Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Ситуации, в которых полезно нерефлексивное слушание. Комментарии к невербальным посланиям партнера.

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Рефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Речь идет об избегании психического и экологического отвлечения. Всегда наблюдайте и допрашивайте. То, что предназначено, должно быть задумано о том, о чем вы говорите. Можно перефразировать то, что говорит другой, использовать междометия, которые дают понять, что мы посещаем или уважаем молчание.

Обнаружение ключевых сообщений, скрытых за словами. Речь идет о сборе реального сообщения, важного, а также об интересах, скрытых за словами. Некоторые авторы, такие как Даггер, утверждают, что для достижения так называемой активной скуы необходимо вмешаться в эти пять действий.

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

1. Выяснение (использование уточняющих вопросов)

2. Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)

3. Словесное отражение психологом чувств респондента

4. Резюмирование

Нерефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом. Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

Содержание состоит из слов, фактов, цифр, идей и логики. Когда вы узнаете намерение, вы можете сбалансировать содержимое сообщения. Значение невербальной коммуникации говорящего. Язык жестов и содержание говорящего звучат одинаково. Контролируйте свои невербальные коммуникации и эмоциональные фильтры. Уход за собственным эмоциональным фильтром поможет вашему собеседнику улучшить ваше сообщение.

Хороший слушатель против злой слушатель

Не принимать суждения о человеке или его послании также не способствует сообщению вашего собеседника. Старайтесь поддерживать позитивное отношение к слушанию. Подготовьте тему заранее, когда это возможно. Поддерживайте эмпатическое отношение к своему собеседнику.

прямые («Ты боишься грозы?»);
косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);
проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт; он должен принимать ребенка таким, каков он есть; своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства; психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Не пытайтесь изменить идеи своего собеседника. Подведите итог тому, что вы слышите, чтобы показать, что у вас есть интерес к сообщению вашего собеседника. Задавайте открытые вопросы для получения обратной связи с вашим собеседником. Контролируйте те жесты, которые могут отвлечь вашего собеседника.

Постоянно соприкасайтесь с глазами. Продемонстрируйте с помощью движений лица, что вы следите за сообщением. Активное прослушивание, а также прослушивание, прослушивание сердца позволяют успешно завершить процесс общения между вами и вашим собеседником. Потому что, далекий от прослушивания, слушает желание понять, желая понять.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность . Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.

Споры не могут быть разрешены «горячими» в этом страстном и эмоциональном состоянии, в котором мы не мыслим четко, и невозможно посадить достаточное эмоциональное расстояние. Поскольку речь идет о диалоге, сделайте это расстояние: найдите время, чтобы дышать, восстанавливать и фокусировать ответы и реакции. В противном случае ваши слова будут перегружены эмоциями. Вы можете провести мозговой штурм с вещами, которые заставляют вас чувствовать себя лучше, бегать, принимать тилу и т.д. между тем, опишите свой подход, чтобы сделать следующие шаги.

12) Лонгитюдный метод

Лонгитюдный метод Метод исследований, когда участников изучают в течение длительного времени (до нескольких лет). Популяризация лонгитюдных исследований на телевидении включала показ нескольких сериалов («от 7 и старше», «7 7», «от 21 и старше»), когда группы детей из разных слоев общества изучались в течение всей жизни, чтобы документально обосновать их жизненный опыт и последовательность событий. Лонгитюдные исследования могут дать ценную информацию о влиянии ранних детских переживаний на последующее развитие личности. Они являются сравнительной «роскошью» в исследовательском репертуаре психологов, так как продолжаются очень долго и требуют значительных материальных затратЛонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:
- лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам;
- лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека;
- только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Они - инструмент, чтобы выразить то, что вы чувствуете, не нападая или обвиняя другого человека, заставляя нас нести ответственность за то, как мы воспринимаем проблему. Обычно, когда есть бои, часто говорят, что у обеих сторон есть «вина»; это слово совершенно неадекватно: мы должны говорить об ответственности. Это подразумевает поиск нашей собственной роли в этой проблеме и принятие конфликта как нечто, что можно разрешить конструктивно.

Учитель детского сада объясняет, как у его учеников и учеников стало меньше боев, когда они узнали, как создавать решения: например, если двое детей будут бороться за использование цветных карандашей, мы можем попросить их подумать о трех решениях проблемы.

13) Работы Выготского

В работах Выготского подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка. Так, он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён терминсоциальная ситуация развития , определяемая как «своеобразное, специфическое для данно­го возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социаль­ной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.

Общение как процесс обмена сообщениями между людьми, посредством которого через язык передаются мысли, переживания, чувства, происходит вся система человеческих отношений, возникла из истоков человечества и представляет собой очень важный фактор для развития личности индивида и общества.

Процесс общения с людьми представляет собой транзакцию значений, которая осуществляется посредством устных и письменных текстов, при которых эффективная кодификация или производство информации, а также расшифровка или понимание информации являются незаменимыми для эффективной коммуникации; таким образом, создание и интерпретация текстов достигает социальной взаимосвязи, которая составляет сообщение.

Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований . Причина психологического кризиса, по Выготскому, кроется в растущем несоответствии между развивающейся психикой ребёнка и неизменной социальной ситуацией развития, и именно на перестройку этой ситуации направлен нормальный кризис.

Понимание значений или декодирования осуществляется двумя способами: слуховым и визуальным. Когда используется слуховой путь, отправитель является говорящим, который передает свое сообщение через устный язык, а получатель - слушатель или слушатель, когда используется визуальный путь, отправитель является автором, который строит свое сообщение с помощью письменный язык, а получатель - читатель.

Слушание, говорение, чтение и письмо - это основополагающие коммуникативные навыки, обладающие коммуникативной компетенцией и эффективными коммуникаторами; поэтому его развитие является задачей первого порядка в учебно-воспитательном процессе, который, в свою очередь, является коммуникативным процессом.

Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований.

· Кризис новорожденности (0-2 месяца)

· Младенчество (2 месяца - 1 год)

· Кризис одного года

· Раннее детство (1-3 года)

Дети учатся говорить своим родным языком подражанием, потому что они слушают своих родителей и окружающих, прежде чем они начнут школу. После школы акцент делается на развитии навыков чтения, письма, говорения; тем не менее, способность слушать не имеет большого значения, хотя, если мы хорошо себя чувствуем, ученики должны оставаться значительной частью слушания в классе, а на самом деле, приобретая опыт многочисленных знаний.

В настоящее время, когда многие классы на всех уровнях передаются с использованием телеклассов или видео-классов или при поддержке аудиовизуальных программ, развитие способности слушателей к предметам учебного процесса образование имеет такое значение, наша цель - представить некоторые критерии, связанные с этой способностью.

· Кризис трех лет

· Дошкольный возраст (3-7 лет)

· Кризис семи лет

· Младший школьный возраст (8-12 лет)

· Кризис тринадцати лет

· Подростковый (пубертатный) период (12-16 лет)

· Кризис семнадцати лет

Позже появился несколько иной вариант этой периодизации, разработанный в рамках деятельностного подхода учеником Выготского Д. Б. Элькониным. В основу её было положено понятие ведущей деятельности и представление о смене ведущей деятельности при переходе на новый возрастной этап. При этом Элькониным выделялись те же периоды и кризисы, что и в периодизации Выготского, но при более детальном рассмотрении механизмов, работающих на каждом этапе.

Для многих из нас термины «слышать» и «слышать» означают одно и то же; Однако в настоящее время учебный процесс обучения повышает его ценность и является важной задачей для развития коммуникативной компетентности студентов, мы должны сделать паузу и задуматься над этим: То же самое слышать? Чилийский учитель Сесилия Беучет указывает: Ойр относится к физическому восприятию звуковых волн через ухо. С другой стороны, слух включает в себя помимо слуха, способность получать и реагировать на физический стимул и использовать полученную информацию через слуховой канал.

Выготский, по всей видимости, первым в психологии подошёл к рассмотрению психологического кризиса как необходимой стадии развития психики человека, раскрыв его позитивный смысл.

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития . Зона ближайшего развития - «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

В этом смысле слушание может быть определено как процесс, посредством которого разговорный язык становится смыслом в уме приемника. Исследования показали, что коммуникативные навыки, наиболее практичные, слушают, но в школе недостаточно развиты. Способность знать, как слушать, является показателем большой ценности в поведении хорошего коммуникатора.

По словам доктора Виктории Оялво, хорошее прослушивание или внимательное прослушивание требует. Способность чувствовать, воспринимать чувственно то, что передает другой человек. Способность интерпретировать, понимать воспринятое сообщение, этот аспект требует осознать возможности искажения сообщений, попытаться отличить факты от допущений и мнений. Способность оценивать, определять важность и обоснованность в данном контексте того, что было услышано. Возможность отвечать на сообщение вызывающего. . В устном сообщении, в основном в процессе обучения, эти четыре действия должны выполняться у студентов, если это не сделано, коммуникативный процесс изменяется, что иногда происходит, потому что информация не понимается эффективно или сообщение не интерпретируется правильно переданы или не оценены с необходимой глубиной содержимого.

Библиография Л.С. Выготского

  • Психология искусства (idem ) (1922)
  • Сознание как проблема психологии поведения (1924/5)
  • Исторический смысл психологического кризиса (1927)
  • Проблема культурного развития ребенка (1928)
  • Конкретная психология человека (1929)
  • Орудие и знак в развитии ребенка (1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия)
  • Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия)
  • История развития высших психических функций (1931)
  • Педология подростка (в трех томах, 1929-1931; изд-во БЗО 2 МГУ и ЦИПККНО)
  • Лекции по психологии (1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли) (1932)
  • Проблема развития и распада высших психических функций (1934)
  • Мышление и речь (idem ) (1934)
  • Библиографический указатель трудов Л. С. Выготского включает 275 названий

14-15) Обучение, учение, научение

Случается, что желаемый ответ не создается, а общение затруднено, поэтому необходимо научить эффективно слушать субъектов учебного процесса. Учителя должны знать, что есть разные способы слушать. Внимательное прослушивание: когда слушатель посещает информацию и может активно участвовать. Он очень часто используется в классе для прослушивания команд, инструкций, сообщений. Аналитическое прослушивание: когда слушатель анализирует сообщение для ответа или решения вопроса, если речь идет о вынесении судебного решения, то это «критическое слушание». Эта форма может проявляться, слушая ответы на вопросы, высказывать мнение, обобщать идеи и т.д. слушая благодарность: прислушиваясь к наслаждению и наслаждению духовным наслаждением или стилистикой. Он используется для прослушивания музыки, песни или литературного произведения, стихов, басни, рассказов. Маргинальный слушатель: когда это не основной вид деятельности, а звуки, которые находятся на другом уровне, например звуки окружающей среды, фоновая музыка, слышны без запроса. Как можно видеть, различные типы прослушивания могут присутствовать в разных точках учебного процесса.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний , формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html; см. лабораторию психологических основ новых образовательных технологий).
Кроме того, понятие "научение" и "обучение" равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличие от понятия "учение". В зарубежной психологии понятие "научение" употребляется как эквивалент "учения". Если "обучение " и "учение " обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин "научение" описывает и сам процесс, и его результат.
Рассматриваемую триаду понятий ученые трактуют по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и Н.Ф. Талызиной таковы (см. рис. 2).

Знание средств слушания направляет внимание на слова другого, пытаясь достичь точного восприятия произносимого слова и извлекать существенное из услышанного сообщения, а не делать ожидаемые суждения, не полностью понимая информацию, предоставленную собеседником. Вот почему нужно позволить другим говорить.

Слушание - это не пассивный поступок, а активный. Те, кто умеет слушать, показывают пациентам в коммуникативной деятельности. Быть хорошим слушателем не так просто, потому что фронтальное общение также включает в себя невербальные ресурсы, которые оттенят информацию, а иногда и являются определяющими факторами во взаимной связи.

  • А.К. Маркова:
    • рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но прежде всего обращает внимание на автоматизированный уровень навыков ;
    • обучение трактует с общепринятой точки зрения - как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний ;
    • учение представляет как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний (Маркова А.К., 1990; аннотация).

Таким образом, психологические понятия "научение", "обучение", "учение" охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков,умений в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.
Приобретение опыта, знаний и умений происходит в течение всей жизни индивида, хотя наиболее интенсивно этот процесс протекает в период достижения зрелости. Следовательно, процессы обучения совпадают во времени с развитием, созреванием , овладением формами группового поведения объекта обучения, а у человека - с социализацией, освоением культурных норм и ценностей, формированием личности.
Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации . Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является "научение ". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение

Есть дефекты со стороны слушателя, которые препятствуют активному прослушиванию, что очевидно, когда это. Вместо того чтобы слушать внимательно, он готовит его, пока оратор все еще говорит. Он имеет тенденцию смотреть на детали вместо того, чтобы брать основную информацию. Повторяет больше, чем сказал вызывающий. Он пытается вписаться в свои ментальные схемы, в чем он наименее доминирует.

  • Не уделяет должного внимания тому, что говорится.
  • Он думает о своем ответе.
  • Это не более чем продление мышления говорящего.
Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученикам устранить эти недостатки и заняться активным прослушиванием, для достижения этой цели необходимо научить их слушать из личного примера как эффективную модель коммуникатора, которая полностью владеет их языковыми и коммуникативными навыками, предлагает деятельность, которая способствует правильному обучению, чтобы развивать способность слушать и что это становится привычкой.

Обучение и развитие - Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.
Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Развитие человека можно условно разделить на три составных части:

§ физическое развитие (изменение массы тела, роста и т. д.);

§ социальное развитие (изменение социального статуса);

§ развитие психических процессов: интеллекта (мышления, внимания, памяти); развитие воли; развитие эмоций.

16) Критерии эффективности обучения

Условно все критерии можно разделить на педагогические, психологические. Остановимся на них более подробно

1)Педагогические критерии:

§ Способность ученика к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой.

§ Способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки.

Поэтому очень важно оценивать успешность обучения с точки зрения психологических критериев, к которым следует отнести:

§ Положительную динамику развития

§ Положительную мотивацию к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным

§ Социальную адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей

§ Позитивные отношения между учеником и учителем - ни о какой успешности не может идти речи, если учитель не понимает и не принимает ученика, а ученик не любит и боится своего учителя

§ Позитивные отношения с одноклассниками

§ Хорошее физическое и психическое здоровье

§ Адекватно-позитивная самооценку – ребенок сам должен чувствовать себя успешным

§ Чувство благополучия в семье – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником

17) Обучаемость

Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).Обучаемость - Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.)-зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются: обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон; гибкость мыслительной деятельности; устойчивость мыслительной деятельности; самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи. В целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие <способность>, определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности. Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету.Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в каких-то случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов- степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние.

18) Усвоение

В общем виде усвоение можно определить как процесс приема, осмысления и сохранения полученных знаний и применения их для решения практических и теоретических задач. Главными критериями усвоения выступают возможность использовать знания в форме умения решать на их основе новые задачи, возможность экстериоризации знаний, т. е. воплощения их во внешних, практических предметных действиях.

Все исследователи усвоения отмечают, что это неоднородный процесс, включающий в себя несколько компонентов, ступеней или фаз. Так, В. А. Крутецкий дидактически интерпретировал психологические компоненты усвоения, выделенные Н. Д. Левитовым.

1. Положительное отношение учащихся. Оно выражается в их внимании, интересе к содержанию урока. Переживаемое на уроке положительное эмоциональное состояние способствует разгрузке произвольного внимания, что снижает утомление учеников. Если же положительное отношение к содержанию урока у них не сформировано, их эмоциональное состояние не будет облегчать усвоение материала и даже может существенно затруднить его.

2. Процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом. В этом компоненте усвоения важную роль играют наглядность самого материала и наблюдательность обучающихся. Многое зависит и от того, как учитель преподнесет материал, как будет его излагать, подчеркивать голосом важнейшие вопросы, указывать учащимся на то, что необходимо записать, нарисовать, начертить. В силах педагога сделать наглядным любой учебный материал, позаботившись о связи предметной, изобразительной (включая символическую) и словесной наглядности.

3. Мышление как процесс активной переработки полученного материала. При логическом разборе изученного материала происходят осмысление и понимание всех связей и отношений, новый материал включается в уже имеющийся у обучающегося опыт. Устанавливаются междисциплинарные связи, ученик видит, каким образом можно применять изучаемый материал на практике.

4. Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. Многочисленные исследования в этой области показывают, что эффективность данных процессов зависит от установки на условия запоминания (время, цель, характер использования в практике) и включенности учащегося в активную собственную деятельность. Так, в условиях установки на важность, значимость учебного материала, ориентации на то, что его можно будет использовать в жизни, и в то же время при сравнении его с другой усвоенной ранее информацией он будет удержан в памяти дольше и прочнее, чем если бы запоминание опиралось только на понимание необходимости выучить заданное, чтобы ответить на поставленные учителем вопросы. Усвоение характеризуется несколькими основными свойствами. Первое и самое важное их них – прочность , которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений от различия ситуаций и условий их применения. В целом прочность усвоения существенно зависит от системности, смысловой организованности учебного материала, его личностной значимости и того эмоционального отношения, которое этот материал вызывает у учащегося. Если сам учебный материал, его восприятие, запоминание вызывают чувство радости, удовлетворения, то этим создаются психологические предпосылки прочности усвоения. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике.

Вторая характеристика усвоения – управляемость. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий (см. 3.1), реализовываться традиционным путем, посредством проблемного обучения и другими его формами. Усвоение личностно обусловлено теми отношениями, которые складываются у ученика в процессе обучения к учебному материалу, учителю, самому учению, и в то же время влияет на формирование личности ученика. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований: новых мотивов, целей, стратегий усвоения, оценивания, характера, мировоззрения и т. д.

19) Теория Гальперина


Сокращение и автоматизация действия свидетельствуют о том, что его формирование переходит на пятый, заключительный этап – этап умственного действия. Действие быстро сокращается и автоматизируется, становится недоступным самонаблюдению. Оно превращается в навык.

Подчеркнем, что только то умственное действие, которое сформировано в описанном выше порядке, может обладать высокими значениями меры как основных, так и вторичных свойств.

Однако практика показывает, что теория поэтапного формирования умственных действий не взята на вооружение ни в средней, ни в высшей школах. Тем не менее, люди учатся, затем работают (и, зачастую, неплохо), есть несомненные успехи традиционной системы обучения. Отчасти это объясняется тем, что обучение людей прошло очень долгий путь и накопило огромный эмпирический багаж.

Методики обучения, построенные в соответствии с этой теорией, позволяют достичь результатов более высокого качества, в более короткие сроки, с меньшими затратами усилий и материально-финансовых средств.

– методики многократно ускоряют (минимум в два раза, а иногда и на порядок) процесс выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества;

– методики индивидуализируют процесс обучения, доводя буквально каждого обучаемого до нужного уровня профессионализма;

– методики делают обучение практически безошибочным для учащихся (нет тех «проб и ошибок», которые присущи обычным методам);

– методики предоставляют возможность самообучения любому желающему, если он захочет овладеть какой-нибудь новой для себя деятельностью;

– методики исключают необходимость специального заучивания, делают ненужным заблаговременное запоминание знаний до начала их применения;

– методики не требуют никаких дополнительных дорогостоящих технических средств обучения помимо тех, которыми обычно пользуются;

– методики дают долговременный экономический эффект, ибо каждая методика служит так долго, сколько существует данная специальность или данная профессиональная деятельность;

– методики обеспечивают такое качество подготовки по осваиваемой деятельности, что, как правило, ее выполняют безошибочно от 95 до 100 % обучаемых, которые могут работать как профессионалы сразу после завершения обучения.

Основу методики ускоренного обучения составляют психологический закон усвоения знаний, согласно которому они формируются в человеческой голове не до, а в процессе их практического применения, а также специально разработанные схемы ориентировочной основы действий.

20) Статус ребенка в семье и школе

Стратегии воспитания . В работах отечественных и зарубежных психологов и психоаналитиков обозначены противоположные типы воспитания:

  • Воспитание ребенка по типу «кумир семьи», постоянное восхищение им (А.Ф.Лазурский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Зеньковский; А.Адлер и др.).
  • Явное предпочтение одного ребенка другому, что развивает у последнего чувство соревнования и честолюбие (А.Ф.Лазурский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Зеньковский; А.Адлер и др.).
  • Отвержение ребенка, когда он ощущает себя «угнетённым собственной малостью и слабостью» (А.Адлер).
  • Оценивание ребенка родителями только по его успехам развивает у него честолюбие, желание превзойти всех и одновременно неспособность преодолевать трудности. В итоге для ребёнка успех без признания практически не имеет значения; в сложной ситуации для него становится важным сохранить своё лицо, а не решить проблему (П.Ф.Лесгафт, А.Адлер и др.).
  • Целенаправленное культивирование в ребенке честолюбия как семейной черты; данная черта характера является фамильной - приобретённый аристократизм необходим, чтобы отличаться от других и гордиться этим. Требование привилегий по праву рождения и определяет тип поведения (А.Адлер и др.).

Положение и статус ребенка в семье , в том числе, порядок рождения. Об этом пишут, в частности, А.Адлер, Р.Мэй. Скорее всего честолюбивым будет самый младший или второй ребенок:

1. Самый младший ребёнок (первый тип). Ребёнку не нравится всё время быть самым маленьким, неспособным и др.; такое положение заставляет его доказывать, что он тоже может делать всё сам и поэтому вырастает человеком, стремящимся к превосходству, к тому, чтобы быть лучшим во всём, то есть честолюбивым.

2. Самый младший ребёнок (второй тип). Ребёнок не может превзойти старших детей в семье и у него развивается другая разновидность честолюбия: ребенок перестает решать насущные задачи и занимается той деятельностью, которая позволяет избегать объективной проверки его способностей (А.Адлер).

3. Второй ребёнок (особенно если в семье двое детей, при чём первая и старшая девочка, а второй и младший мальчик) в семье всё время борется за превосходство и относится к жизни как к гонкам, что определяет его цель. Второй ребёнок стремится превзойти первого, так как убеждён, что его презирают и им пренебрегают, его социальная установка подобна социальной зависти низших классов общества.

Здоровое честолюбие способствует развитию личности, направлено в полезное русло (и для самого ребенка, и для других). Такое честолюбие происходит из ощущения силы и является естественной функцией, его умеренная (иначе, это будет уже нездоровое честолюбие) доза необходима каждому ребенку, поскольку способствует нормальному росту и развитию ребенка. Здоровое честолюбие, по определению А.Адлера, стоит позади ребенка и направляет его вперед.Невротическое честолюбие заключается в стремлении к доминированию, власти над другими людьми, чтобы обрести общественное признание, статус и удовлетворять другие желания. В основе этого честолюбия лежит слабость и неуверенность, и его удовлетворение достигается за счет унижения и подавления других. В данном случае, по образному выражению А.Адлера, честолюбие стоит впереди и гонит ребенка назад.

21) Психология воспитания как самостоятельный раздел педагогической психологии и его основные современные проблемы

Психология воспитания - область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания.

Предметом изучения психологии воспитания выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий. Наибольшее значение для психологии воспитания имеют следующие разделы психологии: рост и развитие ребенка, научение, психическое здоровье, групповые процессы, индивидуальные различия.

Воспитание – деятельность по передаче новому поколению общественно-исторического опыта, процесс целенаправленного формирования убеждений, нравственных норм, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих необходимые условия для развития и жизни человека в обществе.

Основные проблемы психологии воспитания:

  1. проблема закономерностей, механизмов усвоения нравственных норм и принципов, формирование мировоззрения и убеждений в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе
  2. проблема соотношения и разграничения воспитания, обучения и социализации
  3. проблема зависимости формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей учащегося
  4. проблема структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности учащегося
  5. проблема мотивационной сферы учащегося, ее направленности, нравственных установок
  6. проблема условий и последствий депривации

22) Педагогические способности

Педагогические способности - очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория. Однако в структуре педагогических способностей можно выделить ряд существенных компонентов, своего рода частных способностей. Исследования психологов позволяют выделить несколько компонентов педагогических способностей. Каждый компонент мы проиллюстрируем соответствующими типичными высказываниями школьников. Высказывания школьников, полученные в результате очень тактично проведенного исследования, показывают, как учащиеся оценивают качества учителей, что, с точки зрения школьников, способствует авторитету и успеху работы учителя и что мешает этому.
Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы: личностные (представляющие собой черты, качества личности), дидактические (связанные с передачей информации) и организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).

Личностные:

  1. Расположенность к детям.
  2. Выдержка и самообладание
  3. Способность владеть своим настроением

Дидактические:

  1. Способность объяснять
  2. Речевая способность
  3. Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки.

Организационно-коммуникативные способности:

  1. Организаторские способности. Они проявляются в двух видах: во-первых, в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности; во-вторых, в способности правильно организовать собственную работу.
  2. Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний
  3. Суггестивная способность (в переводе с латинского - «основанная на внушении»). Это способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться их выполнения
  4. Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от конкретной ситуации.
  5. Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях из ученика получится в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств.

Формирование и развитие педагогических способностей. Вы уже знаете, что способности не являются врожденным образованием, что они формируются в жизни и деятельности человека. Педагогические способности не представляют исключения. Они формируются и развиваются не только в процессе обучения в средних и высших педагогических учебных заведениях, но в основном и в процессе приобретения опыта практической работы со школьниками. Кроме того, учитель постоянно работает над повышением квалификации, занимается самовоспитанием тех качеств личности, которые способствуют успеху его работы.

23) Роль ведущего вида деятельности в формировании личности школьника

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам {продукту деятельности) , по организации, по особенностям мотивации В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей - кукла) , упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

Семь - одиннадцать лет - младший школьник ; двенадцать - пятнадцать лет - подросток . Ведущий вид деятельности - познавательная (учебная) и коммуникативная (общение). Влиятельны объективные условия формирования личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее формирование сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы формирования личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании человека играют общественные институты (в частности, школа), поскольку «общество в конечном счете заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель». В связи с такой постановкой вопроса о формировании личности актуальным становится личностный подход в образовании, который «расширяет сферу творческого избирательного (не нормированного извне) усвоения материала». «В гуманистически ориентированном обучении процесс учения как нормальное саморазвитие личности и есть его результат». Подчеркивая субъектно-объектный характер обучения и «выгодность» взаимовлияния субъекта и объекта образования, В. В. Сериков заметил, что «любые педагогические успехи обусловлены актуализацией собственных сил личности учителя и учащихся».


©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.

При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: "Да", "понимаю", "угу", "почему" и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.

Даже при нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, поскольку, что даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда вы говорите, а собеседник не произносит ни слова!).

Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:

Если собеседник хочет высказать свою точку зрения;

Если собеседник говорит о своих проблемах;

В напряженных ситуациях;

При разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).

Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации.

Рефлексивное слушание - вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника.

Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника:

- выяснение, уточнение:

"я не понял",

"повторите еще раз...",

"что вы имеете в виду?",

"не могли бы Вы объяснить?"

- парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли:

"вы считаете, что...",

"другими словами...";

- отражение чувств:

"Мне кажется, Вы чувствуете...",

"Понимаю, Вы сейчас разгневаны...";

- продолжение, то есть вклинивание во фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;

- оценки: "ваше предложение заманчиво", "мне не нравится";

- резюмирование:

"Итак, Вы считаете...",

"Ваши слова означают...",

"Другими словами...".

Приёмы повышения эффективности делового общения

Что препятствует эффективному деловому общению?

1.Недостаточное внимание и понимание важности общения;

2.Неправильные психологические установки отдельных работников:

Стереотип мышления;

Предвзятое мнение;

Неправильное отношение к чему-либо;

Отсутствие внимания и потеря интереса;

Неполнота фактического материала;

3.Плохая структура сообщений:

Ошибки в организации сообщения;

Неправильная оценка способностей получателя понять

сообщение;

Недостаточная достоверность;

4. Слабая память;

5.Отсутствие обратной связи.

Повышение эффективности делового общения:

· прием “нейтральная фраза” – в начале выступления произносится фраза, просто не связанная с основной темой, но имеющая значение, смысл, ценность для всех участников общения и этим фокусирует их внимание.

· прием “завлечения” – говорящий вначале произносит нечто трудновоспринимаемым образом (тихо, непонятно, неразборчиво, монотонно и т. п.), тем самым, провоцируя слушающего самому применять способы концентрации внимания.

· прием “установление зрительного контакта”:

Обвести аудиторию взглядом;

Пристально посмотреть на кого-нибудь;

Фиксация взглядом нескольких человек в аудитории

· прием “навязывания ритма” – постоянное изменение характеристик голоса и речи:

Быстрее;

Медленнее;

Скороговоркой;

Нейтрально и т. д.

Меняющийся ритм разговора не дает возможности слушателю расслабляться на монотонности и что-то пропустить.

· прием ориентировки – обращение особого внимания партнера на определенные, важные моменты в сообщении.

Ведение партнёрской беседы

Партнёрская беседа - э то устный контакт между партнерами, связанными отношениями дела (рис. 24).

Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу – необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни; это показатель общей культуры.

Прежде чем вступить в беседу, нужно продемонстрировать вашу готовность к общению улыбкой, повернутым к партнеру головой и телом, несколько наклоненным вперед туловищем.

Обязательно внимательно оглядеть собеседника (его лицо, руки, движения).

Задайте себе вопросы:

· Что он из себя представляет?

· В каком состояние находиться?

· Что в нем преобладает рациональное или эмоциональное?

· Каков его жизненный опыт? Его духовные ценности?

· Каким образом пришел к той позиции которую излагает?