Мордовский национальный праздник шумбрат. «Вперёд»

В нашей жизни меняется все: вещи, города, деревни, профессии, одежда… Не меняются лишь народные праздники, которые продолжают жить, пока живут люди. Национальные праздники - праздники души и сердца народа.
Что значит «Шумбрат»? Это не просто «здравствуйте», а «во здравии будьте». Здравствуйте, мордовские обычаи и обряды! Здравствуйте, мордовские песни! Здравствуй, древняя мордовская культура!
Окунуться в неповторимую атмосферу села с его гостеприимством и радушием в этот день приехали глава района Владимир Шкунов, глава районной администрации Александр Макаров, депутат регионального парламента Борис Столыпин, руководители администраций сельских и городских поселений муниципалитета, а также директора крупнейших промпредприятий района. Они поздравили всех собравшихся с праздником и вручили лучшим людям села-юбиляра благодарственные письма и подарки.
- Основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа, — отметил глава района. — Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения района, но и для всех инзенцев.
Со словами приветствия обратился к участникам и гостям праздника глава администрации Александр Макаров:
- Нужно любить свою родную культуру и язык. Отрадно, что год от года растет самосознание народа и в этом велика роль людей, которые на протяжении всей жизни пропагандируют и популяризируют мордовскую культуру.
А Борис Столыпин выразил уверенность, что этот праздник будетспособствовать возрождению и сохранению национальной культуры мордовского народа и гармонизации межнациональных отношений в районе.
Кстати, в рамках объявленного губернатором региона Сергеем Морозовым «Года добрых дел», депутат Заксобрания привез подарок не какому-то конкретному черемушкинцу, а сразу всем сельчанам. По крайней мере, молодой их части
волейбольная сетка и набор мячей пригодятся.
…У мордвы сохранилась древняя традиция перед началом всякого важного дела, а также перед началом любого народного праздника проводить обряд священной родовой свечи «Штатол». Именно с этого и начался праздник. Какой же «Шумбрат» без мордовских песен! Гости сполна насладились мелодичными мордовскими и русскими песнями, традиционным многоголосием.
Мордовский народ очень гостеприимный. На этот раз тем, кто успел насытиться пищей духовной, было чем восстановить силы. На накрытых белоснежной скатертью столах — уха и квас.
- Понять и осмыслить культуру своего народа можно лишь тогда, когда ощутишь ее в самом себе, — напомнил землякам руководитель мордовской национальной
автономии Инзенского района Иван Смолкин. — Когда для тебя вышитые бабушкой полотенца и скатерть становятся бесценными. И когда ты обращаешься к обрядам и традициям не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это - твои корни. Забывая их, мы разрываем связь времен и поколений.

САБАНТУЙ

Сабантуй или праздник плуга имеет древние корни. Это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие торжества проходят и у других национальностей - чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Однако у всех свои особенности.

Традиционный Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание весенних посевных работ. В этом празднике переплетаются радость от удачного труда и надежда на хороший урожай, общение с расцветающей природой и удальство джигитов.

Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Традиционно перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и окруженная шумной веселой толпой процессия шла по деревне.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Чаще всего для их проведения выбирается поле или луг. Торжество длится целый день, но главное в Сабантуе - состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою силу и ловкость. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и, притянув противника к себе, пытаются перебросить его через голову.

Сегодня Сабантуй является международным национальным татарским торжеством, он стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и других.

АКАТУЙ

Акатуй - один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Так же, как и Сабантуй, этот обряд воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными персонажами на символической «свадьбе» - соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: борьбу на поясах, бег, скачки. В день Акатуя готовили национальные блюда - пиво, творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе. Обильное угощение должно было способствовать такому же урожаю хлеба.

Для завершения ритуальной части праздника каждая семья выходила в поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги. В поле читали молитву, каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал крошки хлеба и сыра. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Вечером молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Главным событием вечера становились состязания - бег, скачки, прыжки, стрельба из лука. Самым популярным видом соревнования является борьба на поясах, как и у татар.

ШУМБРАТ

Шумбрат - праздник молодой, его отмечают в России около 20 лет. В Мордовии это слово означает приветствие - «здравствуйте». Праздник, по этимологии похожий на татарский Сабантуй и чувашский Акатуй, есть в календаре мордвы - это праздник меда балтай. Однако сейчас повсеместно отмечают Шумбрат.

Главная идея этого узаконенного фестиваля - сохранение национальной культуры, народных традиций, развитие самодеятельного художественного творчества.

Ульяновский Шумбрат уже в третий раз собирает представителей мордовского народа со всей страны. Идея его возникновения появилась в 2012 году на форуме «Все мы — Россия» в Саранске в рамках празднования тысячелетия единения мордвы с народами Российского государства. Праздник проходит ежегодно во всех регионах нашей страны с компактным проживанием мордвы.
Фестиваль Шумбрат направлен на укрепление не только культурных связей с Республикой Мордовией, но и национальных традиций народа, проживающего в нашем регионе.

Из года в год пришедшие на праздник становятся гостями мордовских подворий, участвуют в конкурсе «Играй гармонь» и в выставке изделий народных мастеров. Важными составляющими фестиваля становятся соревнования по национальным видам спорта, мастер-классы по народным ремеслам, а также конкурсы чтецов.

В отличие от традиционных Сабантуя и Акатуя, в этом празднике главное - не спортивные достижения, и он не имеет прямого отношение к крестьянскому календарю. Это искусственно созданный праздник, возникший как повод для гордости мордовского народа.

Мордовский праздник “Шумбрат”

Как пишет “Национальный акцент”, представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника “ “, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.

На территории парка “Владимирский сад” развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе “Играй гармонь” и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.

В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.

По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. “Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей”, – подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник “Шумбрат” состоялся в Ульяновской области в 2014 году.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.

В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы - Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.

Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.

Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс - «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов - покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.

Национальные праздники - это праздники души и сердца народа. Проведение праздника «Шумбрат» в Москве не случайно, ведь именно столица объединяет все народы и является родным домом для людей разных национальностей.

Организаторами мероприятия являются Правительство Москвы, Правительство Республики Мордовия, Полномочное представительство Республики Мордовия при Президенте Российской Федерации, региональная общественная организация «Мордовское землячество», Парк культуры и отдыха «Кузьминки».

Праздник проводится в целях возрождения, сохранения и популяризации мордовской национальной культуры, а также знакомства москвичей и гостей столицы с традициями мордовского народа.

Парк культуры и отдыха «Кузьминки», расположенный на юго-востоке столицы, является одним из самых зеленых уголков Москвы и уникальным культурно-досуговом комплексом под открытым небом.

Гостей «Шумбрата» ждет много интересного: знакомство с мордовской культурой через творчество профессиональных и самодеятельных артистов Республики Мордовия и мордовского землячества, конкурсы, выставки, национальные игры, мастер-классы и другие мероприятия, которые помогут лучше узнать этот удивительный регион. Товаропроизводители Мордовии представят свою продукцию на выставке-ярмарке. Желающие смогут приобрести национальные сувениры, изделия народных художественных промыслов.

В минувшие выходные в Петровском районе Саратовской области состоялся национальный праздник мордовской культуры «Шумбрат, ялгат!» (эта фраза переводится на русский язык как «Здравствуйте, друзья!»). Фестиваль проходил в селе Оркино, расположенном в 80 км от Саратова. Стоит отметить, что подобное мероприятие отмечали здесь 15 лет назад.

К сожалению, ямы на дороге, идущей от трассы к селу, все же не были заделаны. ООО «Дорожник», которое выиграло конкурс на проведение работ, не прислушалось к рекомендациям «Дорожного контроля», которые были даны незадолго до проведения фестиваля. Тогда руководитель проекта Вадим Рогожин с подрядчиком осмотрели дорогу, и обнаружили на отремонтированном полотне новые ямы, они так и не были заделаны. Это же касается дороги, проходящей через центр села Озерки, то ее можно было заодно полностью залатать, а не только тот участочек, который прилегает к дороге на Оркино. На главной дороге в Озерки так и остались гигантские ямы. Озерковцы, к сожалению, не имеют достопримечательностей, куда можно было бы свозить губернатора.

В этом году селу Оркино исполнилось 305 лет. Первыми его жителями была мордва (переселенцы из пензенских сел Мачим, Ишим и Садовка) и русские. Названий у населенного пункта тоже два - мордовское Оркино (от имени первого жителя Орки Костанова) и русское Кучугуры (песчаные бугры).

«Если говорить о том, сколько тут прописано людей, то больше 700 человек значится, а если хотите знать, сколько на самом деле сегодня тут проживают, то человек 250-300 примерно», - рассказали корреспонденту «Четвертой Власти» местные жители.

На площади рядом с Центром мордовской национальной культуры, в котором на днях закончится капительный ремонт и реконструкция, расположились мордовские подворья Базарно-Карабулакского, Балтайского, Новобурасского, Советского, Татищевского, Хвалынского и Энгельсского районов. На них мастера декоративно-прикладного искусства демонстрировали гостям праздника свое искусство - вышивали картины бисером, плели узоры и скручивали из платочков поделки, напоминающие куколок. Здесь же были представлены работы гончаров, резьба по дереву, вязание, вышивка, изделия из шерсти. Посетителям рассказывали, как играли мордовские свадьбы. Всем желающим предлагали отведать блюда национальной кухни - полакомиться пшенной кашей, медом, мясными блюдами, пирогами, попить кваса и родниковой воды из местных источников.

Вблизи была разбита большая игровая площадка, на которой молодежь мерялась силой в национальной борьбе, метании мяча, перетягивании каната и других умениях. Всех их встречал распорядитель игр - Тюштя - который рассказывал ребятам правила соревнований.

Праздник посетили губернатор Саратовской области Валерий Радаев , сенатор Сергей Аренин (мордвин по национальности), члены правительства, депутаты облдумы от Петровского округа с председателем Иваном Кузьминым , главы районов, представители научного и культурного сообщества региона. На праздник также приехали гости из Мордовии во главе с первым замминистра культуры республики Александром Карьгиным .

На каждом из подворий главу региона и других высоких гостей угощали хлебом-солью, встречали национальными песнями и танцами, рассказывали о местных достопримечательностях.

После этого гости праздника перешли в дом культуры, который переделали под центр мордовской культуры. Местные активисты - Сергей Алпатов с супругой - показали губернатору на красочной схеме разработанные туристические маршруты по местным достопримечательностям. По их словам, такие туры позволили бы открыть для посетителей уникальную местную природу и познакомить их с культурой села.

К примеру, Сергей, который руководит культурным учреждением, предложил поставить на гористом месте смотровую вышку. Он напомнил, что в селе есть старинная мельница, а в расположенное неподалеку село Лох можно было бы проложить конный маршрут для туристов.

Валерий Радаев согласился с тем, что у Оркино должна быть своя «изюминка».

«Не нужно повторять ни Саратов, ни Пензу, ни Саранск. Надо жить своим колоритом, чтобы люди сюда приезжали так, как сегодня, на праздник. Главное, чтобы в селе были такие подвижники, как семья Алпатовых», - поделился губернатор.

После чего сельский глава Александр Кузнецов показал Радаеву местный музей, который был организован по инициативе сельчанина около 20 лет назад. В нем представлены предметы мордовского быта, начиная с XVIII века. По словам Кузнецова, начинался музей с библиотеки, а потом перерос в собрание редких национальных предметов. Среди них много таких вещей, которые вряд ли знакомы современному посетителю. Передавали их жители Оркина и соседних сел, некоторые экспонаты были привезены сюда из Мордовии.

Так, например, сенатору Аренину очень понравилась соха. Он даже изобразил, будто идет вслед за ней и взрыхляет землю.

«Вот так идешь соток 40-50, вспотеешь весь», - рассказал он журналистам, вспомнив о своем детстве.

Сам же директор музея снял со стены коллекционные музыкальные инструменты и сыграл на них для губернатора и гостей.

Затем для зрителей начался праздничный концерт в национальном стиле. В самом его начале Мать земли мордовской Масторава и ее сестры - Витява, Боровава, Микшава, Бармоава, Булава и Вирява - позвали участников фестиваля танцевать в хороводе. Затем на сцене выступили фольклорные коллективы «Умарина», «Сударушка» и гордость села «Кучугуры» (которому недавно исполнилось 20 лет), они спели для собравшихся на мордовском и русском языках.

Валерий Радаев сообщил присутствующим, что его в очередной раз поразил народный музей при Центре мордовской национальной культуры.

«Далеко не в каждом районе такой есть. И еще хочу сказать спасибо Александру Кузнецову, который помог организовать такой замечательный фестиваль. Такие подвижники, как он, не только сохраняют память и традиции, но и заражают своей энергией молодежь», - признался глава региона и вручил председателю села областной орден «За любовь к родной земле».

По его словам, главная цель таких мероприятий - в общении, в знакомстве с традициями живущих по соседству народов. «Люди приедут, вспомнят язык, традиции. К примеру, сегодня настоящая мордва у нас побывала, исконная», - отметил Радаев.

Кульминацией праздника стало зажжение родовой свечи-штатола. По древней традиции, огонь у мордовского народа символизирует плодородие, очищение и счастье, это также символ поклонения предкам и единения народностей. Приняв его от артистки, изображавшей Мастораву, Александр Кузнецов бережно донес его до большой символической свечи возле сцены и зажег ее.

Он напомнил, что Оркино - уникальное старинное мордовское село, которое встречало знаменитого бунтовщика Емельяна Пугачева , его жители участвовали в Отечественной войне 1812 года и других важных исторических событиях.

Завершился праздник символическим наряжанием березки - артисты на сцене пожелали, чтобы следующий фестиваль прошел так же весело и собрал немало гостей. При этом после каждой фразы на дерево прицепляли разноцветные ленточки.