Как сделать японское кимоно. Японский национальный костюм

Хакама (продолжение предыдущего поста)

Это широкие, обычно складчатые, штаны (или - что менее известно - юбка) с разрезами от пояса до бедра. Благодаря этому хакама, как и кимоно, можно надеть и на толстого, и на худого человека. У женских хакама пояс выше - он завязывается под грудью.

Крой

Ткань шириной около 110 см кроится по указанным линиям. Как и для кимоно, к длине хакама надо прибавить несколько сантиметров на подгибку. В остальном припуски на швы включены в выкройку.

Пошив

Если ткань "сыпучая", прежде всего обработайте все края зигзагом.
Сшейте попарно детали передних и задних половин каждой штанины (должны получиться 4 одинаковых детали).
Две передних детали сшейте вместе по среднему шву от верха на 30 см (для женских хакама эта длина может быть больше, скажем, 40 см, - из-за того, что они надеваются выше), точно так же сшейте задние.
С внешних верхних краев каждой из получившихся деталей отогните на изнаночную сторону треугольник размером ок. 12 см сверху и 22 см сбоку, отрежьте лишнюю ткань, оставив припуск на подгибку, и подшейте.
Возьмите ластовицу, сложите углом к месту окончания среднего 30-сантиметрового шва передней половины хакама и пришейте двумя сторонами к левой и правой штанине. То же самое сделайте с задней половиной и оставшимися краями ластовицы.
Сшейте переднюю половину с задней от ластовицы до низа.
Теперь пора закладывать складки. Спереди их обычно от 3 до 6 с каждой стороны, направлены они к центру.

При правильно заложенных складках ширина хакама получается втрое меньше исходной ширины материала, то есть в результате расстояние от среднего шва до края должно быть около 20 см. Важно: на хакама настоящего самурая складки жестко заглажены (никаких мягких драпировок).
Сзади закладывается по одной большой складке с каждой стороны, с заходом на 2–3 см на средний шов, из-за чего задняя сторона хакама чуть уже передней.
Зашейте складки вдоль внешнего края.
Сшейте бока от разрезов до низа.
Подшейте штанины.
Ну и, наконец, осталось сшить и пришить пояса. Для каждого из поясов части сшиваются в одну длинную полосу, полоса складывается вдоль пополам, сшивается, выворачивается и проглаживается. Получаются две ленты шириной около 5 см, передняя должна быть более длинной. Они пришиваются к верху хакама, так чтобы середина каждого пояса совпадала со средним швом.

Как это носят

Раньше под верхнее кимоно обязательно надевали нижнее (оно называется дзюбан). Сейчас вместо него обычно надевают белый шарфик и, возможно, нижнюю юбку. Шарфик (или воротник нижнего кимоно) должен быть виден. И мужчины, и женщины запахивают кимоно так, чтобы правая пола была снизу, а левая сверху (по европейским понятиям это называется "по-мужски"), а не иначе. Наоборот - только у главного действующего лица похоронного обряда.

Далее приходит черед поясов. На любой картинке видно два (многие знают, что широкий пояс называется "оби"). В действительности же их четыре. Перво-наперво кимоно поднимается до нужной длины, и на талии завязывается узкий пояс "коси-химо" (он перекрещивается сзади и завязывается спереди). Затем кимоно окончательно выравнивается, разглаживаются складки и т.п., и вся конструкция фиксируется несколько более широким поясом "датэ-дзимэ". Складка, образовавшаяся при подгонке длины, может быть видна из-под оби, тогда создается иллюзия, что костюм состоит из двух частей.

Собственно оби - это полоса ткани (современный официальный оби имеет длину 4 м и ширину 60 см, в сложенном виде - 30), которая дважды оборачивается вокруг талии и завязывается сзади сложным бантом или узлом. Способы завязывания есть отдельное искусство. Один из относительно простых способов - двойной бант-бабочка. Если нужна не реконструкция, а стилизация костюма, можно завязать или даже сшить бант заранее и сделать на поясе потайную застежку - ведь даже хорошая ткань мнется на месте узлов, и бант, завязанный на второй-третий раз, может утратить декоративность - готовый бант сохранить красивым проще.

Наконец, поверх оби надевается декоративный пояс-шнур "оби-дзимэ", его узел или застежка находятся спереди. С мужским кимоно несколько проще: его пояс более узкий (не больше 10 см) и проходит по талии или ниже живота. Складка на талии и декоративный шнур отсутствуют.

Хакама надевается поверх короткого (до середины бедра) кимоно. Оба пояса обязательно обматываются вокруг талии и завязываются спереди. Поверх может надеваться накидка хаори или длинное верхнее платье (у женщин). То и другое обычно также имеет линейный крой.

Покрой всей японской одежды очень похож. Кимоно, особенно богатое кимоно, шьется, конечно, из натурального шелка, причем специально декорированного. Сегодня прекрасно себя зарекомендовал искусственный шелк. Главное, выбирая ткань, следить, чтобы она не слишком мялась. По этой причине категорически не рекомендуется использовать подкладочную ткань - почти любая подкладочная ткань сильно мнется. К слову сказать, юката (почему-то с этим названием иногда возникает путаница) - это всего лишь хлопчатобумажное кимоно, летнее или домашнее, которое носится без нижнего кимоно. Отличие от "настоящего" кимоно только в материале.

Если вы не знаете, как сшить кимоно, то вы попали по адресу. В данном посте вы найдете три выкройки - схемы на 44, 46, 48 размеры. Удобный шелковый халат - кимоно украсит любую женщину, сделав ее сексапильной и утонченной. Модель с коротким рукавом идеальна для летнего времени года или нахождения в теплых помещениях.

Из какого материала сшить кимоно

Традиционное женское кимоно шьется из плотного шелка с крупным рисунком. Но сейчас столько вариаций этого атрибута женского гардероба, что для каждой из них вполне подойдут разнообразные ткани. Есть и тонкие шифоновые кимоно и плотные махровые. Что выбрать - решать вам. Посмотрите на фото, струящиеся с атласным блеском ткани привлекают внимание, заставляя задержать взгляд на женщине одетой в такой халатик. Вам именно этот эффект и нужен - смело выбирайте шелковые, атласные или сатиновые ткани. Ни один мужчина не устоит.

Выкройка халата кимоно

Для тех, кто мечтает, о халате-кимоно с рукавом, стоит перейти по , там вы найдете построение выкройки. Схемы халатов, представленные ниже довольно условны. Посмотрите какую длину вам бы хотелось, подкорректируйте исходя из этого схему. Возможно вам захочется углубить запах, тогда стоит прибавить ширину полочки и изменить изгиб борта.

Планка халата (зеленый цвет) может выкраиваться, как нарисовано на схеме (изогнутая) или абсолютно прямо, все зависит от того из какой ткани вы будете шить свой халатик. Единственное, что ее ширину надо взять вдвое больше, но опять же исходя из ваших предпочтений.

Расклешать или нет халат по линии низа - на ваше усмотрение.

Если нет времени на длительные расчеты формул, представляем упрощенные схемы на три размера:


Как сшить кимоно своими руками

В зависимости от того, какую ткань и обработку вы выберете, зависит и технология пошива халата - кимоно.

На картинке в начале статьи борта всех трех моделей обработаны притачными планками. Рукава кимоно могут быть обработаны косой бейкой, притачной планкой или кружевом, да и просто подогнуты.

Это же самое относится и к обработке низа халата.

Пояс может быть выполнен как из основной, так и отделочной ткани.

Какую бы модель кимоно вы не выбрали, сшить ее довольно быстро и просто. Если вы только новичок в швейном деле - эта модель подойдет как нельзя кстати. Здесь нет сложных технологий обработки рукава. Вообще эту модель можно скорее назвать халатом со спущенной проймой. Но любители пикантности с усердием называют ее "кимоно с коротким рукавом". Не будем никого отговаривать - кимоно, так кимоно. Главное, чтобы вам было комфортно в этом халате.

Основу японского костюма, как мужского, так и женского, составляет кимоно. Что это такое, объяснять вряд ли надо. По-японски "кимоно" означает также одежду вообще. Крой кимоно вполне линейно-прямоугольный. Традиционное кимоно шилось из примерно 9 м ткани шириной 30 см. Главные особенности кроя видны на рисунке.

Крой

На схеме показан "экономичный" раскрой кимоно без треугольных клиньев в боках из ткани шириной около 110 см. Ткань разрезается по всем сплошным линиям. Внимание: к желаемой длине кимоно прибавьте припуск на подгибку низа, в остальном размеры деталей даны с припусками на швы. Горловину не надо вырезать, пока спинка не будет сшита по среднему шву.

Приведенная выкройка исторична в том смысле, что спинка и полочки состоят из двух частей. Конечно, их можно сделать и цельнокроеными.

Длины рукава 54 см обычно хватает с избытком (укоротить всегда можно), для очень высокого и длиннорукого человека придется кроить их иначе. Ширина рукава около 75 см нормальна для косодэ, у некоторых разновидностей кимоно рукава могут быть значительно шире.

Пошив

Если ткань "сыпучая", обработайте зигзагом все края перед тем, как шить.

  1. Сшейте две части спинки. На получившейся детали разметьте и вырежьте горловину (вот здесь не забудьте оставить припуск на шов).
  2. Пришейте передние полочки к задним по плечевым швам (от края плеча до горловины) и надставки полочек к полочкам.
  3. Сложите рукава пополам (линия сгиба нарисована пунктиром) и сшейте от плеча до запястья, чтобы получились две "трубы".
  4. Сшейте рукава с кимоно, совмещая середину рукава с плечевым швом. Это можно сделать тремя способами: пришить рукав по всей ширине (так иногда шились косодэ), пришить только верхнюю часть и зашить оставшуюся или пришить верхнюю часть и оставить остальное открытым (так делается чаще всего, особенно на многослойных кимоно).
  5. Сшейте бока от шва втачивания рукава до низа.
  6. Примерьте кимоно, выровняйте плечи и середину спинки и запахните. Загните на полочках треугольники от точки горловины до того уровня, куда должен заходить воротник. Заколите булавками и (конечно, сняв кимоно) отрежьте лишнюю ткань.
  7. Сшейте три части воротника в одну длинную полосу, сложите ее вдоль пополам, сшейте, выверните и прогладьте (получится лента шириной около 5 см).
  8. Пришейте воротник к кимоно, совместив середину воротника с серединой спинки (лучше шить от середины в обе стороны), - либо до низа кимоно, либо до тупых углов края запаха (как на рис. выше). Лишнюю длину воротника отрежьте.
  9. Наконец, подшейте все края.

Кимоно - одежда "безразмерная". Его ширина по спинке - около 60 см, на полочках может делаться припуск для запаха (в современном кимоно он есть, исторически - когда как). Длина зависит не столько от роста владельца, сколько от того, как его собираются носить, потому что кимоно всегда можно укоротить за счет складки под поясом. Мужское кимоно лучше шить примерно той длины, которой нужно, женское может быть сантиметров на 20 длиннее. Треугольные клинья для увеличения ширины - необязательная деталь. Если они есть, то вшиваются примерно от талии.

Воротник делается из прямоугольного куска ткани и обычно доходит до пояса (под который и прячутся его края), но может доходить и до подола. То, что выглядит как фигурный вырез юбки в верхних слоях исторического многослойного кимоно - это края достаточно широкого воротника.

Хакама

Это широкие, обычно складчатые, штаны (или - что менее известно - юбка) с разрезами от пояса до бедра. Благодаря этому хакама, как и кимоно, можно надеть и на толстого, и на худого человека. У женских хакама пояс выше - он завязывается под грудью.

Крой

Ткань шириной около 110 см кроится по указанным линиям. Как и для кимоно, к длине хакама надо прибавить несколько сантиметров на подгибку. В остальном припуски на швы включены в выкройку.

Пошив

Если ткань "сыпучая", прежде всего обработайте все края зигзагом.

  1. Сшейте попарно детали передних и задних половин каждой штанины (должны получиться 4 одинаковых детали).
  2. Две передних детали сшейте вместе по среднему шву от верха на 30 см (для женских хакама эта длина может быть больше, скажем, 40 см, - из-за того, что они надеваются выше), точно так же сшейте задние.
  3. С внешних верхних краев каждой из получившихся деталей отогните на изнаночную сторону треугольник размером ок. 12 см сверху и 22 см сбоку, отрежьте лишнюю ткань, оставив припуск на подгибку, и подшейте.
  4. Возьмите ластовицу, сложите углом к месту окончания среднего 30-сантиметрового шва передней половины хакама и пришейте двумя сторонами к левой и правой штанине. То же самое сделайте с задней половиной и оставшимися краями ластовицы.
  5. Сшейте переднюю половину с задней от ластовицы до низа.
  6. Теперь пора закладывать складки. Спереди их обычно от 3 до 6 с каждой стороны, направлены они к центру.

    При правильно заложенных складках ширина хакама получается втрое меньше исходной ширины материала, то есть в результате расстояние от среднего шва до края должно быть около 20 см. Важно: на хакама настоящего самурая складки жестко заглажены (никаких мягких драпировок).
    Сзади закладывается по одной большой складке с каждой стороны, с заходом на 2–3 см на средний шов, из-за чего задняя сторона хакама чуть уже передней.
    Зашейте складки вдоль внешнего края.

  7. Сшейте бока от разрезов до низа.
  8. Подшейте штанины.
  9. Ну и, наконец, осталось сшить и пришить пояса. Для каждого из поясов части сшиваются в одну длинную полосу, полоса складывается вдоль пополам, сшивается, выворачивается и проглаживается. Получаются две ленты шириной около 5 см, передняя должна быть более длинной. Они пришиваются к верху хакама, так чтобы середина каждого пояса совпадала со средним швом.

Как это носят

Раньше под верхнее кимоно обязательно надевали нижнее (оно называется дзюбан). Сейчас вместо него обычно надевают белый шарфик и, возможно, нижнюю юбку. Шарфик (или воротник нижнего кимоно) должен быть виден. И мужчины, и женщины запахивают кимоно так, чтобы правая пола была снизу, а левая сверху (по европейским понятиям это называется "по-мужски"), а не иначе. Наоборот - только у главного действующего лица похоронного обряда.

Далее приходит черед поясов. На любой картинке видно два (многие знают, что широкий пояс называется "оби"). В действительности же их четыре. Перво-наперво кимоно поднимается до нужной длины, и на талии завязывается узкий пояс "коси-химо" (он перекрещивается сзади и завязывается спереди). Затем кимоно окончательно выравнивается, разглаживаются складки и т.п., и вся конструкция фиксируется несколько более широким поясом "датэ-дзимэ". Складка, образовавшаяся при подгонке длины, может быть видна из-под оби, тогда создается иллюзия, что костюм состоит из двух частей.

Собственно оби - это полоса ткани (современный официальный оби имеет длину 4 м и ширину 60 см, в сложенном виде - 30), которая дважды оборачивается вокруг талии и завязывается сзади сложным бантом или узлом. Способы завязывания есть отдельное искусство. Один из относительно простых способов - двойной бант-бабочка. Если нужна не реконструкция, а стилизация костюма, можно завязать или даже сшить бант заранее и сделать на поясе потайную застежку - ведь даже хорошая ткань мнется на месте узлов, и бант, завязанный на второй-третий раз, может утратить декоративность - готовый бант сохранить красивым проще.

Наконец, поверх оби надевается декоративный пояс-шнур "оби-дзимэ", его узел или застежка находятся спереди. С мужским кимоно несколько проще: его пояс более узкий (не больше 10 см) и проходит по талии или ниже живота. Складка на талии и декоративный шнур отсутствуют.

Хакама надевается поверх короткого (до середины бедра) кимоно. Оба пояса обязательно обматываются вокруг талии и завязываются спереди. Поверх может надеваться накидка хаори или длинное верхнее платье (у женщин). То и другое обычно также имеет линейный крой.

Покрой всей японской одежды очень похож. Кимоно, особенно богатое кимоно, шьется, конечно, из натурального шелка, причем специально декорированного. Сегодня прекрасно себя зарекомендовал искусственный шелк. Главное, выбирая ткань, следить, чтобы она не слишком мялась. По этой причине категорически не рекомендуется использовать подкладочную ткань - почти любая подкладочная ткань сильно мнется. К слову сказать, юката (почему-то с этим названием иногда возникает путаница) - это всего лишь хлопчатобумажное кимоно, летнее или домашнее, которое носится без нижнего кимоно. Отличие от "настоящего" кимоно только в материале.

  1. Традиционный японский костюм сегодня пользуется спросом, особенно среди тех, кто увлекается культурой этой страны восходящего солнца. Японское кимоно - это элегантная вещь, которая требует особого искусства как при создании, так и в ношении. Делимся здесь своими секретами, задаем вопросы. Главное - не стесняемся. Форум для того и существует, чтобы спрашивать. Совместно найдем ответы на все вопросы.

    Что уже имеется в наличии

  2. В общем-то насколько мне известно "кимоно" по-японски - это одежда вообще в целом. Но в нашем понимании мы представляем кимоно как длинный яркий халат или одежду для занятия единоборствами. Как сшить нечто такое, я выяснила, нашла на каком-то сайте базовую выкройку для кимоно. Вот она:

    Но ведь есть и другие детали одежды. если посмотреть на японский костюм, особенно для торжественных случаев, то ощущение, что там одним только таким вот кимоно дело не ограничивается..

  3. Ну в общем-то да, кимоно в том виде, в котором мы его себе представляем появилось где-то в в 14-15 веках, в эпоху Муромати. И да, в комплект одежды входит не только один халат (точнее не всегда только он один).
    Но вообще,чтобы иметь представление о становлении японского костюма, необходимо обратиться к более отдаленным временам - к 300 веку до н. э.-300 веку н.э., когда на просторах Японского архипелага господствовала эпоха Яёй. Именно тогда японцам стала известна шитая одежда. Считается, что до этого времени коренное население носило преимущественно несшитую одежду - накидки, шарфы, балахоны. Так или нет, я, конечно не знаю, но придется пока поверить историкам))
    Согласно археологическим данным костюмы того времени выглядели совсем не так, как мы привыкли себе представлять. И мужская и женская одежда состояла из "верха" и "низа". Верхняя часть одежды - "кина" была одинаковой для обоих полов: длинная рубашка, запахивающаяся на правую сторону и перехваченная на груди двумя шнурами. Она обычно подвязывалась поясом и перехватывалась на руках веревками в области локтей и запястий. "Низ" же был вполне традиционен - юбки ("мо") для женщин и штаны ("хакама") - для мужчин. Штаны, так же как и рубашка перевязывались по низу веревками. Собственно хакама как элемент одежды, претерпев значительные изменения, дошли до наших дней.

    Именно так выглядел костюм коренных японцев. Вся дальнейшая мода не обошлась без влияния материкового соседа - Китая. В эпоху Нара костюм даже в точности повторял китайский, ничем от него не отличаясь даже в деталях. Некоторая "отсебятина" начала дополнять платья придворных людей только в эпоху Хэйан.

    Правда, сложно сказать, чем они руководствовались, когда изобретали этот костюм... Просто не представляю, как они ходили во всем этом. По мне так - настоящий кошмар, особенно что касается женского костюма.

    В то время было принято надевать не одно, не два, не три кимоно, а как минимуму 12(!). Представляю себе летнюю прогулку в таком тулупчике. Небось вся краска стекала лужицей пока японская аристократка добиралась домой. Но это было модно. Требовалось старательно подбирать размер кимоно - каждое верхнее должно было быть на размер меньше, чтобы из-под него выглядывал край предыдущего. Поэтому цвета тоже надо было выбирать со вкусом - либо в гармоничном сочетании, либо в необычном контрасте.

    Подобная многослойность одежды привела к появлению различных деталей. Костюм придворного назывался "сокутай" (это название сохранялось за ним и в последующие века вплоть до момента вытеснения традиционной одежды из официальной жизни Японии) и состоял он из уже знакомых нам брюк "хакама" и.. много еще чего. Это "много еще чего" включало в себя своеобразную юбку-брюки "огути", которая носилась под "хакама". В менее торжественных случаях вместо "хакама" одевались "сасинуки" - длинные панталоны со шнуровкой у щиколоток. Тоже неудобно, но, по крайней мере, в этом можно было ходить без страха упасть))

    Верх мог состоять в торжественных случаях из "хо" - длинных одежд, напоминавших женскую многослойную "луковицу", благо только слоев было все же несколько меньше. В повседневной жизни мужчины предпочитали ограничиваться короткой накидкой "носи".

    Приходэпохи правления военного сословия Камакура способствовал упрощению костюма. И оно понятно. Во-первых воины в таких "доспехах" были бы просто не в состоянии двигаться, а во-вторых, немалое влияние оказывала и религия военного сословия, выбравшего своим идеалом простоту и стойкость дзен-буддизма.

    Все было значительно упрощено. Никаких "луковиц", никакой многослойности, никаких неудобств. Правда "сокутай" как костюм сохранился для официальных придворных случаев,но в остальном для мужчин основу одежды составляли "хакама" и "каригуну" - удлиненная куртка-накидка из лубяных волокон. В повседневной жизни эту куртку заменяла "хитатарэ" - куртка с декоративными шнурами, предотвращавшими помимо всего распахивание одежды.

    Для женщин костюм состоял из женских "хакама", "косодэ" (кимоно с узкими и короткими уркавами) и "утикакэ" (длинное кимоно). Првоначально "косодэ" представлял собой нижнее белье, поверх которго носилось официальное "утикакэ". Однако по всей видимости женщины эпохи Камакура были более првиередливы и не стремились страдать от жары ради моды, поэтому очень скоро "косодэ" на летний период стало превращаться в верхнюю одежду, а "утикакэ" носилось на позвязанных вокруг талии рукавах (прямо как сейчас подростки носят куртки).

    Однако в период Муромати упрощение пошло еще дальше. Как мы уже упоминали именно эта эпоха дала нам то кимоно, которое так хорошо всем знакомо. Мужская верхняя часть "хитатарэ" превращается в торжественный костюм, и одежда состоит из так называемого кимоно (у женщин косодэ) и "нагибакама" - брюк-штанов.

    В конце эпохи Муромати, а точнее в период Адзуми-Момояма, длившийся всего три десятка лет, строгий самурайский стиль в одежде вновь начал принимать декоративные черты. Так штаны хакама получили плессировку, стали длиннее, а верхняя часть, названная "камисимо" несла на себе широкие наплечники-крылышки, которые делали любого худосочного представителя сильного пола обладателем широченных плеч.

    А в женский костюм входит такая деталь как пояс "оби".

    Эпоха Эдо закрыла Японию от контактов с иноземцами, поэтому в этот период страна и все ее традиции развиваются самобытно, варясь в собственном соку. Но в то же время отсутствие войн и политических столкновений способствуют дальнейшему развитию декоративности костюма. "плечи" самураев становятся еще шире, а пояса "оби" не только превращаются в шестиметровый отрез ткани шириной в 30 сантиметров, но и покрываются удивительными узорами. Правда "камисимо" принимает вид придворной одежды, в повседневной жизни мужчины ограничиваются хакама, косодэ и хаори - короткой накидкой.

    Эпоха Эдо закончилась в сердине 19-го века, однако с открытием страны для иностранцев любовь к традиционному костюму не исчезла - она медленно растворялась в течение столетия и лишь к 1980-м годам постепенно вытеснила традиции, заменив их западной одеждой.

    Фух.. вот, выдал. Это, конечно, очень кратко, может быть в чем-то не совсем точно. Если кто-то хочет подправить - милости просим) Но в основном это создает некоторое представление о развитии японского традиционного костюма. Как видим, он действительно не представляет собой одно только "кимоно", которое мы знаем, но и включает некоторые дополнительные детали.

  4. Боюсь, все это сшить своими руками будет просто нереально Нам бы что попроще...
    Я вот тут все выискиваю как шить да полегче и без особых навыков Нашла только как называются отдельные части кимоно

    Но получается что это неполная часть костюма? Что еще надо добавить, или я что-то не понимаю?

  5. Так-с.. ну, посмотрим. Что мы имеем на данный момент...
    Во-первых, "кимоно" - это общее понятие одежды, которое силами европейцев стало символизировать только национальные одежды самих японцев. В современной Японии в повседневной жизни кимоно носят только люди пожилого возраста, и то в основном женщины. Остальные, если и одевают его, то только по праздникам и на официальные церемонии. В зависимости от той или иной церемонии кимоно будет иметь несколько отличающийся вид. Существует даже своего рода классификация кимоно.

    Это чёрное кимоно, с рисунком, располагающимся только ниже талии. Это самое официальное кимоно(!) для замужней(!) женщины. Оно также часто используется на свадьбах - в него одеты матери жениха и невесты. У курутомэсодэ на рукавах, груди и спине часто имеются гербы камон.

    Слово фурисодэ буквально переводится как «развевающиеся рукава»: они у фурисодэ примерно метр длиной. Это самое официальное кимоно(!) для незамужней(!) женщины, его носят подруги невесты на свадьбе и майко.

    Это одноцветное кимоно, в котором рисунок, так же как и у куротэмэсодэ располагается ниже талии. Правда, этот тип кимоно немного менее официальный, чем упомянутый куротомэсодэ. Количество гербов, располагающихся на его поверхности обычно не превышает трех.

    Название переводится как одежда для приёмов. На этом кимоно рисунок присутствует вдоль плеч и рукавов. Носят его как замужние, так и незамужние женщины.

    В данном случае, как можно заметить, орнаменты более скромны, чем у хомонги. Основная их часть покрывает пространство ниже талии.

    Эту разновидность кимоно одевают женщины на чайных церемониях. Иногда на иромудзи присутствует жаккардовый рисунок, но ткань всегда одноцветная.

    Ткань этого вида кимоно несет на поверхности мелкий рисунок, поэтому их можно носить как гуляя по городу, так и в ресторане. Единственное, в последнем случае необходдим торжественный оби.

    Или иначе - кимоно в горох. В эпоху Эдо его носили самураи. Сегодня оно может использоваться аналогично хомонги, если на нём есть гербы камон.

    Полностью чёрное кимоно, поэтому нуивительно, что оно используется только для похорон. В него одеваются родные и близкие умершего. Остальные присутствующие одеваются в цветные иромудзи с чёрными аксессуарами, чтобы показать, что они в трауре, но не очень близки к покойному.

    10. Хикидзури и сусохики.

    Сусохики обычно носят гейши или исполнители традиционных японских танцев. Сусохики длиннее обычного кимоно, за счёт длинного шлейфа. Сусохики буквально означает «держать подол». Обычное женское кимоно имеет длину 1,5-1,6 метра, а сусохики может быть длиной до 2 метров. Гейши и майко поднимают подол кимоно также и для того, чтобы показать разноцветный нагадзюбан (нижние элементы кимоно).

    Это простое повседневное кимоно, которое мы, собственно, и принимаем за кимоно как таковое, потому что встречаем намного чаще.

  6. Мдя.. похоже, я все больше и больше погружаюсь в дебри... Ну лан, если че - исправляйте
    В общем, остановились мы на разновидностях кимоно. Однако это только общие представления. Кроме этого необходимо знать, из чего же, собственно, состоит кимоно - что необходимо создавать для полного костюма?
    На самом деле деталей не так уж мало. Так что кимоно - далеко не ограничивается одним лишь только "халатом". вот довольно полный список всего того. что входит в комплектацию костюма у мужчин и у женщин (слямзил с википедии )

    1. Нагадзюбан (или просто дзюбан). Это, так сказать - исподнее., то бишь нижнее нательное кимоно. верхнее кимоно очень сложно в чистке (просто так его не постираешь), поэтому нижнее кимоно призвано увеличить срок носки изделия.

    Однако этот дзюбан выполняет и некотоорую декоративную функцию - точнее не сам дзюбан а его воротник - он обязательно должен выглядывать из-под воротника самого кимоно. В большинсте случаев воротники сменные, что позволяет варьировать их цвет и подбирать их в тон основному кимоно. Для официальных кимоно - как мужских, так и женских - обычно воротник белый, но (особенно часто это можно встретить в случае с мужскими кимоно) иногда не только воротник, но и сам дзюбан может похвастаться довольно причудливыми расцветками, особенно если верхнее кимоно однотонное.

    2. Хададзюбан - это нечто вроде нижней майки, запахивающейся или сшитой. Одевается женщинами под уже упоминавшийся дзюбан.

    3. Сасоёке - тонкие панталоны, которые вместе с хададзюбаном поддеваются под дзюбан. Наверное, нечто вроде трусиков (хотя нет, это именно панталоны))). Да, носят их женщины.

    4. Хакама. Вот, добрались до второй более менее известной детали японского костюма. ТАк называемые юбка-брюки, состоящая из очень широких сшитых или раздельных штанин. Первоначало носилась только мужчинами, но с определенного времени стала вполне законным предметом и женского туалета.

    5. Хаори. Так сказать, накидка престижа. Ранее носилась только почтенными жителями и говорила о достойном положении своего хозяина. Кроме того, она длительное время оставалась элементом только мужской одежды, заняв место в женском гардеробе только в не столь отдаленную от нас эпоху Мэйдзи.

    6. Хаори-химо - тканая или плетеная полоса плотной материи, используемая для хаори в качестве пояса. Самым обычным для нее цветом является белый.

    7. Оби. ПОяс, которым подвязывается основное кимоно. Используется как мужчинами, так и женщинами. Вот только женский оби раз эдак в 3-5 шире мужского.

    8. Оби-итэ. Это обитая тканью тоненькая дощечка, которая призвана поддерживать сложную форму женского пояса оби.

    9. Датэдзимэ - более тонкий и более жесткий пояс, выполняющий свои функции в комплексе с оби.

    Ну а теперь разберемся с обувью..
    Есть сандалии гэта. Их носят как мужчины, так и женщины. Самое обычное сопровождение к повседневному юката.

    Но есть и сандалии-варадзи, которые носят преимущественно монахи.
    Изготавливаются они из соломы

    Еще один вариант сандалий - дзори. По своему внешнему виду они очень напоминают столь знакомые нам вьетнамки, только что сделаны не из резины.

    Нередко вместе с дзори носят спеицальные носки - таби, с отдельным большим пальцем.

    Ну и наиболее экстравагантной женской обувью можно назвать официальные церемониальные окоба - сандалии на высокой и несколько замысловатой платформе. Как видим, далеко в них не уйдешь, поэтму передвигаться приходится мелкими и осторожными шажками.

    Как видим, деталей не так уж мало. Поэтому даже самый простой комплект кимоно стоит не так уж дешево, а что остается говорить о традиционной церемониальной... Насколько удалось уловить - созданный по всем правилам комплект женской одежды стоит несколько десятков тысяч рублей (по некоторым источникам - даже сотен тысяч), так что неудивительно, что все это не по карману обычным любителям и увлекающимся японской культурой. ТАк что придется выпрямлять свои руки и шить, шить, шить.) Вот со следующих постов будем пытаться освоить эти премудрости.

В Японии традиционным костюмом является, конечно, кимоно. Эта вещь символизирует солнце и его восход, а страна славится строгим соблюдением всех традиций. Существует два вида национального костюма: официальный и повседневный. Каждый японец должен иметь в гардеробе хотя бы одно кимоно.

Особенность японского костюма

Внешне японский костюм похож на обычный халат, длина которого варьируется. Поясом в данном случае служит оби - специальная повязка, которой подвязывается кимоно на талии. Пуговицы отсутствуют, имеются лишь бечевки и ремешки. Японский отличается от халата тем, что его рукава намного шире, чем рука.

Ткани, использующиеся для пошива кимоно, плохо тянутся. Для изготовления оби используется сукно.

Японцы делают прямоугольные выкройки, в отличие от европейцев, которые любят закругленные формы. Это помогает сэкономить материал, ведь его остатки можно снова использовать в хозяйстве.

Исторический ракурс

Современный японский традиционный костюм можно обозначить одним из трех слов:

  • кимоно, или просто наряд;
  • вафуку, или одежда японцев;
  • гофуку, или китайский вариант одежды.

Кимоно - самый старый вариант. Этим словом обозначали любой атрибут гардероба в середине 19 века в Японии. В 16 веке португальцы в своих отчетах сообщали, что японцы для обозначения одежды используют слово "кимоно". И им начали пользоваться во многих странах. В Стране восходящего солнца кимоно - универсальное понятие одежды. Европейцы же этим словом обозначали именно японскую.

К концу 19 века большинство японцев переняли западный стиль в одежде. Но японский костюм значительно отличался от европейского, поэтому людям пришлось выделить этот атрибут из обозначения "кимоно". В результате появился термин "вафуку".

Современные жители Страны восходящего солнца надевают японский костюм чаще всего в праздничные и особые дни.

Эстетический вопрос

Отличительной особенностью кимоно является то, что оно скрывает недостатки фигуры человека. В Европе одежда подчеркивает части тела, а в Японии выделяются только талия и плечи. Европейский стиль характерезуется рельефностью в одежде, а японский - равномерностью. Такая любовь к плоскостным формам связана с тем, что японцы следуют правилу, в котором говорится о непривлекательности выпуклостей и красоте плоскости.

К примеру, европейские женщины надевали корсет для сужения талии, но для кимоно идеальная фигура несущественна. Куда важнее иметь ухоженную кожу на лице, ведь красоты тела и так не видно.

Стилистика

Японский костюм может быть повседневным и праздничным. Формальность одежды заключается в расцветке. Молодым особам ежедневно можно носить кимоно с длинными рукавами, яркой расцветки со множеством принтов, а вот для взрослых дам предусмотрены более сдержанные модели.

Японский костюм для мужчин представлен в единственной форме и в темных тонах. Кроме того, о формальности кимоно можно судить по аксессуарам и фамильным гербам. На самом официальном костюме можно увидеть 5 фамильных гербов. Праздничное кимоно создается из шелка, а повседневное - из хлопчатобумажных тканей.

Женский костюм

Сейчас японкам сложно самостоятельно надеть японский ведь они не имеют должных знаний. Стандартное кимоно состоит из 12-15 частей, отсюда и возникают затруднения. Даже гейши, четко следующие всем правилам и традициям, не могут обойтись без помощи сторонних лиц. Специалистов в области "одевания" людей можно вызывать на дом или найти в салонах красоты.

Существует несколько видов женского кимоно в Японии. Каждый костюм имеет свое название.

  • Женский костюм, имеющий рисунок ниже талии, называется куротомэсоде. Чаще всего это черное кимоно - официальная одежда замужних японок. Часто подобное одеяние можно увидеть на свадебных церемониях, в него облачены взрослые женщины. Рукава, спина украшены фамильными гербами семей.
  • Кимоно с очень длинными рукавами называется фурисоде. Для незамужних девушек это наиболее подходящий вариант официальной одежды.
  • Традиционный однотонный костюм японок с рисунком ниже талии называется иротомэсоде. Менее официальный вариант, имеющий от трех до пяти фамильных гербов.
  • Кимоно для официальных приемов имеет название хомонги. Плечевая часть разрисована. Разрешено ношение такой одежды каждой женщине независимо от положения.
  • Цукесаге, или кимоно с незначительным орнаментом, расположенным ниже уровня талии.
  • Костюм для традиционной чайной церемонии получил название иромудзи. Зачастую платье украшено жаккардовым узором, а само одеяние однотонное.
  • Комон, или костюм, расписанный мелким рисунком. Этот наряд можно носить хоть каждый день на прогулке, в ресторане и даже на официальной встрече, стоит лишь повязать подходящее оби.
  • Кимоно в горох называется комон эдо. В прошлые века это было традиционное одеяние Сейчас этот наряд можно сравнить с хомонги, где присутствуют фамильные гербы.

Кимоно для мужчин

В отличие от женского, японский мужской костюм выглядит намного скромнее и проще: включает в себя 5 частей, в которые входит и обувь. Мужское кимоно имеет пришитые к боковому шву рукава. В результате свободными остаются только 10 см рукавов.

Главным отличием мужского костюма от женского является расцветка. Для пошива кимоно используются ткани зеленого, черного, коричневого и синего цвета, то есть темные. Чаще всего выбирается матовый материал. Светлое кимоно с обычным или набивным рисунком носят только в будни. В спортивной среде бордово-фиолетовый костюм носят сумоисты.

Возрастные и половые различия

Каждая женщина носит определенный вариант кимоно, все зависит от возраста и статуса. Это касается и мужчин, у которых костюм имеет короткие рукава с острыми углами. Замужние дамы облачаются в одеяния с удлиненными рукавами и закругленными углами. Молодые японки должны носить одежду с длинным рукавом и круглым углом. А дети облачаются в кимоно наподобие мужского. По остроте углов можно судить о статусе человека. У мужчин самый высокий статус, в то время как у девушек - нижайший.

Получается, что в Японии даже у детей статус выше, чем у подростков. Детям многое могут простить, чего не скажешь о молодых девушках.

Также отличаются и оби. Мужчины подвязывают наряд узким поясом, а вот женщины, наоборот, широким. И способ завязки отличается.

Для пошива женского костюма приходится использовать больше ткани, а все потому, что шьется он не по росту, а значительно длиннее. В случае с мужским вариантом все проще: все размеры соответствуют параметрам владельца.

Кимоно своими руками

Кимоно - одежда, не имеющая определенного размера, поэтому при пошиве важна лишь длина изделия. Если вы желаете скрыть под пояс складку ткани, то желательно выбрать оби пошире. Для создания воротника необходимо использовать прямоугольные полоски ткани. Воротник можно скрыть под поясом, а можно оставить свисать. Длина рукава должна быть не меньше 54 см, а ширина - до 75 см.

Итак, как сделать японский костюм своими руками? Сначала нужно вырезать прямоугольную полоску для спины. Первым делом вырезаем "спину" - прямоугольник. Для передней части нужна такая же полоска, но разрезанная пополам. На заготовке для спины вырезаем горловину с диаметром, равным полуобхвату шеи. Для создания рукавов нужно взять 4 длинные прямоугольные части и сшить их в две широкие трубы (по 2 части). Передние полоски сшиваются со спиной по линии плечевого края - горловины. К полученным боковым швам необходимо приделать рукава. К заднику и переднику костюма нужно пришить "трубы", которые складываются вдвое. Затем можно сшивать под рукавами спину и переднюю часть. В итоге получается халат, такой же, как показывает эскиз японского национального костюма ниже.

К переду присоединяются надставки с прямоугольными срезами для прохождения воротника. Эту деталь кимоно можно сделать из двух полосок, которые сшиваются (6 см оптимальная ширина). Середина воротника пришивается к горловине, а потом к срезам на надставках. Ширина пояса должна быть не меньше 70 см.

Даже европейцы по достоинству оценили практичность и удобство японского национального костюма.