайте для крохи так называемые пальчиковые игры. Предложите ему сложить мелкие детали конструктора, построить замок или слепить пирожные из кинетического песка, сделать аппликацию из ракушек или зерен крупы. Таких игр существует множество – включайте в план те, которые будут вызывать у малыша наибольший интерес.

Говоря о творческих занятиях, стоит обратить особое внимание на создание поделок своими руками. Малыша в возрасте 4-5 лет можно учить рисовать, клеить, вырезать, выкладывать композиции, проявляя усидчивость, терпение и, конечно, фантазию. В этом возрасте детки уже вполне уверенно пользуются кистью, ножницами и клеем, способны нестандартно мыслить и копировать картинки из окружающего мира.

Тренировать память и логику можно с помощью специальных развивающих игр по методике Никитиных. С их помощью вы сможете научить ребенка увереннее ориентироваться в цветах, формах и объемах. Дополнительно время от времени можно развлекать кроху настольными играми, например «на желание» или «приз победителю».

Развитие речи с попутным обучением счету и чтению по слогам - обязательный пункт в плане занятий с ребенком 4-5 лет. Помните о том, что уже через год или два крохе нужно будет идти в школу, и то, насколько хорошей станет у него успеваемость, будет зависеть от степени его подготовки. Используйте кубики с буквами и картинками для обучения малыша чтению (играя, формируйте слоги и короткие слова), учите цифры (можно использовать магнитную доску), вместе разучивайте веселые и интересные песенки и стихи.

Дополнительные пункты плана для усердных родителей

Особенно старательным и ответственным родителям, которые во что бы то ни стало намерены ускорить развитие малыша в 4-5 лет, стоит задуматься об уроках этикета с крохой. Очень важно мягко подводить дошкольника к тому, чтобы он предлагал родителям помощь по хозяйству, имел свои обязанности в доме, правильно вел себя в коллективе и за столом.

Если есть время и желание, можно включить в план обучения малыша поверхностное знакомство с самыми интересными науками, например с астрономией (расскажите крохе о космосе, звездах, созвездиях), географией (можно вместе изучить карту мира или детский атлас), биологией (покажите малышу строение человека с помощью простых детских картинок, проанализируйте мир флоры и фауны). Дополнительно можно начинать изучать единицы измерения, применяя навыки на практике.

В заключение отметим, что развитие малыша в 4-5 лет - это сложный и важный процесс. Но это совсем не означает, что следует превращать его в некий культ знаний, требуя от малыша все больше и больше. Развивайтесь вместе с крохой в игровой форме, получайте удовольствие от новых достижений ребенка, и благодаря вашим стараниям к моменту поступления в первый класс его тяга к знаниям лишь усилится!

В возрасте 4-5 лет у ребенка формируется созидательное отношение к миру. Он начинает создавать своими руками различные поделки. Очень важно, чтобы взрослые в этот момент говорили малышу, что он многое умеет сам, хвалили его за проявленную фантазию. Это возбудит в маленьком человеке желание узнать больше об окружающем мире. Воспитатели и родители обязаны учитывать все особенности развития ребенка 4-5 лет. В этот период следует давать новые знания, но в той форме, которая будет увлекательной для чада.

Особенности развития ребенка 4-5 лет

Сейчас малыш способен размышлять, хотя опыт его невелик, поэтому в его объяснениях могут наблюдаться ошибки. Нельзя смеяться над промахами ребёнка, чтобы не уничтожить его интерес к познанию мира. Взрослый человек должен стать источником знаний для малыша, которые аккуратно подведут карапуза к самостоятельному принятию решения и обоснованию происходящего явления.

Особенности развития ребенка 4-5 лет проявляются в увеличении участия восприятия, воли, памяти и внимания.

Происходит активное познание многих свойств предметов. Ребенок накладывает их друг на друга и сравнивает, с интересом осознает такие новые для него категории, как цвет, форма, величина, время, пространство, вкус, запах, звук.

Малыш становится более внимательным, за счет чего формируется произвольное запоминание. Ему легко удаётся выучить небольшие стихотворения, считалки. В этом возрасте у малыша развивается воображение и речь, улучшается дикция. Этому нужно уделять как можно больше внимания и поддерживать в малыше стремление к самостоятельности, воспитывать чувство красоты. Взрослому человеку легко добиться желаемого результата, так как все реалии жизни можно объяснить ребёнку в процессе игры увлекательно и ненавязчиво. Дети живут в мире своих фантазий и сказок, обладают богатым воображением. Все вышеописанные особенности развития ребенка 4-5 лет нужно грамотно использовать, дабы избежать проблем.

Основы обучения

С чего лучше всего начинать развитие детей 4-5 лет? Занятия какого плана подойдут для малыша? Эти вопросы волнуют всех родителей, которые решили сами обучать своего сына или дочь. Учитывая все тонкости развития ребёнка среднего дошкольного возраста, следует содействовать, а не мешать проявлению его новых положительных качеств, которым предстоит сформироваться и закрепиться в характере малыша.

Итак, ребенок хочет быть самостоятельным, поэтому нужно предоставить ему такую возможность. Мечтает рисовать, создавать шедевры из пластилина и глины - не стоит ему мешать. Он хочет общаться со своими ровесниками. Пусть дружит, ссорится и учится мириться, извиняться и прощать. Это накопление жизненного опыта, познание окружающего мира.

Математика

Взрослым нужно научить ребенка более сложным вещам. Математика для детей 4-5 лет может стать увлекательнейшим познанием мира вещей, поможет открыть новые горизонты. Взрослые будут строить свои занятия, опираясь на основные навыки, которые уже были приобретены ребёнком ранее. Он легко распознаёт, где право и лево, низ и верх, знает круг, квадрат, треугольник, умеет писать и правильно расставлять цифры в порядке возрастания и убывания, сравнивать количество предметов. Зная, какими навыками владеет малыш, легко наметить ряд заданий, которые помогут закрепить полученные ранее сведения и добавить новые.

Математические игры

Дети очень любят раскраски. Можно предложить малышу не просто изучить цифры, а попросить его, не отрывая от бумаги карандаш, соединить по написанным цифрам все точки в один рисунок. Такая игра очень радует ребёнка, когда он увидит, что при помощи чисел ему удалось нарисовать попугайчика, крокодила или лисичку.

Если нужно закрепить порядок при счете, можно предложить малышу выполнить не менее увлекательное задание. На рисунке-раскраске нарисованы яблоки. Их нужно обвести, раскрасить и посчитать. Все задания должны предлагаться с постепенным их усложнением.

Таким образом, математика для детей 4-5 лет может стать любимым и увлекательным времяпрепровождением. Впоследствии этот интерес сыграет свою положительную роль при изучении предметов в школе.

Игры на и речи

Такие же игры для развития детей 4-5 лет можно применять, формируя правильную речь и развивая логическое мышление. Например, игра «Угадай, чья тень?» поможет ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире. На листах распложены очертания различных предметов, животных. Ребёнку предлагается сказать, кому принадлежит каждая тень.

Для развития речи хорошо научить малыша произносить чистоговорки и скороговорки. Ребенку будет приятнее это делать с каким-нибудь сказочным персонажем из кукольного театра. А если потом попросить скороговорку так же быстро сказать голосом медведя или зайца из сказки, то получится обоюдное увлекательное занятие. Такие упражнения и игры чрезвычайно важны для правильной речи. Чтобы ребёнка понимали не только родители, но и все окружающие, он должен иметь в своём словарном запасе тысячу слов.

Изучение языка

По мнению многих специалистов, дети в возрасте 4-5 лет легко могут освоить любой иностранный язык. Если есть такая возможность, обязательно надо устраивать подобные занятия в виде работы с карточками. На них должны быть изображены буквы, картинки и слова. Можно предложить разнообразные задания по этим карточкам. Ребёнок запомнит слова, произношение и изображение букв.

Гимнастика

Увлекаясь всеми видами разнообразной деятельности, не следует забывать, что 4-5 лет по-прежнему важна и полезна. И её ещё никто не отменял. Зарядка может быть с гимнастическими и общими физическими упражнениями. Это может быть разминка во время каждого занятия. Есть много вариантов пальчиковых гимнастик. Вот один из них.

Читается небольшое стихотворение:

«Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в альбомах

Будут дружно рисовать».

Одновременно с чтением можно размять пальчики рук, встряхнуть кистями, соединить их в «замок». Такие маленькие паузы помогут малышу расслабиться.

Заключение

Когда родители начнут внимательнее относиться к своему малышу, будут знать все особенности развития ребенка 4-5 лет, они добьются максимальных положительных результатов в его воспитании и развитии. Поэтому здесь самое главное - это внимание.

5 лет: увеличиваются рост и масса тела, вес достигает почти 20 килограмм. В этот период важно следить за посильностью нагрузок, которые даются детям во время трудовых поручений. Это объясняется тем, что позвоночник ребенка пяти-шести лет и скелетная мускулатура ещё только формируются. В этот возрастной период наблюдается развитие интеллектуальных способностей малыша, его нравственности и воли, эмоциональных сфер его личности. Поэтому особенно важно поддерживать его во всех благих начинаниях, а также корректно удерживать от негативных проявлений лжи и хвастовства.

В возрасте 5-6 лет особенно важно заложить правильное нравственное отношение к себе и окружающим, закрепить доброту, честность и порядочность. Как говорится: «Что посеешь, то и пожнешь!» Воспитывайте своих детей правильно - это залог вашей счастливой старости!

Многие родители с большой ответственностью относятся к развитию своего малыша в раннем детстве, кроме того, большинство из них работает, поэтому рано или поздно встаёт вопрос, чем занять ребенка 4 года дома. Ведь это уже понятливый человечек, осмысленно относящийся к окружающим предметам и явлениям, и задачей взрослых является выстраивание правильных с ним отношений и такого распорядка, который бы помогал детям не только беспечно проводить время, но и чему-то обучаться.

Итак, на что же стоит опираться, выбирая занятия для своего сына или дочери, чтобы они были не только развлекательными, но и воспитывающими, обучающими? Для этого надо знать особенности четырёхлеток. В этом вопросе лучше руководствоваться следующими критериями:

  1. Физическое развитие малыша делает его чрезвычайно подвижным – каждый день он всё больше осознаёт возможности своего тела и пытается себя проверять в различных активных действиях. Он хорошо прыгает и бегает, владеет мячом, умеет подтягиваться, всё лучше ориентируется в пространстве, может преодолевать самые разные препятствия. Поэтому, желательно, чтобы дома у него были различные снаряды, а ещё лучше спортивная стенка или целый комплекс, позволяющий ежедневно заниматься физическими упражнениями. Разумеется, все действия крохи должны проходить под контролем родителей, так как малыш в азарте, вполне, может получить травму, если за ним не следить.
  2. В четыре года дети постоянно пополняют свой запас знаний об окружающем мире , они жаждут новых впечатлений, задают огромное количество вопросов, поэтому любая информация впитывается очень быстро. Родителям можно начать заниматься с ними чем-то новым, например изучением основ , геометрии, или , тем, что особенно, интересно малышу. Это также может стать поводом к более углублённому изучению родного языка, географии, истории. И здесь незаменимыми являются всевозможные детские книги, специальные энциклопедии, интерактивный глобус, различные говорящие карты и многое другое. Игрой такие занятия назвать трудно, и всё же эти уроки, в любом случае, будут проходить в игровой форме, поскольку только таким образом малышу доступно восприятие многих вещей.
  3. Интересы малютки в этом возрасте разносторонние – дети любят самые разные виды творчества и с удовольствием занимаются рисованием (как нарисовать различных зверюшек с пошаговыми фото смотрите ), лепкой, созданием поделок ( , ) разукрашиванием картинок, созданием аппликаций (у нас на сайте есть множество аппликаций с пошаговыми фото, которые можно сделать вместе с детьми: , ), рукоделием. Их фантазия ничем не ограничена, поэтому любые уроки и игры позволяют им, одновременно совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление, развивать воображение. Настольные игры, конструкторы и мозаики могут надолго увлечь малыша, принеся немало пользы для формирования умственных способностей и положительных черт характера, таких как усидчивость, настойчивость и даже упорство в достижении своей цели.
  4. Растёт маленький человек и в эмоциональном плане , и это очень важно. Дети уже умеют различать настроение окружающих людей, учатся сопереживать, проявлять участие и даже выстраивать свои первые отношения с ровесниками. Поэтому им так необходимы сюжетные игры, в которых они пробуют себя в самых разных ролях. Маме с папой надо помнить об этом и позаботиться, чтобы у ребёнка был различный реквизит к своим сценариям в виде наборов, содержащих атрибуты для игры в Кулинара, Доктора или Продавца.
  5. Поскольку бытовые навыки тоже совершенствуются, и ребёнок без напоминания следит за своей гигиеной, использует столовые приборы, умеет одеваться и раздеваться, есть масса полезных взрослых заданий, которые малыш будет выполнять с удовольствием и при этом приобретёт новые умения, безусловно, являющиеся актуальными в его будущей жизни.
  6. Несмотря на то, что четырёхлетние дети могут подолгу играть самостоятельно, они всё больше тянутся к общению со своими сверстниками, и в этом смысле хорошо, если иногда в гости к дочери или сыну будут приходить соседские девочки и мальчики. Ролевые или командные настольные игры научат детей ответственности, коммуникабельности, умению находить компромисс с разными людьми.

Одним словом, занятия ребенку в четыре года можно предложить самые разные, в том числе, игрушки, игры и настоящие уроки, проходящие в духе игр. Детям можно привить любовь к музыке, изобразительному искусству, рукоделию, если, конечно, постараться и учесть их увлечения.

Занятия ребенку в 4 года: видео

Основные правила игры

Существует несколько важных правил при организации досуга и обучающих занятий с малышом, выполняя которые, родители могут получить хороший результат, воспитав разносторонне развитых, креативных и умных детишек, к тому же, отличающихся отличной физической формой:

  • следует помнить, что все обучающие уроки лучше проводить с ребёнком в первой половине дня, когда он полон сил, энергии и имеет позитивный настрой;
  • эмоциональное состояние детей является очень важным, так как в хорошем настроении они лучше контактируют со взрослыми и своими ровесниками, гораздо быстрее схватывают нюансы игры, более открыты для восприятия новой информации;
  • любое обучение должно проводиться в виде игрового процесса и нести полезный заряд;
  • игры и занятия лучше планировать заблаговременно, также желательно создать нужную атмосферу, а для этого придётся подготовить различные пособия, материалы или атрибуты.

Все эти вещи взрослые должны продумать заранее. Психологи советуют папам и мамам составлять далеко идущие программы на неделю, и даже месяц вперёд – от этого будут зависеть достижения чада.

Если в домашних условиях подготавливается место для подвижных игр, необходимо позаботиться о том, чтобы убрать все хрупкие и бьющиеся предметы, острые углы мебели лучше закрыть мягким материалом, во избежание травм. Особенно, это актуально, если к сыну или дочери придут друзья.

Зная, чем занять ребенка 4 года дома, конечно, нельзя забывать, что нужно чередовать умственную деятельность с активным времяпровождением – таким образом, сбрасывается чрезмерное напряжение, и малыши меньше устают.

Чем занять ребенка в 4 года дома для развития

Как развлечь четырехлетнего малыша, не должно представлять для родителей сложности, так как вариантов, действительно, много.

Развивающие игры и занятия:

  1. Словарный запас , в основном расширяется у детей во время свободных тематических игр с использованием наборов, при которых дети подражают взрослым, примеряя на себя различные роли. Во время этого процесса они даже повторяют характерные интонации, с которыми говорят те или иные люди. В этом плане также хороши настольные игры, например, лото. Особенно, малышам нравится зоологическая тематика, при этом они усваивают много новых слов, названий животных, отдельных частей их тела, места их обитания.
  2. Огромную роль в развитии речи играет и литература – проза и стихи . Хорошо если это , они помогают формировать правильные ассоциации объекта с его изображением, к тому же в таких головоломках есть много описаний разных предметов, которые дети проговаривают и быстро запоминают. Чтение, выучивание отрывков и стихов с одновременным рассматриванием картинок – это нужный и увлекательный этап в развитии ребёнка (о том как с ребенком и мы писали ранее, рекомендуем знакомиться со статьями).
  3. Развитие моторики и сенсорики неотъемлемо связано с рисованием и лепкой. Здесь можно предложить детям любые подходящие материалы – краски (о том как сделать пальчиковые краски смотрите ), глину, пластилин или тесто. Замечательно, если оба занятия совмещаются. Создав фигурку из полимерной глины, затем её можно раскрасить вместе с ребёнком, параллельно он научится правильному сочетанию цветов. Одновременно с этим, у малыша будет усиливаться сенсорная чувствительность, развиваться ловкость пальчиков и координация движений.
  4. Воображение и логика – важный аспект в формировании маленькой личности, а для этого подойдут пазлы, коллажи, конструкторы. Эти игры чрезвычайно увлекают малышей, развивая у них усидчивость, внимание, логическое мышление. Также такое времяпровождение заставляет детей анализировать различные признаки предметов, что благотворно сказывается на их мыслительных способностях.
  5. Если стоит задача обучить дошкольника арифметическому счёту , в этом помогут яркие красочные карточки с изображением разного количества предметов, что позволяет малышам познакомиться с цифрами, а также, с математическими действиями — сложением и вычитанием. Такие интересные игры, как «Математическое домино» или «Математический эрудит» подходят, как для детской вечеринки, так и для совместного с родителями отдыха. В то же время, ребёнок обучается навыку быстрого сложения и другим арифметическим действиям. Кстати, буквам и азбуке четырёх леток также можно обучать по аналогичным играм, карточкам или специальным кубикам.
  6. С четырехлетним ребенком можно начинать учить буквы (о том как быстро, легко и играя выучить все буквы с малышом смотрите в ). Если же малыш уже знает все буквы, то можно перейти к обучению чтению (подробнее об обучении чтению мы писали ).
  7. Разумеется, можно воспользоваться и специальными программами, развивающими мультфильмами , но для этого смысловая нагрузка подобного обучения должна соответствовать возрасту ребёнка. К тому же, долго просиживать перед планшетом малышу нельзя, так как от этого страдает его внимание, а также может возникнуть нарушение нормального сна. Оптимально провести перед экраном 15 минут, но никак не больше.

Активные игры для детей 4 лет

  • танцы и песни под любимую музыку;
  • дома можно приобрести для ребёнка детский теннис либо теннисную ракетку с мячиком на веревочке;
  • игры с воздушными шариками, мячами, фитболом;
  • для активного времяпровождения подойдут прятки, отыскивание спрятанных предметов, игрушечный кегельбан;
  • детям можно организовать уютный домик или палатку, собранную из покрывал, подушек и других подручных материалов – там они смогут играть в свои ролевые игры;
  • музыкальные игры под композиции Е.Железновой, они позволяют детям танцевать, кружиться, подпевать, притоптывать. Несомненно, это занятие привьёт малышам любовь к музыке, разовьёт их музыкальный слух и будет способствовать улучшению координации движений.

Активно провести время ребёнок сможет и, выполняя некоторые поручения мамы или отца – дети чувствуют себя настоящими хозяевами и умелыми хозяйками, когда стирают пыль, моют посуду или подметают полы.

Как занять ребенка в 4 года и сделать домашние дела

Чем же еще можно развлечь четырехлетнего малыша, если ему скучно и нечем заняться? Дети в этом возрасте могут самостоятельно играть в течение получаса, а если занятие очень увлечет, то и целый час, забыв про время, маму и все на свете.

При этом, чтобы надолго занять ребенка не понадобится дорогих игрушек (кстати, по моему опыту и опыту других мам, дорогие игрушки ненадолго занимают малыша, намного дольше дети способны заниматься другими «игрушками», порой не предназначенными для игр — прищепки, скотч, дырокол, пуговицы...)

Также четырехлетнего ребенка можно приобщить к какому-нибудь полезному и незнакомому для него делу и он будет просто счастлив, что требуется его помощь.

Несколько простых вариантов, которые безотказно действуют, когда нужно отвлечь внимание ребёнка от взрослых:

  1. В некоторых случаях можно доверить ребёнку раскатывание теста, уборку со стола, перемешивание салата .
  2. Хорошим подспорьем маме станет наведение порядка на нижних полках шкафов, где нужно протереть пыль или аккуратно сложить чистые вещи.
  3. Четырёхлетних детей всё так же привлекают игры, связанные со всевозможными коробочками, шкатулками. Дочери мама может дать коробку с бижутерией и, тем самым, как минимум, на полчаса развлечь кроху самостоятельной разборкой драгоценностей.
  4. Совместное творчество на кухне может полностью поглотить внимание дочери или сына – для этого достаточно разрешить крохе самостоятельно приготовить интересное блюдо. Поварёнка следует обеспечить всех необходимым, даже дать ему некоторые простые продукты и пусть он готовит свой кулинарный шедевр. Поверьте, малыш может быть настолько увлечён, чтоб мама сможет спокойно готовить обед или ужин, тем более что любимое чадо находится в поле её зрения.
  5. Помимо этого, детям продолжают нравиться различные конструкторы и пазлы , в такие игры они могут играть длительное время, не тревожа родителей. Такой же притягательностью для малышей обладают всевозможные шнуровки, нанизывание бусин и пуговок на нитку, игры с дыроколом, строительство зданий из кубиков и других деталей.
  6. Также сейчас самое время познакомить ребенка с ножницами (если вы этого не сделали раньше) — покажите ребенку, как правильно ими пользоваться, дайте старые журналы, ненужные листки (у нас дома всегда есть «черновики» для рисования и вырезания), обои, посадите недалеко от себя и пока вы будете заниматься домашними делами, ребенок с удовольствием будет отрабатывать навыки работы с ножницами. Когда ребенок хорошо освоит работу с ножницами, можно усложнить задания — попросить вырезать кружочки, квадратики, треугольники, а потом их посчитать (заодно и математике поучиться).
  7. Дырокол (как так и обычный) был моей палочкой-выручалочкой, когда дети со мной ездили в офис на работу. Игрушек с собой на работу много не возьмешь, а занять малыша чем-то надо. Вот пока мама работала дети либо рисовали или получали дырокол и делали много-много дырочек. Очень нравилось сперва раскрасить бумагу цветными карандашами, а потом дыроколить листик и получать разноцветное конфетти).
  8. Трафареты. Помните у нас в детстве были трафареты букв? Сейчас помимо буквенных трафаретов есть различные — с животными , геометрическими фигурами, принцесс , машинки, корабли, самолеты... и многое другое. Такие трафареты можно обводить и раскрашивать. Моя дочь очень любит рисовать с трафаретом «принцесс», а сын с удовольствием рисовал машинок.
  9. Про кинетический песок я говорила уже не раз. У нас это самая ходовая «игрушка» особенно в зимнее время. Мы используем не покупной песок, а сделанный своими руками (его рецепт можете посмотреть ). Кстати, при его изготовлении дети принимали самое активное участие. С ним можно играть часами, к примеру, на сайте я разместила подборку из , в которые мы играем с детьми. Рекомендую посмотреть, вдруг что-то понравится и вам.
  10. Домик . Помню в детстве мы с сестрой очень любили строить домики из подушек, одеял, стульев, кресел. И там могли играть часами... Так что своим детям я купила домик-палатку, когда старшему ребенку исполнился год. Прошло уже несколько лет, а игрушка все не теряет своей актуальности. Порой и я с удовольствием играю с детьми в домике. Продают их в любом детском магазине.
  11. Наклейки. Книжки с многоразовыми или одноразовыми наклейками, либо просто набор наклеек и альбом также могут развлечь четырехлетнего ребенка и он не будет ходить по дому и то и дело твердить, что ему скучно и развлеки меня, мама.
  12. Рисование по точкам, лабиринты, раскраски (для этого можно скачать заготовки из интернета либо купить книжки-развивашки в магазине). Выбирать лучше с ребенком, чтобы он мог сам выбрать, к примеру, какую раскраску хочет раскрашивать, а какая ему не очень нравится.
  13. Старый фотоаппарат или телефон . Дайте возможность ребенку побыть «взрослым» фотографом. Дайте ему старый фотоаппарат или телефон (я своему ребенку отдала на растерзание старый телефон, со слабой фото-камерой). Теперь он может делать фото-репортажи совсем как взрослый. Правда память заполняется очень быстро, так как малыши хотят запечатлеть каждое мгновение жизни. :)
  14. Волшебная баночка . Есть у меня волшебная баночка дома, ее я завела, когда старшему ребенку было около года (с течением времени содержимое баночки видоизменялось, но баночка всегда была). Когда моему 4-летнему ребенку было скучно и он не знал, чем заняться. я вручала ему эту волшебную баночку, которая в остальное время была вне зоны доступа. В ней лежат разные «сокровища» — монетки, пуговицы, «собачка» от замка и другие не очень большие, но очень увлекательные предметы. которые способны надолго заворожить моего ребенка.
  15. Рисование по образцу. Моя дочь любит рисовать — красками, карандашами, пальчиковыми красками (кстати как сделать писала здесь), фломастерами, по трафаретам, на , и конечно же просто в альбоме. Часто мы учимся по пошаговым инструкциям. Такие инструкции есть как у меня на сайте , и так и в интернете. Недавно я купила эту книжку, о том как нарисовать любое животное за 30 секунд. Если мне нужно чем-то заняться, то дочка может самостоятельно по инструкции нарисовать зверюшек, а потом показывать мне, что получилось. Часто к зверюшкам дорисовываются предметы «интерьера» — облако, солнце. деревья, трава и другие зверюшки, которые она уже умеет рисовать.
  16. Лупа . Многие родители недооценивают такой интересный предмет, как...лупа. А ведь это настоящая находка для маленького исследователя. Помимо исследования на улице всего, что попадается на глаза — травка, жучок, гусеничка. листик и т.п. можно продолжить исследования и дома.

Чем еще развлечь четырехлетнего малыша: видео


Выяснив, чем занять ребенка 4 года дома, взрослые и сами могут придумать что-то новое, необычное и оригинальное для развлечения и пользы своих детишек. Это не так сложно, как может показаться, главное, чтобы занятие соответствовало увлечениям и темпераменту малыша.

Тема занятия: «Путешествие в город игр».

Цель: формирование мотива и мотивации достижения успехов у детей 4-5 лет
Задачи:

Образовательные: закрепить порядковый ряд чисел, соседей числа, обучить детей играм на внимание, наблюдательность, логику.

Развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к играм, развивать внимание, фонематический слух, мышление, ловкость, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, сплочённость действий.

Оборудование: кукла Буратино, карандаши цветные, мячики массажные по количеству детей, магнитные цифры 0-5, картинки гномиков, грибочков, магнитные синие и зеленые квадраты, игрушки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!). Мне сегодня утром в клуб принесли посылку для нас, интересно кто её прислал? От Фиксиков! (открываем посылку)

Ребята, как интересно, так куда же нам предлагает Симка отправиться? (Ответы детей). Поедем? А поедем мы в этот город на весёлом паровозике. Тогда скорее вставайте друг за другом, согните руки в локтях. Все готовы, поехали!

Весёлый паровозик

По рельсам беги!

Скорей в город Игр

Ты нас привези!

Актуализация опорных знаний.

Вот мы с вами и приехали в город игр, давайте сядем на стульчики. Ребята, каждая улица в этом городе имеет необычное название. И первая улица Пальчиков . А как вы думаете, чем занимаются на этой улице? (ответы детей). Правильно ребятки и мы с вами будем играть с нашими пальчиками, чтобы они были у нас самыми ловкими, умелыми и сильными и никогда не уставали.

Пальчиковая гимнастика «Зима» - ребята, а какое время года у нас сейчас? (зима). А давайте поприветствуем нашу зимушку. Готовы?

Упражнение «Колечки». Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй говорю я соседской курице.

Игры с карандашом «Качели» - покачаю вверх и вниз, крепче карандаш держись.

Упражнение: камушек – листочек, колодец – заборчик.

Игры с массажным мячиком – пошли ёжики гулять их у мамы ровно пять, пять – весёлых, озорных, пять – красивых и смешных.

Ребята вы замечательно поиграли с пальчиками, вам понравилось? Давайте продолжим наше путешествие, и мы с вами попадаем на проспект «Весёлых цифр» . Посмотрите кто нас встречает? (гномики)

    Сколько гномиков нас встречает с левой стороны улицы? (5)

    А сколько гномиков нас встречает с правой стороны улицы? (4)

    Выложите на верхнюю полоску столько синих квадратов, сколько у нас гномиков. А на нижнюю полоску столько зеленых квадратов, сколько грибочков собрали гномики.

    Каких квадратов больше?

    Что нужно сделать, чтобы синих и зеленых квадратов стало поровну? По сколько стало синим квадратам? По сколько стало зеленым квадратам? (5)

Игра «Расставь цифры»

    Ребята посмотрите цифры построились по порядку, нет ли ошибок в этом ряду? (ответы детей, исправления).

    Назовите соседей числа 3, 2, 4.

    Какая цифра находится между 3 и 5, после 2 и т.д.

На этой улице мы с вами выполнили все задания. Вам понравилось на проспекте «Весёлых цифр»? И мне очень понравилось, но нам пора отправляться дальше. И предлагает нам отдохнуть в парке «Отдыха».

Физминутка: «Буратино» - буратино потянулся, 1 – нагнулся, 2 – нагнулся, руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Игра “Как живешь”.

А сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне показывать ответ движением, разговаривать нельзя. Готовы? Где мы были мы не скажем, а что делали покажем:

Как живете вы? Вот так

А плывете вы? Вот так

Вслед помашете? Вот так

Как бежите вы? Вот так

Утром спите вы? Вот так

Вдаль глядите вы? Вот так

Как вы прыгаете? Вот так

Как подмигиваете? Вот так

Хмуритесь как? Вот так

Радуетесь как? Вот так

Злитесь как? Вот так

Здороваетесь как? Вот так

Как кричите вы? Вот так

Как молчите вы? Вот так

Замечательно, а теперь давайте встанем в круг.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Отлично мы с вами отдохнули, но нам пора двигаться дальше. Мы по мостику пройдем на полянку «Буквоежек» попадём.

Улица «Буквоежек».

Ребята, а как вы думаете, что мы будем делать на этой улице? (ответы детей)

Отлично, на улице зима, и птичкам не хватает корма, правда? А сейчас попробуем накормить на нашей полянке наших воробушков. Но мне нужна ваша помощь, поможете? тогда сейчас вы будете голодными воробушками, а я очень вкусная гусеничка, и вы меня хотите съесть, если правильно называете первый звук в слове, то делаете шаг ко мне на встречу. (утка, облако, сыр, хвост, эхо, ручка, арбуз, иголка, слон, экран, мост, робот, рисунок, солнце, улитка, собака). Какие вы молодцы!

Итог занятия. Вот и подошло к концу наше путешествие в городе Игр. Пора нам отправляться домой. Поскорее вставайте друг за другом, согните руки в локтях. Все готовы, поехали!

Весёлый паровозик

По рельсам беги!

Скорее ты обратно

Нас привези!

Садимся на стульчики. Вам понравилось путешествие? Хотите вернуться в город Игр снова? А расскажите, что вам понравилось? (каждый ребенок делится впечатлениями)

Что мы сегодня с вами делали на занятии? В какие игры играли? Назовите их.

Наше занятие закончено, до новых встреч!