История вязания крючком. Многовековая история вязания крючком

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

Фото 2. Носок. 16-17 в. Связан на пяти спицах. Археологический выставочный комплекс «Старый Гостинный двор».

Предполагается, что он связан на пяти спицах по кругу. Хранится в Археологическом выставочном комплексе «Старый Гостинный двор»

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

В Архангельской области считалось, что невеста одаренная и умелая, если она собственноручно одаривала родню мужа связанными носками, и чем разнообразнее узоры и больше носок, тем более мастеровитая будет будущая супруга. Такие дорогие подарки надевали лишь по праздничным дням. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязались из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Фото 4. Вязаные сапожки с цветочным орнаментом «Павлопасадские».

Фото 5. Вязаные белые сапожки на каблучке.

Истории вязаных варежек на Руси.

Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания «варяжская руковица» , что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати», что значит «защищать» , «охранять» . Очевидно от холода.

Третий вариант: от слова «вареги» , т. е. «варить» . В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки» ), а затем меховые - мехом наружу ( «мохнатки») . Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили «исподочки» с орнаментом, в будни - однотонные.

Фото 6. Варежки с орнаментом.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» ( «митенки») - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

« С утра до вечера в «Хрустальном дворце» толпилась публика у экспонатов с Российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную экзотику рассматривали европейцы… «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».

1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка, на которой были представлены 6 пуховых тончайших платков из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. До закрытия выставки все платки были раскуплены, а Мария Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия из оренбургского козьего пуха были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый.

Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

Если важно, чтобы изделие было теплым, то выбирают прежде всего плотные пушистые платки из серого пуха. Тонкие ажурные платки, которые еще называют «паутинкой», также достаточно теплые, но их ценят, прежде всего за красоту и неповторимость. Именно тонкие ажурные Оренбургские платки должны проходить через кольцо.

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

Кстати, помимо прохождения в кольцо, «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

Фото на миниатюре:

Москва, Красная площадь, предположительно конец 18 начало19 в.

Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-55, Петербург - 11 (23) ноября 1824, там же) - русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.

История возникновения вязания

История возникновения вязания продолжает волновать умы исследователей, поскольку она не вполне ясна по сей день. Вязаные изделия недолговечны, и самые древние экспонаты, по-видимому, не сохранились. Поэтому разные историки рукоделия относят начало истории возникновения вязания к разным эпохам.Самые древние находки относятся приблизительно к 19 веку до нашей эры - это значит, что вязание возникло около четырех тысячелетий назад! Трудно сказать, что появилось раньше - вязание одежды спицами или изготовление вязаных изделий крючком; вполне вероятно, что первые мастера или мастерицы вязали вообще без инструментов - на пальцах.
Место, к которому вероятнее всего относят начало истории возникновения вязания, - Египет. Именно в египетских гробницах найдены древние сохранившиеся вязаные вещи: детская туфелька, носок с вывязанным отдельно большим пальцем - для обуви с ремешком между пальцами. По одной из версий, в Европу вязание пришло именно из Египта.
Однако существуют версии, что в античной Европе вязание существовало независимо от стран Востока. Помните гомеровскую «Одиссею»? Пенелопа, ожидавшая Одиссея, отказывала женихам, ссылаясь на то, что еще не закончила свадебный убор - а на самом деле она по ночам распускала то, что днем соткала. Так переведена поэма Гомера. Но некоторые исследователи склоняются к тому, что это либо неверный перевод, либо словом «ткачество» у самого Гомера обозначалось вязание: ведь именно вязание одежды спицами или крючком позволило бы быстро распустить вязаное изделие и использовать нить повторно.

Кроме того, доказано, что древние цивилизации Нового Света тоже имеют свою историю возникновения вязания: вязаные изделия, найденные на территории нынешнего Перу (вязаный пояс с изображением колибри), относятся к 3 веку н.э., но сложнейшая техника исполнения свидетельствует о том, что это ремесло было освоено там гораздо раньше.

В Европе вязание одежды спицами и крючком стало развиваться приблизительно с 9 века нашей эры и в 12-13 веках изготовление вязаных изделий стало популярным домашним ремеслом, а затем и отраслью промышленности. В северных краях вязали теплую одежду, на Юге - шляпки, зонтики и т.д. Занятно, что вязание было первоначально исключительно мужским ремеслом. (Впрочем, и сегодня есть немало мужчин-мастеров вязания одежды спицами, и их изделия отличаются особой креативностью!)

В 16 веке (1589 г.) англичанин Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Правда, королеве Елизавете I машина не пришлась по вкусу: чулки, связанные на ней, королева сочла грубыми и отказала изобретателю в патенте, посоветовав «зарабатывать деньги честным трудом». У.Ли перебрался во Францию и открыл первую трикотажную мастерскую в Руане. В 18 веке во Франции изобрели машину для кругового вязания чулок в форме трубы.
Механизация в большой степени потеснила ручное вязание одежды спицами, однако не вытеснило: ручная работа всегда высоко ценилась. Еще меньше повлияло появление вязальных машин на изготовление вязаных изделий крючком: имитировать такое вязание машины не научились.
Больше всего интересна история возникновения и развития вязания кружев, достигшее в 18-19 веках поистине уровня высочайшего искусства!

Интерес к ручному вязанию одежды спицами и крючком не снижается - вязаные изделия непременно фигурируют в модных проспектах каждый год, а уж сколько поклонниц и даже, как сказано, поклонников у этого вида рукоделия, и говорить не приходится.
Особенно прославилось брюссельское кружево, ставшее в свою очередь образцом для ирландцев: вязаные крючком изделия ирландских кружевниц - настоящие шедевры. К 19 веку относится и создание системы записи рисунков вязания. Первые схемы с обозначениями видов петель были изобретены в Голландии; к настоящему времени существует две унифицированные системы - британская и американская. Мы пользуемся в основном американской системой.

Источник http://coolwom.ru/index.php/istoriya-vozniknoveniya-vyazaniya

1.

Введение

а) Актуальность работы.

Сейчас рукоделие для женщины стало приятным развлечением. Современные женщины не занимаются кройкой и вязанием, а покупают всё в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства - вязание крючком. Вязание крючком просто и доступно каждому!

Вязание крючком позволяет уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее долги даже среди моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

Моя цель связать крючком салфетку для мамы.

  • в) Задачи.
  • 1. Узнать всё о вязании крючком
  • 2. ТБ с вязанием крючком (Технологический этап)
  • 3. Вредно ли вязание крючком фауне (Экологическое образование)
  • 4. Реклама, эмблема

Историческая справка о вязании крючком

Давайте вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра - чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к 3000-ию до нашей эры.

V веке вязание хорошо развито на Востоке. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.

В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев - вязаному берету - уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение.

Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидно актуальностью. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли по Европе, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.

Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевра. Так называемое ирландское кружево и по сей день в цене.

В России вязание крючком распространилось с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы - различные геометрические фигуры, цветы.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Свое исследование я решила начать с изучения истории вязания крючком и истории возникновения вязаной игрушки.


Вязание крючком относительно молодой вид рукоделия. Первое полотно датируется 16 веком. Первое письменное упоминание этого вида рукоделия найдено в мемуарах 1899г. Элизабет Грант – ирландской путешественницы того времени.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

В нашей стране вязание крючком появилось в 19 веке . Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки. Искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок.

Постепенно вязаные изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола.

История возникновения вязаной игрушки

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду 10-15 веков. В это время игрушки делали из подручного материала – дерева, кожи, глины, ткани. С малых лет дети играли с игрушками в виде птичек, коней, медведей, которые прививали любовь к природе и окружающему миру. Они кроме забавы еще служили оберегами.

Технология изготовления игрушек со временем совершенствовалась. Очень часто в народном творчестве использовались такие материалы как лен, солома, пряжа.

Проходили годы, и игрушки из глины постепенно утрачивали свою актуальность. Их место занимали вязаные игрушки. Они очень мягкие и приятные на ощупь. А глиняные фигурки превращались в простые сувениры.

Вязаные игрушки крючком не только красиво смотрятся. Важная особенность состоит в том, что у вас есть возможность полностью контролировать процесс изготовления изделия.

1.2. Исследование ассортимента мягкой игрушки в магазинах нашего города

Составив предварительно план исследования , я решила пройтись по магазинам.

Я хотела найти ответы на следующие вопросы:

  • Из какого материала изготовлены мягкие игрушки?
  • Что используется в качестве наполнителя?
  • Какова страна – изготовитель мягкой игрушки?
  • Сколько стоит мягкая игрушка в магазине?
  • Продаются ли в магазине вязаные игрушки?

У меня получился следующий результат:

Мягкие игрушки стоят от 500 рублей и выше . Они сделаны из трикотажной, хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной ткани, искусственного меха, велюра и бархата. В качестве наполнителя используется синтепон, синтепух, поролон.

Некоторые игрушки набиты пористым пенополистеролом – это пенопластовые шарики диаметром 2-7 мм. Страны – изготовители – Китай, Германия, Италия, Великобритания . Во время своего исследования в магазинах города я не встретила ни одной вязаной игрушки.

1.3. Разработка идей

Изучив историю вязания крючком вязаной игрушки и проведя исследование видов игрушек в наших магазинах, у меня возникло несколько идей по изготовлению изделия.

Идея 1

Можно связать мягкую игрушку в виде диковинного животного. Исследуя ассортимент мягких игрушке в магазинах, я видела игрушки в виде смешариков из мультфильмов и других фантастических животных необычных цветов.



Идея 2

Можно связать игрушку традиционной формы – это зайчики, кошечки, собачки, медвежата. Такие игрушки прививают любовь к природе.




Идея 3

Идея традиционной игрушки мне понравилась больше, и я решила связать игрушку по гороскопу. Моя мама родилась в год обезьяны, и я решила связать маленькую игрушку-талисман. Это будет хороший подарок ей на новый год. Он, надеюсь, ей понравится и будет служить оберёгом.

2.1. Критерии, которым должна удовлетворят игрушка

  • форма игрушки традиционная – голова, туловище, лапы.
  • отделка простая – из доступных материалов, в соответствии со своей фантазией.
  • изготовлена из недорогой экологически чистой пряжи.

2.2. Инструменты и материалы

Для работы мне понадобятся следующие инструменты и материалы:

Пряжа натуральная шерстяная.
Ее можно купить в магазине, но я распущу старый папин вязаный свитер и свяжу игрушку из нее.

Вязальный крючок, номер которого подбирается под толщину пряжи. Толстая игла с широким ушком для сшивания деталей игрушки. Набивной материал.

Для набивки можно взять кусочки ваты или ненужные лоскутки, но они плохо распределяются по изделию, быстро сбиваются и при намокании теряют форму. Поэтому я выбираю синтетический материал – синтепон. Он практичнее, легче и имеет больший объем.