Программа шаг шагом детском саду. Программа шаг за шагом

Основой программы «Сообщество» является программа «Шаг за шагом» - международный проект, написанный коллективом авторов «Центра международных детских программ» на основе идей Л.С. Выготского, Э. Эриксона и Ж. Пиаже.

Важным моментом в реализации Программы является наличие механизма ее внедрения, который предполагает поэтапность и определенную последовательность.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель программы «Сообщество» - заложить личностные качества, развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире.

К числу способностей и качеств, необходимых ребенку для дальнейшей жизни, можно отнести следующие: Уметь принимать и осуществлять перемены; Критически мыслить; Осуществлять выбор; Ставить и решать проблемы; Проявлять творчество, фантазию; Быть самостоятельным и инициативным.

Программа основана на сочетании научно-обоснованных и подтверждаемых позитивной практикой методов.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

В основе программы лежит теория развития , где развитие - объективный процесс количественных и качественных изменений психики, происходящий во времени.

Успешность развития зависит от: наследственных факторов и индивидуальных особенностей ребенка; степени удовлетворения насущных потребностей ребенка; среды, в которой растет и развивается ребенок; стиля и содержания взаимодействия взрослых с ребенком.

Согласно теории развития, дети: проходят через закономерные стадии развития; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе; активно обучаются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр; нуждаются в общении для успешного развития.

Программа направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей каждого ребенка, поэтому основой программы является индивидуализация условий развития и обучения для каждого воспитанника. Это означает, что каждый ребенок получает сопровождение, основанное на комплексной диагностике и в соответствии с индивидуальной программой поддержки его развития.

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания; что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира. Поэтому в группах создается продуманная предметно - развивающая среда , побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Все оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах активности» . Основные из них - Искусство, Наука и Природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария, Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем и с кем именно ему заниматься. Самостоятельная творческая деятельность ребенка рассматривается как условие и средство его полноценного развития. Роль воспитателей заключается в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку был гарантирован успех.

Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Родители и педагоги рассматриваются как партнеры , постоянно общаются, информируют друг друга о достижениях и проблемах ребенка. На первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья - детский сад» за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. Родители приглашаются в группу для участия в играх и занятиях с детьми.

В образовательную программу детского сада включена система мероприятий, направленных на создание условий для развития всех сфер личности ребенка.

Социально – эмоциональное развитие: развитие самосознания и самооценки (кто я, что я хочу, люблю, умею); усвоение правил и норм поведения среди сверстников и взрослых; развитие активности, самостоятельности; развитие навыков самопрезентации; развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальное развитие: развитие психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения; развитие познавательных и интеллектуальных умений (обследовательские действия, операции сравнения, сортировки, классификации, обобщения, логические действия); формирование системных знаний об окружающем мире; развитие познавательного интереса.

Развитие речи: формирование правильного звукопроизношения; развитие активного словаря; развитие диалогической и монологической связной речи.

Развитие творческих способностей: развитие интереса к творческим видам деятельности; развитие умения выражать свои идеи и чувства различными средствами; формирование умения проявлять оригинальность в выражении мыслей и реализации задуманного; развитие умения решать проблемы.

Физическое развитие: развитие крупной и тонкой моторики; развитие координации движений; формирование навыков гигиены и здорового образа жизни.

Развитие учебных навыков: предграмоты и чтения (звуковой состав слова, послоговое или слитное чтение); владения элементарными математическими представлениями; счетной деятельности; подготовка руки к письму.

Программа способствует тому, что дети вырабатывают свое собственное понимание: физического мира с помощью таких занятий, как измерение и взвешивание предметов, строительство, игра с песком и водой, смешивание красок; социальной и культурной информации с помощью ролевых игр, приготовления пищи, чтения книг, драматических постановок, участия в общественных мероприятиях; законов логики и математики с помощью измерения, сопоставления, счета, выявления тождества, выстраивания порядка и последовательности, сортирования, классификации; письменной и устной речи с помощью чтения, письма, рисования, диктовки, слушания, выражения собственных мыслей.

В 1995 г. по заказу Управления дошкольного воспитания МО РФ была произведена экспертиза программы на предмет соответствия государственному образовательному стандарту. Анализ показал не только соответствие Программы требованиям стандарта, но и во многих случаях его превышение.

24 декабря 1998 года учебно-методический комплекс «Сообщество» («Шаг за шагом») получил гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».

  1. Пояснительная записка.
  2. Диагностический инструментарий.
  3. Уровни адаптации детей к дошкольному учреждению.
  4. Учебно-тематический план.
  5. Содержание образовательной деятельности.
  6. Информационно-методическое обеспечение.
  7. Приложение 1. План работы по профилактике психо-эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОО
  8. Приложение 2. Картотека игр и конспекты занятий во время адаптационного периода.
  9. Приложение 3. Правила проведения занятий с детьми в адаптационный период.
  10. Приложение 4. Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду».
  11. Приложение 5. Памятка для родителей «Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу адаптироваться в новых условиях».
  12. Приложение 6. Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад».

Пояснительная записка

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина). Термин "адаптация" (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой.

Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации - на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.

Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. Программа будет реализовываться теми педагогами, которые будут осуществлять набор вновь поступающих детей в начале следующего учебного года.

К числу наиболее актуальных проблем относятся то, что: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольной организации, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОО и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетентности сотрудников ДО по вопросам адаптации детей этого возраста.

Значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и реализации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Цель Программы : успешная адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОО.

Задачи Программы:

  1. Создать условия для организации благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
  3. Через повышение информационной компетентности привлечь внимание сотрудников дошкольной образовательной организации по проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе детей, которое создаёт основу для их благоприятной адаптации.

Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МБ ДОУ «Детский сад №162» г. Новокузнецка.

Срок реализации данной программы 9 месяцев (сентябрь-май). Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, осуществляем постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию. Работа проводится в несколько этапов.

I этап. Подготовительный.

Работа с родителями:

  1. знакомство с группой во время постановки на очередь;
  2. ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития раннего возраста;
  3. анкетирование (социальное, медицинское);
  4. знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
  • состояние здоровья;
  • уровень развития;
  • коммуникабельность;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • наличие навыков самообслуживания;
  1. предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад.

Медико-психолого-педагогическая служба:

  • прогнозирует течение адаптации по проведенному анкетированию;
  • выявляет группу «риска»;
  • разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;
  • разрабатывает последовательность приема детей в группу;
  • определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.

II этап. Наблюдение.

  1. поэтапный прием детей в группу;
  2. постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
  3. наблюдение за поведением детей;
  4. консультирование родителей;
  5. оформление листов адаптации, оценка уровня нервно- психического развития детей.

III этап. Анализ и выводы.

  1. Обработка результатов:
  • анализ адаптационных листов;
  • анализ индивидуальных карт развития.
  1. Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.
  2. Индивидуальная работа с детьми.
  3. Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.
  4. Внесение изменений в существующую модель работы.

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Ведущий использует ритуалы: приветственные и прощальные песенки, которые помогают детям настроиться на занятие и указывают на его завершение. В процессе движений, сопровождаемых музыкой и словами, у детей появляется желание подражать, взаимодействовать с другими, возникает чувство уверенности и комфорта.

Совместные занятия родителей с детьми длятся 30-40 минут и проводятся 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет:
  • процесс привыкания к детскому саду протекает довольно гладко,
  • невротические реакции отсутствуют,

(Психическое и эмоциональное состояние ребенка стабилизируется в течение 20-30дней).

  • Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.

Анкета-прогноз для родителей

“Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла;

Неустойчивое - 2 балла;

Подавленное - 1 балл.

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла;

Долго не засыпает - 2 балла;

Неспокойно - 1 балл.

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные…)?

Да - 1 балл;

Нет - 3 балла.

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла;

1 ч - 1 балл.

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший - 4 балла;

Избирательный - 3 балла;

Неустойчивый - 2 балла;

Плохой - 1 балл.

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла;

Отрицательно - 1 балл.

7. Просится ли ребенок на горшок?

Да - 3 балла;

Нет, но бывает сухой - 2 балла;

Нет, и ходит мокрый - 1 балл.

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) - 1 балл;

Нет - 3 балла.

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла;

Иногда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла;

Иногда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Не играет сам - 1 балл.

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Избирательно - 2 балла;

Трудно - 1 балл.

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла;

Избирательно - 2 балла;

Трудно - 1 балл.

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла;

Тяжело - 1 балл.

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл;

Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации:

  • готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;
  • условно готов - 39-24 балла;
  • не готов - 23-16 баллов.

Полную версию работы можно .

Программа «Шаг за шагом» («Сообщество») — это международный проект, реализуемый в настоящее время в 25 странах мира. Написана она коллективом авторов «Центра международных детских программ», который находится в Вашингтоне и занимается внедрением успешных педагогических методик. В основу данной программы положены идеи Л.С.Выготского, Э.Эриксона и Ж.Пиаже, М.Монтессори.

Важным моментом в реализации Программы является наличие механизма ее внедрения, который предполагает поэтапность и определенную последовательность.

Целью Программы является развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире, а именно: постоянно учиться, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде, быть творческим, проявлять изобретательность.

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания, что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

Это становится возможным, благодаря предметно — развивающей среде, которая организована особым образом. Все оборудование и материалы размещены в так называемых «центрах активности», основные из них — Искусство, Наука и природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария. Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех.

Важным принципом реализации Программы является принцип индивидуализации, который означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает интересы и потребности каждого ребенка, при этом он сам может выбирать вид деятельности, активные действия или отдых.

Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Посредством Программы в практике дошкольного образования семья приобретает статус главного педагога, оказывающего решающее влияние на развитие ребенка. При этом на первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья — детский сад» за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. В этом смысле особую ценность в Программе представляют подробно расписанные стратегии и технологии взаимодействия педагогов и семьи.

В России Программа начала срою работу в 1994 году, она начиналась как проект для детей 3-7 лет. В настоящее время существует программа, ориентированная на ребенка от рождения до 10 лет и состоит из трех блоков: «Ранний возраст», «Дошкольный проект», «Начальная школа», что обеспечивает преемственность в рамках «Детский сад-школа».

В 1995 г. по заказу Управления дошкольного воспитания МО РФ была произведена экспертиза программы на предмет соответствия государственному образовательному стандарту. Анализ показал не только соответствие Программы требованиям стандарта, но и во многих случаях его превышение.

24 декабря 1998 года учебно-методический комплекс «Сообщество» («Шаг за шагом») получил гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».

Ключевые положения Программы:

- конструктивизм —

Обучение происходит, когда дети пытаются осмыслить мир вокруг себя. Дети конструируют или строят свое понимание мира. Они осмысливают происходящее, синтезируя новый опыт с тем, что они поняли ранее. Обучение становится интерактивным процессом, в который вовлечен сам ребенок, другие дети, взрослые, а также окружающий мир.

- учет особенностей развития ребенка —

Вся деятельность дошкольного учреждения основывается на знании этих особенностей, то есть понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок индивидуален и уникален. Программа включает такие виды деятельности, которые отвечают интересам детей, уровням их когнитивного функционирования, степени их социальной и эмоциональной зрелости. Такие виды деятельности обращены к природному любопытству детей, к удовольствию, которое они получают от сенсорного опыта и желанию проверить на практике собственные идеи.

- прогрессивное образование —

Образование рассматривается не как подготовка к дальнейшей жизни, но как сама жизнь. Методы прогрессивного обучения опираются на принципы развития и конструктивизма. Особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.

Рамочный принцип

  • Любая «рамочная» программа включает педагогические технологии, однако они представлены в виде общих подходов к решению педагогических задач. В программе «Сообщество» такими технологиями можно считать планирование и наблюдение, которые вместе призваны обеспечить основную задачу образования в дошкольном возрасте - индивидуализацию.

Термин <индивидуализация> часто используется в российском дошкольном образовании и хорошо известен педагогам. Им обозначен один из ведущих принципов, который, к сожалению, носит лишь декларативный характер, поскольку должным образом не обеспечен конкретными педагогическими технологиями. Программа <Сообщество> выгодно отличается от других дошкольных образовательных программ, поскольку значительная её часть посвящена психолого-педагогическому обоснованию индивидуализации образования и очень подробному описанию различных техник, в том числе, наблюдения и планирования.

Ещё раз подчеркнём: с точки зрения развития ребёнка такая образовательная стратегия не только правомерна, но и совершенно необходима - особенно в дошкольном возрасте.

Это, разумеется, не означает, что процесс развития протекает стихийно и определяется исключительно самим ребёнком.

Согласно программе <Сообщество>, развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребёнка. Задача педагога заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.

Конечно, в реальной жизни совсем не приходится так уж сильно акцентировать индивидуальность содержания образования буквально для каждого ребёнка. Как правило, если дети развиваются нормально, то существует некое магистральное русло, и в него обычно вписываются те варианты содержания, один из которых будет интересен конкретному ребёнку. А поскольку, согласно программе, темы планируются педагогом совместно со всеми детьми, то вероятность возникновения такого интереса многократно повышается.

Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

В центре строительства дети имеют возможность конструировать из различных строительных элементов как фантастические, так и реалистические сооружения.

Строительство помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В этом центре можно проявить творческий подход и приучиться концентрироваться на выполняемой работе.

В центре литературы дети могут спокойно посидеть и посмотреть книжку, почитать друг другу, или воспитатель может почитать им вслух.

Детям предлагают делать книжки-самоделки, придумывать и разыгрывать сюжеты, слушать рассказы.

В центре сюжетно-ролевой игры находятся костюмы и другие предметы, которые пробуждают в детях желание разыграть сценки из реальной жизни.

Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

В центре манипуляции дети могут собирать и разбирать головоломки и конструкторы, а также играть в игры, которые помогают научиться сопоставлять одинаковое, классифицировать разное, считать.

Занятия в этом центре развивают интеллектуальные способности, тонкую моторику, координацию.

Необходимость делиться материалами, договариваться и решать проблемы приводит к развитию социальных навыков.

Центр науки используется для поддержки увлечения детей природными явлениями, найденными на улице предметами, а также для исследований этих маленьких <сокровищ>

Открытая площадка - это важное дополнение к группе. Улица предлагает детям неограниченные возможности исследования окружающего мира и нахождения своего места в нем. На улице можно заниматься чем-нибудь необычным: выращивать цветы, участвовать в соревнованиях, играть в подвижные игры и многое другое

Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
В процессе работы в центрах у детей активно развивается речь, математические представления, дошкольники быстро учатся читать и писать.

Еще о программе

I . Роль педагога
Педагог Step by Step (воспитатель дошкольного учреждения или учитель) осуществляет функцию фасилитатора, т.е. его роль состоит в том, чтобы направлять и оптимизировать обучение каждого отдельного ребенка. Педагог мотивирует детей учиться и предоставляет им возможности для индивидуального обучения и исследования окружающего мира. Педагог использует каждую возможность для того, чтобы узнать больше о детях, и соответственно планирует учебный процесс, увязывая его с индивидуальными потребностями ребенка. Для педагогов Step by Step профессиональное развитие играет важную роль для того, чтобы постоянно обновлять свои методические навыки и приспосабливать их к реальным потребностям детей.

II . Среда обучения
В Step by Step классах дети учатся в учебных центрах, где мебель и материалы соответствуют уровню развития детей. В каждом Step by Step классе имеются различные учебные центры – письма, чтения, математики, искусства и естествознания (науки). В центрах имеются в свободном доступе материалы, необходимые для занятий в данном центре. Помимо материалов, которые обычно используются в классе, у детей также имеется доступ к их собственному «ящику сокровищ», самодельным играм, растениям, террариуму или аквариуму – для того, чтобы обогатить процесс обучения на основе опыта. Групповые занятия (такие как групповые обсуждения, рассказывание историй, утренний и вечерний сбор) происходят в классе на большом ковре. Помещение класса украшено работами детей, которые размещены на уровне их глаз.

III . Планирование
В программе Step by Step временные рамки являются гибкими и изменяются в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. В классе вывешивается список ежедневных и еженедельных занятий, который создается с участием детей. Во время утреннего обсуждения, а также во время обсуждения, завершающего день, дети рассказывают о том, что с ними произошло, делятся мнениями; это помогает развивать их социальные и коммуникативные навыки, а также устанавливать и поддерживать правила общения детей в классе и их поведения во время занятий. Обучение происходит и в ходе выполнения различных тематических проектов, с использованием интересных занятий и различных методов работы в разных контекстах. Дети ведут собственные дневники-журналы, изготавливают свои собственные книги, участвуют в различного рода инсценировках и ролевых играх – все это делает процесс познания творческим, приятным и привлекательным для детей, а кроме того, таким образом у детей развиваются коммуникативные навыки. Работа обычно происходит в парах или в группах с использованием методов совместной работы, что имеет большое значение для обучения принципам социально-приемлемого поведения. Индивидуальному развитию детей способствует проведение занятий различного типа: дети участвуют в занятиях обязательных, обязательных с возможностью выбора, и в занятиях по выбору, причем работа может быть дифференцированной и индивидуальной.

IV . Оценка
Оценка основана на непрерывном наблюдении детей, которое служит основой для разработки индивидуальных планов, учитывающих потребности каждого ребенка. Разные занятия (чтение, письмо, занятия для социализации детей и т.д.), проводимые с учетом уровня развития детей, помогают педагогу собрать информацию для оценки. Запись конкретных случаев, проведение оценки по перечню контрольных вопросов, ведение папок, собеседования с ребёнком, а также проведение самооценки способствуют эффективной коммуникации в классе. Оценка основывается на позитивной обратной связи, не выставляются никакие отметки или баллы. Развитие каждого ребенка сравнивается только с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. Самооценка детей играет важнейшую роль в оценке и помогает им принимать на себя ответственность за свои собственные поступки и достижения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.

Накопленный специалистом опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Задачи программы:

  • Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
  • Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.

Целевая группа:

Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.

Формы работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

Методы работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материальное обеспечение:

  • Помещение для занятий;
  • Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор);
  • Доска, мел, канцелярские товары.

Кадровое обеспечение программы:

  • Ведущий специалист программы – педагог-психолог ГООУ ЦПМСС.
  • Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
  • Наличие у ведущего специалиста программы психологического образования.
  • Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.

Реализация программы:

Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Количество участников: 15–20 человек.

Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:

  1. Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
  2. Формирование группы подростков, желающих участвовать в программе из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
  4. Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование специалистами центра, поддержка, работа по запросу).

Этапы программы

Диагностический этап:

  1. Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
  3. Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.

Организационно-деятельный этап:

  • Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
  • Реализация системы занятий по программе.

Итоговый этап:

  1. Совместный анализ занятий со специалистами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации программы.
  2. Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
  4. Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Моё «Я» как внутренний мир.

В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция.

Правовая ориентация

Перечень документов, которые необходимы выпускнику.

Валеологическая ориентация

Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.

Социально-бытовая ориентация

Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Профессиональная и трудовая ориентация

Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица.

Семейная ориентация

Роль семьи в жизни человека. Любовь.

Финансово-экономическая ориентация

Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.

Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.

Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:

  1. Уровень развития социальных навыков.
  2. Уровень развития социального поведения выпускника – фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовывать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:

  • Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
  • Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия.
  • Выработка навыков коммуникативной культуры.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Социально-психологическая диагностика, комплексная методика оценки социальной компетенции.

Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из 2 основных методик:

  • «Изучение уровня развития социальных навыков».
  • «Изучение социальных сетей».

Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.

Модификация методики применительно к выпускникам образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проведена Г.В.Семья и Ю.С.Смирновой.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Период

Кол-во часов

Тема занятия

Структура занятия

Задачи занятия

сентябрь

  1. Вводная беседа.
  2. Упражнение – разминка «Карандаши».
  3. Обсуждение и принятие правил работы.
  4. Методика «Кто я» (Кун и Маркпортленд).
  5. Анкета выпускника детского дома.
  6. Обратная связь.
  1. Знакомство участников друг с другом.
  2. Формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
  3. Сплочение группы.

октябрь

«Общение и умение слушать» (Приложение 2)

  1. Разминка «Привет себе».
  2. Психогеометрический тест.
  3. Информационный блок «Психология общения».
  4. Анкета « Умеете ли вы слушать».
  5. Упражнение «Слушание в различных позах».
  6. Обратная связь.
  1. Продолжение формирования интереса к занятиям.
  2. Введение понятия «психологическая информация».
  3. Формирование представления об общении как о психологическом явлении.

ноябрь

  1. Игра по социально-правовой ориентации.
  2. Мозговой штурм «Причины потери жилья».
  3. игра «Риэлторы».
  4. Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.
  5. Обратная связь.
  1. Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации.
  2. Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами.

декабрь

  1. Дискуссия.
  2. Работа с карточками.
  3. Упражнение «Высказывания».
  4. Анкета « Проблемы наркомании».
  5. Игра « Слова на букву имени».
  6. Обсуждение ассоциаций.
  1. Выяснение степени заражения ВИЧ – инфекцией в различных ситуациях.
  2. Мотивирование подростков к получению информации.
  3. Развитие способности аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии.

январь

«Поиск работы – это тоже работа» (Приложение 5)

  1. Разминка
  2. «Совместный счёт».
  3. Шкала самоуважения Розенберга.
  4. Методика «Линия жизни».
  5. Методика исследования самооценки (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).
  6. Вручение памятки по трудоустройству.
  1. Получение информации о том, правильно ли подросток сделал профессиональный выбор.
  2. Знакомство с основными правилами поиска работы.
  3. Информационное обеспечение подростков по вопросам трудоустройства.

февраль

  1. Анкета «Уровень сформированности брачно-семейных представлений».
  2. Работа со схемой «Функции семьи».
  3. Упражнение «Слагаемые счастливой семьи»
  1. Диагностика уровня сформированности представлений о будущей семье, выявить основные проблемы группы.
  2. Формирование представления о семье как многофункциональном явлении.
  3. Осознание подростками ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений.

март

  1. Работа с карточками.
  2. Теоретическая часть «Оформление регистрации».
  3. Практическая часть «Заполнение документов».
  1. Обучение подростков умению делать правильный выбор и обоснованию его.
  2. Закрепление полученных знаний.

апрель

Бизнес-игра «Деловые ребята» (Приложение 8)

  1. Анкета « Экономны ли вы?»
  2. 1тур: «Экономический словарь».
  3. 2 тур: «Идея».
  4. 3 тур: «Тур лицом».
  1. Знакомство учащихся с наиболее распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми будущему бизнесмену.
  2. Моделирование поведения подростков в условиях рыночной экономики.
  3. Активизирование познавательной деятельности учащегося.

май

Итоговое занятие по исследованию социальной компетенции (Приложение 9)

  1. Анкета «Уровень социальной компетенции».
  2. Анкета «Исследование социальной сети подростка».
  1. Определение уровня сформированности социальных навыков у подростка, оценка, какие именно социальные навыки являются для него наиболее простыми, а какие наиболее сложными.
  2. Возможность получения информации о круге общения подростка, о значимых для него людях, кто из его окружения оказывает ему материальную поддержку, кто является эталоном поведения, чьи взгляды на жизнь ему близки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.
  2. Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении человека в ситуации выбора. – Спб: СПбГУП,1999.
  3. Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе). – СПб, 1992.
  4. Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
  5. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
  6. Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 1999.
  7. Грецов А. Тренинг общения для подростков. – ЗАО Издательский дом Питер, 2006.
  8. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
  9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
  10. Консультирование детей в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое пособие. – М., 1998.
  11. Минкова Э. А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
  12. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой.
  13. Рудестан К. Групповая психотерапия. – Спб.,1998.
  14. Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) //Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции.
  15. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
  16. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.
  17. Кэррэл С. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
  18. Прутченков А. С. Социально- психологический тренинг в школе. – М., 2001.
  19. Психогимнастика в тренинге. / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.
  20. Хейзинг. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999.