Кризис одного года симптомы и проявление. Боязнь потерять маму

Как указывал Д. Б. Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги. В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении со взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года .

Этот кризис характеризуется разрушением прежней социальной ситуации развития ребенка и образованием иных форм общения, которые приводят к появлению и новой социальной ситуации. Особенности такого кризиса и его новообразования заключаются в следующем.

Это, прежде всего «автономная речь» ребенка, которую понимает только его мама. Слова возникают у ребенка в эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова ситуативны и многозначны; налицо уже общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме - это общение, а по содержанию - эмоционально-непосредственная связь ребенка со взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.

Затем ходьба, афферентация которой еще не налажена. Она состоит пока в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка. Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение .

Л. И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации . До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями. Однако наступает момент - примерно в возрасте 1 года 2-3 месяцев, - когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.

Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми .

Таким образом, сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка со взрослым. В социальной ситуации появляются двое - ребенок и взрослый, изменяется содержание их общения, изменяется ведущий тип деятельности ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность незрелости новорожденного? .

2. Каково проявление и значение «комплекса оживле­ния»? .

3. Каковы конкретные пути влияния общения на психическое развитие ребенка в младенчестве? .

4. Каковы основные средства общения ребенка со взрослым? .

5. Проследите по книге Н. А. Менчинской, в какие периоды младенчества и раннего возраста доминирующую роль в развитии ребенка играет восприятие, а в какие - память. Приведите конкретные примеры из книги для иллюстрации ответа .

6. В чем проявляется опережающее развитие ориентировочной деятельности в младенчестве? . Проиллюстрируйте это положение примерами из книги Н. А. Менчинской .

7. Каковы основные проявления и значение кризиса одного года? .

8. Какие возрастные психофизиологические особенности ранних периодов дошкольного детства необходимо учитывать, по мнению А. В. Запорожца, для повышения эффективности воспитания ребенка в этот период? .

Дайте определение следующих понятий

> Кризис новорожденности.

> «Комплекс оживления».

> Непосредственное эмоциональное общение.

> Явление госпитализма.

> «Автономная речь» ребенка.

> Эмоционально насыщенные представления.

Цикл статей: Воспитание ребенка - секреты.

Кризис первого года жизни ребенка – что это такое?

К концу первого года жизни резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности . Еще бы – ведь он уже встал на ноги и даже научился самостоятельно ходить. Благодаря невиданной доселе свободе передвижения – кроха почувствовал себя независимым от мамы и родителей, с которыми он еще совсем недавно был неразрывно связан.

Ребенок бегает по дому, залезает во все щели, хватает-бросает и тянет в рот все, что попалось ему на глаза. Сколько же всего интересного обнаруживается в квартире! Звенящие банки и посуда, рассыпчатая мамина косметика, манящий пульт от телевизора, обувь у порога, вкуснятина в миске собаки… Порой остается только удивляться, как такому карапузу удается перевернуть верх дном – весь дом! Но наряду с шутками и смехом – обнаруживается явная угроза безопасности малыша, ведь ему ничего не стоит – схватить нож со стола, пальчик засунуть в дверную щель, дернуть кота за хвост, схватить горячий утюг…..

Стремление к независимости иногда проявляется и в негативном поведении ребенка: в его протестах против обыденных действий, против управления им. Он сам пытается управлять близким взрослыми, к примеру: когда ему в чем то отказывают, или его не понимают – он может истерично закричать. Неожиданно для Вас он может превратиться из спокойного и покорного ангелочка в капризного и неуправляемого чертенка. Спокойствие, только спокойствие – это и есть кризис первого года жизни – главное событие, происходящее на стыке возраста младенчества и раннего возраста детства.

Признаки кризиса первого года жизни:

1. «Трудновоспитуемость» - упрямство, непослушание, настырность, постоянное требование внимание к своей персоне….

2. Увеличение возможностей и самостоятельности крохи: он пытается самостоятельно действовать во время кормления, одевания/раздевания, овладевает новыми умениями в игре, в самообслуживании…

3. Ребенок становится чувствительным к Вашим порицаниям и замечаниям , обижается, проявляет капризность, агрессию, направленную на Вас или какой-либо «непослушный» предмет…

4. Малыш проявляет в некоторых случаях даже противоречивое поведение , особенно в затруднительных ситуациях. К примеру: он может попросить Вашей помощи и тут же отказаться от нее.

Это лишь внешние перемены и изменения в поведении ребенка. В это время внутри него происходит нечто гораздо более важное: глубокие психологические преобразования, рост личности ребенка в целом. В нем проявляется способность к действию не только под влиянием предметов, которые он непосредственно видит, которые предлагаете ему Вы, а и под влиянием всплывающих в памяти представлений и образов…

У ребенкаf возникают свои собственные, не зависящие от Вас желания. Если ранее предмет или игрушка становились для малыша значимыми и привлекательными – только в руках мамы или другого взрослого, то теперь они влекут его независимо ни от кого.

Эта новая автономность ребенка от взрослого – как мы уже сказали – резко повышает его собственную активность, но она, конечно же – весьма относительна. Кроха еще ничего не умеет делать сам, он все время нуждается в помощи и поддержке взрослого. Вы, как и раньше, жизненно необходимы ему, но сейчас уже несколько иначе. Ребенку нужно не только хорошее отношение к нему в целом, а отношение, реакция и положительная оценка к его конкретным действиям и их результатам . Без этого он не сможет в полной мере ощущать свою самостоятельность и активность…

Суть кризиса первого года жизни малыша: это противоречие между отчаянным стремлением к самостоятельности и при этом зависимостью от помощи взрослого, от его оценки. А также противоречие между своими потребностями и возможностями: хочет сказать, а не может; хочет достать, но не дотягивается; хочет побежать, а падает.. Но все эти противоречия – движущая сила его психического и общего развития. Тут надо поставить памятник железной воле маленьких годовасиков: они продолжают исследовать, познавать и осваивать мир не смотря ни на что!

Как преодолеть кризис первого года жизни:

1. Старайтесь соблюдать привычный режим дня для ребенка. Но при этом он должен быть достаточно гибким и индивидуальным для каждого ребенка. К примеру, чтобы беспрепятственно и без слез лечь спать днем или стать голодным к обеду – ребенок должен набегаться, нагуляться, наиграться до этого. Режимные дети – более здоровые, психически-уравновешенные, и менее капризные.

2. Старайтесь обеспечить ему максимально богатую развивающую среду в доме – больше разношерстных, разнофактурных, развивающих игрушек из разнообразного материала, и даже «взрослых» предметов в личное пользование. Поощряйте и сделайте все необходимое – чтобы ребенок мог достаточно много двигаться. Движение – это всегда развитие.

3. Чтобы возникало как можно меньше запретов – уберите подальше все вещи , которые не должны попадать ему в ручки, обеспечьте безопасность как в доме ребенку (Об этом подробнее в статье «Чтобы запретов было меньше… Руководство по обеспечению безопасности ребенка от Дома, Дома от Ребенка.» ), так и на улиц е. К примеру: если его тянет в лужи – наденьте ему резиновые сапожки и пусть себе шлепает, если он собирает листики и камушки в парке, имейте с собой антисептические салфетки, чтобы обтереть ему ручки – и пусть собирает. Старайтесь по мере возможности не ограничивать его познавательную активность.

4. Позволяйте ему проявлять свою самостоятельность: даже если мало времени на одевание, а он настойчиво натягивает носок, даже если жалко смотреть как кроха вымазывается в пюре, пытаясь совладать с ложкой самостоятельно. Поощряйте эти попытки, хвалите результаты его действий. О том, как правильно хвалить ребенка, Вы можете прочитать в статье «Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?» . С другой стороны, если же ребенок не может справиться с задачей, которую он сам себе поставил, то было бы мудрым – не оставлять его один на один с этой неподдающейся проблемой, а незаметно прийти к нему на помощь: «Давай вместе!».

5. Старайтесь понять его все просьбы , и, если поняли - называйте-озвучивайте их («А.. ты хочешь достать книжку..», «Ты не хочешь идти домой..», и даже «Ты хочешь потрогать огонь..») – но это не значит, что Вы должны потакать ему во всем, но важно – понять его, и объяснить: почему нельзя, или опасно, либо же удовлетворить его просьбу. Его желание – озвученное Вами – уже наполовину исполнено;).… Старайтесь, чтобы не было неразрешенных ситуаций.

6. Если же ребенок упрямо делает то, что делать нельзя, не слушает и не слышит Вас, то важно правильно выстроить систему правил и запретов, и уметь правильно их подавать. Об этом в статье: «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»

7. Если малыш не хочет делать то, что нужно: одеваться, кушать и так далее, то ни в коем случае не делайте это насильно. Одевать на прогулку, можно и с «отвлекалочками», со стишками и потешками, в игровой форме.. Например, показать, как его любимая игрушка так же одевается, собирается гулять, и его приглашает с собой, предоставьте ему возможность самому выбрать одежду.

8. Последнее по порядку но первое по значению - старайтесь воспитывать ребенка любовью - подробнее читайте

Вообще надо взять за правило: предпочтения ребенка стоит учитывать каждый раз, когда это можно сделать.

Так же и с кормлением: обязательно должен быть выбор в еде, возможно, он голоден, но не хочет есть именно то, что Вы ему предлагаете, кушать за компанию с игрушками или другими детьми – гораздо интереснее, а если он не голоден – ни в коем случае не впихивайте в него пищу сами. Это очень вредно не только для его психики, но и даже для физического здоровья. Вспомните старую французскую пословицу: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Детский организм гораздо умнее нас. Ребенок сам знает и чувствует, что и сколько ему сейчас нужно. Единственное, это нужно ограничивать ему доступ и не баловать его сладостями. Они вызывают к себе привычку, с которой очень трудно потом бороться.

8. Уважайте личность своего ребенка, и проявляйте это уважение. Порой может показаться, что гораздо проще и быстрее надавить на него и заставить сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Малыш поплачет, перебьется, и успокоится… И все вроде бы нормально… Но это не нормально. Авторитарное давление как метод воспитания и общения с ребенком – это самый верный способ вырастить ребенка либо: вялым, трусливым, безынициативным, не способным самому принимать решения, либо напротив: агрессивным и грубым. Если человечек еще в детстве не привык чувствовать уважение к себе, то ему трудно вырасти сильным и уверенным в себе, уравновешенным человеком.

9. Проявляйте безусловную любовь к малышу: чаще обнимайте и целуйте его , говорите дружелюбным тоном, называйте ласково по имени – все это ему сейчас жизненно необходимо, не смотря на его естественное стремление к самостоятельности и независимости. О себе ребенок узнает – прежде всего - из уст близких ему людей, и, конечно же, матери. Называя его: хорошим, умным, добрым, любимым – мы задаем ему жизненную программу, составляем по частям его самооценку, чувство самоценности.

Итак, подводя итоги можно сказать: что соблюдая эти несколько пунктов нашей статьи, можно не только легко и безболезненно преодолеть кризис первого года жизни, но и подняться на ступеньку выше - заложить крепкую основу для гармоничного и своевременного развития ребенка, а также дружеских, близких и доверительных отношений с ним - и сейчас и в будущем.

С момента появления новорожденного ребенка в семье прошло почти 12 месяцев, малыш подрос, у него появились дополнительные варианты поведения и черты характера. Взрослеющий малыш становится нервным, капризным, чаще отказывается от приема пищи и сна, плачет по поводу и без, и тем самым вводит в недоумение своих родителей.

Если раньше мама и папа могли себе позволить уложить ребенка спать и заниматься повседневными делами, то к 1 году задача усложнилась. Упомянутые поведенческие реакции связаны с так называемым кризисом первого года жизни малыша, который чаще всего берет свое начало у детей старше 9 месяцев.

Продолжительность такого состояния варьируется от 5 до 7 месяцев. Для того чтобы понимать как вести себя с ребёнком в таком состоянии, родителям необходимо ознакомиться с причинами формирования психологических изменений.

Причины

В течение первого года жизни в организме новорожденного малыша происходят интенсивные психосоматические изменения, которые влияют на поведение и реакции на те или иные события. Для ребенка в возрасте 1 года открываются новые перспективы.

Теперь он может изучать предметы на ощупь, брать их в ручки и рассматривать вблизи, а также сравнивать с другими окружающими предметами. Период до 12 месяцев характеризуется интенсивным развитием детского организма, как в физическом плане, так и в интеллектуальном.

Получение навыков сидения и ходьбы означает для малыша обретение самостоятельности, которую он пытается реализовать всеми возможными способами. Именно осознание самостоятельности является основной причиной кризиса первого года жизни ребенка.

Когда родители изъявляют желание поддержать своего малыша во всех его начинаниях, у ребёнка срабатывает реакция протеста, которая еще больше усугубляет непонимание между ребенком и его родителями. Большой ошибкой родителей является силовое решение проблемы, когда капризы и любой отказ малыша подавляют при помощи криков и шлепков. Данное поведение неприемлемо, и влечет за собой серьезные психологические последствия для детского организма.

Симптомы

С момента появления грудничка на свет в его организме запускается целый каскад адаптационных реакций, которые помогают новорожденному приспособиться к условиям окружающей среды. Вступая в этап психологической перестройки, ребёнок становится плаксивым, капризничает по любому поводу, проявляет непослушание. В качестве отличительных признаков данного состояния выделяют:

  • Появление ранее не характерной для ребёнка обидчивости. Если малыш стал обижаться на каждое слово и безобидное действие, то, скорее всего, речь идет о наступлении кризиса первого года жизни;
  • Нежелание выполнять наставление родителей. Ребёнок научился и , а значит он уверен, что просьбы родителей для него неактуальны;
  • Резкая смена настроения. Такой ребёнок может сначала пнуть ножкой, а потом подбежать и начать обнимать. Подобная эмоциональная лабильность связана с психологической перестройкой детского организма;
  • Желание постоянно находиться возле мамы. Такое поведение вовсе не является прихотью для ребёнка, так как у малыша на уровне подсознания зарождается страх перед утратой близких людей;
  • Требование повышенного внимания к себе. Как только родители переключают свое внимание на другие объекты, ребёнок начинает плакать, капризничать и всем своим видом пытаться переключить центр внимания на себя.

Как вести себя с ребёнком

Специалистами в области педиатрии и детской психологии были разработаны ключевые методики, помогающие родителям справиться с кризисом первого года жизни без ущерба для детского организма. Прежде всего, советуют не идти на поводу у детских капризов.

Категорически запрещено реагировать на неадекватное поведение малыша агрессией и физическими действиями. Для того чтобы коррекция психологического состояния прошла мягко и без последствий для самосознания грудничка, медицинские специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

  1. Не отказывать ребенку в реализации тех инициатив, которые у него возникают в процессе развития. Если малыш изъявляет желание выполнить ту или иную функцию самостоятельно, то родителям стоит поддержать малыша;
  2. Осуществлять выборочный запрет. С точки зрения психологии, тотальные запреты приводят к угнетению ребенка как личности и развитию у него комплекса неполноценности. Правильной тактикой со стороны родителей будет ознакомление малыша с теми правилами, которые принято соблюдать внутри семьи и в обществе;
  3. Отказаться от насильственного кормления. Когда ребенок начнёт испытывать чувство голода, он самостоятельно даст об этом знать. Категорически запрещено давить на него психологически, угрожать и шантажировать;
  4. Постараться быть с малышом друзьями. Научно доказано, что находясь в дружественных отношениях с мамой и папой, дети преуспевают в интеллектуальном развитии и не имеют проблем с осознанием чувства собственного я. Принудительное общение с ребёнком ещё никогда не заканчивалось положительно;
  5. Прислушиваться к тревогам и проблемам ребёнка. Если мама видит, что малыш чем-то обеспокоен, то ей нужно аккуратно пойти ему навстречу, поговорить с ним, успокоить и предложить совместное решение насущной проблемы;
  6. Разговаривать с ребенком как можно чаще. Понимание многих вещей у ребенка напрямую зависит от родителей. Если малыша интересуют те или иные детали, то его родителям важно общаться с малышом на интересующие его темы. Таким образом, у грудничка формируется социальная адаптация, улучшается речь и произношение многих слов, а также происходит улучшение психологического контакта с мамой и папой.

Если малыш не перестает капризничать и плакать, то его следует оставить на короткий промежуток времени в одиночестве. Когда годовалый ребёнок остаётся наедине с собой, то его внимание переключается на другие занятия, и плакать ему становится неинтересно.

Чего нельзя делать

Для того чтобы исключить ошибки при ведении диалога с годовалым ребенком, медицинские специалисты в области детской психологии и педиатрии советуют родителям обратить внимание на свое поведение, которое нередко бывает недопустимым. При общении с малышом, который находится на этапе психологического кризиса, нельзя совершать такие действия:

  • Лишать ребёнка возможности почувствовать себя самостоятельным. Такие дети в процессе взросления формируются как инфантильные личности, неспособные к принятию решений и достижению каких-либо жизненных целей;
  • Показывать собственное превосходство, психологическую и физическую силу. Важно помнить, что ребёнок не всегда будет меньше и слабее, а его угнетение в столь ответственный период повлечет за собой развитие психологической травмы и агрессии;
  • Вести разобщенную систему воспитания. Получив запрет от одного из родителей и разрешение от другого, у малыша может сформироваться неправильное мировосприятие, которое впоследствии приведет к расстройствам личности;
  • Бросать все дела и реагировать на первый крик и каприз ребенка. Если родители потакают капризам малыша, то в его голове формируется четкое понимание того, что он имеет психологические рычаги давления на маму и папу, что крайне нежелательно.

Для того чтобы воспитать ребёнка здоровой и социально-адаптированной личностью, родителям необходимо следить за собственным поведением. В возрасте 1 года и старше дети склонны копировать модель поведения своих родителей. В присутствии малыша не следует выяснять отношения и ругаться нецензурной бранью.

Важно! Родителям малыша не следует бояться, так как психологический кризис у годовалого ребенка является естественным процессом, с которым сталкивается каждый ребёнок. Для некоторых семей этот процесс протекает малосимптомно, а для некоторых проблема стоит остро и болезненно. Во всяком случае мамам и папам не нужно впадать в панику и бояться каких-либо последствий. Внимательное и уважительное отношение к своему малышу является залогом безболезненного и мягкого выхода из психологического кризиса.

Как известно, после долгой бури наступает штиль. Когда малыш совместно с родителями выходит из столь трудного периода, в его голове формируется самосознание и восприятие окружающего мира. Он продолжает развиваться физически и интеллектуально, осваивать новые навыки взаимоотношения с людьми и способы преодоления тех или иных трудностей.

Если молодые родители сумели достойно пережить этот отрезок времени, то их вознаграждением за труды становится психологическая стабильность и гармония во взаимоотношениях с подрастающий малышом. Аналогичного мнения придерживается известный специалист в области педиатрии доктор Комаровский, который рекомендует запастись терпением и не оказывать давление на подрастающего малыша.

Казалось бы, годовалый малыш настолько мал, что все проблемы родителей связаны только с тем, чтобы вовремя его накормить, переодеть и выгулять. Однако это совсем не так. Как раз к 1-му году жизни у ребенка наступает кризис – первый, но далеко не последний. У крохи часто меняется настроение, он подолгу плачет, а иногда и устраивает истерики. Как же пережить кризис 1-го года у ребенка как можно легче?

Характеристика кризиса первого года жизни у ребенка

Этот кризис у ребенка может начаться как в возрасте 10 месяцев, так и после года. В возрастной психологии кризис 1-го года у ребенка связывают с тем, что в этот период малыш становится более самостоятельным, и прежде всего это объясняется тем, что он . После чего остановить кроху практически невозможно. Малыш встает на ноги сразу после пробуждения. Зачастую ему кажется, что он продолжает ходить даже во сне. Он хочет осваивать новые территории, причем даже те, куда мама и папа запрещают ходить. На любые запреты он отвечает упрямством, слезами, капризами и даже истерикой.

Давая характеристику кризиса первого года жизни, психологи отмечают, что поведение вчерашнего грудничка становится нелогичным, к тому же его настроение меняется очень часто. Малыш может даже воспротивиться желанию родителей приласкать его, однако без внимания он пока что не может обойтись. Зачастую он требует его тогда, когда родители чем-то заняты или собираются куда-то пойти.

Ребенок все время следует за мамой - цепляется за ее одежду и не дает ей покинуть дом хотя бы на несколько минут. Со сном начинают появляться проблемы - его становится сложнее уложить, к тому же спит он теперь значительно меньше. Проявляется кризис первого года жизни и во вкусовых предпочтениях: в этот период развития некоторые дети начинают требовать каких-либо исключительных блюд, другие просто перестают воспринимать еду или же едят время от времени.

Когда малыш начинает ходить, у него появляется чувство независимости и свои желания, которые он в состоянии удовлетворить самостоятельно. Меняется и психология поведения ребенка 1 года в период кризиса: постепенно формируются воля и целеустремленность. Но несмотря на то, что он осознает себя как индивидуума, без материнского внимания он пока обойтись никак не может. Малыш должен быть уверен в том, что мама все время будет рядом и его не бросит.

Если ей нужно куда-нибудь отлучиться и оставить без присмотра своего ребенка на некоторое время, то делать это следует потихоньку, пока он этого не видит. Если же не вышло так сделать, то его нужно обязательно предупредить, что скоро мама вернется и вновь будет рядом. Когда малыш боится остаться в одиночестве и не хочет отпустить даже в ванную, можно взять его с собой.

Во время кризиса 1 года у ребенка истерики, плач или другие подобные реакции могут быть вызваны не только запретами, но и банальной скукой или усталостью, желанием получить что-нибудь запретное. Развлечь малыша не слишком сложно: можно ему почитать, поиграть с ним и пр. Если же ребенок начинает капризничать по любому поводу, то родителям нужно занять как можно более жесткую позицию. В противном случае он привыкнет, что в ответ на его истерики ему будет позволено абсолютно все.

Как пережить кризис 1 года у ребенка: пути преодоления

Родителям ребенка в возрасте около года следует осознать, что проявление негатива с его стороны - вполне естественное явление, однако бывают случаи, когда кризис протекает без слез и истерик. На этом этапе малыш постепенно учится утверждать себя. В такой ситуации родителям необходимо поддержать своего отпрыска, перестроить способ общения с ним. Они становятся для него объектом для подражания и товарищами по игре. С ребенком следует общаться с позиции сотрудничества, но при этом необходимо постоянно показывать свою любовь.

В психологии кризис первого года жизни, проявляющийся вспышками негативных эмоций со стороны детей, объясняют и тем, что им слишком много запрещают. Это вполне оправдано, и родителям в этот непростой период нужно постараться создать для своего ребенка максимально безопасную среду и запрещать ему как можно меньшее количество действий.

Все самые ценные и хрупкие вещи надо убрать так, чтобы малыш ни при каких условиях не смог до них добраться, а самые важные ящики следует запереть на ключ. Для прогулок лучше всего выбирать не магазины и оживленные улицы, где слово «нельзя» будет звучать очень часто, а отправиться в сквер или на детскую площадку. Когда родители будут прятать вещи, им надо хорошо подумать, действительно ли они представляют опасность для ребенка и стоит ли запрещать ими пользоваться. К примеру, малышу не вредно, а даже очень полезно будет поиграть на отцовской гитаре.

Родителям во время кризиса первого года жизни ребенка необходимо не просто запрещать что-либо своему малышу, а популярно объяснять, по какой причине этого делать не следует. Если хорошенько подумать, то многие запреты связаны с определенным родительским нежеланием что-то делать, например, стирать испачканную одежду или же в сотый раз поднимать своего отпрыска на горку и т. д. Дети прекрасно чувствуют тон, которым с ними разговаривают, поэтому при общении с ребенком не следует пользоваться назидательными интонациями или же кричать на него. При создании определенной системы запретов нужно предложить какую-нибудь альтернативу. Например, ребенок может порвать не книгу, а старую газету, кидаться не песком, а опавшей листвой.

Еще одна важная причина проявления негативного настроения со стороны детей - это родительское непонимание, особенно в то время, когда у ребенка только начинает формироваться речь.

Один из путей преодоления кризиса 1 года у ребенка – научиться понимать малыша, следя за его поступками и реакцией. Если внимательно прислушиваться к тому, что говорит ребенок, то с течением времени удастся его понять, благодаря чему поводов для недовольства будет не слишком много.

Статья прочитана 3 151 раз(a).

Мы уже писали об этом в материалах, посвященных кризисам третьего и седьмого года жизни, но хотим подчеркнуть еще раз: кризис - это абсолютно естественный, нормальный и даже необходимый этап развития любого ребенка. Да, поведение ребенка в этот период может быть далеко не идеальным и доставлять родителям массу хлопот, но кризис первого года жизни - это показатель того, что развитие вашего малыша (как физическое, так и психическое) протекает нормально.

В первый год жизни ребенок стремительно развивается и получает массу информации. Ребенку приходится учиться всем тем действиям, которые для нас естественны и доведены до автоматизма. Поначалу даже переворот на другой бок для вашего малыша - это значительная физическая нагрузка. Но, научившись ползать, а потом и ходить, ваш ребенок открывает для себя мир за пределами своей кроватки. Он начинает изучать окружающие предметы и всеми силами привлекать внимания старших. Все эти причины в комплексе и вызывают кризис первого года жизни.

    1. Кризис первого года: признаки

По каким признакам можно определить, что у вашего ребенка начался кризис первого года жизни? В первую очередь, признак любого кризиса - это резкий всплеск самостоятельности. Едва научившись ходить, ребенок отправится исследовать квартиру, и тут вам придется внимательно следить, чтобы он не залез пальцами в розетку, не стащил с кухонного стола нож и не познакомился с когтями вашей кошки. Тяга к самостоятельности может привести к тому, что ребенок будет отказываться выполнять привычные процедуры.

Ребенок начинает активно изучать не только окружающий его мир, но и людей. Малыш предпринимает первые попытки манипулировать родителями, пусть и несознательно. А как поведет себя мама, если я сделаю вот так? Ребенку интересно видеть реакцию родителей на разные формы его поведения . Поэтому кризис первого года жизни часто сопровождается новыми формами поведения, непослушанием (отказом поступать так, как желают родители), капризами, упрямством. Малыш становиться эмоционально возбудимым, начинает кричать и плакать по любому поводу, обижается на замечания старших.

Однако самостоятельность ребенка все же ограничена чисто объективными факторами, поэтому следующий признак кризиса первого года жизни - это усиление привязанности к матери. Если ребенок сам не может дотянуться до понравившегося ему предмета, кто должен ему помочь? Абсолютно верно - мама! Привязанность ребенка может быть гипертрофированной. Он будет проситься на руки, капризничать, как только мама отходит на пару шагов, а выход мамы из комнаты может сопровождаться самой настоящей истерикой . Конфликт между тягой к самостоятельности и привязанностью к матери может выражаться в противоречивом поведении : ребенок попросит вас помочь, а потом откажется от вашей помощи.

Как преодолеть кризис первого года с минимальным дискомфортом для вас и вашего малыша? Поскольку в отличие от следующих кризисов ребенок еще плохо умеет самостоятельно регулировать собственное поведение, очень многое в этот период зависит от родителей.

В первую очередь, необходимо максимально обезопасить ребенка . Кризис первого года жизни - это повышенная самостоятельность и любопытство. Вы с удивлением узнаете, как ваш малыш быстро передвигается по дому. Только что ребенок был рядом с вами - и вот он уже с интересом изучает розетку. Поэтому обязательно закройте все розетки, уберите колющие и режущие предметы туда, где малыш до них не доберется. Взяв нож или ножницы из ящика, не оставляйте их на столе , а положите обратно и плотно закройте ящик. Это нужно довести до автоматизма. Не оставляйте в доступных для ребенка местах горячую или хрупкую посуду, столовые приборы... В общем, ликвидируйте любой потенциальный источник опасности.

37.Анатомо-физиологические особенности ребенка младшего школьного возраста.

После периода первого физиологического вытяжения (6–7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего – в среднем 145 см.

Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего – 37 кг. Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

Мышечная система. Сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа – письмо, лепка.Костная система. Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы, сидя на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза – у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

Органы дыхания. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20в минуту.

Сердечнососудистая система. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем – 110/70 мм рт. ст.

Органы пищеварения. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от того, что у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1–2 раза в день.

Органы мочевыделения. Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5–8 лет оно составляет 700 мл, а в 8–11 лет – 850 мл.

Иммунная система. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

Эндокринная система. Заканчивается ее развитие, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9–10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10–11 лет – набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10–11 лет начинается рост яичек и полового члена.

Нервная система. Расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.