Диагностика уровня эмоционального выгорания В. В

Личностный опросник, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.

«Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств;

Неудовлетворенность собой;

«Загнанность в клетку»;

Тревога и депрессия.

« Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

Эмоционально-нравственная дезориентация;

Расширение сферы экономии эмоций;

Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение»

Эмоциональный дефицит;

Эмоциональная отстраненность;

Личностная отстраненность (деперсонализация);

Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указываются в ключе к тесту. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов — получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.

Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Инструкция к тесту:

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных теста:

В соответствии с ключом к тесту осуществляются следующие действия, указанные ниже.

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключи к тесту:

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств:

1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

Неудовлетворенность собой:

2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)

«Загнанность в клетку»:

3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Тревога и депрессия:

4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

«Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:

5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

Эмоционально-нравственная дезориентация:

6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Расширение сферы экономии эмоций:

7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

Редукция профессиональных обязанностей:

8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«Истощение»

Эмоциональный дефицит:

9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Эмоциональная отстраненность:

10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация):

11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения:

12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Анализ теста и интерпретация результатов:

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы.

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

  • 9 и менее баллов — не сложившийся симптом;
  • 10-15 баллов — складывающийся симптом;
  • 16-20 баллов — сложившийся симптом;
  • 20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы.

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

  • 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
  • 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
  • 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
2

1 ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

2 ГОУ ВПО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

Исследовалась взаимосвязь временных характеристик вариабельности сердечного ритма учителей и степени выраженности симптомов фазы «резистенции» синдрома эмоционального выгорания. В исследовании приняли участие 217 учителей. Было установлено, что в группах обследованных учителей наблюдается так называемый «компенсированный дистресс» в сторону сниженного напряжения. Также определили общую «слабую активность» симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы с преобладанием парасимпатического отдела, что считаем характерной особенностью жителей Югры. Установлены статистически значимые изменения индексов SIM и PAR, а также показателя SDNN при формировании симптомов V «Неадекватное эмоциональное реагирование» и VI «Эмоционально-нравственная дезориентация». Причем, в стадии «формирования» этих симптомов значения SIM уменьшаются (PAR ведёт себя обратным образом). К стадии «сформированности» V симптома SIM повышается, к стадии «сформированности» VI симптома SIM продолжает понижаться.

временные характеристики вариабельности сердечного ритма

фаза «резистенции»

эмоциональное выгорание

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 474с.

2. Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы. – М.: КРЕДО, 2006. – 288 с.

3. Еськов В.М., Филатова О.Е., Майстренко Е.В. Методы исследования степени синергизма в функциональных системах организма человека проживающего на Севере // Материалы научно-практической конференции «Экологические проблемы и здоровье населения на Севере». – Сургут: Изд-во СурГУ, 2004. – С. 106-111.

5. Ненарт Е.О. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с элементами профессиональной деформации личности учителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2008. – № 3. – С. 402-406.

6. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. – С.87-95.

7. Снежицкий В.А. Методологические аспекты анализа вариабельности сердечного ритма в клинической практике // Медицинские новости. – 2004. – № 9. – С. 37-43.

8. Хаснулин В.И. Медико-экологические основы формирования, лечения и профилактики заболеваний у коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Методическое пособие для врачей. – Новосибирск: СО РАМН, 2004. – 281с.

9. Leiter M.P., Maslach C. Banishing burnout: six strategies for improving your relationship with work – Jossey-Bass, A Wiley Imprint, 2005. – 193 p.

10. Maslach C.M. Job burnout: new directions in research and intervention // Current Directions in Psychological Science. Vol.

Эмоциональное выгорание (ЭВ) у представителей социальных профессий и, в частности, у педагогов продолжает представлять интерес у отечественных и зарубежных ученых. Анализ литературы показал, что исследования в большей своей части направлены на установление выраженности различных симптомов выгорания, их зависимость от вида учебного заведения, статуса работника, стажа работы (И.А. Курапова, Е.О. Ненарт, В.Е. Орёл, К.С Милевич и др.) . Продолжают исследоваться факторы, влияющие на формирование ЭВ и группы риска, а также разрабатываются мероприятия по профилактике и восстановлению педагогов (О.Н. Гнездилова, Н.С. Пряжников, Е. В. Лешукова, Maslach C.M. и др.) . Мало исследованным остается вопрос изучения психофизиологических изменений, которые обеспечиваются нейро-вегетативной регуляцией (НВР) при развитии ЭВ . В связи с этим целью данного исследования явилось установление взаимосвязи эмоционального выгорания учителей, проживающих в условиях Югры, с временными показателями вариабельности сердечного ритма.

Методика

Данное исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Сургутского района Тюменской области. В обследовании принимали участие учителя (всего 217 женщин, средний возраст 43,49±1,07, средний педагогический стаж 19,25±1,09). Учителя проходили психологическое тестирование по методике - тест на «Эмоциональное и профессиональное выгорание» (Бойко В.В.) . Также измерялись показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) с применением пульсоксиметра «ЭЛОКС-01С2». В устройстве используется оптический пальцевой датчик (в виде прищепки), с помощью которого происходила регистрации пульсовой волны с одного из пальцев кисти. Исследование показателей пульсометрии производилось в положении испытуемого сидя, на съем информации отводилось не менее 300 кардиоинтервалов, т.е. измерение производилось в течение 5 минут 10 секунд. Прибор снабжен программным продуктом «ELOGRAPH», который в автоматическом режиме позволяет отображать изменение ряда показателей в режиме реального времени с одновременным построением гистограммы распределения длительности кардиоинтервалов .

Для оценки нейровегетативной регуляции организма по показателям вариабельности сердечного ритма испытуемых учителей использовались наиболее значимые временные показатели: SIM (активность симпатического отдела вегетативной нервной системы), PAR (активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы), SDNN (стандартное отклонение всех кардиоинтервалов), IBN (индекс напряжения по Баевскому) и HR/SSS (частота сердечных сокращений).

Результаты

Эмоциональное выгорание по методике Бойко В.В. условно разделяют на 3-и фазы: фаза «напряжения» (переживание эмоционального напряжения в связи с неудовлетворенностью работой, собой и т.д.; фаза «резистенции» характеризуется сопротивлением и неадекватным реагированием на организационные стороны в работе, контакты с коллегами и т.п.); фаза «истощения» (избегание близких эмоциональных и личностных контактов, ухудшение состояния здоровья и др.). О степени сформированности фаз судят по количественным показателям:

36 и менее баллов - фаза в пределах нормы (не сформировалась);

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Применение методики В.В. Бойко для установления эмоционального выгорания в группе учителей позволило распределить всех обследуемых на группы по степени сформированности у них фаз синдрома ЭВ. По усреднённым результатам в баллах (см. рисунок 1) фазы «напряжения» и «истощения» не сформированы, а фаза «резистенции» находится в состоянии формирования.

Рис. 1. Диаграмма усреднённых результатов (в баллах) сформированности 3-х фаз эмоционального выгорания у обследованных учителей

Для наглядности количественного распределения учителей по степени сформированности у них каждой фазы эмоционального выгорания ниже представлен рисунок 2.

Рис. 2. Диаграмма распределения учителей (в % от общего количества испытуемых) по степени сформированности у них каждой фазы эмоционального выгорания (по тесту Бойко В.В.)

Если просуммировать количество учителей, которые находятся на стадиях формирования и сформированности фаз «напряжения» (31 % учителей), «истощения» (34,5 % учителей), а особенно фазы «резистенции» (75 % учителей), то получаем вывод, что эмоциональное состояние педагогов нельзя считать благополучным. Особенно это выражено по симптомам фазы «резистенция». В связи с этим более детально исследовались показатели вариабельности сердечного ритма учителей с симптомами именно этой фазы.

Симптомы (с V по VIII), входящие в фазу «резистенция», следующие:

V - Неадекватное эмоциональное реагирование (застревание на отрицательных эмоциях и их демонстрация);

VI - Эмоционально нравственная дезориентация (сниженная ориентация на добропорядочные отношения в коллективе и с партнерами);

VII - Расширение сферы экономии эмоций (избегание или сокращение контактов);

VIII - Редукция профессиональных обязанностей (работа «через силу» и снижение эффективности труда);

Степень выраженности симптома оценивается по сумме баллов, которые колеблются в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом; 10-15 баллов - складывающийся симптом; 16 и более - сложившийся симптом.

Анализируя выраженность каждого из 4 симптомов фазы «резистенция» в баллах синдрома ЭВ (см. рисунок 3), следует обратить внимание на то, что все они находятся на стадии формирования. Симптом V - «Неадекватное эмоциональное реагирование» наиболее выражен, является почти сложившимся и в большей степени, чем другие симптомы этой фазы, характеризует изменение состояния эмоциональной сферы испытуемых учителей.

Рис. 3. Диаграмма степени сформированности 4 симптомов (V-VIII) фазы «резистенция» эмоционального выгорания (в баллах) в среднем по группе обследованных учителей

Для более наглядного представления того, у какого количества учителей и насколько выражено формирование 4-х симптомов фазы «резистенция», представили распределение учителей (в %) на рисунке 4.

Рисунок 4. Диаграмма распределения учителей (в %) по степени сформированности каждого из 4-х симптомов (V-VIII) фазы «резистенция» синдрома эмоционального выгорания

Из рисунка 4 следует, что V симптом - «Неадекватное эмоциональное реагирование» сформирован у 44,7 % и формируется у 44,2 %. Также у достаточно большого количества учителей сформирован VIII симптом - «Редукция профессиональных обязанностей» (у 36,41 %). По VI и VII симптомам получили сходные численные показатели.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что состояние большинства обследованных учителей не может способствовать максимальной эффективности их деятельности, поскольку их взаимодействие с другими людьми (тем более с детьми) в процессе работы несколько искажено, реакции на ту или иную ситуации могут быть непредсказуемы. Сами учителя при этом чрезмерно чувствительны и тревожны, испытывают внутреннее раздражение и напряжение, однако эмоционально закрепощены, могут демонстрировать некую отстранённость и «автоматизм».

Известным научным фактом является то, что изменения показателей ритма сердца при повышении эмоционального напряжения, при стрессе, физической нагрузке наступают раньше, чем появляются выраженные гормональные и биохимические сдвиги, т.к. реакция нервной системы обычно опережает действие гуморальных факторов , что дает основание для использования показателей сердечно-сосудистой системы для идентификации донозологических норм.

Статистическая значимость различий разброса значений параметров временных показателей вариабельности сердечного ритма в группах учителей с несформированными, формирующимися и сформированными симптомами фазы «резистенция» оценивалась по результатам дискриминантного анализа.

Для временных показателей, характеризующих V симптом «Неадекватное эмоциональное реагирование», значение лямбды Уилкса (λw) составило 0,91, приближенный F = 1,88 при p < 0,05, что позволяет говорить о неслучайности различий в распределении частотных показателей по этому симптому.

Для временных показателей, характеризующих VI симптом «Эмоционально-нравственная дезориентация», значение лямбды Уилкса (λw) составило 0,93, приближенный F = 1,35 при p < 0,19 и характеризующих VIII симптом «Редукция профессиональных обязанностей», значение лямбды Уилкса (λw) составило 0,94, приближенный F = 1,55 при p < 0,20, что может интерпретироваться как тенденция к неслучайности различий в распределении.

Для временных показателей, характеризующих VII симптом «Расширение сферы экономии эмоций», значение лямбды Уилкса (λw) составило 0,95, приближенный F = 1,08 при p < 0,37, что позволяет говорить о случайности полученных различий.

Для наблюдения за балансом регуляции со стороны симпатического и парасимпатического отделов ВНС используются индексы SIM и PAR, имеющие одинаковую размерность (см. таблицу): менее 15 ед. - слабая активность, 16-30 ед. - умеренная активность, более 30 ед. - высокая активность. У взрослого здорового человека в состоянии физического и психического покоя SIM не превышает 15 ед. Увеличение SIM свидетельствует о преобладании симпатического звена в регуляции ритма сердца и росте напряженности состояния организма. Чем выше показатель PAR, тем сильнее активность вагусного влияния на регуляцию ритма сердца.

Средние значения временных показателей вариабельности сердечного ритма в группах учителей с разной степенью сформированности 4-х симптомов фазы «резистенция» синдрома эмоционального выгорания ()

Симптомы и степень сформированности

Условные обозначения: симптомы: V - «Неадекватное эмоциональное реагирование; VI - «Эмоционально-нравственная дезориентация»; VII - «Расширение сферы экономии эмоций»; VIII - «Редукция профессиональных обязанностей»; SIM и PAR, соответственно отражающих активность симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, SDNN (или СКО - стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов), IBN (индекс напряжения Баевского), HR/SSS (частота сердечных сокращений); степень сформированности симптома: А - не сформирован, В - формирующийся, С - сформирован, n - количество человек. Значимые различия по критерию Фишера: * (#,") - р<0,05, ** (##,"") - р<0,01; обозначение * - при сравнении групп с несформированным и формирующимся симптомом; обозначение # - при сравнении групп с несформированным и сформированным симптомом; " - при сравнении групп с формирующимся и сформированным симптомом.

Полученные результаты ВСР позволяют оценить реакцию отделов вегетативной нервной системы (ВНС) на развитие симптомов ЭВ. В группе обследованных учителей показатели SIM и PAR демонстрируют так называемую «слабую активность» с преобладанием активности парасимпатического отдела ВНС, что считаем в большей степени характерной особенностью жителей Югры, опираясь на собственные исследования и исследования других авторов .

SDNN (стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов) - это показатель активности механизмов регуляции. Нормальные значения SDNN находятся в пределах 40-80 мс, что и наблюдается в группах обследуемых.

Наблюдая за динамикой взаимного изменения индексов SIM и PAR, а также показателя SDNN, следует отметить статистическую значимость этих изменений по V и VI симптомам.

Индекс напряжения Баевского чрезвычайно чувствителен к усилению тонуса симпатической нервной системы. Небольшая нагрузка (эмоциональная или физическая) увеличивает IBN в 1,5-2 раза. При значительных нагрузках он растет в 5-10 раз. У обследованных учителей IBN находится в диапазоне 39,92-60,63 у.е. Ниже представлены возможные диапазоны IBN и их краткая характеристика:

  • 60-120 у.е. - узкий диапазон нормы (эустресс);
  • 30-200 у.е. - широкий диапазон нормы (компенсированный дисстресс);
  • <30 у.е. и >200 у.е. - некомпенсированный дисстресс;
  • >500 у.е. - состояние кризиса систем адаптации;
  • >1000 у.е. - требуется неотложные мероприятия.

Из этого следует, что в группе исследуемых учителей значения IBN ниже узкого диапазона нормы и характеризуют так называемый «компенсированный дистресс» в сторону сниженного напряжения. Предполагаем, что полученные величины IBN могут характеризовать особенные компенсаторные механизмы в группе обследуемых. Этот результат мы рассматриваем как приспособительную реакцию жителей Югры .

Заключение

В группах обследованных учителей по временным показателям вариабельности сердечного ритма наблюдается так называемый «компенсированный дистресс» в сторону сниженного напряжения. Значения индексов SIM и PAR во всех группах учителей таковы, что можно сделать вывод об общей «слабой активности» симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы с преобладанием парасимпатического отдела.

Наблюдая за взаимным изменением индексов SIM и PAR, а также показателя SDNN при формировании симптомов фазы «резистенция», следует отметить статистическую значимость изменений по V «Неадекватное эмоциональное реагирование» и VI «Эмоционально-нравственная дезориентация» симптомам. Причем, при формировании этих симптомов значения SIM уменьшаются (PAR ведёт себя обратным образом). К стадии «сформированности» V симптома SIM повышается, к стадии «сформированности» VI симптома SIM продолжает понижаться. Такую различную динамику показателя SIM связываем с различными базовыми характеристиками симптомов: V отражает эмоциональную сферу, а VI симптом отражает нравственную ориентацию личности.

Рецензенты:

Акопов Г.В., д.псх.н., заведующий кафедрой социальной психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», г. Самара.

Гагай В.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут.

Библиографическая ссылка

Майстренко Е.В., Майстренко В.И. ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА УЧИТЕЛЕЙ ЮГРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ СИМПТОМОВ ФАЗЫ «РЕЗИСТЕНЦИЯ» ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14313 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Фаза «резистенции»

Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений.

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке (подчеркиваем это обстоятельство) подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:

Если не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций не снижает «вхождение» в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов;

Если не настораживает и не отталкивает партнера;

Если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию.

Например, профессионал, когда требуется, способен отнестись к партеру подчеркнуто вежливо, внимательно, с искренним сочувствием. Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».

Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Ведь профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений. Врач не имеет морального права делить больных на «хороших» и «плохих». Учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных по собственному выбору. Обслуживающий персонал не может руководствоваться личными предпочтениями: «этого клиента обслужу быстро и хорошо, а этот пусть подождет и понервничает».

К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки поделить нас на достойных и не достойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что свидетельствует, если можно так выразиться, о раннем периоде развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того, готовы послать всех подальше, а то и просто «рычите» на брачного партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами. Вы переживаете симптом «отравления людьми».

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. По пресловутым «законам редукции» нас, субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным. Больной жалуется на кашель, его надо послушать с помощью фонендоскопа, задать уточняющие вопросы, но вместо этих действий, требующих подключения эмоций, доктор ограничивается направлением на флюорографию. Медсестра, пришедшая к вам на дом сделать инъекцию, не обронила доброго слова, «забыла» дать пояснения к приему назначения. Официант «не замечает», что надо сменить или хотя бы стряхнуть скатерть на вашем столике. Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса, общаясь с вами, смотрит «стеклянными глазами». Одним словом, редукция профессиональных обязанностей – привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Что это?
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы: спасатели, врачи, учителя, консультанты, и т.п. Возникновение истощения в случае эмоционального выгорания связывается именно с взаимодействием «человек-человек».

Термин «выгорание» (burnout) ввел в 1974 г. американский психиатр X. Дж. Фрейденберг (Freidenberger) для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном эмоциональном общении с клиентами при оказании профессиональной помощи. Выгорание усугубляется (но не определяется) любыми другими негативными обстоятельствами: недостаточная зарплата, нехватка признания окружающих, плохие условия труда, переутомление, и т.д.

Клинически эмоциональное выгорание является состоянием предболезни, и относится к стрессам, связанным с трудностью поддержания нормального образа жизни (Z73) по МКБ-10.

Как это выглядит?
Синдром эмоционального выгорания (по В.В. Бойко) можно условно разбить на три фазы:

I фаза – напряжение психологических защит личности
Вроде бы все нормально, но приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний. Все становится скучным, на душе пусто, любимая работа не радует, возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия выхода.
Внезапно, якобы беспричинно, активизируются внутренние конфликты личности, прежде дремавшие внутри, и подкрадывается состояние депрессии.

II фаза – резистенция, сопротивление психологических защит
Люди, с которыми человек работает, начинают его раздражать, особенно клиенты и посетители. Человек начинает пренебрежительно относиться к ним, а затем почти ненавидеть. При этом «выгорающий» человек сам не может понять причину нарастающей в нем волны раздражения.
В фазе резистенции возможности для работы в предлагаемом режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям, - и, желательно, самих людей тоже: чем дальше люди – тем спокойнее.

III фаза – истощение
На этом этапе возникает утрата профессиональных ценностей и здоровья. По привычке специалист еще сохраняет свою респектабельность, но уже виден «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие рядом другого человека вызывает чувство дискомфорта и тошноты, вплоть до настоящей рвоты.
В этой фазе ресурсы психики полностью исчерпаны, происходит соматизация. Велика вероятность инфарктов, инсультов, и т.п.

Как это происходит?
Не существует единой точки зрения на то, как происходит эмоциональное выгорание. С точки зрения логики, ключевым в этом процессе должен быть контакт «человек-человек». Какие же отличия у него от других видов контакта – с машинами, документами, и прочими бездушными предметами? Единственное существенное отличие – возможность душевного сопереживания собеседнику, возможность проявления эмпатии, - и, соответственно, возможность психологической ретравматизации.

...Тут нужно упомянуть, что, разумеется, при любых личностных деформациях выгорание наступает быстрее. Так, например, неумение планировать свое время в любых профессиях приводит к переутомлению. Перфекционизм - к стремлению «спасти всех ото всего», что по определению невозможно, а значит, приводит к падению самооценки. И так далее. Но все эти проблемы типичны не только для профессий «человек-человек», и всюду приводят к весьма печальным результатам, так что их нельзя считать ключевыми для выгорания. Любые неблагоприятные обстоятельства эмоциональное выгорание усиливают, но что является его причиной?

Главное, чем отличаются помогающие профессии от всех других – постоянный контакт с людьми, часто с людьми в затруднительных или неблагополучных обстоятельствах, с людьми, которым нужна помощь, участие и сопереживание. Что происходит при сопереживании? – сам термин со-переживания предполагает переживание чувств, сходных с чувствами собеседника.

Соматический резонанс
В , которые я периодически провожу, есть такое упражнение: участники разбиваются на пары, и когда первый, закрыв глаза, совершает движения, передающие его настроение – как бы танцует соответствующий танец – второй повторяет движения за ним. Часто через некоторое время второй участник настолько хорошо начинает понимать первого, что иногда даже предугадывает те движения, которые визави совершит через секунду, - несмотря на то, что вербально люди в этот момент не общаются, и «танец» какой-либо структуры не имеет. Во время шеринга, когда участники описывают собственные переживания, обычно выясняется, что переживания тех, кто был в паре, совпадали – если первый танцевал печаль, то второй тоже печалился, если первый танцевал радость, то второй тоже чувствовал веселье.

Это явление в телесной парадигме называется «соматическим резонансом», в НЛП – присоединением, и, в общем, оно может происходить не только сознательно – но и совершенно неосознанно. Каждый из вас может провести эксперимент, попросив кого-нибудь внимательно смотреть на экран во время монолога поэта Горохова . Если зритель действительно будет увлечен просмотром, вы, наблюдая за ним внимательно, сможете увидеть, как в грустных местах, где актер выдает гримасу невероятной трагичности, уголки рта зрителя тоже слегка опускаются, - а в местах, где актер демонстрирует облегчение, лицо зрителя слегка разглаживается. Причем происходит это без всякого сознательного намерения.

То же самое происходит с любым внимательно слушающим человеком, когда он захвачен эмоциями рассказчика: он начинает как бы разделять эмоции, бурлящие в рассказе, и проживать их вместе с партнером. То есть, неосознанно вступает в телесный резонанс. Подобное присоединение помогает не только понять другого человека, но и дать ему принятие и безопасность: на невербальном уровне резонанс собеседника как бы говорит рассказчику, что его понимают и зла против него не таят. Без этой способности к эмпатии, пожалуй, профессии типа «человек-человек» вообще противопоказаны.

К сожалению, если у присоединившегося хранится в бессознательном некий собственный эмоциональный заряд на ту же тему, этот заряд активируется и как бы «добавляется» к эмоциям, полученным из резонанса. Тут важно именно наличие бессознательной эмоциональной компоненты: именно она является маркером внутреннего конфликта. Наличие эмоционального заряда в бессознательном свидетельствует, что осознавание в подобных ситуациях происходит не до конца, имеет место внутренний конфликт.

Для демонстрации этого механизма в уже упоминавшихся группах предлагается еще одно парное упражнение – когда участник с закрытыми глазами получает задание просто «собрать лицо» к какой-либо точке, чисто физическое упражнение, - а партнер при этом внимательно следит не только за выражением его лица, но и за собственными чувствами. Часто человек, даже точно зная о том, что партнер просто делает задание, не включая эмоции – замечает за собой , что начинает проецировать на него свои собственные чувства.

Таким образом сопереживание иногда всколыхивает собственные непроработанные травмы помогающего – приходит вторичная травматизация и приводит с собой депрессию. Просыпается вытесненный психологическими защитами бессознательный внутренний конфликт, происходит актуализация бессознательного эмоционального заряда, и требуется всё большая и большая мощность психологических защит для того, чтобы уберечься от эмоциональной боли. Со временем наступает упадок сил, ангедония, и прочие прелести надвигающейся депрессии...

А ведь всего-то и было, что полчаса послушал человека, рассказывающего о своем горе, пару недель тому назад. Рассказ тогда как-то глубоко отозвался внутри, но потом текучка, дела, всё как будто затянулось... и нередко человек совершенно не связывает нынешнее состояние с причиной, его вызвавшей. Ибо бессознательный конфликт не осознается.

Что делать?
У меня на сайте размещен тест на эмоциональное выгорание , с помощью которого вы можете проверить себя самостоятельно. Если у вас полностью сформировалась первая фаза, пора начинать реабилитационные мероприятия – искать балинтовские группы, идти к психотерапевту, или хотя бы брать отпуск и заниматься самостоятельным восстановлением и самоисследованием. Про вторую и третью фазы даже говорить не буду, сами догадаетесь.

Если же эмоционального выгорания пока нет, на будущее стоит соблюдать некоторые правила безопасности при общении с людьми, которые нуждаются в вашей помощи и сочувствии. Это позволит вам не только сохранить собственное здоровье, но более эффективно выполнять профессиональные обязанности – то есть, в итоге, помочь большему количеству людей.

1. Половина внимания – на себя
Обязательно устраивайте «переменки» - время, когда вы можете осознанно прислушаться к себе и только к себе. При возможности, это время стоит потратить на снятие остатков телесного резонанса (п.3).
Прислушивайтесь к себе и непосредственно во время общения, - вам нужно научиться отслеживать свои эмоции, по возможности отделяя те, которые являются сопереживанием и непосредственно возникли из резонанса, от своих собственных.
Ощущайте своё дыхание. Задержка дыхания – верный признак того, что вы входите в опасную для себя эмоциональную область. Пора ослабить контакт с партнером или даже передать его другому специалисту.
Отслеживайте собственные ощущения тела. Если начались какие-то ощущения из п.2 – велика опасность вторичной травматизации, пора срочно отсоединяться.

2. Признаки вторичной травмы
Повышение сердцебиения
Неконтролируемая дрожь
Немотивированное раздражение
Неудержимые или неуместные слезы, плач
Неспособность действовать, ступор, растерянность
Неожиданное внутреннее беспокойство, повышение уровня тревоги
Истощение, мгновенная потеря интереса к происходящему
Временная мгновенная деперсонализация и дереализация

Критерием тут является широта восприятия и возможность полностью отреагировать полученное из резонанса. Слезы, дрожь и растерянность, полученные от партнера, будучи осознанными, усиленными и выраженными, негативного влияния не оказывают. В то же время «простое» сердцебиение, во время которого происходит сужение восприятия – накатывает впечатление, что из этого ощущения невозможно выйти, что вы им не управляете – свидетельствует о вторичной травматизации.

3. Снятие телесного резонанса
Разотождествление: Напомните себе, что вы – это вы. Полезно сказать себе что-нибудь типа: «Я – Ольга Подольская, я - психолог», причем сказать не про себя, а громко, так, чтобы услышать собственный голос.
Отсоединение: Поменяйте позу, ритм дыхания, пройдитесь, отведите взгляд, посмотрите в окно и т.п.
Смена тактильных ощущений: Доставьте своему телу новые ощущения: помойте руки, сполосните лицо, выпейте чаю или глотните воды, сходите в туалет, подышите свежим воздухом или понюхайте кофейные зерна. Если есть необходимость – примите душ и смените полностью всю одежду.
Необычные действия: Сделайте пару физических упражнений, и чем страннее они будут – тем лучше: вам нужны новые эмоции. Совершите несколько танцевальных па, прыгните со стула, всё, что угодно, из того, чего вы никогда не делали и что не оставит вас равнодушным.
Релаксация: Научитесь расслабляться, отвлекаясь от вообще любых мыслей, сосредотачиваясь на ощущениях собственного тела, и доставляйте себе это удовольствие каждый раз, приходя домой с работы.

Если всё вышенаписанное вам не помогло, и ретравматизация всё-таки произошла – это зависит не только от зрелости ваших защит, но и от силы травмирующего фактора: в некоторых ситуациях вторичная травма почти неминуема (в частности, при работе спасателей в местах катастроф) - запланируйте реабилитационные мероприятия: личную терапию, связанную с проработкой задетой травмы, снижение рабочей нагрузки, восстановление общих ресурсов организма.