История создания одмо кузнецкий мост. Судьбы самых ярких моделей ссср Директор дома моделей в ссср

Рядом с Пассажем Поповых-Джамгаровых вверх по Кузнецкому мосту теперь стоит большое красивое здание, больше полувека связанное с Российской модой. А раньше там были маленькие строения. Это хорошо видно на старой фотографии 1883 г.

В XVII веке на этом месте располагалсь дворы стольника И. М. Ведеревского, как и на месте пассажа.
В 1763 году - регистратора Ключарева, в 1778 - иностранца Ивана Тардье.
В начале XIX века - купца Франца Гутта, а потом его жены.
В марте 1813 года в “Московских ведомостях” было опубликовано следующее сообщение: “Елисавета Гутт, по возвращении своем в Москву, живущая на Кузнецком мосту, в собственном доме, в западном флигеле войдя на двор, продолжает делать разные дамские уборы. Претерпев также разорение при нашествии неприятеля, она покорнейше просит господ должников об уплате ей долгов в непродолжительном времени”.

До 1812 года в доме был магазин купца Г. Теодора, продававшего мебель красного дерева немецкой работы. В доме был магазин братьев Дюлу с большим выбором мужской одежды, головных уборов.

Братья имели свою мастерскую и приглашали отдать в учение мальчиков для изготовления шляп и картузов, а девочек для шитья белья. Владелец Юлий Дюлу часто ездил в Германию, Бельгию, Англию для пополнения своего магазина иностранным товаром.

В 1840 годах дом принадлежал Елизавете Лакомм и был известен магазином купца Гальнбека под вывеской “Депо спичек”. Спички без серы здесь продавались за 15 коп. 1000 штук.

В 1848 году в дворовом флигеле находился так называемый “Литографический институт” при второй школе рисования, учрежденной графом С. Г. Строгановым.
Здесь выполнялись заказы на исполнение разных художественных работ - выполнение портретов и рисунков пером, кистью, иглой, изготовление визитных карточек и пригласительных билетов, иллюстраций к книгам. Директор этого заведения приглашал молодых способных рисовальщиков, желающих посвятить себя литографированию на камне, на работу с жалованьем.

В 1850 году дом покупает поручик, а потом гвардии полковник Север Алексеевич Ермолов(1824-1894), сын знаменитого полководца А. П. Ермолова, позднее дом переходит к его жене.
В конце 1850-х годов здесь снимает квартиру главный машинист императорских театров Федор Карлович Вальц, талантливый изобретатель-самоучка, обладавший незаурядными познаниями в области пиротехники, светотехники, механики. Его сын, продолжавший деятельность отца в Большом театре, оставил свои воспоминания, которые вышли в свет в 1928 году.
В 1883 году дом Ермоловой арендует, а потом приобретает 1-й гильдии купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов.

Он строит во дворе четырехэтажное здание (архитектор В. Барков) для фабрики меховых изделий.

В 1902-1903 годах на месте двухэтажного, выходящего на улицу дома архитектор А. Эрихсон построил современный дом.

Основа фасадной композиции - ритмика крупных оконных проемов, занимающих почти все пространство между устоями вертикальной структуры и тягами междуэтажных перекрытий. Несмотря на кажущуюся лапидарность, зодчий проявил большую изобретательность в декорировании фасада.

Интересно его цветовое решение. Нижний этаж, облицованный полированным темно-красным гранитом, дополненным тосканскими колоннами из черного лабрадорита и накладными, некогда тускло желтевшими бронзовыми декоративными деталями, создает прочное основание композиции. Два следующих этажа умеренно оформлены лепниной в стиле декоративного модерна, расположенной в филенках, покрытых мозаикой из золотой смальты.

Четвертый этаж под глубоким карнизом раскрепован полуколоннами характерного для Эрихсона ордера (схожего по общему абрису с коринфским), стволы которых выкрашены в терракотовый цвет. Если учесть, что мастерски нарисованные решетки балконных ограждений (одни из лучших в этой стилистике в городе) были, по-видимому, также покрыты «под золото», то можно себе представить впечатление, производимое этой постройкой, сверкающей позолотой и полированными поверхностями.

В 1906-1907 году А. Э. Эрихсоном была осуществлена надстройка пятого этажа. Нижний этаж здания оформлен колоннами тосканского ордера и облицован полированным тёмно-красным гранитом. Два следующих этажа оформлены лепниной и мозаикой из золотой смальты в стиле декоративного модерна. Балконные ограждения на фасаде здания, по мнению некоторых исследователей архитектуры, относятся к одним из лучших, выполненных в Москве в этой стилистике. Интерьер торгового зала был оформлен художником-графиком В. А. Фаворским.

Владелец этой известной московской фирмы, основатель Сибирского торгового дома по продаже меховых товаров первоначально служил “мальчиком” при магазине, стал приказчиком, а потом рискнул открыть собственную торговлю.
На Всероссийской выставке 1882 года получил высшую награду.
Умирая в 1916 году, Михайлов-отец по духовному завещанию оставил около 400 тысяч рублей на создание школы скорняжно-сырейного и красильного дела, на стипендии в Московском Мещанском училище, а Обществу купеческих приказчиков - 25 тысяч рублей. На благотворительные расходы Михайлов завещал 200 тысяч рублей.
Меховая фабрика на Кузнецком мосту продолжала работать и в советское время.

В середине 1940-х годов в здании разместился Общесоюзный дом моделей одежды, позднее получивший название Дом моделей «Кузнецкий мост». Верхний зал дома моделей был украшен 50 деревянными фигурами, представляющими историю костюма

Дом моделей создавал коллекции одежды для 300 швейных фабрик СССР, проводил обучение, методическую работу, здесь продавались готовые выкройки и проводились показы моделей, одной из манекенщиц здесь работала жена Н. С. Михалкова Татьяна. Дом моделей исполнял и индивидуальные заказы по пошиву одежды для многих известных актёров и политиков: так, у известного модельера А. Игманда шил костюмы Л. И. Брежнев, у Т. Макеевой - Р. М. Горбачёва.

В 2002 году владельцем Дома моделей стала группа МДМ. Большинство из 150 сотрудников Дома моделей было уволено, а спустя год здание было выставлено на продажу. В настоящее время в доме располагается самый большой магазин российской сети одежды премиум-класса «Подиум».

Источники: Сорокин, Нащокина.

Часть первая улица Кузнецкий Мост

Когда моя мама, Маргарита Белякова, только начинала работать в Доме Моделей, она застала там еще прежних, художников-модельеров: «стариков». Это были те, кто создавал в 1944 году, еще во время войны, когда правительством СССР было принято решение создать ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей в Москве. Что само по себе поразительно-1944 год!
Идет война, но перелом уже наметился. И уже тогда стало очевидно, что наше появление в будущем послевоенном Мире потребует осознания, поиска и создания достойного образа страны- победительницы.
Тогда же было выбрано и место, где должно было развиваться это удивительное искусство –создание образа современника. Выбор пал на знаменитую, еще с ХVIII века московскую «улицу моды»- Кузнецкий Мост в доме № 14. Выбор этот не был случайным, поскольку это исторически сложившийся центр пересечения торговли, модных домов моды, магазинов и еще в старину находившихся именно здесь на Кузнецком Мосту самых модных европейских Домов Моды и, конечно, это всегда было излюбленное место прогулок состоятельных москвичей с самых стародавних времен. Поэтому отвлекусь, чтобы дать небольшую историческую справку по истории московской улицы Кузнецкий Мост. Кузне;цкий Мост - улица в Мещанском и Тверском районах Центрального административного округа города Москвы. Проходит от улицы Большая Дмитровка до Большой Лубянки.

Улица Кузнецкий Мост идёт с юго-запада на северо-восток, начинаясь от Большой Дмитровки и заканчиваясь у Большой Лубянки. Пересекает улицы Петровка, Неглинная и Рождественка. Нумерация домов ведётся от Большой Дмитровки. На углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки находится площадь Воровского. Но это современная информация, а история этой улици в буквальном смысле слова уходит в глубь веков.

Ранняя история улицы

А. М. Васнецов Пушечный двор в XVI в.
В конце XV века Иван III основал в этом районе на берегу реки Неглинки, ранее не застроенном и именовавшемся «Неглинный верх», слободу кузнецов и конюхов основанного тут же Пушечного двора. Через Неглинку был перекинут мост, который и дал название улице (о Пушечном дворе ныне напоминает название соседней Пушечной улицы). Вскоре после этого его сын Василий III поселил рядом выведенных из Пскова псковичей, в 1514 г. построивших церковь, долгое время носившую название «Введения во Псковичах» (архитектор Алевиз Фрязин Новый; снесена в 1922 г., после чего на ее месте установлен памятник Воровскому). В XVII в. на улице, кроме дворов ремесленников, отмечены уже дворы князей и монастырские подворья.
Кузнецким мостом тогда назывался лишь собственно мост и его окрестности (между Рождественкой и Петровкой); улица, ведшая к мосту от Лубянки, именовалась Введенским переулком, а улица, ведшая от моста к Большой Дмитровке - Кузнецким переулком, при чем последний объединен с Кузнецким Мостом только в 1922 году.
Улица в XVIII-XIX веках

Мост в XVIII веке
В 1754 г. деревянный Кузнецкий мост был заменен белокаменным трёхпролетным, шириной около 12 м и длиной 120 м, по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского.

Кузнецкий мост во время коронации Николая II
К тому времени (после большого пожара 1737 г.) Кузнецкий мост превращается в торговый район, застроенный лавками. Во второй половине века (после указа Екатерины II о привилегиях иностранным торговцам, 1763), его облюбовали французы, открывшие на нем свои лавки (главным образом модных и галантерейных товаров), так что Кузнецкий мост стал центром французской колонии в Москве. Это спасло улицу во время пожара 1812 г.: на ней были выставлены караулы французской гвардии, тушившие огонь. Улицей магазинов, в основном иностранных, Кузнецкий мост оставался вплоть до 1918 года. В 1843 г. по инициативе славянофила Алексея Хомякова возмущенного «засильем французов», на углу Рождественки был открыт «магазин русских товаров», и исключительно русским ассортиментом и прислугой.
В XVIII веке северную часть улицы от Рождественки до Петровки по обоим берегам Неглинной занимала усадьба Артемия Волынского, после его казни перешедшая к графу И. Л. Воронцову, разбившему на берегах реки сады и построившему каменные дома для сдачи внаем. После смерти графа в 1780 г. его дом и половину усадьбы между Рождественкой и Неглинной купила помещица Бекетова, пасынок которой Платон Петрович Бекетов, впоследствии председатель Общества истории и древностей Российских, устроил в одном из флигелей дома лучшую в Москве типографию, а в другом - открыл книжную лавку (1801).
Владение № 20 принадлежало тогда же Дарье Салтыковой («Салтычихе») (впоследствии в здании - перестроенном строении 1780-х гг. - жил Фёдор Гааз).
В 1817-1819 гг. Неглинка была заключена в трубу, мост засыпан, а на его парапете выстроен дом (№ 7).
Застройка улицы была главным образом двухэтажной; однако во второй половине XIX века на улице появляется все больше многоэтажных зданий пассажей, доходных домов и банков. В настоящий момент улица практически сохранила ту застройку, которая сложилась к 1917 г. - только в самом конце ее в 1982 г. воздвигнуто новое здание КГБ.

Часть вторая –архитектор дома Кузнецкий Мост 14 А.Э. Эрихсон
1. Иллюстративный материал по улице Кузнецкий Мост 14
2.
Прогулки по Старой Москве и не только - Кузнецкий мост д. 14
23 июн 2010 ... В 1883 году дом Ермоловой арендует, а потом приобретает 1-й гильдии купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов. ...
il-ducess.livejournal.com/163219.html - Сохраненная копия

Адольф Эрихсон
Годы жизни
Гражданство Россия
Дата рождения 1862 год

Место рождения Москва

Современный Дом Моделей разместился в здании, построенном в начале ХХ века, по проекту замечательного и знаменитого архитектора Адольфа Эрнестовича (Адольф Вильгельм) Эрихсона, родившегося в Москве в 1862 году.
После окончания в 1883 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) со званием классного художника архитектуры, он был отправлен пенсионером за границу, где изучал архитектуру североевропейских стран, в основном Дании. В 1891-1896 годах состоял архитектором Московской казённой палаты. Вступил в Московское архитектурное общество в 1894 году. В числе лучших московских архитекторов Эрихсон участвовал в 1896 году в подготовке Москвы к коронации царя Николая II, оформив Пречистенский, Тверской и Никитский бульвары. Архитектор много проектировал в Москве для купцов П. И. Щукина и И. Д. Сытина.
В начале творческого пути А. Э. Эрихсон создавал архитектуру в стиле эклектики, стиль- владевший умами современников. Стиль эклектики аккумулировал в себе целые исторические пласты разных направлений и эпох. Но в конце уходящего 19 века, примерно к 1890-м годам,А.Э. Эрихсон увлекся зарождавшимся новым яркоокрашенным национальным стилем ля рюс, и во всем его творчестве пробудилась яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века. Первым проектом архитектора в стиле модерн стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту. Одновременно с проектами в стиле модерн, А.Э. Эрихсон использовал в архитектурной практике и готические формы. Творчество А.Э. Эрихсона в разные его периоды всегда отличало удивительно гармоничное сочетание и единство стилистической строгости и невероятной, порой живописной раскрепощенности форм и деталей. Ему было свойственно -некое единство противополжностей, но всякий раз целостный и убедительный образ его творений. Так обогативший Москву неотъемлемыми от ее облика архитектурными шедеврами, являющими ее историческое лицо и нам - современникам..
После революции 1917 года А. Э. Эрихсон покинул Россию и жил в эмиграции в Швейцарии. Дальнейшая судьба зодчего и год его смерти не известены.

Арнольд Эрнестович Эрихсон - русский архитектор, мастер и один из создателей стиля русского модерна. Он работал в стиле Модерн,еще только рождающегося в те годы.В период 1901-1903 годов А. Э. Эрихсон по заказу купца А.М. Михайлова, большого знатока мехового дела и ценителя нового стиля – яркого, интеллектуального, но демократичного Арт-Деко создал проект здания по адресу Кузнецкий Мост 14. Купец А.М. Михайлов был не просто владельцем, но прежде всего именно создателем Дома Моды европейского размаха в России того времени, сочетавшего в себе единство принципов работы; салона, коммерческого предприятия - роскошного мехового магазина, помещения которого, были специально спланированны для проведения просмотров-дефиле, предназначенные для примерок, пошивочные мастерские,- все было продумано основательно, что не утратило своей функциональности ни в 20 веке, ни в наступившем 21-ом веке. Моя мама, Белякова Маргарита Андреевна- замечательный художник-модельер головных уборов, проработавшая там 42 года, мне рассказывала,что где-то в подвалах здания были даже оборудованы специальные холодильники для хранения мехов. Во всяком случае так говорили старики, рассказывая насколько передовым и продуманным был проект, созданный общими усилиями исторически значимого архитектора А.Э. Эрихсона и талантливого, с тем особым русским размахом молодого капиталиста-купца А. М. Михайлова, основателя Торгового дома в 1901 -1903 годах Москве по адресу Кузнецкий Мост, 14
Существенных успехов в хранении мехов добился купец А.М. Михайлов – поставщик Двора Его Императорского Величества. Зная, что мех хорошо храниться при низких температурах, купец А.М. Михайлов по проекту инженера Н.Г Лазарева строит и в 1912 году открывает «Первый и Единственный в России ХОЛОДИЛЬНИК, приспособленный для хранения исключительно меховых вещей, платья и ковров, Москва, Большая Дмитровка, дом №11».
Купец Михайлов фигура исторического маштаба.Его передовые взляды помогали вести дела с размахом, во многом опережая своё время.
В здании по улице Кузнецкий Мост 14 разместился целый комплекс, в котором было предусмотрено все для различных этапов деятельности в области работы с мехами и авангардной по тем временам Моды, и ее восхождение в этом блистательном салоне европейского уровня. То есть было создано не просто здание, в котором разместились и уживались Салон Моды и различные цеха, в которых ее создавали, обрабатывали меха, создание хранилищ для изделий, то есть система логистики тут же на месте. И безусловно мощная творческая лаборатория – кузницы талантов России того времени. - и все это, как единый комплекс. Ультра современный подход,кстати! Здесь создавался новый, передовой комплекс нового типа архитектуры, целиком отвечающий задачам находящегося внутри производства. Великолепное архитектурное и прицельно-функциональное решение, значительно опередившее своё время и предвосхитившее многие аспекты современной архитектуры.
Знаменитый Зеленый зал,с высокими, украшенными лепниной потолками, широкие закругленные беломраморные лестницы, даже кресла в зале, украшенные резьбой двери с золочеными ручками, огромные зеркала – и,отвечающий и современным требованиям проведения дефиле.
Удобный высокий подиум. Он рассекал зал пополам,или,как называли его тогда между собой сотрудники Дома Моделей «Кузнецкий Мост»-«язык».
Всё это великолепие практически в неизменном виде сохранялось и в советское время. И в детстве и потом, когда я подросла, и в старших классах,когда моя мама брала меня время от времени с собой на просмотры, проводимые в ОДМО «Кузнецкий мост», когда ей хотелось показать мне какую-нибудь из удачных и ей самой понравившуюся коллекций, в которую были включены и ее работы прекрасный Зелёный зал всякий раз восхищал меня свой торжественностью и благородной гармонией своих пропорций.

Часть третья –создание ОДМО.Модельеры

Пишет ziggyibruni (ziggyibruni)
@ 2009-03-18 14:06:00

Метки данной записи: история костюма, персона

Русский модельер Надежда Ламанова

Валентин Серов. Портрет Н.П.Ламановой. 1911

Необходимость создания Дома Моды, отвечающего принципу устройства советского строя, и представляющего всему миру лицо нового строителя
общества, социализма и предполагаемого в последствии коммунизма- назрела ещё до войны, в тридцатые годы. После того, как не осталось в стране и следа от независимости НЭПа. А значит исчезли, как форма частного предпринимательства и Модные собственные ателье.
По преданиям о истории создания ОДМО после 1944 года, бродившие среди стен Дома Моделей «Кузнецкий Мост», были и рассказы о том, что среди вдохновителей идеи создания Общесоюзного Дома Моделей была и великая Надежда Петровна Ламанова. Но, принять непосредственное участие ей не пришлось. Она умерла осенью 1942 года. Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец – Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника.
Надежда Петровна Ламанова была кутюрье еще Его Величества, некогда и она была владелицей одного из именитый Домов Моды в Москве в районе Тверской, а позже ул.Горького. Она еще с юности проявила свое яркое дарование и вскоре покорила своими смелыми решениями и предложениями в работе с образами нового времени даже великосветское общество тогдашней России. Каждую ее модель отличало единство обостренного чувствования образа современности, тонкое чувствование моды и характера личности и облика заказчика, выраженные в изысканности творческого личного почерка мастера. Она практически не занималась выкройками, почитая это занятие пустой затеей, и наказывала модель прямо по фигуре заказчика. Отчего ее вещи по воспоминаниям современников были не только произведениями искусства, но сидели всегда великолепно! Это было созданное ею целое целое направление в моделировании. Даже мне удалось застать рассказы об этой «школе Надежды Ламановой», бытовавшую среди конструкторов верхней одежды многие годы проработавших в ОДМО «Кузнецкий Мост».Об этом рассказывала и даже показывала Мочалова Лидия Николаевна, конструктор верхней одежды ОДМО «Кузнецкий Мост» мамина подруга и сотрудница.
Но и организаторские способности у нее были просто уникальные: в 1885 году-великая Надежда Ламанова открыла свою фирму на Большой Дмитровке. А в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Творчество Надежды Ламановой- сам вопрос о приоритетах некоторых стран в области моды в начале 20 века свело эту тему на нет, громко заявив о направлении русской моды. Но,не как о продолжательнице традиций или подражания французской и европейской моды в целом, а как о совершенно самобытном искусстве, имеющее свое русло, задачи и направления. Значительно пошатнула она наличие у именитых французских модисток. высокопоставленной клиентуры, даже из числа придворный и богатейшей молодой российской буржуазии, И пробудила в обществе живой интерес в отечественному искусству и в этой области творчества. Она была подлинно русской художницей. И то, что она отвергала все предложения переехать в Париж, не удивительно, для художника так глубоко осознававшего всю ответственность в деле развития русского искусства.
Ее творчество достойно представляло и сверкающий стиль придворного бального костюма во времена, когда царил модерн. Творила она, неподражаемо, сплавив: свой личный изысканный почерк и стиль изысканного арт-дэко. Замечательную выставку Надежды Ламановой, которую мне посчастливилось увидеть в Эрмитаже в 1975 году невозможно забыть и сегодня. Размах ее таланта простирался до смелости новаций конструктивизма, не теряя с годами яркости артистического накала, который она сохранила до конца своих дней.
Ее смерть в начале Великой отечественной Войны 15 октября 1941 года, в возрасте 80 лет оборвала блистательный путь мастера. Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников, актуален и по сей день. В своей деятельности она сумела обобщить исторический путь развития Моды в России, соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных Домов Моды и современных знаменитых Домов Высокой Моды и pret-a-portee своего времени.
То есть -она обладала реальным опытом ведения Дома Моды на самом высоком уровне. Надежда Ламанова- прекрасный художник, многогранный талант которой позволил ей работать и, как театральный художник. Именно, как театральный художник осенью 1941, когда фашисты были уже под Москвой году, она подошла к зданию театра, в котором она работала, но он был уже пуст. Театр выехал в эвакуацию. Сердечный приступ, начался внезапно. И последнее, что увидела Надежда Петровна Ламанова в своей жизни – это театр, тонущий в густых сумерках тревожной осени 1941 года, когда судьба Москвы и всей страны была подвешена на весах истории.
То есть сама она лично не принимала участия в создании ОДМО, но некоторые из её идей и рекомендации об устройстве Дома Моды тем не менее воплотились в принципах жизни самого Дома Моделей «Кузнецкий Мост» и жили очень долго с 1944 года по 2003 год.
Она еще с юности проявила свое яркое дарование и вскоре покорила своими смелыми решениями и предложениями в работе с образами нового времени даже великосветское общество тогдашней России. Каждую ее модель отличало единство обостренного чувствования образа
современности, тонкое чувствование моды и характера заказчика, выраженные в изысканности творческого личного почерка мастера. Она практически не занималась выкройками, почитая это занятие пустой затеей, и наказывала модель прямо по фигуре заказчика. Отчего ее вещи сидели великолепно! Но и огранизаторские способности у нее были просто уникальные: в 1885 году- великая Надежда Ламанова открыла свою фирму на Большой Дмитровке. А в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Творчество Надежды Ламановой- сам вопрос о приоритетах в области моды свело на нет, громко заявив о направлении русской моды, не как о продолжении традиций или подражания французской и европейской моды в целом, а как о совершенно самобытном искусстве, имеющее свое русло.Значительно пошатнула она наличие высокопоставленной клиентуры, даже из числа придворный и богатейшей буржуазии,у именитых французских модисток. И пробудила в обществе живой интерес в отечественному искусству и в этой области творчества. Она была подлинно русской художницей.И то, что она отвергала все предложения переехать в Париж,не удивительно, для художника так глубоко осознававшего всю ответственность в деле развития русского искусства.
Ее творчество достойно представляло и сверкающий стиль придворного бального костюма во времена, когда царил модерн. Творила она, неподражаемо, сплавив: свой личный изысканный почерк и стиль изысканного арт-дэко-, выставку, которой мне посчастливилось увидеть в Эрмитаже в 1975 году.Размах ее таланта простирался до смелости новаций конструктивизма, не теряя с годами яркости артистического накала, который она сохранила и в после военные годы, когда она создавала ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей. Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников, актуален и по сей день. В своей деятельности она сумела обобщить исторический путь развития Моды в России, соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных Домов Моды и современных знаменитых Домов Высокой Моды и pret-a-portee своего времени. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности в предчувствии наступающего дня. Представляющий новый и еще не прожитый образ жизни, такой желанной и долгожданный, особенно остро в последние дни войны и вскоре, в только, что наступившей, долгожданной мирной жизни. Но, разумеется, создание такого мощного флагмана Советского Моделирования, как «ОДМО «Кузнецкий Мост» требовало невероятных усилий, социального оптимизма, таланта и опыта многих выдающихся личностей в самых разных областях деятельности. И честь и хвала тем титанам своего времени. создавших это удивительное явление в отечественном искусстве. И надеюсь, что найдутся среди наших современников и их потомков те, кто одарит нас воспоминаниями о их деятельности. К сожалению, я не располагаю такой информацией о этих людях.
И описала только то, что разными путями и отголосками удалось собрать.
Но честь и хвала им, пусть и остающимися пока для нас безымянными.
Что ж!…Как говорится - у Бога все живы!

Иллюстративный материал –портреты и модели Надежды Ламановой

Результаты поиска
1. Надежда Петровна Ламанова / Nadegda Lamanova: ДВЕ КАПЛИ «КОТИ»
14 мар 2003 ... Это имя - Надежда Ламанова - в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно...
www.peoples.ru/art/fashion/.../lamanova/ - Сохраненная копия - Похожие
2. ziggyibruni: Русский модельер Надежда Ламанова
18 мар 2009 ... Надежда Петровна Ламанова – один из самых талантливых русских художников-модельеров, человек интересной судьбы, прожила долгую творческую...
ziggyibruni.livejournal.com/24397.html - Сохраненная копия - Похожие
3. Passion.ru:: Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)
Надежда Ламанова Кто они - гении мирового и российского модного Олимпа? Почему мы знаем о них так мало? Они творили долгие годы для того, чтобы сейчас мода...
www.passion.ru/s.php/8338.htm - Сохраненная копия - Похожие
4. Картинки по запросу надежда ламанова
- Пожаловаться на картинки
5. Судьба Надежды Ламановой - afield.org.ua
Материалы о Надежде Ламановой я собирала более 20 лет по частным и государственным архивам, вела поиски в музее МХАТа, в фондах других московских музеев и в...
afield.org.ua/mod3/mod28_1.html - Сохраненная копия - Похожие
6. Русская мода и Надежда Ламанова.
13 сен 2007 ... Это имя - Надежда Ламанова - в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно...
www.styleway.ru/.../russkaja_moda_i_nadezhda_lamanova.html - Сохраненная копия - Похожие
7. Надежда Ламанова (знаменитые женщины)
Профессия портной или модистки - одна из самых древних в истории человечества, и во все эпохи она считалась уважаемой и почетной.
www.wild-mistress.ru/.../2008-10-28-521228.html - Сохраненная копия - Похожие
8. Надежда Ламанова Платья от НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ. Комментарии...
16 июн 2009 ... Платья от НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ - показатель тонкого вкуса и состоятельности. Надежда Петровна Ламанова - один из самых талантливых...
www.liveinternet.ru/.../post104709374/ - Сохраненная копия - Похожие
9. Журнал Антураж Журнал Надежда Ламанова – первый русский модельер
26 сен 2009 ... Родилась Надежда Ламанова 14 декабря 1861 года в русской провинции – деревне Шутилово Нижегородской губернии. ...
anturagstudio.com/modules.php?... - Сохраненная копия - Похожие
10. Первый канал. Официальный сайт. Телепроекты. Гении и злодеи...
В 1901 году Надежда Ламанова получает предложение от Станиславского работать... В 1941 году 80-летняя Надежда Ламанова должна была эвакуироваться из Москвы...
www.1tv.ru/anons/id=156105 - Сохраненная копия
11. Ирина Асланова - Они создавали моду. Надежда Ламанова - надежда и...
Надежда Ламанова считается создательницей русской модной школы 20 столетия и лучшим в истории России художником-модельером. Ее имя мы уже однажды упоминали...
55irina.livejournal.com/47346.html - Сохраненная копия

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Так как здание предполагалось для магазина меховых изделий, его фасад состоял из огромных витринных окон для демонстрации товара. Поначалу на горизонтальных междуэтажных тягах размещали рекламные надписи на разных языках. При этом верхние этажи украшала лепнина и мозаика из смальты.

В 1940-х здесь открылся дом моделей. Для зала на верхнем этаже В. Фаворский сделал 50 фигур из различных пород дерева. Они иллюстрируют историю костюма от древнейших времен до современности.

Одной из невероятных достопримечательностей города является Дом моделей, модный дом на Кузнецком мосту. Это советский эквивалент Баленсиаги или Кристиана Диора. Вход стоит пять рублей. Там вы можете увидеть три или четыре раза в день демонстрации мод!

В доме моды одевалась советская элита. И сейчас здесь магазин элитной одежды.

Говорят, что... ...работавший в ОДМО Александр Игманд шил одежду для Леонида Брежнева. На примерках Генсек читал стихи Есенина. А последний костюм Брежнева, сшитый в ноябре 1982 года, так и остался в примерочной Дома моделей.


Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту (ОДМО) – знаменитый советский дом моделей.

В 1930-е годы в СССР появилось понятие советский Дом мод, изначально, по сути, это были просто модные ателье, или распространенные в тот период опытно-технические лаборатории, например - Дом Моделей Мосторга, располагавшийся на Большой Дмитровке, открывшийся в 1933 году; отдел модельных платьев при Центральном универмаге Наркомвнутторга СССР; небольшой Дом моделей треста «Мосбелье»; отдел модельных платьев опытно-технической фабрики треста «Мосшвея», и пр.

В 1934 году на базе опытно-технической лаборатории треста «Мосбелье», во многом благодаря управляющей трестом «Мосбелье» Инне Ефимовне Бамдас, был создан первый в СССР Дом моделей, расположившейся на Сретенке в доме № 22. Руководителем Дома моделей стала племянница Надежды Ламановой , модельер Надежда Макарова. Сама Ламанова долгие годы являлась художественным консультантом Дома моделей.

В системе треста «Московшвей» (не путать с Москвошвеем - московским государственным трестом швейной промышленности, с 1922 года объединявшим швейные фабрики Москвы) находились предприятия, изготовляющие верхнюю одежду, а в системе треста «Мосбелье» - платья и белье. В 1938 году Дом моделей при тресте «Мосбелье» объединили с опытно-технической швейной фабрикой треста ««Московшвей», так появился Московский Дом моделей (МДМ). С 1938 года Московский Дом моделей через издательство Гизлегпром начал выпускать собственный журнал мод.

С 1936 года стали появляться первые советские журналы мод не с рисунками, а с фотографиями.

Среди создательниц советской моды тех лет было немало талантливых мастеров, одна из них, безусловно, Надежда Макарова, кроме неё в Доме моделей трудились такие замечательные профессионалы как - Фекла Гореленкова, ученица самой Надежды Ламановой, Елена Федотова, Александра Лямина, Елена Райзман. Самобытные туалеты создавала актриса немого кино Анель Судакевич, работавшая в те годы в Московском Доме моделей.

К концу 1930-х годов в стране встал вопрос об организации единой системы конструирования модной одежды в масштабах страны и необходимости специального моделирования одежды для швейных предприятий. Но создать централизованную систему моделирования одежды удалось только в 1940-е годы.

На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило открыть в Москве новый Дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» - Кузнецком Мосту, в доме № 14.

Новый советский Дом моделей разместился в здании, построенном в начале ХХ века, по проекту Адольфа Эрихсона, выдающегося русского архитектора, мастера стиля модерн. В период 1901-1903 годов Эрихсон по заказу купца Алексея Михайлова, большого знатока мехового дела создал проект здания по адресу Кузнецкий Мост, 14, где расположился «Магазин сибирских и американских меховых товаров» А. М. Михайлова.

Алексей Михайлов практически создал меховой Дома Моды европейского размаха в России того времени, сочетавший в себе единство принципов работы коммерческого предприятия - роскошного мехового магазина, помещения которого были специально спланированы для демонстрации моделей, для примерок, а также для пошивочных мастерских. Все было продумано настолько основательно, что не утратило своей функциональности долгие годы.

Начался новый важный этап в истории советской модной индустрии. Разрабатывать перспективные модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики собирались обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов.

Кроме Москвы, в 1940-е годы Дома моделей были открыты в Киеве, Ленинграде, Минске, Риге. В конце войны у государства, ратовавшего за возрождение моделирования одежды, не было средств на моду. Поэтому Московский Дом моделей был обязан работать на принципах самоокупаемости. Планировалось, что швейники будут заказывать и оплачивать в Московском Доме мод конструирование моделей модной одежды, для внедрения их на фабриках.

Московский Дом моделей был обязан в инициативном порядке разрабатывать и предлагать швейникам новые модели одежды, работая себе в убыток. Поскольку моделирование оказалось убыточным, главным источником существования стали заказы структуры под названием Главособторг. Московский Дом моделей не только разрабатывал новые модели модной одежды, но и шил их малыми партиями, которые затем успешно реализовывались через коммерческие магазины столицы и образцовые спецунивермаги, появившиеся в стране ещё в 1930-е годы.

В 1945 году для пропаганды советской моды Московский Дом моделей начал проводить открытые показы мод для населения с привлечением манекенщиц, сопровождавшиеся комментариями искусствоведов, рассказывающих о модных тенденциях. Кроме этого, в специальном выставочно-демонстрационном зале периодически проводились экспозиции новых моделей одежды, где любой посетитель мог рассмотреть надетые на манекенах модные образцы и получить у дежурного художника-модельера консультацию по поводу модных направлений.

с 1945 года Дом моделей на Кузнецком мосту начал самостоятельную издательскую деятельность. «Журнал мод» с 1945 года становится регулярным изданием Минлегпрома СССС, и выходит четыре раза в год. Долгие годы редакция этого журнала располагалась в самом Доме моделей, а его главным редактором была художник-модельер Антонина Донская. Работу Дома моделей освещал еще один старейший журнал мод «Модели сезона», появившийся в СССР в 1920-е годы. С 1959 года начался выпуск журнала «Мода стран социализма», с той же редколлегией, что и у «Журнала мод», под руководством все той же Антонины Донской, располагалась редакция журнала «Мода стран социализма», там же на Кузнецком мосту.

До 1947 года изготовление одежды постоянно расширялось. Создание пошивочных цехов при Домах моды могло бы стать удачным дополнением для массового фабричного производства. Однако после ликвидации системы коммерческой торговли и переводе Московского Дома моделей с 1948 года на государственное финансирование, последовало прекращение мелкосерийного и экспериментального производства новых моделей модной одежды.

В военные годы на многих швейных фабриках были полностью ликвидированы или сокращены творческие отделы, занимавшиеся, так называемой, «доводкой» моделей, изготовлением лекал и прочей работой, требующей навыков моделирования. Кроме того, в стране были большие проблемы с тканями. По этим причинам фабрики отказывались от изысканных разработок Дома Моделей и предпочитали выпускать более простую в изготовлении одежду.

В 1947 году чиновники в сфере легкой промышленности во главе с А.Н. Косыгиным, занимавшим в это время пост Председателя Бюро по торговле и легкой промышленности при Совете Министров СССР, решили бороться с засильем на полках немодных, низкокачественных вещей. Ведущим сотрудникам Московского Дома моделей было поручено провести обследование и дать оценку продукции, выпускаемой швейными фабриками. Длилась эта проверка до 1948 года. В результате многие изделия были сняты с производства. Ряду фабрик было запрещено самостоятельное моделирование. С 1947 года столичному Дому моделей было поручено контролировать деятельность периферийных швейных предприятий, а также системы ателье индивидуального пошива одежды.

К концу 1940-х годов Московский Дом моделей фактически превратился в своеобразный советский институт модыс множеством служб и подразделений. В 1948 году Московский Дом моделей был реорганизован в Общесоюзный Дом моделей одежды (ОДМО). К началу 1949 года было организовано уже 12 республиканских и областных Домов моделей и произошло их объединение в единую систему во главе сОбщесоюзным Домом моделей одежды. Созданная в конце 1940-х годов единая система модельных домов во главе с ОДМО сохранилась вплоть до 1990-х годов.

В послевоенное десятилетие коллектив Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком Мосту пополнился целой плеядой отличных профессионалов, пришедших создавать советскую моду. Многие из них были выпускниками первого в стране Московского текстильного института.

В 1930 году в связи с потребностью в стране подготовки специалистов-художников для производства текстильной и легкой промышленности, из ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские – московское учебное заведение, созданное в 1920 году) в Москве были выделены эти специальности и переданы в Текстильный институт. Как самостоятельная, кафедра художественного проектирования костюма была организована в 1965 году. До этого времени она входила в состав кафедры спецкомпозиции, возглавляемой профессором П.П Пашковым, где с 1938 года осуществлялась подготовка как художников-технологов по ткачеству, печатному рисунку и трикотажу, так и художников по костюму.

Война прервала подготовку художников, и только в 1947 году возобновился прием абитуриентов на специальность художник-модельер.

На факультете и кафедре работали многие знаменитые художники, в том числе и художники Общесоюзного Дома моделей - А.И. Черемных, В.Д Горовец, И.Л. Леонидова, А.Ф. Куличев, Л.Ф. Турчановская, А.В Космачева и др. Эти педагоги заложили блестящий фундамент школы искусств, связанный с подготовкой художников-технологов в области легкой промышленности.

Среди пионеров были - Анна Бланк, которая с 1944 по 1948 год являлась главным художественным руководителем Московского Дома моделей, а с 1948 по 1958 года - Общесоюзного Дома моделей одежды, Вера Аралова , Валерия Горовиц, Тамара Файдель, Антонина Донская, Людмила Турчановская, Татьяна Ксенофонтова, Тамара Кузнецова, Алла Левашова, Валерия Николаевская, и др.

В дальнейшем коллектив Дома моделей на кузнецком Мосту пополнился целой плеядой талантливых художников – модельеров, таких как: легендарный Вячеслав Зайцев, Александр Игманд (1991 - 2002 - главный художественный руководитель Дома моделей), Светлана Качарава, Тамара Мокеева, Юлия Денисова, Татьяна Осьмеркина, Наталия Орская, Галина Гагарина, Елена Стерлигова, Елена Иванова, Лина Телегина, Татьяна Большакова, Галина Крохмалева, Галина Чернопятова, Магда Андреева, Валерия Чекунина, Татьяна Франк, Наталья Штофф, Ирина Крутикова, искусствоведы Алла Щипакина, Ирэн Андреева и др. Директором Общесоюзного Дома моделей на Кузнецком Мосту долгие годы был В. Ягловский.

С 1953 года принимает участие во всех отечественных выставках, на многих международных выставках и конгрессах мод. После международных конгрессов мод редакцией «Журнала мод», работающей при ОДМО, подготавливаются к печати специализированные издания - альбомы с фотографиями моделей одежды из разных стран, принимавших участие в конгрессе. В 1958 году Общесоюзный Дом моделейпровел первое заседание по вопросам культуры одежды совместно с СЭВ (Советом экономической помощи социалистических стран), такие мероприятия, целью которых являлся обмен опытом и обсуждение перспектив моды стали ежегодными.

В 1957 году Международный конгресс мод впервые проводился в Москве. Одним из устроителей конгресса являлся ОДМО. Дом моделей на Кузнецком Мосту регулярно принимал участие в организации показов зарубежной моды. В 1967 году при помощи ОДМО был проведён Международный фестиваль мод, который проходил на территории Лужников. Главным событием этого фестиваля стал приезд в Москву Дома Шанель. Гран-при фестиваля получила модельер Татьяна Осьмёркина за платье «Россия».

С 1960-х до конца 1980-х годов ОДМО - Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту являлся главным моделирующим центром советской легкой промышленности.

В советское время все коллекции Дома моделей выходили под маркой: «Авторский коллектив Дома моделей «Кузнецкий мост». Имен мастеров не знали. В 1974 году Славу Зайцева включили в галерею лучших модельеров мира последнего столетия, но выехать за пределы СССР он смог только в 1988 году.

Дом моделей создавал две основных коллекции в год. Каждую в двух вариантах. Первый вариант служил образцом для промышленности, поскольку Дом моделей изначально создавался специально для помощи швейникам и был методическим центром всех Домов моды в СССР. Вещи из коллекций должны были соответствовать возможностям швейных фабрик. Но проблема тотального дефицита не позволяла швейным фабрикам в точности выполнять задумки модельеров. От них постоянно можно было услышать: «Таких пуговиц у нас нет, поменяйте, такую деталь не сошьем, упростите, с такой подкладкой получится дорого, измените», и так по каждой модели. После чего покупатели смотрели на готовые изделия, которые доходили до магазинов с полным недоумением, задавая один вопрос: «Что же это за специалисты трудятся в Доме моделей?».

Второй вариант коллекции предназначался для показов за рубежом. Его выполняли для достойной демонстрации советской моды. Было и одно неизменное требование - часть вещей в каждой коллекции для внешних показов обязательного должна была продемонстрировать национальный колорит какой-нибудь из республик СССР.

Одежда с подиума Общесоюзного Дома моделей никогда не поступала в продажу, её раскупали жены и дети кремлевской верхушки и крупных номенклатурных работников, командированные за границу члены делегаций, творческая элита страны. Уникальные вещи из дорогих материалов делались исключительно для престижа СССР, для демонстраций на международных промышленных выставках.

В 1990-е годы существование Дома моделей на Кузнецком Мосту было критическим, из шестидесяти художников-модельеров осталось всего шесть. Практически не осталось искусствоведов, проработавших в Общесоюзном Доме моделей одежды долгие годы.

В 2002 году владельцем Дома моделей стала группа МДМ. Большинство из 150 сотрудников Дома моделей было уволено, а спустя год здание было продано компании «Подиум» - российскому ритейлеру модной одежды. В настоящее время в доме располагается магазин одежды премиум-класса «Podium concept store». Здание является объектом культурного наследия.


Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО)

История

Основан в 1944 году, еще во время Великой Отечественной войны , по решению Правительства СССР.

Знаменитый дом мод манил женщин показами моделей и особенно продажей готовых выкроек. Его верхний зал украсили 50 деревянных фигур, представлявших историю костюма со времен древнейших цивилизаций.

Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту пользовался большой известностью во всём мире. У его истоков стояла Надежда Ламанова . Она сумела обобщить исторический путь развития моды в России, соединить его в единое целое с творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных и современных известных Домов высокой моды и pret-a-portee. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности. Надежда Ламанова имела общественное признание, являясь «Поставщиком Двора Ея Императорского Величества». В 1925 году совместно со скульптором Верой Мухиной Н. Ламанова была удостоена Гран-при