Что нужно знать о садике при поступлении. Что нужно взять с собой в детский сад: список одежды и важных вещей для ребенка на первое время

Узнайте, что должны сделать родители и что должен уметь малыш, чтобы расставание с мамой принесло ему новые впечатления, а не слезы.

После рождения малыша приоритеты в семье меняются кардинальным образом. Ребенок взрослеет, декретный отпуск заканчивается и мамочка начинает задумываться над тем, как сделать так, чтобы кроха мог без проблем найти общий язык с другими детками в дошкольном учреждении. Молодым родителям важно знать, как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы он как можно быстрее привык к новому ритму жизни и не устраивал истерик воспитателям.

Подготовительный процесс перед садиком

Только от старшего поколения зависит, как кроха сможет воспринять новую окружающую обстановку. Если вы решили, что малыш будет посещать определенный садик, то для начала постарайтесь выяснить, какой режим дня в этом заведении, какие порядки, и начинайте приучать кроху к ним.

Например, женщина привыкла поднимать ребенка с кровати после 10 часов, так как раньше он не просыпается. В садике день начинается с 8 утра, из этого следует, что родительница должна попытаться будить малыша пораньше, в зависимости от того, как далеко находится сад. Первое время карапуз будет пробуждаться со слезами на глазах, но постепенно капризы пройдут, и юный соня привыкнет к новому режиму.

Поход в детский сад должен ассоциироваться у крохи с праздником. Попросите супруга помочь вам, пусть он расскажет ему о преимуществах посещения садика, к примеру, сделает акцент на возможности общаться с другими детками, играть с новыми игрушками, весело проводить время. Возможно, первое время малыш будет с недоверием слушать отца, но со временем это пройдет.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются родители, является дневной сон и питание. Если кроха привык питаться в разное время и его вкусовые предпочтения отличаются от тех, которые приняты в детском учреждении, то мама должна постепенно приучать чадо к тому меню, которое будет в садике. Поменьше сладостей, больше фруктов, вводите в ежедневный рацион различные каши. Старайтесь приучить ребенка к самостоятельному сну в одно и то же время.

Не стоит забывать и о том, что в детском саду неизбежны простудные заболевания. Заранее укрепляйте иммунитет малыша, чтобы они не был подвержен заражению от других деток. Мы уже рассказывали о том, но не будет лишним напомнить о важности закаливающих процедур.

Какими навыками должен обладать малыш

После того, как вы выбрали детский сад, что нужно знать и уметь вашему малышу, чтобы в новой среде он не чувствовал себя белой вороной? Вот список того, какими умениями должен обладать ребенок перед поступлением в детский сад:

  1. Кушать без посторонней помощи.
  2. Ходить на горшок.
  3. Умываться без помощи воспитателей, вытирать руки и лицо полотенцем.
  4. Не быть конфликтным, самостоятельно играть.
  5. Уметь рассказывать о своих желаниях и нуждах.

Эти навыки относятся к разряду обязательных. Как показывает практика, многие малыши начинают посещать детский сад, при этом не умея ходить на горшок. В этом случае помогают воспитательницы, которые за короткий промежуток времени учат ребенка проситься на горшок.

Стоит отметить, дети болезненно переживают расставание с мамой. Поэтому лучше понемногу приучать ребенка к отсутствию родительницы, оставлять кроху с бабушками или дедушками. Также можно познакомить ребенка с будущей воспитательницей, представив ее как добрую тетю, любящую играть с детками в познавательные игры. Или старайтесь как можно чаще с малышом в общественных местах, чтобы у него исчез страх перед незнакомыми людьми.

Что следует знать об адаптации

Часто взрослые жалуются на то, что дети капризничают и не хотят посещать детский сад. Такое происходит в тех случаях, когда ребенка отдают без предварительной подготовки в государственное учреждение. Единственным правильным решением для родителей является посещение детского сада с малюткой в течение нескольких недель, пока он не привыкнет к новой обстановке.

Отводите кроху в садик на час, но ежедневно, постепенно увеличивайте время пребывания. Если малыш начинает отвлекаться на общение с другими детками или игрушками, то старайтесь незаметно исчезать из его поля зрения.

Не возбраняется брать в сад игрушку (почитайте о том, ) или домашние тапочки, чтобы ребенок мог видеть привычные для него вещи, которые будут ассоциироваться у него с домашним уютом, придавая ему уверенности.

И совсем скоро вы заметите, как малыш с удовольствием по утрам просыпается, чтобы как можно быстрее пойти в садик, провести время с другими детками. Вы же в это время сможете заняться своим любимым хобби, а если у вас его пока нет, выбирайте новое увлечение на нашем сайте.


Адаптационный период фактически начинается в тот момент, когда Вы приняли решение о том, что Ваш ребенок будет посещать детский сад. Постарайтесь выяснить все интересующие Вас вопросы и в разговорах подготовить ребенка к изменению в его жизни. Придите вместе с ребенком в детский сад на прогулку. Заинтересуйте малыша всем происходящим в детском саду.

Как определить, готов ли наш ребенок к детскому саду?

Главный критерий – это готовность родителей. Пока хотя бы один член семьи сомневается в необходимости этого шага, ребенок не будет готов, даже если все тесты демонстрируют обратное. Практика показывает, что дети, родители которых воспринимают детский сад как единственный и самый оптимальный вариант, привыкают к нему значительно легче. Они реже вредничают по утрам, быстрее адаптируются к режиму и требованиям детского сада, и даже реже болеют. Это легко объяснимо. Просто родители, однозначно понимая, что у них нет альтернатив, не мучаются сомнениями: «А может быть, все-таки не надо?» – а проводят с ребенком соответствующую подготовительную работу.

В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в сад?

Что касается возраста ребенка, то родители могут столкнуться с совершенно противоположными мнениями на этот счет. Одни психологи убеждены: легче проходит адаптация с 1,5 до 2 лет и после 3 лет; другие говорят, что лучше отдавать ребенка в сад в период утверждения «я» и желания быть самостоятельным и взрослым – с 2 до 3х лет. Есть масса примеров, подтверждающих эти рекомендации, но еще больше случаев, которые их опровергают. На самом деле нет однозначно благополучного возраста – этот вопрос надо решать индивидуально. В целом наиболее подходящим для поступления в детский сад считается период, когда ребенок уже может говорить, пользоваться горшком и самостоятельно подносить ложку ко рту. К тому же, большинство ДОУ не принимают детей младше трех лет.

При каких обстоятельствах лучше отложить поступление?

Традиционно считается, что есть жизненные обстоятельства, при которых лучше повременить с поступлением в детсад (переезд, развод, рождение второго ребенка и т.д.). Иногда это действительно так. В некоторых же случаях такие перемены в жизни семьи могу стать плюсом и, наоборот, облегчить адаптацию. Если, конечно, родители успели к ним правильно подготовить ребенка. Например, планируя переезд, вся семья готовится к тому, что у каждого появится там новое значительное дело. У ребенка этим делом будет поступление в Его первое учебное заведение – Детский сад. В каждом конкретном случае последнее слово остается за мамой.

Как и когда надо начинать готовить

ребенка к детскому саду?

Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Вместо волнений и надуманных разговоров стоит взять на вооружение опыт других мам. Если резюмировать его, то, готовя ребенка к саду, надо соблюсти всего лишь три правила:

1.Вызвать интерес и почти зависть к тем, кто туда уже ходит.

2.Настроить ребенка на то, что там будет работа, а не только праздник.

3. Как можно лучше познакомить ребенка с садиком.

4. Самой разузнать как можно больше о ДОУ. Доверяйте интуиции.

Чему непременно надо научить ребенка?

В первую очередь – тому, чему в садике учить не будут. Это отправлению естественных нужд в возможное по режиму время. Звучит грозно и неприятно, но это так. Представьте, как будет чувствовать себя малыш, если он будет ежедневно хотеть в туалет «по большому» во время утренней прогулки. Или какие его ждут мучения, если он привык ходить в туалет только дома. Кроме того, надо учить ребенка говорить о своих желаниях. Чем четче малыш научится это делать, тем меньше проблем будет у него. Конечно, стоит учить и играть, и кушать, и слушать, но, в целом, всему этому детки очень легко обучаются уже в саду. Резко менять домашний режим на детсадовский нельзя. Но если ребенок встает в 11.00 или его дневной сон начинается только в 15.00, то месяца за три до поступления в сад надо начать его корректировать. Согласитесь, ребенку будет легче пережить данные изменения дома с мамой, чем в новом месте с незнакомой еще воспитательницей.

Можно ли предупредить болезни, которые часто сопровождают вступление в новую жизнь?

До поступления. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые собираются в детский сад – особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море). Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое – это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур. Не забудьте о витаминных комплексах для детей и гомеопатических препаратах долговременного действия для профилактики ОРЗ и гриппа. Какой бы ужасной ни была наша экология, ребенку стоит давать пробовать различную воду (от бутылочной до из-под крана). Тогда сюрприз в виде тяжелого расстройства вам грозит меньше. Словом, меньше стерильности. Если собираетесь когда-то отдавать ребенка в детские учреждения, то стоит об этом помнить почти с рождения.

После поступления.

Когда ребенок приходит в детский сад, ему предстоит знакомство не только с детьми и взрослыми, но и массой самых разнообразных возбудителей болезней. Какой бы крепкой ни была иммунная система ребенка, это очень большая нагрузка. Поэтому рекомендуется в первый месяц следовать следующим правилам:

1/ Проезд. Если сад находится вдалеке от дома, то на первой-второй неделе лучше раскошелиться на такси или возить ребенка на личном автотранспорте. На 3-4 неделе можно пробовать ездить на общественном транспорте, а вот возвращаться лучше так же на такси или личном автомобиле. Накладно, но для иммунной системы ребенка это будет хорошим подспорьем и поддержкой.

2/ Первая неделя пребывания в саду. Маршрут «дом-сад» должен строго соблюдаться. Никаких заворотов в сторону, никаких отклонений. Не надо ходить в гости и приглашать их, гулять, посещать массовые мероприятия. Такой строгий порядок поможет иммунной системе ребенка познакомиться со всеми болезнетворными существами в садике и при этом на заболеть. Нарушение данного правила может привести к сильным иммунным сбоям, вплоть до пневмонии на первой неделе посещения (вне зависимости от погоды).

3/Вторая-третья недели. Для слабых, часто болеющих детей режим первой недели лучше продлить и на это время. Остальные могут начать гулять рядом с домом с хорошо знакомыми детьми.

4/Четвертая неделя. Можно возобновить посещение других учреждений, музыкальной школы, студии и т.п.

Как провести первые недели в детском саду?

Первый этап – гулять лучше начать возле садика. Потом (после подписания соглашения на поступление с такого-то числа) погуляйте с ребенком по дворику детского сада вместе с детьми его группы и воспитателем, проводите их до дверей группы, «загляните» на пару минут (можно это сделать за 1-2 дня до начала посещений, а еще лучше – за неделю).

Второй этап – присоединитесь к вечерней прогулке группы; после прогулки зайдите в группу, познакомьтесь с помещением, обстановкой (лучше это делать во второй половине дня, т. к. многих детей к тому времени разберут родители, и у воспитательницы появится время для вас и вашего ребенка). Можно объединить 1й и 2й этапы в один день: прийти утром, а потом прийти вечером и уже зайти в группу.

Третий этап – приведите ребенка утром и оставьте малыша на 1-2 часа в группе, предварительно рассказав, что он сейчас поиграет в детском саду в новые игрушки, а мама сходит в магазин и очень скоро придет за ним. Этот этап может длиться столько, сколько нужно для вашего ребенка, пока он не привыкнет к мысли, что за ним всегда приходят. Определить длительность этого этапа вам помогут воспитатели, которые наблюдают за вашим малышом в эти часы.

Четвертый этап – оставьте ребенка на всю первую половину дня; придите за ним после обеда.

Пятый этап – оставьте вашего малыша на сон. Если ваш ребенок привык засыпать только с мамой, то этот этап может оказаться достаточно стрессовым. Прислушивайтесь к рекомендациям воспитателей, как правило, у них достаточно большой опыт в этом вопросе, придите к обоюдному решению (может быть, малыш привык засыпать с пустышкой, с какой-нибудь игрушкой – в первое время это вполне допускается, сообщите о привычках вашего ребенка воспитателю). В следующие дни постепенно увеличивайте время пребывания ребенка в детском саду в течение 2-3 недель.

Так что, отправляя ребенка в детский сад, не рассчитывайте на то, что у вас сразу появится много свободного времени. Малыша надо приучать постепенно. Однако не слишком растягивайте этот процесс , иначе ребенок может привыкнуть к тому, что его забирают раньше других детей и что он находится в каком-то привилегированном положении. Это может отрицательно сказаться как на ваших с ним отношениях, так и на взаимоотношениях с детьми в группе.

Стоит помнить, что вышеописанные правила не догма, а рекомендации. Одному ребенку на адаптацию потребуется всего неделя, а другому – целый месяц, а то и два. При этом в семье второго почти наверняка будет хотя бы один член семьи, который против поступления в детский сад. И последнее.

Помните всегда: от родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: «Вот будешь вести себя плохо в садике, тебя накажут» . По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас, и для ребенка.

Какие ошибки совершают родители в период адаптации ребенка к детскому саду?

К сожалению, есть несколько весьма распространенных родительских стратегий, которые на первый взгляд должны были бы облегчить привыкание к саду, а в действительности только провоцируют новые проблемы.

Стратегия первая – идеализация . Отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему райской жизни. Ведь у детей воображение гораздо богаче, чем у взрослых, а потому у них легко возникают идеализированные образы. Когда эти чрезмерно радужные представления малыша сталкиваются с действительностью (даже хорошей действительностью), у ребенка появляется негативная реакция и разочарование в садике (детях, воспитателях и т. д.). Будьте честны с малышом: рассказывайте о том, что в садике ему будет не только весело и интересно, но и что он должен слушаться воспитательницу, соблюдать распорядок дня, быть вежливым и аккуратным... Объясните, что так же, как вы должны ходить на работу и выполнять свои обязанности, он должен ходить в детский сад. Это его «работа»: чем лучше и успешнее он освоит то, чему его учат, тем быстрее станет самостоятельным и взрослым.

Стратегия вторая – «работа есть работа». Нельзя слишком строго подходить к ребенку («Пора – значит пора!», «Надо – значит надо, и нечего плакать, стонать!»). Конечно, детский сад – это его новая и очень ответственная обязанность, но родители должны помнить и понимать, что любой начинающий новое дело (будь то взрослый или ребенок) имеет право как на ошибки, так и на переживания.

Стратегия третья – подкуп . Многие родители стараются или ввести прямую оплату за посещение детского сада, или как-то компенсировать «страдания» ребенка, загладив тем самым свою вину перед ним. Такая тактика, во-первых, ставит посещение садика в зависимость от выплат (отношения между родителями и маленьким ребенком приобретают не совсем здоровый финансовый характер). А во-вторых, родительские, не денежные компенсации страданий способны окончательно загубить иммунитет ребенка, который и так ослаблен в период адаптации (ежедневные аттракционы, кафе-мороженое, театры и развлекательные центры после садика – непомерная нагрузка для маленького организма).

Стратегия четвертая – обсуждение . Не стоит обсуждать при ребенке то, что вам не нравится в детском саду. Подобные разговоры могут незаметно сформировать у ребенка негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам, детям.

Стратегия пятая – «мой бедненький». Это самая страшная из всех ошибочных родительских стратегий. Встречается у родителей, дети которых имеют какие-либо индивидуальные особенности (проблемы зрения, слуха, полнота/худоба, нарушения речи, хронические соматические заболевания). Эти родители, отдавая ребенка в сад, заранее готовятся к тому, что придется спасать свое дитя от насмешек других детей. При этом родители совсем не учитывают реальные проблемы ребенка и забывают, что комплексы у детей появляются только «благодаря» нам, родителям. Хотите, чтобы ваш ребенок не испытывал проблем? Верьте, что так и будет!

Нужно ли ребенку брать в детский сад игрушки?

Никто не вправе сказать, правильно ли вы поступаете, давая или запрещая ребенку брать в сад домашние игрушки. Это ваш выбор. Но надо предупредить ребенка, что его игрушкой может поиграть и другой ребенок, она может сломаться, потеряться.

Бывает и так : ребенок ни за что не хотел оставлять дома любимые игрушки, а однажды вдруг заявил, что больше брать их не будет, потому что в садике и так их много. «Что это? – недоумевают родители, – Проявления жадности? »

О жадности в этом возрасте говорить рано. Жадности ведь еще надо научить ребенка (кстати, в норме это полезное качество, как и щедрость; от них происходит чувство собственности). В данной ситуации у ребенка может быть несколько причин так себя вести:
1. Дети, поступая в детский сад, могут брать с собой так называемый поддерживающий объект (как правило, это игрушка). Как только адаптация закончена, объект становится не нужен.
2. Детсадовские дети быстро ориентируются, насколько целесообразно приносить свое из дома (к четырем годам уже появляются зачатки адекватного чувства собственности), и почему выгодно пользоваться общественным.
3. Дети очень ревностно относятся к своим игрушкам. Возможно, ребенку не понравилась реакция воспитателей или приятелей на его игрушки, и он решил, что безопаснее оставлять их дома.
Словом, переживать по поводу того, что у вас растет жадина, никаких оснований нет.

Сложно бывает родителям, дети которых, наоборот, без игрушек отказываются идти в сад.
В таких ситуациях (как бы не было жаль вложенных в игрушки средств) стоит задуматься и о психологическом благополучии малыша в новой обстановке и принять его потребность взять в сад, если уж не маму с папой, так хоть любимые игрушки.

Как маме перебороть свои страхи за ребенка (например, на тему несчастных случаев и недосмотров воспитателей, того, что он будет чувствовать себя одиноко и т. д.)?

Сложный и неоднозначный вопрос. Сначала важно понять, что стоит за материнскими страхами: ее собственный опыт, печальная статистика, кадры их фильмов, статьи или просто фантазии от любви к любимому дитя, которого трудно доверить чужому.

Скорее стоит говорить об общей стратегии снижения страха. А исходя из того, что страх всегда сильнее, если нам что-то неизвестно, для начала необходимо повысить свою осведомленность. В качестве примера можно привести стратегию одной мамы:

Я выбирала садик зимой, а не летом. Чтобы к началу записи (в марте-апреле) точно знать что, где и как. Походила вокруг районных садиков, поговорила с мамами, узнала их мнение по поводу садика. Купила телефонно-адресные справочники, порылась в Интернете на детских сайтах. Для начала обзвонила те сады, которые были совсем рядышком с нами. Потом и более удаленные. Узнавала:

· график работы;

· какие занятия проводят с детьми;

· наличие коррекционных групп (дети с ДЦП, нарушениями речи/слуха/зрения); с моей точки зрения, это плюс, так как если ребенок с детства видит, что есть люди, которые отличаются от других, то позже он не будет воспринимать это как нечто особенное;

· наполняемость групп (важно, чтобы воспитательница могла уделить время всем);

· охрана (чтобы детки не приходили на площадку, где валяются пустые пивные бутылки, и чтобы собак не выгуливали в песочнице);

· оснащенность садика и групп (наличие отдельного спального помещения, туалета, большая игровая комната, много игрушек, домашняя атмосфера (обои, шторки), спортивный комплекс; на улице – качели, лесенки, песочница);

· оплата за месяц.

В данной стратегии есть несколько установок, которые полезно взять на вооружение всем родителям:

1. Мама четко для себя определила, в какие условия она готова отдать своего ребенка.

2. Ознакомилась со всеми отзывами о садиках, которые ей были доступны.

3. Нашла смелость сразу разъяснить все финансовые вопросы.

4. Сама убедилась в достоверности всей собранной информации о садиках.

Могу добавить, что, кроме этого, стоит ознакомиться с юридическими нормами посещения детского сада и составить список правил, которым должны строго следовать воспитатели в экстремальных ситуациях (кому и по каким телефонам звонить в экстренной ситуации, кому можно отдавать ребенка и т.д.)

Как предотвратить и пережить истерики при расставании с мамой?

В книгах и статьях можно встретить совет: «Дети очень тяжело расстаются с мамой, поэтому было бы лучше, если вместо мамы в первый день с ребенком в садик пошел бы кто-нибудь другой, например, папа или бабушка». Этот совет стоит внимания ТОЛЬКО в тех случаях, если у мамы слишком сильная привязанность к ребенку, слишком много страхов или сама мама недостаточно готова к тому, чтобы отдавать ребенка в сад. В других ситуациях не имеет большого значения, кто отводит. Главное, чтобы этот взрослый готов был легко оставить ребенка (несмотря на слезы), а ребенок четко знал, кто за ним придет. Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите. Воспитатель примет все меры, чтобы успокоить и отвлечь вашего ребенка.

Дети, которые плачут при расставании с мамой, не редкость . Прежде чем решать, что делать в таких ситуациях, необходимо узнать у воспитателей, что бывает после ухода родителя. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания, придумать новые ритуалы. Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна (к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей).

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в отсутствие мамы , следят за временем в ожидании возвращения. Если мамы нет рядом, у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. В этом случае именно мама должна изменить свое внутреннее состояние.

Полезно заранее , еще на этапе подготовки к детскому саду, приучать ребенка к расставанию, провоцируя такие ситуации, когда малыш сам захочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а вам нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, просите что-нибудь сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Ну и, конечно, не забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет.

Что делать, если ребенок не хочет есть в детском саду?

Возможны быть две ситуации:

1. Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните перекусы между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. О проблемах с аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и медсестрой.

2. У вас ребенок, который хорошо кушает, но его что-то не устраивает в еде, ее объемах или в сочетании блюд. А, возможно, ребенок ел дома под бабушкины сказки и ему просто не хватает привычных стимулов. Помогите воспитателям в этом разобраться и вместе поищите выход из ситуации. В любом случае стоит запретить кормить ребенка силой или запугивать. Попросите воспитателя без каких-либо комментариев убирать со стола тарелку, когда закончилось время обеда. Если взрослые не будут акцентировать внимание на еде, а позволят малышу самому решать, голоден он или нет, аппетит, возможно, вернется сам собой.

Что делать, если ребенок демонстрирует регресс

в развитии (не пользуется горшком и унитазом,

отказывается есть самостоятельно и т. д.)?

Наличие данных явлений фактически всегда говорит о неготовности ребенка к саду, неготовности психологической или физиологической (навыковой). Разобраться с первой вам в индивидуальном порядке поможет психолог (детсадовский или посторонний). А вот о физиологической можно подумать всем вместе. В чем может быть проблема? Не исключено, что дома ребенок привык ходить в туалет только тогда, когда уже очень-очень хочется, ему не свойственно делать это заранее. Или вообще никогда не пользовался чужим унитазом. Или не научился кушать без присказок мамы. Или не умеет самостоятельно одеваться…

Причин может быть много. Но какими бы они ни были, не ругайте сами и не позволяйте воспитателям ругать ребенка.

Почему ребенок не любит воспитателей?

Таких ситуаций не бывает без причин. Их чаще всего может быть две:

1. Родители обсуждают при ребенке все недочеты воспитателя и тем самым способствуют возникновению и укоренению детской нелюбви.

2. Воспитатель делает нечто такое, за что стоит его не любить. Чтобы понять, что происходит в детском саду, одних расспросов бывает недостаточно. Поэтому понаблюдайте за естественной игрой ребенка дома или организуйте ее. Малыш обязательно проиграет и основные диалоги между воспитателем и детьми, и методы наказания, и все те ситуации, которые ему нравятся или не нравятся. Действовать необходимо в соответствии с тем, что вы услышите. Возможно, будет необходимо поговорить с воспитателем или даже с заведующей.

И последнее. Когда ваш ребенок пройдет этот сложный период привыкания к новой обстановке и к новым людям поверьте, детский сад станет его вторым домом и ходить он будет туда с большим удовольствием и желанием. И во многом это зависит еще и от вашего взаимодействия с детским садом.

Скоро наступит лето. Для кого-то оно станет последним, проведенным с родителями, ведь впереди первый коллектив – детский сад. И хотя самих малышей ожидает множество приятных дней, новых знакомств, веселых игр и первых привязанностей, у мам душа не на месте. Насколько легко адаптируется ребенок к детскому саду, не будет ли скучать по дому? А главное – можно ли помочь ему заранее, подготовив его к предстоящим переменам?

Идеальный возраст для сада

Кто-то считает, что малыш ясельного возраста (1,5 – 2 года) адаптируется намного быстрее и легче. Кроха быстро привыкает к воспитательнице, считая ее второй мамой, да и взрослые переживания и горечь от расставания с родителями в силу возраста ему пока не грозят. Другие уверены, что лучше подождать до 3 лет – ведь именно в этом возрасте дети не только умеют играть в совместные игры, но и получают от дружбы огромное удовольствие. Родители уже не могут обеспечить им необходимый уровень коммуникации, а потребность в новых знакомствах и общих играх со сверстниками сильно возрастает.

Необходимые навыки

Времена, когда каждому родителю вручался список — перечень необходимых навыков, потихоньку отходят в прошлое. Если раньше такие требования, как:

  • отказ от памперсов;
  • умение проситься в туалет;
  • самостоятельный прием пищи;
  • самостоятельное одевание и раздевание

были необходимы, то сейчас условия меняются. В большинстве заведений работники берутся приучить ребенка к самообслуживанию в краткие сроки. Еще одно важное условие – устанавливание режима дня, соответствующего расписанию детского сада. Если у родителей получается подготовить малыша заранее – это замечательно, однако если процесс идет туго – не стоит переживать. Дети, не уверенно владеющие этими навыками, в коллективе осваивают их намного быстрее, да и режим быстро входит в норму. Намного важнее психологическая подготовка.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Характер и психологические особенности каждого ребенка имеют намного большее значение, чем навыки самообслуживания и даже возраст будущего детсадовца. Будет ли ребенку комфортно в новом коллективе, легко ли он расстанется с мамой и как быстро адаптируется, зависит только от степени его готовности к жизни в коллективе.

  • Расставание. Малыш, моментально забывающий обо всем на свете, завидев компанию других детей на площадке и подолгу остающийся с родственниками, вызывает меньше тревог, чем маленький хвостик, начинающий беспокоиться, как только мама отходит дальше, чем на метр. Подготовкой такого ребенка придется заняться заранее, начав отлучаться из дома на короткие, а потом и на более длительные периоды.
  • Закаливание. Всем известно, что в саду начинается одна бесконечная болезнь, переходящая из простуды в ветрянку и потом обратно в простуду. Не стоит преждевременно сдаваться перед неизбежным. Лето – прекрасный период для закаливания и поднятия иммунитета. Теплые месяцы, проведенные на даче или на берегу моря, помогут дать отпор болезням, главное – забыть о тепличных условиях. Позвольте малышу вдоволь набегаться босиком, накупаться в водоемах и наестся свежих фруктов. Тотальный запрет на холодное питье и сквозняки придется смягчить, в противном случае, именно эти факторы могут стать причиной частых заболеваний.
  • Общение. Далеко не все дети умеют быстро находить общий язык со сверстниками. Малыши, как и мы, могут стесняться, и конечно, не все являются прирожденными лидерами, умеющими собрать вокруг себя других детей. Научите ребенка первым завязывать знакомство, представляться и предлагать вступить в игру. А вот пускать на самотек имеющиеся трудности в общение не стоит – коллектив в детском саду слишком велик, и существует риск, что малыш просто не сумеет проявить достаточно смелости и самостоятельности, чтобы включиться в общение.
  • Открытость. Важно успеть научить ребенка доверять старшим и открывать им все свои обиды и тайны. Малыш должен знать, что при необходимости он может обратиться за помощью к старшему – воспитателю. Доверять необходимо и родителям, а значит, еще до поступления в садик требуется научить ребенка каждый вечер делиться с мамой или папой всеми переживаниями за день – обидами, радостями, страхами и горестями.

Существуют ли дети, которым противопоказан детский сад?

«Несадовский» ребенок — конечно же, не миф. Такие дети, действительно, существуют. У них поднимается температура при каждом посещении дошкольного заведения, они замыкаются в себе и тихо страдают до самого прихода родителей, тяжело встают по утрам и теряют аппетит. Обычная для сверстников адаптация, длящаяся не более трех месяцев, у них затягивается – ребенок не столько привыкает к новым условиям, сколько терпит их. В таком случае, сад придется отложить до следующего года, а в подготовку малыша включить посещение психолога и поработать еще и с родителями. Ведь часто ребенок впитывает именно материнскую тревогу и страхи.

Текст: Вера Гюлер


Впервые отправляя ребенка в детский сад, молодые родители не очень понимают, какой набор вещей собрать малышу. Список необходимых принадлежностей и одежды стоит составить и приобрести заранее, чтобы не покупать в последний момент первое попавшееся. Итак, что нужно ребенку в детский сад?

При поступлении в детский сад туда сразу можно отнести нужные вещи - они хранятся в отдельных секционных шкафчиках

Практичная и удобная одежда, обувь

Главным критерием выбора одежды для детского сада является ее удобство. Ребенку должно быть комфортно находиться в вещах, поэтому изначально рекомендуется отказаться от узких брюк, синтетических костюмов, нарядов со сложным кроем и многоярусными юбками.

Для малышей ясельного возраста и детей младшей группы стоит позаботиться о дополнительном полном комплекте одежды (трусики, носки или колготки в холодное время года, кофточка, брюки или юбка).

Оптимальным комплектом одежды для мальчиков является:

  • Майка (в холодное время года, но может не использоваться, если ребенок не привык к ней).
  • Футболка или реглан (на хлопчатобумажной основе, с достаточно широкой горловиной для удобного надевания).
  • Колготки, носочки подходящего размера с натуральным составом.
  • Бриджи (удлиненные шорты). Модели на резинке, без молний, пуговиц, лучше длиной до колена (защитят при возможном падении).

Подобный набор одежды удобен тем, что ребенок легко сможет самостоятельно (или при минимальной помощи воспитателя) переодеться на прогулку: снять бриджи, надеть теплый свитер и теплый комбинезон. Если в качестве верхней одежды используется термокомбинезон, важно предупредить воспитателя о том, что надевать под него.

Комплект одежды для девочек практически не отличается от аналогичного для мальчиков: вместо шорт можно предложить юбку на широкой резинке или сарафан, который ребенок сможет самостоятельно снять при необходимости. Подбирая гардероб для девочки, стоит отказаться от вариантов, излишне декорированных всевозможными бусинами, бантами.



Наряжать ребенка в сад не стоит - одежда должна быть удобной и практичной, чтобы ребенок мог сам ее снять или надеть

Для нахождения в группе оптимальная обувь – тапочки с задником на нескользящей подошве. Детям постарше подойдет обувь с липучками, которая надежно фиксирует стопу. Отказаться изначально стоит от моделей по типу сланцев, резиновых шлепок, которые могут спровоцировать падение во время бега или активных игр в группе. Хорошим выбором являются тапки с ортопедической стелькой, в которых предусмотрены супинаторы для правильного расположения стопы и распределения нагрузки.

Одежда для прогулок

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

На прогулку детей выводят обычно в той одежде, в которой их привели родители утром, поэтому имеет смысл заранее выбирать такую верхнюю одежду, которую ребенок сможет надеть самостоятельно без проблем. Для зимы и демисезонного периода нужно позаботиться о дополнительной паре варежек (не перчаток), т.к. есть большая вероятность, что они останутся мокрыми.

Рукавицы лучше прикрепить на резинку, которую нужно продеть через петлю на воротничке: это позволит быстро вытащить варежки и просушить их на батарее во время сонного часа. Тогда вечером кроха пойдет домой в сухой теплой одежде.

Оптимальная модель шапки для ребенка младшего возраста – это шлем. Шарф стоит выбирать средней длины, его можно заменить манишкой, надежно закрывающей шею малыша от холода и не мешающей ему во время игр (рекомендуем прочитать: ). Если все же используется шарф, завязывать его лучше сзади. Альтернативой шлему могут быть модели теплых шапок с фиксаторами в виде липучек, варианты на завязках неудобны в том плане, что ребенку сложно будет надеть или снять их, а воспитателю одевать их ребенку - долго.

Итак, в разные сезоны года стоит позаботиться о таких вещах:



Летом ребенку обязательно нужен головной убор - шляпка или панамка

Одежда для занятий

В детском саду проводится ряд занятий с малышами, наиболее популярные из которых – это музыкальные и спортивные. На творческих занятиях дети поют, танцуют. Для них ребенку необходимо приобрести чешки подходящего размера (обычные кожаные или вязаные). Для спортивных тренировок понадобится удобные кеды или кроссовки (без шнурков).

Дети младших групп на спортивные занятия обычно ходят в той же одежде, в которой находятся в саду. Старшим дошкольникам может понадобиться специальный комплект одежды для занятий спортом (футболка, шорты или спортивные штаны, которые будет удобно одевать). В качестве оптимального материала для подобных комплектов выступает хлопчатобумажная ткань, хорошо пропускающая воздух.

Одежда для праздничных мероприятий

В каждом саду регулярно поводятся всевозможные утренники, праздничные мероприятия, на которых дети должны выглядеть по возможности нарядно. Для мальчика универсальным комплектом такой одежды является:

  • Белая рубашка.
  • Жилетка (по желанию). Этот элемент гардероба может заменить пиджак.
  • Классические брюки (или темные шорты).
  • Белые носочки (колготки в холодное время года).

В гардеробе девочки для праздничных мероприятий удобно иметь два нарядных платья: одно длинное, (можно пышное), второе – попроще. Первый вариант – это универсальный выбор для новогодних праздников и мероприятий, в которых по сценарию не будет танцевальных номеров (в длинном платье девочке будет неудобно), второй – классический наряд на любой праздник в садик. Его надевать можно и для фотографирования.



Желательно подобрать девочке нарядное, но при этом удобное платье, которое не будет сковывать движения

Маркировка детской одежды

Нередко возникают ситуации, когда ребенку надевают в саду не его вещь. Чтобы воспитателям легче было ориентироваться в гардеробе каждого ребенка, рекомендуется маркировать такие вещи. Среди наиболее практичных и доступных способов маркировки можно выделить следующие:

  • Простая надпись шариковой ручкой. Достоинства: быстрый метод, не требующий дополнительных вложений. Недостатки: недолговечность, на темных тканях надпись может быть не видна, первый раз после стирки может понадобиться обновить маркировку.
  • Использование специального маркера для одежды или готовых термонаборов. Достоинства: долговечное нанесение, эстетичный внешний вид. Недостатки – необходимо время на маркировку, стоимость готовых термоблоков (наносятся при помощи утюга) достигает 250 и выше рублей (за комплект из 50 этикеток).
  • Именная вышивка. Достоинства: красиво, оригинально, долговечно. Недостатки: способ занимает много времени, необходимы навыки ручной вышивки.
  • Готовые штампы. Достоинства: быстрый способ крепления, долговечность. Недостатки: внешний вид готовых изделий с маркировкой.
  • Термонаклейки с именными надписями. Достоинства: имеют оригинальный и аккуратный дизайн, не портят внешний вид одежды. Недостатки: больше подходят для верхней одежды.


Использование бирок помогает предотвратить потерю одежды ребенка в садике

Дополнительные вещи для сада

Полезным будет и наличие дополнительных вещей для группы, особенно если ребенок первый раз отправляется в сад:

  • Чистый носовой платок (или несколько).
  • Полиэтиленовый пакет для грязного белья.
  • Нагрудник (для ясельных и младших групп, чтобы не пачкалась одежда во время приемов пищи). Отдать предпочтение стоит вариантам из непромокаемой легко очищаемой ткани.
  • Непромокаемая пеленка или обычная клеенка для кроватки (для ясельного возраста).
  • Салфетки (сухие и влажные), туалетная бумага, бумажные полотенца.
  • Резинки для волос и расчески (девочкам).
  • Любимая игрушка ребенка, с помощью которой можно его при необходимости отвлечь, успокоить.

Канцелярия для занятий в саду

Перечень всего необходимого для творческих и развивающих занятий обычно предлагают воспитатели. Стандартно в такой набор входят следующие позиции:

  • Для лепки: мягкий пластилин, пластиковая досочка.
  • Для рисования: альбом, цветные карандаши, гуашь или акварель, кисточки, стаканчик для воды. Дополнительно могут значиться листы для свободного рисования, раскраски (в ясли с крупными деталями).
  • Для аппликаций: цветная бумага, картон, ножницы, клей с кисточкой.
  • Для занятий письмом, математикой: тетради, счетные палочки, прописи.


Список канцелярии для садика включает в себя краски, карандаши, альбомы, пластилин и иные материалы для творчества и развития

Списки с канцелярией чаще всего выдаются родителям в начале учебного года. Дополнительно могут быть нужны и другие материалы, особенно если речь идет об учебных учреждениях с определенным уклоном в учебной программе.

Что не нужно брать в сад?

  • Любую еду, напитки (исключение составляют угощения на день рождения, которые также заранее согласовываются с воспитателями). В список запрещенных продуктов обычно попадают шоколадные изделия, цитрусовые, всевозможные газированные напитки, торты и кексы домашнего производства, сладости.
  • Игрушки (можно оставить небольшую для малыша ясельной или младшей группы, старших воспитанников сада приучают свои игрушки оставлять в шкафчике, не занося их в группу - принесенные из дому игрушки могут стать причиной ссор между детьми, поэтому нежелательны как таковые).


В садике достаточно общих игрушек - по возможности не стоит позволять ребенку брать их из дома
  • Современные гаджеты (мобильные телефоны, электронные игры, музыкальные плееры, планшеты и т.д): любые дорогостоящие аксессуары, игрушки лучше не приносить в сад, о чем воспитатели не раз скажут родителям.
  • Устройства и приборы, наличие которых не согласовано с администрацией сада (медицинские препараты, запрещенные уставом детского учреждения, потенциально опасные вещества).

Что рекомендуется дать с собой малышу в группу, воспитатели обговаривают с родителями, делают акцент на важных мелочах и дают собственные рекомендации, исходя из опыта работы с детьми. Предлагаемые списки всего необходимого могут отличаться в разных учреждениях, поэтому начинать покупки стоит после обсуждения данного вопроса в конкретном детском саду и группе. В некоторых учреждениях существует определенная форма одежды (например, одинаковые спортивные костюмы для занятий гимнастикой). Если четких рекомендаций относительно внешнего вида малыша в детском садике не дают, родители должны руководствоваться тем, чтобы ребенку было максимально комфортно в предлагаемой одежде, по сезону тепло (не жарко).

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Фактически перемены в жизни ребенка начинаются, когда вы приняли решение отдать его в дошкольное образовательное заведение. Что нужно знать, отправляя ребенка в сад , и как помочь ему адаптироваться к новым условиям?

  • Установите режим. Постепенно приучайте малыша вставать не в 10 утра, а в 7. Тогда и поездки в садик не будут сопряжены с капризами и слезами. Дневной сон обязателен, кушать тоже по расписанию. Меню можно постепенно корректировать: к примеру, фрукты и сладости давать утром и вечером, а в остальное время суток приучать к «детсадовской» пище без покупных йогуртов, киндеров и жвачек.
  • Соседи по песочнице. Понаблюдайте за игрой ребенка, научите его знакомиться, заводить друзей, делиться игрушками. Приглашайте в гости мам с детьми, ходите в гости сами. Не забывайте: скоро малышу придется учиться находить общий язык с десятком одногодок, упростите ему задачу.
  • Преимущества. Рассказывайте, как интересно в детском садике: там детки кушают, играют, плавают, занимаются физкультурой, учатся. Проходя мимо садика, комментируйте происходящее: «вот воспитатель играет с группой в интересную игру, скоро и тебе можно будет ходить в сад» или «сейчас все идут на обед, и мы с тобой пойдем домой кушать». Формируйте позитивное отношение к дошкольному учреждению, не пугайте чадо вроде «вот пойдешь в сад, из тебя воспитают человека».
  • Горшок. Желательно чтобы, попав в группу, кроха уже умел ходить на горшок, не пользовался памперсами и мог говорить воспитателю о своих потребностях.

    Стеснительным и замкнутым детям бывает очень сложно, поэтому подружитесь с местным психологом.

  • Самостоятельность. Постепенно приучайте кроху самостоятельно одеваться и раздеваться, мыть лицо и руки, держать ложку за обедом, складывать игрушки и одежду. Конечно, если что-то не получается — не беда, воспитатели помогут.
  • Укрепляйте иммунитет. Отправляя ребенка в сад , нужно знать, что малыши часто болеют, займитесь укреплением иммунитета заранее. Правильное питание, закаливающие процедуры, долгие прогулки очень важны.

Что нужно знать начинающему воспитателю детского сада?

Новичками бывают не только дети, но и взрослые. Чтобы воспитателю было легче наладить контакт с малышом, нужно вкратце рассказать о привычках и предпочтениях вашего карапуза.

Анкета будет выглядеть примерно так:

  • ФИО, ласковые и нелюбимые прозвища.
  • Список умений (сам одевается, кушает, знает буквы и так далее).
  • Чем любит заниматься (конструировать, лепить, рисовать).
  • Правша или левша, тип темперамента, основные черты характера.
  • Требуется ли помощь логопеда.
  • Есть ли проблемы с питанием и сном.
  • Часто ли болеет, есть ли хронические заболевания, список возможных ограничений.
  • Особенности воспитания в семье.

Подобрать «ключик» к сердцу крохе куда проще, если родители на стороне педагога и готовы ему помочь.

Анкетирование в детском саду

Как правило, анкеты составляет психолог, чтобы больше узнать о семье каждого ребенка, ведь семейное воспитание играет огромную роль в становлении личности. В период адаптации психологическое сопровождение обязательно, из анкет педагоги получают информацию о семье, правилах воспитания, морали, ценностях, ожиданиях родителей от дошкольного заведения.

Процедура проводится 1-2 раза в год, правдивые ответы на вопрос анкетирования помогут специалистам оценить возможные перспективы и трудности в воспитании. Есть разные виды анкет: анкета-знакомство, посвященная адаптации, трудным детям, подготовке к школе и так далее. Заполнение занимает 5-10 минут, при желании всегда можно настоять на дополнительной консультации психолога и поговорить с воспитателем. В любом случае, анкетирование в садике — процедура полезная для обеих сторон и пренебрегать ею не стоит.