Презентация на тему: История появления декоративно-прикладного искусства - вышивка крестом. «Ручная вышивка как один из видов декоративно- прикладного искусства» - презентация

Декоративное искусство – обширнейшая область творческой деятельности человека. Разнообразные изделия, изготовленные из керамики, дерева, стекла, текстиля являются самыми древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, которые знаменуют развитие цивилизации и культурных традиций на различных этапах истории.

Декоративно-прикладное искусство возникло и имело своё развитие в пору человеческого общества, которое считалось важной основной областью художественного творчества. Однако роль и значение декоративно-прикладного искусства до настоящего времени не совсем оценено . Вышивка шёлковыми лентами считается одной из самых древних видов народного рукоделия, его корни уходят в далекие античные времена, где было зарождено искусство производства шёлка в Древнем Китае. Вышивка лентами как вид современного декоративно-прикладного искусства было основано в далекой Италии, в дальнейшем это искусство подхватила другая страна – Франция. Сначала знатные дамы украшали ею свои роскошные платья (см. Приложение 1. Рис.1). Корсажи отделывались мелкими изящными розочками в стиле рококо, листиками и большим количеством всевозможных объемных цветочков. Все это великолепие дополнялось сверкающими жемчужинами и хрусталиками. Вслед за платьями лентами начали украшать и белье, которое становилось все более роскошным и изящным. Создавались специальные ателье, носившие название «Поставщики королевского двора», в которых с помощью простой иглы и шелковых лент создавались настоящие шедевры искусства. В наши дни их можно увидеть в музеях всего мира. Из Франции искусство вышивания лентами очень быстро распространилось в другие европейские страны. Не стала исключением в этом отношении и Россия. В нашей стране ленты в декоративных целях применялись с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, литературные источники и народные песни. В давние времена засватанная невеста надевала на голову венок, который был украшен лентами и назывался поэтично - «красота». В Ржевском уезде носили головной убор-повойник, который покрывался лентами и узорами, вышитыми золотыми нитками (см. Приложение 1. Рис.2). Очень нарядно выглядел старинный девичий убор, который назывался «ленты», так как отделывался разноцветными лентами в сочетании с бусинками и узорами из золотых ниток (см. Приложение 1. Рис.3). Подол праздничных рубах принято было обшивать двумя полосками кумачовых лент. Обшивались пестрыми лентами и рубахи - «сенокосицы». Подол сарафанов украшался ажурной строчкой и также обкладывался ленточками. Вертикальная полоса, проходившая по центру сарафана и называвшаяся накладом, зачастую выполнялась из хлопчатобумажных или шелковых лент (см. Приложение 1. Рис.4). Иногда вышитые ленты использовались в качестве поясов .



Вышивка лентами с давних времён привлекает рукодельниц только тем, что использование лент может помочь придать вышивке объём и само изделие в дальнейшем будет смотреться более эффектно и красиво.

Вышивка лентами – оригинальная техника, которая является современнейшим и актуальным видом декоративно-прикладного искусства. Она имеет множество разнообразных функций. Работая с лентами может преобладать чувство цветовой гаммы, оригинального воображения, развития творческих способностей. Данным видом современного творчества, люди украшают свой повседневный быт, украшая бытовые предметы яркостью и привлекательностью. Вышивка как вид искусства широчайшим образом может применён в создании оригинальных художественных картин и церковных икон. Кроме того, следует отметить, что вышивка лентами и лентоплетение является главнейшим атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами часто расшиваются свадебные платья невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах (см. Приложение 2, Рис.5) .

В последнее время вышивкой из шёлковых лент декорируют конверты для новорожденных, подарочные коробки, букеты цветов. Технология вышивки лентами с каждым днём обновляется и развивается, в ней появляются новые приёмы и направления. Стоит отметить, что многих рукодельниц вышивка атласными лентами, также, как и вышивка алмазной мозаикой может привлекать только тем, что она может позволить достаточно быстро увидеть окончательную результативность и за несколько дней создать картину. В отличие от затратных по времени вязания спицами и крючком или вышивания нитями, когда сам процесс создания может занимать многие недели. Сама техника вышивания лентами считается несложной, но требующейся большой аккуратности и усидчивости от человека, который занимается данным видом декоративным – прикладным творчеством .



Проблема обучения вышивке лентами, как вида современного декоративно-прикладного искусства, на сегодняшний день относится к числу наиболее актуальных. Обучение вышивке лентами – процесс сложный, творческий, он не возможен без эмоций и увлеченности. Современные декоративные техники имеют свою специфику и шаблоны в обучении не допустимы, так как школьники обладают разными способностями. Каждый ученик носит в себе задатки художника и при условии более индивидуального подхода эти задатки могут быть развиты. Уроки декоративного искусства способствуют обучению художественным навыкам, учащиеся смогут развивать в себе чувство прекрасного, творческие качества личности, разбираться в многообразии декоративных техник, научиться преобразовывать бытовые предметы в произведения искусства.

Вышивка- распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражает художественные вкусы и представления, выявляет своеобразие и мастерство каждого народа. В последние годы ручная вышивка переживает расцвет. Этот вид декоративно-прикладного искусства дает возможность творить и удивлять родных и близких рукодельным подарком.


Тема: История появления декоративно-прикладного искусства – вышивка крестом. Первые шаги: простой шов крестиком. «Час работы научит большему, чем день объяснений…ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума» Жан Жака Руссо


Цель урока: ознакомить учащихся с историей вышивки, технологией выполнения простого шва крестиком; сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; воспитывать активность; развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе. воспитывать уважение к народным традициям Руси.


История вышивке Люди издавна украшали свою одежду и свой быт. Стремление создавать прекрасное отразилось в неповторимых и красочных узорах и орнаментах народных вышивок. Искусство вышивания имеет многовековую историю. На Руси традиция вышивального искусства постоянно развивалась и уже в вв. вышивка приобрела широкое распространение в украшении костюмов, предметов обихода. Народная вышивка крестом была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е.по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. Народная береглась и передавалась из поколений в поколения. В старину на Руси все женщины владели искусством вышивания. С помощью иглы и ниток мастерицы превращали простую ткань в произведение искусства. Девочек 7 – 9 лет учили вышиванию. По характеру узоров и приёмов русская вышивка разнообразна и имеет свои национальные особенности.


























Пяльцы лучше иметь деревянные круглые с винтом для регулирования натяжения ткани. Хорошо иметь несколько пялец разных диаметров. Калька применяется для переведения рисунков с оригинала. Копировальная бумага для переведения рисунков с кальки на ткань лучше зеленого или красного цвета, для темной ткани – желтого. Карандаши простые, острозаточенные, мягкие «М» - для кальки, твердый «Т» - для перевода рисунка на ткань. Сантиметровая лента нужна для разметки рисунка на ткани, определение размеров изделия. Наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой. Подбирают его по размеру среднего пальца правой руки так, чтобы не соскакивал, но и не сдавливал палец. Иглы бывают разной длины и толщины – от 1 до 12. Для вышивальных работ нужно иметь набор игл для вышивки. Очень тонкие иглы 1 необходимо для вышивания на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение, средние 2-5- на льняных тканях; толстые с большим овальным ушком 6-12 – для работы на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, синтетическими нитками. Ножницы нужны маленькие с закругленными концами(для отрезания рабочей нити от вышиваемого изделия) и большие с прямыми концами (для обработки края изделия, разрезания ткани и мотков ниток).


Рабочее место Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди. Нитки, инструменты хранить в шкатулке, мешочке. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы – в левой. При вышивании надо правильно принять положение тела. Во время работы нельзя опираться грудью о стол, корпус должен быть немного наклонен вперед, ноги, по возможности на подставке. Расстояние от глаз до работы – см.


Техника безопасности С иглой: Шейте – с напёрстком Храните – в игольнице Не берите – в рот Посчитайте иголки – до начала и в конце Не пользуйтесь – ржавой иглой С ножницами: Кладите – справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя Передавайте – кольцами вперёд с сомкнутыми концами.









Практическая работа 1.Из канвы выкроить деталь, размер которого равен величине рисунка плюс припуски на швы (1см); 2. Наметать канву на ткань; 3. Используя нитки мулине в три сложения, выполнить вышивку по схеме; 4. Удалить нити временного назначения и канву; 5. Проутюжить вышивку с изнаночной стороны; 6. Самоконтроль.



Маленькие советы и требования главное – добиваться точности расположения стежков в схеме, тогда вышивка будет красивой; крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками; чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки; для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом; чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении; выполнять нижний стежок из правого верхнего в левый нижний угол.


Символы орнаметнов А знаете ли вы, что самые простые славянские вышивальные орнаменты символизируют довольно сложные понятия. Например, это преграда для зла, символ долгой жизни, знак любви и привлекательности. с треугольными лучами воспринимались нашими предками как разум, как символ плодородия, материнства, изобилия и женского начала в природе. являлась воплощением идеи мудрости и сокровенных знаний, а мирового океана и начала жизни. же всегда был символом человека. А знаете ли вы, что самые простые славянские вышивальные орнаменты символизируют довольно сложные понятия. Например, крест это преграда для зла, елочка символ долгой жизни, красный цветок знак любви и привлекательности. Звезды с треугольными лучами воспринимались нашими предками как разум, круги как символ плодородия, материнства, изобилия и женского начала в природе. Спираль являлась воплощением идеи мудрости и сокровенных знаний, а волнистая линия мирового океана и начала жизни. Треугольник же всегда был символом человека.







Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.

Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции. Данный урок – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины", стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы « Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства». учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры. Декоративно-прикладное искусство имеет свою специфику, свой образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.

№ урока 11-12 Дата 11.10. 08 Четверть 1
Тема урока Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Кол-во часов 2
Использование ИКТ Программа Р/Р; текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений.
Общеучебные умения и навыки Ответы на вопросы, восприятие информации, закрепление знаний.
Специальные умения и навыки Знание истории возникновения вышивки, пропорционального построения узоров. Уметь переводить рисунок на ткань. Виды декоративно прикладного искусства народов нашей страны; творчество народных умельцев нашего округа. Технология запяливания ткани, увеличения и уменьшения рисунка, перенос рисунка на ткань. Освоение приемов перевода рисунка на ткань.
Тип урока Комбинированный. Приобретение новых знаний.
Триединая дидактическая цель Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств.
Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.
Методы обучения Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, работа с учебником.
Повторяемый материал Приемы работы с ручными инструментами, цветоведение.
Виды и формы контроля знаний Взаимоконтроль, фронтальный контроль.
Практическая работа Выполнение декоративных швов
Домашнее задание Учебник пар.20-21;. Подготовить инструменты и материалы для изготовления вышитого изделия.

Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.

Наглядные пособия: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги.

Оборудование: иголки для вышивания с длинным ушком, пяльцы, ткань, рисунок, мулине, ножницы для обрезания концов ниток.

Цель урока:

  1. Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
  2. Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.
  3. Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи : история.

Ход урока

I. Организационный момент.

5 минут .

II. Проверить знание правил по технике безопасности.

Опрос учащихся. 5 минут.

III. Повторение правила выполнения основных швов

(карточка 1 – Приложение 1 , карточка 2 – Приложение 2 , карточка 3 – Приложение 3 , карточка 4 – Приложение 4 , карточка 5 – Приложение 5) 10 минут.

  • Учитель называет шов, а учащиеся показывают образец данного шва.
  • Определите соотношение схемы шва и названия шва.
  • Повторяем, для какой части рисунка можно использовать тот или иной шов.
  • Вопросы: Какой шов применяют для вышивания стебля и листьев растения? (стебельчатый).
  • В каком направлении вышиваются лепестки цветка? (от центра).
  • Для какого фрагмента можно применить тамбурный шов? (для вышивания контура или заполнения площади цветка).

Презентация на тему: История появления декоративно-прикладного искусства - вышивка крестом













1 из 12

Презентация на тему: История появления декоративно-прикладного искусства - вышивка крестом

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Вышивка крестиком Вышивка крестом является одним из самых популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное-большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно. Получив начальные сведения о приемах вышивания, можно самостоятельно довести свою технику исполнения до совершенства. Искусно выполненные работы будут радовать ваших близких и знакомых. А как приятно будет получить в подарок вышитую работу, в которую вложена частичка вашего сердца!

№ слайда 3

Описание слайда:

Вышивка крестиком Вышивание во все времена было любимым занятием рукодельниц. Выполненная своими руками, красивая вышивка легко впишется в любой интерьер и будет прекрасным подарком к любому празднику. Вышивка крестиком – великолепное и самое популярное рукоделие. Вышивки смотрятся эффектно, особенно при идеальном по форме крестиком. Вышивать крестиком – ни с чем несравнимое, увлекательное занятие. Стоит только взять в руки иголку с нитью и Вы уже никогда не бросите это увлекательное занятие. А как приятно, в наше непростое время, отвлечься от повседневных забот и заняться своим любимым делом создания своего неповторимого шедевра. Ничто так не расслабляет и не успокаивает так, как любимый вид рукоделия – вышивка крестиком. Сегодня, вышитое своими руками, изделие, пусть даже не шедевр, приобретает особую ценность.

№ слайда 4

Описание слайда:

История вышивки Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера колорит и собственное видение красоты каждого свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам.

№ слайда 5

Описание слайда:

История вышивки В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. К концу ХVIII века на образцах вышивки явственно стал преобладать классический стежок крестом. А по тематике вышивки стали более разнообразны.

№ слайда 6

Описание слайда:

История вышивки На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь - ковры, накидки, вьючные мешки. Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе.

№ слайда 7

Описание слайда:

История вышивки В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения.

№ слайда 8

Описание слайда:

История вышивки Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение. В разных областях России были свои особенности и приемы вышивания. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.

Украинская народная вышивка является одним из наиболее распространённых и доступных видов народного художественного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нас дошла в виде замечательных разнообразных орнаментов, швов, которыми они выполнены, интересных цветосочетаний нитей.

Образцы старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством и служат неисчерпаемым источником для развития советского декоративно-прикладного искусства.

С глубокой древности ручной вышивкой оформляли разнообразные изделия, необходимые людям в быту. Популярна вышивка и сегодня. Красивы и оригинальны современные изделия, оформленные украинской народной вышивкой: салфетки, скатерти, рушники, панно, блузы, мужские сорочки и другие виды одежды.

В современной украинской вышивке постепенно изменяются колорит и швы, которыми выполнены узоры. Традиционные орнаменты обогащаются новыми элементами и интересными композиционными решениями. Оформляя изделия по народным мотивам, современные мастера сохраняют многовековые традиции народной вышивки, используют цветовые решения, орнаменты, технику исполнения, характерные для отдельных областей Украины.

Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду, формирует у школьников определённые навыки и умения, которые им пригодятся в практической деятельности.

Виды орнаментов

Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе, но не просто копировали её, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное. В украинской народной вышивке встречаются растительные, геометрические, растительно-геометризованные орнаменты, орнаменты с изображениями животных, орнаменты с эмблемами. В вышивке рушников, панно, посвящённых знаменательным датам, употребляются эмблемы государства. Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощённых) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звёзд и др.В вышивке рушников, салфеток, скатертей, панно в орнаментах встречаются стилизованные животные, птицы, насекомые.Растительно-геометризованные орнаменты состоят из геометризованных, упрощённых цветков, листьев, бутонов, стебельков.

Виды швов украинских народных вышивок

Швы украинских вышивок делятся на основные и дополнительные. Основные швы в свою очередь делятся на счётные и декоративные. Счётными называются такие швы, для выполнения каждого стежка которых необходимо считать нити тканей. Счётными швами выполняют геометрические или растительно-геометризованные орнаменты. К счётным швам относятся: прямая гладь, косая гладь, занизывание, набор, низь, крестик, зерновой вывод, выкалывание, вырезывание, верхошов, различные виды мережек. Разнообразие орнаментов достигается сочетанием нескольких видов швов в одном узоре. Так, узор может быть выполнен: прямой гладью, вырезыванием, выколками, зерновым выводом, ретязем, двусторонней штаповкой. В декоративных швах (их ещё называют свободными) стежки вышивки выполняют по рисованному контуру орнамента. Следовательно, к декоративным относятся швы, которыми вышивают растительные орнаменты. Это – двусторонняя гладь, полтавская гладь, художественная гладь, рушниковые швы. Простые декоративные швы: строчка, стебельчатый шов, цепочка или тамбурный шов, а такжегладьевой шов качалочки, которыми выполняют геометрические и растительно-геометризованные орнаменты. К дополнительным швам относятся: краевые швы, которыми оформляют края салфеток, рушников; соединительные швы (смереживание), которыми можно соединять отдельные детали таких изделий, как блузы, платья, юбки и др.; зубцевание – швы, которыми оформляют края манжет, рукавов, воротников в изделиях, а также сборка на нитку – пухлики. Чтобы работа над вышивкой образцов украинских народных швов приносила творческое удовлетворение, надо с самого начала стараться выполнять всё чётко и аккуратно. Красота украинских народных счётных швов зависит от точности счёта нитей ткани. Растительные орнаменты надо вышивать точно по контуру рисунка.