Древние традиции: китайские «лотосовые ножки» как гарантия счастливого замужества. Сотворение «золотых лотосов»: страшный сексуальный фетиш бинтования ног Китая

Доброго времени суток!
Вы видели фотографии стоп китаянок, специально изуродованных так, чтобы быть немыслимо маленького размера? Почему крошечная стопа так ценится в Китае и откуда взялась эта странная традиция…

Истоки китайского «бинтования ног» восходят к седой древности, к 10-му веку. Легенда повествует: «У императора Ли Ю была любимая наложница по имени «Прекрасная Девушка», которая обладала утонченной красотой и была одаренной танцовщицей. Император заказал для нее лотос, сделанный из золота, высотой около 1.8 см, украшенный жемчужинами и с красным ковром в центре. Танцовщице было приказано обвязать ступню белой шелковой материей и подогнуть пальцы таким образом, чтобы изгиб стопы напоминал лунный серп. Танцуя в центре лотоса, «Прекрасная Девушка» кружилась, напоминая восходящее облачко». Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

Все пальцы за исключением большого, плотно прижимались к подошве. Затем ступню обматывали вдоль, чтобы выгнуть ее в форме дуги. Регулярно меняли обувь, каждый раз меньше предыдущей пары. Для ребенка это была страшная пытка. Ноги разбухали, кровоточили, сочились гноем, кости ломались.

К 10 годам, если девочка выживала, нога была «готова». Длина ступни не превышала 7-10 см. При этом нога деформировалась настолько, что мало походила на человеческую конечность. После этого она начинала учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года уже была готовой девицей «на выданье».

Крохотные ступни сравнивались с цветком лотоса или лилии, а сама процедура называлась «Золотые лотосы». Благодаря этому заниматься любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Чем меньше у девушки была нога, тем больше возрастала ее «рыночная стоимость», то есть шансы удачно выйти замуж. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10-14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной», что обеспечивало ей внимание женихов.

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

При этом мужчинам резонно советовали не снимать повязки с женских ног, довольствуясь их видом в обуви, иначе «эстетическое чувство будет оскорблено». В постели китаянка не расставалась с туфельками.
Ноги мыли отдельно от остального тела, и никогда в присутствии мужчины. Помимо устрашающего вида они ужасно пахли. После мытья их заливали квасцами и парфюмами и забинтовывали снова, как мумию.Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Образовывались окаменелые мозоли; ногти врастали в кожу; стопа кровоточила и истекала гноем; кровообращение практически останавливалось. Такая женщина хромала при ходьбе, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».

Поразительно, но факт - парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как «китайские туфли»

Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), связанные с этим обычаем традиции оказались крайне живучи.

Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что такое «Лотосовая ножка»:

Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.

Возьмите пару детских туфель.

Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.Засуньте ногу в детские туфли.

Попробуйте прогуляться.

Представьте, что вам пять лет…

…и что вам придется ходить таким образом всю жизнь.


В довершение всего скажу: у меня 37 размер ноги и я так этому рада:-)

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, к 10-му веку. В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

В результате этих мучений где-то к 10 годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года они уже были готовыми девицами «на выданье». Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Спонсор поста: http://pro-turizm.com : Портал о туризме. Страны, курорты, достопримечательности.

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

1. Институт бинтования ног расценивался как необходимый и прекрасный, практикующийся аж десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были белыми воронами.

2. Бинтование ног стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

3. Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

4. Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.
Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.
Классификации:
Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.
Дивная (А-2): слабая и утонченная…
Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

5. Даже обладательница «Золотого лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
3) не шевелить юбкой при сидении;
4) не двигать ногами при отдыхе.

6. Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом: «Не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».

7. Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

8. «Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные лотосовые ножки были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

9. Бинтование ног нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы - они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

10. Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой.

11. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.

12. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.

13. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

14. Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.

15. По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков.

16. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

17. Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы.

18. Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

19. Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10-14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом.

20. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки, и это обеспечивало ей внимание женихов.

21. Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

22. Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

23. В 1934 году пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

24. «Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось.

25. Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.

26. Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при бинтовании ног. Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне.

27. Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: «Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть».

28. Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

29. В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить.

30. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить. За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились.

31. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

32. Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3-4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой. Когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать.

33. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года.

34. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли. Как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног!»

35. «Мачеха или тетя при бинтовании ног проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…

36. В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям.

37. Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач славился тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

38. Сексуальность забинтованной ноги основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от одного раза в неделю до одного раза в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти.

39. Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

40. Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанные женщины могли умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

41. В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».

47. Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что это такое:

Инструкции:
1. Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.
2. Возьмите пару детских туфель.
3. Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.
4. Засуньте ногу в детские туфли.
5. Попробуйте прогуляться.
6. Представьте, что вам пять лет…
7. …и что вам придется ходить таким образом всю жизнь.

Китайская культура считается одной из богатейших и древнейших в мире. Но наряду с величайшими достижениями в ней присутствуют и такие вещи, о которых просто трудно говорить. Взять хотя бы бинтование ног в Китае . Эта постыдная традиция просуществовала в Поднебесной почти тысячу лет.

Суть её заключалась в том, что женщинам умышленно калечили ступни ног. Это можно обозначить как духовную и интеллектуальную дегуманизацию прекрасного пола. Однако сами китайцы видели в данном обычае лишь прекрасные и необходимо важные для жизни черты. Время от времени прогрессивно мыслящие люди выступали против этой позорной традиции, но все их потуги заканчивались провалом.

Когда же впервые появился варварский обычай, направленный на явную дискриминацию женщин? Историки называют конец IX или начало X века. А почему он появился, что послужило причиной? Если ответить на этот вопрос совсем просто, то во всём виновата обыкновенная мужская дурь. Какой-то «козлина», наделённый императорской властью, решил, что именно вот такая форма женских ног наиболее сексуальна. Окружение императора, состоящее из подхалимов и приспособленцев, тут же начало восхвалять мудрого правителя. Мужчины, не медля, искалечили ноги целому поколению женщин, и пошло, поехало...

В древнем Китае модно было при дворе держать танцовщиц. Танец на цыпочках, когда ступня красиво изгибается, выглядит очень эффектно. Но танец кратковременен, и нога принимает обычную форму. Если же стопу изуродовать, то тогда она всё время будет в серповидном положении. И таким видом можно наслаждаться постоянно, а не урывками.

Со временем в Поднебесной появились специалисты по изуродованным ногам. Они квалифицировали ступни по 9-бальной шкале. Ценились изящество, мягкость, аромат, а самое главное — размер. Он не мог превышать 10 см в длину. Более крупная ступня считалась до неприличия безобразной. В наши дни трудно представить, но изуродованная стопа сексуально возбуждала мужчин древнего Китая. Но самое интересное заключается в том, что женщины гордились своими изуродованными ногами, которые они любовно называли «ножками лотоса ».

Ножки лотоса

Сам процесс бинтования ног представлял собой довольно опасное занятие. Неправильно наложенные бинты могли так изуродовать ступню, что женщина теряла способность ходить. Бинтовать ноги начинали девочкам в возрасте 5 лет. Раньше начинать было нельзя, так как маленький ребёнок вообще бы не понял, что с ним делают взрослые тёти. Ведь процесс сопровождался очень сильными болями. Иногда ноги начинали гноиться, выделялась кровь. В 5 лет ребёнок уже почти взрослый, многое понимает и может терпеть боль, если старшие заставят.

В 9-10 лет у девочки формировалась маленькая изогнутая «лотосовая ножка» длиной 8-10 см. По ходу дела девочку учили правильно ходить с изуродованными ступнями. Это семенящая походка в специальной обуви. В 13 лет девочка превращалась в невесту. Чем меньший размер имела её нога, тем выше были шансы удачно выйти замуж.

Нужно отметить, что бинтование ног в Китае практиковалось только в семьях с большим достатком. Крестьянки, работающие на полях или служанки, обслуживающие господ, имели нормальные ступни. А вот аристократки платили за мифическую красоту очень высокую цену. Некоторые дамы даже ломали кости на ногах, чтобы ещё больше уменьшить их размер. В результате они теряли способность не только ходить, но даже стоять. Их носили на носилках, возили на специальных тележках или поддерживали за локти. Но что не сделаешь ради красоты.

Наиболее роскошной считалась маленькая нога длиной не более 10см

В чём же заключался процесс бинтования ног. Брали кусок плотной ткани длиной 3 метра и шириной 5 см. Пальцы ног подгибали внутрь стопы. Не трогали только большой палец. Повязкой плотно обматывали стопу таким образом, чтобы подошва как можно ближе примыкала к пятке. Задача состояла в том, чтобы ограничить дальнейшее правильное развитие ступни. Пальцы должны были навсегда остаться внутри стопы, а подошва при этом максимально приближена к пятке. В этом случае получалась идеальная «лотосовая ножка».

Искалеченные ноги постоянно болели. Ступала женщина на внешнюю сторону своих подогнутых пальцев. Их ногти врезались в кожу. В результате стопа кровоточила и гноилась. Образовывались мозоли, а кровообращение нарушалось. Шажки были маленькими, так как широко шагать было просто невозможно. С возрастом женщина начинала хромать во время ходьбы и передвигалась только при помощи слуг. Любая прогулка на свежем воздухе требовала от неё немалого мужества и физических усилий.

И кому всё это было надо, да ещё на протяжении 1000 лет? Оказывается мужчинам. Богатые китайцы таким образом подчёркивали свой достаток и возможность содержать неработающих жён. Женщина представляла собой красивую безделушку в роскошных апартаментах. Она жила в праздности, не занималась никакой работой и тешила самолюбие мужа. Изуродованная птица в золотой клетке.

Бинтование ног в Китае указывало на принадлежность к высшему обществу. Оно подчёркивало не только кардинальную разницу между женщиной и мужчиной, но и пропасть между бедностью и богатством. При этом интеллект аристократок был также недоразвит, как и их ступни. Мужчины считали, что если женщину не ограничивать умственно и физически, то она станет извращённой, развратной и похотливой.

Древние китайцы верили в реинкарнацию. Они искренне полагали, что много грешивший мужчина в следующей жизни родится женщиной. Это ему будет платой за грехи. Поэтому новую жизнь он должен прожить честно и порядочно, чтобы опять появиться на свет в образе мужчины.

Такая обувь предназначалась для ножки лотоса

«Ножки лотоса» и правильная обувь были неразрывно связаны друг с другом. На изготовление туфель уходили целые месяцы. Одни делались для прогулок, другие для праздников. Была специальная обувь для похорон, дней рождений, свадеб. Даже спала женщина в специальной обуви.

Невеста, в качестве приданного, имела 14 пар самой разной обуви. Когда она впервые входила в дом мужа, то её ноги тщательно рассматривались новыми родственниками. При этом люди не стеснялись в выражениях, обсуждая внешний вид ступней.

Красота женщины напрямую зависела от «ножек лотоса». Особым шиком считались ножки длиной не более 8 см с идеальной формой и подвижные. Большое значение уделялось искусству походки. Обращалось внимание на то, как женщина сидит, стоит, лежит. Любое движение имело значение.

В наши дни китаянки отказались от бинтов и ступни больше не уродуют

Потенциальные женихи вначале интересовались ступнями девушки, а уж затем её лицом и фигурой. Мысли, представления о жизни, душевные качества не интересовали никого. Для мужчин они ничего не значили. То есть форма ступней являлась определяющим фактором при выборе жены.

Таким образом, бинтование ног в Китае представляло собой очень жестокую традицию. Она не находит никакого рационального объяснения, кроме сознательного унижения женщины. К счастью, жуткий обычай стал сходить на нет в самом начале XX века. В наши дни «ножки лотоса» можно встретить только у очень пожилых женщин. Молодёжь категорически отказалась от этого пережитка, и строит новую жизнь, в которой нет места изуродованным женским ступням.

Существует множество легенд, откуда пошел обычай бинтования ног в Древнем Китае. Самая распространенная из них гласит, что у императора Сяо Баоцзюань была наложница с крохотными ногами. Она танцевала босиком на золотом помосте, украшенном жемчугом, где были изображены цветы лотоса. Восхитившись, император воскликнул: «От каждого прикосновения её ножки расцветают лотосы!»

Вероятно, именно после этой легенды в обиход вошло выражение« нога-лотос», то есть очень маленькая перебинтованная ступня.

Деформированные стопы, по мнению китайцев, подчеркивали слабость и хрупкость женщины, а вместе с тем придавали ее телу чувственность. Чудовищная практика была не только мучительна, но и смертельно опасна. Женщина, по сути, становилась заложницей собственного тела — без возможности свободно передвигаться, ее жизнь была полностью подчинена прихотям мужчин.

Популярное

Идеальная нога не должна была превышать 7 сантиметров в длину — именно такие ноги назывались« золотыми лотосами».

Кровь и сломанные кости

Бинтование ног было не просто болезненным, но и очень долгим процессом. Оно проходило в несколько этапов, первый из которых начинался, когда девочке было лет 5−6. Иногда дети бывали старше, но тогда кости были не так податливы.

Бинтовали ноги мать или другая старшая женщина в семье. Считалось, что мать в таких делах не очень хороша, потому что жалеет собственное дитя и оттого недостаточно сильно стягивает ножку.


Сначала девочкам подрезали ногти, чтобы предотвратить их врастание, обрабатывали ступни настоями трав и квасцами. Затем брали ткань метра 3 в длину и 5 см в ширину, подгибали все пальцы, кроме большого, и перебинтовали ноги таким образом, чтобы пальцы стремились к пятке, а между ними и пяткой образовывалась арка.


Вот как вспоминает процесс своего бинтования пожилая китаянка в 1934 году:

« После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. <…> Мать никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.


Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3−4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. <…> Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. <…> Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног».

Конечной, самой большой опасностью была инфекция ног. Хотя ногти девочкам постригали, они все равно врастали, это приводило к воспалению. В результате временами возникал некроз тканей. Если инфекция перекидывалась на кости, пальцы отпадали — это считалось хорошим знаком, потому что позволяло забинтовать ноги еще туже. Значит, ступня уменьшится и приблизится к заветным 7 сантиметрам.

Неспособность женщин передвигаться и постоять за себя провоцировала зверства со стороны мужчин.

Андреа Дворкин в своей работе« Гиноцид, или китайское бинтование ног» пишет: «Мачеха или тетя при „бинтовании ног“ проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…»


Там же приводится еще один случай. Если деревня подвергалась опасности, то женщины с искалеченными ногами не могли убежать: «Около 1931… разбойники напали на семью, и женщины, прошедшие обряд „бинтования ног“, не смогли убежать. Бандиты, раззадоренные неспособностью женщин быстро двигаться, заставили их снять повязки и обувь и бегать босиком. Те кричали от боли и отказывались, несмотря на избиения. Каждый бандит избрал жертву и заставлял ее танцевать на острых камнях… Еще хуже относились к проституткам. Их руки пробивали гвоздями, ногти заталкивали внутрь тела, они кричали от боли в течение нескольких дней, после чего умирали. Формой пытки было привязывание женщины таким образом, чтобы ее ноги висели в воздухе, причем к каждому пальцу ноги привязывали по кирпичу, пока пальцы не вытягивались или даже отрывались».

«Сладострастные бедра»

Забинтованные ноги были одним из мощнейших сексуальных фетишей китайцев. Рядом со слабой, неспособной на самозащиту женщиной любой мужчина чувствовал себя« героем» — на этом и строилось притяжение. Мужчины безнаказанно могли делать с женщинами все, что им захочется, и те не могли убежать или спрятаться. Вседозволенность искушает.

Впрочем, ирония была в том, что, несмотря на возбуждающее действие деформированных стоп, мужчины никогда не видели их без обуви — вид голой женской ноги считался в высшей степени неприличным. Даже на так называемых« весенних картинках», китайских эротических изображениях, женщины были изображены обнаженными, но в обуви.

Одним из сильнейших эротических переживаний было, к примеру, созерцание следов женских ног на снегу.

Представления китайцев о последствиях такого увечья были двойственными: с одной стороны, они якобы делали женщину целомудренной, с другой — чувственной. Из-за постоянного нагрузки на небольшую площадь ноги бедра и ягодицы отекали, становились полнее, и мужчины называли их «сладострастными».

Вместе с тем мужчины были убеждены, что женщины с маленькими ногами своей походкой укрепляли мышцы влагалища, а прикосновения к ним приносило женщине наслаждение. Ноги считались слишком крупными, если они были устойчивыми — к примеру, если женщина могла противостоять ветру. Китайская сексуальная эстетика рассматривала искусство походки, искусство сидения, стояния, лежания, искусство поправления юбки и искусство любого движения ног.

Маленькую ступню идеальной формы сравнивали с молодым месяцем и с весенними побегами бамбука.


Один из китайских авторов писал: «Если вы снимете обувь и повязку, то эстетическое наслаждение будет навеки разрушено». Перед сном женщина могла лишь слегка ослабить бинты, меняя уличную обувь на домашние туфли.

В 1915 году один китаец написал сатирическое эссе в защиту обычая:

« Бинтование ног есть условие жизни, при котором мужчина обладает рядом достоинств, а женщина всем довольна. Поясню: я китаец, типичный представитель своего класса. Я слишком часто был погружен в классические тексты в юности, и мои глаза ослабели, грудная клетка стала плоской, а спина сгорбленной. Я не обладаю сильной памятью, а в истории прежних цивилизаций есть еще много такого, что надо запомнить перед тем, как познавать дальше. Среди ученых я невежда. Я робок, и голос мой дрожит в разговоре с другими мужчинами. Но по отношению к жене, прошедшей обряд бинтования ног и привязанной к дому(за исключением тех моментов, когда я беру ее на руки и несу в паланкин), я чувствую себя героем, мой голос подобен рыку льва, мой ум подобен уму мудреца. Для нее я целый мир, сама жизнь».

А если не бинтовать?

Женщина с забинтованными ногами была показателем статуса мужчины. Считалось, что чем меньше она способна двигаться, чем больше времени проводит в праздности, тем состоятельнее ее муж.

Долгое время считалось, что бинтование ног существовало только среди китайской элиты, но это было не так. Забинтованные ноги могли« проложить дорогу» к лучшей жизни. Крестьяне, чьи женщины были вынуждены работать в поле, бинтовали ноги не так туго, как девочки из хороших семей, но старшей дочери, на которую возлагали большие надежды в плане замужества, доставалось больше других.


Женщин с обычными ногами презирали, над ними смеялись, издевались, они были исключены из общества с его зверскими законами. Шансов на удачный брак у таких девушек почти не оставалось. Они даже не могли устроиться прислужницами в богатый дом, потому что даже прислуга оттуда была с забинтованными ногами. Так, девочки предпочитали пройти через пытки, но не остаться незамужними.

Это была чудовищная практика порабощения женщин. Девочек калечили собственные матери в угоду эротическим фантазиям мужчин.

Полного запрета на бинтование ног удалось добиться только к приходу коммунистов в 1949 году, хотя указ императора о запрете вышел еще в 1902 году.


Последняя пара туфелек для« золотых лотосов» была сшита в 1999 году. После этого состоялась торжественная церемония закрытия обувной фабрики, а товар, оставшийся на складе, был передан в дар этнографическому музею.

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, к 10-му веку. В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

В результате этих мучений где-то к 10 годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года они уже были готовыми девицами «на выданье». Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

Институт бинтования ног расценивался как необходимый и прекрасный, практикующийся аж десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были белыми воронами.

Бинтование ног стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.

Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.

Классификации:

Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.

Дивная (А-2): слабая и утонченная.

Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Даже обладательница «Золотого лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

  1. не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
  2. не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
  3. не шевелить юбкой при сидении;
  4. не двигать ногами при отдыхе.

Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом: «Не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

«Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные лотосовые ножки были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

Бинтование ног нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы - они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой.

Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.

Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков.

Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы.

Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10–14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом.

Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки, и это обеспечивало ей внимание женихов.

Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

В 1934 году пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось.

Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.

Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при бинтовании ног. Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне.

Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: „Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть“.

Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить.

В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить. За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились.

Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3–4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой. Когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать.

Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года.

Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли. Как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног!»

«Мачеха или тетя при бинтовании ног проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…

В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям.

Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач славился тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

Сексуальность забинтованной ноги основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от одного раза в неделю до одного раза в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти.

Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.