История праздника новый год и новогодние традиции. Новый Год: история праздника

На вопрос когда праздновали новый год до петра 1??? заданный автором Ђемная лучший ответ это До XV века на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В
1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать год с
сентября, а не с марта. С XV века новый год начинался 1 сентября.
Рукопись Указа Петра I № 1736 от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года»
1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других
странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю.
7208
году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр
Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
Известно
ему великому государю стало, не только что во многих европейских
христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною
православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы,
сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы
и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы
согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя,
то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и
считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а
будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый
столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета
счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего
генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
А в знак того
доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве
после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому
случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным
людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты
учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и
можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у
нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и
воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или
ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело
ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению
генваря по 7 день того ж 1700 года.
Да генваря ж в 1 день, в знак
веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить
сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба
будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и
ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина
знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у
кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить
трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и
по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по
ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие
дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто
похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и
худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед
бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их
рассмотрению быть же.
- Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года»

Однако
к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский
календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже,
чем в европейских странах. Только начиная с 1919 года новогодний
праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским
календарём.
Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней

Ответ от Пётр 1 [новичек]
С марта или с сентября.


Ответ от Полинка [гуру]
Изначально вплоть до XIV века Новый год отмечался 1 марта. Так как, по мнению народностей Древней Руси, именно этот день являлся своеобразной «точкой отсчета» возрождения природы после «зимней спячки» . В этот же день праздновали Новый год и, к примеру, древние римляне вплоть до введения Юлием Цезарем юлианского календаря. В 1492 году Великий Князь Иоанн Васильевич III утвердил постановление Московского собора считать за начало года день 1 сентября, то есть согласно греческому календарю. Кроме того, именно 1 сентября с народа собирались различные пошлины (оброк, дань и др.) . Обычай начинать год с сентября месяца пришел на Русь из Византии вместе с церковными обрядами и богослужебными книгами. Однако в светской жизни сентябрьский новый год утвердился только к концу XV в. О том, как отмечали на Руси начало мартовского года (и отмечали ли его вообще) , мы не знаем. А вот о традиции сентябрьского новогодия, точнее новолетия, сохранилось немало сведений. В первый день нового года совершалась особая церковная служба, именуемая действом нового лета или чином летопроводства. Поскольку по церковному календарю 1 сентября чтили память преподобного Симеона Столпника, то в народе его стали именовать Симеоном Летопроводцем, а 1 сентября - Семеновым днем, днем летопроводства или летопрошения. Действо нового лета совершалось с конца XVI и в XVII столетии оформилось в особую церемонию. Происходила она во многих городах Руси, но особенным торжеством и великолепием отличалась, конечно же, в Москве, поскольку в ней участвовали патриарх и царь. Церемония празднования начала нового лета совершалась в Кремле, на Соборной площади. Как же выглядело тогда место действия торжественной церемонии? На площади располагались Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы и Ивановская колокольня. На Соборную площадь помимо соборов выходила также Грановитая палата, которая предназначалась для торжественных аудиенций и государевых застолий по особенно значимым поводам: венчание на царство, объявление царевичей наследниками престола, заключение брака, рождение наследника, большие праздники и пр.

Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января..

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

У всех народов земли одним из самых древних праздников был праздник Нового года. В самых ранних обществах, много тысяч лет тому назад, возникает эта традиция. Она связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира.

Новое рождение

В Древней Руси год начинался в марте — в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Возможно, такой отсчёт начала года был принят по примеру ветхозаветной церкви, которая начало своего церковного года приурочивала к месяцу нисану, примерно соответствующему нашему марту. В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и ещё одна новогодняя дата — 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии.

Последний раз осенний Новый год был отпразднован в 1699 году. Судя по документам краеведов, проведён он был «весело и в пиршестве». По легенде, которую нередко опровергают, 15 декабря 1699 года под барабанный бой царский дьяк возвестил народу волю царя Петра: о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было «по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1-го по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы». 31 декабря в 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у русских людей довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник — Святки.

Молодежный праздник

Фото: Музей печати и издательского дела

Вся жизнь русских людей проходила в соответствии со своим народным календарём, основой которого были христианские праздники. Новогоднего праздника в Православном календаре нет, и наши предки в древнее время, да и в XIX веке, отмечая его в разное время, и встречали Новый год, как часть святочных и Рождественских праздников, которые всегда были самыми любимыми праздниками у славян. Святки — период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней с Рождества Христова до Крещения Господня, включали в себя и Васильев день.

Святки отмечались по всей России и считались молодёжным праздником. Они были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, обезопасить себя от нечистой силы. Самым ярким обрядовым действием было колядование, представляющее собой театрализованное действие, сопровождающееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник. В рождественский сочельник на деревенских улицах около каждого дома жгли костры, устраивали святочные трапезы. В это время проходили смотры невест, то есть показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за святками месяца сватовства и свадеб.

В эти дни повсеместно ходили ряженые — переодетые в разные костюмы люди. Эта древняя традиция сохраняется в некоторых сёлах до сих пор. Ряженые переодевались в костюмы животных: медведя, волка, лисы. Переодевались в представителей чужой крестьянам среды: в барина и барыню, в фельдшера, цыгана, татарина и т.д. Они носили странные, диковатые костюмы. Обязательно была маска, личина, харя. Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги. Ряженые пугали людей, показывали небольшие сценки с плясками, песнями. Были и довольно грубые шутки.

И почти в каждой избе гадали. В русской традиции гадание всегда было приурочено к переломным датам народного календаря. Желание узнать будущее объясняется тем, что Новый год как бы открывает всякие заслоны, запреты. И первые его дни определяют судьбы людей. Гадали в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика петуха. В гаданиях использовались многие предметы — хлеб, кольца, платки, венки, блюда и так далее. Девушки гадали на «суженого», будущего супруга, на богатство, на замужество… Однако гадания считались делом греховным, после которого требовалось очищение святой водой, исповедь и причастие.

Не тот символ

Но не всегда Новый год был в нашей стране праздником, одобряемым властями. Ёлка — привычный для нас атрибут этих торжеств в 20-х — начале 30-х годов была в СССР под запретом. Новой властью она воспринималась, прежде всего, как символ Рождества. И только с 1935 года новогодние традиции были восстановлены.

Подготовка к празднику для советского человека начиналась за несколько месяцев до 31 декабря. Достать в магазинах дефицитную колбасу, майонез и зеленый горошек - задача не из легких. Поэтому закупаться нужно было заранее. Кстати, 1 января долгое время оставалось рабочим днем. А каждый ребенок мечтал попасть Новогоднюю сначала в Колонном доме советов, а затем в Кремле. Для этого родителям нужно было приложить неимоверные усилия, чтобы достать билет, а затем сшить костюмы своим снежинкам и зайчикам. А еще каждый год профком предоставлял малышам сладкие подарки с конфертами, яблоками и грецкими орехами. После войны, когда страна потихоньку стала вставать на ноги, новогодние елки украшали самодельными бумажными снежинками и фонариками. Выпуск настоящих игрушек наладили только к концу 1960-х.

История праздника «Новый год» происходит из глубокой древности - из времен языческой Руси IX века. У древних русских народов новый год наступал с началом пробуждения природы, и отмечали его предположительно в день весеннего равноденствия 22 марта.

Вместе с принятием христианства на Руси в 988 г. появилось новое летоисчисление, и началом года было принято 1 марта. Но впоследствии, в XIV веке православная церковь перенесла начало года на 1 сентября в ознаменование покоя от всех житейских забот, связанных с сельскохозяйственными работами. Такой обычай был перенят из Византии. С 1 сентября стали считать не только церковный, но и гражданский год.

Новогодние обычаи у славян прижились достаточно быстро. Многие старые обряды, проделки ряженых, катания на санях, хороводы и гадания, которые раньше сопровождали Святки (период после Рождества до Крещения, с 7 по 19 января), хорошо вписались в забавы Нового года!

В Московском Кремле в день праздника «Новый год» проходила церемония «О начатии нового лета». На соборной площади Кремля устраивался помост, который покрывали персидскими коврами. На помосте устанавливали аналои для икон. Напротив аналоя ставили два места для патриарха и царя. Царь выходил в праздничной одежде. Патриарх спрашивал о здоровье царя и благословлял его. Духовенство и бояре занимали места по чину. После службы все присутствующие поздравляли друг друга, а после царя поздравляла вся площадь.

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Царь следил за тем, чтобы новогодний праздник был в царской России не хуже и не беднее, чем в других странах. Елки украшали фруктами, овощами, конфетами и орехами, а наряжать стали намного позднее.

Первый Новый год с измененной датой начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо было разукрашено красочными огнями фейерверка, люди танцевали, пели, веселились и дарили друг другу новогодние подарки. Именно с 1 января 1700 года новогодние гуляния получили свое народное признание. Празднование Нового года стало носить светский характер.

Главным элементом торжества являлась . В качестве жертвенного животного выступал поросенок, который символически означал богатство, плодородие и благополучие в жизни человека. Новогодний поросенок считался достоянием крестьянского мира и отдельной семьи. Все желающие крестьянской общины могли приходить и вкушать его нежное мясо, но каждый из приходящих должен был принести немного денег для хозяина. На следующий день собранные средства передавались в приходскую церковь.

Также существовал и семейный ритуал съедания свиньи. Вечером 1 января все домашние собирались за одним столом, ставили свечу перед иконой и молились церковному писателю и богослову Василию Великому. После молитвы хозяин отделял себе голову поросенка, разламывал жаркое и отдавал по частям членам семьи. Съев мясо, хозяйка относила кости свиньям. Такой обряд имел магическое значение: он должен был вызвать хороший урожай и благополучие в семье.

Ни один Новый год на Руси не обходился без обряда колядования. Толпы мальчишек, собравшись 1 января до обедни, ходили по домам и поздравляли хозяев с праздником. Войдя в избу, мальчик кланялся хозяину и обсыпал помещение пшеном или овсом, приговаривая «на счастье, на здоровье, на новое лето». Затем посыпанное зерно собирали с особой любовью и хранили его до весеннего посева. К гостям, особенно детям, относились с особым радушием, т. к. считалось, что они приносят с собой богатство дому и счастье семейству. В знак благодарности их одаривали деньгами или пирогами.

Традиция отмечать Новый год на Руси зародилась еще в IX веке и до сих пор не утратила свою актуальность. Новогодние обычаи со временем видоизменялись, но большинство из них мы можем наблюдать и в наше время. Люди по-прежнему весело проводят день Нового года, поздравляют друг друга и дарят подарки!


Многие из нас задаются вопросом – как встретить Новый год? Несмотря на то, что праздник считается домашним, тысячи и тысячи россиян покинут страну в новогодние каникулы и разлетятся по миру – кто куда, думая тем самым получить больше впечатлений и максимально ярко отметить Новый год.


Сегодня мы не будем рассматривать варианты, и предлагать свои сценарии, еще рано, до Нового года далеко и обязательно предложит сценарии праздника и оригинальные идеи для подарков. А сегодня всмотримся в историю и традиции праздника.


Как праздновали Новый год на Руси
Новогодние традиции складывались на протяжении столетий, поэтому сегодня, находясь в раздумьях относительно того, как встретить Новый Год, мы можем вспомнить историю праздника и заимствовать идеи, которые присутствовали на празднике у наших предков.


В Древней Руси празднование Нового Года подразделялось на два периода - святые вечера и страшные вечера. Вечера до первого января считались святыми, после первого января - страшными. Наши предки верили, что первые дни Нового года нечистая сила приобретает особое могущество, творит бесчинства, наносит всем вред. Чтобы как-то оградиться от злых сил, над дверями и окнами ставили знак в виде креста. Поэтому Новый год вызывал не столько радость, сколько душевный трепет. "Праздники усе страшные", - говорили крестьяне. В такие вечера боялись не то, что в гости пойти - нос из избы высунуть.


Потом нашим предкам видимо надоело отмечать Новый год зимой. Они стали справлять его 1 марта. Правда, многие высказывали недовольство и пытались параллельно с весенним Новым годом отмечать и зимний - в январе, ведь чем больше праздников, тем жизнь веселей! Только мартовский Новый год продержался недолго. Вскоре начало года перенесли на 1 сентября. По одной из версий, это связано с решением православной церкви, ведь сентябрь - очень важный месяц для верующих. Вот и решили, что лучшего времени года для того, чтобы отмечать праздник, не найти.



Лишь с XVIII века Новый год перенесли на 1 января. Царь Пётр I своими указами велел ввести летоисчисление от Рождества Христова, а год с 1 января. Он повелевал Новый год отмечать торжественным молебном, колокольным звоном, грохотом выстрелов и фейерверками, «…детей забавлять, мордобоя не учинять». Особо оговаривалось, что все должны друг друга поздравлять с праздником, дарить подарки - до этого времени подарки не были обязательным атрибутом Нового года.



Народ и бояре не стали спорить с Царем по поводу празднования Нового года.


Люди начали усердней готовиться к этому празднику, украшать дома зелеными ветвями. И главное стали дарить друг другу новогодние подарки. Кстати, когда Пётр I отмечал со своими придворными Новый год, он и о народе не забывал - выставлял перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином.



Праздничная елка была преимущественно детской забавой. Выбрав крепкую красивую ель, обвешивали ее детскими игрушками, водили вокруг елки хороводы. Разрешалось даже залезать на елку с целью доставать желанные игрушки и сладости. После того, как празднество заканчивалось, оставшиеся игрушки снимали с елки и раздавали детям.


Позже украшение елки стало более изысканным, появились определенные правила украшения елки. Верхушку венчает «Вифлеемская звезда». Шары (прежде это были яблоки) олицетворяют тот запретный плод, который вкусили наши прародители Адам и Ева. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные во времена средневековья вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Со временем все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А потом пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.


Неудивительно, что праздник сразу полюбился детям. Одновременно с детской радостью игрушкам и сладостям, взрослые тоже радовали друг друга – делали разные подарки, попутно делали мелкие презенты слугам, гувернанткам и беднякам. Поэтому многие с нетерпением ждали празднования Нового года, ведь этот праздник стал самым веселым и радостным для всех, от самых маленьких, до убеленных сединами старцев.



Стол на Новый Год
Вершиной праздничного гулянья, долгожданным лакомством считался пирог. Это отзвук того, что хлеб был главным блюдом и источником всей жизни.


Перед новогодним ужином насыпали на стол семена ржи, пшеницы, овса. Потом стол покрывали чистой скатертью.


Еще у русских, украинцев и белорусов важным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья, блины. Кашу варили из цельных зёрен, нескольких видов злаков. Считалось - будет обильная трапеза на Новый год, значит, будет дому полная чаша весь год.


Помимо этого, из теста лепили и выпекали фигурки домашних животных – коз, коров, телят, лошадей. Потом, когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками и другими сладостями.


Некоторые обычаи и поверья
Обычно перед Новым годом старались отдавать все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения.


Люди старались войти в Новый год во всем новом, для чего в праздник надевали новое платье, новую обувь. Люди верили, что это будет способствовать росту благосостояния.


Важным был и первый день Нового года. Уделялось внимание, как пройдет этот день. Ведь от этого зависел весь предстоящий год.