Как правильно закалять ребёнка в домашних условиях пошаговое закаливание. Закаливание детей: как и с какого возраста закалять ребенка (способы закаливания)

Ну вот, опять заболели!

Как часто родителям приходится произносить эту фразу. Насморк, кашель, температура, прием медицинских препаратов.

Может пора прекратить эту безрадостную цепочку? И вместо того, чтобы пичкать ребенка очередным «эффективным» лекарством начать укреплять его иммунитет?

Если вам надоело видеть вашего карапуза часто болеющим, если вы хотите всегда видеть его здоровым, выносливым и не боящимся сквозняков, то вам сюда!

Сегодня мы разберем вопрос о закаливании ребенка. Уделим внимание, как правилам закалки, так и ее методам. Рассмотрим особенности закалки новорожденных малышей, а также расскажем о том, чего не стоит делать, если вы хотите, чтобы ребенок не болел.

Что такое закаливание и зачем оно нужно?

А начнем, пожалуй, с самого определения понятия «закалка». Ведь зачастую родители прибегают к этому методу только после того, как начинают понимать, что закаливание является единственным способом борьбы с бесконечными детскими простудами. Выпил холодной воды - здравствуй больное горло, промочил ноги - привет насморк, подвергся сквозняку - а вот и озноб.

Умение приспосабливаться к изменяющимся условиям и вырабатывает закалка, представляющая собой совокупность оздоровительных мер, ориентированная на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

На самом деле ребенок уже рождается с необыкновенной способностью адаптации к условиям окружающего его мира. Родителям остается только развивать эту способность, а не оберегать его от различных неблагоприятных факторов в виде открытой форточки или сквозняка.

Доказано, что закаленные дети менее подвержены простудным заболеваниям, они легко переносят холод или жару. А в случае заболевания закаленный малыш поправится гораздо быстрее карапуза со слабым иммунитетом.

Прежде чем перейти к правилам и методам закаливания ребенка, обратим внимание на один важный фактор. Наилучшей закалкой для любого малыша станет образ его жизни.

Правильный режим дня, свежий воздух, физические нагрузки и здоровое питание - вот главные партнеры закаливания. Не нужно говорить, что образ жизни всей семьи должен быть соответствующим.

Как правильно закалять ребенка: 10 принципов грамотной закалки

Как и любое мероприятие, закалка должны быть правильной. Разовая прогулка босиком под дождем или в мороз без шапки ни к чему хорошему не приведут. Итак, приступаем к принципам грамотной закалки.

  1. Ребенок должен быть абсолютно здоров. Если ребенок приболел, лучше какое-то время переждать.
  2. Заручитесь поддержкой врача. Не все процедуры подойдут тому или иному ребенку.
  3. Начинайте закалять кроху с самого рождения. Маленькие детки лучше привыкают к холоду.
  4. Учитывайте индивидуальные особенности карапуза.
  5. Увеличивайте интенсивность и время воздействия закаляющего фактора постепенно.
  6. Закалять ребенка необходимо систематически. Учитывайте этот важный фактор!
  7. Совмещайте закалку с другими оздоровительными мероприятиями. Отличными помощниками станут физические упражнения, игры на свежем воздухе или массаж.
  8. Следите за реакцией карапуза. Все мероприятия должны вызывать у ребенка позитивный отклик.
  9. Не переусердствуйте. Избегайте длительного воздействия высоких или низких температур.
  10. Собственный пример - залог успешной закалки!

Начинаем закалку с рождения: важные приемы

Если вы все еще задаетесь вопросом: с какого возраста можно закалять ребенка, то повторяем - с самого рождения! В домашних условиях вполне можно создать необходимую атмосферу для закалки грудного малыша. Итак, начнем!

  1. Соблюдайте температурный режим в комнате и не забывайте проветривать помещение.
  2. Старайтесь обеспечить карапузу ежедневный сон на свежем воздухе.
  3. Одевайте малыша по погоде, не перегревайте кроху.
  4. С месячного возраста начинайте делать ребенку массаж, почаще выкладывайте его на животик.
  5. Устраивайте грудничку воздушные ванны. Оставляйте малыша голеньким на несколько секунд, доведя это время до 30 минут. Температура воздуха постепенно доводится до 17-18 градусов. Но это уже приемлемо для ребенка от 1 года.
  6. Обтирайте кроху водой, постепенно заменяя эту процедуру обливанием. Комфортная температура воды для ребенка до года считается 35-30 градусов.

Методы закаливания: формула здоровья «3+1»

Как закалять ребенка с точки зрения методов закалки? Ловите формулу здоровья! Три кита: воздух, солнце и вода плюс нестандартная методика закаливания!

Воздух

Это самый мягкий способ закалки, который состоит из следующих факторов:

  • воздушные ванны: новорожденные принимают их голенькими, дети старшего возраста - в майке и трусах, в дальнейшем можно обойтись и без майки;
  • одежда: следите за одеждой малыша - не допускайте ни переохлаждения, ни перегревания;
  • температура в помещении: оптимальная температура - 22 градуса, частое проветривание комнаты;
  • сон на открытом воздухе: он полезен не только грудным детям, можно создать условия и для дневного сна на улице для детей 1-3 лет;
  • хождение босиком: полезно ходить босиком как в помещении, так и на улице.

Солнце

  • солнечные ванны: закалять ребенка солнцем следует постепенно - сначала сидим в тени, затем оголяем ноги и руки, далее подставляем солнцу все тело; и не забывайте, что оптимальное время солнечных ванн - до 11 часов утра и после 18 часов вечера;
  • солнечно-воздушные ванны: комплексное воздействие воздуха, которое обеспечивает легкий ветер, и солнца;
  • одежда: прежде чем закалять солнцем не забудьте о головном уборе;
  • дополнительные мероприятия: массаж, гимнастика и физические упражнения усилят эффект закалки солнцем.

Вода

Это один из самых эффективных методов закаливания, включающий в себя множество нюансов и процедур.

Как закалять малыша дома водой в течение дня? Очень просто! Ежедневно утром, днем и вечером умывайте лицо, руки, шею и грудь холодной водой. Делайте обтирание влажным полотенцем. Что еще?

  • мытье ног прохладной водой перед сном;
  • прием контрастного душа;
  • обливание стоп холодной водой;
  • обливание всего тела холодной водой.

Конечно, не забывайте про температуру воды: уменьшайте ее постепенно. Если в первый раз вода должна быть не менее 33 градусов, то в дальнейшем ее можно постепенно снизить до 20 градусов. Это уже зависит от того, как ребенок переносит закалку.

Одним из эффективнейших методов закалки является купание в бассейне или открытом водоеме. Начинать купание в бассейне рекомендуется с самого раннего возраста, когда малыш еще не разучился плавать.

А открытый водоем способствует не только водному закаливанию, но и воздушно-солнечному. Не забудьте перед купанием разогреть ребенка подвижной игрой. Дети 4-7 лет уже могут активно плавать, а младшие карапузы должны двигаться. Следите за состоянием малыша, не допустите переохлаждения. Первый сеанс не должен превышать пяти минут, а температура воды должны быть не ниже 23 градусов.

Нестандартные методы закаливания

Хотите, чтобы карапуз 8-10 лет никогда не знал, что такое насморк и боль в горле? Закаляйте его горло с ранних лет! Итак, лечим горло холодом:

  • даем крохе пососать чайную ложку мороженого или кубика сока из морозилки;
  • поим малыша напитками из холодильника: разумеется, никто не говорит о чашке холодного сока - достаточно пару глотков, которые в дальнейшем приведут к тому, что карапуз сможет спокойно выпить стакан холодного молока и не заболеть;
  • полощем горло холодной водой: попробуйте, и вам не нужно будет думать о полоскании горла при и его заболевании.

3 вещи, которые не нужно делать, если у ребенка слабый иммунитет

Переходим к еще одной интересной мысли как закалять карапуза - к антизакалке. Многие родители совершают ряд действий, которые, по их мнению, помогут уберечь ребенка от простуд. На самом деле они только усугубляют ситуацию и не позволяют крохе укрепить иммунитет. Особенно это касается ослабленных и болезненных детей. Родители не понимают, что своими действиями они подводят чадо к очередной простуде.

Итак, что не нужно делать в отношении детей?

Одеваем с умом

Не кутайте малыша «в сто одежек». В первую очередь, активно двигающемуся карапузу должно быть комфортно. Потливость вызывает гораздо больше простуд, чем переохлаждение. Одежда должна не только согревать ребенка, но и давать свободу действий.

Следим за питанием

Прежде чем закалять малыша подумайте о его питании. Мало двигающийся и постоянно жующий вредную пищу карапуз никак не сможет похвастаться отменным иммунитетом. Тут уж никакая закалка не поможет! Питание должно быть сбалансированным и полезным. В рационе обязательно должны преобладать фрукты и овощи. Конфету заменяйте яблоком или грушей. И ни в коем случае не перекармливайте ребенка!

Если малsi отказывается продолжать трапезу, не впихивайте еду ему насильно. Тут уже действуют ваши личные предубеждения, что малыш должен съесть все, что ему дали. Это неверная позиция: карапуз должен съесть ровно столько, сколько ему самому необходимо в данный момент.

Не пренебрегаем прогулками на свежем воздухе

Некоторые родители наказывают ребенка отлучением от улицы или не считают нужным составлять карапузу компанию во время прогулок, ссылаясь на неотложные дела.

Ни в коем случае не отбирайте у детей улицу! Только улица, свежий воздух и двигательная активность укрепляет иммунитет ребятишек, но никак не сидение за партой, компьютером или телевизором.

Старайтесь устраивать совместные вылазки на свежий воздух. Причем, желательно, чтобы они были сопряжены с физической активностью. Велосипед, лыжи, коньки, подвижные игры - в ход пойдет все!

Подводим итоги

Итак, для правильной закалки нам нужны солнце, воздух и вода, сопряженные с активными физическими упражнениями и здоровым питанием. Также не помешает позитивный настрой и личный пример родителей. И помните, что закаливать чадо необходимо систематически. Поэтому пересмотрите свой режим дня, чтобы уделять этому важному занятию как можно больше времени.

Неприятно, когда болеют дети. Но если это все таки случается, взрослые приступают к лечению, не задумываясь, а без микстур и таблеток… Подавив симптомы болезни, взрослые успокаиваются, думая, что удалось загнать еще глубже вылечить болезнь ребенка.

И жизнь продолжается… до следующей болезни.

Если ребенок заболел обычной простудой, взрослые винят холод или вирусы. Если болезнь посерьезнее, тогда считают, что кто-то заразил. Но никто не ищет истинные причины болезни. Родители идут к врачу, который потратит на прием не более 10 минут, не расспросив даже о предыстории болезни, о самих родителях и прочее, сразу поставит диагноз или отправит на анализы. А родители, успокоенные компетенцией врача, будут безукоризненно следовать рекомендациям, давать ребенку антибиотики и уповать на великую силу медикаментов….

Единицы задумаются об истинных причинах болезни, единицы обратят внимание на рацион питания ребенка , на его образ жизни и физическую активность. Всем остальным же будет достаточно выписанных лекарств.

Организм ребенка очень крепок с самого рождения при условии, что его иммунитет не был подорван прививками и искусственным вскармливанием… Утверждаю так, по следам случаев, когда новорожденных выкидывали, оставляли на холоде и прочее, но не смотря на это, маленьким человечкам удавалось как-то сохранять жизнь.

Если ребенок ведет активный образ жизни, а не сидит целыми днями перед компьютером и телевизором, если ребенок получает максимальное количество живых продуктов, а не промышленно переработанных, если предпочитает подвижные игры на воздухе, любит солнце и воду, болезни будут беспокоить его гораздо реже, чем тех детей, которые всего этого не любят.

И в родительских силах сделать так, чтобы малыш приучился к здоровому образу жизни с первых минут своего рождения.

Банально?

И так понятно?

Но ведь каждый это понимает, но и каждый борется со своими вредными привычками, что уж говорить о детях. Только мы, родители, можем быть примером им, нашим детям. Так что получается с рождением детей, не мы их всему учим, а они нас… :). Мы становимся лучше, а вместе с нами и наши детки.

О формировании привычек питания у детей вы можете прочитать , а как превратить зарядку в игру . В этой же статье мы попробуем разобрать, как без особых усилий закаливать ребенка дома .

Не знаю, как у других родителей, у меня процедура закаливания ассоциировалась всегда с какими-то сложными действиями. 🙂 Перед глазами всегда всплывали люди, плавающие в проруби, обливающиеся с головой ведром холодной воды или дети, бегающие по снегу голышом.

Да, перед такими картинками, сердце замирало в восхищении, а разум в полной уверенности, что это не для меня, так как требует очень сильной силы воли и регулярной и длительной практики.

С появлением же дочки отношение поменялось, я стала понимать, что закаливание – это вполне естественная процедура , которая при грамотном подходе вовсе не требует каких-то сверхусилий ни от меня, ни от ребенка. А прочитав книгу Никитиных, я совсем успокоилась и поняла, что закалять ребенка можно дома легко и непринужденно.

Но самое интересное, благодаря именно моим действиям по закаливанию своей малышки в домашних условиях , мне косвенно пришлось закаливаться самой. Ведь не могу же я ходить по дому в шерстяных носках, когда дочка радостно бегает босиком. Или укутываться в теплые куртки, когда ребенок одет на прогулку гораздо легче, чем я. А контрастный душ так вообще стал моей необходимостью по утрам. 🙂

Итак, перейдем к делу:

1. С самого рождения приучайте ребенка находиться в помещении голышом. Для некоторых звучит странно. :). Но таким образом вы даете организму развивать свою собственную терморегуляцию. Не зря все педиатры советуют устраивать младенцам воздушные ванны. Если вы не делали этого с рождения, не удивляйтесь, почему ваш ребенок начинает зябнуть, находясь в комнате без одежды, его способность к самостоятельной терморегуляции спит, так как ей не давали развиваться.

Очень многие родители устраивают своим новорожденным воздушные ванны, но почему-то совсем про них забывают, когда ребенок чуть подрастает.

Мой опыт: когда дочка была младенцем, я устраивала ей воздушные ванны, сейчас оглядываясь назад, считаю, что их количество можно было и увеличить. Когда она стала перемещаться по квартире самостоятельно, я раздевала ее, и она с удовольствием щеголяла голышом. Сейчас моей дочери скоро 6 лет, и первое, что она делает, когда приходит домой, скидывает с себя все одежду, оставаясь в одних трусиках. 🙂

2. Позволяйте своему чаду ходить по дому босиком. Именно босиком, без тапочек, туфелек, ботиночек и даже не в носках. У Никитиных на этот счет есть отличная глава про терморегуляцию стоп. К сожалению, ее я прочитала недавно, а то было бы чем аргументировать опасения нашей прабабушки, которая охала и ахала каждый раз, как видела моего ребенка бегающего по полу босиком. «Ножки-то совсем ледяные»,-говорила она, но ребенок утверждал, что ему не холодно.

Оказывается, что хождение босиком позволяет человеческой стопе регулировать температуру. Как пишут Никитины у собак температура стопы ровно такая же, как и температура поверхности по которой они ходят. Именно эта способность позволяет животным ходить босиком по снегу и не отмораживать себе лап. У человека на стопах происходит то же самое. Температура стопы подстраивается под температуру поверхности. Поэтому не стоит удивляться холодным ножкам вашего ребенка и его утверждению, что ему совсем не холодно.

На улице используйте любую возможность запустить своего ребенка на пробежку босиком.

3. Еще один простой способ закаливания малыша – это позволить ему мыть руки, да и вообще умываться холодной водой. Конечно, если ребенок пришел с прогулки чернее трубочиста, холодной водой не отмоешься… Но умываться по утрам, чистить зубы, мыть руки перед едой и после туалета, все эти процедуры можно делать и под холодной водой.

Когда ребенок еще совсем маленький можно поливать его ножки холодной водой. Я делала это по несколько раз на дню, когда подмывала свою малышку.

4. Четвертый способ – контрастный душ. Это уже ближе к обливаниям, но если превратить эту процедуру в игру и не доводить ее до абсурда, включая сразу ледяную воду, можно привить любовь ребенка к контрастному душу так, что он войдет в привычку. А там и до обливаний холодной водой рукой подать:).

Мой опыт: К сожалению, контрастный душ вошел в нашу жизнь совсем недавно. Дочка любит стоять под душем и греться, а в один прекрасный день я предложила ей немного охладиться, потом снова погреться. Ей безумно понравилось. И теперь она сама просит сделать ей контрастный душ даже тогда, когда я про него забываю или мне лень или некогда. 😉

Чтобы приучить ребенка к контрастному душу, нужно выполнять некоторые правила, чтобы он действительно его полюбил:

  • Когда вы только начинаете практиковать контрастный душ, вода не должна быть слишком холодной. Наоборот, лучше сделать ее чуть теплой, чтобы ребенок просто почувствовал небольшую разницу.
  • Не стоит менять температуру воды с прохладной на горячу слишком быстро. Досчитайте до 60, чтобы было веселей, придумайте какую-нибудь считалочку. Минута прохладной воды, минута теплой, если ребенок хочет погреться подольше, позвольте ему это.
  • Чем больше у вас будет переходов с холодной не горячую воду тем лучше, но их должно быть не менее трех.
  • Всегда хвалите ребенка, отмечайте его успехи и ни в коем случае не торопитесь, понижая температуру прохладной воды. Тише едешь, дальше будешь.

5. И последний способ скорее можно отнести к уличному. Всегда одевайте ребенка по погоде, выходя на прогулку. Слишком укутанные дети становятся неповоротливыми и малоподвижными. Ребенок, сидящий в коляске, замерзнет быстрее, чем бегающий малыш, учитывайте это, каждый раз выходя на улицу. Одевайте ребенка в несколько слоев, чтобы можно было снять лишний слой одежды, а не жарить его, если малыш перегреется.

Не бойтесь дождя, снега и сильного ветра, все эти погодные явления только укрепят иммунитет, они страшны лишь тепличным детям, которые редко гуляют и боятся промочить ноги.

Тема сохранения здоровья ребенка - очень обширная и дискуссионная! Вопрос о том, нужно ли закалять ребенка - не обсуждается! Конечно, ДА! А вот каким образом это следует делать - это вопрос для большинства из нас спорный...Очень часто приходится наблюдать такую картину - за окном плюсовая температура, в квартире тепло, и даже жарко. Все форточки и окна плотно прикрыты, взрослые задыхаются от жары и отсутствия воздуха и терпят сии мучения ради единственной «благородной» цели - не дай бог застудить малыша!
По этой же причине многие взрослые не позволяют своим детям играть, сидя на полу. Также нельзя ходить босиком. Нельзя идти гулять, если на улице ветер (ну мало ли что-нибудь надует ребенку!). Даже не знаю, на что еще согласны пойти взрослые, чтобы окончательно испортить здоровье своему собственному малышу... Печально, но такое поведение сплошь и рядом...

Было бы очень смешно, если бы не было так грустно... Удивительно, но впоследствии те же взрослые недоуменно спрашивают: «Мы так оберегали ребеночка, а он все равно часто болеет! Почему?!».

Моя жизненная практика показывает, что при закаливании для здоровья ребенка необходимо соблюдать несколько очень простых, но важных правил:

  • Лучше переохладить, чем перегреть!
  • Доверять ребенку выбирать количество одежды, надеваемой согласно температурному режиму (если нам холодно, это еще не означает, что ребенок тоже мерзнет).
  • Гулять в любую погоду. Ветер, дождь, снег, минусовая температура - всё это не является противопоказанием к прогулке, наоборот, чем контрастнее будет для ребенка среда, тем лучше!
  • Соблюдать длительность и регулярность закаливающих процедур! Понятно, что если обливать малыша время от времени холодной водичкой, а потом об этом благополучно забывать, и при этом кутать ребенка, если в квартире стало чуть прохладнее, - тогда пользы не будет никакой. Лучше позволить своему чаду бегать дома круглый год в майке, в трусиках и босиком! Кому страшно - не смотрите))) но внушите себе, что так НАДО.
  • Температура в помещении должна быть не выше 20 градусов, воздух должен быть чист и свеж! Форточки и окна (особенно в теплое время года) должны регулярно открываться, а воздух, соответственно, регулярно обновляться!
  • Хождение босиком - главнейший путь к здоровью!

Зачем закаливать детей?

В моей памяти прочно сидит фраза из моего детства, постоянно адресованная мне родителями: «Надень тапки!». Значит, я постоянно стремилась ходить босиком... А ведь все дети любят ходить босиком! И, думаю, этот детский порыв не случаен! Он продиктован детям природными инстинктами, которые мы, взрослые, пытаемся заглушить!

Главный совет, который можно дать любому взрослому в подобной ситуации, - это как можно чаще вспоминать свои детские ощущения и желания, как можно реже идти на поводу у своих страхов и перестать «трястись» над своими любимыми чадами. К сожалению, повзрослев, мы часто наступаем на те же грабли, которые попадались на пути нашим родителям... А ведь тогда, в нашем далеком детстве каждый из нас обещал себе наверняка: «Вот когда у меня будут свои дети, я ни за что не буду их заставлять носить тапки (есть сладкое перед обедом, носить летом головной убор и т.д.... у каждого набор желаний был свой)!»

Мой личный опыт закаливания детей

Закаливание моей старшей дочери происходило академическим способом. Я читала в большом количестве книги и статьи о здоровье детей. Обливания, обтирания, воздушные ванны и проч. Когда все эти процедуры порядком надоели (чтобы соблюдать их в точности нужно затратить большое количество усилий - не забыть, проветрить, нагреть, охладить... бррр....), я просто махнула на них рукой. Но закаливать дочь было необходимо, потому как она очень много болела.

И тогда я решила, что для закаливания позволю дочери ходить босиком. Сначала это были мелкие пробежки от кровати до ванны (чтобы умыться) и обратно (все же страшно было сразу переходить на новый режим существования, в голове еще жили предрассудки). Постепенно на моей дочери остался минимум одежды (она сама определяла, сколько одежды на ней должно быть для ее полного комфорта), а также стали практиковать хождение босиком не только дома, но и на улице в теплое время года. Я имею в виду не только летние месяцы! Например, в теплую осень не грех и ноги ополоснуть в речке, и пробежаться по прохладной траве!

Если дочь бегает с ребятами на прогулке, и ей стало жарко, безусловно, надо разрешить снять куртку и остаться в майке... Доверяю ей этот выбор, потому как знаю, - если Марусе станет холодно, она обязательно найдет возможность согреться и утеплиться.

Всё это имело очень хороший результат. И потому свою младшую дочь я, зажмурившись от страха (предрассудки в голове моей уже слабо подавали свой голос, но все же там еще оставались), стала купать в прохладной воде...

А признайтесь, что большинство грели газом воздух на кухне, чтобы потом там в ванночке купать своих младенцев... Так нас учили мамы и бабушки. Так делали и мы с нашей старшей дочерью. А после купания быстрее замуровывали бедное распаренное от жары дитя в теплое махровое полотенце, надевали на голову платок, а на тело кучу одежды, иначе, не дай бог, ребенок простудится!

Нет, всё это предрассудки, и не более! И от них нужно как можно быстрее избавляться!

Моей младшей дочери почти год. За этот почти год я ни разу, ни в какое время года, не делала ничего из выше перечисленного. Купала свою малышку в обычной ванной комнате, с открытой дверью (чтобы не скапливался излишний конденсат в воздухе), в прохладной (32-34 градусов) воде. После ванны накрывала ребенка полотенцем, несла в комнату. И там... еще некоторое время (минут 15-20) моя дочь находилась голышом.

Мне совсем не хочется считать, сколько минут должны длиться сегодня воздушные ванны.... Отныне у моей младшей дочери вся жизнь - сплошная воздушная ванна. Если дочь не спит, то она бодрствует в трусиках и майке или в боди. Зимой же, когда в нашей квартире воздух нагревался до температуры +17-18 градусов, надевали на дочку ползунки и кофточку с рукавом... ну и иногда сверху что-то потеплее, если дочь проявляла беспокойство.

Ну и, конечно же, ползает наша Кира и делает свои первые шаги босиком...

Наверное, стоит иногда дать нашим детям свободу и оградить их от нашего родительского тотального контроля. Потому как дети еще так близки к природе и настолько хорошо умеют слышать себя и свои природные инстинкты, что сомнений возникнуть просто не должно - они ни в коем случае не смогут сами себе навредить! А нам остается лишь помочь им сохранить это умение слушать свой внутренний голос, а не заглушать его социальными установками и примером жизни под девизом «Так принято! Так положено!»

Мнения о методах закаливания расходятся не только среди врачей: отечественных и зарубежных, старой школы и нового поколения; но и среди родителей, которые помимо всей этой теории имеют личный опыт, стереотипы и страхи. И это для меня такая же истина, как и факт, что каждый ребёнок индивидуален. Зачем я снова пишу о закаливании? Чтобы мы все разобрались и в моей точке зрения, и в вашей и в том, что иное мнение имеет право на существование. Более того, как я всегда рассуждаю, - правильного ответа не существует, поэтому чтобы выбрать для себя подходящий метод закаливания, нужно для начала ознакомится с их многообразием.

Мне сложно судить, почему так происходит, но очень многих отталкивает само слово - закаливание. Оно пугает, настораживает, а у кого-то сразу вызывает мурашки. Естественно, что при такой реакции, ни о какой системе закаливания не может идти и речи, потому что в таком случае начинать нужно с самого простого - с понимания, что закаливание, как взрослых, так и детей, это совсем не обязательно экстрим. Закаливание может просто заключаться в правильном образе жизни и обязательно должно приносить удовольствие, но к этому тоже нужно прийти.

А прийти очень непросто сложно потому, что помимо наших внутренних ощущений есть окружающие люди и обстоятельства, которые далеко не всегда играют нам на руку. Это просто идеальная ситуация, когда ваши близкие закаляются и неважно каким способом. Главное, атмосфера сама по себе способствует приобщению к этому процессу, в особенности это касается детей, которые во многом подражают родителям. И очень сложно ломать свои стереотипы, если окружающие вас люди никогда не закалялись, настораживаются при одном этом слове и, естественно, им будет сложно скрыть отрицательные эмоции, относительно пока ещё только вашей идеи начать закаляться.

Другое препятствие - это неверный смысл, который мы вкладываем в слово закаливание. Как я уже говорила, одна мысль о ледяной воде у многих вызывает страх негативные эмоции. Можно решиться вылить на себя ведро с водой, но разве при таком настрое это не вызовет очень сильный стресс? Пусть секундный, но ведь закаливание - это система и нет смысла решаться на это раз в месяц ещё и не получая от этого позитива. Именно поэтому я предлагаю начать привыкать к холодной воде постепенно и научиться чувствовать воду. Чтобы это сделать, совсем необязательно побороть в себе сразу все страхи и сломать какие-то стереотипы. Нужно совсем немного - захотеть и начать анализировать свои ощущения от контакта с водой различной температуры.

Зачем это надо? В первую очередь для здоровья вас и ваших детей. Я проводила много экспериментов с водой, потому что и у меня в своё время 35 градусов вызывали неприятный ощущения, но сейчас я могу только улыбнуться в ответ тому, кто с ужасом вещает мне, что я купаю ребёнка в такой холодной воде, которая по градуснику показывает 30 градусов. В бассейне я себя прекрасно ощущаю в 26, но совсем недавно я бы не выходила из сауны при такой температуре. Не говоря уже о том, что ходить босиком в квартире, не перегреваться на улице и дома, поддерживать определённую температуру в помещениях - это тоже серьёзные достижения, которые и складываются в последствии в здоровый образ жизни.

Я совсем не против обливаний ледяной водой, если так показалось после прочтения статьи о закаливании детей. Я рассуждала о том, как из экстрима можно сделать стиль жизни, который нам всем необходим. Жестокость, о которой я говорила, состоит для меня в обливании ледяной водой грудных детей. Не холодной, а ледяной и именно новорождённых. Неужели им нужно дополнительное ощущение, что они только что родились? Может, это мой стереотип, но, как мне кажется, у грудничка подобных ощущений предостаточно, а закаливание у них проходит совершенно естественным образом, если родители задумываются о температуре воздуха, воды и количестве одежды на ребёнке. К тому же у всего есть обратная сторона и в данном случае это теплоотдача грудничков, которая у маленьких детей отличается от взрослых, но ведь на то мы и родители, чтобы сопоставлять все риски и решать, что стоит того, а что нет.

Именно поэтому нет никакого смысла доказывать или утверждать, что один подход правильный, а другой по каким-то причинам нет. Главное, закаливание может и должно приносить удовольствие, а я постараюсь рассказывать о самых разных подходах к этому вопросу и знакомить вас с опытом родителей и их детей, чтобы вы могли подобрать для себя подходящий вариант. Я точно знаю, что именно опыт других родителей, которые на практике попробовали тот или иной метод, а, может, сами выросли в нужной атмосфере и смогли просто передать её детям, сыграет свою роль и каждый из нас ещё немного продвинется в нужном направлении. Кто-то только перестанет отталкивать саму мысль о закаливании, другие начнут пытаться чувствовать температуру воздуха и воды, а я начну бегать по ледяной дорожке по утрам. Давайте делиться своими успехами и поддерживать друг друга, ведь именно поддержки многим из нас и не хватает.

Учимся чувствовать температуру воды

Решиться на закаливание себя - сложно, а закаливать своего ребёнка ещё сложнее. Чаще всего причина кроется в нашем собственном страхе. Главный страх заключается в том, что закаливание подразумевает контакт с холодной водой или воздухом, а это нам кажется неприятным и опасным. Если вы дрожите, то конечно малышу тоже будет холодно. Так же как если вы боитесь, ребёнок тоже не получит удовольствие от процесса - даже самого безобидного. И всё это вместе делает вас неуверенными в том, что это нужно, а с таким подходом лучше даже не пробовать.

Поэтому, если в необходимости закаливания вы уже уверены, то переходим к следующему этапу, который тоже пока касается именно родителей, а не детей. Для начала измерьте градусником, к какой воде привыкли вы (в ванне или под душем), а к какой ваш ребёнок. Наверняка оказалось, что большинство из нас наслаждается водой с температурой 36-37 градусов. Если ваши цифры оказались 35 или даже ниже, то вы уже на верном пути и вам легче будет понять, о чем я говорю, и пойти дальше.

Проблема в том, что привычка купаться в достаточно тёплой, а лучше сказать даже горячей воде приводит к тому, что вода с температурой ниже хотя бы на градус нам кажется холодной. Мы скорее на ощупь сделаем 38 градусов, то есть погорячее, чем окунёмся в 34. Конечно, речь о ванной комнате, а не о морском побережье, потому что наши ощущения ещё напрямую зависят от температуры воздуха. Какая температура на пляже вам кажется оптимальной? Смею предположить, что 24-25 градусов уже всем достаточно, поэтому и в ванной нет смысла делать парилку. Идеально, чтобы температура воздуха была хотя бы не выше 24, а лучше даже ниже на пару градусов.

Ведь когда мы дотрагиваемся рукой до воды, определить без градусника её температуру нам очень сложно. При этом почему-то, мы легко утверждаем, что она для нас прохладная. В итоге, естественно, что мы ни за что не решимся купать ребёнка в воде, которая нам самим кажется холодной.

Для решения этой проблемы я не предлагаю сразу бросаться в прорубь - всё гораздо проще и легче. Прыгать в прорубь вообще не придётся, если только вы сами этого не захотите. Выход очень простой - начать чувствовать температуру воды, анализируя при этом ваши ощущения. Поверьте, вам понравится, и вы быстро порадуетесь вашим личным результатам.

Если ваш малыш уже сам купается в ванной (примерно с года), то это самый простой вариант начать привыкание к более прохладной воде именно для вас. Ведь вы сможете делать это вместе с ребёнком, который будет для вас потрясающим примером. Ваша задача - снижать температуру постепенно, полагаясь только на вашу чувствительность.

Наберите воду в ванну для вашего малыша только на ощупь (должно быть приятно её трогать), и только потом измерьте температуру градусником. Получилось 37? Замечательно, пусть малыш купается, а вы попытайтесь запомнить это ощущение, держа руку в воде. Через некоторое время (это может быть и пять минут), добавьте в ванну холодной воды так, чтобы на градуснике стало 36 градусов. Не правда ли, вы этого и не заметили? Потому что чаще всего к концу купания, особенно длительного, вода в ванной остывает на несколько градусов, но просто мы её не измеряем.

На следующий день снова попытайтесь без градусника только с помощью рук сделать температуру воды сразу 36 градусов. Возможно, вам придётся несколько недель добиваться этого, а скорее всего вы уже через пару дней увидите на градуснике 35 градусов, и вода вам покажется тёплой, а никак не холодной.

Со временем вашим рукам, и вашему малышу вода в 28-30 градусов будет казаться очень приятной и подходящей. Если вода какой-либо температуры кажется вам холодной, то дожидайтесь момента, пока вы привыкнете. Не торопитесь: такое постепенное снижение температуры и есть закаливание для вашего малыша, а для вас возможность привыкнуть. Хотя ваш малыш, скорее всего уже давно готов и к большему.

Интересно, что детям с рождения до сознательного возраста можно ничего не говорить о ваших экспериментах с температурой, и вы удивитесь, что они как купались при 37 градусах, через какое-то время будут так же купаться в 30. Это уже прекрасное закаливание, которое не подразумевает от вас никакого личного участия. Мойтесь на здоровье сами в 37, а ваш малыш уже будет закаляться!

Немного другая ситуация, если ваш малыш купается только с вашей помощью. Чаще всего это возраст от рождения до момента как малыш стал хорошо сидеть, ползать или ходить. В этом случае маме или папе надо сначала самостоятельно привыкнуть к более прохладным температурам и уже потом начинать снижать градус вместе с ребёнком. Не забывайте - без вашей уверенности лучше не начинать делать это сразу вместе с грудничком. Ведь любые ваши негативные эмоции приведут к соответствующей реакции ребёнка - не стоит рисковать только потому, что вы ещё не готовы.

Так же обстоит дело с более сознательными детками. Сложно сказать точный возраст - всё индивидуально. Думаю, что с 1,5-2,5 лет (и тем более старшим детям) стоит уже говорить, что вы собираетесь снижать температуру. В таком возрасте предварительно можно даже рассказать о закаливании и зачем оно нужно, предложив вместе начать просто угадывать температуру, снижая её уже по вашему обоюдному согласию. Уверена, при правильном подходе они вас поддержат и, скорее, вы за ними будете тянуться в этом направлении, чем они за вами.

Итак, таким медленным, но верным способом вы начнёте чувствовать температуру воды, и в один прекрасный момент 28-30 градусов вам покажутся очень тёплыми и приятными. Только будьте наготове услышать недовольные возгласы тех, кто случайно потрогает воду в ванной у вашего малыша и возмутится, что это немыслимо купаться в такой холодной воде. Думаю, подобное замечание станет самой приятной наградой для вас. Ведь вы на правильном пути!



Статьи по теме: Дети

света копер 16.08 09:09

Кстати, не знаю насколько это правдивая информация, но слышала от людей, уехавших жить за границу, что только в России принято во время болезни ребенка кутать его, не пускать на улицу, греть всевозможными способами (а ведь можно что-то лишнее нагреть!!!)... За границей заболевшему ребенку не противопоказан свежий воздух (если ребенок в состоянии ходить), во время простуды и подобных заболеваний применяют скорее холод, нежели тепло... В общем, есть о чем задуматься.

Ксения Титова 17.12 12:28

У меня детишки тоже много болели и моря не помогали. Знакомая подсказали фирму русский "Сибирское Здоровье" - все препараты растительные -разрабатывает ученые, тестируют их и получают сертификаты. Начали пить Лимфосаны (очищает организм, укрепляет его), ЕПАМы - вообще замечательный растительный препарат, и повышает иммунитет и лечит многие болезни. Например, ЕПАМ -900 лечит: бронхиты, ангины, ОРЗ, риниты и многое другое. Я уже не помню когда покупала лекарства в аптеке. Лечится вся семья - диабет, алкоголизм, астмы, женские проблемы, давление, аллергия вообще много проблем со здоровьем решается.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.

> Сравнительная действенность воды и воздуха

Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26 градусов приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 градусов

> Как возникает простуда?

> Что дает ?

Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов - через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально.

Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.

Самая трудная задача - установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; она не должна быть чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет , а перед нами стоит обратная задача - его усилить.

> Что такое иммунитет?

Что такое иммунитет и какова его роль в организме? Иммунная система человека "распознает" все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещества, и таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммунитет. Хуже, если малыш лишен материнского молока: он чаще и тяжелее болеет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании.

> Врожденные и приобретенные нарушения иммунитета

Существуют врожденные и приобретенные нарушения иммунитета. При первых может родиться ребенок с врожденным нарушением всей иммунной системы или ее частичным поражением. Такие дети уже с рождения беспрерывно болеют. В первые месяцы жизни их необходимо обследовать в специализированных клиниках. При вторых ребенок рождается здоровым, однако в дальнейшем болезни, психические травмы, любой стресс могут быть причиной поражения иммунной системы.

> Позднее прикладывание к груди ослабляет иммунитет!

Считают, что у новорожденного возникает стресс при отрыве его от матери сразу после родов, при позднем прикладывании его к груди . В результате этого ребенок вырастает с низким уровнем иммунитета, подавленный, не способный к активной полноценной жизни и во взрослом состоянии более подверженный болезням цивилизации: раку, инфаркту, гипертонии и т.д.

> Иммунитет и стресс

Какие изменения возникают в организме при стрессе? Один из крупнейших мировых физиологов Ганс Селье показал, что чем бы ни был вызван стресс, какая бы ни была его причина, реакция организма на него всегда однотипна. Она выражается в том, что вначале все силы организма мобилизуются, чтобы выжить, в том числе и иммунитет , а по прошествии времени наступает вторая фаза - фаза истощения (ее даже называют фазой повреждения). В этой фазе все защитные силы организма истощаются, и на этом фоне появляется множество различных заболеваний.

> Осторожней с моржеванием и "проныриванием"!

Подобные реакции у детей я наблюдала иногда при моржевании и особенно часто при так называемом "проныривании". Эти реакции выражались в том, что дети были или очень беспокойны (кричали днем и ночью) или, наоборот, были пассивны (плохо или слабо контактировали с окружающими). Особенно же поражало состояние их пищеварительной системы. По-видимому, стресс в первую очередь снижал выработку ферментов, из-за чего наблюдались следующие симптомы: вздутие живота, дисфункция кишечника (запор или понос), как следствие - плохая прибавка в весе. Таким образом, имело место одновременное поражение нервной и пищеварительной систем. Не могу утверждать, что такие нарушения встречаются у всех детей, подвергшихся моржеванию и "проныриванию", но среди моих пациентов подобные факты не могли не остановить моего внимания.

Иммунологическая лаборатория Московского института педиатрии и детской хирургии под руководством доктора Д.В.Стефани начинала сотрудничество с группой, занимавшейся по системе клуба "Здоровая семья" и практиковавшей моржевание детей. Сотрудники лаборатории обследовали нескольких детей и обнаружили, что у некоторых из них показатели иммунитета ухудшались. По-видимому, моржевание являлось для этих детей мощным стрессовым фактором. К сожалению, не представилось возможности выяснить, какие именно особенности детей предопределили ухудшение. После получения первых же результатов группа прекратила сотрудничество с лабораторией.

> Учение о стрессе И.А.Аршавского

Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном воздейсткии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию ученый физиолог И.А.Аршавский определяет как "физиологический стресс" в отличие от повреждающего "патологического стресса". Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 20- 22 градуса. Несомненно, что тренировать в нем эту способность стоит и дальше. А мы нередко начинаем кутать ребенка.

> Тугое пеленание вредно!

Полезно знать, что новорожденный способен сохранять температуру тела за счет повышения мышечного тонуса . Посмотрите, как он сгибает ножки, притягивает ручки к туловищу. Повышение тонуса мышц у новорожденного - это полезная компенсаторная реакция. Вот почему вредно тугое пеленание и все упражнения, снижающие тонус сгибателей у новорожденного. С учетом этих возможностей новорожденного и строится система закаливания, которую мне хочется вам предложить.

> Закаливание детей можно начинать с рождения

Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения ребенка. Надо только сначала показать ребенка врачу. Если малыш здоров и врач не находит у него никаких признаков поражения нервной системы, если он хорошо сосет и постоянно прибавляет в весе, то спокойно начинайте закаливание.

Итак, родился ребенок. Если роды прошли нормально и ребенок здоров, если за первые 4-5 дней потерял в весе не больше 200 г, и если в последующие дни идет прибавка в весе, то уже на 6-7-й день, после осмотра врачом, можно предложить разные варианты закаливания.

> Три варианта закаливания детей

Первый вариант закаливания. Мы купаем ребенка при обычной температуре человеческого тела - 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляется, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде на десять градусов холоднее, т.е. примерно 26-градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут начинаем его одевать. Каждые три дня снижаем температуру обливания на один градус и доходим до температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо. Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согревания в пеленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.

Второй вариант закаливания детей. Во время туалета малыша (несколько раз в день) обмываем теплой водой ягодицы и ноги. При этом стараемся, чтобы ноги стали теплыми. Потом быстро обмывам их холодной водой из-под крана. Затем так же, не вытирая, заворачиваем ребенка в теплые пеленки.

> Холодной водой надо обливать только теплого ребенка!

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка. Я вспоминаю, как наблюдала закаливание детей "по инструкции" в детских яслях, где работала в первые годы своей врачебной практики. Детей приводили с прогулки и сразу же поливали им ножки, затем, в соответствии с инструкцией, температуру воды через определенное количество дней постепенно снижали. Однако дети непрерывно болели. В чем же было дело? Никто не обращал внимания на то, что после прогулки, особенно зимой, ноги почти у всех детей были холодные, так что их обливали практически теплой водой.

> Как начать закаливание ребенка старше года?

Как быть, если ребенку уже больше года, а вы до сих пор не закаливали его? Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден, например, контрастный душ. Сначала вы ставите малыша или, лучше, становитесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребенок требует горячей воды - пусть будет горячая. Вначале разогрейте ребенку ступни, ладони и спину. В первую очередь - воротниковую зону спины. Потом вы говорите малышу: "Ну, давай с тобой станем под дождик". Обливаете ступни, ладони и очень быстро - воротниковую зону холодной водой и - снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холодным обливанием. Если у вас есть время, делайте до семи контрастных смен температуры. После процедуры перед одеванием не вытирайте ребенка, а закутайте на несколько минут.

> Ребенок не должен бояться!

Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после школы, часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы не превратить все это в стрессовую ситуацию. В таком случае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.

Предлагаемая процедура может быть использована и в детском саду. Ставятся три-четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.

Третий вариант закаливания детей. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушками. Пусть он согреется в теплой воде. Дети обычно любят расслабиться и полежать в ванне. Или пусть он греется под душем сколько хочет. А потом скажите ему: "Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам". И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холодную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: "А ну, давай с тобой по лужам побегаем!" И вот из теплой ванны - в холодный таз (или "под дождик"), а потом - опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И - снова в холодную. И так не менее трех раз. После последнего холодового воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и положите в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.

> Контрастные процедуры не следует прерывать и во время болезни!

Итак, лучше начинать с контрастных процедур. Их не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению. Я знаю одну замечательную маму. Она начала закаливать малыша с рождения. Он очень редко болел. Однажды она позвонила мне и спросила, что надо делать с ребенком: у него появилась небольшая температура, насморк. Она хотела сделать контрастные обливания, а он отказывается от них и требует только холодные. Значит, нагрузка для него была уже недостаточной. Дети начинают это чувствовать и сами проявляют инициативу. В этом случае мы с мамой решили сделать так, как просит ребенок. Мальчик достаточно быстро выздоровел и в последующем при заболеваниях сам обливался холодной водой.

Полагаю, что для успешного закаливания не стоит останавливаться на одних контрастах. Для некоторых детей можно предложить следующий вариант: перед пробуждением ребенка в ванну заранее наливается холодная вода. Как только ребенок просыпается, он из постели, теплый, окунается в ванну, затем закутывается в простыню, сразу одевается и приступает к остальным гигиеническим процедурам.

При контрастных процедурах существенно улучшается кровоток в носоглоточной области. Поэтому при разрастании аденоидов и хронических тонзиллитах показаны контрастные процедуры в сочетании с питанием, которое рекомендовано в предыдущих беседах.

> Бегание по снегу

Если ребенок привык к обливанию ступней холодной водой, то в зимний период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бегать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом должна быть земля, но не бетон и не асфальтированная дорожка. Естественно, не следует стоять на снегу на балконе. Как лучше проводить эту процедуру? Ребенка надо одеть так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше надеть, например, спортивный костюм, шерстяные носки и валенки.

Итак, вы выходите на улицу. Сначала немного побегайте - ребенок разогреется. Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, вначале буквально на секунды. Потом быстро вытирайте ноги от снега какой-нибудь тряпочкой и обувайтесь начиная с той ноги, которую первой поставили на снег. И снова побегайте в валенках. Продолжительность стояния на снегу, вначале очень короткая, потом может увеличиваться.

> Почему холодовое воздействие на стопы закаливает?

Почему же ребенок перестает болеть после таких процедур? Происходит следующее: сосуды стоп под влиянием холода суживаются и обязательно одномоментно суживаются сосуды носоглоточной области. Если человек не закален - возникает острое респираторное заболевание (вирус внедряется в клетки носоглоточной области). А у закаленного человека - наоборот, в ответ на холод происходит вначале сужение, а потом резкое расширение мелких сосудов стоп и, рефлекторно, - сосудов верхних дыхательных путей. Уверена, что эта процедура доставит вам огромное наслаждение. Особенно, если вы будете выполнять ее всей семьей. Необязательно делать ее каждый день. Можно два раза в неделю, но с удовольствием, с радостью. Не удивляйтесь, что через некоторое время, глядя на падающий снег, вы ощутите огромное желание выйти на улицу и постоять на снегу. Особенно если у вас неприятности или плохое самочувствие.

> О солнечных ваннах

В начале беседы я умышленно не упомянула еще один фактор закаливания - солнечные ванны. Раньше солнечные и воздушные ванны широко использовали для закаливания детей. Теперь, после Чернобыля и возможного увеличения радиации во многих местностях, к солнечным ваннам нужно относиться более осторожно. Но все же летом надо как можно больше раздевать детей, оставляя покрытой только головку.

> Водные процедуры на природе

Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются.

Можно обливать детей прямо на улице. Хорошо рано утром поставить ванну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой, завернуть в пеленки и унести в дом. Для детей раннего возраста , страдающих рахитом , хорошо сделать песочницу и расположить ее так, чтобы рано утром она была на солнце, а попозже, когда ребенок выйдет на улицу, оказалась в тени. Ребенку очень полезно сидеть и играть на теплом песке в тени. Спать летом в саду хорошо всем маленьким детям, но только не на ярком солнце, а в кружевной тени деревьев.

> О пользе бани

В заключение нашей беседы я хотела бы предложить вашей семье сделать регулярными посещения бани. Баня - замечательная закаливающая и лечебная процедура. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани - гипертония высокой степени или гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы, особенно повышенное внутричерепное давление, болезни сердца.

> Когда можно в первый раз в баню?

Первый раз можно повести малыша в баню в 7-8 месяцев. Есть два варианта бани : сухая (финская) и парная (русская). Определите, что вы переносите лучше, и придерживайтесь своего выбора. Дети, как правило, лучше переносят парную.

> Как действовать в парилке и после нее?

Если вы решили зайти в парилку русской бани, приготовьте заранее два-три тазика холодной воды. Наденьте на голову себе и малышу толстые шерстяные шапочки и занесите его в парилку. Ребенок должен быть сухим. Лучше внести его тогда, когда там немного людей, потому что шум и крик вообще плохо действуют на детей. С первого же раза не стоит забираться на полки. И вообще, не надо вести его наверх насильно. Может быть, после нескольких раз он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то не торопитесь: при его крике или испуге тут же покиньте парилку. Выйдя оттуда, надо сразу же облить и ребенка, и себя холодной водой из приготовленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру повторите три раза. Только после этого можно вымыть ребенка.

Посещение бани должно быть радостью для малыша. Во время отдыха побольше общайтесь с ним. Не заставляйте его насильно идти в парилку, не пугайте его - только тогда вы добьетесь эффекта от данной процедуры.

> Используйте для закаливания ребенка все возможности!

Хорошо закалить городского ребенка можно и летом, и зимой. Используйте для этого все возможности, в том числе - зимние и летние походы в лес, на речку, на рыбалку. Чем больше будет малыш общаться с природой, тем спокойнее и здоровее он будет себя ощущать.