Период созревания плода человека. Развитие эмбриона по дням и неделям

Женщина создана природой таким образом, что хотя бы однажды в жизни она может подарить миру нового человека. Период ожидания и рождения ребенка - самое светлое и одновременно тревожное время. Но будущей маме не стоит волноваться понапрасну. Она должна знать, что нормально протекающая беременность - это залог правильного развития ее ребенка.

Если женщина имеет четкое представление о том, как на протяжении всей беременности формируется организм малыша, то ей довольно просто будет делать все необходимое для того, чтобы избежать развития патологий.

Должна ли женщина знать, как развивается ее ребенок?

Зная, как происходит внутриутробное развитие плода по неделям, будущая мама может корректно организовать свое питание и режим дня. Также наличие полной информации о том, какие изменения считаются нормой, женщина избежит состояния необоснованной тревожности.

Исчисляя внутриутробное развитие плода по неделям, следует отметить, что длится она 40 этих календарных периодов. Говоря иначе, беременность женщины продолжается 280 дней. За это время у ребенка происходит полный процесс формирования и развития всех органов и систем.

Врачи-гинекологи рассматривают внутриутробное развитие плода по неделям и по периодам, которых выделяют два: эмбриональный и фетальный.

Первый длится с момента оплодотворения яйцеклетки до 8-й недели беременности. В этот период после оплодотворения образуется эмбрион, который опускается в полость и прикрепляется к ней. Фетальный же период продолжается с начала 9-й недели до момента родов. Эмбрион преобразуется в плод, развивается и растет.

Также распространено деление беременности по триместрам:

  • Первый триместр (1 - 12 недель).
  • Второй триместр (13 - 27 недель).
  • Третий триместр (28 - 40 недель).

Теперь можно более подробно рассмотреть, как происходит внутриутробное развитие плода по неделям.

Что происходит в эмбриональный период?

Самое главное из этого периода развития - формирование эмбриона. С течением времени он начинает приобретать очертания человека. Эмбрион формируется с того момента, как яйцеклетка оплодотворилась. Обычно это происходит в маточной трубе.

С момента оплодотворения яйцеклетки начинается развитие плода.
По неделям беременности, в первый семидневный срок образуется морула. Она представляет собой многоклеточный организм, прообраз эмбриона. Морула присоединяется к стенке матки, и из ее внешних клеток образуется пуповина и внешние оболочки плода. Из клеток, что располагаются внутри нее, формируются органы и ткани будущего ребенка.

Что ощущает женщина?

В первую неделю беременности у женщины слегка повышена температура тела, она близка к 37˚С. Гормональных изменений в организме еще нет, но будущая мама инстинктивно чувствует происходящие перемены. С этого момента женщина должна очень внимательно относиться к своему питанию и образу жизни, исключить вредные привычки и следовать рекомендации врача.

Каждой будущей маме будет очень интересно, как происходит развитие плода по неделям беременности. Эта информация поможет женщине предотвратить многие опасные состояния. Третья неделя беременности тревожна тем, что именно в этот период существует наибольший риск отторжения плода. Иммунная система организма женщины пытается отвергнуть эмбрион. Однако в ответ выделяется специальный белок, подавляющий эту защитную реакцию, и у будущего ребенка появляются большие шансы на выживание.

Что происходит с эмбрионом в первые недели беременности?

Этот период также характеризуется формированием плаценты. Будущий ребенок в три недели представляет собой шар диаметром 0,2 мм. Но в этот период активно формируются легкие и органы дыхания, сердечно-сосудистая система, спинной и головной мозг, а также закладывается лицо и пол малыша.
Женщина начинает ощущать колебания настроения, сонливость и усталость, может возникнуть ранний токсикоз.

Дальнейшее развитие плода (по неделям беременности это уже четвертая) происходит очень интенсивно. У будущего ребенка формируется три зародышевых листка:

  • эндодерма - база для развития внутренних органов;
  • мезодерма - то, из чего будет формироваться скелет и кости;
  • эктодерма - материал для образования нервной системы.

У эмбриона уже есть пульсирующая трубка, которая превращается в сердце. На УЗИ в этот период прослушивается сердцебиение. Продолжают формироваться органы дыхания, мозг, более отчетливо вырисовывается лицо. У эмбриона появляются конечности, и к концу недели они уже сгибаются. Зародыш располагается в плаценте и поддерживает связь с мамой посредством этого органа.

У него уже бьется сердечко!

В этот период многие женщины только узнают о своей беременности, особенно если она первая. Выяснив для себя это факт, будущую маму интересует главный вопрос: как происходит развитее плода?

По неделям беременности это уже пятый календарный период. В это время эмбрион еще мало похож на человека, однако у него уже бьется сердце, четко определен пол, формируются почки, печень, поджелудочная и щитовидная железы.

Уже на 8-й неделе будущий малыш приобретает очертания человека, его рост составляет 3-4 см. У него уже сформированы ручки и ножки, отчетливо виден лоб, наметились очертания глаз, губ и носа. Активно образуются и развиваются внутренние органы. Желудок уже способен вырабатывать сок, сердце оформлено, кишечник растет, появились трахея и бронхи. Активно развивается позвоночник, головной мозг и конечности.

К концу восьмой недели беременности заканчивается эмбриональный период развития, однако первый триместр еще продолжается. Будущий ребенок уже приобрел человеческий облик, сформировано плацентарно-маточное кровообращение.

Фетальный период

Данный этап начинается с 9-й недели беременности и длится до самых родов. Фетальный период делится на две части:

  • ранний (9 - 28 недель);
  • поздний (29 - 40 недель).

На раннем фетальном этапе продолжается развитие плода. По неделям беременности - это девятая. На этом сроке рост плода составляет 40-50 мм. Он начинает проявлять активность: сгибает ручки и ножки, поворачивает голову, подносит пальчики ко рту. Но мама этого еще не в состоянии ощутить, плод еще слишком мал.
Внешне будущий малыш похож на человечка с большой головой. Глаза еще прикрыты, а кожа прозрачная. Начинают формироваться половые органы, и этот процесс будет продолжаться по 20-ю неделю. Развивается мозжечок и гипофиз. Сердце имеет четыре камеры. Исчезает хвостик, заменяясь копчиком.

Эмбрион превращается в плод

На десятой неделе беременности эмбрион уже называется плодом, и весит 5 граммов. На его фотографиях уже видны обособленные пальчики, шея, локти, колени веки и верхняя губа.

На языке есть вкусовые рецепторы, увеличивается толщина пуповины.

Одиннадцатая неделя беременности характеризуется дальнейшим развитием плода. У него уже есть реснички и молочные зубки. Сформирована прямая кишка. Спинной мозг уже вырабатывает эритроциты. Кишечник готов к работе.

Многие мамы в этот период направляются гинекологом на плановое УЗИ. Проходя эту процедуру, женщин интересует главный вопрос: нормально ли происходит развитие плода?

По неделям беременности наступает двенадцатый период. В этот срок у ребенка сформированы фаланги пальцев и мочки ушей, он открывает и закрывает глаза. Кишечник уже сокращается, а печень способна выделять желчь. Кровеносная система малыша функционирует, появляются лейкоциты.

На двенадцатой недели оканчивается первый триместр беременности и начинается второй.

Малыш активно растет

В этот период все системы плода сформированы, идет их развитие и рост. На тринадцатой недели, которая знаменует начало второго триместра, малыш достигает до 80 мм в длину и весит около 20 г. В это время у плода интенсивно формируется скелет, поджелудочная железа начинает выработку инсулина.

Гинеколог направит будущую маму на первое генетическое исследование. Изучив результаты УЗИ, врач сможет рассказать вам, как происходит внутриутробное развитие плода по неделям беременности, соответствуют ли показатели норме.

На 14-й неделе у ребенка продолжает формироваться лицо, появляется мимика, брови и волосы на голове. На теле у плода образуется пушок и сыровидная смазка. Начинает работать щитовидная железа, развивается собственный гормональный фон.
Функционирует выделительная система, ребенок делает дыхательные движения.

В женской консультации вы наверняка видели стенд, где изображено внутриутробное развитие плода по неделям.

Таблица с такого рода информацией будет полезной каждой женщине.

На пятнадцатой неделе беременности у ребенка появляется слух, кишечник формирует первородный кал, плацента утолщается. Плод весит около 50 г, его рост - 60 мм.

Будущая мама ощущает первые шевеления малыша

Шестнадцатая неделя беременности знаменуется увеличением объема околоплодных вод. Ребенок активно шевелится, и мама начинает это ощущать. На лице развиты мышцы и ребенку на этом сроке свойственна мимика. Кости и ногти уже почти полностью сформированы, кожа очень тонкая и сквозь нее хорошо видны сосуды.

В этот период гинеколог направляет женщину на второй генетический скрининг. Для этого будущей маме предстоит пройти повторное УЗИ. На нем прекрасно видно внутриутробное развитие плода по неделям. Фото, которые можно сделать на этом этапе, представлены ниже.

Считаем шевеления плода

С 28-й недели беременности начинается третий триместр, а с 29-й - поздний фетальный период. В это время ребенку тесновато в утробе матери, и его шевеления не так активны. Тем не менее женщина должна четко отслеживать толчки, их количество должно быть не менее 10 в час. Мозг активно развивается, и на нем появляются борозды. Зубки покрылись эмалью, глазки способны к фокусированию. Вес малыша составляет около 1250 г, а рост - 37 см.

На 30 - 31-й неделе беременности малыш уже принимает окончательное положение в матке. Плод активно набирает вес посредством увеличения массы мышц и подкожного жира. Если ребенок родится в этот период, у него есть все шансы на выживание.

Дальнейшее внутриутробное развитие ребенка (по неделям это уже 32-й календарный период) характеризуется совершенствованием иммунной и нервной систем. У ребенка есть свой распорядок бодрствования и сна, он имеет собственный темперамент. Малыш весит 1800 г, а рост его составляет 42 см.

На 33 - 34-й неделе беременности малыш активно тренирует легкие, воспринимает всю окружающую обстановку в полной мере. Кожа плода становится гладкой, кости черепа крепчают.

Малыш готовится к рождению

В 36 - 37 недель беременности плод готовится к появлению на свет. В животе мамы ему уже тесно и двигаться ему все сложнее.

В его организме достаточно запасов жира для терморегуляции после рождения, легкие готовы к дыханию. Пушок на теле уже отсутствуют, зато отрастают волосы на голове и ноготки.

На 38 - 40-й недели все мамы ожидают родов. Это может произойти в любое время. Ребенок опускается и маме становится легче дышать. Женщина тщательно следит за отхождением слизистой пробки и появлением схваток.

И вот, наконец, это сучилось! Мама и малыш теперь вместе. Кроха еще совсем мал, но полон сил для познания нового мира. Теперь его статус - новорожденный.

Таблица внутриутробного развития плода по неделям беременности

В этой статье дано полно описание того, как происходит внутриутробное развитие ребенка по неделям. Таблица, приведенная ниже, послужит своеобразным заключением всего вышесказанного и послужит памяткой для будущей мамы.

Внутриутробное развитие плода по неделям беременности
Срок беременности в неделях Длина плода, см Вес плода, г Развитие органов и систем
4 0,1 Оплодотворение яйцеклетки, ее имплантация, эмбриона и зачатков органов.
5 0,15 - 0,2 Закладка печени, поджелудочной железы, верхних органов дыхания, сердца.
6 0,4 - 0,6 Появление зачатков конечностей, прослушивание сердцебиения, нервная трубка закрывается, формируются части гортани и среднего уха.
7 0,7 - 0,9 Развивается трахея, пищевод, тонкий кишечник, надпочечники и грудина. Активно формируется мозг.
8 0,9 - 1,2 У эмбриона четко различается тело и головка, равнозначные по размеру. Образуются зачатки носа, глаз, рта и органов половой системы.
9 1,3 - 1,5 1 Развивается мозжечок, формируются пальцы на конечностях.
10 - 11 2,7 - 3,5 4 Развиваются суставы, верхняя губа, ушные раковины, наружные половые органы, зачатки молочных зубов.
12 9 20 - 25 Формируется лицо, кишечник сокращается, печень вырабатывает желчь, ребенок двигается.
13 10 28 Конечности сформированы полностью. Поджелудочная железа вырабатывает инсулин.
14 - 15 12,5 50 - 90 Активна выделительная система, ребенок продуцирует мочу.
16 16 120 Различим пол плода. Кожа очень тонкая, формируются мышцы.Ребенок двигается не так хаотично, мама ощущает первые толчки.
20 25 280 - 300 На коже малыша есть пушок и сыровидная смазка.Кишечник образует первородный кал. Ребенок способен слышать.
24 30 600 - 800 Активизируется работа почек, плод динамично набирает вес.
28 35 1200 Формируется мышцы и половая система ребенка.
32 40 1500 - 1600 Происходит активное развитие органов чувств и нервной системы: малыш способен видеть свет и чувствовать вкус.
36 45 2400 - 2500 Ребенок быстро набирает вес, снижается его активность.
40 50-52 3200 - 3500 Малыш готов к появлению на свет.

Конечно, лучше всего изучать эту информацию, когда беременность только планируется. Тогда у женщины больше шансов правильно организовать питание, режим, прием необходимых витаминов и минералов. Однако сведения о внутриутробном развитии малыша всегда будет своевременными и интересными для будущей мамы, независимо от срока ее беременности.

1. Основные этапы внутриутробного развития, их последовательность и общая характеристика

Во внутриутробном развитии человека условно выделяют три периода:

· Период имплантации длится от момента оплодотворения до 2 недель. Для этого периода характерно быстрое планомерное дробление оплодотворенной яйцеклетки, продвижение ее по маточной трубе к полости матки; имплантация (прикрепление зародыша и внедрение в слизистую оболочку матки) на 6–7-й день после оплодотворения и дальнейшее формирование плодных оболочек, создающих необходимые условия для развития зародыша. Они обеспечивают питание (трофобласт), создают жидкую среду обитания и механическую защиту (жидкость плодного пузыря).

· Эмбриональный период длится с 3-й по 10–12-ю недели беременности. В этот период образуются зачатки всех важнейших органов и систем будущего малыша, происходит формирование туловища, головы, конечностей. Идет развитие плаценты - важнейший орган беременности, разделяющий два кровотока (матери и плода) и обеспечивающий обмен веществ между матерью и плодом, защиту его от инфекционных и других вредных факторов, от иммунной системы матери. В конце этого периода эмбрион становится плодом, имеющим похожую на ребенка конфигурацию.

· Плодный период начинается с 3-го месяца беременности и заканчивается рождением ребенка. Питание и обмен веществ плода осуществляется через плаценту. Происходит быстрый рост плода, формирование тканей, развитие органов и систем из их зачатков, формирование и становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнь плода в утробе матери и ребенка после рождения.

После 28-й недели беременности у плода начинает формироваться запас ценных веществ, необходимых в первое время после рождения - соли кальция, железа, меди, витамин В12 и др. Происходит созревание сурфактанта, обеспечивающего нормальную функцию легких.

Последовательность событий : оплодотворение-зигота- (дробление-морула-бластоциста-гаструла) - дифференцировка (органогенез).

2. Поясните понятия: что такое плюрипотентность и полипотентность, детерминация, морфогенез, гомейозисные гены? Каково значение гибели клеток в эмбриогенезе?

Плюрипотентность – способность дифференцироваться во все типы клеток, кроме внешних эмбриональных тканей.

Полипотентность (стволовые клетки) - способность клеток живых организмов изменяться (дифференцироваться) особым образом (то есть получать специализацию и далее развиваться как обычная клетка).

Детерминация - это процесс определения пути, направления, программы развития материала эмбриональных зачатков с образованием специализированных тканей.



Морфогенез – формирование пространственной организации организма и его частей (возникновение и развитие органов, систем и частей тела организмов как в индивидуальном, в историческом, или эволюционном, развитии).

Гомейозисные (гомеотические) гены – это гены, от которых зависит специфика развития сегментов, определяющая план строения тела.

Клеточная гибель - широко распространенное явление как в эмбриогенезе, так и в эмбриональном гистогенезе. Как правило, в развитии зародыша и тканей гибель клеток протекает по типу апоптоза. Примерами программированной гибели являются гибель эпителиоцитов в межпальцевых промежутках, гибель клеток по краю срастающихся небных перегородок. Программированная гибель клеток хвоста происходит при метаморфозе личинки лягушки. Это примеры морфогенетической гибели. В эмбриональном гистогенезе также наблюдается гибель клеток, например при развитии нервной ткани, скелетной мышечной ткани и др. Это примеры гистогенетической гибели. В дефинитивном организме путем апоптоза погибают лимфоциты при их селекции в тимусе, клетки оболочек фолликулов яичников в процессе их отбора для овуляции и др.

3. Периоды пренатального развития, их продолжительность.

Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. Через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются. Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга.

К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики.

Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека.

В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат.

Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность.

Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения.

Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом.

Мейоз - особый тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки. При мейозе число хромосом в дочерних клетках уменьшается вдвое.
Процесс мейоза состоит из двух последовательных клеточных делений - мейоза I (первое деление) и мейоза II (второе деление). В результате первого деления мейоза, называемого редукционным, образуются клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом. Второе деление мейоза заканчивается образованием половых клеток.

Фазы мейоза:

Профаза I - спирализация двойных хромосом, их укорачивание. Коньюгация, распадется ядерная оболочка, исчезает ядрышко, образуются нити веретена.
Метафаза I - расположение в экваториальной плоскости клетки гомологичных хромосом, лежащих парами. Анафаза I, во время которой целые гомологичные хромосомы, каждая состоящая из двух хроматид, отходят к противоположным полюсам клетки. Телофаза I, во время которой образуются две клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом.
Далее следует второе мейотическое деление (мейоз II). Из каждой исходной клетки возникают четыре клетки с гаплоидным набором хромосом.

Биологическое значение мейоза

Благодаря мейозу зрелые половые клетки получают гаплоидное (n) число хромосом, при оплодотворении же восстанавливается свойственное данному виду диплоидное (2n) число. Обеспечивается постоянных для каждого вида полных диплоидный набор хромосом и постоянное количество ДНК. Определяются закономерности наследственной передачи признака от родителей потомству- наследственной изменчивости.

5. Сперматозоид. Строение, функционирование. Капацитация.

Зрелый сперматозоид имеет длину до 50-60 мкм и состоит из головки, шейки и хвостовой части. Головка сперматозоида содержит ядро, окруженное тонким слоем протоплазмы. Шейка имеет протоплазму, содержащую видоизмененную центросому, которая способствует процессу дробления оплодотворенной яйцеклетки. Хвостик состоит из протоплазмы и выполняет двигательные функции. В результате колебательных движений хвостовой части сперматозоиды способны совершать самостоятельные движения в половом тракте женщины со скоростью 2-3 мм/мин. Способность к движениям сперматозоиды получают после их контакта с секретом семенных пузырьков и предстательной железы. Такая смесь носит название семенной жидкости, или спермы.

Капацитация – процесс, при котором сперматозоид приобретает способность к оплодотворению яицеклетки. (Т. е. окончательное созревание в женских половых путях).

Алави Мария

1 .Основные этапы внутриутробного развития, их последовательность и общая характеристика.

Эмбриогенез человека - это часть его индивидуального развития, онтогенеза. Он тесно связан с прогенезом (образованием половых клеток и ранним постэмбриональным развитием.

Эмбриология человека изучает процесс развития человека, начиная с оплодотворения и до рождения. Эмбриогенез человека, продолжающийся в среднем 280 суток, подразделяется на три периода: начальный (первая неделя развития), зародышевый (вторая-восьмая недели), и плодный (с девятой недели до рождения ребенка).

В процессе эмбриогенеза можно выделить следующие основные стадии:

1. Оплодотворение ~ слияние женской и мужской половых клеток. В результате образуется новый одноклеточный организм-зигота.

2. Дробление. Серия быстро следующих друг за другом делений зиготы. Эта стадия заканчивается образованием многоклеточного зародыша, имеющего у человека форму пузырька-бластоцисты, соответствующей бластуле других позвоночных.

3. Гаструляция. В результате деления, дифференцировки, взаимодействия и перемещения клеток зародыш становится многослойным. Появляются зародышевые листки эктодерма, энтодерма и мезодерма, несущие в себе накладки различных тканей и органов.

4. Гистогенез, органогенез, системогенез. В ходе дифференцировки зародышевых листков образуются зачатки тканей, формирующие органы и системы организма человека.

2.Поясните понятия: что такое плюрипотентность и полипотентность, детерминация, морфогенез, гомеозисные гены? Каково значение гибели клеток в эмбриогенезе.

Плюрипотентность - способность к дифференцировке разных тканей разных зародышевых листков.

Полипотентность - способность генома стволовых клеток взрослого организма изменять профиль дифференцировки при трансплантации в новую ткань реципиента.

Детерминация - определение пути развития. Клеточная система выбирает один из многих путей развития.

Морфогенез -формирование пространственной организации организма и его частей. Клетка «знает» свое место и дифференцируется в соответствии со своим положением Создается морфогенетическое поле-зона, в пределах которой клетки обмениваются сигналами позиционной информации и дифференцируются, помня о своем исходном назначении.В ходе морфогенеза происходят: пролиферация, межклеточное взаимодействие, индукция, миграция, гибель клеток.

Гомеозисные гены детерминируют процессы роста и дифференцировки. Мутации в гомеозисных генах могут вызвать превращение одной части тела в другую. Гомеозисными мутантами называются такие организмы, у которых на месте органа развивается орган другого типа. Гомеозисные гены контролируют работу других генов и определяют превращение внешне неразличимых участков зародыша или определённого органа (ткани, участка тела).

Апоптоз - программированная клеточная смерть. Естественный процесс массовой гибели клеток в ходе эмбрионального развития, гистогенеза и морфогенеза. Например пальцы конечностей формируются при условии апоптоза.Организмы с обширными дефектами, обусловленными нарушениями апоптоза, погибают ещё на ранних стадиях онтогенеза. Патологические процессы развиваются в случае подавления или усиления апоптоза. При недостаточности апоптоза прогрессируют аутоиммунные процессы и злокачественные новообразования. При усилении апоптоза возникают аплазии и дегенеративные процессы, а также некоторые уродства с дефектами тканей.

Внутриутробное развитие ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие зародыша внутри матки. Различают зародышевый период внутриутробного развития, во время которого зародыш прикрепляется к стенке матки, и формируются зародышевые оболочки, и плодный период внутриутробного развития – начинающийся после развития плаценты.


Общая эмбриология: Терминологический словарь - Ставрополь . О.В. Дилекова, Т.И. Лапина . 2010 .

Смотреть что такое "внутриутробное развитие" в других словарях:

    развитие пренатальное - внутриутробное развитие плода, кое затрагивает и развитие психическое. В это время развиваются чувствительность болевая, температурная и сенсорная (в частности, звуковая), а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика… …

    ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - (англ. prenatal development) развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем. Так, кожная чувствительность … Большая психологическая энциклопедия

    Пренатальное Развитие - внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и психическое развитие. Развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика. На последних месяцах беременности … Психологический словарь

    Эмбриогенез - Внутриутробное развитие эмбриона … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Беременность - I Беременность Беременность (graviditas) физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный к внеутробному существованию. Возможно одновременное развитие двух и более … Медицинская энциклопедия

    перинатальный период - (от пери... и лат. natalis относящийся к рождению), охватывает внутриутробное развитие плода начиная с 28 недели беременности, период родов и первые 7 суток жизни ребёнка. * * * ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (от пери... (см. ПЕРИ...… … Энциклопедический словарь

    Женские половые органы - Яичник (ovarium) (рис. 175, 186, 187) представляет собой парный орган, располагающийся по обеим сторонам от матки. Масса яичника составляет 5 8 г, длина колеблется от 2,5 до 5 см. В яичнике происходит образование и созревание женских половых… … Атлас анатомии человека

    Ксифофорусы - Лироплавничный двухмечевой меченосец Геллера. Лироплавничный двухмечевой меченосец Геллера. Ксифофорусы (), род рыб семейства; широко распространённые объекты аквариумного рыбоводства (., некоторые виды с 1957). В природе обитают в пресных… … Энциклопедия «Животные в доме»

    ПЛОД - ПЛОД. Содержание: Длина, вес и развитие П.............. 465 Химический состав П. ............... 469 Физиология П. .................... 470 Перенашивание П........ ........... 475 Радиография П................... 481 Заболевания П … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • В ожидании малыша. Питание, визиты к специалистам, физические упражнения, режим дня, внутриутробное развитие малыша, подготовка к родам. Обновленное и дополненное издание , Сирс У., Сирс М., Хьюи Л., Снелл Дж.. Девять месяцев беременности - самое счастливое и ответственное время для каждой женщины. Пройти этот непростой период, от которого зависит ваше здоровье и здоровьебудущего малыша, помогут вам…

Физиологический процесс развития ребенка принято делить на 3 периода:

    Эмбриональный (до 8 недель) – самый критический. В этот период происходит ответственное мероприятие для всего организма женщины – зарождение трех листков, которые в будущем дифференцируются в 3 разных направлениях: наружный листок – это будущая плацента и плодная оболочка, средний дает начало скелету, коже и мышцам, а внутренний является основой для будущих внутренних органов.

    Фетальный (от 9 недель до рождения) – в этот период будущий малыш называется плодом и риск потери ребенка значительно снижается. К концу 3 месяца беременности заканчивается закладка органов и тканей, но в то же время происходит усиленное их развитие. Рост головы замедляется и постепенно сравнивается с туловищем, после чего тело начинает расти быстрее головы. Лицо начинает приобретать человеческие черты, а по подросшим половым органам можно определить пол ребенка. В фетальном периоде до самого рождения продолжается внутриутробное развитие ребенка, фото ниже отлично это показывает.

Узи во время беременности

В настоящее время ультразвуковое обследование является необходимым для оценки жизнедеятельности плода и выявления врожденных пороков. Всего за весь период беременности эту процедуру нужно пройти 3-4 раза. Первый раз на сроке 12 недель, второй – 21-24, третий раз –на 32 неделе.

Во время этой процедуры оценивается:

    внутриутробное развитие ребенка;

    соответствие сроку беременности;

    вес и рост малыша;

    его положение в полости матки;

    наличие врожденных пороков;

    имеется ли обвитие пуповиной;

    состояние плаценты и околоплодных вод, а также их количество.

Внутриутробное развитие ребенка по месяцам

1 месяц. В первый месяц беременности особых изменений в организме женщины не наблюдается. В этот период происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом и образование зиготы, которая будет активно делиться и направляться в полость матки.

2 месяц. Внутриутробное развитие ребенка на втором месяце характеризуется тем, что у малыша уже формируются ножки и ручки, а на них пальчики. Все внутренние системы развиваются и начинает биться сердечко с частотой 140-150 ударов в минуту. Вес плода составляет 4-5 гр, а рост 2,4-3 см.

3 месяц. На этом месяце заканчивается 1 триместр беременности. Развитие ребенка продолжается, а вместе с тем начинают формироваться голосовые связки, язык, волосы и ногти. В полости рта появляются первые зачатки зубов. Пищеварительная и кровеносная система начинают свою работу.

4 месяц. За этот период малыш становится крупнее. Все его органы и системы активно работают, а сам ребенок уже умеет сгибать и разгибать конечности, толкаться ножками. Из особых изменений можно отметить развитие коры головного мозга, ушных раковин и появления индивидуального рисунка на кончиках маленьких пальчиков, также малыш становится чувствителен к внешним звукам.

5 месяц. Все системы и органы продолжают совершенствоваться Если говорить про внутриутробное развитие ребенка по месяцам, то пятый месяц, пожалуй, самый запоминающийся для впервые беременной женщины. На этом сроке она может почувствовать шевеление плода и ощутить малыша внутри себя. Легкие пока еще недоразвиты, поэтому следует лучше следить за своим здоровьем, чтобы избежать преждевременных родов.

6 месяц. Этот месяц беременности несет в себе множество изменений в развитии плода. К этому времени он научился открывать и закрывать глазки, на которых появились реснички, а сверху бровки. Половые органы сформированы, а на лице прослеживаются индивидуальные черты. Весит малыш на этом сроке 750гр, а рост составляет приблизительно 30 см.

7 месяц . В этот период быстрыми темпами развиваются мозг и легкие. Подкожного жира становится все больше, поэтому кожа разглаживается и на ней остается все меньше морщинок. Рост малыша на этом месяце – 33 см, а вес около 1-1,2 кг.

8 месяц. За этот период ребенок значительно набирает в весе и увеличивается в росте. Кожа его покрыта густым волосяным покровом, а жировой прослойке стало еще больше. Малыш начинает бурно реагировать на все внешние раздражители.

9 месяц. Заключительный этап всей беременности. Ребенок к этому времени полностью сформирован и готов к самостоятельному существованию. На его коже полностью исчезло лануго (пушок), а сама она стала гладкая и розовая.

Периоды детского возраста.

Воспитание ребенка

Возрастные периоды - это жизненные отрезки времени, в пределах которых процесс роста и развития, а также морфофункциональные особенности организма тождественны. При характеристике каждого возрастного периода детства оцениваются законы роста и развития; морфофункциональное состояние органов и систем; особенности центральной нервной системы (ЦНС), нервно-психическое развитие; ведущие линии развития; особенности эндокринной системы; иммунологические особенности; основной характер патологии, свойственный данному возрастному периоду; инфекционные возбудители заболеваний; наиболее неблагоприятные факторы, воздействующие на организм ребенка; создание условий для гармоничного развития с учетом возраста и принципы воспитания детей. Таким образом, выделение отдельных возрастных периодов способствует дифференцированному подходу к ребенку.

В процессе развития плода и ребенка выделяют еще критические периоды в отношении роста и развития, созревания и становления функций органов и систем.

Согласно Международной конвенции защиты прав ребенка 1999 г., к детям относятся человеческие индивидуумы в возрасте от рождения до 18 лет. Выделяют следующие возрастные периоды:

I. Внутриутробный период - от момента зачатия до рождения ребенка. Продолжается 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

II. Период новорожденности - от момента перевязки пуповины по 28-й день жизни. В пределах его различают: ранний неонатальный период - до окончания 7-х суток (всего 168 часов); поздний неонатальный период - с 8-го по 28-й день жизни новорожденного; перинатальный период - с 24-й недели беременности до окончания первой недели после рождения.

По рекомендации экспертов ВОЗ (1960) его исчисляли с 28 недель внутриутробного развития до окончания первой недели после рождения. В настоящее время перинатальный период исчисляют с 24-й недели беременности, так как исследования показали, что с 23-24 нед гестационного возраста ребенок жизнеспособен внеутробно при совершенствовании современных методов выхаживания недоношенных новорожденных.

III. Период грудного возраста - от 29-го дня жизни ребенка до 1 года.

IV. Период раннего детского возраста - от 1 года до 3 лет.

V. Период дошкольного возраста - от 3 до 7 лет.

VI. Период младшего школьного возраста - от 7 до 11 лет.

VII. Период старшего школьного возраста - с 12 до 17-18 лет.

Внутриутробный период

Внутриутробный период - это важнейший период, определяющий биологическую судьбу организма человека на последующие годы, состояние здоровья, адаптационные реакции, риск развития болезней. В настоящее время можно говорить о возрастающей значимости отклонений в здоровье плода на формирование болезней человека. Отсюда большое значение перинатальной диагностики, и плод выступает как пациент. Для прямой оценки исследования функционального состояния плода используется биофизический профиль, мониторный контроль за сердечной деятельностью плода, исследование маточно-плацентарного и плодо-плацентарного кровотока; синхронное исследование компьютерной интервалограммы матери и плода.

Определение биофизического профиля включает сосательные движения плода, глотание, сон и целенаправленные движения, рефлексы.

Характерен бурный рост и тканевая дифференцировка плода. На сроке 8 нед сформированы рудименты всех основных органов и систем. С 4-й недели определяется у эмбриона сердцебиение, на 8-й неделе наблюдается мышечная реакция в ответ на стимуляцию, к 9-й неделе рефлексогенными становятся ладони и подошвы, отмечается спонтанная моторика кишечника. Система кровообращения плода достигает окончательного развития между 8 и 12 нед беременности. К 12 нед определяется кора больших полушарий головного мозга. К 13–14 нед появляются плавные движения в ответ на стимуляцию различных зон. На 14-й неделе начинаются глотательные движения. К 17-й неделе появляется хватательный рефлекс. На 18-й неделе отмечаются дыхательные движения. С 20-й по 28-ю недели устанавливается костно-мозговое кроветворение (вместо печеночного). С 28–29 нед плод может активно сосать.

К концу второго триместра беременности масса плода составляет 1000 г, а длина тела - 35 см, а к концу беременности масса тела 3200–3500 г, длина тела 48–50 см и более.

Критические периоды в отношении роста и развития:

    первые 7–9 дней - период имплантации яйцеклетки;

    3–12-я недели - ранний фетальный период - интенсивный рост и тканевая дифференцировка плода;

    после 28 нед и до начала родов - поздний фетальный период, когда отмечаются исключительно быстрый рост и накопление клеточной массы; обеспечиваются процессы депонирования многих компонентов питания: депо солей кальция, железа, фтора, меди, витаминов D и В12. В этот же период происходит созревание сурфактанта в органах дыхания. В это время отмечается высокий уровень пассивного иммунитета, созревания ферментных систем, неспецифических факторов защиты организма.

Развитие плода определяет функциональная система мать-плацента-плод; это нервные, гуморальные, иммунные связи (прямые и обратные).

Главными факторами, определяющими и регулирующими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Особую роль играют инсулин, гормоны гипофиза. Одним из основных факторов, обеспечивающих нормальное развитие и рост организма до рождения, являются гемодинамические процессы в функциональной системе мать-плацента-плод. С помощью допплеровского исследования сердцебиение плода можно определить с 10–12 нед беременности.

Особенности ЦНС плода. Темпы роста мозга до 33-й недели превышают темпы роста остальных систем и органов, особенно быстрое нарастание массы мозга в последние недели перед рождением. Созревание коры головного мозга происходит на 12–16-й неделе. На 12-й неделе отмечается время появления электрических импульсов в дыхательные центры в ответ на внешние раздражители. С 13–14-й недели фиксируются плавные грациозные движения плода в ответ на стимуляцию всех зон за исключением областей спины, затылка, темени. С 17-й недели формируются и хорошо развиты хватательные рефлексы рук. К 27 нед зафиксировано влияние двигательной активности и эмоций матери на плод. К 28-й неделе у плода созревает моторно-кардиальный рефлекс, и к 32-й неделе фиксируется реакция плода на звук, передающийся через брюшную стенку изменением частоты пульса.

Критический период созревания головного мозга - это время появления электрических сдвигов в коре больших полушарий и ее ответов на внешние раздражители - 12–16-я недели.

Электроэнцефалограмма плода с 5 мес имеет однотипный и прерывистый характер. С 7 мес наблюдается межзональная дифференциация. С 8 мес ЭЭГ приобретает непрерывный характер, далее появляются качественные различия сна и бодрствования.

Регуляция моторики и позы плода. Основное значение спинального уровня рефлекторной деятельности - обеспечивание позы плода. С 9-й недели отмечены импульсы с рецепторов скелетных мышц. С 20-й по 40-ю недели быстрое увеличение мозжечка (в 12 раз), регуляция моторики и позы. Кора мозжечка принимает непосредственное участие в регуляции общего уровня активности плода, пространственной ориентации, модуляции вегетативной нервной системы, обеспечивая адаптивное поведение во внешней среде уже новорожденного.

Особенности эндокринной системы плода. Отмечается преобладание функции надпочечников. Корковая зона надпочечников очень широкая, пучковая зона выражена неотчетливо; мозговое вещество надпочечников не выявляется - это так называемый эмбриональный тип. С 25-й недели плод образует кортикостероиды из собственных субстратов.

Инсулин определяется в b-клетках поджелудочной железы к 12-й неделе, синтез его нарастает к середине внутриутробного периода и концентрация инсулина в крови плода не отличается от таковой в крови матери.

Инсулин и соматомедины под влиянием соматотропного гормона гипофиза определяют рост плода. Гипофиз закладывается у эмбриона на 4-й неделе, а с 9–10-й недели определяются следы адренокортикотропного гормона (АКТГ). Соматотропный гормон гипофиза через инсулиноподобные факторы роста влияет на метаболизм и рост.

Щитовидная железа к 4-му месяцу сформирована структурно, функционально активна и по внутритиреоидному обмену йода не отличается от взрослых. Регуляция щитовидной железы плода осуществляется собственным тиреотропным гормоном гипофиза, так как аналогичный гормон матери через плацентарный барьер не проникает.

У плода с 27 нед сформирована функциональная система гипофиз–надпочечник–гипоталамус. Благодаря этой системе плод способен отвечать на стрессовые воздействия

Особенности иммунитета плода. Пассивный иммунитет - перенос IgG материнского через плаценту с 26-й недели. Синтез иммуноглобулинов плода ограничен, усиливается при наличии антигенной стимуляции. Способность к самостоятельному синтезу IgM и IgG появляется с 3 мес гестации, IgM с 7 мес; IgE c 11 нед в легких и печени; с 21-й недели- в селезенке. Первые В-лимфоциты появляются на 7–8-й неделях, а к 14-й неделе число их в крови плода достигает уровня взрослого. Первые Т-лимфоциты образуются на 10–11-й неделях. К моменту рождения их число выше, чем у взрослого. С 6-й недели начинают типироваться HLA антигены - создается индивидуальный конституциональный «портрет».

Неспецифические факторы резистентности плода. Синтез лизоцима плодом зафиксирован с 9-й недели, к моменту рождения уровень лизоцима превышает уровень взрослого человека. Содержание пропердина у плода низкое, нарастает быстро в течение первой недели жизни новорожденного. Становление системы комплемента у плода отмечено на 8–15-й неделях, к моменту рождения общий уровень комплемента составляет 50% его уровня в крови матери; к концу первой недели жизни ребенка количество комплемента быстро нарастает. Лейкоциты на всем протяжении фетального периода и полученные из пуповинной крови новорожденных обладают низкой способностью к фагоцитозу и низкой подвижностью. Первые периферические лимфатические железы формируются, начиная с 3 мес гестации, «заселение» их лимфоидными элементами происходит в течение 4-го месяца.

Лимфатические железы и образования желудочно-кишечного тракта формируются после 21-й недели.

Нервно-психическая активность плода. В работах конца XX века приводят аргументы в пользу наличия своеобразной нервно-психической активности плода уже в III триместре беременности. Слуховая и вестибулярная система у плода структурно созревает к 6-му месяцу беременности. Доказано, что плод способен воспринимать особенно интонации звуков, при этом необходимы более частые повторения фонетических раздражений. Плод реагирует на голос матери, музыкальные мелодичные звуки, что фиксируется учащением сердцебиения, характерным для моторно-кардиального рефлекса; при этом отмечена позитивная и негативная реакция на тоны. Играет роль упомянутая выше система плода гипоталамус–гипофиз–надпочечники, способная отвечать на стрессовые воздействия.

Выявлены наиболее информативные показатели нарушений развития ЦНС плода. Основные из них - продолжительность промежуточного и спокойного состояния цикла «активность–покой», величина моторно-кардиального рефлекса и осцилляций сердечного ритма плода в активном состоянии цикла «активность–покой», а также особенности дыхательных движений плода.

В отношении развития нервно-психической активности плода большое значение имеет система мать–дитя. Воздействие на плод и его развитие осуществляется опосредованно через организм, психику, восприятие, образ жизни и деятельности женщины-матери, а также через генетический код. Полагают, что акустические раздражения, которым подвергается плод в конце беременности, оставляет в нервных клетках след реакции, являющейся основой развития кратковременной памяти.

Отсутствие материнского чувства, искаженность или недостаточность его являются самым распространенным источником стресса для ребенка на антенатальном этапе развития. Уже на этапе внутриутробного развития несомненна важнейшая роль матери, семьи в рациональном развитии ребенка. Система пренатального воспитания предполагает проведение коррекции психоэмоционального состояния беременной женщины и воспитание ребенка, начиная с внутриутробного развития.

Профилактические меры. Задача активной защиты плода - одна из важнейших целей в период внутриутробного развития. Достигается эта цель путем воздействия на плод через организм матери. Установлено, что уже с 5–5.5 мес внутриутробной жизни у плода могут функционировать вкусовой, слуховой, вестибулярный, тактильный и другие анализаторы, что позволяет начать дородовое воспитание будущего ребенка. Это перестройка уклада семьи с постоянным акцентом на интересы ожидаемого ребенка, любовь к нему и доброта.

Важное значение имеет режим беременной женщины: достаточный сон, прогулки, гигиеническая гимнастика. Особую роль играет двигательная активность, ходьба. Процессы жизнеобеспечения плода зависят от двигательной активности беременной женщины (энергетическое правило скелетных мышц). Уменьшение мышечной активности сочетается с уменьшением импульсации в ЦНС, дыхательные мышцы плода. Творческий контакт матери и отца с плодом, беседы с ним, ласковое пение необходимы. Отмечено, что головка ребенка в утробе матери движется за рукой отца, поглаживающего живот беременной. Огромную роль играет мелодичная музыка. Описаны примеры дифференцированного отношения плода к музыке в III триместре беременности: музыка Моцарта, Вивальди, Чайковского успокаивает плод; рок-музыка действует плохо. Успокаивает плод мелодичное пение матери, а также пение родителей дуэтом. Беременной женщине необходимо отказаться от телевизионных фильмов-ужасов и передач, содержащих насилие и жестокость. Беременной следует соблюдать рекомендации по рациональному питанию.

Большое значение имеет подготовка грудных желез к лактации.

Возможный характер патологии во внутриутробном периоде. Воздействие неблагоприятных факторов в зародышевой стадии (до 8-го дня), особенно вирусов, радиации приводят к хромосомным и генным аномалиям или гибели яйцеклетки; в эмбриональной (с 8-го дня до 9–10 нед) к нарушению органогенеза: уродства, врожденные пороки.

Заболевания матери и токсические влияния (курение, алкоголь, наркотики) в эмбриональную стадию (11–12 нед) могут привести к задержке внутриутробного развития, поражению ЦНС. При воздействии неблагоприятных факторов в ранней фетальной стадии (до 28 нед) может быть задержка роста и дифференцировки органов и тканей: гипо- и дисплазии их; недоношенность; а в поздней фетальной (после 28 нед) - недостаточное образование депо в организме плода: жирового, белкового, витаминного (D, В12) и минерального - кальция, железа, меди, селена. В указанный период может быть преждевременное рождение и функциональная незрелость плода.

Одним из наиболее распространенных синдромов перинатального периода, непосредственно отражающегося на физическом, нервно-психическом развитии и заболеваемости младенца, является задержка внутриутробного развития (ЗВУР). По данным ВОЗ, в Европейских странах ЗВУР встречается в 6,5%, а в Центральной Азии - до 31%.

В патологии внутриутробного периода большую роль играет гипоксическое поражение мозга, а также при недостаточности питания беременной - уменьшение числа глиальных клеток мозга. Особенно опасна недостаточность в питании фолиевой кислоты, цинка, меди и других эссенциальных нутриентов.

Неблагоприятное влияние на развитие плода оказывают экзогенные токсиканты, особенно соли тяжелых металлов, приводящие к метаболическим нарушениям и поражениям органов и систем плода. Магнитно-резонансная томография дает практически 100% точность визуализации состояния ЦНС плода и его аномалий.

Фетопатии могут быть вызваны гормональными расстройствами матери: сахарный диабет, гипотиреоз, недостаточность функции надпочечников.

Одно из ведущих мест в формировании пороков развития плода принадлежит группе инфекционных возбудителей: краснухе, цитомегалии, токсоплазмозу и герпес-вирусам. Исследование на антитела к краснухе, цитомегаловирусу и токсоплазме проводится обязательно.

При заражении плода до 5–6 мес беременности обычно развивается генерализованный процесс с преобладанием поражения ЦНС, печени и почек. При более позднем инфицировании, а особенно при заражении непосредственно перед рождением или в процессе родов, развиваются инфекционные заболевания, такие как пневмония, пиелонефрит, отит, конъюнктивит и т. д.

Дети с проявлениями внутриутробной инфекции (ВУИ) имеют пролонгированную желтуху, снижение мышечного тонуса, двигательной активности и сосательного рефлекса, значительную первоначальную потерю массы тела и медленное восстановление ее, повторные падения массы тела, «плоскую» кривую массы, а также субфебрильную температуру тела. Максимальную диагностическую информативность при ВУИ бактериальной этиологии имеют тесты на определение сывороточных концентраций С-реактивного белка (СРБ), интерлейкина-8 и преальбумина [Володин Н. Н. и соавт., 2001]. Повышенные концентрации СРБ и ИЛ-8 в сыворотке крови расцениваются как наличие системного воспаления и являются основанием для начала антибактериальной терапии новорожденным.

В настоящее время большое значение имеет пренатальная диагностика в I и II триместрах беременности УЗИ, ДНК-зонды, кордоцентез, амниоцентез, биопсия хориона, позволяющие выявить врожденные пороки развития в 75–80% случаев, хромосомные болезни (методы гибридизации in situ с хромосомспецифическими ДНК-зондами) в 85–95%, моногенные заболевания более 50 нозологических форм (Айламазян Э. К.), генные болезни - муковисцидоз, гемофилия А и В, болезнь Виллебранда, миотоническая дистрофия, миодистрофия Дюшена.

Плод выступает как пациент в случаях фетохирургии, при гемолитической болезни. Получены первые удачные попытки лечения фетальными тканями мозга человека, использование нейротрансплантации стволовых клеток мозга. Имеет большое значение доклиническое выявление и лечение фенилкетонурии, галактоземии, гипотиреоза. Успешно осуществляется медикаментозная коррекция дефектов при адреногенитальном синдроме, гемофилии, диабете. Перспективы - в генотерапии.

Период новорожденности

Период новорожденности - это первые 28 дней жизни ребенка, или четыре недели. Это самый ответственный период для адаптации ребенка к условиям внешней среды. Очень важно, по данным экспертов ВОЗ, сразу же после рождения осуществить процедуры, укрепляющие узы между матерью и новорожденным:

    положить ребенка на живот матери;

    дать новорожденному грудь матери в палате родильного отделения;

    обеспечить совместное пребывание матери и ребенка.

Различают ранний неонатальный период - от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни (всего 168 часов) и поздний неонатальный период - с 8-го по 28-й день жизни новорожденного.

В раннем неонатальном периоде отмечаются следующие периоды наибольшего напряжения реакций адаптации: первые 30 мин жизни - острая респираторно-гемодинамическая адаптация; период от 1 до 6 часов - синхронизации основных функциональных систем; на 3–4-е сутки внеутробной жизни - напряженная метаболическая адаптация в связи с переходом на лактотрофный тип питания и анаболический тип обмена веществ.

В поздний неонатальный период происходит дальнейшая адаптация к условиям внешней среды. Наиболее важными критериями благополучия ребенка в этот период служат динамика массы тела и роста, нервно-психическое развитие, состояние сна. Для оценки физического развития используется массо-ростовой индекс (Кетле 1) или индекс Тура - частное от деления массы тела в граммах на длину тела в сантиметрах. Величина массо-ростового индекса для здоровых новорожденных колеблется от 50 до 60.

Масса тела новорожденных в среднем у девочек составляет 3200–3350 г, у мальчиков 3400–3500 г, длина тела - 50–51 см.

Особенности роста и развития. После рождения происходит физиологическая потеря массы тела (к 3–5-му дню жизни) новорожденного на 6–8% от массы тела при рождении, а к 6–7-му дню жизни - восстановление. К концу первого месяца жизни прибавка массы в среднем составляет 600 г или 20% от массы тела при рождении. Увеличение длины тела за первый месяц жизни происходит на 3 см. Окружность головы у новорожденного - 34–36 см, окружность груди - 32–34 см; длина ноги - 36–40% длины тела. На приспособление к условиям внешней среды, на органы дыхания, кровообращения и теплопродукцию оказывают положительное влияние спонтанные движения новорожденного; в связи с этим их важно не ограничивать.

Особенности ЦНС. Масса мозга новорожденного составляет 10% общей массы тела. Крупные борозды и извилины головного мозга выражены хорошо, но имеют малую глубину. Отмечается недостаточная дифференцировка коры больших полушарий головного мозга, наличие безусловных рефлекторных реакций. Реакции на болевое раздражение носят общий генерализованный характер. У новорожденного холодовых рецепторов в 10 раз больше, чем тепловых, в связи с чем чувствительность ребенка к охлаждению выше, чем к перегреванию. Характерно преобладание пищевой доминанты.

Кора мозжечка принимает участие в обработке сенсорной информации, пространственной ориентации.

В течение 2–3 сут у новорожденного повышен уровень неопиатных пептидов - медиаторных нейроаминов (нейротензин, субстанция Р, бомбензин), участвующих в регуляции ряда гормонов желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, симпатико-адреналовой системы.

У новорожденного развиты вкусовой и обонятельный анализаторы. Порог вкусового ощущения выше, чем у взрослого.

В период новорожденности отмечается интенсивное развитие слухового, зрительного анализаторов; тактильного и эмоционального контакта с матерью. Важную роль играет наличие врожденного ориентировочного рефлекса новорожденного - развитие положительных эмоциональных ориентировочных реакций со слуховых и зрительных анализаторов.

Новорожденный имеет врожденные рефлексы: поисковый - рефлекс поиска груди матери; сосательный и глотательный; хватательный. У новорожденного отмечается рефлекс опоры на ноги и автоматической ходьбы (шаговый). При нормально выраженном рефлексе ходьбы ноги не подкашиваются и не перекрещиваются. К 1–1.5 месяцам жизни ребенка этот рефлекс угасает. Рефлекторный поворот головы влево или вправо при положении ребенка на животе, руки вдоль головы. Новорожденный имеет рефлекс ползания - при прикосновении ладони к стопам ребенок делает попытку ползти.

Особенности эндокринной системы новорожденного. Выделены три последовательные фазы гормональной адаптации новорожденных:

I фаза - первые 3 часа жизни новорожденного. Она характеризуется максимально высоким уровнем материнских гормонов и гормонов плода (тироксин, трийодтиронин, тиреотропный и соматотропный гормоны).

II фаза - последующие 3 дня - происходит снижение материнских гормонов, повышение собственных гормонов новорожденного.

III фаза - с 4-го по 6-й день жизни новорожденного. Она характеризуется минимальным уровнем фетоплацентарных гормонов, сохранением уровня гипофизарных гормонов и снижением тиреоидных гормонов.

У новорожденных отмечается низкая биологическая активность надпочечников (80% коры надпочечников состоит из зародышевой зоны). К 12–14 дням жизни отмечается повышение уровня кортикостероидов.

Преобладает у новорожденного функция зобной и щитовидной желез. Наблюдается транзиторная гипофункция паращитовидных желез: ранняя (на 2–3-и сутки) и/или поздняя - на 10-й день и первые недели жизни. Транзиторная гипофункция паращитовидных желез может проявиться повышенной нервно-мышечной возбудимостью, готовностью к судорогам (тетания новорожденного). Возможен гормональный криз новорожденного, связанный с нарушением взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка.

Особенности иммунитета. При рождении содержание Т и В клеток в крови ребенка как у взрослого, низкий уровень естественных киллеров, IgG - материнский; IgM - следы, количество его увеличивается с первой недели; IgA в сыворотке крови низкий, синтез увеличивается с третьей недели. К моменту рождения отмечено отсутствие секреторного IgA, с конца первой недели - следы; IgE может быть увеличен при условии внутриутробной сенсибилизации.

Особенностью реакции новорожденного на первый контакт с антигеном является отсутствие клеток памяти и появление их после повторных контактов.

Неспецифические факторы защиты. У новорожденного уровень лизоцима выше, чем у матери; к 7–8-му дню снижается до уровня взрослого. В момент рождения уровень пропердина в крови низкий, в течение недели быстро нарастает и к концу 1-го месяца жизни не отличается от уровня у взрослых. Понижен уровень компонентов комплемента С3а и С5а, в связи с чем снижен хемотаксис, опсонизация и бактерицидность (понижена резистентность к вирусным и бактериальным инфекциям). Ограничена продукция интерлейкинов и гамма-интерферонов. У новорожденного поглотительная способность фагоцитов развита достаточно, однако завершенная фаза фагоцитоза не совершенна.

Отмечается первый критический период иммунитета у ребенка - это слабая резистентность к условно-патогенной грамотрицательной флоре.

Для новорожденного характерна склонность к генерализации инфекционного процесса, вследствие чего - частота септических состояний.

У новорожденных, перенесших внутриутробную инфекцию или страдающих ею, повышены уровни IgA и IgM.

Нервно-психическое развитие. В течение 1–2 часов после нормальных родов новорожденный находится в состоянии настороженности. Способен сканировать простые геометрические фигуры, среди них предпочтение более похожим на лицо человека. В течение первого месяца жизни ребенок обращает внимание главным образом на глаза людей. Преобладают процессы торможения. Большую часть времени он спит, однако на 2–3-й день отмечается предвосхищение предстоящего кормления, а на 5–7-й дни - голодное возбуждение. При ощущении голода наблюдается «роющий» рефлекс - поворот головы к соску груди матери и «роющие» движения вокруг него, обусловленные чувством голода или другими раздражителями области рта. В конце 2-й недели появляется рефлекс на положение новорожденного под грудью матери и рефлекс зрительного сосредоточения. Он выражается активным познанием взрослого, спустя 2–3 мин после сосания груди. У новорожденного к концу 2-й недели появляется слуховое сосредоточение, а зрительное к концу 1-го месяца жизни. Показателем восприятия новорожденным объекта служат движения глазных яблок, выражающиеся в слежении и фиксации взора.