Истерия у детей. Симптомы и лечение истерического невроза у детей

Как известно, у детей наблюдается преобладание первой сигнальной системы, отвечающей за зрительные, слуховые и иные чувственные сигналы, над второй, отвечающей за условно-рефлекторные связи. Поэтому дети реагируют на все внешние раздражители в первую очередь эмоционально, поскольку еще не способны к обдумыванию, а также критическому отношению к тем событиям, которые происходят вокруг. Данные особенности делают детей особенно ранимыми и чувствительными к воздействию внешней среды.

Надо сказать, что формирование и развитие высшей нервной деятельности у ребенка на всех без исключения возрастных этапах во многом зависит от следующих факторов:

  • биологических особенностей детского возраста,
  • воздействия внешней среды,
  • системы воспитания.
Так, слабость внутреннего торможения, которая свойственна детскому возрасту, может быть усилена баловством и слишком снисходительным отношением к ребенку. Чересчур сильное подавление инициативности и самостоятельности ребенка приводят к развитию черт характера слабого общего типа, к сохранению и во взрослой жизни рефлекса естественной осторожности.

В душе ребенка созревает конфликт между крайне высоким уровнем притязаний, а также абсолютной невозможностью достичь желаемой цели. При этом винят за свои неудавшиеся намерения дети истерического типа, как правило, других (родственников, друзей, преподавателей), но не себя. Дети и подростки, которые страдают истерическим неврозом, не в состоянии адекватно оценить свои реальные возможности, а, следовательно, найти правильные пути решения той или иной проблемы.

Родителям не следует впадать в панику, поскольку при данном виде невроза в большинстве случаев прогноз благоприятен для ребенка и его дальнейшего развития. При своевременном обращении к врачу, при правильно организованном процессе лечения и благоприятной домашней обстановке будет излечена. Если в жизни ребенка возникнут новые психотравмирующие факторы, это может привести к усилению невротических реакций. Если психическая травма приобретет хронический характер, неврозы вполне могут приобрести и затяжное течение.

Знаменитый ученый И. Павлов посвятил свой научный труд деятельности двух больших полушарий головного мозга, отвечающих за два основных процесса – раздражение и, соответственно, торможение. Данные процессы, уравновешивая друг друга, обеспечивают нормальное функционирование коры головного мозга. Следует отметить, что в отдельных случаях наблюдается преобладание того или иного процесса, который обуславливает поведение человека.

В случае, когда преобладают раздражительные процессы, может развиться неврастения, следствием которой и является истерия. У детей подобное состояние развивается довольно часто. Причиной возникновения истерии может стать какой-либо патологический процесс или состояние, связанное с функционированием высшей нервной системы.

Кроме того, истерия развивается у детей вследствие неправильной модели воспитания, вызывающей у ребенка своеобразную реакцию, провоцирующую появление у ребенка черт характера, манеры поведения, не свойственной общепринятым нормам. Развитие истерии сопровождается появлением симптомов органического выпадения. Проще говоря, при отсутствии органического поражения ЦНС наблюдается неадекватное поведение ребенка.

Истерические реакции зачастую проявляются у детей, которые ежедневно в своем окружении наблюдают истеричное поведение со стороны взрослых. Причинами истерии могут стать наказания, тяжелые переживания и сильный испуг.

С возрастом у детей появляется все больше желаний и потребностей, которые не всегда возможно выполнить. Они начинают бурно проявлять сильную эмоциональную реакцию на запреты родителей. Желаемое недостижимо — у ребенка истерика. Что вызывает такое поведение: ошибки в воспитании, характер ребенка или серьезное заболевание? И как правильно справляться с истериками ребенка?

Причины истерик

В жизни ребенка есть определенные критические периоды, когда от родителей требуется особое внимание. «Истерика» с точки зрения медицины — нервное возбуждение, припадок. Сопровождается слезами, криками, судорогами.

Физиологические причины

У ребенка до 3 лет истерические припадки обусловлены незрелостью головного мозга. У ребенка 2 лет недостаточно развита речь и жестикуляция. Он еще не может адекватно оценивать ситуацию и совершать правильные действия. Однако пытается отстаивать свою позицию, негативно относится к требованиям родителей. В критический период такие эмоциональные состояния как гнев, ярость нарастают очень быстро. Ребенок перестает себя контролировать и не слышит обращенные к нему слова.

Приступы неконтролируемого поведения могут спровоцировать:

  • дискомфорт от голода, жажды, болей, духота и перегрев;
  • переутомление после слишком активных игр, длительных прогулок, поездок;
  • перевозбуждение после праздников, походов по магазинам и других насыщенных эмоциями событий;

  • плохое самочувствие, когда болезнь только начинается, недомогание.

Особое внимание нужно обращать на приступы неконтролируемого поведения у грудничков, когда их трудно успокоить. Иногда истерики без видимой причины связаны с проявлением психических или нервных расстройств. Консультация с врачом поможет выявить причину нарушения и вовремя начать лечение.

Ошибки в воспитании

Чем старше становится ребенок, тем более осознанно его поведение. У него появляются новые интересы и желание быть независимым. Ему становится недостаточно того, что было позволено раньше. Он прекрасно понимает, что достигнуть цели можно, если «закатить истерику».

Промахи родителей, из-за которых ребенок сознательно начинает истерить:

  • очень строгие запреты, часто совершенно необоснованные, злоупотребление родительской властью;
  • родители разрешают все, и ребенок не знает слово «нельзя»;
  • отмена запрета после начала приступа истерики;
  • конфликтная ситуация, когда один из родителей что-то запрещает, а другой тут же дает разрешение;
  • недостаток внимания, ласки и любви, пренебрежительное отношение со стороны близких или приказная угрожающая интонация;
  • ссоры и скандалы в семье;

Характер и темперамент ребенка

Часто склонность к истерикам объясняется особенностью характера и темперамента ребенка. Некоторые дети легко возбудимы, вспыльчивы и агрессивны. Другие плачут и истерят по любому поводу. Существует понятие «истерический характер» и гиперактивность. Такое поведение часто используют для привлечения к себе внимания. Стараются быть более заметными. Один из способов – бурная истерика, которая быстро заканчивается, если рядом нет «зрителей», и настроение меняется очень быстро.

Малыши с высокой нервной возбудимостью, подверженные различным страхам и фобиям, часто преувеличивают свои переживания.

Причины истерик у детей:

  1. Повышенная возбудимость;
  2. Неустойчивое настроение;
  3. Излишняя впечатлительность;
  4. Внушаемость;
  5. Эгоизм.

В чем отличие истерик от

Капризничая, ребенок выражает свое недовольство или желание. Так он пытается отразить свое физическое состояние – голод, усталость, недостаток сна или болезненное недомогание. Плач, крики, отталкивание родителей ручками – все это легкая форма негодования. При таком поведении малыш способен контролировать свои эмоции, с ним можно договориться, отвлечь и успокоить.

Истерика у детей отличается от капризов тем, что она непроизвольна и является тяжелой формой поведения. Обычно эта бурная реакция сопровождается рыданиями, очень громкими криками и топаньем. Малыш раскидывает игрушки, валяется по полу, может даже биться головой и рвать волосы. В некоторых случаях приступ истерики у ребенка сопровождается судорогами, припадками и выгибанием дугой. Иногда очень сильный приступ сопровождается рвотой, дрожью, слюнотечением, недержанием мочи. У малышей раннего возраста может произойти остановка дыхания из-за спазма гортани.

Для родителей важно отличить детскую истерику от эпилептического припадка, когда ребенок резко падает, теряет сознание. Начинаются сильные судороги. Изо рта начинает выделяться пена. При таких симптомах следует сразу обращаться к врачу.

Стресс. Реакция на постороннее воздействие

Некоторые родители, воспитывая ребенка, прибегают к очень жестоким приемам, не отдавая отчета, что детская психика не такая «закаленная» как у взрослых. Запугивания страшными сказочными персонажами, злыми врачами и полицейскими и т.д. развивают у детей страхи. В дальнейшем встречи с этими или похожими на них персонажами вызывают у ребенка сильный испуг и, как следствие нервный срыв и ночные кошмары.

У детей очень богатая фантазия. После просмотра фильма, не предназначенного для детей, ему начинает казаться, что кто-то прячется в шкафу или под кроватью. Боится шорохов и темноты. Любая мелочь, которую он не может себе объяснить оборачивается сильным страхом.

Кроме этого, сильный стресс и нервный срыв могут вызвать :

  • У детей с неподготовленной и слишком чувствительной психикой испуг может возникнуть от любой неожиданной ситуации. Например, неожиданно подбежала собака или клоуны в цирке.
  • Угроза ремня и рукоприкладство приводит к запредельному раздражению нервной системы и стрессу.

  • Серьезные и непредвиденные обстоятельства, свидетелем или участником которых стал маленький человек – это аварии, стихийные бедствия, пожары и катастрофы.
  • Тяжелый развод родителей, когда каждый из них стремиться унизить другого в глазах ребенка. Длительная разлука с горячо любимыми родителями или с одним из них.
  • Неправильное объяснение родителями каких-либо жизненных обстоятельств и ситуаций.
  • Смена привычной обстановки и окружения, например при первых посещениях детских учреждений. Изменение режима сна и питания.

Как снять нервное напряжение

Как помочь развить у ребенка навыки борьбы с нервным напряжением? В первую очередь надо удалить причины, вызывающие стрессовое состояние:

Расспросить о чем переживает и что чувствует ребенок. Откровенность и доверие при разговорах о том, чего боится ребенок, что его раздражает и чего он добивается. Учитывать его желания.

При любых поступках и сложных ситуациях открыто демонстрировать свою любовь. Взять ребенка на руки, крепко обнять, шептать на ушко, как его любят.

Четкое разграничение поступков, которые может совершать ребенок и что делать не стоит. Чрезмерный контроль за каждым шагом приведет к срыву. Помочь осознать границы дозволенного. Разрешить быть независимым и учить отвечать за свои поступки.

Отвлечь, найти занятие, которыми он с удовольствием будет заниматься. Поощрять интересы ребенка. Заниматься вместе с ним его любимым делом. Следить за информацией, которая поступает к ребенку при просмотре передач и программ по телевизору

Контролировать свое поведение. В сложных ситуациях стараться сохранять спокойствие, чтобы ребенок был уверен в защите со стороны взрослых.

Развивая рациональное мышление, убедить что фантазии и реальность разные вещи. Объяснить причины поступков и их последствия.

Режим, правильное питание и сон.

Необходимость телесного контакта

Ребенок сильно перевозбудился или перенервничал истерика для него своеобразное средство для снятия излишнего напряжения. Объятия, поглаживания, легкий массаж помогут ребенку расслабиться и спокойно засыпать. Ребенок нуждается в прикосновениях мамы, хочет прижаться к ней.

При недостатке ласки и внимания со стороны родителей будет добиваться от родителей такого контакта любыми способами. Чем меньше малыш, тем больше он ему необходим для хорошего самочувствия и правильного развития.

Манипуляция окружающими

Истерические припадки, с помощью которых ребенок пытается добиться от близких чего-то своего, обычно начинаются с 1,5-2 лет. Если у ребенка ранее истерики возникали из-за усталости, нервных расстройств и дискомфорта, то теперь малыш понимает, что таким образом он может получить желаемое или отказаться выполнять требования, которые не нравятся.

В этих случаях мамам и папам никогда нельзя идти на поводу у ребенка. Иначе он будет постоянно добиваться своего, начиная крик и истерику.

В возрасте 3-х лет ребенок уже чувствует себя личностью. Проявить самостоятельность он пытается, своевольничая и проявляя упрямство. Не стоит заострять внимание на его поведении. Нужно вести себя так, чтобы малыш понимал, что его любят, но не хотят общаться, когда он, наблюдая за реакцией близких людей

пытается ими манипулировать. К выводу, что таким поведением он ничего не добьется, ребенок должен прийти сам. Лучше всего создать иллюзию выбора, избегая прямых указаний, не допуская ответа «нет».

Манипулировать своими близкими, устраивая истерики опасная привычка. Она негативно влияет на формирование характера и породит множество проблем в будущем.

Капризы и детские истерики проходят, когда ребенок научится выражать требования и желания словами.

Истерика у ребенка — что делать

Доктор Комаровский советует: правильно реагировать на капризы ребенка

очень важно. В такой момент ребенок находится в незащищенном психическом состоянии. Все, что происходит с ним в это время остается в подсознании и обуславливает его поведение в дальнейшем.

Чтобы правильно решить, как бороться с капризами, как поступать во время истерики, нужно адекватно оценить ситуацию, выяснить ее причину. Основные принципы поведения родителей:

Успокоиться самому. Не злиться и не кричать на ребенка, а спокойно переждать приступ. Не идти на поводу ребёнка. Не кричать и не пугать наказанием.

Истерика в магазине, на детской площадке, при большом скоплении людей – не обращать внимания на советы и недовольство окружающих. Постараться как можно скорее вывести или вынести малыша их закрытого помещения подальше. Лучше на воздух. Умыть лицо и дать попить.

Обнять, прижать к себе, посадить на колени, или взять на руки и дать ему поплакать. Если он не дает это сделать – подержать за руку, поглаживать по спинке.

Убедить, что мама – здесь и очень любит его. Называть его чувства: «ты испугался», «ты устал», «ты сердишься», то есть описывать вслух, что происходит с ребенком и давать ему понять, что вы – его поддержка.

Не пытаться образумить ребенка. Он не будет слушать никакие доводы. Постараться переключить его внимание.

Все методы уже испробованы, а регулярные частые истерики продолжаются. Если ребенок не болен и нет угрозы его здоровью, оставить ребёнка одного выплакаться и просто некоторое время не обращать внимания на крик. Не нужно ругать и запирать ребёнка, а дать понять, что можно будет заняться вместе чем-то интересным, когда плакать надоест.

Не надо бояться детских истерик. Просто следует правильно на них реагировать. Понимать, что у малыша такие же эмоции и чувства, как у взрослых. Просто он пока не умеет их правильно выразить. Нельзя контролировать чувства. Можно контролировать только поведение.

Самые болезненные переживания родителей связаны с моментами, когда дети выходят из-под контроля и ведут себя неадекватно, особенно в присутствии посторонних людей. Ситуации, когда истерика у ребенка проходит настолько интенсивно, что малыш кидается на людей, причиняет себе вред, не слышит обращенных к нему слов, способны вывести из себя даже самую уравновешенную маму. Справляться с подобными приступами бывает сложно, их причины могут быть неочевидны, реагировать спокойно не всегда получается – все это вызывает растерянность, негодование родителей, и никак не решает проблему.

Чтобы понимать, почему ребенок истерит, достаточно посмотреть на особенности его развития. Малыш переходит из одного кризиса в другой практически без передышки, нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в течение первых лет жизни ребёнок получает и перерабатывает огромное количество информации, учится способам взаимодействия с близкими людьми «с нуля».

Как правило, детская истерика проходит через три стадии: крики, двигательная экспрессия, и наконец безутешное рыдание. Сквозь все этапы дитя игнорирует слова, действия, просьбы родителей, ведет себя агрессивно, размахивает конечностями, пытается драться, падает на асфальт. Малоприятное зрелище, знакомое большинству родителей.

Психологи выделяют следующие истоки возникновения истерических приступов:

  • Несовершенство эмоциональной сферы, если речь идет о карапузе младше двух лет;
  • Кризисы: одного года, трёх лет;
  • Неумение рассказать о своих желаниях, словесно выразить недовольство;
  • Плохое самочувствие, голод, усталость, желание спать, сходить в туалет;
  • Состояние нервного перевозбуждения;
  • Стресс, проблемы в семье, серьезные изменения в жизни;
  • Копирование поведения взрослых или других детей;
  • Желание получить родительское внимание по причине недостатка уделяемого малышу времени, когда он чувствует себя ненужным, недолюбленным;
  • Негативные эмоции как ответ на какие-либо действия взрослых или ребенка (обиделся, что не дали игрушку, не купили сладость, заставляют уходить с площадки);
  • Недальновидное поведение родных: чрезмерная опека, несогласованность требований, излишняя строгость или наоборот отсутствие границ;
  • Индивидуальные особенности нервной системы.

Особенность истерик и их отличие от капризов заключается в непроизвольности и полной бесконтрольности. Знаменитый доктор Комаровский отмечает, что к капризам по любому поводу детишки прибегают намеренно, стремясь получить желаемое. Истерики же случаются от невозможности управлять своими эмоциями.

Как себя вести – возрастные особенности истерик

Детские истерики протекают по-разному и требуют разных ответных действий – на это влияет возраст, особенности психики, обстоятельства. Что нужно учесть взрослым, имеющим дело с истеричными детьми разных возрастов?

  • Поведение ребенка 2 лет начинает становиться осознанным. Полуторагодовалый карапуз постигает смысл запретов, постепенно овладевая нехитрым приемом получить желаемое – капризами. Пытаясь пробить стену всевозможных «нельзя», кроха испытывает серьезную фрустрацию. Им овладевает буря эмоций, но он еще не в силах ими управлять, что и приводит к истерикам.

Взрослому нужно помнить о том, что малышок в 2 года даже в спокойном состоянии не всегда способен подчиниться, поддаться уговорам, воспринять наставления. В приступе кроха вас тем более не услышит. Поэтому нужно обеспечить его безопасность и подождать, пока малыш угомонится. Некоторым детям помогают объятия, для других важно, чтобы мама просто находилась рядом, или держала за руку. Третьи затихают на руках. Не стоит пугаться и стремглав выполнять требование маленького упрямца. Взрослые должны быть тверды, спокойны и уверены в своей правоте.

Если скандал происходит в общественном месте, как можно быстрее покиньте его и действуйте так, как вы действуете в подобных случаях наедине. Реакции окружающих посторонних людей разобьются о стену вашей уверенности, если вы сами будете понимать, что все делаете правильно. Почувствовав нестерпимое желание накричать на скандалиста или наоборот уступить ему, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до пяти.

В моменты детских истерик родители также испытывают гамму неприятных чувств: стыд, растерянность, беспомощность, вина, гнев. Таким образом, взрослый сам впадает в состояние ребенка. Обнаружив у себя негативные эмоции в разгар скандала, примите их как данность, на которую вы имеет полное право, но не забывайте о том, что в вашей власти контролировать себя, свои реакции, поведение, слова.

  • Кризис трех лет накладывает свои отпечатки на поведение крохи – появляется осознание себя как отдельной личности. Обычно истерики у ребенка 3 лет проходят под девизом «не хочу и не буду». Маленький бунтарь на все просьбы реагирует отказом, ведет себя своевольно, беспардонно, упрямо. Кроха истерит из-за недостатка опыта, неумения коммуницировать иначе, невозможности справиться с собственным эмоциональным состоянием. Подобное поведение вполне нормально и, при грамотном подходе родителей, через несколько недель сходит на нет.

Что делать родителям, если их отпрыск в 3 года закатывает истерики? Не пытайтесь ругаться или пытаться договориться с малышом, находящимся в истерическом приступе. Переждите этот сложный момент, сохраняя максимальное спокойствие. Не поддавайтесь соблазну прекратить все немедленно, вручив крикуну желаемое – родительское решение должно оставаться неизменным, тогда кроха быстро поймет, что скандалы не работают, и перестанет их использовать, а вместо этого будет учиться договариваться. Если ситуация случилась в людном месте, уведите чадо в сторону, обнимите. Когда увидите, что кроха успокаивается, переключите его внимание на что-то другое: предложите заняться чем-то, что он любит, поехать домой поиграть. С детками обязательно нужно проговаривать случившееся: дома в спокойной обстановке обсудите, что произошло, выслушайте дитя и попытайтесь понять. Расскажите, какие эмоции вызывают у вас подобные происшествия, дайте понять, что это не тот способ общения, который поможет получить желаемого.

Если истерика случилась дома, самым мудрым решением будет игнорирование воплей. Спокойно сообщите чаду, что вы поговорите после того, как он успокоится, и продолжайте заниматься своими делами.

Обычно родители видят заранее, что кроха находится в плохом настроении и настроен покапризничать. В таких случаях сосредоточьтесь на предотвращении конфликта – не допускайте переутомления, по возможности избегайте общественных мест, ставьте отпрыска в ситуацию выбора, лишая его шанса противостоять вам твердым «нет».

Приближаясь к четырем годам, детишки становятся более покладистыми, с ними можно выстраивать полноценный диалог, обсуждать ожидания друг друга, находить компромиссное решение. Капризы и истерики прекращаются сами собой, становясь ненужными.

  • Если с четырехлетними детьми все еще случаются регулярные истерики, обратите внимание на обстановку в семье и свою линию воспитания. Дошкольнику необходимо единство предъявляемых требований и санкций от всех взрослых, четко обозначенные правила поведения, набор непреложных «можно» и «нельзя». Сами родители должны демонстрировать отношения и способы взаимодействия, которых они ждут от отпрыска. Поводом к посещению детского невролога могут стать следующие тревожные признаки: учащение скандалов, их агрессивность, длительность, физиологические проявления вроде задержки дыхания, резкого непроизвольного падения на спину, потери сознания, появление ночных кошмаров.

Ребенка любого возраста нужно учить договариваться и совместно находить выход из затруднительных положений. Быстрее всего детки учатся, наблюдая за близкими взрослыми, поэтому самая мудрая тактика родителей – положительный пример, контроль собственных эмоций. Наказывать малышей за истерики нельзя, такие меры приведут к ухудшению отношений и психологической травме дитя.

Превентивные меры

Впервые столкнувшись с детской истеричностью, взрослые задаются сложными вопросами – как отучить ребенка от истерик, снизить их количество и интенсивность, научить малыша самоконтролю и безопасному проявлению чувств? Детские психологи рекомендуют сосредоточиться на предотвращении конфликтов, создании такой среды, в которой детишкам просто не нужно скандалить:


Знакомьте детвору с альтернативными способами выражения гнева: можно рвать бумагу, рисовать сердитые каляки-маляки, бить подушку или кричать в нее, топать ногами или рычать. Но самый главный способ безопасно выразить свою злость – сказать о ней словами. Этому можно и нужно учить карапуза с самого раннего детства.

  • Готовить к существенным изменениям заранее: рассказывать о скором начале детского сада, переезде, отпуске, командировке папы;
  • Рассказывать план на день, вечер, «после сна», чтобы кроха знал, чего ждать;
  • Слышать и уважать ребенка, откликаться на его потребности, проводить вместе достаточно времени; уделять внимание качеству общения, использовать семейные ритуалы – чтение перед сном, совместное приготовление завтрака, послеобеденная настольная игра;
  • Правильно себя вести при приближении «бури» — предложить крохе попить, покушать, сходить в туалет, обнять, мягко отвлечь его внимание на что-то интересное или на предстоящую активность. «Я вижу, что ты устала, нам нужно немножко дойти до машины, а потом мы поедем домой и вместе поиграем».

В поисках наиболее эффективных способов борьбы с истериками чуткие родители используют все доступные источники информации: советы психолога, воспитателей, друзей, собственные идеи, «подгоняют» рекомендации под индивидуальные особенности своего малыша. Дети разные, каждая ситуация требует особого подхода, и иногда решение находится само в самый неожиданный момент.

Универсальные способы погашения истерики

Что же делать, если не удалось предотвратить истерику, и катастрофа уже в самом разгаре? Ниже представлены советы специалистов о том, как реагировать на истерики ребенка, чтобы максимально быстро их гасить, выходить из них с минимальными потерями для собственной и детской психики.


Если не получилось сдержаться, и вы все-таки накричали или в сердцах ударили малыша, попросите прощения, когда страсти улягутся, объясните, что вы чувствовали, и скажите крохе, что вам очень жаль, что вы не справились со своими эмоциями. Таким образом вы сохраните близость с ребенком, научите его признавать свои ошибки, сожалеть, извиняться.

Высказывание «закатить истерику» употребляется нами весьма часто, но мало кто задумывается над тем, что это не простая поведенческая распущенность, а самое настоящее заболевание, со своими симптомами, клиникой и лечением.

Что такое истерический припадок?

Истерический припадок – это вид неврозов, проявляющийся показательными эмоциональными состояниями (слезами, криками, смехом, выгибанием, заламыванием рук), судорожными гиперкинезами, периодическими параличами и т.д. Заболевание известно с древности, ещё Гиппократ описывал этот недуг, называя его «бешенством матки», чему есть весьма понятное объяснение. Истерические припадки больше характерны для женщин, реже они беспокоят детей и лишь в виде исключения бывают у мужчин.

Профессор Жан-Мартен Шарко демонстрирует студентам женщину в истеричном припадке

На данный момент заболевание связывают с определенным складом личности. Люди, подверженные приступам истерии, внушаемы и самовнушаемы, склонны к фантазированию, неустойчивы в поведении и настроении, любят привлекать к себе внимание экстравагантными поступками, стремятся проявить театрализованность на публике. Таким людям необходимы зрители, которые будут с ними нянчиться и заботиться, тогда они получают необходимую психологическую разрядку.

Нередко истерические припадки сопряжены с иными психосоматическими отклонениями: фобиями, неприязнью к цветам, цифрам, картинкам, убежденностью в заговоре против себя. Истерией страдает примерно 7-9% населения планеты. Среди этих людей есть те, которые страдают тяжелой степенью истерии – истерическая психопатия. Припадки таких людей не спектакль, а настоящее заболевание, которое нужно знать, а также уметь оказывать помощь таким больным. Зачастую первые признаки истерии проявляются уже в детском возрасте, поэтому родителям детей, которые бурно на всё реагируют, выгибаются дугой, надсадно кричат, следует показать детскому невропатологу.

В тех случаях, когда проблема нарастала годами и выраженным истерическим неврозам страдает уже взрослый человек, сможет помочь только психиатр. Индивидуально для каждого пациента проводится обследование, собирается анамнез, сдаются анализы и в результате назначается конкретное лечение, подходящее только данному больному. Как правило, это несколько групп препаратов (снотворные, транквилизаторы, анксолитики) и психотерапия.

Психотерапию в данном случае назначают для вскрытия тех жизненных обстоятельств, которые повлияли на развитие болезни. С помощью неё пытаются нивелировать их значение в жизни человека.

Симптомы истерии

Для истерического припадка характерно крайнее разнообразие симптомов

Для истерического припадка характерно крайнее разнообразие симптомов. Объясняется это самовнушением пациентов, «благодаря» которому больные могут изобразить клинику почти любого заболевания. Припадки возникают в большинстве случаев после эмоционального переживания.

Для истерии характерны признаки «рациональности», т.е. у больного возникает только тот симптом, который ему «нужен», «выгоден» в данный момент.

Истерические припадки начинаются с истерического пароксизма, которые следует за неприятным переживанием, ссорой, безразличием со стороны близких. Начинается припадок с соответствующих симптомов:

  • Плач, смех, крик
  • Боль в области сердца
  • Тахикардия (учащенное сердцебиение)
  • Чувство нехватки воздуха
  • Истерический клубок (ощущение подкатившегося комка к горлу)
  • Больной падает, могут возникнуть судороги
  • Гиперемия кожи лица, шеи, груди
  • Глаза закрыты (при попытке открыть, больной их снова зажмуривает)
  • Иногда пациенты рвут на себе одежду, волосы, бьются головой

Стоит отметить черты, не характерные для истерического припадка: у больного нет ушибов, прикусанного языка, приступ никогда не развивается у спящего, не бывает непроизвольного мочеиспускания, человек отвечает на вопросы, отсутствует сон.

Расстройства чувствительности встречаются весьма часто. Больной временно перестает ощущать части тела, иногда не может ими двигать, а порой испытывает дикие боли в теле.Области поражения всегда разнообразны, это могут быть конечности, живот, иногда возникает ощущение «вбитого гвоздя» в локализованном участке головы. Степень интенсивности расстройства чувствительности носит разлитой характер – от легкого дискомфорта до сильнейших болей.

Расстройство органов чувств:

  • Нарушение зрения и слуха
  • Сужение полей зрения
  • Истерическая слепота (может быть как на один, так и на два глаза)
  • Истерическая глухота

Речевые нарушения:

  • Истерическая афония (отсутствие звучности голоса)
  • Немота (не могут произносить ни звуки, ни слова)
  • Скандирование (по слогам)
  • Заикание

Характерной чертой для речевых нарушений является охотное желание пациента вступать в письменный контакт.

Двигательные нарушения:

  • Параличи (парезы)
  • Невозможность выполнения движений
  • Односторонний парез руки
  • Параличи мышц зыка, лица, шеи
  • Дрожание всего тела или отдельных частей
  • Нервные тики мимических мышц лица
  • Выгибание тела дугой

Следует заметить, что при истерических припадках подразумеваются не настоящие параличи, а элементарная невозможность совершать произвольные движения. Зачастую, истерические параличи, парезы, гиперкинезы во время сна проходят.

Расстройство внутренних органов:

  • Отсутствие аппетита
  • Нарушение глотания
  • Психогенная рвота
  • Тошнота, отрыжка, зевота, кашель, икота
  • Псевдоаппендицит, метеоризм
  • Одышка, имитация приступа бронхиальной астмы

В основе психических нарушений лежит желание быть всегда в центре внимания, избыточная эмоциональность, заторможенность, психотический ступор, плаксивость, склонность к преувеличениям и стремление играть ведущую роль среди окружающих. Всё поведение пациента характеризуется театральностью, демонстративностью, инфантильностью в некой мере, создаётся впечатление, что человек «рад своей болезни».

Истерические припадки у детей

Симптоматические проявления психических припадков у детей зависят от характера психологической травмы и от личностных особенностей больного (мнительность, тревожность, истеричность).

Для ребёнка характерна повышенная чувствительность, впечатлительность, внушаемость, эгоизм, неустойчивость настроения, эгоцентризм. Одной из главных черт является признание среди родителей, сверстников, общества, так называемый – «кумир семьи».

Для детей младшего возраста свойственны задержки дыхания при плаче, провоцируемыме недовольством, гневом ребёнка при неудовлетворении его просьб. В старшем возрасте симптомы более разнообразны, порой имеют сходство с приступами эпилепсии, бронхиальной астмы, удушья. Припадку характерна театральность, длительность пока ребёнок не получит желаемого.

Реже наблюдается заикание, невротические тики, мигательные тики, хныканье, косноязычие. Все эти симптомы возникают (или усиливаются) в присутствии лиц, на которых направлена истерическая реакция.

Более частый симптом энурез (ночное недержание мочи), чаще возникает из-за изменений окружающей обстановки (новый садик, школа, дом, появление второго ребёнка в семье). Временное изъятие малыша из психотравмирующей обстановки, может привести к урежению приступов диуреза.

Диагностика заболевания

Диагноз может поставить врач невропатолог или психиатр после необходимого обследования, во время которого отмечается повышение сухожильных рефлексов, тремор пальцев рук. На самом осмотре пациенты часто ведут себя неуравновешенно, могут издавать стоны, вскрики, демонстрировать усиление двигательных рефлексов, спонтанно вздрагивают, плачут.

Одним из методов диагностики истерических припадков является цветодиагностика. Метод представляет собой отторжение определённого цвета при развитии того или иного состояния.

Например, человеку неприятен оранжевый цвет, это может говорить о низкой самооценке, проблемах с социализацией и общением. Такие люди обычно не любят появляться в людных местах, им трудно находить общий язык с окружающими, заводить новых знакомых. Отвергание синего цвета и его оттенков указывает на излишнюю обеспокоенность, раздражительность, возбужденность. Неприязнь к красному цвету свидетельствует о нарушениях в сексуальной сфере или психологическом дискомфорте, который возник на этом фоне. Цветодиагностика на данный момент не сильно распространена в медицинских учреждениях, однако методика точна и востребована.

Оказание первой помощи

Весьма часто сложно понять, больной человек перед вами или актёр. Но несмотря на это, стоит знать обязательные рекомендации оказания первой помощи в данной ситуации.

Не уговаривайте человека успокоиться, не жалейте его, не уподобайтесь пациенту и не в падайте в панику сами, это только ещё больше подзадорит истероида. Будьте равнодушны, в некоторых случаях можно уйти в другую комнату или помещение.Если же симптоматика бурная и пациент никак не хочет успокаиваться попытайтесь брызнуть ему в лицо холодной водой, поднести вдохнуть паров нашатырного спирта, дать несильную пощёчину, надавить на болевую точку в локтевой ямке. Ни в коем случае не потакайте больному, при возможности удалите посторонних или уведите пациента в другую комнату. После этого вызовите лечащего врача, до приезда медицинского работника не оставляйте человека одного. После приступа дайте больному стакан холодной воды.

Не следует удерживать во время приступа больного за руки, голову, шею или оставлять его без присмотра.

Для профилактики приступов можно пропивать курсами настойки валерианы, пустырника, применять снотворное. Не следует фиксировать внимание пациента на его болезни и её симптомах.

Истерические припадки проявляются впервые в детстве или в подростковом возрасте. С возрастом клинические проявления сглаживаются, но в климактерическом периоде вновь могут о себе напомнить и обостриться. Но под систематичным наблюдением и лечением обострения проходят, пациенты начинают чувствовать себя гораздо лучше, не обращаясь годами за помощью к врачу. Прогноз заболевания благоприятен при обнаружении и лечении болезни в детском или подростковом возрасте. Не следует забывать, что истерические припадки не всегда могут быть заболеванием, а представлять собой лишь склад личности. Поэтому всегда стоит проконсультироваться со специалистом.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Содержание статьи:

Истерика у ребенка - это своеобразный сигнал к действию, активный способ высказать внутренние чувства (обиду, нежелание что-либо делать, отвращение, боль) и показать их с помощью самого эффективного метода. В первую очередь он хочет привлечь к себе внимание. Иначе он бы просто подошел и высказал свою позицию, мнение или недовольство. Очень часто истерики детей начинаются совершенно внезапно и в самом неподходящем месте (в лечебных, образовательных и других учреждениях, на людях) и тогда, когда ждешь этого меньше всего. Разгадать причину такого поведения в конкретном случае можно далеко не всегда, поэтому родителям необходимо знать, как успокоить ребенка во время истерики.

Причины возникновения истерик у детей

Эмоциональная реакция в виде плача и криков - один из эффективных сигналов о дискомфорте, который может послать ребенок. В некоторых случаях такая реакция свидетельствует не только о прямых потребностях, но и выявляет другие желания, которые малыш привык реализовывать этим способом.

В целом можно определить несколько непосредственных причин возникновения истерик:

  • Единственный способ выражения . Эта причина встречается у крох до 1-го года жизни, когда они не умеют никакими другими путями выразить свои недовольство, дискомфорт, боль, эмоции. Груднички слишком маленькие, чтобы по-другому реагировать на происходящее, поэтому часто закатывают подобные истерики. Чаще всего это происходит, если режутся зубки, болит животик, голова. Ребенок воспринимает такие ощущения, как сильную угрозу,и часто плачет.
  • Незрелость эмоциональной системы . Дети чуть постарше постепенно учатся говорить и могут в некоторых случаях сказать о том, что их не устраивает. Часто ребенок от 1 до 3 лет, несмотря на то, что он может выразить свои чувства иначе, закатывает истерику, так как этот метод ему более знаком. Такое случается и в более старшем возрасте. Это происходит из-за того, что эмоциональная составляющая психики ещё только созревает. Многие процессы не развиты на достаточном уровне, чтобы обеспечить нормальную реакцию на стресс или по-другому выразить внутренние переживания.
  • Манипуляция . Этому своеобразному искусству ребенок начинает учиться уже с 3 лет. В некоторых случаях дети могут манипулировать с помощью истерик в более раннем возрасте, но это случается редко. До этого периода практически все потребности малыша сразу же удовлетворялись, поэтому принять отказ для ребенка впервые очень сложно. Кроме того, дети первый раз сталкиваются с понятием компромисса и разумного выбора. В этом возрасте они быстро понимают, что с помощью истерики можно добиться большего, чем просто словами. Часто это свидетельствует о том, что ребенку уделяется очень мало внимания и к его словам не прислушиваются, поэтому он вынужден выбирать более громкий способ выражения собственных чувств и эмоций.
  • Смена обстановки . Практически для каждого малыша очень важно ощущать стабильность внешних обстоятельств, которые его окружают каждый день. Установленный способ жизни обеспечивает ему чувство благополучия, которое может улетучиться при смене обстоятельств. Рождение второго ребенка в семье, переезд в другой дом/квартиру, начало посещений детского дошкольного заведения, развод родителей и другие причины истерик у ребенка тяжело влияют на психику маленького человека. Часто даже взрослые не в силах справиться с подобными новостями, а для детей они становятся потрясениями. Именно на них часто может развиваться истерическая эмоциональная реакция.

Основные признаки истерики у ребенка


Проявление эмоционального всплеска у детей может быть совершенно разным. В первую очередь это зависит от характера и склонностей малыша. Для некоторых плакать в людном месте неприятно, они стесняются окружающих, а для других лишнее внимание только усиливает истерику. Поэтому на один и тот же фактор разные дети могут реагировать совершенно по-разному. Кроме того, признаки истерики зависят от конкретного возраста, в котором ребенок может себе что-либо позволить, его воспитания и манер.

Существует несколько форм, которые могут быть составляющими эмоционального всплеска ребенка:

  1. Крик . Зачастую это первая реакция, которая запускает собой каскад других. Свидетельствует об остром возмущении, обиде, боли или другом ощущении, которое остро беспокоит малыша в конкретный момент времени. То есть ребенок внезапно начинает кричать, при этом пугая не только родителей, но и окружающих взрослых и детей, что спешат ему на помощь. Во время крика малыш может не видеть и не слышать происходящего вокруг, поэтому слова, обращенные к нему в тот момент, редко приносят пользу.
  2. Плач . Обычная эмоциональная реакция в виде громкого проливания слез чаще всего происходит на публику и с расчетом на ответную защитную реакцию родителей, которые тут же кинутся успокаивать малыша. Простой плач привлекает к себе внимание других детей и ставит ребенка в выгодное положение. Взрослые обращают на него внимание и стараются побыстрее удовлетворить пожелания маленького истерика. Иногда такой плач действительно свидетельствует об физической или психологической боли, которая беспокоит ребенка.
  3. Рыдания . Часто малыш плачет навзрыд, успевая захлебываться собственными слезами при этом. Это признак развернувшейся истерики, которая только набирает обороты. При этом слезы текут ручьями, а всхлипывания добавляют драматичности и горечи в печальный образ. У детей с астмой подобные рыдания могут вызывать чувство нехватки воздуха. Если этот плач правдоподобен, он может навредить здоровью и даже вызвать проблемы с нервной системой в будущем. Длится такая форма истерики достаточно долго, пока родителями (окружающими) не будут предприняты действия, что позволят ребенку успокоиться. Нахлынувшие эмоции забирают много сил, поэтому ребенок даже среди дня после таких рыданий может уснуть, забирая при этом ночной сон.
  4. Поведенческие изменения . Частым спутником истерик у детей являются различные двигательные и моторные реакции, которые могут нести даже агрессивный характер. То есть в наиболее легких вариантах протекания таких поведенческих истерик наблюдается раскидывание вещей вокруг, топот ногами, бросание игрушек на пол. Ребенок самостоятельно израсходует энергию, чтобы успокоить внутреннюю эмоциональную бурю. Иногда он разламывает, разрывает игрушки, ломает какие-то детали, бьется кулаками или головой о стену и при этом может даже пораниться. Агрессивное поведение несет угрозу не только здоровью малыша, но и окружающим детям, взрослым. Разбив стеклянные предметы, ребенок рискует пораниться или же нанести вред кому-то ещё. В момент таких вспышек дети часто не чувствуют боли, она приходит потом с осознанием сделанного или же с видом выступившей крови.

Способы борьбы с истериками у детей

Однозначно истерика у ребенка требует вмешательства со стороны родителей, а иногда и помощи стороннего специалиста. Очень часто такое поведение может свидетельствовать о наличии внутренних психологических проблем, что способны проявиться во взрослой жизни. Важно оказать малышу своевременную помощь и проследить, чтобы такая реакция не стала основной в будущем. Правильное воспитание и наставления родителей уберегут его от психологических детских травм и незрелой психики во взрослом возрасте.


Как известно, самое эффективное лечение - это профилактика. Правильно воспитав ребенка и привив ему с детства нормы поведения, можно избавиться в будущем от необходимости гасить истерику. Именно поэтому следует уделять общению с ребенком много времени и обучать не только с помощью кружков, развивающих игр и телепередач, но и обычных бесед. Социализация маленького человека должна начинаться с объяснения родителями правил внешнего мира и тех установок, которые помогут в будущем давать верную эмоциональную реакцию.

Есть несколько важных аспектов такого воспитания, которое позволит избавить детей от истерических взрывов:

  • Установление рамок . Например, ребенку с первых лет нужно рассказывать, что нельзя вести себя так, как хочется, абсолютно везде. Существуют специально отведенные места, где можно порезвиться, поиграть, попрыгать. Это детские площадки, специальные точки развлечений в торговых центрах, парк. Если мама, к примеру, не разрешила побегать в очереди к кассе в банке, то это нормально, так как там вести себя подобным образом нельзя. Малыш должен с первых лет понимать разницу между общественным местом и домом и вести себя соответствующим образом. Категорически нельзя оправдывать несдержанное поведение тем, что это ребенок и он должен играть. Своевременно не воспитанный ребенок - это трудный подросток и проблемный взрослый в будущем. Поэтому, чтобы максимально социализировать малыша, необходимо с малых лет приучать к правилам общества и вежливого поведения дома.
  • Разговоры и отказы . Обязательно нужно разговаривать с ребенком, спрашивая его мнение по поводу разных вещей. Например, что он хотел бы на ужин, куда сегодня он хочет пойти погулять, что предпочитает одеть. Необходимо, чтобы он чувствовал важность своего «Я» в глазах родителей. Только так он сможет самоутвердиться без закатывания истерик. Обязательно следует объяснять ему, почему в тот или иной раз малышу не купили игрушку. Обычно родители отнекиваются или же говорят, что нет денег на подобные покупки. Это тактически неверно, так как ребенок будет чувствовать себя ущемленным из-за несостоятельности своих папы и мамы. Важно объяснить, что у него и так достаточно игрушек, а новую можно будет купить только в следующем месяце или позже. То есть аргументом в отказе ребенку должен служить не финансовый семейный кризис, а мощный авторитет слова родителей. Только научив ребенка уважать собственно мнение, можно рассчитывать на понимание с его стороны.
  • Научить выражать эмоции . Естественно, детская психика со временем развивается и приходит к общепринятым нормам. Если ребенок склонен к истерикам или же подобным всплескам эмоций, родителям нужно помочь малышу правильно реагировать на бурю чувств внутри себя. Очень важно помогать вербализировать те ощущения, которые внутри у маленького человека не могут найти выхода. Например, малыш плачет, так как разбил/порвал/потерял случайно свою любимую игрушку. Необходимо установить визуальный контакт и проговорить те чувства, которые переполняют ребенка: «Я знаю, ты очень любил эту игрушку и тебе обидно, что ты больше не можешь с ней играть. Тебе очень жаль, что она потерялась/порвалась/разбилась, но ты не виноват в этом, ты ничего не смог сделать. Кроме нее, у тебя есть ещё игрушки, с которыми ты можешь играть».

Как успокоить ребенка


Иногда важно знать, как быстро вывести малыша из такого эмоционального состояния. Как бороться с истериками ребенка, следует уяснить абсолютно всем родителям тех детей, которые склонны к развитию подобных всплесков.

Первые шаги к успокоению:

  1. Сохранять невозмутимость и покой . Нужно не подавать раздраженный вид и не нервничать ещё больше, чем ребенок. Это приведет к тому, что родитель будет вести себя хуже малыша. Следует контролировать свои эмоции и не выпускать их наружу.
  2. Разговор . Необходимо выйти на беседу с ребенком, убедив его в том, что во время истерики его нельзя понять. Если бы малыш конкретней сказал, что он хочет, возможно, его просьбу бы удовлетворили.
  3. Запрет на агрессию . Ни в коем случае нельзя кричать и срываться на ребенке. Даже если его поведение поставило вас в неудобное положение, следует держать свои эмоции под контролем. С помощью крика нельзя добиться ничего, кроме как усугубления ситуации.
  4. Изоляция . Важно дать ребенку время на усмирение внутренней бури. Если он негативно реагирует на попытки поговорить, нужно отвести его в укромное место (если он на улице) или же оставить одного в комнате. Со временем он осознает бесполезность своих слез и успокоится.
  5. Копирование поведения . Дети крайне часто смотрят на родителей или близких, а затем действуют так же. Если малыш вдруг стал агрессивно себя вести, следует разобраться, где же он мог видеть такую модель поведения. В первую очередь нельзя при ребенке ссориться, проявлять агрессию и другие яркие негативные эмоции. Малыш впитает в себя такой шаблон и будет использовать в своих целях.

Важно! Если подобное поведение никак не устраняется на протяжении долгого времени, следует обратиться к детскому психологу. Специалист поможет найти корень проблемы и скорректирует поведение ребенка.


Естественно, воспитание играет огромную роль, но иногда нужно знать, как реагировать на истерики ребенка, чтобы быстро его успокоить. Важно понимать тактику поведения малыша и подстраиваться под нее.

В этом поможет несколько простых приемов, которые базируются на основах детской психологии:

  • Отвлечение . Такой метод работает исключительно в начале эмоционального приступа и действует далеко не всегда. Многие родители используют его достаточно часто, полностью не осознавая важности такого приема. Детское внимание очень легко отвлекается, и доминантная мысль или переживание быстро может смениться на другие. Поэтому родителям можно показать ребенку красивую игрушку, птичку в небе, машину или другого человека, чтобы отвлечь его от истерического всплеска. Буквально доля секунды заинтересованного взгляда - и малыш уже будет вести себя более спокойно, так как эмоциональную бурю вовремя остановили.
  • Предупреждение . Очень многих истерик можно избежать, если ребенку своевременно сообщить, что его ждет. Например, появление в семье второго ребенка всегда является стрессом для первого. Поэтому перед этим необходимо разговаривать с малышом и рассказывать, что его ждет, какие изменения коснуться его жизни и что именно изменится с появлением сестрички/братика. Тогда для него не будет неожиданностью новый(ая) любимец(ица) его семьи. Он должен до его рождения понять, что их будет двое, причем на равных правах. Такая же схема предупреждения работает и с детским садом, и с посещением общественного места, и в любом другом случае.
  • Тактика . Очень важно, чтобы родители не меняли собственного мнения из-за истерики ребенка. Если малыш увидит, что мама или папа могут уступить, стоит лишь разреветься, следует ждать такой реакции каждый раз, когда это будет нужно. Любая истерика должна завершаться объяснением ребенку его неправоты. Поэтому категорически не рекомендуется идти на попятную и позволять то, что до этого было запрещено. Нельзя допускать, чтобы истерики стали новым инструментом манипуляции малыша. Отговорки, что он ещё в очень юном возрасте и не понимает слова «нет», совершенно не имеют под собой смысла. Ребенок начинает понимать запреты ещё с первого года жизни. Родитель же не разрешит малышу совать мелкие предметы в розетку только потому, что он маленький и ещё не поймет опасность. Это же касается запретов на несдержанное поведение в общественном месте, капризы и другие поступки.
  • Выбор . Кроме внимания, которое ребенок должен обязательно получать, важно также предоставлять ему некую свободу. Это заключается в выборе элементарных условий жизни. Например, если малыш закатывает истерику каждый раз, когда ему вручают какую-то игрушку, в следующий раз нужно его спросить. При этом необходимо обозначить варианты выбора из доступных, чтобы малыш определился среди них. Также это касается истерик по поводу нежелания кушать какое-то блюдо. Если прямо спросить малыша, будет ли он кушать что-то, он может ответить отрицательно, и ничего нельзя добиться в этом случае. Следует предоставить ему вариант из нескольких блюд. Свой выбор он должен осуществить самостоятельно, выбрав лучшее из имеющегося.
Как бороться с истерикой у ребенка - смотрите на видео:


Детские истерики - довольно распространенный способ показать собственное мнение, если с ним никто не считается, рассказать о беспокоящих проблемах или же проявить собственную обиду. Малышу очень сложно отличить одну эмоцию от второй, а также проставить приоритеты между ними, поэтому время от времени они захлестывают с головой, и ребенок закатывает истерики. Для родителей важно уметь вовремя предупредить такой всплеск, распознать и погасить, а также объяснить, почему такого нельзя больше делать.