Забота государства о сохранении духовных ценностей. Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков? Как государство заботится о сохранение духовных ценностей

Освоение Духовных Ценностей

Создание, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.
Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель
XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".
Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.
Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлино человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.
Духовные потребности порождают виды детельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.
Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана!
Итак, в духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство. Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.
Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определнных усилий, использования соответствующих средств.
В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с отдной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки.(Чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.
Наиболее распространенные средства приощения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.
Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером или ходожником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он
может приобщиться к любительскому духовнуму творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея. конкурах художественной самодеятельности. А главное - каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит от,... каков он сам...

По информации из СМИ, Общественная палата РФ разработала концепцию федерального закона «О защите высокозначимых нравственных ценностей». Такого рода закон призван защитить общественно-культурные пространства от скандальных и агрессивных вторжений. Предполагается, что наряду с чувствами верующих закон должен защищать нравственные чувства остальных граждан. К высокозначимым нравственным ценностям авторы проекта относят не только религиозные, но и патриотические, национальные, гражданские и эстетические.

К сожалению, нам не удалось обнаружить текста концепции законопроекта на официальном сайте Общественной палаты, поэтому о содержании концепции можно судить только по обрывочным сведениям в СМИ и на сайте Палаты.

О ЧЕМ КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ?

О содержании концепции известно примерно следующее. Общественная палата предлагает ужесточить наказание за нарушение общественного порядка на объектах религиозного, национального и патриотического значения. Планируется ввести понятие социальных пространств с особым статусом (воинские захоронения, храмы, музеи, другие культурные пространства и т.д.). Государство должно гарантировать, что в таких пространствах не будут совершаться действия, противоречащие их исходному предназначению и оскорбляющие чувства посетителей. Это предполагает установление определенных требований ко всем посетителям таких мест.

Авторы концепции предлагают разработать соответствующие поправки в КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ. Также подразумевается, что субъекты Федерации и органы местного самоуправления получат полномочия устанавливать свои правила в отношении социальных пространств с особым статусом.

Коллега Иосифа Дискина Максим Григорьев предлагает составить перечень действий, не приемлемых обществом, и наказывать за совершение этих действий. Причем под защиту нового закона должны попасть не только памятники Великой Отечественной войне, воинские захоронения, но и памятники жертвам политических репрессий, музейные выставки, театральные постановки. Цель законопроекта - исключить попытки намеренного надругательства над такими объектами, создать атмосферу общественного неприятия этих действий. Максим Григорьев также отметил, что «пока мы видим, что для различных общественных групп одно и то же действие считается нормальным, если направлено на один объект, и абсолютно неприемлемым, если на другой». Это означает, что по замыслу авторов концепции, одинаковые действия должны быть наказуемы независимо от того, на какой объект они направлены.

По существу, перечень действий, не приемлемых обществом, уже составлен российским законодателем: он есть в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Причем административное законодательство не является кодифицированным, поэтому ряд правонарушений содержится в законах субъектов РФ. При составлении перечня действий, запрещенных в тех или иных учреждениях, можно столкнуться с тем, что исчерпывающий перечень составить невозможно. А значит, сам перечень теряет смысл: обязательно рано или поздно будет совершено деяние, которое по смыслу должно было бы наказываться, но из-за отсутствия в перечне оно останется безнаказанным. Вообще, отличие нашей правовой системы от англо-саксонской (прецедентной) в том, чтобы описывать запрещенное деяние в максимально обобщенном виде и затем анализировать совершенное деяние и проверять его на соответствие указанным в законе признакам. Тогда как на основе прецедентов можно учитывать индивидуально, кто и где совершил деяние, как именно он это совершил и какие слова при этом произносил. В российском праве выделяются объекты, которые особо охраняются государством (например, воинские захоронения или места отправления религиозного культа), но деяния описываются в общем виде, нередко даже в слишком общем, что позволяет произвольно применять норму.

Например, та же статья 148 УК РФ сформулирована так: «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Какие конкретно это действия, закон не говорит. Это любые действия, если они были совершены определенным способом (выражающим явное неуважение к обществу, то есть хулиганским) и преследовали определенную цель - оскорбление чувств верующих. Под особую охрану этой статьи попали «места, специально предназначенные для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний». Если целью хулиганских действий не было оскорбление чувств верующих, если они совершались вне мест отправления культа, то такие действия будут квалифицированы как обычное хулиганство (статья 213 УК РФ).
В идее Общественной палаты есть интересная мысль: почему чувства верующих защищаются, а чувства атеистов - нет (у нас же по Конституции равноправие)? Почему религиозные чувства защищаются, а патриотические - нет. Да, патриотические чувства должны защищаться рядом особых статьей УК РФ (например, статьей 275 УК РФ - государственная измена, статья 244 - надругательство над телами умерших в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом, статья 354.1 - реабилитация нацизма), а также статьями КоАП РФ. С оскорблением национальных чувств - отдельная тема, потому что их оскорбление может повлечь ответственность за экстремизм - тоже очень широко сформулированный состав. Представляется, что на это и укажут Общественной палате в Государственной Думе: предлагаемое регулирование избыточно, особенно в части ответственности, все описанные явления подпадают под действующие нормы.

В прошлом году уже были попытки ввести уголовную ответственность за . Правительство РФ и Верховный Суд РФ отметили коллизии с существующими нормами УК РФ, и законопроект (№ 1166853–6) пока не прошел Думу. В то же время возникает масса вопросов к самой конструкции состава: можно ли оскорбить чувства или оскорбляется сам человек, может ли государство решать, оскорблены ли чувства неопределенного круга лиц или это может решить только сам человек?

О ВЫСШИХ ЦЕННОСТЯХ РОССИИ

Законопроект Общественной палаты имеет и более высокую проблематику - это вопрос собственно о высокозначимых нравственных ценностях. К сожалению, из той информации, которая есть о проекте в Интернете, совершенно неясно, будет ли закон называть эти ценности, и какая конкретно предлагается защита этих ценностей помимо введения уголовной и административной ответственности. Тема ценностей нашего общества и государства должна была бы стать центральной в законопроекте такого рода. И защита конкретных объектов - театров, музеев, выставок, храмов - это сопутствующая конкретика, но, на наш взгляд, не главное для такого законопроекта. Если разработчики законопроекта говорят о цели «создать атмосферу общественного неприятия этих действий» (надругательства над какими-либо объектами), то речь должна идти в первую очередь о воспитании граждан в определенном ценностном ключе.

Проблематика ценностей в государственном управлении широко рассматривается в работах Центра Сулакшина. Ценности имеют конституционный статус и именуются «высшими ценностями России», по своей сути они очень близки к «высокозначимым нравственным ценностям». В , разработанном Центром Сулакшина, высшие ценности России определяются как наиболее важные для жизнеспособности России качества и характеристики Народа России, территории России и государственной власти и управления в России, закрепленные в Конституции России. Согласно проекту Конституции России запрещается любое умаление или подрыв высших ценностей. Подрыв высших ценностей России - это подмена или дискредитация высших ценностей России или иные действия (бездействие), направленные на их отрицание или умаление. Ценностям посвящена в проекте Конституции целая глава. В статье 6 проекта перечисляются высшие ценности, среди них: существование самой России - Родины Народа России, единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России; ответственность России за судьбы мира и человечества; всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании; русская (российская) цивилизационная идентичность; народосбережение; патриотичность и любовь к Родине и другие.

Согласно статье 9 проекта защита высших ценностей России от внутренних и внешних посягательств является обязанностью государства, юридических лиц, объединений граждан и каждого гражданина России. Это означает также, что государство должно установить ответственность за посягательства на каждую из высших ценностей, соответствующие составы правонарушений и преступлений должны быть включены в уголовное и административное законодательство.

Высшие ценности пронизывают весь проект Конституции, они определяют основу содержания и применения федеральных законов и иных правовых актов и обеспечиваются правосудием. Ценности лежат в основе целей России, то есть того, к чему должны стремиться все государственные органы в процессе государственного управления.

Если принятие новой Конституции России может быть затруднительно по тем или иным причинам, то возможна манифестация ценностей и в другой форме (например, в форме обращения главы государства или принятия федерального закона).

В Центре Сулакшина разработан также «О конституировании, сохранении, защите и использовании духовных ценностей Российской Федерации». Под духовными ценностями в проекте понимается исторически накопленная цивилизационно-идентичная, цивилизационно-значимая, созданная человеком или природой информация, содержащаяся в тексте, звуке, изображении, виде и ином нематериальном образе, неотъемлемо связанном с материальным носителем информации, являющаяся общедоступной и подлежащая сохранению, защите и использованию в идейно-мировоззренческих, образовательных, научных, воспитательных и культурных целях.

Новой и нетривиальной задачей является определение самого понятия «духовные ценности» как правовой категории, авторы законопроекта сделали попытку сформулировать такое определение. Законопроект направлен на выявление, сохранение и защиту духовных ценностей. Эта тема также имеет прямое отношение к проблематике, поднятой Общественной палатой. Защита духовных ценностей подразумевает также необходимость очищения и защиты от навязываемых извне антиценностей, сохранения и защиты цивилизационной идентичности России. Законопроект, разработанный Центром Сулакшина, предусматривает систему защитных мер, вплоть до защиты материальных носителей духовных ценностей.

Таким образом, проблематика высших ценностей (или «высокозначимых нравственных ценностей», в терминологии Общественной палаты) должна рассматриваться как одна из ключевых в контексте обеспечения жизнеспособности России и не может сводиться к ответственности за нарушение правил поведения в социальных пространствах с особым статусом. Разработки Центра Сулакшина в части конституционного регулирования высших ценностей, а также законодательного регулирования духовных ценностей открыты для всех субъектов законодательной инициативы и могут быть использованы в существующем виде: они уже сформированы как пакеты законодательных инициатив.

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей,. Представим, как обеднел бы человечество, я бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды"росписи. Рублева, произведения. Т. Шевченко или загадочная. Мона. Лиза. Леонардо да. Винчи, как потускнел бы вид. Киева без памятника. Богдо на. Хмельницком или. Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? турно-исторических и естественно-научных ценностей,. Начнем с музеев"Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин"бао и", что означает"хранилище реликвий"С развитием музеев (ныне их у мире более 12 тыс.) стали не только собраниями ценностей"но благодаря своим экспозициям, выставкам"Экскурсия 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителиачів.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические"этнографические и т.п.), художественные"литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других страна ах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприв.

Слова"хранилище"и"распространение"относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в до не при дворе ассирийского царя. Ашшурбанипала была со ибрана библиотека с"глиняных книг"С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших - личных, школьных, городских - до самых книгосховысховищ.

Слово"архив"(в переводе с лат - письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том или исли и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, потому что ежедневно накопичуют ься новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретарь. Этны протокол, подписанный. Молотовым и. Риббентропом накануне. Второй мировой войны). При восстановлении древних украинских городов, разрушенных фашистами в годы. Великой. Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры восстанавливаемых сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX ст найти круг сальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.п.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсиимір пенсії).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их"домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, а архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от"лоцмана", прокладывающий посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти"лоцм наваждения"-экскурсоводы, библиотекари, архивариуси.

Афоризм"смотреть - не значит видеть"напоминает об одном из коренных задач музейного работника - научить"видеть", то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый ощущает ее эстетический вылил. Но нередко многое остается не понял целым через слабое знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснения экскурсовода очень ва жливливе.

В библиотеках очень трудно ориентировка в мире книг случае совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов

Крупнейший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде учитель. Вспомним широкий общественный смысл слова"учитель":: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафет и времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществтво.

Массовая аудитория, воспринимает духовные ценности - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно влияют средства массовой информации (СМИ)

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран

1. Общечеловеческими ценностями, которые характеризуются тем, что признаются большим количеством людей, как во времени, так и в пространстве.

2. Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельной личности, это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

3. Сословно-класовые ценности связаны с интересами отдельных классов и социальных групп.

4. Локально-групповые ценности объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

5. Семейные ценности

6. Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку.

В предложенной классификации нетрудно увидеть, что ценности обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из одного уровня в другой. При рассмотрении 5 перечисленных видов ценностей можно выделить несколько закономерностей:

– во-первых, тот, факт, что их относительность и подвижность убывает по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности – наиболее устойчивые в пространстве и во времен и не зависят от политики. В то время как личностно-индивидуальные ценности меняются в течении жизни;

– во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину;

– в-третьих, потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения.

Функции культуры.

Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция . Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессевоспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры . На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры . Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Основными задачами новой дискуссионной площадки, созданной при поддержке правительства Москвы, заявлены мобилизация отечественного интеллектуального потенциала для решения проблем преодоления кризиса, актуализация приоритетов национальной безопасности в сфере укрепления духовного единства и сохранения культурно-нравственных ценностей нации, а также определение ценностных и смысловых ориентиров развития России. Тема первой встречи участников клуба звучала так: «Об основных направлениях государственной политики в области сохранения культурно-нравственных ценностей и укрепления духовного единства российского народа».

Открывая заседание, глава Комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике Общественного совета Москвы Михаил Лермонтов сказал: «Самое главное слово в понимании духовности - это ответственность перед Богом, людьми, перед собой, народом, нацией». По словам потомка великого русского поэта, разделенный народ, которым, как недавно было признано Министерством иностранных дел, является сегодня народ русский, действительно требует духовного единения. Михаил Лермонтов напомнил, что лозунгом наших соотечественников первой волны эмиграции был: «Разделены, но не разъединены», и этот принцип, по его словам, должен быть реализован.

Президент Фонда русских экспедиций и путешествий Виталий Сундаков заявил в ходе дискуссии, что он - «сторонник конкретных действий, а не философствований». Начинать, по его словам, нужно с себя, с инвентаризации своих ресурсов, своих возможностей, своих приоритетов, своих целей и ценностей.

По словам президента Фонда исторической перспективы Наталии Нарочницкой, «нация - это живой организм, с целями, ценностями, с общим духом, миросозерцанием, представлением о добре и зле». Если все это разрушается, то нация превращается в народонаселение, а страна — просто в территорию с полезными ископаемыми и промышленностью. «Материя без духа не творит историю, она мертва, она только деградирует»,— резюмировала Нарочницкая.

Известнейший российский философ, политолог и публицист Сергей Кара-Мурза заявил, что необходимо дать четкий ответ на вопрос, «является ли Россия самостоятельной цивилизацией, или это - часть западной цивилизации». По мнению ученого, «если власть в этом вопросе идет вразрез с пониманием большинства населения, то это подрывает легитимность власти». Сергей Кара-Мурза призвал избавиться от иллюзии, «которая осталась в русской интеллигенции от XIX века и советского времени» - что духовные ценности могут сохраняться без материальной поддержки со стороны государства, независимо от социальных, политических, экономических условий. «Если за цветком не ухаживать, он погибнет», - резюмировал ученый, посетовавший на негативную роль СМИ, которые, по его словам, буквально «репрессировали» духовные ценности русского народа.

О негативной роли многих отечественных средств массовой информации говорил на заседании Клуба народный артист России, актер и режиссер, президент фестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев. По его словам, девизом многих из них стал призыв к своим читателям: «Будьте бесстыдны!». «Основой большинства телепрограмм стали сегодня идеологический цинизм, жажда развлечений любой ценой, отказ от уважения к человеку, от категорий добра и зла, от осознания ответственности за своего зрителя», - подчеркнул он. Особую опасность Николай Бурляев видит в том, что сегодня в России «ликвидировано всякое общественное влияние и контроль функционирования кинематографа и, главное, телевидения».

Тему сохранения духовных ценностей развил председатель правления Фонда «Русские» Вячеслав Рудников, по мнению которого, сначала нужно понять, в чем эти ценности заключаются, и четко их сформулировать. А затем придется вести настоящую борьбу за их сохранение, поскольку против этого выступают и будут выступать «серьезные силы». Особое внимание, по словам Вячеслава Рудникова, нужно уделить воспитанию подрастающего поколения. «Нужно кардинально менять воспитание, нужно переосмыслить систему образования. Необходимы санация информационного пространства, совершенно иной подход к издательскому делу. Необходимо очень внимательно посмотреть, какие книги издаются и рекомендуются для чтения, особенно в детском и юношеском возрасте», - перечислил первоочередные шаги председатель правления Фонда «Русские».

Действительно, сегодня Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения и утраты национальной самоидентификации. Возникли критические деформации ее культурного и информационного пространства. Печатные и электронные СМИ загружают сознание и подсознание чуждыми нашей духовности и культуре стереотипами мышления и поведения, а существующие институты, призванные развивать в человеке нравственные и эстетические ценности, не справляются со своими задачами. Сегодня настало время сделать духовные ценности нации национальными интересами России. Пора вести речь о духовном суверенитете России, без которого, очевидно, невозможен ни государственный, ни экономический суверенитет.

Пока же Россия продолжает оставаться кораблем, который не знает, куда плывет, и для которого поэтому никакой ветер не будет попутным. В такой ситуации роль структур, подобных учрежденному вчера клубу «Ценности нации и национальные интересы России», особенно важна. Они могут стать инструментами, осуществляющими своеобразный «общественный аудит» любых действий и принимаемых на всех этажах власти решений на предмет их соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям и национальным интересам. Это может стать формой действенного общественного контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции, и позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности.