Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии. Агрессивный ребенок – почему и что делать

Одной из ступеней развития малышей становится агрессия у ребенка. Она занимает ключевую роль, как ходьба или развитие речи. С ней сталкивается каждая семья и их подрастающее поколение.

Детская агрессия:

  • модель поведения;
  • эмоциональная реакция на внешние раздражители;
  • сила борьбы против дискомфорта;
  • отсутствие нормальной реакции на ситуацию.

Кто такие агрессивные дети? Причины и последствия детской агрессии? Что делать родителям? Давайте разбираться.

Понятие агрессии и ее виды

Детская агрессия является естественным процессом развития поведения.

Страх, гнев, обида, безысходность, раздражение - все это сильные негативные эмоции, с которыми приходится жить. Малыш должен научиться реагировать правильно на эмоции. Задача родителей - помочь приспособиться к адекватному поведению в социуме.

Ребенок проявляет агрессию в неосознанно. Переходя на жизни, ребенок стремится к выражению себя как личность. вполне способны выразить свое недовольство и агрессивное поведение.

Выделяют два основных вида детской агрессии:

  • прямая (вербальная);
  • косвенная (невербальная).

Прямая агрессия - это выражение негатива конкретному обидчику. Она выражается как мимикой и жестами, так и физической расправой (удары и драки, порча вещей).

Косвенная - перенос своих эмоций на младших детей, сверстников, игрушки.

Еще одним видом агрессии выступает аутогрессия - выражается в самообвинении, нанесении самому себе телесных наказаний.

Что же толкает деток, и с какими причинами связана детская агрессивность?

Причины агрессии у детей.

Перечисленные ниже ситуации, могу быть причиной агрессивного поведения.

  1. Недостаток внимания со стороны родителей, несмотря на вполне нормальную атмосферу в семье.
  2. Неправильная реакция родителей на поведение ребенка. Агрессия со стороны родителей в таких ситуациях крайне недопустима.
  3. Причиной агрессии у детей могут стать серьезные заболевания головного мозга и расстройство психики.
  4. Копирование родителей, которые сами неспособны справиться с выражением негативных эмоций.
  5. Нездоровая атмосфера в семье, злоупотребление ее членами алкоголем.
  6. Слишком жесткие действия и за любую малую провинность ().
  7. Попустительское отношение с боку родителей на агрессивные поступки маленького хулигана.
  8. Возрастные изменения, так называемые кризисы: 3 года, 7 лет, 12 и 14 лет.
  9. Желание быть во всем первым.
  10. Защитная реакция.
  11. Превращение агрессивного поведения в обыденное.
  12. Использование агрессии как оружия для самовыражения.
  13. со стороны родителей.

Какой бы ни была причина агрессии у детей, следует помнить следующее: агрессивные малыши, причины и последствия детской агрессии - все это полностью ложится на совесть родителей.

Последствия агрессивного поведения

Негативная реакция ведет к необратимым последствиям, и агрессия не стала исключением.

Последствия:

  • отчуждение и одиночество в детском коллективе (садик, школа, институт);
  • негативный пример для окружающих, проявление антисоциального поведения в коллективе;
  • проблемы с соблюдением норм и законов общества;
  • психологические трудности: страх, неуверенность, психоз, невроз;
  • отсутствие социального поведения в подростковом и взрослом возрасте;
  • потеря личности для общества;
  • неумение общаться в коллективе.

Агрессивные дети - причины и последствия детской агрессии могут быть самыми печальными. Своевременная профилактика и коррекция действий в детском возрасте станет гарантом успешности во взрослом мире.

Правила поведения для детей и взрослых

Прислушавшись к следующим советам, процесс воспитания вашего чада преобразуется новыми идеями и возможностями по разрешению конфликтных ситуаций.

Для родителей:

  • в случае нескольких детей в семье каждому уделить должное внимание;
  • наладить семейные отношения между всеми членами семьи;
  • зная, что будет агрессивное поведение после ваших слов или действий, по возможности исключить их;
  • установить наличие всех семейных проблем для их устранения;
  • при первых признаках агрессии перенаправить (отвлечь) малыша в положительное русло;
  • при каждом конфликте в семье не боятся напоминать всем присутствующим, что на вас смотрит малыш и копирует модель поведения;
  • не обзывать ребенка ни при каких обстоятельствах;
  • привить малышу навыки общению со сверстниками;
  • если все в порядке, а поведение малыша остается агрессивным, обратиться за помощью к специалистам (психологу, невропатологу);
  • агрессивные меры воспитания (угол, на колени, шлепки) приводят к такому же ответу;
  • не сравнивать свое чадо с лучшими детьми;
  • не употреблять слово «плохой», не занижать детскую самооценку;
  • любить дитя, несмотря на его поведение, и каждый раз демонстрировать ему свое отношение;
  • не разрешать непоседе направлять в человека или животного детским оружием, даже в игре.


Разговаривайте, объясняйте все мотивы и следствия поведения, уговаривайте и договаривайтесь с ним. Малыш также научится обговаривать с вами свое негодование и чувство, будет выражать словами свои эмоции.

Внимание. Всегда хвалите ребенка прилюдно и ругайте исключительно наедине.

Агрессивное поведение ребенка, ее причины и последствия можно предупредить, если вы будете регулярно хвалить малыша.

Коррекционные занятия с детьми заключаются в проигрывании конфликтной ситуации как театральное представление; в обучении ругаться и кричать в приемлемой для общества форме; в помощи в общении с окружающими людьми; в умении совладать со своими эмоциями.

Широко распространено понятие агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии не должны считаться только негативом. У каждой медали есть две стороны, в агрессивном поведении есть и хорошая сторона. Направьте детскую агрессию на достижение целей, преодоление трудностей, завоевания и объединения коллектива, самовыражения в социуме.

Когда рождается ребенок, он кажется милым комочком радости и доброты. Он не способен никому причинить вреда и боли. Однако со временем можно обнаружить признаки агрессии у ребенка. Чтобы ответить на вопрос, как с нею справиться, нужно выявить причины, почему она возникла.

Интернет-журнал сайт называет , которое направлено на причинение вреда другому лицу или разрушение предмета с целью удовлетворения своих желаний. Деструктивное поведение противоречит нормам морали, приличий и закона. Однако следует понимать, что ребенок пока еще не знает все эти правила и законы, по которым живут взрослые люди. Он пока еще ведет себя, как инстинктивное животное, которое даже еще не владеет своим телом в совершенстве.

Агрессия у детей – частое явление. Можно сказать, что она является некоторой нормой, особенно если в ее возникновении лежат веские причины. К примеру, отмечено, что дети, которые лишаются материнского внимания и достаточно резко отлучают от груди, становятся подозрительными, эгоистичными, жестокими и тревожными. В случае, если ребенок воспитывается в среде любви и мягкости, тогда у ребенка отсутствуют подобные качества.

Нередко на развитие агрессивности влияет состояние здоровья. Если у ребенка имеются хронические болезни, у него наблюдаются психологические отклонения либо он страдает проблемами с работой головного мозга, тогда у него и на уровне поведения возможны отклонения.

Но все же чаще всего агрессивность у ребенка является результатом особого воспитания родителей. Так, агрессия возникает у малыша, если родители неправильным образом реагируют и, как следствие, наказывают его за проявление гнева. Здесь частыми становятся два метода:

  1. Снисходительность.
  2. Строгость.

В какой семье чаще всего вырастают агрессивные дети? На удивление, и там, и там могут появиться дети с агрессивными чертами характера:

  1. Если родители стараются вообще не обращать внимания на то, как ведет себя ребенок, то со временем он начинает считать, что такое поведение правильное.
  2. Если родители наказывают ребенка за агрессию, постоянно заставляют ее не проявлять, то на удивление ребенок просто научается сдерживать свои при родителях, но выплескивать их на тех лиц, которые не могут ему противостоять. Агрессия никуда не девается, а просто накапливается и выплескивается в более удобных ситуациях.

Лишь при соблюдении «золотой середины» в воспитании родители способны помочь ребенку справляться со своей агрессией.

Что такое агрессия у детей?

Обычно люди отрицательно реагируют на агрессию. Даже если ее проявляет ребенок, она все равно вызывает негативные эмоции. Что такое агрессия у детей? Это поведение негативного характера, которое направлено на устранение того, из-за чего негодует ребенок. Так, часто дети негодуют из-за поведения родителей, которые их заставляют, командуют, запрещают и т. д. Кажется, что агрессия в такой ситуации является положительным качеством, поскольку ребенок проявляет ее для отстаивания своей правоты, свободы и прав. Однако бывают случаи агрессивного поведения детей, которые не могут быть аргументированы положительными мотивами. К примеру, убийство птичек или котят. Применение физической силы в отношении сверстников. Как такое можно объяснить?

Здесь тоже речь идет об агрессии, которая выражается в деструктивных поступках, направленных на устранение некоторого негодования. Однако нередко «слабые» страдают лишь потому, что ребенок не способен выплеснуть свою агрессию на тех, кто действительно ее вызывает. Зачастую этими провокаторами являются родители.

В переводе с латинского агрессия означает «приступ», «нападение». Ребенок проявляет агрессию в результате воспитания, через которое проводят его родители. И нередко агрессия при ошибочном воспитании становится чертой характера ребенка.

Как сами дети понимают собственную агрессивность? Это будет интересно узнать родителям.

  1. Каких людей агрессивный ребенок считает агрессивными? Ответы в 50% случаев: «Папу и маму, потому что они постоянно ругаются и бьются».
  2. Как бы агрессивный ребенок поступил, если бы он встретился с таким же агрессивным сверстником? Ответы: «Начал бы драться: испачкал его, обрызгал, побил».
  3. Считает ли агрессивный ребенок себя агрессивным? Ответом будет «нет».

Очевидно, что дети агрессивными становятся лишь потому, что подобным образом ведут себя родители. Другими словами, дети копируют поведение родителей, совершая такие же поступки, которые совершили бы родители на их месте.

Агрессивные дети не способны оценить свое поведение адекватно. Более того, их набор действий в обычной ситуации достаточно ограничен. Если они считают что-то опасным, то их единственной реакцией является защита. Драки, оскорбления, порча – все это способы защиты, которыми ребенок ранее добивался своего (отстаивал свои права, свободу и свое «Я»).

Почему возникает агрессия у детей?

Причинами, из-за которых возникает агрессия у детей, являются:

  1. Проблемы с работой головного мозга, соматические заболевания.
  2. Равнодушное отношение родителей к детям, к их успехам, статусу, интересам.
  3. Агрессивное поведение самих родителей, что может проявляться не только дома, но и среди людей. Дети в таком случае просто копируют поведение родителей.
  4. Чрезмерная возбудимость.
  5. Низкое интеллектуальное развитие.
  6. , где у ребенка с родителями или между мамой и папой постоянно возникают перебранки, отсутствует понимание и совместные интересы.
  7. Низкая самооценка, неумение ребенка контролировать свои эмоции и поступки.
  8. Привязанность ребенка к одному из родителей, тогда как ко второму родителю проявляется агрессивное поведение.
  9. Увлеченность жестокими компьютерными играми, наблюдение агрессивного поведения с экранов телевизора.
  10. Отсутствие навыков построения отношений с людьми.
  11. Непоследовательность в воспитании ребенка, отсутствие единого воспитания, которое бы применяли оба родителя.

Агрессия у ребенка чаще всего берется из воспитания, которое к нему применяется, когда родители очень часто его наказывают либо не уделяют должного внимания, поэтому он агрессивными поступками привлекает его к себе.

Как распознать агрессию у детей?

Агрессию у детей можно достаточно легко распознать. В коллективе можно найти хотя бы одного ребенка, который будет соответствующим образом себя вести:

  • Отбирать игрушки.
  • Обзывать, применять грубые выражения.
  • Нападать с кулаками.

Подобным поведением они провоцируют других детей на драки. Взрослым и детям трудно понять такого ершистого, грубого, драчливого ребенка. Однако именно такому ребенку нужно понимание, ласка и любовь. Часто ребенок становится агрессивным по причине того, что родители не обращают на него внимания, не участвуют в его жизни. Тогда ему начинает казаться, что его не любят, он никому не нужен, его отвергают.

Агрессивное поведение является отсутствием навыков самоконтроля, что должны прививать родители. Также ребенок просто испытывает внутренние противоречия, негодование, дискомфорт, что и отражается в деструктивном поведении. Желая найти способ, как заполучить любовь родителей, он может остановиться на агрессивных поступках, поскольку после их совершения родители наконец-то обращают на него внимание. Даже если они кричат на него, это все равно хоть какое-то внимание, в котором он нуждается.

Нередко агрессивное поведение является единственным способом, как завоевать свое место под солнцем. Если ребенок не знает иных способов, как это сделать, а также только агрессивным поведением добивался всегда своего, тогда его поступки станут его чертой характера.

Агрессию у ребенка можно выявить по таким критериям:

  1. Потеря самоконтроля.
  2. Частый спор и вступление в конфликт.
  3. Специальное раздражение людей.
  4. Отказ от выполнения правил.
  5. Обвинение других в своих ошибках.
  6. Сердитость и отказ от выполнения чего-либо.
  7. Мстительность, завистливость.
  8. Чувствительность к малейшим проявлениям окружающих людей, которые он может воспринимать, как угрозу для себя.

Откуда агрессия у ребенка?

Ребенок агрессивен, поскольку живет в неблагополучной семье, лишен желаемого, пробует свое поведение над взрослыми.

В 2 годика малыш может кусаться. Таким способом он может доминировать над остальными. Таким образом он показывает свою силу. Также малыш может копировать поведение мамы, которая сама себя агрессивно ведет.

В 3 годика агрессия у детей нередко возникает из-за игрушек. Они начинают пихаться, толкаться, плеваться, драться, бросаться чем-то. Здесь родителям нужно не бить и не разнимать детей, а отвлечь их внимание на что-то другое.

В 4 года малыш становится менее агрессивным, однако он еще не умеет понимать чужую точку зрения. Для него мир либо плохой, либо хороший. После просмотра фильма малыш не отличает, где правда, а где вымысел. Вот почему родители все должны объяснять ребенку. Он нуждается в четких инструкциях и правилах, которые способен понять.

Дети в 5 лет начинают агрессивно себя вести, в соответствии со своим полом:

  1. Мальчики используют физическую силу.
  2. Девочки используют словесные оскорбления, угрозы, унижения.

Начиная с 6-7 лет, дети начинают потихоньку обучаться самоконтролю. Агрессия в данном возрасте может быть вызвана неудачами, отсутствием любви и понимания, заброшенностью малыша.

Как справиться с агрессией у ребенка?

Агрессии у ребенка не нужно потворствовать и игнорировать. Нужно ее устранять. Для этого следует выяснить причины ее возникновения, затем их устранить. Если малыш нуждается в родительском внимании, тогда нужно его давать в ситуациях, когда ребенок ведет себя хорошо.

Нужно с малышом играться в ролевые игры. Это поможет моделировать различные ситуации из жизни и отрабатывать навыки того, как контролировать свои эмоции и правильно себя вести в ситуации угрозы или агрессии.

Важно ребенка научить выплескивать свои отрицательные эмоции благими способами:

  1. Нарисовать свою агрессию и порвать рисунок.
  2. Побить подушку.
  3. Переключить внимание на что-то другое.

Родители должны стать примером для подражания, как себя нужно вести в отношениях с другими людьми. Можно заняться спортом, чтобы выплескивать лишнюю энергию. Важно с малышом по-дружески общаться и проводить с ним время.

Итог

Агрессия является естественной реакцией у ребенка, который негодует. Если родители ничего не будут делать для ее устранения, тогда агрессивное поведение закрепится, поскольку только таким способом ребенок сможет выплескивать свое накопившееся негодование. Если взрослым не удается изменить поведение ребенка, тогда следует обратиться за помощью к детскому психологу.

Детская агрессия – разрушительное поведение, которое противоречит нормам существования в социуме, причиняет физический или психологический ущерб объектам нападения, а также вызывает дискомфорт.

Выделяют пять типов агрессии:

  • физическая;
  • агрессия в виде раздражения, вспыльчивости;
  • речевая агрессия;
  • косвенная: направленная на кого-то и ненаправленная на кого-то конкретно;
  • оппозиционный негативизм.

Причины

В принципе, проявления агрессии не должны сразу настораживать. Ведь маленький ребёнок не умеет ещё по-другому проявлять свои сильные эмоции. Но, частые и сильные случаи всё же заставляют обратить на себя внимание и задуматься: почему же приходится сталкиваться с детской агрессией, какова её причина и последствия?

Вот наиболее распространённые факторы, которые могут стать причинами детской агрессии:

  1. Окружающая среда.

Увы, но неумение родителей решать спорные вопросы без кулаков или частое использование физических наказаний в качестве «обучающих» и «воспитывающих», приводит к усвоению такого рода поведения. Ребёнку непонятно: почему папа может стукнуть маму, чтобы добиться желаемого, а он не может при этом побить девочку в детском саду, например. Кстати, это ещё один повод задуматься в тех ситуациях, когда брак сохраняется «несмотря ни на что, лишь бы был отец у ребёнка». Увы, но в таких случаях можно сделать только хуже маленькой личности.

  1. Яблочко от яблоньки недалеко падает.

В принципе, этот пункт некоторое дополнение к первому, но с важным акцентом: детская жестокость напрямую зависит от материнской агрессии. Нет, ваш сын совсем не похож на «своего отца» или «вашу свекровь»! Нет, он вообще ни при чём, что вы незапланированно его родили и из-за этого бросили учёбу, работу и так далее. Но, подобные претензии зачастую порождают всплески детской жестокости. Не может ваш малыш ответить: «сама виновата», вот он и вымещает скопившуюся обиду на других.

  1. Хочу внимания!

Иногда ребёнку не удаётся привлечь к себе внимание с позитивной стороны. Тогда на помощь приходит вот такое «неправильное» поведение. И пусть кроху ругают, но он добился своего – его не игнорируют. Такое поведение часто наблюдается в случае разводов и необходимости матери тратить много времени для зарабатывания средств к существованию.


Ребёнок получается одновременно «заброшенным» двумя значимыми для себя людьми: папой, который развернулся и ушёл, и мамой, которая пропадает на работе. Оставленный на бабушек – дедушек, малыш не чувствует должной эмоциональной отдачи: пожилым людям главное накормить и отправить его погулять, ведь они просто устают от его энергии. Вот и проявляет такой малыш агрессию, чтобы все к нему сбежались и обратили, наконец, на него внимание.

  1. Ревность.

Этот пункт можно выделить в отдельную тему статьи. Дети очень привязаны к значимым для себя людям. Особенно часто таким значимым человеком является мама. И вот мама похвалила чужого ребёнка, его рисунок или поделку. Но, не просто похвалила, а так, что малыш почувствовал себя обделённым. Он может проявить приступ такой агрессии: сломать чужую поделку, порвать рисунок.

Но, эта же ревность носит другие, более тяжелые для всех вариации. Например, ребёнок постоянно обижает младшего брата (сестру), «выливает» на него свою агрессию из-за «большего внимания со стороны матери на маленького». Или малыша «подменяют», когда в дом приходит новый мамин избранник. И чем больше мама мечется «между двух огней» и пытается загладить вину «сорванца» перед «чужим дядькой», тем яростнее и агрессивнее становится поведение крохи.

  1. Зависть.

У малыша ещё не развито чувство «социального табу» и по большому счёту у него действительно «нет совести». Мир для него существует в упрощённой схеме. И поэтому, если ребёнок видит что-то эдакое, он это хочет. И если это что-то у другого крохи и ему не достанется, он считает это несправедливым и «исправляет»: отбирает, ломает. Помните знаменитое выражение: «Так не доставайся ты никому»? Вот это из этой серии. Естественно, подобное поведение свойственно и в более старшем возрасте (и даже взрослым). Но, совершаются такие акты завуалированно, как бы «случайно»: наступил на подол или пролил кофе на шикарное платье коллеги; переложил папку с важным отчётом, чтобы «товарищ» выглядел бледно перед шефом и т.д. У детей же действие совершается открыто и показательно.

  1. Лучшая защита – это нападение.

Если ребёнок не понимает — как себя вести, боится или опасается, одним из возможных разрешений таких внутренних переживаний становится проявление агрессии. Ребенок, перейдя в другую школу «на всякий случай» начинает всех колотить, чтобы не стать самому жертвой. Очень распространённый нынче вариант вербальной агрессии у полных деток. Опасаясь насмешек, они сами пытаются всячески дразнить, высмеивать и подкалывать окружающих.

Иногда можно отметить и тот факт, что важным пусковым механизмом в проявлении таких действий ребёнком, служит агрессия у материк ребёнку. Она может быть вызвана разными моментами: как банальной усталостью, так и подсознательным обвинением ребёнка в несбывшихся планах. Мы это уже упоминали как отдельный пункт. Но, это тема для другой статьи. И здесь, конечно, борьба с детской агрессией невозможна без решения взрослых проблем.

Симптомы

Агрессия у ребёнка 2 лет чаще всего связана с приступами неуправляемого упрямства, когда ребёнок начинает брыкаться, капризничать и пытаться таким образом проявить своё недовольство. Однако, после двух, ближе к трём годам многие детки поступают в детский сад. И здесь кроха сталкивается с неведомой ему ситуацией самостоятельного взаимодействия со сверстниками и отстаивания своих интересов. Поэтому агрессия у ребёнка 3 лет – нормальное явление ещё незрелой нервной системы. На самом деле гораздо хуже, если малыш совсем её не проявляет. Ведь согласитесь, иногда даже самому мирному человеку приходится отстаивать свои права.

Говоря про агрессию 3 лет, стоит упомянуть распространённые ошибки родителей, ведущие к нежелательным последствиям. Как ни парадоксально, но полное и жёсткое табу на подобное проявление своего недовольства не искореняет агрессию, а переводит её в другие формы: развивается нытьё, молчаливое сопротивление или упрямство в виде «из принципа наоборот». Поэтому важно не ругать ребёнка за форму агрессии, а разбираться в её причине и учить его выражать свои претензии по-другому – словами. Хотя ябедничество тоже стоит исключить.

Ещё одна распространённая ошибка – «показать кто в доме хозяин». Родители пытаются физически «перевоспитать» своё чадо, при этом вступая в постоянные споры между собой. Это приводит только к ещё большей раздражительности и нетерпимости малыша. Ведь родители сами поступают эмоционально, несдержанно и агрессивно.

Нельзя не заострить внимание на том, что агрессия у детей 3-4 лет может быть направленна на определённого человека или группу людей. Поэтому не стоит удивляться, что малыш дома ведёт себя вполне адекватно, а в детском саду на него постоянно жалуются как на агрессора: покусал, побил, поломал. Всё дело в том, что дома ребёнка действительно всё устраивает, а в садике нет. И причиной может быть что угодно: страх одиночества и некомфортное ощущение из-за вечно кричащего воспитателя. Но, если закрыть воспитателю рот ребёнок не в силах, он выплёскивает свои внутренние переживания на тех, кого может одолеть.

Не стоит так же забывать, что агрессия в 3 года совпадает с кризисом «Я сам». Ребёнок вдруг осознаёт себя как самостоятельную личность. Но, многие родители начинают подавлять эту самую, по их мнению, избыточную самостоятельность. Некоторым взрослым не слишком понятно, что слова «нельзя, будет плохо» абсолютно ничего не дают в плане опыта. Ведь ребёнку интересно насколько нельзя и как именно ему будет плохо. Кроме того, маленькому человеку невозможно понять: почему, когда ему совсем не хочется быть одному и самостоятельному, его оставляют в саду и он вынужден сам кушать, ходить в туалет, что-то убирать… А когда ему хочется проявить самостоятельность и смешать маме чудо-блюдо из яиц и жидкости для мытья посуды, ему вдруг нельзя. Естественно, что на запреты, он реагирует негодованием, топаньем и раздражением.

Вообще агрессия у детей дошкольного возраста часто связанна со стремлением взрослых чрезмерно подавлять и контролировать ребёнка, вписывать его в свои «идеальные рамки». Хотя зачастую такая проблема сохраняется даже когда люди становятся взрослыми.

Такие жёсткие «запихивания» в идеальные требования могут порождать приступы аутоагрессии. Ведь когда малыш не может соответствовать — он расстраивается, эмоции переполняют, он «наказывает плохого и виноватого», то есть – себя самого.

Аутоагрессия у детей тесно связанна с возрастом. Так, детки до 3 лет, которые по сути ещё рассматривают себя как продолжение взрослого, просто выполняют его угрозы. Если взрослый говорит: «Перестань, а то наколю язык иголкой», ребёнок может начать себя кусать. Ведь он реально верит в возможность такого действия.

В возрасте 4-6 лет дети часто приписывают себе чужую вину. Развод, раздражение мамы, нехватку денег. Ребёнок всерьёз может обвинять себя в этом. Ситуация усугубляется, если при этом сам ребёнок мнительный, с низкой самооценкой или кто-то из домочадцев позволяет себе говорить, что он не «слишком умный/ красивый/ удачный».

А вот после 7, дети могут прибегать к аутоагрессии как к способу манипуляции. Причём как осознанно, так и нет. Ведь если они обделены заботой и вниманием здоровыми, почему бы не стать «больными» или «покалеченными»?

Однако не стоит путать аутоагрессию с исследовательскими стремлениями. Порою дети наносят себе травмы, желая посмотреть: что же будет, как потечёт кровь.

Сохранение же яркого проявления физической агрессии у ребёнка 4 лет – это повод хорошенько разобраться в её причинах, обратившись с вашим малышом к психологу или психотерапевту.

Что касается допустимых вариантов агрессии у ребёнка 4-5 лет, то стоит говорить о изменении её в сторону вербальных форм. Дети продолжают отстаивать своё личное пространство, поэтому они могут жёстко «исключать из игры чужаков» или прогонять тех, кто не нравится. И здесь важно неоднократно спокойно пояснять неправильность таких действий. Это позволит сформировать у ребёнка впоследствии толерантность и терпимость.

Агрессия у детей дошкольного возраста связана в большей степени с неумением контролировать свои эмоции, и советы психолога, в первую очередь, будут направлены на помощь ребёнку в преодолении внутреннего напряжения и проявлениях его в иных формах.

Агрессия у детей младшего школьного возраста несколько отличается, поскольку эти детки уже обладают достаточным самоконтролем. Но склонность решать что-то с помощью агрессивных действий ещё сохраняется. И если мальчики склонны прибегать к открытым физическим действиям, то девочки начинаю использовать скрытую агрессию. У детей она часто проявляется в виде обидных прозвищ, насмешек или, наоборот, бойкотов.

Кризис младшего школьного возраста обусловлен,в том числе, и ощущением ребёнка как «взрослого». Агрессия у ребёнка 7-8 лет чаще всего связанна с ориентацией на взрослого человека. Поэтому советы психолога будут направлены на выявление и устранение конфликтов и проблем в семье.

Психотерапия

Агрессия, проявляющаяся у детей – сложная тема, требующая всестороннего подхода и выявления истинных причин. Поэтому лучшие рекомендации родителям даст психолог или психотерапевт, который разберётся конкретно в вашей ситуации.

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», « », но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Психологи ищут истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Они советуют либо игнорировать гневное поведение, либо подвергать непослушных бунтарей соответствующему наказанию. В первом случае родители «не замечают» враждебности, но активно поощряют хорошие поступки. Этот способ эффективен только в раннем детском возрасте и он действительно приводит к постепенному угасанию гнева.


Обязательное поощрение хороших поступков - отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.

Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.


Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.


Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: );
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: );
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.


Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе - не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.


Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности - говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: ). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.


Предложив ребенку выразить свои чувства через творчество, можно понять корень проблемы и переосмыслить ее вместе

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

(6 оценили на 4,17 из 5 )

Здравствуйте. Сыну 5 лет. Проявляет агрессию ко всем членам семьи. Вне дома он ангел. Если что-то не по его он моментально вспыхивает. Может ударить, начинает кричать, говорит обидные слова.
Я переживаю, что происходит у него в саду. Он категорически не хочет ходить туда. На все расспросы что происходит, тебя кто-то обижает? Отвечает нет, в саду скучно. Когда я отвожу его в сад, он плачет и мне приходится его буквально затаскивать.
Не могу понять — может я что-то не так делаю? Не правильно его воспитываю? Или все-таки что-то его беспокоит?

  • добрый день. мой сын в 5 классе срывает уроки у молодых учителей. при разговоре все понимает и осознает. но без меня в школе откровенно хамит. и разговаривала. и наказала вот только. хотят из школы выгнать его. но оценки 3,4,5. в прошлой школе 1,2,3 класс учились там было проще. что делать не знаю.. родители в классе уже против моего сына и меня..

  • Здраствуйте. Дочку я не бью и отношусь к ней ласково. Ей 5 лет 8 месяцев. Она меня бьет с сильной агрессией, сжимая зубы. Кусает и щипает, со злостью спрашивает: «Ну что больно тебе?» Я говорю, да. А ее это радует и она еще сильнее начинает бить. Как мне быть в таких случаях? Даю успокаительное + магний В6.

  • Ребёнку 7 лет, в школе стал вести себя агрессивно, не слушает, на замечания реагирует агрессивно, ему хочется кого-то ударить, толкнуть. Психует, плачет. Что делать?

  • Очень сильная агрессии у девочки 9 лет к одноклассникам. Но только к тем, кто ее обижает и зло подшучивает. Говорит что не может не обращать внимания, и злость из нее берется не ясно откуда. Сегодня был инцидент что даже вызвали в школу к психологу. Она наговорила ему что в ней живёт злая сущность. А детям и учителю пожелала сгореть в аду! Говорит что не может промолчать когда над ней шутят. На учёте не стояла, в садике такого не было.

    Моей дочери 11 лет — учимся в пятом классе — смена учителей и требований! Постоянно переживает, что ее будут ругать за плохие оценки. У меня ещё есть сын 3 года. Она к нему очень ревнует. В результате — появилась агрессия и нежелание ходить в школу, ненависть к учителям, не понимание зачем жить. Не знаю как ей помочь!

    У моего ребёнка умеренная УО, ведёт себя агрессивно. Лежал 2 раза в пнд из препаратов принимает Тизерцин, но он привык к таблеткам, они на него не действуют, ежедневные жалобы на поведение, агрессию, по словам воспитателя и преподавателей не сидит на уроках, и мешает другим детям заниматься. При обращении оговаривается, в столовой ест безобразно… Дома ведёт себя лучше, но в основном так же. Не хочется, чтобы его переводили на индивидуальные занятия, иначе думаю вообще одичает. Помогите пожалуйста, посоветуйте что-нибудь. Спасибо заранее!!

    Моей дочери 10 лет, пол года назад мы вернулись из заграницы, где жили 5 лет, то есть с 4 лет у неё не было достаточно друзей, дефицит общения, особенно девочек. В последний год она дружила с двумя мальчиками на год старше и на год младше её, мальчики очень спокойные, уступчивые, дочка ими руководила. Сейчас ей сложно найти общий язык со сверстниками, может ругаться, грубить, а после сама от этого страдает, пытаюсь с ней разговаривать, объяснять что к ребятам нужно идти с добром, улыбкой, позитивом, но как то тяжело нам эта адаптация даётся((. В семье она поздний ребёнок, мы её любим, где-то может балуем, с мужем у нас отношения добрые, хорошие, не ругаемся не кричим, откуда у неё этот негатив и агрессия? Не знаю что с этим делать(

    Дочка 2 года, она нападает на детей, толкает, кусает, что делать. Я ей объясняю, что ты делаешь, она потом извиняется и целует, обещает что так больше не будет делать, но всё равно.

    В пятом классе обучаются две девочки двойняшки, у одной из них с первого класса наблюдается частая смена настроения, капризы, агрессия по отношению к сестре. В 5 классе появились проблемы с учителями, одна из сестер не хочет выходить к доске по требованию учителя, просто игнорирует просьбу учителя. Что можно сделать в этой ситуации?

    Моему сыну 11 лет, подарили на новый год желанный телефон, сын обещал слушаться и повысить успеваемость в школе. Он скачал игру на телефон и постоянно играет, снизилась успеваемость, дома ничего не желает делать на замечания огрызается, кричит. Попыталась забрать телефон, проявляет агрессию в действиях и словах. Я не могу передать его слов просто стыдно и обидно. Он всегда был добрым мальчиком. С детства его баловали, телесные наказания не применяли, ругали иногда. Не знаю что с этим делать.

    Моя 10-летняя дочь ведёт себя агрессивно и по-хамски по отношению ко мне, бабушке. Не желает делать домашнее задание, отрицает очевидные вещи, говорит, что ей это не нужно, что лень… Начинаю всегда по-хорошему понять ее поведение, но всегда все мои доводы приводят к конфликту. Очень тяжело от бессилия перед происходящим. Растёт дочка в благополучной семье, ни в чем не нуждается. Помогите понять причины ее агрессии.

    У меня сыну 14 лет. Учится в 7 классе. Учится не плохо. Но он перестал общаться с одноклассниками, дома постоянные конфликты, обижает бабушку и младшего брата, папа с нами не живет. Постоянные скандалы. И становится все хуже и хуже. Я думаю может у него ревность к младшему братику, ему 8 лет.

    Моему сыну 9 лет, почти 10. В последнее время стал агрессивным, врёт, прогуливает школу и тренировки. При моей попытке поговорить и разобраться, психует, топает ногами, огрызается. В школе не обижают. Учится хорошо. Что делать?