Как правильно сделать паспарту для картины. Как в домашних условиях сделать паспарту? Паспарту - что это

Галина Амельченко

Для работы нам понадобятся :рисунок, ватман , карандаш, линейка, нож, ножницы, клей (я использую клей-карандаш) .

Для начала выберем размеры нашей рамки (берётся от 3 до 7 см) . Я взяла 4 см, а высота моей рамки – 1 см. Замеряем размеры рисунка : у меня длина – 29 см, ширина – 18 см.


Рассчитываем размеры заготовок : длинная : длина рисунка плюс две ширины рамки – 29+4+4=37 (см) ; короткая : ширина рисунка плюс две ширины рамки – 18+4+4=26 (см) .

Делаем разметку длинной заготовки : с левой стороны ватмана отчерчиваем полосу шириной 37 см (использую свои размеры, длиной – см 30. По нижней стороне этой широкой полосы слева направо откладываем отрезки шириной 2 см, 1 см, 4 см, 1 см, 6 см, 6 см, 1 см, 4 см, 1 см, 2 см. Такие же отрезки откладываем и на верхней стороне полосы.

Через точки, разделяющие отрезки по 6 см проведём линию карандашом, а через остальные точки – тыльной стороной острия ножа.


Разрезаем заготовку по карандашной линии и вырезаем две части.


Аналогично делаем разметку короткой заготовки, взяв полосу шириной 26см. В итоге получаем четыре заготовки.


Длинные откладываем пока в сторону, а с короткими выполняем дополнительную операцию : на линиях, ограничивающих отрезок 4 см откладываем вверх по 4 см и проводим линию через отрезки 4,1,2 см.


В полученном квадрате со сторонами 4 см проводим диагональ, как у меня.


Вырезаем уголок.


Такую же операцию проводим и с другой стороны этой заготовки, а также и на другой короткой заготовке. Получим вот такие заготовки.


Сгибаем все четыре заготовки по линиям от ножа, причём полоску шириной 2 см отгибаем на чистую (лицевую) сторону, остальные сгибы – внутрь (на изнаночную сторону) .


Склеиваем длинные заготовки : промазываем клеем с изнаночной стороны полоску шириной 2см,


совмещаем её с краем полосы 6 см и хорошо прижимаем.


Аналогично поступаем со второй длинной заготовкой. Получаем вот такие"брусочки"


На коротких заготовках полоску 2 см, промазывая клеем, с обеих сторон оставляем не промазанными участки не менее 2 см. Я их отогнула, чтобы было хорошо видно.


Собираем паспарту : у короткой заготовки промазываем клеем выступающий уголок, а соответствующий угол длинной заготовки промазываем с лицевой стороны.


Вставляем длинную заготовку в короткую, контролируя прямой угол (я делаю это с помощью журнала) .


Аналогично склеиваем правый угол, не забывая контролировать прямой угол.


Приклеивая четвёртую сторону, промазываем клеем сразу оба выступающих угла короткой и уголки длинных сторон и соединяем всё вместе, также контролируя углы.


Подмазываем клеем отогнутые уголки и прижимаем.


Наше паспарту готово .


Осталось вклеить рисунок.



Публикации по теме:

Скоро наступит замечательный праздник Новый год. В детских садах идет подготовка к новогоднему празднику, предлагаю вашему вниманию один.

Мастер-класс "Изготовление новогодней обезьянки из листа ватмана и одноразовых тарелок".Для изготовления нам понадобиться: лист ватмана,.

Шаг 1 Берем лист картона и сворачиваем его так, чтобы получился конус, затем иксируем полученную фигуру с помощью степлера или клея..

Шаг 1 Берем лист картона и сворачиваем его так, чтобы получился конус, затем фиксируем полученную фигуру с помощью степлера или клея..

Уважаемые коллеги, не секрет,что материальная база во многих детских садах не богата. дети. приходят в детский сад утром и уходят вечером.

Если появилось желание оформить интерьер помещения рисунками или картинами, самостоятельно вставленными в рамки, то самое время начать изготовление паспарту – это совсем не сложно и по силам каждому. Как сделать паспарту мы расскажем в этой статье.

Паспарту – это лист картона или бумаги с вырезом посередине, который подкладывается под рамку перед рисунком, фотографией или гравюрой. Сама рамка может быть любой формы и размера, точно так же, как и вырез: прямоугольный, квадратный, круглый или любой другой, главное, чтобы изображения вписывалось в него без потерь качества. Паспарту для картин предназначается для достижения баланса цвета между рамой и картиной, он помогает в решении декоративных задач при оформлении, дает изображению необходимый простор и положительно влияет на эстетическое восприятие произведения. Поскольку паспарту является как бы плавным переходом от изображения к рамке, то должно идеально сочетаться с тем и другим.

При его изготовлении, рамку следует подбирать такого размера, чтобы в ней помещалась картина и оставалось еще по краям свободное место для паспарту, какое – зависит от размера его полей. По ширине все поля могут быть одинаковы, но профессионалы советуют нижнее делать несколько шире, это позволит человеку, смотрящему снизу вверх не видеть визуального уменьшения размера нижнего поля по отношению к боковым. Но это работает, если картина будет размещена выше уровня глаз. Если же развешивание предусматривается на уровне глаз, то вполне подойдет и симметричное паспарту.

Непосредственно изготовление паспарту своими руками начинается с определения ширины полей и разметки на картоне его размеров. Ширина полей играет большое значение, нужно серьезно отнестись к ее выбору. Узкие поля не будут выполнять практически никакой функции, они просто сольются с рамкой. Чрезмерно широкие поля иногда также неуместны, так как способны полностью отвлечь внимание от изображения.

Широкое паспарту будет хорошо смотреться в гравюрах и в изображениях похожих техник, при несбалансированности рисунка или если картина слишком насыщена элементами, которые переполняют ее. Оптимальная величина полей паспарту, если картина имеет соотношение сторон 2/3, считается половина или 1/3 от ширины рисунка по узкой стороне. Например, если размер изображения 20 х 30 см, то ширину паспарту для рисунка лучше брать 3,5-5 см.

Цвет паспарту следует выбирать в соответствии с тональностью изображения и его сюжетом, одновременно не забывая об интерьере комнаты, где он будет висеть. Кроме того, необходимо помнить, что светлые цвета зрительно делают картину больше, а темные – меньше. Целесообразней ориентироваться на приглушенные, не яркие тона. Но, в конце концов, все зависит от пользователя, его вкусов и предпочтений. Чтобы начать создание паспарту для рисунка следует приготовить необходимые материалы и инструменты: само изображение, рамку, резак для бумаги, металлическую линейку, двусторонний скотч, обычный плотный картон, дизайнерский картон или бумагу, простой карандаш, плотную, слегка пружинящую и очень ровную подложку, на которой собственно и будет вырезаться паспарту.

Вначале следует отмерить и вырезать из достаточно плотного картона основу. На ней будет вначале закреплен рисунок, затем уложено паспарту и потом все вместе вставлено в раму. Величина основания должна соответствовать размеру рамки.

На основание, строго по центру, на двусторонний скотч приклеивается фото или рисунок. Далее, на листе дизайнерского картона откладываются размеры будущего изделия. Его наружные края должны совпадать с размерами основания. От внешних краев к центру отмеряется и помечается, легкими тонкими линиями, ширина полей. Отметку лучше делать на изнаночной стороне картона, но линия разреза выглядит более аккуратной, если резать по лицевой стороне. Для этого иголкой в углах разметки следует проделать небольшие проколы – это точки будут хорошо видны и покажут откуда начинать и где заканчивать прорез. Линии среза должны быть очень аккуратные и идеально ровные. Готовое паспарту двусторонним скотчем закрепляется на основании.

Если на паспарту для картин не нашлось дизайнерского картона нужного тона, то можно его вырезать из обычного, а верх обклеить подходящей тканью. При этом края ткани следует обязательно подвернуть со всех боков под низ полей и закрепить двусторонним скотчем.

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение:)

Оформить картину, фотографию, вышивку и прочее, можно различными способами. Один из них - паспарту или эстамп. По своей сути - это картонная (но можно брать и плотную бумагу), сделанная особым образом. Изготовить паспарту для картины своими руками очень просто, в этой статье мы расскажем про три самых популярных способа. Видео тоже будут.

Паспарту для картины своими руками

Прежде, чем приступить к изготовлению этого декоративного элемента, важно отметить некоторые тонкости его выбора. Прежде всего, зачем нужно такое оформление?

    Это красиво и оригинально, плюс ко всему, помогает сделать акцент на вашей работе (картине или вышивке);

    Можно добавить надписи;

    Не нужно подбирать рамку точно по размеру работы.

Как выбрать паспарту?

Как и в любой другой творческой работе, тут важна гармония и чувство меры. При выборе подобного оформления нужно:

  1. выдерживать цветовую гамму, так, паспарту должно контрастировать с картиной;
  2. выдерживать определенное соотношение сторон (ширина может быть различной, вам нужно найти тот вариант, который подойдет именно вам, часто ширина паспарту вдвое больше рамки картины).

Способ изготовления No 1 (с окантовкой)

Чтобы своими руками сделать паспарту для фото или картины нам потребуется:

    картон, однако, можно взять и лист ватмана;

    плотная цветная бумага или обои (да, такой вариант тоже возможен);

  • канцелярский нож;

    линейка и уголок;

    простой карандаш;

Чтобы сделать паспарту самостоятельно нужно запастись каплей терпения - работы немного, но она аккуратная. Мы разбили способ изготовления на простые шаги:

1. Замеряем готовую работу, для которой делаем паспарту. Затем берем лист ватмана или картона, он должен быть в два раза больше нашего фото / картины / рисунка, очерчиваем прямоугольник, совпадающий с размерами готовой работы (можно просто обвести картину).

Важно, чтобы расстояние от краев картона, до границы работы было одинаковым.

2. Теперь вырезаем наш обведенный прямоугольник. В итоге получится лист ватмана, с окошком посередине.

Затем нужно изготовить кант из цветной бумаги, или обоев. Для этого нужно нарезать 4 полоски шириной 4 см (2 полоски по длине равны ширине нашей картины, а 2 - ее длине).

Затем, вырезанные полоски сгибаем вдоль пополам. Посередине оставляем узкий кантик шириной 2 миллиметра.

4. Затем надо приклеить кант к картону.

Важно! Наносите клей на картон ил ватман, так как цветная бумага имеет меньшую плотность и может испортиться. И уделяйте внимание стыкам в уголках.

5. После того, как клей высохнет, приложите фото или рисунок с обратной стороны, подгоните так, как вам больше нравится, зафиксируйте и можете вставлять в рамку.

Если в паспарту вы оформляете вышивку - то ее предварительно нужно зафиксировать на листе плотного картона. Можно использовать для этих целей обычный канцелярский степлер.

Способ изготовления No 2 (популярный)

Для изготовления паспарту этим способом потребуется:

    рамка для картины;

    лист картона, ватмана, обоев или акварельной бумаги;

    ножницы и канцелярский нож;

Статья почти по теме: Как сделать закладку для книги своими руками - огромное количество идей и вариантов.

1. К каждой рамке для фото (картины) прилагается картонка, та, которая фиксирует изображение сзади. И если она плотно прилегает, то возьмем ее за основу нашего паспарту. Для этого берем картонку, кладем на лист ватмана или акварельной бумаги, обводим и вырезаем прямоугольник нужного размера.

3. После чего, в соответствии с расчетами, чертим рамочку - вырез паспарту. Затем отступаем от нее 2 мм внутрь и чертим еще одну рамочку.

4. Дальше нам необходимо замерить наименьшую ширину паспарту (делаем замеры от края листа ватмана). И от первой рамочки (той, что ближе к краю), начертить еще одну, по ширине, совпадающую с наименьшей шириной эстампа (в примере на видео взято чуть меньше, это допустимо). Сразу чертим линии будущих надрезов по углам.

5. Теперь нам нужно сделать глубину эстампа. Для этого берем ложку или вилку, и обратной ее стороной, по линейке, продавливаем паспарту по узенькому кантику (эти те 2 мм, которые мы очертили между первой и последней рамками).

6. Затем вырезаем внутреннюю часть листа ватмана (акварельной бумаги). Можно ножницами, можно канцелярским ножом или скальпелем, как вам будет удобнее.

7. Потом необходимо сделать угловые надрезы. Внимание! Их следует делать до рамки, которая ближе к краю.

8. Получившиеся «лепестки» загибаем внутрь по линейке, по линии, которая ближе к центру.

9. Клеем, в одной точке, на паспарту фиксируем наше фото / рисунок изнутри. Лучше брать ПВА - он не оставляет следов. И убираем в рамку под стекло.

Пошаговое видео

В видео все описано и наглядно показано.

Способ изготовления No 3 (простейший)

Чтобы сделать паспарту своими руками этим способом, нужно подготовить:

картон, ватман, обои, иными словами, все, что вам больше нравится и подходит к рисунку;

    ножницы, канцелярский нож;

Определяемся с размерами эстампа. Обычно с каждой стороны он больше готового фото на 5-7 см.

Остальные шаги в коротком видео. Вы удивитесь, насколько это простой способ.

Багетная мастерская в Москве находится на ул. Гиляровского, имеет удобное расположение в непосредственной близости от станции метро Проспект Мира.

Багетная мастерская расширяет сферу деятельности по предоставлению оформительских услуг частных лицам и организациям в Москве и Московской области . Багетная мастерская оказывает услуги по вырезанию паспарту , в том числе двойного и тройного паспарту . Оборудование багетной мастерской позволяет вырезать разное по форме паспарту , в том числе фигурное. Вырезание паспарту - услуга, без которой невозможно представить себе профессиональный оформительский сервис .

Рамки для картин

Рамка с паспарту

Заказ рамок из багета . Изготовим срочно рамки .

Мастерская изготавливает багетные рамки из деревянного , пластикового и алюминиевого багета лучших багетных фирм Европы. При подборе рамки для картины необходимо учитывать жанр живописи. Изготовление рамок с паспарту .

Где купить рамки для фотографий

Рамки для фото с паспарту можно купить , заказав изготовление багета по точным размерам фотографий . Изготовление рамок на заказ . Изготовление рамок для фотографий с паспарту . Купить рамки для фотографий можно в багетной мастерской . Металлические рамки с паспарту в розницу и оптом дешево . Металлические рамки со стеклом . Багетные рамки своими руками .

Багетное оформление

Что нужно знать, чтобы заказать багетную рамку

Чтобы заказать багетную рамку , нужно выбрать оформление для вашей работы. Из чего состоит багетное оформление ? Может состоять только из рамки , а может быть сложным и включать в себя паспарту , кант для паспарту , стекло , задник , , ламинацию или тиснение .

Оформление работ в багет (багетные работы) - одна из услуг, предоставляемых нашей багетной мастерской .

Что можно оформить в багет?

Фотографии, репродукции, гравюры, акварель, картины, детские рисунки и вышивки. Наша мастерская оформляет в багет и паспарту картины, акварель, рисунки, фотографии, постеры и плакаты. У нас вы можете заказать оформление в багет и паспарту вышивки, объемных предметов, гобеленов, батика. Деревянные рамки – неотъемлемый атрибут изысканно оформленного интерьера. Использование в элементах декора багета из натурального дерева подчеркнет изящество и элегантность обстановки в доме. В нашей мастерской при оформлении изделий применяется декоративный кантик, который крепится либо к багетной рамке, либо к паспарту.

Где заказать и купить паспарту

Купить паспарту дешево

Купить паспарту дешево и быстро в центре Москвы . Чтобы купить паспарту надо сначала его заказать . Где заказать паспарту . Заказать паспарту можно в багетной мастерской . Чтобы заказать паспарту , нужно выбрать оформление для вашей работы. Из чего состоит оформление ? Может состоять только из рамки , а может быть сложным и включать в себя стекло , паспарту , кант для паспарту , задник , накатку изображения на основу , ламинацию или тиснение .

Вырезание из дизайнерской бумаги . Вырезание фона . Обычно паспарту вырезается из специального картона, имеющего огромное количество оттенков и фактур. Образцы багета и картона для паспарту всегда можно посмотреть в приемном пункте багетной мастерской .

Паспарту для фото . Паспарту дешево . Купи??ь паару в пункте приёма заказов багетной мастерской .

Москва

Мастерская находится в Москве, имеет удобное расположение в непосредственной близости от станции метро Проспект Мира.

Москва - столица Российской Федерации, административный центр Центрального федерального округа и Московской области .

Изготовление зеркал

Цветные зеркала

Цветные зеркала (обычно золотистого, серебряного, зеленого и голубого оттенков) бывают двух видов:
- изготовленные из стекла , тонированного в массе ;
- зеркало с цветным отражающим слоем .
Модерн просто невозможно себе представить без тонированных зеркал причудливой формы . Минимализм не терпит излишеств и ярких красок, но цветное зеркало деликатно смягчит его подчеркнутую суровость. Существует много возможных вариантов оформления зеркал : от массивных барочных рам с бронзовыми канделябрами до тонкой металлической окантовки в стиле хай-тек . Большой выбор рам для зеркал . Зеркала в золотом багете . Заказ рам для зеркал в багетной мастерской . Рама придает зеркалу декоративность и определяет его принадлежность к конкретному стилю. Золотая рама для зеркала в гостиной . Пластиковые рамы для зеркал в прихожей , кухне и ванной . Зеркало может «поразить» интересной формой, оригинальной оправой. С помощью зеркала можно скрыть недостатки планировки жилища. Зеркало в деревянной раме для гостиной. Зеркало в интерьере создаёт эффект расширения пространства. Обычно зеркала размещают в прихожей , спальне , ванной . Зеркала больших размеров . Изготовление больших зеркал . Цены на зеркала . Нарезка стекла , зеркал .

Заказ багетного стекла

Вырез стекол

Стекло на вырез. Рамки со стеклом 2мм. Нарезка стекла . Нарежем стекло 2мм любых размеров и форм, в любом количестве дешево . Прямолинейная и фигурная обработка кромки (шлифовка и полировка) стекла , изготовление внутренних вырезов .

Изготовление подрамников

  • Изготовление подрамников
  • Виды подрамников
  • Модульный подрамник
  • Глухой подрамник
  • Заказ подрамников
  • Подрамники дешево
  • Натяжка холстов

Задник рамки

Задний картон (задник ) для картин . Задник - это картон, которым закрывается задняя часть обрамленной картины . Правильный подбор задника обеспечивает не только защиту картины от внешних воздействий (влаги, пыли), но и обеспечивает эстетический внешний вид. Задник плотно прижимает картину к стеклу , обеспечивая неподвижное положение картины внутри багетной рамки . В своей работе мы используем картон для задника толщиной 2,0 мм или шлифованный с двух сторон МДФ (оргалит) толщиной 2,5 мм . На каждю рамку , которая изготовлена в нашей багетной мастерской мы бесплатно монтируем подвес (шнур на кольцах или зубчатая подвеска), обеспечивая тем самым аккуратный вид сзади, при этом щель между задником и рамкой закрывается бумажным скотчем.

Рамы для картин

Заказ рам для картин

Багетная мастерская оформляет в багет картины , акварель, рисунки, фотографии, постеры, зеркала и т.д. Большие рамы для картин . Художники придают огромное значение выбору обрамления для своих картин . Многие великие художники делали эскизы элементов багета и даже сами его изготавливали . Золотые рамы для картин . Заказ рамок для картин . Рамки для картин можно купить , предварительно заказав в нашей багетной мастерской . Цены на рамы для картин .

Багет и паспарту для акварельных картин

В технике акварельной живописи можно создавать картины в жанре пейзажа, натюрморта, портрета. Прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя картины являются характерными свойствами акварельной живописи. Для обрамления акварелей желательно использовать паспарту и не очень широкий багет. Обрамление в деревянный багет . Рамы для аквареьных картин .

Паспарту для рисунка

Оформление графики c паспарту

Также давно установился стиль оформления графического листа. Обычно его заключают в узкую легкую рамку , сдержанную по цвету и фактуре. Однако в отличие от живописцев графики вводят новшество: широкие чистые оля , отделяющие рисунок от рамки . Это так называемое паспарту - цветной картон, в котором вырезается окно. Паспарту своим вырезом накладывается на изображение . У некоторых видов графики поля получаются при печати на том же листе, так что можно обходиться без паспарту .

Паспарту для оформления рисунков. Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Профессиональное оформление графики , фотографий , документов с использованием паспарту и багета из дерева . У нас в мастерской вы можете выбрать образцы багета и паспарту и заказать художественное оформление для графики, фотографий, плакатов. Художественная ценность багета зависит от профиля и рисунка рельефа. Рисунки карандашом лучше выглядят в скромном узком багете (металлическом или деревянном ).

Рамки и паспарту для фотографий

В мастерской можно оформить фотографии. Вид багета зависит от типа изображений на фотографиях (портрет, пейзаж, детские фото). Паспарту для фото . Вырезание фотографий . При оформлении фотографий может использоваться паспарту . К паспарту может быть предложен слип (кант по краю окна).
Купить рамки для фотографий можно в багетной мастерской . Пластиковые рамки для фото практичны, легки и дешевы . Они отлично подходят для любых типов фотографий и имитируют металлические и деревянные рамки . Блеск и благородство металла . Очень популярны серебристые матовые металлические рамки . Металлические рамки для фотографий стоят очень дешево , ведь материалом для их изготовления служит недорогой аллюминий . При небольшой цене металлические рамки имеют массу достоинств. Изящность форм и завораживающая красота металла подчас вынуждает саму рамку «конкурировать» с фотографией . Поэтому важно, чтобы содержание было достойно формы. В таких рамках наиболее гармонично будут смотреться профессионально сделанные портретные фотографии . Для выставки «Моя Африка » Паскаля Мэтра все фотографии были «накатаны » на пенокартон и заламинированы . Никакого специального оформления , просто яркие отпечатки странной жизни были развешаны по стенам . Этот способ - один из самых дешёвых и, пожалуй, самый надёжный.

Дипломы - Оформление с паспарту

Оформление дипломов с паспарту . Цветные рамки с паспарту для сертификатов, дипломов, грамот. Металлические рамки стандартных размеров для сертификатов , дипломов , постеров , цветных фотографий . Рамки с паспарту А4 . Багетная мастерская принимает заказы на изготовление металлических рамок с паспарту как за наличный, так и безналичный расчёт. Для дипломов , сертификатов и карт в багетной мастерской можно заказать ламинирование.

Багет и паспарту для карт

Багет и паспарту для карт . Часто встречаются карты больших размеров. В таких случаях, когда необходима повышенная прочность, багет из металла - лучший выбор. В рамы из металлического багета можно поместиь различные карты, постеры, плакаты. Старинные географические карты лучшее украшение для кабинета.

Изготовление паспарту для вышивки

Работа, вышитая своими руками, и оформленнная в красивую рамку может стать прекрасным подарком близкому человеку. Багет и паспарту для вышивки . Золотые рамки для вышивки икон . Пластиковые рамки для вышивок . Если вы вышиваете картины , то рано или поздно Вам придется подобрать для неё рамку . Выбирая рамку для оформления вышивки , следует помнить, что стиль , цвет , ширина и другие особенности багета для рамки напрямую зависят от сюжета, стилевого решения, цветовой гаммы и размера вышитй картины . К каждой вышитой картине подбирается свое уникальное обрамление . Выбор рамы для вышитй картины зависит также от того, будет использовано при оформления вышивки паспарту или нет.

Большинство вышитых картин смотрится эфектнее, если при оформлении используется паспарту . Паспарту изготавливают одинарным или двойным, иногда тройным. Подбор тройного паспарту является сложным процессом даже для специалиста (дизайнера). Вышивка натягивается так, чтобы клеточки канвы шли параллельно срезу картона паспарту. Всё более широкое распространение получают картины , вышитые бисером . Деревянные рамки с паспарту .

Рамы для картин из гобелена

Гобелен - это вытканный вручную ковер-картина. Гобелены ткались по рисункам цветными шерстяными и шелковыми нитями. Багет для картин из гобелена выбирают, отталкиваясь от сюжета, изображенного на гобелене. Золотые рамы для гобеленов . Чаще всего используется деревянный багет коричневых оттенков, иногда – под золото, реже – под серебро. Рамы а3 для гобеленов .

Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту - это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту - это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Рис. 1

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Рис. 2

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле - и восприятие изображения значительно улучшается.

Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).


Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).


Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», — пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).


Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.


Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC)

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.