Дошкольные уроки для детей 5 6 лет. Развивающие игры

Ваш ребенок приболел, и детский сад отменяется? Или впереди длинные выходные? Как сделать времяпровождение ребенка интересным, и чем занять ребенка в 5 лет дома?

Особенности развития пятилетнего ребенка

«Взрослый» малыш

Пятилетний ребенок уже не малыш, но и взрослым назвать его сложно. Это возраст переходный от ясельного к младшему школьному. Посмотрите, как физически изменился ребенок буквально за год – сильно вытянулся, исчезла милая детская полнота. Дошколенок-пятилетка интересуется буквально всем. Из почемучки он превратился в исследователя. Как губка впитывая полезную информацию, ребенок расширяет кругозор. Учеными установлено, что это тот возраст, когда объем усваиваемой информации самый высокий: столько материала, сколько усваивает он сейчас, не вместится в его память больше никогда. На 90% как личность ребенок формируется именно сейчас, поэтому важно не упустить момент и в период с 5 до 7 лет привить необходимые привычки и заложить качества, которые ему будут необходимы в дальнейшей жизни.

Рассудительность и спокойствие

Даже очень эмоциональные и истеричные детки к пяти годам становятся уравновешенными, рассудительными, самостоятельными и адекватно воспринимающими просьбы и замечания взрослых. Сейчас очень важно начинать подготовку к школе: развивать усидчивость, память и внимание, мелкую моторику и, конечно, трудолюбие. Поэтому игры должны быть с уклоном именно в эту сторону, но при этом оставаться интересными.

Не развитая самостоятельность

Не все дошколята еще способны подолгу заниматься самостоятельно: в игре им нужен партнер. Хорошо, когда в семье есть еще дети близкого возраста, тогда часть воспитательной работы с маминых плеч перекладывается на них: старшие детки становятся объектом подражания и организаторами досуга, а младшие – объектом опеки пятилетнего ребенка, помогающего формировать в дошколенке чувство ответственности и развивающего организаторские способности. Но если ребенок один, вам придется иногда играть вместе, попутно развивая его самостоятельность.

«Заниматься с ребенком надо, - пишет Анна Быкова, детский психолог, - но не надо занимать всё его время - это две крайности, гармоничное воспитание - это путь середины, постоянный поиск баланса».

Чем можно занять детей 5–6 лет, чтобы и самим втянуться в предложенное занятие? Ведь лишь получая удовольствие от деятельности, взрослые могут сделать досуг ребенка по-настоящему интересным и познавательным.

Интересные занятия и игры для мальчиков в 5 лет

Что интересует мальчика в 5 лет? Конечно, всевозможные машинки, самолеты, мечи и пистолеты конструкторы и прочая мальчишеская атрибутика, которая уже, вероятно, приелась вашему сыну. Но даже игры в машинки можно сделать более интересными, если проявить фантазию.

Картонный городок

Возьмите несколько картонных коробок (достаточно больших, например, от пылесоса, микроволновки и т. д. Если нет таких дома, можно попросить в ближайшем магазине, там их все равно выбрасывают), прорежьте туннели в картонных стенах, соедините между собой степлером. Можно смонтировать всевозможные мостики, нарисовать пешеходные переходы и дорожные знаки, гонять машинки по коробочному городу понравится ребенку куда больше, чем просто по ковру.

Головоломки

Если мальчик достаточно усидчивый, чтобы собрать головоломку, соответствующую его способностям - поощряйте это! Головоломки развивают интеллект, логическое мышление, тренируют память и внимание.

Боулинг

Домашний боулинг приведет мальчугана в восторг. Нет кеглей? Не беда – в каждом доме есть пластиковые бутылки. Наполните их для устойчивости песком или водой. Заменить кегли можно и кубиками. Посоревнуйтесь, кто из вас ловчее обращается с мячом.

Настольные игры и сборные модели

Если дома есть настольные игры, то станьте партнером своему сыну в настольном футболе или теннисе. А можно вместе склеить картонную модель самолета или корабля.

Книжки с заданиями

Книжки с наклейками, лабиринтами и интересными заданиями не только очень увлекательны, но и полезны для развития логики, фантазии и творческих способностей. Позвольте ребенку самому выполнять задания, помогая лишь тогда, когда он попросит о помощи. Это станет еще одним шагом к дошкольной подготовке.

Занятия и игры для девочек в 5 лет

Для девочек можно найти еще больше увлекательных занятий.

Куклы

Разнообразить игры в куклы? Запросто! Пусть это будут не просто дочки-матери, а показ мод. Некогда шить одежду «манекенщицам»? Используйте подручные материалы – пакетики, салфетки, носовые платки, а из пластиковых бутылок можно соорудить отличные кринолины для бальных платьев.

Игры в красоту

А можно и вам побыть «моделью»: посетите парикмахерскую или салон красоты, которым «заведует» ваша дочь: все девочки в восторге от таких игр!

Маленькая рукодельница

Увлечет девочку и рукоделие: предложите ей шкатулку с бисером и бусинками, покажите, как когда-то сами плели фенечки и браслеты. Нет бусинок? Зато есть бумага и такое интересное направление, как квиллинг: искусство мастерить поделки и объемные аппликации из скрученной бумаги. Это очень полезно для развития воображения и мелкой моторики.

А из ленточек и пуговок-бусинок можно делать эксклюзивные заколки и резинки в технике канзаши. Клеевой пистолет, ножницы, зажигалка, нитки и иголки – это то, что может понадобится. Конечно, без присмотра доверять девочке такое рукоделие нельзя. Не беда, если вы никогда этим не занимались раньше: осваивать вдвоем с дочкой будет интереснее.

Не бойтесь доверить дочке иглу. Приобретите маленькие пяльцы и схемы вышивания. Научившись вышивать в детстве, ваша девочка может стать настоящей рукодельницей. Это занятие отлично развивает мелкую моторику, восприятие цвета, воспитывает усидчивость и аккуратность в работе. А шедевры вашей Марьи-искусницы можно дарить на праздники родственникам или закреплять в рамку и вешать на стену.

Книжки с заданиями

Книжки с логическими заданиями и головоломками интересны не только мальчикам, но и девочкам. Сегодня в продаже имеются разнообразные варианты книг для интересного досуга.

Мама занята. Самостоятельные игры для детей в 5 лет

Когда накопилось много дел, маме не до игр. Ребенок в 5 лет уже понимает, что поиграть с ним некому, пора переходить к самостоятельным развлечениям.

Как приучать ребенка к самостоятельности

Занимать сам себя надолго сможет только тот ребенок, который сознательно стремится быть самостоятельным. Поэтому важно поощрять попытки ребенка все делать самому уже на первом году жизни. В 5 лет ребенку трудновато надолго сконцентрироваться на одном виде деятельности, поэтому хорошо, если вы вместе с ним продумаете примерный график, которого ребенок будет придерживаться.

Научив ребенка что-то делать, не выполняйте больше эту работу сами!

Если у него получилось раз заправить постель, превратите это в обязанность. Не одевайте и не раздевайте ребенка: в 5 лет он отлично делает это сам. Слезы и показная беспомощность – это попытки манипуляции, пресекайте их, иначе детской самостоятельности добиться не получится.

Играем по очереди

Рисуем

Предложите ребенку создать картину сообща. Заранее договоритесь, что рисовать будете по очереди, например, по 5 минут каждый. Пока процесс в руках ребенка, можно включить стиральную или посудомоечную машину, развесить белье и т. д.

Строим

По очереди можно создать замок из конструктора: левое крыло строит ребенок, правое – вы.

Лепим

Лепку тоже можно сделать совместной, но заниматься ею по очереди. Например, мама слепила зайчика, а теперь ребенок лепит ёжика. Пока он занят, у взрослых есть время на домашние дела.

Раскладываем пасьянс

Если вам не жалко времени, обучите ребенка раскладывать пасьянс не на компьютере, а обычными картами.

Задания ребенку

Собрать альбом

Если у вас накопилось много аппликаций, сделанных ребенком, дайте задание собрать их все в альбом (папку с файлами или в скоросшиватель, можно наклеить в обычный альбом для рисования или фотоальбом).

Нарисовать открытки-приглашения

Планируется семейное торжество? Привлеките ребенка, пусть нарисует приглашения или раскрасит уже готовые.

Можно придумать задания посерьезней и поответственней:

  • вымыть посуду;
  • пропылесосить ковер;
  • разобрать покупки.

Не забывайте похвалить и поблагодарить за выполненное задание.

Хобби и опыты

Опыты

Очень интересным времяпровождением для 5-летнего ребенка могут стать различные опыты. В продаже имеются готовые наборы. Например, водные эксперименты, выращивание кристаллов, создание лизунов и новых ароматов. Но можно начать с самого простого - пищевого красителя и нескольких баночек с краской. Ребенок научится смешивать и получать новые цвета, используя исходные три основных цвета.


Хобби

Мыловарение, изготовление свечей, создание ёлочных игрушек, поделки к праздникам и подарки ко Дню рождения бабушкам... 5-летний ребенок может самостоятельно изготовить простейшие поделки, при условии, что взрослый покажет (иногда не один раз) как это делается.

Внимание! Некоторые виды хобби, например, изготовление свечей или мыла обязательно проводить под присмотром взрослого!

Приучение ребенка 5 лет к труду

Со скольких лет приучать ребенка к труду? Уже с полутора-двух лет малыш может помогать убирать игрушки, по вашей просьбе приносить какие-то предметы, например, пульт от телевизора. Чем старше становится ребенок, тем серьезнее могут быть его обязанности. Но помните, если для малыша двух лет труд – это игра, то для 5-летнего ребенка работа не столь интересна. Поэтому важно начинать приучение как можно раньше, но делать это правильно.

Самое важное: будьте примером для ребенка. Только показывая свою любовь к труду, вы вырастите трудолюбивым и ребенка.

Не запрещайте помогать!

Но следите за безопасностью ребенка. Просит помочь готовить? Поручите помыть овощи. Вместо кухонного ножа дайте неострый (например, столовый или пластмассовый): он пригоден для шинковки мягких или вареных овощей и фруктов.

Четко дайте установку

Во всех подробностях опишите дело, которое необходимо сделать, заранее описав результат: убери игрушки и увидишь, как чисто станет в комнате.

Задайте примерные временные границы

Например, нужно сложить раскраски после того, как порисуешь, но успеть это сделать до прогулки.

Не перехваливайте ребенка

И ни в коем случае не поощряйте деньгами или сладостями: домашние дела – это не платная работа, а обязанность. Хвалить нужно, но без фанатизма.

Заведите четкий график

Иногда письменное слово сильнее устного: напишите или нарисуйте график детских дел, прикрепите на видное место.

«Сундучок дел»

Можно поставить на видное место в коробочку и складывать в нее карточки, где пишете вы или ребенок сам рисует дела, которые нужно сделать, но время терпит. Пусть карточки будут разноцветными. Встав утром, спросите ребенка, какой цвет сегодня трудится, и, достав карточку нужного цвета, ребенок сделает то дело, которое там обозначено.

Доверяйте ребенку!

Доверяя дело, не бойтесь, что ребенок не справится. Многие родители начинают давать советы «под руку», в том числе совершенно бесполезные: «Осторожнее!», «Не обрежься», «Не разлей». Как говорят психологи, такой настрой чаще ведет к неудачам. Вместо этого подбадривайте ребенка и обязательно дайте оценку результату (не путайте с похвалой).

«Порой легче самостоятельно сделать дела, чем поручать их детям, – пишут в своей книге «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» Ш. Фельдчер, С. Либерман. – И все равно постарайтесь не делать замечаний, если помощь ребенка вас не устроила. Ребенок не умеет делать работу так хорошо, как вы, ваша задача – воспитывать чувство ответственности за доверенное дело».

Помощь в домашних делах

Можно коротать время с пользой: переделать дела по дому, привлекая к помощи ребенка. Пусть это будет в форме игры – так интересней!

«Кто в доме больше всех разбрасывает вещи?»

Это легко узнать. Выделите на каждого из членов семьи по коробке, подпишите их. Попросите ребенка весь день следить за порядком и складывать в каждую из коробок лежащие не на местах вещи: папины – в папину коробку, мамины – в мамину и т. д.

«Мойдодыр»

Дети с удовольствием все моют и чистят. Доверьте ребенку почистить, например, все дверные ручки в доме или протереть пыль в доступных местах.

Ольга, мама 5-летнего Руслана: «Руслан любит мыть вещи в раковине со щеточкой с мылом. В зоне его ответственности его обувь (иногда и взрослая тоже)

«Найди пару»

Сложить попарно носки посильно детям и немного облегчает ваш домашний труд.

«От самой большой – к самой маленькой»

Расставив книги по размеру, можно навести порядок на полке.

«Самый быстрый»

В 5 лет ребенку интересен соревновательный момент. Предложите, например, на скорость развесить вещи в шкафу.

Давно собирались разобрать кладовку? Самое время, когда рядом есть помощник. Ребенок может сортировать вещи, аккуратно раскладывать их по коробкам и т.д. Чтобы было интересней, скажите, что играете в кладоискателей, спрячьте «сокровище» на одной из полок (шоколадку, новую игрушку, билет в цирк и т. д.).

А если дома планируется выпечка, привлеките к ней ребенка! Дети обожают возиться с тестом. Можно научить ребенка лепить пельмени и вареники – очень развивает чувствительность пальцев!

Чем более творческим будет ваш подход к выполнению повседневных дел, тем охотнее ребенок будет в них включаться.

Спортивные игры для детей в 5 лет

Спортом заниматься можно и дома. Идеи спортивных игр дома может предложить и сам ребенок, а можете подобрать и вы. Во что же поиграть?

Полоса препятствий

Сделайте полосу препятствий из подручных средств. Например, на старте ребенка может ожидать задание «одноножка»: нарисуйте мелом или выложите из бумаги круги, пройти которые необходимо, прыгая на одной ноге. Далее – следующее испытание: проползти по-пластунски. Для этого можно использовать скамейку или узкую ковровую дорожку. Тоннели из стульев, прыжки в мешке, скакалка, обруч – все это можно подключить к препятствиям.

Баскетбол

Мини-корзины с мини-мячами продаются в магазинах игрушек. Мяч настолько легок и мал, что серьезного беспорядка не причинит.

Волейбол

Натяните веревку и поиграйте, используя вместо мяча воздушный шар.

Меткий стрелок

Сделайте «цель» из обруча или ведра и возьмите мяч. Посоревнуйтесь, кто из 10 бросков совершит больше попаданий.

Если у вас есть еще ребенок близкого возраста или вдруг к чаду нагрянул друг, можно поиграть в перетягивание каната (веревки, скакалки и т.д.). А если подключить к игре папу, то по-честному можно разделиться на 2 команды: мама и ребенок в одной, а папа – в другой.

Лучше такие активные игры не проводить перед сном.

Вечерние занятия

Занятия вечером должны быть спокойными, не перевозбуждать психику ребенка перед сном.

Рисование, раскраски, наклейки

Все дети любят рисовать, раскрашивать или наклеивать в альбомы наклейки. Бумага, раскраски, карандаши, фломастеры и краски – это универсальные помощники для устройства спокойного детского досуга.

Вечерняя сказка

Кроме рисования, мозаики и лепки можно поиграть в сказку. Создайте ее по мотивам прошедшего дня, а главным героем пусть станет ваш ребенок. Так можно обсудить хорошее и плохое поведение, какие-то поступки, не вдаваясь в нотации и нравоучения. Но по закону жанра финал должен обязательно быть хорошим!

Театр теней

Это станет спокойным, но увлекательным занятием. Можно изготовить фигурки из бумаги или играть своими руками.

Если есть возможность, то можно предложить ребенку стать режиссером в кукольном театре. Пусть он устроит представление для всей семьи.

Вечером хорошо играть в тихие игры типа лото и домино. В магазинах – огромный выбор настольных игр, приобретите то, что понравится вашему ребенку.

Диафильмы

Замените просмотр мультфильмов на диафильм, если у вас сохранился фильмоскоп. Но его прекрасно заменит детский фонарик со сменными дисками. Просто выключите свет, включите фонарик - и чудо начинается!

Домашний планетарий

Если есть возможность, обязательно приобретите это полезную «игрушку», она позволит сделать вечерний досуг познавательным.

Игры в ванной

Перед сном можно поиграть в ванной. Вода хорошо расслабляет, снимает дневное напряжение, усталость. Положите на дно ванны нескользящий коврик, наберите воды, но не более чем по грудь ребенку.

Не оставляйте ребенка без присмотра в ванной! Даже с пятилетним может случиться беда.

Мыльные пузыри

Чем поиграть? Можно пускать мыльные пузыри. А можно взять с собой пальчиковые краски и рисовать на кафеле или стенке самой ванны. Краски нетоксичны и очень легко смываются.

Наборы для ванной

Купите ребенку специальный набор для ванной. Они созданы специально для игр с водой: она перетекает из ёмкости в ёмкость, струится водопадами, крутит колесики и т.п.

Игрушки для ванной

Мальчишке точно понравится устраивать морские баталии: дайте ему в ванную игрушечные кораблики. Серия машинок Hot Wheels Color Shifters, создана специально для игр в воде: они меняют цвет в зависимости от температуры!

Девочке понравится принимать водные процедуры с куклами так же созданными для игр в воде, например, меняющими цвет волос русалками.

Василий, отец пятилетнего Артема: «Я разрешаю Теме брать в ванну ласты и маску. Он играет в дайвера. Правда, много воды плещет через край ванны, но это не беда».

Чем занять ребенка в 5 лет, если он ничего не хочет?

Когда надоел пластилин, предложите альтернативу - кинетический или живой песок. С этим материалом обожают играть дети всех возрастов, а мамы любят такой песок за то, что от него нет грязи. Если песка нет под рукой – значит, есть интересное занятие: изготовить песок для лепки в домашних условиях. Даже великому нехочухе понравится это занятие!

Живой песок своими руками

Возьмем 6 частей песка, 3 части крахмала и 2 части воды. Смешиваем в глубокой миске и лепим, что захочется. Результат: почти чистые ладошки, на полу ни соринки, а любимое чадо в восторге.

Кристаллы? Легко!

Заинтересуйте ребенка предложением вырастить кристаллы дома. Ему обязательно понравится такой опыт, правда, длится он не один день, но чем дольше ожидание, тем интересней результат!

Можно вырастить кристаллы из обычной поваренной соли (без добавок!). Берем литровую банку и на треть заполняем солью, заливаем доверху горячей водой, перемешиваем. Концентрированный соляной раствор – это среда, в которой вырастут кристаллы. Но понадобится основа – кусочек фетра, например. Вырезаем нужную форму (прямоугольник, снежинку, сердце и т.д.), продеваем в вершине ниточку. Из картона вырезаем крышку на банку, прокалываем крышку иглой, продеваем нить и при помощи зубочистки фиксируем фигурку так, чтобы при закрывании банки весь кусочек фетра очутился в растворе. Дней через 7–10 фигурка полностью покроется хрустальными на вид крупинками – кристалликами.

Оригами

Надоел пластилин или простые аппликации? Увлеките ребенка созданием фигурок оригами. Конечно, будет получаться не сразу, но зато потом он порадует замечательными поделками!

Неньютоновская жидкость

Научные эксперименты на кухне – это увлекательно. Приготовите неньютоновскую жидкость, она обладает уникальными свойствами: если погрузить в нее руки плавно, масса будет жидкой, а если резко попытаться вытащить руки – станет твердой. Вязкость вещества будет напрямую зависеть от скорости, с которой на нее воздействуют. Пусть ребенок поможет приготовить эту игрушку, а потом изучает ее свойства. Нужно просто в миске смешать крахмал и воду (1:1).

Шашки и шахматы

Эти игры не только увлекательны, но и развивают логику, воображение, усидчивость.

Чем занять гиперактивного ребенка в 5 лет?

Если ваш ребенок – сплошной сгусток энергии, который ни секунды не сидит на месте, возникает настоящая проблема: чем занять гиперактивного ребенка 5 лет? Таким детям важен жесткий режим дня, только тогда и в поведении ребенка будет относительный порядок.

Спортивный уголок

Хорошо, если в квартире есть место, где ребенок будет выплескивать энергию: спортивный уголок с турником, кольцами, лесенкой, канатом и обязательно матами.

Игры по времени

Выделите для активных игр время в первой половине дня, а во второй – для спокойных и творческих. Цель игры – это то, что должно заранее обозначаться, иначе ребенок не сможет сконцентрировать внимание на задании.

Пазлы

Надолго гиперактивного ребенка не хватит, но если подобрать пазлы с картинкой любимого героя, то у него будет цель: собрать картинку.

Танцы, караоке

Займите ребенка музыкой, пусть танцует или поет караоке: это даст энергии выход. Включайте гиперактивному ребенку классическую музыку. колоссально!

Прогулка с собакой

Если у вас есть собака, берите ребенка на выгул с собой – естественно, если размеры питомца соответствуют. Набегавшись с собакой, ребенок на время станет спокойней.

Игры с водой

Вода прекрасно расслабляет, позволяйте непоседе играть в ванной не только во время вечерних водных процедур. Аналогичными свойствами обладает песок.

Мультфильмы как способ отвлечь ребенка

Мультики любят все дети. Это безотказный способ надолго увлечь ребенка. Но стоит ли?

За и против

Конечно, мультфильмы развивают память, расширяют кругозор. Они красочные, сюжетные, увлекательные. Есть специальные обучающие мультфильмы. Но все хорошо в меру. Педиатры советуют смотреть телевизор детям 3–5 лет не более получаса в день. Телевизор негативно влияет на зрение ребенка, может стать причиной агрессии, беспокойства, нарушить сон.

Ирина, мама детей-погодок, 6,5 и 5 лет: «Своим ребятам разрешаю смотреть мультики, когда очень занята. Включаю им «Фиксики» или «Уроки тетушки Совы» - познавательно и интересно. Но не более чем на 40 минут в день и не сразу а несколько раз по 15-20 минут».

Компьютер, планшет

Компьютерные игры буквально манят детей. Еще не умеющие читать малыши запросто управляются с планшетом или телефоном.

За и против

Конечно, здорово, если ребенок на ты с компьютером и планшетом: в школьные годы это очень пригодится. Но компьютер ухудшает зрение сильнее телевизора, а еще вызывает стойкую зависимость. Можно не более чем на полчаса в день позволять играть, но выбирать развивающие игры по возрасту. Ни в коем случае не давать сидеть за компьютером перед сном.

Заключение

Иногда найти, чем занять ребенка, становится целой проблемой. Но, зная об интересах своего ребенка и проявив немного фантазии, можно придумать немало занятий, которые скоротают день.

Если домашний запас идей иссяк, посетите магазин: отделы детских игрушек изобилуют всевозможными наборами для творчества, настольными и развивающими играми.

  1. Ш. Фельдчер, С. Либерман. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет»
  2. Анна Быкова «Развивающие занятия "ленивой мамы
  3. К. Матюшкина «Школа Кота да Винчи»
  4. Т. Вяткина «Развивающие игры для детей от 0 до 5 лет»

Видео по теме

Для правильного и всестороннего развития ребенка просто необходимо развитие . В будущем оно поможет малышу проводить анализ любой ситуации и выбирать лучший способ решения задачи или проблемы, исходя из существующих на тот момент условий.

Желательно начинать играть с детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Ребенок этого возраста может самостоятельно делать логические выводы, может понять, какой предмет лишний из предоставленных ему, может найти общее в предметах и сформировать их в группы по этому признаку, также может рассказать короткую историю по картинкам и понимает, как применять теорию на практике.

Картинки с упражнениями детей позволяют в форме игры развивать логику. Эти игры очень просты, но будут интересны и малышу и играющему с ним взрослому.

Существуют более простые игры с картинками на , такие как:

  1. Попробовать выйти из запутанного лабиринта. Малыш должен без помощи взрослого провести главного героя до заданной точки.
  2. Раскрасить заданный предмет.
  3. Дорисовать что-то у определенного предмета.
  4. Но также существуют и более сложные игры для детей 5-6, которые позволяются в размах развития логики развивать способности к анализу.

    К примеру, взрослый должен нарисовать на листочке бумаги несколько фигур: круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник. Малыш должен будет посмотреть на нарисованные фигуры и нарисовать ту фигуру, которая будет идти за треугольником.

    Неплохой игрой на развитие анализа у детей пяти лет станет игра, когда малыш должен будет выстроить кубики по размеру в порядке убывания, а потом возрастания.

    Хорошо зарекомендовала себя игра под названием «Друзья». Она прекрасно развивает внимательность и сообразительность, ребенок приобретает способности анализировать происходящее, а также применяет имеющиеся у него математические навыки и развивает их.

    Суть игры заключается в том, что ребенок должен сам нарисовать своих лучших друзей, но при этом он должен точно изобразить их рост. К примеру, Петя выше Маши, а Маша выше Кати, а Марина – самая низенькая девочка. Под каждым нарисованным другом нужно будет написать его имя.

    Теперь ребенок должен будет назвать, кто из его друзей самый высокий, а кто – самый низкий. Также можно попросить ребенка сказать, сколько всего он нарисовал ребят, спросить его, кто первым изображен на рисунке, кто там стоит вторым, а кто пятым, кто нарисован слева от Кати, а кто справа от Маши. Можно предложить ребенку сосчитать, сколько будет на рисунке ребят, если двое уйдут, а также, сколько детей будет, если к игре присоединится еще одна девочка.

    Еще одной интересной игрой для детей 5-6 лет станет игра под названием «Рассеянный художник». Во время игры у ребенка будет развиваться память и сообразительность, малыш постарается сам организовать свою работу, а также, если играть будут двое и больше детей, то они смогут еще и развить свои соревновательные способности.

    Взрослый должен будет нарисовать телефонный диск и расставить на нем циферки, но не по порядку, а в разнобой. Ребенок должен будет посмотреть на рисунок и исправить видимые ошибки.

    Если деток несколько, подготовьте больше рисунков и попросите детей, чтобы они исправили ошибки. Можно вручить маленький приз тому, кто первый справится с заданием.

    Игры для дошкольников

    Детей дошкольного возраста очень легко заинтересовать и втянуть в игру, где развитие логики происходит с помощью вопросов.

    Но только теперь маленькие почемучки будут отвечать на вопросы, а взрослые будут спрашивать. Такая игра подойдет детям пяти и шести лет, она должна проходить в спокойно, дружественной и веселой атмосфере. Обязательно хвалите ребенка за старания и правильные ответы.

    Для разминки пару интересных заданий, нужно дорисовать логические недостающие элементы:

    Игра «Верю-не верю» заключается в том, что ребенок должен будет научиться думать самостоятельно и не будет спешить принимать как аксиому любую информацию, которая исходит от взрослых. Это чрезвычайно нужный навык для детей шести лет.

    Итак, взрослый произносит фразу, а ребенок слушает и делает вывод, правильно ли это утверждение, или оно ложно. Примеры фраз могут быть самыми разными:

  • Все яблоки зеленые.
  • Динозавры живут в лесу.
  • Малина растет на дереве.
  • Дождь идет летом.
  • Снег лежит только в январе.
  • Все птички летают.

Задавайте малышку не только однозначные фразы, но и такие, на которые можно дать двоякий ответ. Пусть ребенок подумает, обоснует свою точку зрения, так происходит развитие любознательности, желания докопаться до сути, развивается наблюдательность и малыш приобретает свой собственный жизненный опыт.

Еще одной любопытной игрой для дошкольников шести лет станет игра «Называем одним словом».

Ребенок научится мыслить абстрактно и сможет развить способности к обобщению. Взрослый должен будет назвать группу слов, у которых есть один общий признак, а ребенок пяти-шести лет должен сказать, как эти слова можно назвать целиком:

  1. «Тумбочка, полка, стол, кресло» – общее название «мебель»
  2. «Ластик, точилка, фломастер, маркер» – «канцтовары»
  3. «Огурец, помидор, лук, капуста – «овощи»
  4. «Кошка, собака, корова, крокодил» – «животные»
  5. «Курица, попугай, голубь, чайка» – «птицы»

Математические загадки

В пятилетнем возрасте ребенок должен уже уметь считать хотя бы до десяти, а также совершать простые математические действия. Можно учить ребенка совершать простые математические действия в бытовых ситуациях, для этого совершенно не нужно выделять какое-то специальное время.

Примером такой игры может стать счет предметов, которые окружаются нас у жизни каждый день. Можно попросить ребенка посчитать сколько стульев стоит в комнате. Задайте малышу вопрос, хватит ли стульев, если нужно будет усадить на них шесть гостей Если не хватит, спросите, сколько нужно будет принести в комнату стульев, чтобы разместить всех. Целью этой игры будет развитие таких математических действий как сложение и вычитание, но при этом их развитие будет происходить в форме легкой и ненавязчивой игры и ребенок лучше усвоит материал.

Используйте кубики или другие игрушки, чтобы ребенок понял, как можно сложить 2 и 2, чтобы получилось 4, попросите ребенка посчитать, сколько кубиков останется, если он отдаст два из пяти кубиков своему другу. Такие математические загадки, подкрепленные действиями и визуальными образами, запомнятся ребенку намного лучше, чем работа с теми же действиями на бумаге.

Задание: «На одной из этих картинок есть ошибка. На какой? Объясни почему»

Задание: «На какой тарелке груша лежит перед яблоком?»

Задание: «Где чья тень?»

Задание: «Что получится, если вырезать фигуру, нарисованную на сложенном листе?»

Задание: «Что должно быть нарисовано в пустой клеточке?»

Задание: «Одна из этих башен должна упасть. Какая?»

Задание: «На какой рисунке поза мишки и зайки совпадает с верхней картинкой?»

Задание: «Сколько чёрных клеточек закрывает этот упитанный динозаврик? Считай только целые клетки.»

Задание: «Выбери недостающий маленький кубик так, чтобы каждая грань большого куба была одного цвета.»

Задание: «У дрессировщика запутался хлыст. Сколько на нём узлов?»

Задание: «Палочка какого цвета самая нижняя?»

Задание: «Одна мышка сейчас упадет. Какая?»

Задание: «Что находится близко от девочки, что далеко?»

Задание: «На каких рисунках верёвки завяжутся узлом, если потянуть за их концы?»

Задание: «Сколько животных видит девочка, сколько-мальчик, а сколько -их папа?»

Задание: «Раздели каждую плитку шоколада на 4 равные части»

Задание: «Поменяй местами двух танцоров так, чтобы мальчики и девочки стояли через одного.»

Задание: «Путешественники решили сфотографировать домик. У кого какая фотография получилась?»

Задание: «Из каких частей построен этот кораблик?»

Задание: «Робот решил убраться. Что он сделал не так? Найди восемь «неправильностей»»

Мышление в жизни детей

Когда ребенок подходит к возрасту 5-6 лет, родители должны обратить внимание на уровень его мышление. Поскольку умение анализировать и систематизировать получаемую информацию повысит успеваемость в школе. Игры с геометрическими фигурами помогают систематизировать знания о понятиях: форма, цвет и размер.

Возможно, ли пронести громоздкий шкаф по узкому коридору? Что сшить, в чем пойти на выпускной вечер? Как встать таким образом, чтобы на полученной фотографии каждый человек был хорошо виден? Все эти задачи ставятся для образного мышления. Сами по себе образы бывают нескольких категорий в зависимости от того, какие органами чувств воспринимаются.

К категории мышления также относят и понятия и вместе представляют незаменимые элементы. С помощью образов можно очень быстро принять решение по поводу постановки и расстановки этого объекта. Конечно, необходимо обладать внутренней способностью к манипулированию образами (мысленному вращению предметами), их трансформации и комбинированию. Такое мышление жизненно важно, однако появляется оно далеко не сразу.

Маленьким детям нельзя переходить улицу одним, поскольку они не в состоянии пока что верно оценить правильное расстояние между ними и машиной. Подобная способность сформируется только к 15 годам. Полученная информация об образах воспринимается мгновенно, за несколько миллисекунд.

Пересказ увиденного или прочитанного займет намного больше времени, чем быстротечный пробег кошки, и, причем далеко не всегда будет полным, ведь для многих явлений просто нет подходящих названий, слов. Те свойства предмета, которые отражаются в образах, можно занести в узкие рамки понятий. Их нельзя поделить на существенные и несущественные. Данная способность образов очень ценится при решении задач.

С помощью образного мышления можно увидеть различные свойства предмета (в том числе и те, которые обычно признаются несущественными в понятиях) и, уже используя эти свойства, выявлять связи между объектами.

В конце 20-го века фото-, кино-, телесъемка существенно упростили создание и преображение изображений по сравнению с традиционной техникой рисования. Сейчас стало намного легче наглядно показать обсуждаемый предмет, показать динамику изменения, выявить различные возможные исходы события. Это очень сильно помогает вести работу качественно, облегчая жизнь человеку.

В этой статье:

Как заниматься с ребёнком 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет детям необходимо начать подготовку к школе. Психическое развитие ребёнка в этот период проходит активно, он готов учиться. Однако занятия пока лучше проводить в игровой форме.

Выбирайте книги с яркими картинками, крупным текстом. Лучше всего подойдут книги и материалы, которые будут немного сложными для вашего малыша. Тогда мышление стимулируется гораздо активнее, чем с задачками, которые решаются быстро и просто. Нет ничего плохого в том, чтобы подумать, поразмыслить над заданием.

Развитие мышления и логики в этом возрасте происходит быстро. Учёба детям даётся сейчас довольно легко, но нужно хорошо организовать распорядок дня. В первой половине дня лучше всегда заниматься математикой, письмом. Чтение и творчество оставьте на вторую половину дня, лучше всего после прогулки.

Дошкольный возраст

Если вы планируете развивающие занятия для детей 5-6 лет, то следует обратить внимание на:

  • мышление;
  • воображение;
  • логику;
  • знания об окружающем мире.

Сейчас у
ребёнка должна идти активная подготовка к первому классу, а значит, необходимо заниматься в этом направлении. В этот период дети очень восприимчивы к занятиям. Особенно если они построены интересно. Вам понадобятся развивающие материалы, игрушки, наглядные пособия. Такова особенность психического развития ребёнка в этом возрасте - всё должно быть ярким, запоминающимся. Иначе мозг детей 5-6 лет просто пропускает скучную информацию мимо.

Для детей занятия на развитие мышления и логики должны строиться по подобию игры. Можно предложить им разбиться на команды и пообещать победителям призы. Если же вы занимаетесь один на один с малышом, то предложите ему небольшие поощрения за хорошо выполненные задания. Но не нужно ставить подарки и вкусности в роли единственного мотивирующего фактора.

Развитие мышления

На первое место выступает развитие мышления. Возраст в 5-6 лет считается идеальным для начала активных занятий. Время концентрации ребёнка уже доходит до 25-30 минут. Сейчас учимся считать в пределах сотни. Нужно знать простой счёт, счёт десятками. В пределах 20 складывать и вычитать по единицам, пятёркам и десяткам. Не стоит перегружать
малыша знаниями, но и останавливаться только на простом не стоит. Скоро начнется школа, малышу будет гораздо проще адаптироваться, если он уже привык к занятиям.

Развитие мышления можно проводить в простой игровой форме. Для этого не нужно ничего особенного. В детском садике такие занятия обязательно проводятся, но дома с родителями заниматься тоже можно. Мышление включает в себя ситуационную логику. Старайтесь всё время занимать малыша какими-нибудь задачками. Даже во время прогулки предложите, например, считать столбы или деревья. Обращайте его внимание на цвета, размеры, формы предметов.

Как организовать занятия

Если вы решили заниматься с малышом самостоятельно, то это не так просто, как может показаться. Все занятия на развитие мышления и логики, изучение окружающего мира требуют систематизации и чёткого распорядка дня. Очень скоро начнётся школа, а там время уроков и перемен установлено строго. Приучайте малыша к такой форме работы. Сейчас ваши занятия с ним будут короче школьных, но это не беда. Переходить от вашего темпа работы к школьному будет проще, а адаптационный период не будет таким болезненным.

Рабочие материалы

Развивающие материалы для ребёнка 5-6 лет лучше всего искать в книжном магазине или в интернете. Обязательно обращайте внимание, для какого возраста составлены упражнения, для кого рекомендованы. Давать очень простые задачки - не самый лучший вариант. У ребёнка должен быть стимул развиваться. Пусть они даже будут немного сложными для его уровня. Перед тем, как дать материалы для изучения, проведите небольшую контрольную работу, чтобы проверить,
что малыш знает на данный момент. Обычно в начале книги всегда есть подобный тест.

Для чтения подойдут сказки, детские рассказы. Подбирайте их по интересам ребёнка, выбор сейчас огромный. Опять же, старайтесь брать тексты немного сложнее, чем малыш привык видеть и читать.

Не лишним будет поинтересоваться, по каким книгам будут проходить занятия в школе, которую вы выбрали. Многие школы принимают детей с шести лет, а до этого можно подготовиться по учебникам первого класса. Не обязательно начинать по ним занятия, можно просто пролистать, показать малышу. Пусть он привыкнет к книге, обозначениям в ней.

Занятия на развитие кругозора можно комбинировать:

  • книги и фото;
  • фильмы;
  • поход в музей.

Старайтесь проверять, как малыш запоминает материал. Тут дело даже не в том, хорошо он выучил или нет. Важно другое: какая форма занятий лучше подходит именно вашему малышу. Так вы сможете заинтересовать его получением знаний. Потом будет легче работать со школьной программой.

Распорядок дня

Для детей 5-6 лет идеальным вариантом будут занятия дома по 20 минут 3 раза в день. К этому необходимо добавить творческие задания по 30-60 минут. В творчестве время можно не ограничивать. Если ребёнку интересно рисовать или лепить - пусть занимается этим столько, сколько захочет. Больший интерес составляют занятия логикой, счётом, письмом, общим развитием.

К возрасту пяти лет у детей уже сформировалось осознанное запоминание. Раньше малыш запоминал стихотворение только после многократного повторения. Это механическое запоминание. Он не прикладывал особого труда, чтобы его выучить. К 5-6 годам он уже начинает делать умственное усилие для того, чтобы
выучить материал. Это уже не так легко, поэтому занятия нуждаются в хорошей временной организации.

  1. Начинать занятия лучше всего через 30-40 минут после завтрака.
  2. Сначала занятия счётом, логикой, письмом.
  3. Во время перерыва - полностью свободное время, малыш может заниматься тем, чем хочет. Для перерыва между занятиями достаточно 15-20 минут.
  4. Второе занятие - на развитие кругозора. Привлекайте малыша к активному обсуждению.
  5. Следующий перерыв большой. Тут может быть обед, прогулка, свободное время.
  6. Последнее занятие может состоять из чтения или пересказа.
  7. После этого можно дать ещё время на творчество.

Не стоит ставить занятия в вечернее время и перед сном. Малыш должен отдохнуть от занятий, подготовиться ко сну. Перед сном лучше всего дать свободное время, игры, просмотр детского фильма или мультика.

Счёт

Задания разделите на:


Показывайте всё на простых примерах, картинках, палочках (фасолинах, монетках и других мелочах). Сейчас для ребёнка очень важно видеть сам процесс. Для этого используются наглядные пособия. Через несколько уроков постарайтесь перейти непосредственно к записыванию известных чисел. Однако новый материал продолжайте объяснять на понятных и наглядных примерах.

Логические задачки

Сюда можно отнести небольшие кроссворды, лабиринты, поиски сходства и отличий предметов. Такие задания на логику и размышление всегда нравятся детям 5-6 лет, ведь воспринимаются как игра. Следите, чтобы задание давало возможность задуматься. Нет смысла в логических задачках, если они решаются с ходу, без размышлений. Только так реально задействуется ситуационная логика, используются предыдущий опыт и знания.

Творчество

Творчество однозначно должно быть свободным. Тут родители могут проявить небольшую хитрость. Давайте общее задание, которое подразумевает некие условия. Например, в рамках развивающего занятия вы побывали в музее или зоопарке. Предложите ребёнку нарисовать что-то конкретное. Например, трёх млекопитающих из зоопарка по выбору. Или представить себе, как выглядит жилище, нора или гнездо тех зверей,
которые живут в жарком климате. Тут малышу придётся подумать, вспомнить то, что узнал во время экскурсии.

Этот рисунок можно использовать на уроке письма, предлагая потренироваться писать названия животных, цветов использованных фломастеров. Конечно, стоит оставлять время на творчество и без заданий. Так у ребёнка будет возможность отдохнуть, расслабиться. Это стимулирует развитие мышления не хуже, чем занятия по математике и логике. Рисование, лепка дают возможность представлять себе предметы объёмно, в пространстве.

Чтение

Важно научить малыша не просто разбираться с буквами, но и читать простые предложения. Развитие речи без чтения не будет нормальным. Предложите ему пересказать прочитанный текст. В возрасте 5-6 лет допускается чтение по слогам с соблюдением ударения. В день достаточно 1-2 абзацев с обсуждением прочитанного. Предлагайте разного рода работу с текстом:

  • дополнить рассказ;
  • пересказать;
  • ответить на вопросы по тексту.

Задание 1

Сравни по величине

Измерь длину карандашей при помощи линейки. Какой из них самый длинный? Какой самый коротким? Покажи карандаши по порядку от самого длинного до самого короткого. Раскрась каждый карандаш своим цветом.

Задание 2

Подбери по форме

Найди подходящие заплатки к коврикам. Какой они формы (на какие геометрические фигуры похожи)?

Задание 3

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинки

Задание 4

Цветная страничка

Какие цвета получатся при смешении красной и зеленой, синей и красной красок? Раскрась предметы в подходящие цвета.

Задание 5

Будь внимательным

Найди точно такого же гномика, как на картине

Задание 6

Запомни картинки

Зверята играют в футбол. Запомни, у кого какой номер. Смотри далее следующее задание.

Задание 7

Вспомни, какой номер был у каждого из зверят. См. предыдущее задание

Задание 8

Пройди по дорожке

Пройди по дорожкам, не выходя за края и не отрывая карандаш от бумаги.

Задание 9

Как составлено число 10? Назови все варианты.

Задание 10

Подбери заплатки к коврикам. Объясни, почему подходят именно эти заплатки.

Задание 11

В пустых квадратиках нарисуй точно такие же фигуры.

Задание 12

Сравни по величине

Какая кукла самая высокая, а какая самая низкая? Какая кроватка самая длинная, а какая самая короткая? Подбери каждый кукле подходящую кроватку.

Задание 13

Нарисуй в пустых клеточках точно такие же фигурки. Из каких геометрических фигур они состоят?

Задание 14

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинку

Задание 15

Цветная страничка

Какие цвета получатся при смешении красной и белой, белой и черной красок? Раскрась предметы в подходящие цвета.

Задание 16

Будь внимательным

Найди на полках игрушки, которые нарисованы внизу в рамках.

Задание 17

Пройди по дорожке

Помоги насекомым добраться до цветков.

Задание 18

Весёлый счёт

Расскажи, как составлены. Например: 8 состоит из 6 белых кружочков и двух чёрных.

Задание 19

Задачки для ума

Что было сначала, а что потом? Покажи картинки в правильном порядке. Придумай рассказ по картинкам.

Задание 20

Дорисуй картинки и раскрась их.