Развивающие занятия по железновой. Суть и значение методики Железновой «Музыка с мамой

Дурнова Светлана
«С. и Е. Железновы. Методика раннего развития»

Существенной составляющей занятий для малышей в группе кратковременного пребывания является методика «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых. Что меня привлекло в этой системе? Это- игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.

Материалы предложенные в серии Сергея Железнова "Музыка с мамой", обеспечивают занятия с ребенком по следующим направлениям:

Активное слушание музыки

Знакомство с собственным телом и окружающим миром

Игры - потешки

Игровая гимнастика

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Элементарное музицирование

Звукоподражание и подпевание

Развитие слуха.

Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Занятия по методике Сергея Железнова "Музыка с мамой" оказывают благоприятное воздействие на:

Физическое развитие ребенка

Формирование умения распределять внимание в процессе деятельности

Гармоничное эмоциональное развитие ребенка

Развитие воображения и творческой фантазии

Формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье

Формирование музыкальных способностей

А также являются профилактикой неврозов и комплексов (игротерапией).

Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

(С. ,Е. Железновы)

В этом разделе вы найдете игры для начала и завершения занятия, пальчиковые и подвижные игры, песенки для музицирования и другие музыкальные игры. Пользуясь методическими указаниями и звуковыми примерами, вы сможете дополнить свои занятия с малышом дома, в детской студии или детском саду.

1. Разминка (для начала занятия)

(1)Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

(2)И немножко помолчим

(3)Плечиками мы покрутим

(4) И про ручки не забудем

Пальчиками потрясём

(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем

Ножку ножкой подобьём

(7) И с начала всё начнём…

Группа расположена полукругом.

2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).

3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.

5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)

7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.

В остальных случаях действия соответствуют тексту.

Игры с музыкальными инструментами

2. Музыкальные игрушки

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам –барабанчик

Бам-бам-бам-бам -барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

3. Погремушка

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди

Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - Выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 - Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - Быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – Прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

5. Мой зонтик

(1)Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

(4)Могу вам картиночки

В ней показать.

(5)Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю

Над головой.

(7)А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мяукает он

Для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

7 - Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка. Побуждаем детей мяукать.

(1)Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(2)Дождик с неба вдруг полил,

(3)Паучков на землю смыл.

(4)Солнце стало пригревать,

(5)Паучок ползёт опять,

(6)А за ним ползут все детки,

(7)Чтобы погулять на ветке.

Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.

Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке».

1 - «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.

2 - Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

3 - Хлопаем ладонями по коленям.

4 - Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

5 - Действия как в первом куплете

6 – «Паучки» ползают по голове.

Игровой массаж

7. Ходит ёжик

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими колется, колется.

А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки.

Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки. Взрослые помогают малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, а затем – шишки.

Круглый мячик без запинки

Скачет, скачет по тропинке

Часто, часто, низко, низко

От земли к руке так близко

Скок и скок и скок и скок

Не скачи под потолок

Скок и скок и стук и стук

Не уйдёшь от наших рук.

Для этой игры вам понадобятся мягкие маленькие мячики (в количестве на группу). Перед игрой поиграйте с детьми в этот мячик – покатайте его другу-другу, покажите, как мячик умеет прыгать. Скажите, что мячик так хорошо прыгает, что может прыгнуть на ручку, ножку, носик, ладошку (покажите). Напевая песенку, педагог показывает как (куда) прыгает мячик. Родители (или сам ребёнок) повторяют действия педагога.

Игры с подражательными движениями

9. Медвежата

(1)Три медвежонка* прыгали в саду

И один сказал: «Я упаду!»

(2)И, конечно, он упал вниз головой

(3)Медвежонка увели домой

*Два медвежонка, Вот медвежонок…

1 - подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).

2 - наклоняемся, голову опускаем вниз.

3 - переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте. Показываем домик (сложив руки над головой).

10. Лягушата

(1)Четверо лягушат вместе на пне сидят

Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят

(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

(3)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(4)А трое лягушат вкусных червячков едят

(5)Ням-ням…

(6)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(7)А двое лягушат вкусных червячков едят

(8)Ням-ням…

(9)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(10)Последний всё сидит и на червячков глядит

Перед игрой покажите детям картинки с лягушками. Напомните: где живут лягушки, что едят, чем ловят мух и комаров, как разговаривают. Объясните, что длинным язычком будут ручки - будем выбрасывать их перед собой, и хватать комаров, мух и червячков, как это делает лягушка.

1,4,7,10 – Сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены (лапки, раскачиваемся из стороны в сторону.

2, 5, 8 - С силой выбрасываем руки то вперёд, то над головой, выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимаем - разжимаем)

3, 6, 9 - наклоняемся вниз, ложась туловищем на колени, руки кладём под щёку, глаза закрываем (спим).

Игры с предметами

11. Мишку на руки возьми

(1)Мишку на руки возьми, и повыше подними,

(2)Маме лапочкой одной помаши над головой.

(3)Мишку на пол посади и один гулять иди,

(4)По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.

Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,

(5)На руки его возьми, крепко-крепко обними.

(6)Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,

«Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай!».

Для игры понадобятся одинаковые игрушки – медвежата по количеству детей в группе. Помогаем детям выполнить движения в соответствии с текстом песни:

1 – поднимаем мишку над головой

2 – придерживая мишку за лапку, машем маме

3 – сажаем мишку на пол и идём по комнате

4 – возвращаемся к мишке

5 – обнимаем мишку

6 – убаюкиваем мишку

12. Весёлый мячик

(1)По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём

Мячик - мячик, мой дружок

Звонкий, звонкий, звонкий бок

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём

(2)Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю

Мячик, мамочка, не прячь

Мне бросай обратно мяч

Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю

1 – ребёнок стоит перед взрослым (или сидит у него на коленях). Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику.

2 – играем в мячик (бросаем другу-другу).

Хороводные игры

13. Каблучок

(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

Встаём в хоровод.

1 - идём по кругу хороводным шагом.

2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.

3, 10 – ведём хоровод

4, 6- подпрыгиваем на месте.

7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

Показ игрушек, инсценировки, пение

14. На лошадке

Едем - едем на лошадке,

Но, но, но!

Рады-рады все ребятки,

Но, но, но!

Рады-рады прокатиться,

Но, но, но!

Звонко цокают копытца:

Но, но, но!

Перед песенкой покажите малышам игрушку – лошадку. Рассмотрите внимательно, какая у лошадки грива, какие копыта, хвост. «Прорепетируйте» слог для подпевания: «но». Скажите малышам: «Сейчас мы поедем кататься на лошадке», раздайте им деревянные ложки.

Родители, напевая песенку, подбрасывают малышей на коленях (едем на лошадке) и помогают ритмично стучать ложками (цокают копытца). На припев «но-но-но», родители помогают малышам троекратно ударить ложками по ножкам, побуждают «подогнать» лошадку.

15. В машине

Сидим с шофёром рядом -

Би, би, би.

Помочь шофёру надо!

Би, би, би.

Машинам всем и людям -

Би, би, би,

Бибикать громко будем -

Би, би, би.

Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайте детей бибикать «как машинки».

Предложите детям «поиграть в машинки»: возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Би-би» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна/кольца пирамиды)

Катание на фитбольных мячах

16. Автобус

(1)Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим

(2)И из окошечка глядим

Всё глядим!

(3)Глядим назад, глядим вперёд

Вот так вот, вот так вот

(4)Ну что ж автобус не везёт

Не везёт?

(5)Колёса закружились

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились

Вот так вот!

(6)А щётки по стеклу шуршат

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик

Все капельки смести хотят

Вжик-вжик-вжик!

(7)И мы не просто так сидим

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип!

(8)Пускай автобус нас трясёт

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд

Вот так вот!

1 – покачиваемся на мяче

2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны

3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони

4 - пожимаем плечами.

5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя

6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).

7 - «крутим руль» и бибикаем.

8- подпрыгиваем на мячах

17. В лодке

В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает

Дует слабый ветерок, лодку подгоняет

А куда мы приплывём - только речка знает

Дует - дует ветерок, лодку подгоняет

Родители, положив ребёнка на фитбольный мяч, медленно покачивают его вперёд и назад и из стороны в сторону.


Авторами популярной методики, которая нашла своих поклонников по всему миру, стали супруги Железновы – Екатерина и Сергей. Концепция воспитательного процесса, которую пропагандируют сочинители метода, предполагает музыкальное развитие, усовершенствование слуха, а также речи, ощущения ритма, моторных навыков. Следуя рекомендациям Железновых, вы научите ребенка контролировать свое поведение и лучше концентрировать внимание.

Музыкальный подход к воспитательному процессу:

Сами создатели данной методологии назвали ее «Музыка с мамой», и в этом заключается суть процесса. Для упражнений по данной методике созданы различные руководства, литературные источники, диски. «Музыка с мамой» - это веселые мелодии, складные стишки, которые помогают развиваться даже самым малым деткам. Авторы методики делают упор на музыкальное развитие уже с грудного возраста. Занятия с малышами, основанные на этом подходе к воспитанию, практикуются даже за рубежом.
Развивающие занятия, разработанные Екатериной и Сергеем Железновыми, можно назвать универсальной методикой для детей всех возрастов. Методика Железновых направлена на общее развитие ребенка, а не на конкретные способности и умения. Упражнения, которые рекомендуют разработчики, пойдут на пользу даже годовалому малышу!
Концепция методики Железновых основа на физических упражнениях (зарядке), пальчиковых играх, жестикуляции, песнях с развивающим уклоном.
Изюминкой этой развивающей методики считается широкое применение музыки в воспитательном процессе. Стоит отметить, что в начале разработки своей методики Сергей и Екатерина считали необходимым обучать музыкальной грамоте детей возрастом 3-5 лет. Однако большинство родителей не видят в этом необходимости, поэтому вскоре занятия несколько видоизменились, однако музыкальный подход остался.

Развивающие аспекты методики Железновых:

Материал для занятий преподносится ребенку в форме игры, впрочем, как и в большинстве иных методик. Веселая и одновременно развивающая игра проводится вместе с мамой.
Упражняясь по методике «Музыка с мамой», вы внесете существенный вклад в развитие своего ребенка, ведь программа имеет целый ряд положительных эффектов:

общее оздоровление организма;
развитие мелкой моторики;
тренировка речевых навыков;
формирование способностей к музыке, чувства ритма;
установление физиологической осанки, укрепление мышечного корпуса.

В процессе занятий ребенок все теснее сближается с родителями, воспитателями и сверстниками. Все это способствует формированию и укреплению социальных связей.

Пальчиковые игры с малышом:

Ваш карапуз будет в восторге от пальчиковых игр, которые предлагают Екатерина и Сергей Железновы. Игровое упражнение, которое лежит в основе пальчиковой игры, настолько просто, что освоить его сможет каждая мама.
С чего же начать занятие пальчиковыми играми? Для начала мама выбирает коротенький и веселый стишок, и «разучивает» его с малышом под музыкальный напев. Во время разучивания стишка массажируйте ребенку пальчики. На примерах демонстрируйте различные упражнения. Попытайте вызвать у ребенка интерес к игре, тогда он сам захочет выполнять предложенные ему действия. Увлеченность ребенка игрой – один из важнейших моментов методики Железновых.

Серии дисков для программы «Музыка с мамой»:

Если вы решили заниматься с ребенком по методике Железновых, вам наверняка пригодятся диски с обучающими материалами. Информация, изложенная в пособиях, будет полезна для занятий как с грудничком, так и с дошколенком.
На дисках вы найдете напевки песен, после которых идут музыкальные ноты. Дети быстро усваивают информацию и таким образом смогут даже обучиться музыкальным азам! После пропевки песен размещен вариант для караоке, и мама вместе с ребенком смогут повторить веселую песенку в собственном исполнении.

Вы можете найти множество дисков, на которых будут изложены необходимые для методики материалы, например:

Колыбельные : «Баю-баюшки», «Спи, дитятко», «Приди, котик», а также звуки животных, фольклерные колыбельные песенки.

Песенки-потешки : веселые песенки дают возможность малышу развиваться умственно, эмоционально и физически. Сюда можно отнести всем известные потешки «Аты-баты», «Коза рогатая», «Потягушки».

Пальчиковые игры : необходимы малышу для развития моторики и речи, а новые сенсорные ощущения способствуют развитию концентрации внимания. Среди популярных пальчиковых игр нужно вспомнить «»Поросята», «Червячки, «Улитки».

Диски с жестовыми и подражательными играми : необходимы для развития моторики и формирования физических навыков. Подобные игры – отличная профилактика неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Физкультминутки, при которых используются подражательные и жестовые игры, развивают устойчивое внимание, память, слух, зрение. Веселая форма занятия обеспечивает малышу хорошее настроение. По методике Железновых упражнения объединены в комплексы с общим игровым сюжетом, например, «Автобус», «Воробушки», «Лягушата», «У жирафа».

Подвижные игры в методике Железновых:

Программа «Музыка с мамой» предполагает вести с малышом активные подвижные игры в виде зарядки под музыку, а также разнообразных разминок и игр с предметами. В дело идут музыкальные инструменты, например, колокольчики, бубны, барабаны.

По методике «Музыка с мамой» занятия проводятся как коллективно, так и индивидуально.   Если вы хотите проводить занятия ежедневно, лучше приобрести методические пособия по этому вопросу и следовать указаниям в них.
Родители самостоятельно могут составить план занятий по данной методике. К примеру, утро можно начать с веселой зарядки под музыкальное сопровождение, включив в нее элементы гимнастики и пальчиковые игры. В дневное время уделите занятиям по развитию слуха, пойте песни. Перед сном устройте творческий вечер, например, озвучивайте сказки «с помощью» различных игрушек, составьте с ребенком собственную сказку или увлекательную историю.
Не бойтесь импровизировать и проявлять фантазию. Увлекательные интересные занятия не только принесут удовольствие ребенку, но и пойдут на пользу его развитию.
Стихи и песни желательно исполнять четкой речью, используя различные интонации и тембры голоса. Разнообразная речь поможет ребенку освоить материал занятия. Если малыш заинтересуется, то будет с нетерпением ждать очередного упражнения.
Проводите упражнения только тогда, когда ребенок находится в хорошем распоряжении духа. Если какое-либо упражнение ребенку не по душе, не заставляйте его силой. Принуждение лишь спровоцирует усиление сопротивления. «Музыка с мамой» - это программа не только для развития, но и для удовольствия – помните об этом!

Екатерина и Сергей Железновы создали музыкальную методику раннего развития, которая предназначена для самых маленьких детей и для детей старшего дошкольного возраста, которая так и называется «Музыка с мамой« Е.Железновой.

Занятия, которые предлагает методика Железновых, включают в себя коротенькие песни - инсценировки, под которые Вам нужно или подпевать простые припевы, или использовать пальчиковые игры, или играть на простейших музыкальных инструментах.

Все песенки для детей Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» предлагают очень короткие, веселые и простые для понимания даже для самых маленьких малышей. Играя, под песни Екатерины Железновой, Ваш малыш не только будет развивать мелкую моторику пальцев рук, но и соответственно, речь, музыкальный слух, воображение, настроение, не дает малышам задумывать о своих детских страха и многое другое. Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» — отличный выбор для развития малыша.

Какие диски предлагает автор?

Для самых маленьких

Хочу посоветовать всем, если Вам интересна методика, которую предложили Екатерина и Сергей Железновы, берите сначала самые простые песни для малышей с 6 месяцев записи Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой». Правда, на диске написано, что он рассчитан для детей от 1 года до 5 лет, но занятия можно вести с 6 месяцев, и уже буквально за 2 месяца ребенок достигнет очень хороших результатов. Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» принесет отличные плоды. Слушать Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» и смотреть видео уроки можно на сайте. Поем песенки вместе!

Екатерина и Сергей Железновы предлагают такие песни, как:

  1. «Села мушка на ладошку» - под веселую мелодию малыш, используя пальчиковые игры, должен показывать, как маленькая мушка садится на его ладошку;
  2. «Котенок» - малыш учится подражать котенку, подпевает припев мяу-мяу;
  3. «Бычок» - малыш подражает бычку, раскачивается из стороны в сторону, показывает рукой, как бычок машет хвостиком;
  4. «Лошадка» - малыши скачут на палке-лошадке;
  5. «Машинка» - с помощью кольца от пирамидки малыш изображает, как едет на машинке и рулит;
  6. «Мишка» - малыш подражает мишке, который стучит ложечкой по чашке, играет на барабане и на дудочке;
  7. «Дождик» - малыш, используя пальчиковые игры, изображает, как он будет прятаться от дождика под зонтиком, а потом в сапожках бегать по лужам;
  8. «Едем-едем на лошадке» - малыш стучит в ложечки;
  9. «Мыли мылом ручки» - малыш изображает, используя пальчиковые игры, как будет намыливать ручки;
  10. «Кукла с кубиком идет» - малыш в нужный момент должен бросить кубик;
  11. «Паровозик чух-чух-чух» - малыш изображает поезд, и как стучат его колесики;
  12. «Ножки побежали по дорожке» - малыш бегает по комнате, в нужный момент он должен присесть;
  13. «Лягушка» - малыш прыгает и показывает ручками, используя пальчиковые игры, как квакает лягушка;
  14. «Щенок» - малыш подпевает припев песенки;
  15. «Часы» - малыш стучит в ложки;
  16. «Гуси-гуси - га-га-га» — малыш показывает ручками, как гогочут гуси;
  17. «Та-та, два кота» - малыш бъет в такт погремушку;
  18. «Сидит зайка серенький» - малыш изображает зайку - прыгает и шевелит ушами;
  19. «Две маленьких картошки» - малыш учится ходить на мысочках.

Екатерина и Сергей Железновы предлагают маленьким слушателям свое творчество: именно эту запись «Гав-гав и Мяу» Железнова, ее «Музыка с мамой», потому что это самые простые и легкие для понимания песни, которые сочинила Екатерина Железнова.

Из личного опыта использования

Очень хорошая песенка «Села мушка на ладошку» - моя дочка буквально с пятого занятия начала сама показывать, как на ее ладошку садится мушка.

В песенке «Мыли мылом ручки» дочка стала показывать, как моет ручки, кроме того, уже через несколько недель занятий стала очень много подпевать. Так что всем очень советую.

Скачать «Музыка с мамой» Е.Железновой можно .

Для детей старше 1 года

Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» и другие видео уроки и занятия для детей постарше:

Веселая гимнастика

Пальчиковые игры, которые предлагают Екатерина и Сергей Железновы, или веселая гимнастика для малышей - очень интересные подвижные игры для пальчиков малышей, рассчитанные на возраст от двух лет. Занятия «Веселая гимнастика» пойдут для детей от 2-х лет и старше, из своего личного опыта могу сказать, что даже для 2-х лет большинство песен, которые дает автор в этом сборнике, были еще сложные для понимания, т. е. если Вам уже есть два, советую брать по несколько мелодий из этого диска, который записала автор, и разучивать их, а потом переходить на другие песни, не старайтесь за раз усвоить как можно больше материалу, так как ребенку может быстро надоесть.

Главными героями этих игр становятся детские пальчики, которые изображают бабочек, гусениц, солнышко, поросят и других героев.

В этот диск входят следующие песенки, которые сочинили Екатерина и Сергей Железновы:

  1. гимнастика «Мои вещи» - изображаем пальчиками любимые вещи ребенка;
  2. разминка «Дом» - изображаем пальчиками домик, всех его жителей и все что, его окружает;
  3. гимнастика »У кошечки» - каждый пальчик превращается в котенка, игра с пальчиками;
  4. разминка «В лесу» - песенка про лесной домик его жителей,
  5. гимнастика «Цветочек» - песенка про цветочек, на который приползла гусеница, пчелка и мотылек,
  6. разминка «Пять поросят» - песенка Железновой про веселых поросят, поросята - это пальчики,
  7. гимнастика «Мальчик с пальчик» - песенка про маленького мальчика и его братьев,
  8. разминка «Гусеница» - песенка Железновых про гусеницу, которая потом превратилась в бабочку,
  9. гимнастика «Левая и правая» - песенка про две руки, обучаем малыша в непроизвольной форме понятиям «левая» и «правая»,
  10. разминка «Чашка» - сложная песенка, деткам нужно показывать пальчиками чашку и чайник,
  11. гимнастика «Маленькая Катя» - песенка Железновых о девочке Кате и о ее помощниках,
  12. разминка «Утята» - аналог английской песенки про утят, которые уплывали от мамочки утки и по очереди не возвращались, а потом вернулись все вместе,
  13. гимнастика «Ракушки» - морская песенка про пропадающих под волной ракушек,
  14. разминка «Шарик» - песенка про озорного шарика, который летал и садился то на головку, то на носик садился, а потом вдруг лопнул,
  15. гимнастика «Зайка» - та же песенка про зайца с диска «Гав-гав и мяу», но теперь мы обыгрываем зайчика пальчиками, а не ручками,
  16. разминка «Мишка косолапый» - изображаем маленьких косолапых мишек - очень хорошая песенка,
  17. гимнастика «Мышь и часы» - аналог английской песенки про мышку, которая бегала смотреть, который час и падала с часов,
  18. разминка «Играем с бубном» - отрабатываем чувство ритма у малышей,
  19. гимнастика «Как котята» - изображаем котят - песенка исполняется в паре,
  20. разминка «Я еду» - прыгаем на надувном шаре, крутим бубен или колечко от пирамидки и изображаем, как едем на машине,
  21. гимнастика «Сороконожка» - песенка для группового использования, все встают друг за другом и изображают сороконожку,
  22. разминка «Соседи» - песенка Железновых тоже для группового использования - все садятся рядом с друг другом в круг и тихонечко толкают друг друга и щекочут - очень веселая игра.

Краб

Интересной покажется и веселая песенка «Краб». Это гимнастика, где изображается забавный краб.

Спросите малышей, как может выглядеть краб?

Если хорошо постараться, то краб может получиться из наших пальчиков. Краб – необычное животное, и дети их очень любят изображать. Песенка «Краб» может отлично применяться как гимнастика для малышей детского сада.

Скачать музыку, которую предлагает Екатерина Железнова, «Весёлые пальчики» можно .

Зарядка

На сайте предлагается и зарядка. Е. Железнова сочинила ее специально для малышей.

Музыкальный букварь

Также можно предложить «Музыкальный букварь» Железновых.

Есть еще увлекательная игра, которую предлагает Железнова «Наш автобус». Дети берут в ручки колеса и изображают движущийся автобус. Е.Железнова и автобус с песенкой очень нравятся малышам. Слушать песенку можно на сайте.

Кроме записи Е.Железнова ее «Музыка с мамой», где представлены песни для детей на видео, Екатерина и Сергей Железновы предлагают запись «Веселая логоритмика». Смотреть, скачать и слушать это видео можно на сайте.

«Веселая логоритмика» в серии Екатерина Железнова ее «Музыка с мамой» представляет собой короткие песенки и инсценировки, которые необходимо петь по слогам. На диске «Веселая логоритмика» представлены любые слоги, особенно те, которые вызывают затруднения в детей. Если вам понравилась «Веселая логоритмика», занимайтесь с детьми каждый день. «Веселая логоритмика» позволит развить четкость произнесения звуков, улучшит артикуляцию малыша. «Веселая логоритмика» может быть рекомендована и детям до года, и тем малышам, которые испытывают затруднения в говорении. «Веселая логоритмика» — это прекрасные занятия под музыку без логопеда.

Скачать диск с логоритмикой бесплатно можно

У жирафа пятна-пятна

Песенки-шумелки

Екатерина и Сергей Железновы предлагают песенки-шумелки и видео «Погремушка». «Шумелки» и «Погремушка» не случайные игрушки для детей. «Шумелки» и «Погремушка» развивают чувство ритма, музыкальный слух. Песенками «Шумелки» и «Погремушка», которые дают Екатерина и Сергей Железновы для малышей, способствуют совершенствованию чувства ритма. Песенки «Шумелки» и «Погремушка» очень нравится детям. Погремушка и шумелки – любимые игрушки маленьких детей. Скачать и слушать «Шумелки» и «Погремушка» можно на сайте.

Сказки

Также малышам предлагаются из серии сказки в серии «Музыка с мамой» Е.Железновой. Сказки созданы специально для малышей. Эти сказки и инсценировки не занимают много времени, но будут очень полезны детям. Слушать онлайн, смотреть и скачать сказки Е.Железнова «Музыка с мамой» можно на сайте. Сказки под музыку развивают воображение, фантазию.

Какие же сказки предлагают Железновы?

  1. «Лягушонок»,
  2. «Курочка Ряба»,
  3. «Мы хотим строить дом» и другие.

Все эти сказки взяты из фольклора и хорошо знакомы ребятам, но дополняются новыми деталями и музыкальным сопровождением.

Где же наши ручки?

Интересной для малышей может быть песенка «Где же наши ручки?», которая помогает детям выучить части тела и развивает музыкальный слух.

Пальчиковые игры «Где же наши ручки?» исполняется под медленную музыку, чтобы дети успели понять ее смысл. В процессе игры дети показывают наши ручки, ушки, щечки и т.д. Ребята вытягивают «наши ручки» вперед, разводят «наши ручки» в стороны, затем используют «наши ручки», чтобы показать другие части тела. Игра на видео «Где же наши ручки?» может успешно применяться в детском саду. Скачать, смотреть и слушать видео уроки можно на сайте.

Поем песенки вместе!

Современные родители предъявляют множество требований к еще совсем маленьким деткам. Порой дитятко еще только появилось на свет, а мамы и папы стараются опробовать на малыше все новые и модные развивающие методики.

Многие из них порой дают неоднозначный результат, другие оказываются вовсе бесполезными или даже вредными. Но существует одно направление, которое в любом случае будет полезно для любого малыша. Это методика Железновых «Музыка с мамой».

Об авторах

Папа - Сергей Станиславович. Имеет высшее музыкальное образование и, как никто, знает все тонкости музыкального ритма и воздействие музыки на маленького человечка. Имеет за плечами большой опыт работы с детками в музыкальной школе, а также руководство развивающим центром по своей методике.

Дочь - Екатерина Сергеевна. Также имеет высшее образование, специальность - учитель музыки. Екатерина Железнова работает по своей уникальной методике и постоянно повышает квалификацию.

Как все начиналось

Вначале Железновы, работая с детками, опробовали уже имеющиеся на тот момент методики по развитию музыкальности малышей. Постепенно они разрабатывали свои идеи и внедряли их в жизнь. Нарабатывался опыт, все удачное приобретало более четкие очертания. Так складывалась целостная система подготовки детей к поступлению в музыкальную школу.

Но все наработки, которые существовали, подходили для малышей от 3 лет. А вот для самых маленьких материала недоставало. Поэтому Сергей стали сами придумывать материалы для малышей. Как говорит Железнова, методика подходит для любого ребенка. Неважно, будет ли он в дальнейшем заниматься музыкой или нет, основы, заложенные в детстве, помогут в дальнейшем развитии.

Е. Железнова. Методика и ее суть

В основу методики положены любимые всеми малышами потешки, песенки и соответствующие им движения. Авторы брали за основу народные потешки, а также сами сочиняли небольшие песенки.

Основываясь на том, что жизнь малыша немыслима без движения, все песенки обыгрываются. К тому же в потешках легкие, часто повторяющиеся слова, которые маленький ребенок вскоре начинает сам повторять.

Маленьким деткам важно, чтобы взрослый показывал и выполнял все движения вместе с ними. Так появилась методика Железновых «Музыка с мамой». Прыгая и танцуя с малышом, родители дарят своему ребенку много радостных минут. А педагог, присутствующий на занятии, руководит и направляет.

Цели и задачи музыкальных занятий

Конечно, все занятия с малышами проходят только в игровой форме. Ребенка не заставляют ничего делать. Педагог и мама показывают движения, а ребенок в ответ - по желанию - выполняет.

В итоге получается веселая и развивающая игра с ребенком, которая позволяет решать такие задачи, как:

  • Развитие и ритмики.
  • Становление речи, в результате многократного повторения слов - звукоподражаний.
  • Развитие моторки в результате взаимодействия с различными предметами, как музыкальными, так и обычными. Очень хорошо воспринимаются детками деревянные ложки и звонкие бубенчики.
  • Тесный эмоциональный контакт с мамой, в результате веселого совместного времяпровождения.
  • Слуховые и и восприятие информации посредством музыки.
  • Укрепление общего состояния здоровья в результате активной физической активности.
  • Музыка расслабляет, она показана при различных детских неврологических нарушениях, а также является мощной профилактикой неврозов у малышей.
  • Развитие способности общаться в коллективе и взаимодействовать с другими малышами.

Замечено, что малыши, с ранних лет приобщенные к музыке, смышленнее своих сверстников. Связывают это с одинаковой работой левого и правого полушария мозга.

Основы методики

  1. Екатерина Железнова, методика которой направлена на раннее развитие деток, рекомендует очень тесное участие мамы в занятиях. Так достигается важный контакт малыша и родителя, который важно поддерживать для полноценного развития.
  2. Часто можно видеть, как ребенок, услышав музыку, начинает танцевать. Ведь малыш воспринимает музыку через движения. Поэтому занятия по методике Железновых всегда проводятся с играми, танцами и музицированием. Только так ребенок поймет и прочувствует музыку.
  3. Непосредственно сами песни должны быть либо русскими народными, т. е., классические потешки и песенки, или можно использовать современную, но танцевальную и действительно качественную. Железновы Сергей и Екатерина написали очень много хороших детских песенок и аранжировали старые русские потешки.
  4. Педагог, используя методику Железновых, обязательно должен играть на настоящем музыкальном инструменте. Но и без использования фонограмм нельзя обойтись. Только так педагог сможет помогать деткам и их мамам, активно учувствовать в танцах и играх.
  5. На занятиях предлагается знакомить детей с клавиатурой уже с 2-3 летнего возраста. Такая методика очень интересна для малышей. А детки после 3 лет уже сами могут наиграть простейший куплет и спеть песенку.

Когда можно начинать

Методика развития Железновых подходит для совсем маленьких детишек. На занятия приводят деток, которые только-только начали самостоятельно сидеть. Как правило, малышам предлагаются удобные подушки, на которых они вдоволь машут ручками и ножками в такт музыке. Детки постарше уже вовсю ходят по всему периметру комнаты.

Но даже если малыш еще совсем мал, мама всегда может начать с ним играть. Да-да, именно играть. Ведь занятием это назвать нельзя. Хотя пользы от музыкальных игр очень много.

Все игры прекрасно вписываются в повседневный быт малыша. Вот мама несет ребенка умываться и напевает: «Водичка-водичка, умой мое личико…». Или, сгибая и разгибая ножки малыша, проговаривает: «Мишка косолапый…». А всем известные «Сорока-ворона»? Все это начальный этап приобщения ребенка к и музыкальности.

А есть ли недочеты в методике?

Если строго следовать методике и заниматься непосредственно по дискам или в студии раннего развития, то вреда уж точно не будет. Совместное времяпрепровождение, танцы, игры и веселые песенки настроят любого малыша на позитивный лад.

Но если все же присмотреться пристально, то можно выявить некоторые моменты, которые можно назвать скорее маленькими нюансами, нежели недочетами.

Малышу предлагается четко следовать предложенному плану действий. Не дается право выбора и самостоятельного придумывания движений.

Есть много сложных повторений и стишков, которые маленькие детки не сразу начинают усваивать.

Екатерина Железнова, методика которой применяется во многих развивающих центрах, совместно со своим отцом сочинила множество авторских песенок. Но в основном они однотипные. Часто повторяются одинаковые слова, вроде таких как: зайчик или мишка, их действия, поспать, погулять.

Хотя для совсем маленьких малышей именно такое повторение однотипных слов является предпочтительным.

Для занятий на дому

Когда нет возможности или желания ходить на развивающие занятия по методике Железновых, можно приобрести диски с записями песенок и готовых занятий.

Диски можно найти как для совсем маленьких, так и для деток постарше.

На занятиях, обычно после пропевания песенок педагогом, предлагается деткам повторить. На дисках также после музыки со словами идет просто музыка, для самостоятельного пения мамы с малышом.

Диски условно можно разделить на категории.

Колыбельные

Здесь представлены исконно русские колыбельные, которые пели еще наши бабушки и мамы свои деткам. Песни звучат в их традиционном исполнении. Екатерина Железнова сама поет многие колыбельные. Дополнительным бонусом идут звуки природы, настраивающие на лирический лад.

Потешки

Песенки-потешки давно используются мамами для развлечения своих карапузов. Они способствуют разностороннему развитию ребенка и помогают в налаживании эмоционального контакта. Все помнят и «идет коза рогатая», и «ладушки-ладушки» с детства и дарят минуты радости теперь своим деткам.

Пальчиковые игры

Давно доказано, что речь напрямую зависит от А этому способствуют так называемые пальчиковые игры. А если их выполнять под музыку, то и польза огромная, и малыш с радостью все выполняет.

Помимо основных, есть еще диски с физкультминутками, подвижными играми, сказками-шумелками, аэробикой и даже игровым массажем. Железновы Сергей и Екатерина песенки написали на разный возраст и придумали к ним незамысловатые движения, следуя которым ребенок познает мир.

Любой родитель, даже не имея музыкального образования и представления о музыкальной грамоте, сможет, опираясь на методику, всесторонне развить своего малыша и привить ему хороший музыкальный вкус.

Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.

Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.

Но существуют и такие методики, основная цель которых заключается не в стимулировании интеллекта ребенка, а в его гармоничном и естественном развитии. Одной из таких систем является методика Железновых, в основе которой лежит подача учебного материала в игровой форме.

Сразу подчеркнем, что в процессе занятий по данной методике Ваш ребенок не обогатит свой ум энциклопедическими знаниями. Он не научится считать и писать. Зато он станет намного счастливее, веселее, общительнее и увереннее в себе. Согласитесь, это многого стоит.

Несколько слов о Железновых


Опытный педагог с консерваторским образованием Сергей Станиславович и молодой учитель музыки Екатерина Сергеевна Железновы (отец и дочь) – соавторы уникальной методики раннего развития "Музыка с мамой" , которая прошла экспертизу в Федеральном совете и была отмечена дипломом Госдумы РФ. На сегодняшний день это практически единственная отечественная методика, пользующаяся огромной популярностью не только в России, но и в других странах мира.

В 90-е годы прошлого столетия Сергей Железнов начал работу над созданием методики, позволяющей выявлять музыкально одаренных детей и подготавливать их к поступлению в музыкальные школы. Однако в процессе работы пришло понимание, что для большинства родителей первостепенной задачей является не воспитание нового Моцарта или Паганини, а общее развитие ребенка и его хорошее настроение. Поэтому Железнов задумался о создании принципиально новой методики, позволяющей превратить традиционные музыкальные занятия в веселые игры, насыщенные элементами обучения. В последствии к работе Сергея Железнова присоединилась его дочь Екатерина Сергеевна, которая не только активно включилась в создание новой методики, но дополнила ранние наработки своего отца.

Результатом самоотверженного труда (именно самоотверженного, поскольку весь материал пришлось писать "с нуля") двух педагогов-новаторов стала методика раннего музыкального развития , получившая название "Музыка с мамой". Почему такое название? Потому что в этой методике именно мамам отводится главная роль музыкального наставника и сотоварища по играм.

Особенности методики Железновых


В ходе многолетних исследований психологи выяснили, что музыкальные занятия оказывают положительное влияние на психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей. Также было отмечено, что музыкально-ритмичные игры формируют у детей способность к концентрации внимания и восприятию информации. Именно эти наблюдения специалистов и были взяты за теоретическую основу методики Железновых .

Главное отличие данной методики от других программ развития заключается в том, что музыка является не только "целью", но и "средством". То есть, ребенок не просто слушает музыку, учится играть на музыкальных инструментах и развивает свой слух. Музыка используется как эффективный инструмент обучения, определяющим ритм и темп движений, подсказывающим образ и действия, которые нужно выполнять.

Подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах – эти занятия доставляют детям искреннее удовольствие, и одновременно с этим помогают:

  • улучшить общее физическое развитие;
  • развить музыкальный слух и память;
  • сформировать навыки общения;
  • научить ребенка принимать самостоятельные решения, находить компромиссы, действовать в коллективе.

Параллельно с этим у ребенка активно развивается речевой аппарат, крупная и мелкая моторика рук. И все это воспринимается ребенком как увлекательная игра, в ходе которой можно побегать, пошалить и покричать.

Как проходят занятия по методике Железновых

Занятия по системе Железновых – это целый комплекс мероприятий, который включает в себя:

  • танцы;
  • прослушивание музыки;
  • пальчиковую гимнастику;
  • пение;
  • игру на музыкальных и шумовых инструментах;
  • различны виды игр.

Как правило, занятия проводятся в группах из 5-8 детей 1-2 раза в неделю. Однако возможны и индивидуальные занятия, как в студиях раннего развития, так и в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для малышей до двух лет – 30-35 минут, от 2 до 3 лет – 30-45 минут, от 3 до 5 лет – 45 минут.


Сами занятия проходят примерно следующим образом: включается аудиозапись (или видеозапись) веселой детской песенки, которую ребенок поет и, одновременно с этим, выполняет упражнения. Так проходит физкультминутка. Потом "в ход" могут пойти пальчиковые игры: мама или папа показывают ребенку, что нужно делать, а ребенок, под соответствующую песенку, должен повторить действия родителей (или педагога). Затем можно включить ребенку "азбуку-потешку", где на каждую букву авторы методики написали увлекательную потешку.

Сергей и Екатерина Железновы написали целый ряд веселых и задорных песенок, музыкальных и пальчиковых игр, которые можно использовать и как самостоятельный развивающий материал, и как дополнение к занятиям по основной методике развития (например, методика раннего музыкального развития Железновых очень хорошо дополняет занятия по методике Монтессори).

Недостатки методики Железновых

Серьезных и значимых недостатков данной методики ни родители, которые активно внедряют методику Железновых в жизнь своего ребенка, ни специалисты не выявили. Однако мониторинг специализированных форумов родителей позволил выявить некоторые замечания непосредственно к методическому материалу. Некоторые родители отметили, что:

  • некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия;
  • поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации;
  • большинство песен слишком однотипные, поэтому некоторым детям они быстро "приедаются" и становятся скучны.