Изготовление выкройки фартука без нагрудника. Выкройка фартука своими руками: построение чертежа

Как и любую вещь, прежде чем сшить фартук, его нужно раскроить. А чтобы раскроить, нужно выполнить построение чертежа фартука.
Самый простой по крою фартук – это цельнокроеный. В этом уроке мы сделаем два варианта выкроек:
— выкройку фартука с отрезным нагрудником;
— выкройку цельнокроеного фартука.

Для опытной портнихи, конечно же, любой вариант фартука не вызовет трудности раскроить его сразу на ткани. Но для этого необходимо, чтобы в сознании был образ создаваемого предмета. У новичка его нет, поэтому предлагаю сделать сначала выкройку на бумаге. Заодно сформируется образ выкройки фартука, что в последующем поможет кроить сразу на ткани.

Для изготовления выкройки фартука или его раскроя на ткани необходимо снять несколько мерок. Порядок снятия мерок классический.

  1. Повязать пояс на талию и определить самое узкое место туловища.
  2. Измерить обхват талии для определения длины пояса. Записать половину мерки – Ст. Эту мерку можно и не делить, а записать в полном виде — От.
  3. Измерить самое широкое место туловища - обхват бедер. Здесь нужно отметить, что не всегда самое широкое место туловища – это бедра. Может быть, что мерка обхвата груди будет больше, чем обхват бёдер. Нам нужны именно бедра: сантиметровая лента проходит через выступающие точки ягодиц параллельно полу, с учетом выступа живота. Не поджимать ленту под животом и не задирать ее в верх. Записываем половину мерки – Сб.
  4. Поясок на талии – нулевая отметка. Вниз от талии до желаемой длины – длина нижней части фартука – Дн.ч. Мерка записывается полностью.
  5. Вверх от талии до желаемой высоты – измеряем длину нагрудника — Дн. Мерка записывается полностью.
  6. Длина бретели – Дбр: от верхней линии нагрудника с одной стороны через шею до желаемой высоты нагрудника с другой стороны. Эту мерку снимать сразу после мерки Дн.

Бретель, как и любая другая деталь одежды должна соответствовать размеру изделия и быть подогнана по фигуре. Как длинная бретель, так и короткая, не только нарушает эстетику изделия, но и вызывает дискомфорт при использовании фартука.

  1. Ширина нагрудника: мерку ширины нужно снять в предполагаемой верхней части нагрудника и записать – Шн. в половинном размере.

Записываем все мерки в столбик (в скобках стоят мерки, используемые для примера):

Снимите свои мерки и запишите их в сантиметрах.

У новичков также нет опыта обращения с тканью и ножницами на «ты», практики экономной раскладки, поэтому я всегда советую, если есть выкройка, то использовать ее, так как с ней легче делать раскладку на ткани, в чем вы сами убедитесь.

Также удобнее пользоваться выкройкой, если ткань купонная и нужно выбирать наилучшее расположение кроя по рисунку.

Вариант 1.

Построение чертежа фартука с нагрудником

Фартук с отрезным нагрудником более сложный в пошиве, но он, имеет свои преимущества — лучше сидит на фигуре. А вот при построении чертежа фартука он является основой для цельнокроеного фартука. Поэтому мы начинаем строить выкройку именно с этого варианта.

  1. Определить центральную линию выкройки, соответствующую линии сгиба на ткани. Построить прямой угол с вершиной В.
  2. Вниз отложить длину нагрудника Дн – точка Т, провести горизонтальную линию.
  3. От Т вниз отложить длину нижней части фартука Дн.ч. – точка Н, и проводим горизонтальную линию.
  4. По линии Т отложить ширину нижней части фартука по формуле:

(Сб. : 2) +8 = ... и поставить точку Т 1 .

Опустить линию вниз и построить прямоугольник – нижняя часть фартука готова.

5. По линии В по горизонтали отложить ширину нагрудника Шн. (мерка записана в половинном размере) – поставить точку А.

6. По линии Т по горизонтали отложить мерку Шн. + 1,5 см. – точка Б.

7. Соединить А и Б. Получаем нагрудник – фигура с точками ВАБТ

8. Построение кармана. От Т вниз отложить мерку 8-9 см., для детей – 7 см. = точка К. От К горизонтально (параллельно линии талии) отложить К1 = 8 — 9 см. (для детей 7 см.).

От точки К1 построить карман: по горизонтали вправо – ширина кармана для детей – 15 см, для взрослых – 17 см. (по размеру руки).

От точки К1 вниз отложить длину кармана: для детей – 16 см. для взрослых 19 см.

Построить прямоугольник чертежа кармана.

При раскрое карман выкраивается отдельно, но на фартуке нужно отметить место притачивания кармана, поэтому карман отмечают на фартуке. Однако, местоположение кармана можно сделать и на примерке, а карман начертить отдельно.

9. Бретель, пояс и косынка выкраиваются сразу на ткани, хотя в школьной программе требуется сделать выкройки этих деталей на бумаге.

а) Длина бретели равна мерке плюс 6 см. на припуск, ширина бретели равна 5 — 6 см.

б) Длина пояса равна: (Ст + 30 см. на завязки) * 2 =

или: От + 60 см. на завязки. Нужно добавить 2 см. на обработку концов пояса и по 2 см. на каждый шов стачивания, если пояс будет из нескольких частей.

Оптимальная ширина пояса — 7 см.

г) Косынку не рекомендую делать на бумаге. Тем не менее, для построения чертежа на бумаге или выкройки на ткани, нужно измерить лицевую часть головы, прибавить 30-40 см. на концы для завязывании косынки. Этот отрезок равен гипотенузе равнобедренного треугольника (ориентировочно 105-110 см.). Отрезок отложить по косой нити так, чтобы получился равнобедренный треугольник: со сторонами 65 -75 см. в зависимости от размера (цифры указаны с припусками на швы). Расчертить косынку и отрезать.

Вариант 2.

Цельнокроеный фартук.

Производим те же самые действия, что и при построении фартука с нагрудником:

  1. Построить прямой угол с вершиной в точке В.
  2. От (.)В отложить две мерки подряд вниз по длине выкройки: Дн. – Т;

Дн.ч. – Н.

3. По линии В горизонтально отложить ширину нагрудника Шн — точка А.

4. По линии Т горизонтально — ширину нижней части: рассчитать по формуле: (Сб: 2) + 8 = точка Т 1

Опустить перпендикуляр вниз до линии Н, построить прямоугольник.

5. От Т по ширине выкройки отложить Шн. : 2 + 1,5 см. = Б

Соединить верхнюю и нижнюю точки нагрудника: А и Б.

6. Оформить боковой срез фартука от верха нагрудника до линии талии плавной вогнутой линией.

Углы низа фартука также можно плавно закруглить. Радиус закругления определить опытным путем в зависимости от размера фартука. Чем плавней углы будут закруглены, тем проще их будет обработать, как швом в подгибку с закрытым срезом, так и окантовочным швом.

Кроме того, если вы выберите способ обработки срезов полностью окантовочной лентой, то вам надо будет чуть скруглить и верхние углы нагрудника.

Фартук без нагрудника

Раньше фартук с отрезным нагрудником подошел бы для урока технологии "Как сшить фартук 5 класс. ФГОС ". Но программу изменили, упростили, и этот урок будет более сложен для восприятия, чем предусмотрено новой программой, хотя в него включены элементы фартука для пятого класса. Нужно взять всего лишь нижнюю часть фартука и пояс. Это же относится и к тем, кому нужен фартук без нагрудника .

Сегодня мы выполнили построение чертежа фартука , рассмотрели два варианта построения выкроек: цельнокроеного фартука и с отрезным нагрудником, узнали о преимуществах раскроя на ткани и с помощью выкройки.

Какой вариант выкройки для вас более интересен, будете ли вы кроить сразу на ткани или построите выкройку фартука? Делитесь своим опытом, своими успехами – всем будет интересно.

Жду ваших комментариев и вопросов. Если статья была полезной, делитесь ею с друзьями, ставьте лайки, подписывайтесь на новости и получайте книгу в подарок «Швейная машинка домашнего использования».

С любовью, Ольга Злобина

МБОУ СОМШ №44

Составитель: Лагойда Любовь Михайловна, учитель технологии

Владикавказ, 2015


Цель:

  • Построить чертеж фартука без нагрудника.

Задачи:

  • Научить обучающихся строить чертеж фартука без нагрудника.
  • Развивать навык нанесения линий чертежа, моторику, глазомер.
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Детали фартука

Нижняя часть фартука

Карман


Для построения чертежа

основы фартука

снимают мерки:

1-обхват талии;

2-обхват бедер;

3-длина изделия.


Мерки для построения чертежа фартука без нагрудника

Чертеж выполняют на правую половину фигуры, поэтому мерки обхватов записывают в половинном размере. Мерки длин записывают полностью.

п/п

Название мерок

Полуобхват талии

Обозначение мерок

Назначение мерок

Полуобхват бедер

Длина изделия

Определение длины пояса

Определение ширины изделия

Определение длины изделия


Построение чертежа фартука без нагрудника

  • Построить прямой угол с вершиной в точке Т.

2. Из точки Т, отмерить ТН- длину изделия


3. Из точки Т в правую сторону, отмерить

ТТ 1 ширину фартука (Сб:2 + 6)

Т 1


4. Построить прямоугольник с точками ТТ 1 Н 1 Н .

Т 1

Н 1


5. Определяем месторасположение кармана. Из точки Т отложить вниз 6см-ТК

(величина постоянная)

Т 1

Н 1


6. Определяем длину кармана.

От точки К вниз отложить 14см и поставить точку К 1 (величина постоянная)

Т 1

К 1

Н 1


7. Определяем ширину кармана. Из точек К и К 1 в правую сторону отложить 10см, провести прямые линии и поставить точки К 2 и К 3 . Соединить точки К 2 и К 3 прямой линией.

Т 1

К 2

К 1

К 3

Н 1


8. Обвести контур фартука сплошной основной

линией.

Т 1

Т 1

К 2

К 1

К 3

Н 1


9. Построение пояса.

Построить прямой угол с вершиной в точке П.


10. Из точки П отложить вниз ширину пояса равную 9см. Поставить точку П 1

(величина постоянная).

П 1


11. Из точки П 1 вправо отложить длину пояса (Ст х 2 + 30см) и построить прямоугольник ПП 1 П 2 П 3 .

П 2

П 1

П 3


А ещё фартук – красивый и практичный подарок, а уж если он изготовлен своими руками, ценность его только возрастает. Фартуки приходится часто стирать, поэтому материал должен быть прочным.

Ткань для фартука обязательно должна быть практичной

Но и ситец, сатин, лен отлично справятся со своей задачей, хоть время от времени такой передник нужно будет отправлять в стиральную машину.

Некоторые мастера любят использовать джинсовые карманы и шлейки для отделки фартука. Также детали от одежды, которую уже не носят, можно использовать в оформлении передника.

Начинающие мастерицы выбирают для своего первого передника простые фасоны – например, передник, отороченный лентой, а более умелые хозяюшки могут экспериментировать с фасонами, декорированием, комбинацией цветов, материалов.

Кстати, все опытные швеи утверждают, что именно передник поможет вам освоить все азы работы. И если вы не умеете шить, но хотите научиться, то лучше начать с шитья фартука своими руками. Ведь состоит такое изделие из элементарных, легко соединяющихся друг с другом частей – так что начинаем шить!

Что же касается цвета – пестрая ткань, безусловно, лучше однотонной.На такой ткани пятна не так заметны.

Фасоны фартуков для кухни

Определившись с тканью, нужно выбрать тот самый фасон, который не надоест вам через месяц-другой.

Фасон для фартука можно выбрать предельно простой или усложненный

Сложность выбранного фасона будет зависеть от ваших навыков кройки и шитья

Самый простой фартук:

Дополнительные элементы _рюши, оборки, тесьма, украсят фартук


Фартук понравившегося фасона сшить не сложно, если детально знать его пошив

Выкройка для фартука с карманом по центру:

Форму цельнокроеного фартука можно выбрать по своему желанию:

Идеи для фартуков с отрезной нижней частью

Начнем с простого фасона.
Для построения выкройки нам, как всегда, понадобится чертеж основы платья.
Если вы еще не построили для себя выкройку основы платья, рекомендуем воспользоваться нашей . Этот чертеж вам понадобится в дальнейшем при освоении моделирования разнообразных видов и фасонов одежды.

Вырез горловины.
От точки В4 вниз откладываем 15 см и ставим точку 1.
От точки В3 по линии плеча откладываем 2 см и ставим точку 2.
Соединяя эти две точки плавной кривой, получаем линию горловины фартука. Причем конфигурация этой линии может быть различной.
Главное: Оформляя линию горловины важно помнить, что общая длина этой линии, с учетом длины линии ростка, должна быть больше окружности головы на несколько сантиметров, чтобы обеспечить свободное прохождение головы и сохранение прически во время одевания фартука.
Плечевой срез.
Линию В3В7 продлеваем и от точки 2 откладываем 7-10см, ставим точку 3.
Ширина по линии талии.
Определяем ширину фартука по линии талии. В нашем примере точка, определяющая ширину фартука совпадает с точкой Т2. Вы можете сами регулировать ширину фартука, руководствуясь своими желаниями.
Лиф фартука.
От точки Г6 влево откладываем 2-4 см и ставим точку 4.
Соединяем точки 3, 4 и Т2 плавной кривой линией.
Линия низа.
В нашем примере длина фартука 55 см. От точки Т5 вниз откладываем 55 см и ставим точку 5. От нее влево проводим горизонтальную линию, продолжая ее за боковую линию основы платья примерно на 4-6см, и ставим точку 6.
Линия бокового среза.
Соединяя точки Т2 и 6, оформляем боковую линию фартука.
Образовавшийся нижний угол можно закруглить, как показано в нашем примере.

Спинка фартука.
От точки А4 вправо по плечевому шву откладываем 2см и ставим точку 7. Соединяя точки А и 7, оформляем линию ростка.
От точки 7 по линии плеча откладываем 7-10см и ставим точку 8.
От точки А вниз откладываем 7-10см, ставим точку 9. Соединяем точки 8 и 9 плавной кривой, как показано на рисунке.

Получаем деталь спинки фартука. Совмещаем эту деталь по плечевым точкам 7 и 8 с передней частью фартука по точкам 2 и 3 и получаем готовую выкройку.

В этом случае весь фартук кроится как одна деталь со швом по средней линии спинки.

Если же вы решили кроить эти части отдельно, тогда швы будут расположены по плечевым линиям, а по средней линии спинки будет сгиб ткани.

Немаловажная деталь - карман. В нашем примере их два. Размер карманов 16 х 18см. Нижние углы карманов закруглены. Верхняя линия кармана расположена на 12 - 15 см ниже линии талии, а боковая - в 4 - 6 см от боковой линии фартука.

В отношении вытачки на линии талии - определитесь с этим сами. Можно не делать и можно сделать. Это два равновесных варианта, и какой из них выбрать, решать вам. Если вы хотите фартук приталенный, тогда вытачки необходимо сделать. А если вы рассчитываете, что этим фартуком, возможно, будет пользоваться ваш супруг-кулинар, тогда вытачки однозначно делать не нужно.

Все, построение закончено.

Можно приступать к раскрою. Не забудьте выкроить пояс. Это может быть полоска ткани шириной примерно 8см и длиной около 60см, в готовом виде 3 х 59 см в количестве двух штук. Для этой цели можно использовать и готовую ленту.

В качестве отделки может служить все, что угодно: начиная от контрастного канта по всему периметру, заканчивая аппликацией или вышивкой.

В ближайшее время мы продолжим тему домашней одежды. Следите за новостями сайта, и вы всегда будете в курсе событий.

Успехов! Валентина Нивина.


Скачать одним файлом | Turbobit | | |

Незабываем добавлять себе в закладки. Кнопки добавления в закладки находятся ниже.

Права на данную статью принадлежат исключительно автору. Полное или частичное использование материалов данной статьи в электронных изданиях сети Интернет возможно только при выполнении следующих условий:
Должна быть сохранена информация об авторе. В заголовке или в конце опубликованной перепечатки должен быть указан источник www.сайт интернет-ресурс "Швейных дел мастер" с прямой, активной, видимой пользователем, не закрытой от индексирования поисковыми системами гиперссылка на данную статью.
Републикация текстов газетными, журнальными изданиями или иного тиражирования вне сети Интернет возможна только с письменного согласия автора.

В масштабе 1:1».

Цели урока:

- образовательная: научить построению чертежей в М 1:1 , научить аккуратности при выполнении чертежа; закрепить умения и навыки выполнять простейшие прямоугольные развертки выкроек швейных изделий; воспитательная: формировать дисциплинированность в работе;
формировать у учащихся любви к труду и швейному делу, воспитывать эстетический вкус и чувства взаимопомощи, воспитывать уважение к труду старших поколений.

- развивающая: развитие моторных навыков; развивать умения учебного труда (запоминать, наблюдать, осуществлять самоконтроль); развитие сенсорных навыков (умение определять );

Методы проведения занятия:

- объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация),

- репродуктивный (инструктаж; практическая работа, самостоятельная
работа);

Межпредметные связи: ИЗО, черчение, русский язык, математика.

Объект труда: чертеж фартука и косынки в М1:1

Материально – техническое оснащение:

1. оборудование учебных мастерских, столы и стулья, манекен.

2. инструменты и приспособления.: линейка – угольник, масштабная линейка,

Компьютер: « и косынки».

Таблицы: «Построение фартука», «Построение косынки»

Техника безопасности: «ПТБ в мастерских», ОРМ, СГТ

Литература для учителя: учебник «Технология» 5 класс, методическое пособие 5 класс, дидактический материал «Технология» 5 класс,

Литература для внеклассного чтения учащихся: школьная энциклопедия, «Энциклопедия для девочек», «Домоводство»,

Ход урока:

  1. Организационная часть.
  2. Контроль посещаемости (наличие учащихся, причина их отсутствия).
  3. Готовность уч-ся к занятию.

II. Повторение пройденного материала вопросы и работа по карточкам.

Карточки-задания:

№ 1. Перечислите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму.

№ 2. От каких мерок зависит размер нижней части фартука?

_________________________________________________________________

№ 3. Расскажите, по какой стороне фигуры снимают мерки и почему?

_________________________________________________________________

№ 4. Объясните, почему при расчете длины пояса к мерке Пот дается большая прибавка ( 30 см ).

_________________________________________________________________

№ 5. Какими буквами обозначается отрезок, определяющий расстояние кармана от линии талии?

Вопросы: (подготовить чертежи, готовое изделие – фартук с нагрудником, без нагрудника, косынка)

1. Покажите на чертеже линию низа, линию верха, бока, середины косынки, фартука? Найдите эти лини на готовом изделии.

2. Покажите на чертеже фартука отрезок ВВ1, ТТ1, КК1, что обозначают эти отрезки? Где расположены эти отрезки на готовом изделии?

3. Покажите, как снять мерки Ст , Сб Ди?

4. Назовите парные детали фартука.

5. Назовите симметричные детали фартука, у которых ось совпадает с серединой фигуры. Найдите эти детали на чертеже. Как они изображены на нем? Полностью или в половинном размере?

6. От каких мерок зависит размер длины и ширины фартука?

7. От какой мерки зависит размер нагрудника?

8. Покажите каждую деталь фартука и назовите ограничивающие их линии.

  1. I. Самостоятельная работа учащихся « и косынки в М 1:1 по инструкционным картам», «Самоконтроль измерений типовых фигур для построения чертежа фартука», «Самоконтроль расчета конструкции по измерению Поб для построения чертежа фартука на свою фигуру».

1) « и косынки в М 1:1»

Расчетная формула

Расчет, см на себя

Построение сетки чертежа фартука.

1

Построить прямой угол в точке В

2

Длина фартука

ВН=Дн+Днч

3

Длина нагрудника

ВТ=Дн

4

Ширина фартука

ВВ1 =€6:2+6

5

Построить прямоугольник

ВНН1В1

6

Линия талии

ТТ1//ВВ1

Построение нагрудника

7

Ширина верха

ВВ2=7 п/величина

8

Ширина низа

ТТ2=ВВ2+1,5

9

Боковая сторона

В2Т2=соединить

Построение кармана

10

Положение точки К1

ТК=КК1=7 п/в

11

□ К1КЗК4К2 карман

Длина стороны кармана 14/15

12

Оформление выкройки

Обвести толстой линией контур нагрудника, нижней части и кармана

Построение пояса

13

Ширина пояса

ПП1=п/в=5

14

^Длина пояса

ПП2=Ст+30

15

Построить прямоугольник и обвести его

ПП2ПЗП1

Построение бретелей

16

Ширина бретели

ББ1=п/в=5

17

Длина бретели

ББ2=п/в=50

18

Построить прямоугольник и обвести толстой линией

ББ2БЗБ1

Инструкционно – технологическая карта «Построение чертежа косынки».

Последовательность выполнения работы

Расчетная формула

Расчет, см на себя

Построить прямой угол

т. А

Отложить отрезок АВ

АВ=40

Отложить отрезок АВ1

АВ1=40

Соединить отрезки ВВ1

При построении

2) «Самоконтроль измерений типовых фигур для построения чертежа фартука».

Обозначение измерений

1 группа

2 группа

3 группа

Дн

Днг

Пшн

Пот

Поб

3) «Самоконтроль расчета конструкции по измерению Поб для построения чертежа фартука на свою фигуру».

Формула расчета конструкции

Измерение Поб

36

38

40

42

44

46

48

50

52

ТТ1=Поб:2+10

Для удобства в расчетах измерения Поб определяем до четного числа

V. Вводный инструктаж:

  1. разбор инструкционно – технологической карты: « и косынки» в М 1:1
  2. демонстрация построения чертежа
  3. разбор инструкционной карты «Самоконтроль измерений типовых фигур для построения чертежа фартука».
  4. разбор инструкционной карты «Самоконтроль расчета конструкции по измерению Поб для построения чертежа фартука на свою фигуру».

Текущий инструктаж – целевые обходы:

1. Первый обход – проверка правильности организации рабочих мест (с левой стороны положить линейку, с правой – карандаш, ручку), перед собой - лист бумаги для чертежа.

2. Второй обход – проверка правильности выполнения работы.

3. Третий обход – проверка правильности расчетов.

4. Четвертый обход – проверка правильности построения чертежа.

  1. V. Заключительный инструктаж.

1. анализ характерных ошибок и их причин

2. сообщение оценки работ каждого учащегося.

3. домашнее задание: обвести основной сплошной линией чертеж М 1:1 фартука и косынки.

  1. VI. Уборка рабочих мест.