Порезы на руках — что делать если глубокий и сильный порез, помощь. Когда подросток режет себя и специально делает себе больно

Текст: Анастасия Петрова

Татьяна Салтанова, руководитель и психолог Благотворительного фонда " ", рассказала «Летидору» о том, почему подростки склонны наносить себе порезы, каким образом реагировать родителям на школьную неуспеваемость, как агрессивность помогает в социализации, и почему домашние обязанности ребенку только на пользу.

- В каких семьях подростки более устойчивы к неудачам?

Чаще всего это семьи, где есть безусловное принятие подростка, а также семьи, где очень низкий уровень тревоги. Ребенку нужно чувствовать уверенность в том, что несмотря ни на что, его любят и принимают. Принимают таким, какой он есть. Именно это формирует уверенность в себе и своих силах. В таких семьях ребенок получает достаточно свободы для саморазвития, но в это же время не чувствует себя позабытым и брошенным, поскольку контроль со стороны родителей существует.

Подростки часто меняют свои увлечения, и лучшая реакция родителей - относиться к таким переменам лояльно, без лишней тревоги. Не стоит и манипулировать ребенком по типу «Если ты меня любишь, то сделай то…», «Если ты хочешь, чтобы мы тебе разрешили, то сделай это…». Такое поведение часто встречается в семьях, где родители стараются максимально привязать ребенка к себе.

В итоге подросток перестает доверять родителям. Он не чувствует себя свободным в выборе, теряет ощущение, что он самостоятельно выстраивает свою жизнь. Жизнь становится менее интересной для подростка, поскольку он знает, что решения в этой жизни принимает не он, а значит и вкладываться в нее нет смысла.

- Получается, что ребенка почти не нужно контролировать?

Для подросткового возраста характерны такие особенности, как максимализм и излишняя самоувернность, а также стремление обладать теми же правами, что и взрослые. Часто иллюзорное ошущение своей «взрослости» может слишком далеко завести подростка. Родителям важно понимать, что контроль важен, но чрезмерные запреты и привязывание к себе могут задержать развитие подростка или даже зафиксировать его на нереализованных в свое время возможностях, которые он может пронести через всю жизнь. Лучше всего, когда родительский контроль будет минимальным на увлечения и общение подростка со сверстниками, таким образом личностное становление будет более полноценным.

А что делать, если подростки часто закрываются от родителей и не говорят о тех неудачах, которые у них происходят?

В первую очередь, я бы посоветовала родителям проследить за своей реакцией на неудачи подростка. Подросток очень чувствителен к оценкам окружающих, и если он видит, что родители очень расстроились, то может глубоко переживать неудачу. Родителям желательно пересмотреть свое отношение и реакцию на возникшие сложности с ребенком. Лучше всего не созывать семейный совет со всеми родственниками, бабушками, тетями и дядями и устраивать строгий допрос «Скажи, что с тобой случилось?», «Почему молчишь?» и т.д. Намного лучше в спокойной и неформальной обстановке, и даже в шутливой форме поинтересоваться «Что нового?», «Что тебе сейчас интересно?». Так, с помощью самых простых вопросов без давления можно добиться доверия, и в дальнейшем уже вместе разобраться со страхами и тревогами, которые гнетут подростка.

Конечно, порой своими силами уже справится не получается. Но, к сожалению, в России многие семьи с недоверием относятся к психологической поддержке, и поэтому прибегают к помощи лишь в крайних случаях, когда подросток становится уже неконтролируемым. Часто бывает, что инициаторами выступают педагоги или социальные работники, а также школьные психологи, хотя, прежде всего, задуматься о профессиональной помощи должны были бы родители.

- Как родители могут помочь ребенку, если у него низкая успеваемость?

Существует много причин, по которым у подростка могла появиться неуспеваемость. Возможен конфликт с учителем или сверстниками, это достаточно часто мешает сконцентрироваться на занятиях. Также возможна связь себя со своими оценками. Есть такое выражение «плохая» и «хорошая» оценка. Если подросток оценивает себя с «плохой» стороны, то и сам настраивает себя на «плохой» результат, отсюда и идет удар по самооценке.

В такой ситуации необходимо объяснить подростку, что оценки ни в коем случае не проявляет его личностные качества. Так будет проще уйти от негативных эмоций, ведь от отметки в школе не становишься «плохим» или «глупым». Если у родителей хорошие отношения с учителями, то без ведома ребенка можно поговорить с ними о том, что конкретно не удается. А уже в спокойной и домашней обстановке без разбирательств и наказаний за проступки, можно попробовать разобраться со сложностями в учебе.

- Часто трудные подростки оставляют шрамы на своих руках, в чем причина такого поведения?

Это проявляение аутоагрессии, активности, направленной на причинение себе физического и психологического вреда. Она действительно часто встречается в подростковом возрасте в виде ненесения себе мелких порезов и царапин.

- Есть ли связь между аутоагрессией и конкуренцией в среде подростков?

Аутоагрессия у подростка часто связана с привлечением к себе внимания. Могут наноситься царапины или порезы на видные части тела, например, руки, ноги, шею. Подросток часто ждет, что близкие или друзья заметят повреждения и будут более трепетно и внимательно относиться к нему, начнут расспрашивать, ухаживать, жалеть. Возможно также нанесение себе повреждений в следствие эксперимента со своим новым, постоянно меняющимся телом, а также желание стать хозяином своей собственной жизни.

Если в среде сверстников многие практикуют такой вид привлечения к себе внимания, то это может стать одним из способов приспособления к группе. Если подростка не принимают в среде сверсников, то боль и обида могут вызвать аутоагрессию. В такой ситуации лучше обратиться к психологу-консультанту, поскольку такой вид реакции на проблему или болезненное переживание является деструктивным способом решения жизненных сложностей. В дальнейшем, не разобравшись с таким видом реакции на проблему, подросток может нанести себе серьезные повреждения.

- А какая связь между агрессивностью подростка и его успешностью среди сверстников?

Связь прямая. Подростковый возраст сам по себе характеризуется повышением уровня агрессивности. Плюс ко всему это еще и возраст социализации, когда общение со сверстниками становится очень значимым. Для того, чтобы стать лидером в компании, подростку приходится учиться защищаться и нападать – это нормально для процесса социализации. В дальнейшей жизни эти навыки помогают уже взрослому человеку отстаивать свои взгляды и решения. Когда агрессивность в рамках нормы и не граничит с жестокостью, она помогает подростку приобрести личностную целостность и самостоятельность в принятии решений.

Что делать, если ребенок не может добиться успешности, и у него вырабатывается привычка опускать руки при первой же неудаче?

Страх показаться перед сверстниками «неудачником», неверие в собственные силы - все эти чувства могут расти и распространяться не только на оценки в школе. Родителям стоит проконтролировать свое поведение с подростком. Возможно, страх неудачи образовался еще в детстве, когда ребенка наказывали слишком строго за ту или иную оплошность. Чтобы помочь подростку справиться со своими страхами и апатией, необходимо дать ему понять, что даже грубую ошибку можно исправить, уйти от «катастрофизации» к адекватному восприятию мира.

Если существует такая возможность, то смена привычной обстановки может помочь подростку по другому взглянуть на вещи. Путешествие или адекватное изменение привычного распорядка дня, появление новых обязанностей по дому - это помогает. Желательно, что бы часть домашних обязанностей подростку была знакома, поскольку когда родители все делают за своего ребенка, у него будет складываться ощущение собственной беспомощности и зависимости от родителей, что будет способствовать росту тревоги при неудаче.

- Как в таком случае помочь подростку справиться с напряжением при сдаче экзаменов?

Реакции на нагрузку и ответсвенность во время экзаменов у каждого подростка будет разная в зависимости от характера и личностных особенностей. Поскольку для подросткового возраста характерны частая смена интересов и деятельности, будет возникать сложность с самоопределением. Сегодня он захочет быть математиком, завтра займется творчеством, а послезавтра решит быть химиком или фармацевтом - желания неустойчивы и противоречивы.

Поэтому, в первую очередь, перед выбором ВУЗа необходимо определиться с желаниями подростка, потратить достаточное количество времени и сил на поиски действительно подходящей и интересной для него профессии. Когда у подростка будет уверенность в том, что выбор института сделан именно им, лишняя тревога и напряжение уже будут проявляться в меньшей степени, поскольку появится больше уверенности в собственных силах и возможностях.

Бывает, что подросток начинает бояться ответственности и старается уйти от лишней нагрузки и тревоги, чаще всего это проявляется или уходом в себя, или поисками поддержки в компании. Обычно это случается с детьми, которые сомневаются в своих силах, возможностях и желаниях. В такие моменты нужно как можно чаще обращать внимание подростка на его успехи, победы и заслуги.
letidor.livejournal.com/201993.html

Моей дочери 15 лет и недавно я увидела на запястье несколько глубоких порезов. Я спросила что это такое и зачем она резала руки. Дочь ответила что она была очень расстроена и у нее не ладятся отношение с одноклассниками. Но теперь все наладилось и она больше так не будет. Но 4 года назад было тоже самое, причина была другая. Я хотела с ней поговорить но она в диалог не вступает говорит.ю что хуже я никому не сделала и себя убить не хотела. Вообщем ничего плохого она в этом не видит. Нас это беспокоит, и по-моему дочь себя очень недооценивает, у нее заниженная самооценка и во всех ситуациях делает себя виноватой. Помогите и посоветуйте что делать? Девочка отличница, красавица и очень коммуникабельна но был у нее друг который давит на психику. Как от него избавиться и уже встряхнуть ее как-то.Спасибо за советы и помощь.

Ответы психологов

Лариса, доброго времени суток! К сожалению в последнее время такое поведение подростков наблюдается всё чаще и чаще. Причины различны- от демонстративно- шантажного суицидального поведения, до ярковыраженной аутоагрессии, а что является первопричиной лучше всего рассмотреть на личной встрече с психологом , психотерапевтом. Идеальный вариант- совместное посещение специалиста, но если такой возможности нет, а у Вас будет желание разобратся в сути происходящего и найти способы оказания помощи дочери, то можете позвонить мне по , по телефону или записаться на очную консультацию в Иркутске. Буду рад помочь Вам. Всего наилучшего!

Глинянников Юрий Геннадьевич,онлайн-консультант Иркутск, Братск.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 5

Здравствуйте,Лариса.Заниженная самооценка или чувство вины у дочки возникло не на пустом месте,а в результате домашнего воспитания,и восходит к трем-пяти годам.Выйти ей из этого состояния поможет ВАше новое отношение к ней.Основанное на принципе полной эмоциональной шаговой доступности.Научитесь интересоваться ее личными переживаниями.Станьте эмоционально близкой,как подруга.Интересуйтесь ее фантазиями,мечтами,планами,интересами,приоритетами,говорите по душам,давайте поддержку,одобрение,соучастие,чуткость.Обнимайте,целуйте,все прощайте.Разговаривайте только теплым тембром голоса,даже,когда ей недовольны.Месяца через три четыре она почувствует,что ее стали любить и ценить по другому,ближе.И повысится ее чувство полноценности.Других путей помочь ей поверить в себя -нет.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 8 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Лариса! Вам необходимо обратиться к хорошему психологу , который имеет специальную подготовку по работе с травмами и детским насилием. Не пугайтесь таких слов, как травма и насилие, потому что они используются не только в прямом смысле этого слова, когда совершают физическую жестокость в отношении другого человека. Душевная травма - она всё равно остаётся травмой, и строгость родителей или пренебрежение к нуждам ребенка может восприниматься им как насилие. С Вашей дочерью надо работать долго (примерно год), потому что когда ребенок начинает резать руки или причинять себе какую-то другую боль, это значит, что он уже не может выдерживать своих сильных чувств, которые по каким-то причинам он не может проявить вовне. Исследование того, что за процессы запускаются для этого внутри него - это очень деликатная работа, в которой нельзя торопиться, торопить. Внутри такой человек очень уязвим и любое неосторожно сказанное слово может его сильно ранить. А так как он не выдерживает внутренних ран, он начинает эти раны наносить себе снаружи. Такое поведение может быть в том числе способом привлечения к себе внимания, демонстративностью и манипуляцией, а также и показателем того, что начинается шизофрения.

Поэтому здесь нужен опытный и хорошо подготовленный специалист.

Исаева Ирина, психолог Москва

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

«Меня никто не понимает (не слышит, не любит, не уважает, не замечает)», «Я уродливый (глупый, тупой, толстый, худой, никуда не годный)», «Я никому не нужен (всем мешаю, меня все ненавидят, я всех достал)», «Мне тоже никто не нужен (меня все достали)». Периодически такие мысли приходят в голову всем подросткам. Но у некоторых они становятся навязчивой идеей, манией.

Свою роль отыгрывают опасные примеры из соцсетей. Например, популярные фото Чонгука в ВК, на которых продемонстрированы шрамы на лице и следы на руках молодого популярного исполнителя, депрессивные картинки, стихи о суицидах и деструкции собственного тела, И тогда ребенок решается на отчаянный поступок, не думая о его последствиях.

Это сделать за него должны взрослые, которые находятся рядом. Винить себя об упущенном моменте поздно, все самое трагическое уже произошло. И теперь, если вы обнаружили порез вены на руках подростка, вам нужно срочно действовать, чтобы не допустить фатального исхода трагедии.

Первая помощь

Если обнаружен порез запястья руки, что делать, как лечить подростка? В первую очередь нельзя паниковать, кричать и ругаться. Нужно осмотреть пострадавшие конечности и оказать необходимую первую помощь.

Если порезы затронули вены, вам следует немедленно вызвать «скорую помощь» и госпитализировать подростка. Ранение вены на любой части тела приводит к большой кровопотере и необратимым последствиям, при серьезных ранах у подростков вы не сможете самостоятельно остановить кровотечение в домашних условиях. Если же вены целы, можно обойтись и без докторов, все останется в пределах вашей семьи и квартиры.

От вас потребуется следующее:

  1. Осмотреть порезы на предмет грязи и попадания в ранки инородных предметов. Если такие обнаружены, их удаляют пинцетом или скрученным в жгут стерильным бинтом.
  2. Промыть поверхность кожи перекисью водорода или другим антисептиком.
  3. Если ничего под рукой нет, можно продезинфицировать водкой, медицинским спиртом, настоем ромашки. Или, в крайнем случае, просто мыльной водой.
  4. Если кровотечение после этого не остановилось и все равно вытекает много крови, следует наложить на рану давящую повязку. Можно просто прижать ее пальцами через салфетку.
  5. Небольшие порезы на запястье заклеиваются пластырем. Обширные раны следует забинтовать.

Такие меры помогут избежать инфицирования и нагноения. Это крайне важно, инфицированные порезы на руках лезвием могут стать причиной абсцесса и обширного сепсиса организма. Подросток может потерять конечность и даже погибнуть, если инфекция распространится по всему организму.

Важно: помимо вен при порезах на руках могут быть повреждены сухожилия. Такая травма грозит частичной или полной утратой подвижности руки. Сухожилия сами по себе не срастаются и не заживают, тут необходима оперативная помощь хирурга. Поэтому если рука не сгибается или онемели и не шевелятся пальцы, в травмпункт поехать все же придется.

Что делать дальше

Легкие, небольшие порезы на запястьях никакого особенного лечения не требуют. Достаточно регулярно обрабатывать их антисептиками, например, зеленкой, менять пластырь и повязки.

Сильные, глубокие порезы у парня или девушки на запястьях заживают более длительный период, быстро избавиться от ран и следов не получится. Его можно ускорить, если кроме антисептических растворов для промывания и дезинфекции использовать специальные мази. На какие препараты обратить внимание? Заживлению способствуют:

  1. Солкосерил. Мазь на основе вытяжки плазмы теленка помогает быстро вылечить глубокие порезы без последствий. На поверхности ранок образуется тонкая защитная пленка, преграждающая путь патогенным микроорганизмам извне. А под пленкой будет идти активный процесс заживления ранки и восстановления тканей благодаря действующим компонентам в составе средства, стимулирующим метаболические процессы. Мазь имеет противопоказания, потому перед использованием необходимо внимательно прочитать инструкцию.
  1. Мазь Вишневского. Не способствует напрямую восстановлению тканей, действует больше как антисептик, но это тоже очень важно в процессе заживления. Ранки не будут нагнаиваться и воспаляться, и заживут быстрее.
  2. Спасатель. Хорошо помогает при неглубоких порезах-ссадинах. Также защищает от попадания инфекции в открытые ранки и воспаления, ускоряет обменные процессы и тем самым стимулирует быстрое заживление повреждений кожи.

Любое из перечисленных средств наносят достаточно толстым слоем на поврежденные участки кожи, а сверху накладывают повязку. Менять ее нужно не менее 2 раз в день. Заживают порезы от 2 дней до 2-3 недель.

Как спрятать последствия

Естественно, никому не хочется отвечать на ненужные вопросы в школе, от мамы или соседей, что это за подозрительные полосы на предплечьях или ногах ребенка. Поэтому зачастую наиважнейшим вопросом становиться, как избавиться от характерных рубцов. Замаскировать маленькие следы от лезвия на руке можно с помощью обычного тонального крема плотной текстуры.

Также применяются следующие методы:

  • зеленый плотный корректор для маскировки акне, а сверху – пудра или тональный крем;
  • художественные татуировки;
  • браслеты, фенички;
  • одежда с длинными рукавами.

Позднее, когда порезы полностью заживут и затянутся, можно сделать лазерную шлифовку кожи. Но предварительно все равно придется проконсультироваться с хорошим врачом-дерматологом, насколько безопасной и эффективной будет процедура.

Резюме

Если парень или девушка в возрасте от 13 до 17 лет сами себе наносят порезы на руках лезвием, пусть даже маленькие и несерьезные, не связанные с попыткой самоубийства, это тревожный сигнал для всех, кто находится рядом. Как убрать шрамы на теле – вопрос важный, но легко решаемый.

Важнее выяснить, зачем подросток это делает. Спрятать порезы под тональным кремом, татуировками или, на худой конец, длинными рукавами – лишь малая часть огромных работ, которые потребуется провести с подростком.

Как показывает практика, очень редко родители могут самостоятельно справиться с ситуацией – дети не открываются перед мамой или папой. Нужна помощь стороннего, обязательно старшего мужчины или женщины. Это могут старший брат, сестра, дядя или тетя, бабушка, даже тренер спортивной секции. Иногда единственный выход – обратиться за помощью к профессионалу. Сейчас существуют специальные реабилитационные центры для детей, пострадавших от влияния сообществ соцсетей, склонных к нанесению себе травм и суициду.


Почему подростки склонны наносить себе порезы, каким образом реагировать родителям на школьную неуспеваемость, как агрессивность помогает в социализации. Для тех, кто не хочет читать "много_букв" , в конце я сделаю вывод.

Взял у "Летидора" и подписываюсь под каждым тезисом.
Первые 2 фотографии из лагеря, где я работал летом 2013.

- В каких семьях подростки более устойчивы к неудачам?

Чаще всего это семьи, где есть безусловное принятие подростка, а также семьи, где очень низкий уровень тревоги. Ребенку нужно чувствовать уверенность в том, что несмотря ни на что, его любят и принимают. Принимают таким, какой он есть . Именно это формирует уверенность в себе и своих силах. В таких семьях ребенок получает достаточно свободы для саморазвития , но в это же время не чувствует себя позабытым и брошенным, поскольку контроль со стороны родителей существует.

Подростки часто меняют свои увлечения, и лучшая реакция родителей - относиться к таким переменам лояльно, без лишней тревоги. Не стоит и манипулировать ребенком по типу "Если ты меня любишь, то сделай то…", "Если ты хочешь, чтобы мы тебе разрешили, то сделай это…". Такое поведение часто встречается в семьях, где родители стараются максимально привязать ребенка к себе.

В итоге подросток перестает доверять родителям. Он не чувствует себя свободным в выборе, теряет ощущение, что он самостоятельно выстраивает свою жизнь. Жизнь становится менее интересной для подростка, поскольку он знает, что решения в этой жизни принимает не он, а значит и вкладываться в нее нет смысла .

- Получается, что ребенка почти не нужно контролировать?

Для подросткового возраста характерны такие особенности, как максимализм и излишняя самоуверенность, а также стремление обладать теми же правами, что и взрослые. Часто иллюзорное ощущение своей "взрослости" может слишком далеко завести подростка. Родителям важно понимать, что контроль важен, но чрезмерные запреты и привязывание к себе могут задержать развитие подростка или даже зафиксировать его на нереализованных в свое время возможностях, которые он может пронести через всю жизнь. Лучше всего, когда родительский контроль будет минимальным на увлечения и общение подростка со сверстниками, таким образом, личностное становление будет более полноценным.

А что делать, если подростки часто закрываются от родителей и не говорят о тех неудачах, которые у них происходят?

В первую очередь, я бы посоветовала родителям проследить за своей реакцией на неудачи подростка. Подросток очень чувствителен к оценкам окружающих, и если он видит, что родители очень расстроились, то может глубоко переживать неудачу . Родителям желательно пересмотреть свое отношение и реакцию на возникшие сложности с ребенком. Лучше всего не созывать семейный совет со всеми родственниками, бабушками, тетями и дядями и устраивать строгий допрос "Скажи, что с тобой случилось?", "Почему молчишь?" и т.д. Намного лучше в спокойной и неформальной обстановке, и даже в шутливой форме поинтересоваться "Что нового?", "Что тебе сейчас интересно?". Так, с помощью самых простых вопросов без давления можно добиться доверия, и в дальнейшем уже вместе разобраться со страхами и тревогами, которые гнетут подростка.

Конечно, порой своими силами уже справиться не получается. Но, к сожалению, в России многие семьи с недоверием относятся к психологической поддержке, и поэтому прибегают к помощи лишь в крайних случаях, когда подросток становится уже неконтролируемым. Часто бывает, что инициаторами выступают педагоги или социальные работники, а также школьные психологи, хотя, прежде всего, задуматься о профессиональной помощи должны были бы родители.

- Как родители могут помочь ребенку, если у него низкая успеваемость?

Существует много причин, по которым у подростка могла появиться неуспеваемость. Возможен конфликт с учителем или сверстниками, это достаточно часто мешает сконцентрироваться на занятиях. Также возможна связь себя со своими оценками. Есть такое выражение "плохая" и "хорошая" оценка. Если подросток оценивает себя с "плохой" стороны, то и сам настраивает себя на "плохой" результат, отсюда и идет удар по самооценке.

В такой ситуации необходимо объяснить подростку, что оценки ни в коем случае не проявляет его личностные качества . Так будет проще уйти от негативных эмоций, ведь от отметки в школе не становишься "плохим" или "глупым". Если у родителей хорошие отношения с учителями, то без ведома ребенка можно поговорить с ними о том, что конкретно не удается. А уже в спокойной и домашней обстановке без разбирательств и наказаний за проступки, можно попробовать разобраться со сложностями в учебе.

- Часто трудные подростки оставляют шрамы на своих руках, в чем причина такого поведения?

Это проявление аутоагрессии, активности, направленной на причинение себе физического и психологического вреда. Она действительно часто встречается в подростковом возрасте в виде нанесения себе мелких порезов и царапин.

- Есть ли связь между аутоагрессией и конкуренцией в среде подростков?

Аутоагрессия у подростка часто связана с привлечением к себе внимания. Могут наноситься царапины или порезы на видные части тела, например, руки, ноги, шею. Подросток часто ждет, что близкие или друзья заметят повреждения и будут более трепетно и внимательно относиться к нему, начнут расспрашивать, ухаживать, жалеть . Возможно также нанесение себе повреждений - это эксперимент со своим новым, постоянно меняющимся телом, а также желание стать хозяином своей собственной жизни.

Если в среде сверстников многие практикуют такой вид привлечения к себе внимания, то это может стать одним из способов приспособления к группе. Если подростка не принимают в среде сверстников, то боль и обида могут вызвать аутоагрессию. В такой ситуации лучше обратиться к психологу-консультанту, поскольку такой вид реакции на проблему или болезненное переживание является деструктивным способом решения жизненных сложностей. В дальнейшем, не разобравшись с таким видом реакции на проблему, подросток может нанести себе серьезные повреждения.

- А какая связь между агрессивностью подростка и его успешностью среди сверстников?

Связь прямая. Подростковый возраст сам по себе характеризуется повышением уровня агрессивности. Плюс ко всему это еще и возраст социализации, когда общение со сверстниками становится очень значимым. Для того, чтобы стать лидером в компании, подростку приходится учиться защищаться и нападать - это нормально для процесса социализации. В дальнейшей жизни эти навыки помогают уже взрослому человеку отстаивать свои взгляды и решения. Когда агрессивность в рамках нормы и не граничит с жестокостью, она помогает подростку приобрести личностную целостность и самостоятельность в принятии решений.

Что делать, если ребенок не может добиться успешности, и у него вырабатывается привычка опускать руки при первой же неудаче?

Страх показаться перед сверстниками "неудачником", неверие в собственные силы - все эти чувства могут расти и распространяться не только на оценки в школе. Родителям стоит проконтролировать свое поведение с подростком. Возможно, страх неудачи образовался еще в детстве, когда ребенка наказывали слишком строго за ту или иную оплошность. Чтобы помочь подростку справиться со своими страхами и апатией, необходимо дать ему понять, что даже грубую ошибку можно исправить, уйти от "катастрофизации" к адекватному восприятию мира.

Если существует такая возможность, то смена привычной обстановки может помочь подростку по другому взглянуть на вещи. Путешествие или адекватное изменение привычного распорядка дня.

- Как в таком случае помочь подростку справиться с напряжением при сдаче экзаменов?

Реакции на нагрузку и ответственность во время экзаменов у каждого подростка будет разная в зависимости от характера и личностных особенностей. Поскольку для подросткового возраста характерны частая смена интересов и деятельности, будет возникать сложность с самоопределением. Сегодня он захочет быть математиком, завтра займется творчеством, а послезавтра решит быть химиком или фармацевтом - желания неустойчивы и противоречивы.

Бывает, что подросток начинает бояться ответственности и старается уйти от лишней нагрузки и тревоги, чаще всего это проявляется или уходом в себя, или поисками поддержки в компании. Обычно это случается с детьми, которые сомневаются в своих силах, возможностях и желаниях. В такие моменты нужно как можно чаще обращать внимание подростка на его успехи, победы и заслуги.

Вывод:
— подросток уверен в себе, когда его поддерживают в семье, меньше контролируют и не поднимают лишней тревоги

— для развития самостоятельности нужно давать возможность действовать самому

— глупо задавать вопросы "Что с тобой?". Нужно создавать такую атмосферу, чтобы подросток сам вам хотел все рассказать

— часто плохие оценки связаны с конфликтами в школе и заниженной самооценкой

— те, кто наносят себе порезы (аутоагрессия), хотят внимание общества и жалости

— без агрессии в подростковом мире не выжить. Это способ борьбы за место в социуме

Ну, вот и все. От себя могу еще добавить, что сталкиваюсь постоянно со всеми этими проявлениями в школе, лагере или дружеской компании. Я сам подросток (мне 18), но когда ты так много знаешь о себе, то на все проблемы смотришь со стороны. Это позволяет мне выделяться и пользоваться популярностью. Недавно в "Мафию" со студентами играл: вычислил 3 из 4 мафии (из 15 человек) за 10 минут, остался до самого конца. Знание психологии помогает в жизни.

Кстати, я ищу работу в детском лагере на лето 2014 в Санкт-Петербурге.