Древние римлянки наряжались от-кутюр. Мужская одежда в древнем риме

За несколько веков своего существования древнеримское общество и его бытовой уклад существенно изменились. Поначалу большое влияние на крой и стилистику древнеримской одежды повлияла греческая традиция, однако, со временем одежда трансформировалась и приобрела совершенно иной облик. Повлиял на это и военизированный характер Римской Империи, и соприкосновение с другими народами и их традициями. Как менялась одежда в Древнем Риме и каковы были ее основные элементы?

Одежда в Древнем Риме изготавливалась из овечьей шерсти, льна, шелка, который привозили с Востока. Эти ткани позволяли создавать одеяния, напоминавшие греческие туники и тоги, драпированные многочисленными складками. В позднее время популярность приобрели более плотные ткани, которые изменили силуэт, и крой одежды, сделав ее более футлярообразной.

Усложняются со временем и цвета одежды. Популярный в ранний период римской истории белый цвет постепенно стал торжественным, облачались в него лишь по праздникам, а в повседневной жизни предпочитали яркие и сочные оттенки. В позднее время римская одежда стала изобиловать вышивками со сложными геометрическими узорами. Однако позволить себе ее могли только состоятельные люди.

Верхняя одежда в древнем Риме

Верхняя одежда могла много рассказать о ее владельце, его социальном положении и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой мужского населения в Риме была тога из овечьей шерсти , но носить ее могли только граждане. Пурпурная тога была атрибутом победителя, серое или черное одеяние – знаком траура. Существовали также специальные тоги для несовершеннолетних юношей, священнослужителей и кандидатов на официальные должности.

Тога представляла собой кусок материи полукруглой формы, которая оборачивалась вокруг тела через левое плечо, образуя множество драпировок. Носить такое одеяние каждый день было не совсем удобно, поэтому очень быстро оно превратилось в торжественное и постепенно вышло из употребления. В повседневной жизни римляне стали использовать пенулу – теплый плащ из плотной ткани, который одевался через голову. Таким образом, тело со всех сторон был закрыто, голову можно было защитить капюшоном. Подобный плащ носили и римские солдаты, от обычного плаща гражданина он отличался короткой длиной и наличием застежки на правом плече.

Женским верхним одеянием был плащ палла, спускавшийся до самых лодыжек. Палла могла спускаться свободно или же закрепляться поясом на талии. Изготавливался такой плащ из тонкой шерсти, вариантов его кроя было несколько, как и вариантов цветов.

Мужская и женская одежда в Древнем Риме поначалу была довольно тяжелой и громоздкой, замедляла движение, поэтому со временем крой эволюционировал в более простой и удобный. Немало способствовали тому контакты римлян с варварскими государствами Европы.

Мужская одежда в Древнем Риме

Мужская одежда в Древнем Риме была представлена туниками различных покроев, некоторые из которых очень напоминали греческие одеяния. Изготавливались они изо льна или шерсти, длина их доходила до колен. Как правило, туники представляли собой просторные рубахи и подпоясывались на талии. Одевались они через голову, для чего на груди имелся разрез.

Облик туники зависел от социального положения ее владельца. У крестьян и рабов одеяние было простым, темного, в основном, коричневого цвета. Аристократы предпочитали белый цвет и украшали свою одежду вышивками, инкрустациями камней и драгоценными застежками. По тунике можно было отличить сенатора от полководца, а того от рядового солдата или жреца.

Мужские туники шились без рукавов, поскольку они считались признаком изнеженности, но юноши из аристократических семей временами любили шокировать общество, появляясь на улице в женском варианте туники с рукавами и с покрывалом на голове.

Поверх туники надевалась тога. Нередко мужчины носили несколько туник одну на другую.

Брюк в Древнем Риме не носили , они считались одеждой варваров, недостойной граждан великой империи. Тем не менее, войнам, служившим на северных рубежах, все же приходилось облачаться в этот непривычный для них элемент одежды, чтобы выдержать холода.

Женская одежда Древнего Рима

Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. По мере роста благосостояния ее заменила стола – широкая туника с множеством складок и с короткими рукавами. Доходила это одеяние до ступней, низ его украшался лентами или оборками, талия скреплялась поясом. Основой женской одежды Древнего Рима были изящные драпировки, спускающиеся вниз, и стола не была исключением. Такая форма одежды считалась привилегией свободных замужних женщин, которые имеют безупречную репутацию.

Цветовая гамма женских нарядов была очень разнообразна и отличалась яркостью и насыщенностью. Например, одеяние невесты состояло из длинного платья палы ярко-красного цвета, которое одевалось поверх туники, а на голову девушки накидывали оранжевое покрывало. В повседневной жизни носили одежду желтых, золотистых, голубых, зеленых и серых оттенков.

Вместо нижнего белья римлянки использовали нижнюю тунику с набедренной повязкой, на которую надевалась верхняя туника, а затем драпирующий плащ палла или пенула. Ими же или специальными вуалями римлянки прикрывали голову от уличной пыли. Какие-либо головные уборы использовались редко, отчасти потому, что женщины Средиземноморской империи большое значение придавали уходу за волосами и сложным прическам.

Обувью римлянкам служили сандалии и башмаки из мягкой кожи, которые украшались вышивкой и металлическими деталями. Важным дополнением к одежде были многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней.

Одежда Древнего Рима и сейчас привлекает к себе внимание со стороны дизайнеров и поклонников моды, поскольку позволяет создать красивый силуэт. Таким образом, эстетические идеалы Империи продолжают свое существования, являясь очередным доказательством того, какой огромный вклад внесла древнеримская культура в развитие человеческой цивилизации.

Обувь в древнем Риме

Типы римской обуви

A. Перо - обувь без пятки, закрывающая лодыжку, использовалась повсеместно;

B. Сalceus - обувь носилась с платьем и одевалась вне дома;

C. Сalceus Патрикий - закрытая обувь с поперечными ремешками;

D. Сaligae - использовалась в армии, при этом усиливалась железными или медными гвоздями;

E. Soleae - обувь, которую носили дома.

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян - латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже - из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.
В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.
Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

Мужской костюм в Древнем Риме

Основой римского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума были короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.
Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников - две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
Иногда (особенно в холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.
Самой главной верхней одеждой древних римлян служила «тога» - плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани. Размер тоги был приблизительно 6 метров на 1 метр 80 сантиметров, и обычно рабы драпировали в нее своего хозяина. Для римлян тога была их отличительным признаком, и они называли себя «gens togata» - «одетые в тогу». Тога являлась символом гражданского достоинства римлянина. Если он совершал преступление, то по закону лишался права носить эту одежду. Рабы, чужеземцы и ссыльные также не имели права носить тогу. Полководец-триумфатор появлялся в затканной золотом пурпурной тоге - пикте. Позже ее заменил пурпурный плащ - «палудаментум», родоначальник мантий европейских королей.
Существовали и другие виды плащей. Римские императоры и высшая знать носили «палудаментум», который накидывался на спину и левое плечо, а на правом скалывался пряжкой. Его можно было также носить, несколько раз обмотав в виде шарфа вокруг левой руки.
Парадным плащом была также «лацерна» - прямоугольный кусок ткани, который закрывал спину и оба плеча и скалывался впереди. Лацерну делали из очень дорогой, затканной золотом и серебром ткани, и доходила она до колен.
Бедняки носили «пенулу» - шерстяной или кожаный плащ в виде полукруга, часто с пришитым капюшоном. Пенула была одеждой пастухов и путешественников. Ее часто делали из плотной шерстяной ткани с «начёсом». Римские щеголи носили пенулу из драгоценных тканей.
Штаны в обиход римлян вошли с III в. н.э. - эта деталь костюма была также заимствована ими от варваров (до войны с галлами они не носили их). Но постоянно носили их только солдаты.

Женский костюм в Древнем Риме

Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, - из легких шелковых разноцветных тканей - иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.
Длинную и довольно широкую тунику римлянки носили в качестве нижней или домашней одежды. Обычно она была шерстяной и подпоясывалась. Туники изготовляли как без рукавов, так и с длинными рукавами; рукава могли также быть разрезными, с застежками по всей длине руки.
Знатные женщины надевали поверх туники «столу» - верхнюю одежду, похожую на тунику. Она была длинной, с рукавами или без них и подпоясывалась под грудью красивым поясом. Внизу пришивалась широкая плиссированная оборка («инсиста»), расшитая золотыми блестками и жемчугом или украшенная пурпурной оторочкой. Широкой каймой украшались также воротник и проймы. На тунику без рукавов надевалась стола с рукавами (и наоборот). Стола считалась одеждой замужних женщин. Ее обязательно надевали, появляясь в общественных местах. Рабыням носить столу запрещалось.
Верхней одеждой также служил плащ - «палла», похожий на греческий гиматий. Его драпировали разными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Палла скреплялась на плечах застежками («аграфами»).
Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и поддерживая ею грудь (что предвосхитило будущие женские корсеты).

Одежда римских патрициев:

На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус.

На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными локонами.

Костюм римских воинов

Завоевательные походы Рима привели к тому, что одежда воинов стала более удобной и не мешала при их передвижении.
В ранний период Римской республики воины носили короткую шерстяную тунику без рукавов, а поверх нее надевали «лорик» - кожаный панцирь, покрытый металлическими пластинками. Верхней одеждой был плотный шерстяной плащ - «трабея». В эпоху Империи верхней одеждой простых воинов стал «сагум» - короткий плащ из шерстяной ткани, заимствованный римлянами от галлов. Это была настолько типичная одежда римского воина, что выражение «надеть сагум» означало: «начать войну». Кожаные или полотняные панцири покрывались тонкими металлическими или костяными пластинками в виде чешуй или перьев. Чешуйчатые панцири носили римские военачальники.
На ноги воины надевали сандалии или сапоги и металлические или кожаные поножи. Позже они стали носить шерстяные штаны ниже колен, плотно облегающие ногу. Ноги до щиколотки и выше защищались сапогами («калигами»), которые удерживались прочными ремешками.
Металлические или кожаные шлемы римских воинов были самой разнообразной формы. В императорские времена шлемы центурионов украшались посеребренным гребнем и султаном из перьев или конского волоса. Особо искусной работой отличались шлемы полководцев и императоров. А шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

Римский воин в лорике:

На мужчине - костюм воина: кожаный панцирь, шлем-кассик с гребнем из конского волоса.

На женщине - стола и пеплум, накинутый на голову, сандалии.


На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой

На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Обувь в Древнем Риме

У римлян не было привычки ходить босиком.
Свободные римляне в быту носили сандалии - «солеа». Они привязывались к ноге крест-накрест двумя ремнями. Носить солеа публично считалось неприличным. Римляне также носили полусапоги и сапоги, башмаки с ремнями и др. Отправляясь в общественные собрания, римляне надевали вместе с тогой высокие (закрывавшие ступню до лодыжек) кожаные полусапоги - «кальцеус». В отличие от греческих крепид, они полностью закрывали ногу. Высшие должностные лица (а также император во времена Империи) носили кальцеус из красной кожи, на высоких каблуках, с серебряными украшениями; сенатор - черные, со скрещенными впереди ремнями. Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.
Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.
Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.

Прически и головные уборы в Древнем Риме

Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки. Первые цирюльники появились в Риме из Сицилии в 290 г. до н.э.
Прически римлян были самыми разными: с челкой надо лбом, с гладко расчесанными или завитыми в локоны волосами. В императорские времена щеголи не только завивали свои волосы или носили парики, но и умащали их дорогими маслами, посыпали золотой пылью.
Обычая покрывать голову у римлян, как и у греков, не было. Головные уборы надевали только судьи и жрецы. Во время непогоды римляне защищали голову капюшоном, могли набрасывать на голову часть тоги. Но иногда они надевали шапки и шляпы, похожие на греческие (например, петас). Простой народ носил соломенные шляпы или кожаные шапки.
Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и очень разнообразными, а подчас и причудливыми. Они носили «греческие» прически, гладко расчесывая волосы и завязывая их узлом на затылке. Разделяли волосы на прямой пробор, заплетали их в косы, которыми обвивали голову. Завивали длинные локоны, обрамляя ими лицо, или взбивали впереди завитые волосы, гладко зачесывая остальные назад.
Типично римской женской прической была высокая прическа из локонов, укрепленных на каркасе, по форме напоминавшая русский кокошник. Часть локонов укреплялась рядами на каркасе, а остальные волосы заплетались в косу и укладывались на затылке или спускались в виде кос вдоль висков и на затылке.
Самыми модными считались белокурые и русые волосы, и римлянки пользовались различными средствами для осветления волос. Они также носили парики и накладные волосы, для чего использовались косы светловолосых германских женщин.
Головные уборы римских женщин были такими же, как и у гречанок: головные повязки, круглые шапочки, обтянутые золотыми или серебряными сеточками. Знатные патрицианки прикрепляли к головному убору тонкое покрывало в виде вуали, спускавшееся на плечи.

римские женские прически:

Украшения в Древнем Риме

Древние римляне носили венки из живых цветов. Во время пиров они возлагали на голову венки из плюща, мирта, роз и фиалок. Венками украшали головы полководцев, ораторов, жрецов, победителей спортивных состязаний, участников жертвоприношений. Знаменитых поэтов увенчивали лавровым венком (слово «лауреат» происходит от латинского названия лавра - «laurea»). Полководцу, который сумел спасти войско из опасного положения, солдаты подносили сплетенный ими самими венок из травы. Триумфатора увенчивали лавровым венком, который позже стал делаться из золота, а затем превратился в зубчатый венок, называвшийся «корона радиата».
Римлянки вплетали в волосы повязки, украшенные жемчугом, золотом, драгоценными камнями, носили золотые плетеные сетки, прикрепляя их к волосам красивыми шпильками из слоновой кости.
Мужскими украшениями были «буллы» - круглые медальоны-амулеты, охранявшие детство, которые юноши носили до гражданского совершеннолетия (до наступления 17 лет). На безымянном пальце левой руки римляне носили перстни - вначале они были железными, позже золотыми. Некоторые щеголи украшали свои руки сразу несколькими перстнями. В качестве украшений могли также служить пряжки.
Знатные римлянки отличались особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Большинство их они переняли у греческих женщин и украшали себя ювелирными изделиями тонкой работы из золота, индийского жемчуга, драгоценных камней. Они носили шейные цепочки и ожерелья, кольца и браслеты в форме свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, красивые пряжки. Нитками жемчуга украшали волосы. Золотые и серебряные серьги, которые носили римлянки, имели самую разнообразную форму. Самыми красивыми и самыми дорогими считались жемчужные, имеющие форму капель. Особой популярностью пользовались янтарные и хрустальные шары, которые римские матроны держали в руках: считалось, что они освежают руки.
Костюм знатной римлянки дополнялся очень дорогим опахалом из павлиньих перьев или зонтиком, который служил защитой от солнца или дождя.
Древние римлянки были искусны в употреблении косметики. Они заимствовали ее у греков и египтян. Римские женщины пользовались пудрой, душистыми маслами, мазями, румянами и притираниями, особыми средствами для осветления волос, для омолаживания кожи. Они научились искусству грима, употребляли различные лосьоны и помады для омоложения кожи лица, применяли свинцовые белила, зубной порошок из пемзы.
Римлянки также пользовались зеркалами, которые вначале делались из смеси олова и меди, а позже появились очень дорогие, из чистого серебра, с позолотой на оборотной стороне. Кроме ручных зеркал, у римлян были и большие стенные.
Туалетные принадлежности римлянки держали в несессерах: серебряные четырехугольные зеркала, подобно этрусским, украшенные на оборотной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки; ножницы; банки с румянами, помадами, белилами, флаконы с духами, ленты и пр.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

Ткани, цвет, oрнамент.

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь (рис. 1).

Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.


Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща — пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.


Женский костюм


Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу , более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла . Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

По материалам: Н.М. Каминская. История костюма


Дополнительно

Римляне, особенно знатные и богатые, очень много внимания уделяли своему внешнему виду. По тому, как одет человек, можно было определить его социальное положение и род занятий.

Туника - 1; тога - 2; паллиум - 3; лацерну - 4.

Туника была всесословной одеждой, которую носила вся Италия от нищего раба и простого солдата до богатого всадника и знатного сенатора. Она представляла собой шерстяную рубаху без рукавов или с короткими, не доходившими до локтя рукавами. Тунику подпоясывали и одергивали так, чтобы спереди она спускалась чуть ниже колен, а сзади доходила до коленного сгиба. Рабы, солдаты и путешественники могли носить более короткие туники. Состоятельные римляне, не занимавшиеся физическим трудом, носили белые туники, у крестьян, ремесленников и рабов 60 они были темными, немаркими. Для защиты от ветра и дождя использовали различные плащи: паллиум , кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и обворачивают вокруг талии, или лацерну , широкий открытый плащ длиной до колен, часто с капюшоном.

В одной тунике по улицам Рима ходили обычно рабы и бедняки, знатные и богатые римляне обязательно надевали сверху тогу , право на ношение которой имели только римские граждане. Тога представляла собой большой кусок шерстяной материи в форме эллипса, длина ее могла достигать 6 м. Тогу надевали в несколько приемов, и облечься в нее самостоятельно, без чужой помощи, было невозможно. С конца I в. до н.э. в составе городской прислуги держали рабов-специалистов, умевших расправлять и укладывать складки тоги. Неумело надетая тога вызывала усмешки окружающих. С течением времени тога из символа римской гражданственности превратилась в одежду, которую надевали только при исполнении официальных и служебных дел.

Женская одежда

Туника - 5; палла - 6.

Одежда женщин состояла из нижней длинной туники , которая стягивалась поясом под самой грудью, и стблы - верхней туники, доходившей до ног, с множеством складок и короткими рукавами. На талии стбла повязывалась поясом. Выходя из дома, женщина набрасывала на себя паллу - длинную широкую шаль, в которую можно было закутаться с ног до головы.

Обувь

Рабы и крестьяне носили в ненастье деревянные башмаки , а в сухую погоду - легкие сандалии , которые сами плели из веревок. С тогой полагалось надевать высокие башмаки с ремнями , полностью закрывавшими ногу. Такие же башмаки, только из мягкой и цветной кожи, носили женщины.

Прически

Мужчины стригли волосы в соответствии с требованиями моды то чуть меньше, то совершенно коротко. Усы и бороду они гладко брили, хотя без применения мыла и горячей воды это было очень неприятно и болезненно. Женщины носили длинные волосы, тратя иногда по многу часов в день, чтобы из кос, завитых локонов, лент и шиньонов создать сложные прически по моде тех лет. С конца I в. до н. э. многие состоятельные римлянки стали красить волосы и носить парики.


Мода в Древнем Риме

Реферат по истории ученицы 7 класса Частной школы "Взмах" Евтушенко Кристины.


Мода.

Мода - это не только модные вещи. Это цвет, форма и размер объекта, который нравится всем окружающим. Этими объектами могут быть и духи, и мебель, и одежда, и предметы быта, и архитектурные ценности, и художественные произведения. Так и в древности, люди следили за модой, придерживались её и придумывали новое. По тем вещам, которые остались после древних римлян мы можем сказать, что было модно в то время, что они носили, какие предметы быта были у них и мы даже можем сказать какой косметикой они пользовались. Очень многое нам может сказать мода о цивилизации, и даже конкретно о человеке.

Одежда.

Римские росписи, статуи и письменные источники сообщают нам о том, как одевались древние римляне. Большинство римлян носили одежду из шерстяных или льняных тканей. В эпоху империи тонкие хлопковые ткани импортировались из Индии и были очень дорогими. Шёлк, доставлявшийся из Китая, стоил по весу в три раза дороже золота. Одежду делали также из меха и фетра, особенно в холодных, северных владениях Рима. Большинство одеяний делались из целых кусков ткани, которые оборачивали вокруг тела и скрепляли особыми булавками - так называемыми фибулами, или закрепляли ремешками. Шитые одежды были редкостью, так как большинство иголок делались в то время из костей животных и
они были довольно грубыми. Одежда чаще всего сохраняла естественные цвета тканей, из которых она была сделана, но иногда окрашивались в различные цвета. Вот, например Финикийцы владели секретом получения пурпурной краски из желез морского моллюска иглянки. Пурпур высоко ценился и стоил очень дорого. В Римской империи только сенаторы носили тоги с пурпурной каймой.

Мужская одежда.

Единственным видом мужского белья была набедренная повязка, делавшаяся из шерстяных или льняных тканей. По всей видимости, римляне спали только в таких повязках. Поверх неё надевалась туника, сделанная из двух прямоугольных кусков материи, сшитых на боках и на плечах, и стягивавшаяся ремнём, простые граждане носили туники самых разнообразных цветов, сенаторы имели пурпурную полоску, идущую от шеи до подола, а сельские жители нередко носили плащи и штаны. Рассказывали, что в холодную погоду Август* надевал на себя сразу четыре туники.

Август* - титул императора.

Тога.

Носить тогу имел право только римский гражданин*.
Тога надеваемая поверх туники, была поначалу большим куском шерстяной материи, которую оборачивали вокруг тела, статуи и настенные росписи говорят о том, что тога состояла из полукруглого куска ткани длиной пять с половиной метра. Затем она приобрела более сложный покрой, у нее появились особые складки. Многие римляне не любили носить тогу: она была тяжелой и громоздкой, к тому же ее трудно было стирать.
Но императоры настойчиво приучали римлян носить тогу, ибо она была таким характерным одеянием.
Тоги сенаторов, как и их туники, имели широкую пурпурную полосу.
Тоги иногда окрашивались в разные цвета; так, черную тогу надевали при погребальных церемониях.

Способ надевания тоги:

1.Левый ее край перекидывался через левое плечо
2. В середине правой части тоги делалась большая складка, и ткань ещё раз перекидывалась через левое плечо, но теперь спереди.
3. 3.Остальная часть ткани складывалась в изящные складки и ещё раз перекидывалась через левое плечо.
4.Часть подола тоги с левой стороны подбирали и особым образом скатывали.

Гражданин* - римлянин, имеющий право участвовать в выборах и служить в армии.

Женская одежда.

Нижней одеждой женщины были набедренная повязка, иногда бюстгальтер или корсет. Поверх них римлянки надевали тунику из тонкой льняной или шерстяной ткани и часто делались из простых некрашеных тканей. Поверх туники надевалась стола-длинное, до лодыжек, одеяние. Богатые женщины носили яркие столы, сделанные из шелка или из индийского хлопка. В старину женщины тоже носили тогу, но впоследствии в моду вошло другое одеяние - так называемая палла. Она представляла собой длинный кусок материи, который можно было надевать поверх туники, оборачивая его вокруг тела самыми разными способами, а богатые женщины носили яркие столы, сделанные из шелка или из индийского хлопка. Некоторые женщины набрасывали край паллы себе на голову.

Детская одежда.

Большинство девочек и мальчиков в Риме носили туники, почти такие же, как у родителей. Когда дети рождались им одевали буллу*, это было обязательно. Некоторые юноши носили так называемую тогу претексту - одеяние с пурпурной полоской. Некоторые же девушки носили столу, как и их матери. Достигнув четырнадцати лет, мальчики проходили особую церемонию и получали право носить одежду взрослых. Вместе с родителями и друзьями они торжественно приходили на форум*, где снимал с себя детские одежды и буллу. Вместо них ему вручали мужскую тогу и впервые брили его, после чего он должен был зарегистрироваться как полноправный гражданин. В честь этого события устраивали праздничный пир.

Булла* - амулет, приносящий удачу
Форум* - просторная площадь в центре римского города.

Прически.
Мужские прически.

В эпоху ранней республики многие мужчины носили бороды, но со второго в. д. н. э. И вплоть до правления императора Андриана вошло в моду брить бороды. Большинство римлян коротко стригли волосы, но в эпоху империи некоторые модники отпускали длинные волосы, которые они завивали и смазывали маслом.
Парикмахерская была местом встречи друзей и любителей поболтать. Процесс бритья был довольно мучительным. Хотя римляне пользовались очень острыми бритвами, они не смазывали кожу мылом или маслом, и поэтому порезы и царапины были довольно частыми явлениями.

Женские прически.

Богатые женщины (римлянки) тратили уйму времени и денег на прическу, за их волосами ухаживали особые рабы. В республиканскую эпоху большинство римлянок просто собирали волосы в пучок. В эпоху империи прически стали более изысканными; женщины стали завивать и заплетать волосы. Римлянки иногда обрезали красивые локоны у светловолосых или рыжеволосых рабов и делали из них себе парики, а для завивки волос применялись горячие щипчики, а для создания пышных причесок использовались шпильки и заколки.

Косметика.

Женщины в Риме пользовались самыми разнообразными косметическими средствами. Они хранили их в маленьких горшочках и бутылочках. Особенно в то время модно было сильная бледность. Женщины белили себе лица и ручки толченым мелом. Девушки подкрашивали губы и румянили щеки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фокус, а также римлянки подводили себе глаза и веки сажей или особой краской - сурьмой.

Обувь.

Выходя на улицу, они надевали кожаные сандали. Со временем обувь стала более сложной и изящной. Башмачники стали делать красивые сандали, сапожки и башмачки из тканей и кожи. Их уличная обувь называлась кальцеи. Воины часто носили обувь, подбитую гвоздями, а женщины носили элегантные сандали. В эпоху ранней республики многие римляне чаще всего ходили босиком, особенно дома. Иногда легкие сандали делались из ткани, но чаще из мягкой кожи.

Мебель.

В домах римлян мебели было немного. За исключением атрия (гостиная) и таблина (кабинет), большинство комнат были слишком темными. Сохранившиеся предметы древнеримской мебели выполнены из мрамора и металла, но из этого не следует делать далеко идущих выводов. Скорее всего наиболее распространенной была мебель из дерева, но она просто не дошла до нас.

Кровати.

Кровати и кушетки были важнейшими предметами мебели. Они использовались в кабинетах и столовых, а также в спальнях вместо софы. Роскошные обрамления кроватей часто украшались драгоценными металлами. Обтяжка выполнялась из плотной ткани или кожи. Перины и матрацы набивались пухом и шерстью, а у некоторых кроватей, в зависимости от их назначения, нередко делались возвышения в ногах или в изголовье. Единственным покрывалом служило одеяло.

Стулья и кресла.

Скамн.
Древнегреческий табурет назывался скамн. Табуреты имели три ножки и круглый деревянный верх или четыре ножки и квадратный или прямоугольный верх, часто выполненный из бронзы.
Селла, биселлий.
Селла представляла собой кресло с четырьмя ножками, подлокотниками, но без спинки. Биселлий, более крупный вариант селлы, служил креслом для знатных римлян. Римляне пользовались и складными креслами.
Кафедра.
Кафедра имела высокую изогнутую спинку из прутьев; она служила креслом для пожилых людей. Для судей делались кафедры с жёсткой спинкой.

Столы.

Римляне часто обедали и ужинали на открытом воздухе, поэтому обычным явлением были мраморные и каменные столы. На их приобретение тратились большие суммы денег. Особенно дорогим считался стол на одной ножке - моноподий. Его единственная ножка делалась из слоновой кости или целиком отливалась из металла. Для крышки столика использовались редкие, дорогие породы дерева.

Обогреватели и
светильники.

Для освещения своих жилищ римляне пользовались масляными лампами и свечами.
Чтобы сделать свечу, стебель болотного растения, например папируса, погружали в воск или сало. Затем свечи переплетались друг с другом наподобие каната.
Для обогрева помещений применялись небольшие бронзовые жаровни или закрытые обогреватели, напоминающие современные печи. Топливом служили дрова, древесный уголь или кокс - особым образом обработанный уголь.
До нас дошли тысячи римских ламп. Они выполнены из терракоты* или металла. В них горело растительное масло (оливковое или ореховое) или рыбий жир. Они давали света не больше, чем свеча. Из носика лампы выступал небольшой фитиль. Лампы были вытянутыми и плоскими и имели специальную ручку. Существовали также подвесные лампы.
Широко применялись различные фонари. Огонь в них защищали от ветра костяные пластинки или пузыри животных. Позже фонари стали делать из стекла.

Терракоты* - смесь из глины и песка, применявшаяся для приготовления черепицы и небольших керамических статуэток.

Внутреннее убранство
домов.

Римлян гораздо больше интересовало внутреннее убранство домов, чем их внешний вид. Несмотря на то что многие городские дома снаружи выглядели весьма скромно, их внутренние помещения были роскошно украшены стенными росписями и мозаиками. Многие римляне приглашали греческих мастеров для украшения своих жилищ, так как греки считались лучшими художниками.
Художники начинали расписывать стены, пока штукатурка на них была еще влажной. Такие росписи называются фресками. На подсохшей штукатурке выписывали детали картины, краски для этого смешивались с яичными белками, чтобы увеличить их плотность и густоту. Краски готовили из минеральных веществ, экстрактов красителей, добываемых из
растений и животных. В первом веке до н. э. в Риме особую популярность приобрели мозаики - картины, составленные из крохотных кусочков мрамора или камня. На небольшие участки поверхности наносилась влажная штукатурка, а в нее вдавливались отдельные камешки.
Особой популярностью пользовались сельские пейзажи, изображения животных и декоративные натюрморты с различными плодами.
Широко использовались разнообразные архитектурные композиции, вследствие чего комната казалась больше и шире. Часто изображались сцены из греческой мифологии. На стенах часто выписывали портреты хозяев дома.
Поначалу были широко распространены черно - белые композиции с геометрическим орнаментом. Они считались очень модными в течение длительного времени.
Для выделения деталей портретов или для создания некоторых картин использовались самоцветные камни.
Существовали бригады художников - мозаистов, создававших готовые образцы мозаик. Они приходили в дома римлян с планом и уже обработанными камешками.

Статуи.

Комнаты в римских домах украшались статуями. Они были расписаны яркими красками, которые со временем облетели.
Фонтаны иногда украшались статуями морских животных.
Боги и богини были самыми частыми темами для скульптур. Популярностью пользовались также изображения животных.

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникнув, как небольшое поселение на одном из своих холмов, Рим стал крупнейшим и величественнейшим городом древнего мира. Многие императоры стремились оставить свой след в истории города, возводя все новые и новые здания, превосходящие по размерам и богатству украшений своих предшественников, хотя в нем было и множество убогих лачуг. Крупнейший город античного мира, он насчитывал свыше миллиона жителей. В зданиях археологи находят различные предметы, которыми пользовались древние римляне: орудия, утварь, украшения и игрушки.
У древних римлян было очень хорошо развито воображение и мышление. Одежда древних римлян отличалась сложностью покроя, например тога, с ее трудным способом надевания, да еще так чтобы красиво смотрелась. Также была придумана обувь, довольно красивая и самое важное - практичная для дальних походов. Уже в то далекое время люди понимали, что такое красота, а что такое простота. Они знали когда нужно применять эти стили. Это также отражалось на поведении людей. Воинам больше был свойственен простой стиль, а знатным и богатым особам красивый, изысканный.
В наше время модельеры всего мира неизбежно отталкиваются от идей древних людей.
Мода является неотделимой частью истории Рима, как величайшей империи.