Картотека (средняя группа) на тему: Картотека дидактических игр для средней группы. Картотека дидактических игр в средней группе

Елена Гаева
Картотека «Дидактические игры» для средней группы

«Кто как разговаривает?»

Цель : расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход : педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос : Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает : «Кто рычит?» , «А кто мычит?» , «Кто лает?» , «Кто кукует?» и т. д.

«Кто где живёт?»

Цель : закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в» .

Ход : Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог : – Дети : Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог :-Дети : Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ : «Медведь живёт в берлоге» .

«Подскажи словечко»

Цель : развитие мышления, быстроты реакции.

Ход : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто как передвигается?»

Цель : обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход : педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог :-Дети : Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)

«Горячий – холодный»

Цель : закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог :-Дети : Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель : закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример : Тема «Весна» педагог : -Дети : Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель : активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог :- Дети : Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель : закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, говорит : «Сапоги из кожи» , а ребёнок, возвращая мяч, отвечает : «Кожаные» .педагог : -Дети : Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам»

Цель : ориентировка в пространстве.

Ход : персонаж Федора просит ребят помочь ей : кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

Цель : развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход : педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект : Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Какой овощ?»

Цель : развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход : педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец : «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель : развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход : педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки) . Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель : учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход : на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д.). Ребёнок выбирает картинки , где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель : развитие внимания и наблюдательности.

Ход : педагог на столе выкладывает 4 овоща : «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог :-Дети : Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель : расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, говорит : «У вороны голова…» , а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает : «…воронья» . Например : У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель : активизация глагольного словаря.

Ход : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель : закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход : бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1 . У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2 . У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3 . У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель : расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход : педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

«Подбери словечко»

Цель : развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д.

«Обобщающие понятия»

Цель : расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход : педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог :-Дети : Овощи – картофель , капуста, помидор, огурец, редиска

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог : Дети : Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель : знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход : педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог : Дождь. Дети : Дождь – это хорошо : смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог : Город. Дети : Хорошо, что я живу в городе : можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

Цель : развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

«Назови ласково»

Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель : закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход : педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один» , а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» , «шесть» , «семь» , «восемь» . Пример : Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель : различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход : водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

К 4 — 5 годам у непоседы вырос словарный запас, мышление стало более развитым, малыш может проследить причинную связь предметов и явлений. Расширяется умение обобщения, когда создаются группы из предметов, учитывая материал изготовления, его внешний облик, а также, для чего и с какой целью изготовлен, то есть предназначение. Дидактические игры в средней группе подбираются, учитывая возрастные особенности.

Дошколята среднего возраста становятся более внимательными, начинают концентрироваться на одном предмете или действии. Более интенсивно развивается процесс запоминания, а также припоминания. Они восприимчивы к новым знаниям, информации. Виды восприятия, такие как осязательное, слуховое и зрительное еще более развиваются и совершенствуются. Ребенок уже понимает, что такое звукосочетание, различает его, а также распознает сложные формы вещей.

Игровая деятельность – это основной вид занятий для дошкольников. Таким образом малыши получают основные знания об окружающем мире, готовятся к самостоятельной жизни в социуме. Педагогическая наука соединила в одно целое игру, обучение и воспитание, создав дидактические игры.

Дидактические игры для детей в средней группе, как и для остальных детишек младших, старших групп, ставят основной задачей – обучение полезным навыкам, развитие разнообразных способностей через организованную, подчиняющуюся определенным правилам игровую деятельность. В игровой форме малыши постепенно приобщаются к трудовой, учебной деятельности.

На занятиях с использованием дидактических игр в средней группе ДДУ дети узнают много нового о природе, обществе, получают массу полезной информации об окружающем мире, знания о ПДД, о важности соблюдения безопасности, об экологии.

Занятия проводятся по разным предметам с целью гармоничного развития и воспитания ребёнка. Малыш узнает цифры, буквы, учится читать, знакомится с основами математики. Дошкольник приучается к порядку, дисциплине. У детей вырабатывается внимательность, усидчивость, формируется познавательная мотивация.

Можно выделить следующие виды занятий.


Существует несколько делений дидактических упражнений по видам, а одно из самых популярных, где представлены игры.


Дидактическая игра: структура

Как продукт педагогической мысли, дидактическая игра подчиняется определенным правилам и имеет собственную структуру, которая состоит из основной части и дополнительных элементов.

Основанная часть.


Виды дидактических игр для дошколят

В детских дошкольных учреждениях, согласно общепринятым нормам педагогической практики, широко практикуются различные виды дидактических занятий, с целью гармоничного развития дошкольника, подготовке его к школе. Одни из самых популярных – игры с предметами.

Малышу даются задачи на сравнение, выделение общего признака для группы разнородных вещей. Развивается память, когда требуется запомнить количество, расположение предметов, которые потом передвигаются или частично прячутся. Игры с куклами, мягкими игрушками – девочки устраивают чаепития с куклами, укладывают их спать, делают прически, – все это формирует нравственные, а также гигиенические начала, традиции. У детей воспитывается забота о близких, сопереживание.

Разноцветные кубики, пирамидки, мячи позволяют выполнять задания, где требуется собрать предметы одного цвета или формы. Малыши, переставляя игрушки, знакомятся с понятиями «близко» или « далеко», узнают названия геометрических фигур. Воспитатель знакомит малышей с разной фактурой игрушек, ведь тактильное познание также много значит для развития ребенка.

Чтобы малыш сконцентрировался на своих ощущениях, ему завязывают глаза и предлагают выбрать предметы на ощупь. Выбирая нужный предмет, дошкольник комментирует свои ощущения от других предметов. Например, поверхность мягкая, игрушка пушистая, с длинными ушками – это зайчик.

Прогулки на природе также помогают воспитывать сенсорные способности дошколят с помощью природных материалов. Собирание листьев, каштанов, плетение венков или составление букетов из цветов, – все это воспитывает эстетическое чувство прекрасного, позволяет ставить новые задачи для детей. Например, кто быстрее соберет букет из осенних листьев.

Настольно печатные игры достаточно разнообразны по предметам, которые необходимо использовать. Собирание картинок по парам в средней группе становится более сложным заданием. Теперь недостаточно просто найти две внешне похожие картинки, надо найти предметы с одинаковыми свойствами или объединенные общей задачей. Например, выделить несъедобные предметы среди съедобных или фрукты отделить от овощей.

Логическое мышление, память развиваются при сборке пазлов. Задание можно усложнить, например, показать целое изображение, а затем убрать его, чтобы дети по памяти собирали картинку. Развитию пространственного мышления, построения логических цепочек помогают такие игрушки, как кубик Рубика.

Словесные игры помогают развивать правильную речь, а также творческое начало. Перед ребенком можно поставить задачу: описать словами всем знакомый предмет или героя мультфильма. Также воспитатель может предложить поиграть в игру «угадай по звуку, что это».

Средний возраст у детей – это время задавать множество вопросов. Дидактические занятия помогают наращивать словарный запас ребенка, учат правильно формулировать вопросы, осмысливать полученную информацию. Дети осваивают способность планирования своих действий, учатся общению с другими детьми.

Знакомство с экологией

Дидактические игры для детей по экологии, в средней группе относятся к игровой деятельности, связанной с предметами. Дошколята узнают о взаимоотношениях человека с животным, растительным миром, знакомятся с окружающей средой, учатся беречь природу.

«Цветочный магазин». Можно выбрать для занятий несколько вариантов.

Вариант 1. Покупатель просит собрать букет по выбранным на столе лепесткам цветов. Продавец называет те цветы, которые надо сложить в букет.

Вариант 2. В подарок для мамы надо собрать разные букеты, в зависимости от времени года: весенний, летний и осенний. Дети знакомятся с временами года и обращают внимание на то, какие растения и в какое время растут.

«Что появилось раньше?» Малышам показывают картинки с котенком, кошкой, собакой, щенком, яйцом, цыпленком и курицей. Дети должны разложить картинки по порядку. Задача педагога – дать знания о росте, развитии животных.

«Кого, чем кормить?» Из закрытой емкости (коробочки или мешочка), достаются картинки с изображением капусты, моркови, орехов, зерна. Необходимо вспомнить, какое животное и чем питается. Например, белка ест орехи. Таким образом закрепляются знания о том, чем питаются животные, птицы, рыбки.

«Когда это происходит?» Каждому непоседе раздается несколько карточек, где изображены сезонные погодные явления. Например, расцветают деревья, растут сосульки, падают листья, идет дождь или метет метель. На картинке может быть представлен солнечный день или снегопад. Задача – определить, к какому времени года относится изображение, разложить картинки по порядку.

«Отгадай, кто это?» Педагог рассказывает о признаках загаданного животного или птицы. По характерным признакам надо угадать, о ком идет речь. Таким же образом можно играть с фруктами, овощами. Например, на поднос положить несколько фруктов. Воспитатель рассказывает о внешнем виде, где растет, какой вкус, какого цвета кожура у фрукта. Дошкольники должны найти описанный фрукт на подносе.

«Кто, где живет?» Игра с мячом. Вместо мячика можно использовать небольшую мягкую игрушку. Задача – изучение объектов природы, закрепление знаний. У непосед развивается внимательность, ловкость, координация движения и память. Воспитатель кидает мячик малышу и говорит: «воздух, вода или земля». Ребенок должен назвать животное, которое обитает в данной природной среде. Например, рыба в воде, лиса – земля, воробей – воздух. Правила можно немного изменить, например, педагог называет животное или птицу, а дошкольник – природную среду обитания.

Экологические дидактические игры могут быть настольными или подвижными. Занятия можно проводить в помещении, на улице, большими, а также маленькими группами. Выбор остается за воспитателем, который учитывает возраст, степень подготовленности дошколят.

Изучаем математику

Дидактические игры для детей по математике, в средней группе также становятся более сложными и интересными для дошколят. Чтобы было интересно, некоторые задания по фэмпа проводятся вместе с уроками рисования. Так, дается задание нарисовать одинаковое количество предметов, например, 3 елки или 4 яблока. Задание можно усложнить, предложив нарисовать геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник и раскрасить ее.

Для изучения цифр используются кубики или карточки с рисунком. Очень увлекательна игра в лото с геометрическими фигурами. Каждому дошкольнику дается карточка, где в поле нарисованы геометрические фигуры. Воспитатель достает из мешка изображение фигуры, если у малыша на карточке есть она, то ее закрывают. Выигрывает непоседа, первый закрывший все картинки.

В игровом процессе изучают правила сложения и вычитания. Например, мама купила 2 яблока и 3 груши. Сколько всего? После получения результата малыш делит фрукты между друзьями, обговаривая вслух все свои действия.

«Учимся считать». Чтобы сделать процесс интереснее, используется мяч. Заранее обговаривается, как правильно считать, например, от 1 до 10 или в обратном порядке. Мяч кидается по кругу и малыш, поймавший его, называет число и кидает дальше.

«Кто и где?» В разных местах расставляются игровые предметы: куклы, машинки, кубики, мягкие игрушки. Задача – научить ориентироваться в пространстве. Воспитатель просит рассказать дошкольника, какая игрушка стоит рядом, какая сзади или сбоку. Необходимо усвоить такие понятия, как «справа, слева, вверху, снизу, посередине», то есть определять точно место в пространстве.

«Мало или много». Задача – изучить и усвоить понятия «больше или меньше, много или мало, один или несколько». Например, дать непоседе 3 карточки красного цвета и 2 зеленого. Попросить показать, каких карточек больше.

«Отгадай число». Загадать число в пределах 5 или 10. Предложить угадать, какое число больше 4, но меньше 6.

Заботимся о безопасности

Уже с раннего детства дошкольники должны уметь узнавать опасные ситуации, стараться избегать их и уметь звать на помощь. Дидактические игры по ОБЖ для малышей в средней группе учат правильно реагировать на опасность.

«Небольшая травма, порез». Достаточно часто случается ситуация, когда малыш падает и расшибает коленку до крови или ранит себя ножницами. В такой ситуации дошкольник должен помнить правила первой помощи и помочь своему товарищу. Воспитатель предлагает обыграть ситуацию с травмой. Раздает дошколятам картинки с изображением йода, бинта, телефона. Необходимо составить правильный алгоритм действий. Например, промыть ранку, перебинтовать, вызвать помощь по телефону.

«Опасные предметы». Задача – дать представление дошколятам о том, что некоторые предметы несут опасность для здоровья. Воспитатель предлагает выбрать картинки с опасными вещами и безопасными, разложить их в разные обручи. Объяснить свой выбор. Например, спичками нельзя играть, так как может начаться пожар. Один из вариантов – обсуждение опасных предметов дома, какие травмы можно получить. Например, ожог от включенного утюга.

«Поведение на прогулке». Вместо опасных предметов обсуждается неправильное поведение при встрече с животными. Надо разделить на две части картинки, где изображается правильное поведение и неправильное. Например, нельзя дергать собаку за хвост, бить ее палкой, дразнить кошку: животные могут ответить – собака укусить, а кошка больно поцарапать.

«Наведи порядок». Создание безопасного жилого пространства зависит от чистоплотности, порядка в месте обитания. Дошкольники должны приучиться к мысли, что все вещи должны стоять на своем месте. Нельзя толкаться, чтобы отобрать игрушку или драться: упавший малыш может получить серьезную травму. Дидактическая игра состоит в имитации неправильной ситуации и исправлении ошибок. Воспитатель предлагает дошколятам выбрать картинки с предметами домашнего быта, расставить их правильно. Например, чайник должен стоять на кухне, нож лежать в ящике кухонного стола, стеклянная ваза не должна стоять на краю.

Важное место в ОБЖ занимают дидактические игры по изучению ПДД в средней группе. Каждый день малыш по несколько раз переходит дорогу, встречает на пути машины, автобусы. Знание правил дорожного движения и соблюдение их, убережет дошколят от трагической ошибки.

«Здравствуй, светофор». Первым делом учат, что обозначают цвета светофора, какой разрешает идти, а какой цвет предупреждает об опасности, запрещает движение. В игровой форме дошкольники знакомятся с правилами дорожного движения.

Педагог берет кружки с цветами светофора и объясняет их значение. С помощью мела на улице или цветных лент в помещении, изображается пешеходный переход. Дошколята, которые держат карточки светофора, контролируют прохождение улицы: поднимают по очереди зеленый, желтый и красный цвет.

Развиваем творческое начало

Музыкально-дидактические игры для детей в средней группе помогают развивать слух, чувство ритма, определять характер музыки, громкость звуков, тональность, развивают чувство прекрасного. В средней группе дошкольники знакомятся с музыкальными инструментами, учатся определять характер музыки. Развивается воображение.

«Колобок». Известная народная сказка через музыку приобретает особенное звучание. Цель – дать понятие о регистрах: высокий, низкий или средний. Непоседы должны соотносить в памяти известных животных с музыкальным образом. Воспринимать по музыкальному отрывку характер и поведение героя сказки.

Перед началом занятия, педагог показывает, как звучит мелодия в разных регистрах. Медведь – в низком, так как он басит. У зайчика высокий регистр: он легко и быстро прыгает, не стоит на месте. По правилам игры каждому непоседе раздаются карточки с изображением лисы, волка, зайчика, медведя. Педагог играет отрывок мелодии: надо угадать, кто это и показать правильное изображение на картинке. Выигрывает тот, кто показал больше правильных ответов.

«Кто в гости пришел?» Дошкольники подбирают самостоятельно ритмы для игрушек, которые пришли в гости. Хозяин угадывает по звукам, кто его навестил, а остальные по очереди изображают гостей с помощью звучания, ритма, например, зайчика или мишку.

«Ритмический кубик». Многие дидактические упражнения сочетают в себе несколько изучаемых предметов. Например, в данном упражнении дошколята укрепляют математические знания, чувство ритма, внимательность. По правилам малыши становятся в круг и передают из рук в руки большой яркий кубик, на каждой стороне которого нарисовано разное количество предметов. Например, 2 яблока, 4 куклы и т.д. Кубик передается из рук в руки под считалку и под медленную или быструю музыку. Когда музыка прекращается, малыш, у кого в руках остался кубик, показывает картинку и говорит, сколько и что именно изображено.

Большое внимание в творческом развитии отводится дидактическим играм по изо для малышей в средней группе. Гармоничное развитие обязательно предусматривает и творческую составляющую в воспитании подрастающего поколения.

Дошколята средней группы учатся определять теплые и холодные цвета, различать оттенки, составлять целые композиции на заданные темы. В процессе рисования становится понятнее, что такое пространственная перспектива, изучаются на примере геометрические фигуры.

Дошколята не всегда могут запомнить полученную информацию на слух. Чтобы расширить возможности памяти, нередко прибегают к изобразительным методам. Рисунки, изображения предметов, вещей, животных и людей помогают запомнить новые понятия и укрепить знания. Очень интересно составление натюрмортов, где необходимо из нескольких картинок составить тематическую композицию. Например, тема – чаепитие или фруктовый сад.

Необходимо поощрять желание дошкольников к новым знаниям, проводить дома дополнительные занятия или водить в специальные секции и кружки по интересам.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42»

Перспективное планирование дидактических игр

в средней группе.

Сентябрь Декабрь Март

1 неделя

1. «Помоги зверушкам»

Цель: Учить детей ходить по гимнастической скамейке, держа на ладони предмет; прыгать с высоты. Спасти зверушек, перенеся их в безопасное место. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 126).

2. «Лошадки в цирке»

Задачи: Учить детей бегать, активно вынося и высоко поднимая бедро; преодолевать препятствия в беге. Изобразить красивые движения выступающих в цирке лошадок. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 127).

3. « Кто что любит»

Задача: Закреплять представления детей о животных - обитателях животного уголка и уходе за ними. Накормить обитателей живого уголка. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 128).

4. «Научи нас светофор»

Цель: Закреплять правила дорожного движения; знания о сигналах светофора. Помочь Незнайке перейти дорогу. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 129).

5. «Собери растение»

Цель: Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений. (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр. 12).

2 неделя

1. «Дом для поросенка»

Цель: Дать первоначальные сведения о процессе постройки дома. Формировать умение планировать свою деятельность, работать сообща. Воспитывать умение слушать товарища, считаться с его мнением, помогать. (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр. 19).

2. «Чудо цветок»

Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении. Знакомить с потребностями растения в определенных условиях для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах. (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр. 20).

3. «Кто где живет»

4. « Подбери слово»

Задача: Учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных. Подбирать слова. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 132).

5. «Мы - артисты»

Задача: Учить детей определять форму предметов. Определить, с каким атрибутом выступает каждый артист. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 135).

3 неделя

1. «Где солнышко»

Задача: Развивать умение определять положение предмета в пространстве. Проследить за положением солнышка и показать, что в это время суток делают дети. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 136).

2. «Будет горка во дворе»

Задача: Учить детей самостоятельно подбирать и вырезать детали нужного размера; закреплять умение оценивать качества работы. Обустроить зимнюю площадку для зверей. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 140).

3. «Поможем Федоре»

Задача: Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными. Помочь Федоре. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 141).

4. «Приходите в гости!»

Задача: Учить детей оценивать поступки других. Быть вежливым. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 142).

5. «Разговор на деревенском подворье»

Задача: Учить детей различать и воспроизводить оттенки интонации голоса. Уметь вести разговор с домашними животными. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 145).

4 неделя

1. «Подбери нужный тембр»

Задача: Развивать тембровый слух; учить подбирать музыкальный инструмент в соответствии с характером героя. Подыграть артистам на концерте. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 146).

2. «Кисельные берега»

Задача: Учить детей наносить штрихи, не выходя за контур изображаемого предмета. Помочь медвежонку навести порядок. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 148).

3. «Зима или весна»

Задача: Учить детей создавать образы действительности. Составить картину сада. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 150).

4. «Коврик»

Цель:

5. «Выложи пол плитками»

Цель:

Октябрь Январь Апрель

1 неделя

1. «На параде»

Задача: Учить ходьбе с сохранением правильной осанки; учить разбегаться врассыпную и строиться в колонну по одному. Показать парад. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 127).

2. «Моряки»

Задача: Учить детей правильному лазанию по лестнице, перелезанию на другой гимнастический пролет и спокойному сходу вниз. Показать ловкость и слаженность действий команды моряков. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 128).

3. « Кто где работает»

Задача: Закреплять знания детей о профессиях. Помочь кукле выбрать интересную профессию. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 130).

4. «С чем тузик будет играть?»

Задача: Закреплять знания детей о качествах предметов, о повадках домашних животных. Выбрать игрушку для Тузика. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 131).

5. «Приготовь зайку и белочку к зиме»

Цель: Познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины этого явления. Формировать умение правильно подбирать и мастерить одежду для зверей. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к объектам природы. (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр. 28).

2 неделя

1. «Снежинки»

Цель: Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок. (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр. 32).

2. «Строитель»

Цель: Закреплять знания детей о профессии строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах. Закреплять знания о процессе постройки дома. Закреплять знания порядкового счета. Формировать умение образовывать существительные с суффиксом -щик-, -чик-. (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр. 60).

3. «В саду и на лугу»

Задача: Учить детей использовать в речи родовые и видовые понятия; классифицировать цветы. Называть себя именем садового или лугового цветка; найти пару для танца. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 133).

4. «Подбери рифму»

Задача: Учить подбирать рифмы к словам. Научить Незнайку подбирать рифмы. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 134).

5. «Чья лента длиннее?»

Задача: Учить детей строить сериационные ряды, раскладывая предметы в порядке возрастания их длины. Рассудить кукол: выяснить, чья лента красивее и длиннее. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 138).

3 неделя

1. «Встречаем гостей»

Задача: Учить детей отсчитывать предметы правильным способом; отсчитывать нужное количество предметов из общего количества. Помочь мишке накрыть на стол. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 139).

2. «Приглашение»

Задача: Упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представление о геометрических фигурах. Изготовить пригласительные билеты на елку. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 141).

Задача: Создать условия для актуализации нравственных норм; учить детей товарищеском взаимодействию в игре. Научить пса не жадничать, делиться с другими. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 143).

4. «Книжкины помощники»

Задача: Поощрять желание детей трудиться, помогать другим. Помочь книжке, маме, воспитателю. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 144).

5. «Быстро - медленно»

Задача: Учить детей различать метрическую пульсацию долей. Пройти по улице, сопровождая свой шаг игрой на ложках. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 147).

4 неделя

1. «Передай ритм»

Задача: учить детей различать ритм. Возьми и передай ритм товарищу. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 147).

2. «Космеи или яблоки?»

Задача: Учить детей различать предметы круглой и овальной формы; закрашивать предметы. Разрушить чары злого волшебника. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 150).

3. «Дымковские красавицы»

Задача: Учить детей воспроизводить простые узоры дымковской росписи. Подобрать барышням нужный товар. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 151).

4. «Превращение фигур»

Цель: Познакомить детей с трафаретной линейкой, упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия. (Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» стр. 41).

5. Придумай и построй»

Цель: Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. (Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» стр. 42).

Ноябрь Февраль Май

1 неделя

1. «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»

Задача: Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы; развивать творческое воображение, сообразительность. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 86).

2. «Воробушки и автомобиль»

Задача: Упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 87).

3. «Куда плывут рыбки?»

Задача: Развивать эстетическое восприятие; учить детей видеть красоту рыб, перемещаться в пространстве; передавать разное положение предмета на листе. Угадать, куда плывут рыбки. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 152).

4. «Отбери фигуры»

Цель: Развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании. (Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» стр. 43).

5. «Из чего сделано?»

Задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 68).

2 неделя

1. «Кто в домике живет?»

Задача: Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 88).

2. «Гуси»

Задача: Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 89).

3. «Сколько?»

Задача: Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 90).

4. «Аэропорт»

Цель: Упражнять конструирование самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в придумывании своих вариантов построек, рассуждать, делать самостоятельные выводы. (Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» стр. 44).

5. «Строительство»

Цель: Упражнять в придумывании построек, различать и называть геометрические фигуры. (Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» стр. 47).

3 неделя

1. «Зеркало»

Задача: Развивать речевую и двигательную активность детей. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 91).

2. «Каравай»

Задача: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 92).

3. «Карусель»

Задача: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 93).

4. «Зайка»

Задача: Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 94).

5. «Какое время года?»

Задача: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 95).

4 неделя

1. «Добавь слово»

Задача: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 96).

2. Идем в гости»

Цель: Различать и называть геометрические фигуры, рассуждать, делать самостоятельные выводы. (Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» стр. 47).

3. «Найди детали»

Цель: Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел. (Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» стр. 53).

4. «Гуси - гуси»

Задача: Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 89).

5. А что потом?»

Задача: Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. (А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр. 97).

Цель: учить детей средней группы составлять изображения знакомых предметов из геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель предлагает детям по образцу выложить на доске знакомые им предметы (дом, машину, паровоз, ёлку, бабочку…) из геометрических фигур.

Усложнение: на последующем этапе образец убирается, а дети составляют картинку по словесному указанию воспитателя.

Дидактическая игра «Выложи дорожку для машины: широкую и узкую»

Ход дидактической игры: воспитатель предлагает детям построить для машины две дорожки: широкую (из квадратов) и узкую (из прямоугольников).

Цель: учить детей видеть сходство геометрических фигур с реальными предметами и находить их в окружающей обстановке.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по группе и найти те предметы, которые по форме напоминают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Дидактическая игра «Украсим салфетку»

Цель: учить детей средней группы ориентироваться в двухмерном пространстве, находить середину, верх, низ, левый и правый, верхний и нижний углы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям украсить салфетку узором из геометрических фигур по образцу.

Усложнение: в старшем дошкольном возрасте образец убирается, а дети действуют по словесному указанию воспитателя, называя при этом место расположения фигур. В самостоятельном творчестве детей можно использовать элементы белорусского орнамента.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: учить детей замечать изменения, произошедшие на картинке.

Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и запомнить все предметы на картинке. После дети закрывают глаза, а воспитатель убирает один предмет. Дети должны заметить изменения и назвать их.

Усложнение: воспитатель не только убирает один из предметов на картинке, но и меняет их месторасположение.

Дидактическая игра «Составь цепочку»

Цель дидактической игры: закрепить с детьми названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция.

Ход игры: дети средней группы по словесному указанию воспитателя должны составить на доске цепочку из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Дорисуй»

Цель: способствовать развитию у детей творческого воображения при создании образа знакомого предмета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в художников и нарисовать картину, для чего используются нитки различных цветов. После дети рассказывают о своём рисунке.

Дидактическая игра «Что где стоит?»

Цель: учить детей определять расположение предметов по отношению к другим предметам, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, а затем сказать, что находится слева, справа… от дерева, домика.

Дидактические игры «Разложи по порядку», «Найди соседей»

Цель: закрепить с детьми порядковый счёт в пределах 10, умение называть предшествующее и последующее число.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить из ниток на доске цифры по порядку от 1 до 10, называя их при этом словом.

Усложнение: воспитатель предлагает детям выложить соседей цифр 3, 5, 7.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: учить детей видеть несоответствие изображённых на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинку и предлагает найти неточности: цыплёнок красного цвета клюёт морковку, медвежонок с ушами зайца.

Дидактическая игра «Продолжи сказку»

Цель: совершенствовать навыки повествовательной речи, развивать творческое воображение.

Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать сказку, которую он сам придумал. Свою сказку он сопровождает выкладыванием эпизодов на доске из ниток. После дети должны придумать окончание сказки и также изобразить его.

Для подготовки руки ребёнка к овладению письмом можно предложить следующие графические упражнения и игры.

Дидактическая игра «История с двумя ниточками»

Цель: содействовать развитию координации движений руки при выполнении графических упражнений.

Ход игры: ребёнок рассказывает придуманный им рассказ, сопровождая его выкладыванием ниточек на доске.

Упражнения: «Попади в цель», «Стрельба по мишени», «Мяч в кольцо».

Цель: формировать у детей средней группы умение проводить прямые, наклонные, волнистые линии, совершенствовать технические навыки письма.

Упражнение «Помоги собрать игрушки»

Цель: учить детей соединять все точки одной линией (не отрывая руки), упражнять в дорисовывании предметов.

Психогимнастика: «Карандашик, потанцуй», «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: учить детей проводить безотрывным движением руки зигзагообразные, петлеобразные, волнистые линии, слушая при этом музыку и передавая её настроение.

Дети растут и развиваются играя. В дошкольных учреждениях игровая деятельность имеет особое значение. Игра помогает всестороннему развитию малышей, способствует обучению и закреплению новых знаний.

Поэтому в детских садах большой популярностью пользуются . Но для каждого возраста нужно подбирать игры, соответствующие умственному и физическому развитию малышей. Так, дидактические игры в средней группе будут иметь ряд особенностей.

Дошколята уже имеют некоторый опыт совместных игр, но продолжает сохраняться участие воспитателя, который помогает детям в игре. Важно, чтобы малыши постепенно учились самостоятельно наблюдать за другими участниками, а также самим ходом игры.

Очень часто дидактические игры по их содержанию, делят на музыкальные, дидактические и познавательные. Для удобства можно сформировать свою картотеку дидактических игр для средней группы. Рассмотрим некоторые из них.

Развивающие дидактические игры

Данный вид игровой деятельности поможет расширить общие знания малышей о окружающем мире. Познание – это главная задача дидактических игр для средней группы.

«Фрукты»

Поможет закрепить знания о размерах предметов. Малышей распределяют на две команды. Дети получают абрикосы или другие фрукты трех величин – маленькие, средние и крупные. И три корзинки трех величин. Воспитатель предлагает малышам собрать абрикосы в соответствующие корзинки. Побеждает та команда, которая справилась раньше.

«Узнай вкус»

Развивает обоняние и вкус. Малышам завязывают глазки и поочередно предлагают попробовать и отгадать кусочки различных фруктов.

Музыкально-дидактические игры для средней группы

Для средней группы особенно нравятся малышам. Ведь детвора обожает слушать музыку и исполнять различные песенки.

«Кто у нас в гостях?»

Научит детей умению подбирать соответствующую музыку для разных сказочных персонажей. К детям поочередно приходят разные герои под определенную музыку. Сначала может прийти лошадка, которая будет скакать под ритмичную музыку (удары ложек). Затем зайчик – под частые и звонкие удары на металлофоне и т.д. После этого для детей исполняются различные музыкальные загадки. Их задача – отгадать кому они соответствуют.

«Картинки–песенки»

Развивает музыкальную память. Малыши садятся в круг и поочередно бросают кубик, который обклеен картинками по сюжетам знакомых песенок. Задача детей – отгадать, а затем спеть ту или иную песенку.

Математические дидактические игры

Дидактические игры в средней группе, направленные на ФЭМП (формирование элементарных математических представлений), помогут малышам в интересной и доступной форме освоить математические азы.

«Мозаика–считалочка»

Познакомит ребятишек с написанием цифр. При помощи счетных палочек вместе с детьми составляются цифры, а рядом с ними выкладывается соответствующее количество палочек.

«Счет»

Поможет детям запомнить порядок следования чисел. Малыши становятся в круг. Затем воспитатель называет порядок счета – прямой или обратный. Затем дети по очереди передают друг другу мяч и называют число. При этом, поймавший мяч называет следующее число.

«Число»

Способствует закреплению навыков определения очередности чисел в ряду. Воспитатель загадывает число до десяти и поочередно спрашивает каждого малыша. Например, загаданное число больше пяти, но меньше семи и т.д.

Дидактические игры – это веселые занятия, которые помогут детям научится работать в коллективе, разовьют логику и мышление. В игре дети будут познавать окружающий мир.