Профессионально личностные качества воспитателя детского сада. Профессионально-личностные качества педагога доо

Педагогика – это целая наука, изучающая методы воспитания человека. Особенный уклон при этом делается на развитие личностных качеств в детско-юношеский период. Предметом педагогики выступает процесс направленного развития и формирования личности. Объектом научного подхода выделяют воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Говоря о воспитании в дошкольном образовательном учреждении, воспитатель должен привить навыки поведения в обществе и подготовить к более серьёзным задачам, которые ожидают ребёнка в начальной школе. Качества педагога ДОУ при этом играют важную роль в достижении намеченной цели.

Оценка ключевых факторов в работе педагога

К воспитателю всегда выдвигаются высокие требования. Ведь родители ожидают, что в образовательном учреждении их чадо получит полный набор знаний и навыков, способствующих беспрепятственно пройти начальную школу. Оценка профессиональных качеств воспитателя – это неотъемлемая процедура, которая должна выполняться не только при приёме на работу новых кадров, но и регулярно проводиться среди уже укомплектованного персонала. Понятие «качество профессиональной деятельности» подразумевает степень удовлетворённости потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса. Обычно сюда входят родители, преподаватели, дети и представители административной системы. Профессиональные качества воспитателя нашли своё отображение в популярной модели В.Д. Шадрикова, который в своих трудах выделяет шесть основных компетентностей:

  1. Наличие личных качеств, способствующих профессиональному росту.
  2. Умение грамотно распределять цели и задачи для их эффективного достижения и решения в максимально короткий период времени.
  3. Выбор мотивирующих факторов для участников образовательного процесса.
  4. Профессиональная компетентность в вопросе подбора информационных материалов, которые используются в педагогической сфере.
  5. Развитые навыки разработки обучающих программ, методических материалов и тематической литературы, способствующих развитию личных качеств у детей дошкольного возраста.
  6. Компетентность в организации педагогической деятельности на разных этапах педагогических процессов.

Идеальный педагог – это человек, который регулярно развивается, повышает свои профессиональные знания и навыки. Например, проходит курсы повышения квалификации в Школе Менеджера образования (school.menobr.ru). Сейчас в Школе открыты 6 практических курсов для воспитателей и 8 – для заведующих ДОО. Учиться можно без отрыва от работы, в любое удобное время. По итогам обучения каждый слушатель получает удостоверение установленного образца.

Оценка навыков педагога по четырёхуровневой модели

Развитие информационных технологий и внедрение новых методов обучения требует от воспитателя навыков, способных помочь ему подстроиться под возможные изменения. Профессиональные качества воспитателя детского сада или его компетенцию можно разделить на несколько уровней:

  1. Слабо профессиональный уровень. Определяет недостаточный уровень компетенции для ведения педагогической деятельности. Поведение воспитателя мешает достижению конкретно заданных целей и вызывает значительные трудности в процессе ведения профессиональной деятельности. На данном этапе рекомендуется активно развивать личные навыки преподавателя и следить за успехами.
  2. Базовый уровень определяет наличие профессиональных навыков для успешного решения несложных задач. Рассматриваемый этап служит допуском для работы с детьми, однако требует продолжения обучения через невозможность достичь выдающихся результатов. Уровень часто рассматривается как базовый.
  3. Профессиональный уровень может говорить о том, что преподаватель обладает достаточными навыками для решения сложных задач в процессе воспитания, а также для разработки индивидуальных методик. Действия, направленные на реализацию педагогического процесса отличаются эффективностью не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе. Уровень служит ориентиром для большинства учителей и воспитателей.
  4. Высокопрофессиональный уровень говорит о том, что учитель смог достичь максимального уровня при развитии своих навыков. Может свободно применять профессиональные и личностные качества для решения сложных и нестандартных задач. Может смело заниматься педагогическими разработками для повышения квалификации педагогов, которые находятся на нижнем уровне.

От профессионального уровня воспитателя зависит развитие дошкольников. В Школе Менеджера образования на сайте school.menobr.ru есть обучающая программа “Компетенции воспитателя" . В ходе учебы педагоги узнают все особенности воспитания дошкольников и получат инструменты для работы с детьми. По итогам обучения оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Валидность различных методов оценки компетенций

Существование множества методов оценки личностных качеств говорит о том, что не существует единого механизма, который смог бы точно дать ответ на вопрос о профессиональной пригодности кандидата. Поэтому каждый из оценочных способов имеет свой показатель валидности. Валидность – эмпирический показатель, который отображает, настолько оптимально метод раскрывает весь потенциал кандидата. По этому показателю зачастую выбирается инструмент диагностики. Ниже в Таблице 1 приведены коэффициенты корреляции для некоторых оценочных процедур.

Таблица 1 - Валидность различных методов оценки компетенций.

Оценочная процедура

Примерный интервал

эмпирической валидности

(коэффициента корреляции)

Интервью (оценки интервьюера без специальной подготовки в области ассессмента)

Тест-опросники личностные (характерологические, мотивационные)

Проективные методики

Тесты способностей и интеллекта

Оценки включенных наблюдателей

(опрос «360 градусов»)

Тесты квалификационные

Ассессмент (деловые игры, экспертные оценки имитационных упражнений)

Валидность не сможет дать ответ на вопрос: Каким должен быть воспитатель детского сада? Но с помощью данного показателя вы можете легко выбрать необходимый инструмент для проведения оценки профессиональных способностей воспитателя.

Оценивайте личностные и профессиональные качества не только кандидатов на должность воспитателя, но и действующих педагогов. Для этого проводите аттестацию внутри ДОО. Чтобы на аттестации воспитатели показывали высокие результаты, регулярно отправляйте их на курсы повышения квалификации. Удобнее всего это делать дистанционно, без отрыва от работы. Предлагаем рассмотреть два варианта.

Вариант 1. Обучение в Школе Менеджера образования на сайте . Этот вариант подойдет тем руководителям, которые хотят повысить квалификацию педагогов точечно. Например, отправить учиться одного-двух человек. Сам руководитель тоже может учиться в Школе: в ней много подходящих обучающих программ.

Вариант 2. Учеба через Академию Ресурсы образования . В Академии удобно обучать группу педагогов. Например, 10 человек. Платить за учебу каждого отдельного воспитателя не придется. Руководитель приобретает единый доступ к порталу, добавляет в него нужных педагогов и отправляет им приглашение на обучение.

В обоих случаях педагоги получат удостоверения о повышении квалификации установленного образца. Учиться можно в любое время и из любой точки мира. Нужны только компьютер, планшет или телефон и доступ к интернету.

Разбор принимаемых резюме воспитателей

Кандидаты на получение должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении в обязательном порядке предоставляют резюме, где указывают информацию о себе и о профессиональных качествах. Правильно оформленный документ предоставляет работодателю необходимые данные при отборочном этапе. Таблица 2 содержит обязательные пункты, которые должны быть высветлены в резюме.

Таблица 2 – Блоки для резюме.

Характеристика

Личная информация

Ф.И.О., место жительства, возраст, семейное положение, контактные данные.

Назначение документа

указание на конкретную соискаемую должность или круг должностей (например, «Цель резюме - соискание должности воспитателя детского сада»).

Образование кандидата

перечисление оконченных учебных заведений, пройденных курсов дополнительного образования.

Опыт работы соискателя

основные этапы трудовой деятельности, исполняемые трудовые функции, достижения.

Профессиональные навыки и познания соискателя

краткая информация о наличии профессиональной базы для ведения деятельности

Личные качества

перечисление актуальных для соискаемой профессии особенностей характера претендента на должность.

Дополнительные сведения

навыки, не имеющие значения для соискаемой должности, однако характеризующие соискателя как личность (увлечения, хобби; для тех должностей, для которых это не заявлено в качестве требования - владение иностранными языками, владение навыками работы на ПК).

характеристики с прежних мест работы или указанные в самом резюме контакты прежних нанимателей, могущих дать положительную оценку профессиональному уровню соискателя.

Информация в документе должна быть представлена в виде структурированных блоков, построенных по логической цепи. Представленный в Таблице 2 способ является классическим и часто используется при приёме на работу.

Обязанности воспитателя в ДОУ

Пройдя квалификационный этап, воспитатель начинает свою профессиональную деятельность в ДОУ. Федеральные государственные образовательные стандарты строго регламентируют обязанности воспитателя. Проект «Профессиональный стандарт педагога» четко определяет сферы занятий педагога и требования к уровню его профессиональной компетенции. Профессиональные навыки воспитателя должны помочь ему справляться с поставленными задачами:

  1. Обеспечения беспрерывного проведения педагогического процесса на высшем уровне в соответствии со стандартами, принятыми на территории дошкольного учебного заведения.
  2. Написание информативной базы и создание перспективных проектов для эффективного достижения целей по развитию группы детей.
  3. Поддержание навыков компетентности и принятие участие в деятельности дошкольной группы (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой).
  4. Обеспечение индивидуальной работы с ребёнком в случае возникновения у него каких-либо неудач в личностной и развивающейся сфере. Заключение об успехах или неудачах следует делать на основании личных наблюдений за детьми, их достижений в образовательной и культурной среде.
  5. Обеспечение моральной и физической безопасности детей во время их пребывания в ДОУ.
  6. Поиск и оказания содействия узким специалистам при выявлении индивидуальных особенностей развития у ребёнка.
  7. Обеспечение социализации детей в группе, развитие навыков социализации с окружающим миром. Подготовка к переходу в другую группу перед выпуском.
  8. Оказание всесторонней помощи в защите прав детей.

Существует ряд медицинских рекомендаций, согласно которым работа воспитателем запрещается. К ним относятся нарушение зрения, речевого аппарата и слуха. Постоянные судороги, потери сознания. Наличие серьёзных сердечно-сосудистых заболеваний. Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы. Проблемы с алкоголем, табакокурением или приёмом наркотиков.

Особенности нормативно-правовых отношений в детском саду

Отношения между дошкольным образовательным учреждением и педагогом регулируются перечнем законов и норм. Ниже приведены некоторые особенности по организации рабочих отношений.

  1. Профессиональные качества педагога воспитателя оцениваются во время собеседования. При этом в случае отказа, в соответствии со ст. 64 ТК РФ кандидат может потребовать составить в письменной форме причину отказа. В этом случае работодатель обязан ответить на запрос. Поэтому при формировании вакансии, работодатель обязан указать все требования к будущему сотруднику. Иначе ситуация может обернуться незаконным отказом в получении вакантной должности и, в следствии, судебным разбирательством.
  2. Заключение трудового договора требует наличия ряда документов. В обязательном порядке предоставляются паспорт, страховое свидетельство, документы о тематическом образовании и уровне квалификации, справка о несудимости. При первом приёме на работу может отсутствовать трудовая книжка (первую запись в новой делает новый работодатель). Для военнообязанных лиц необходимо наличие военного билета.
  3. Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» требует от педагога наличие образовательного ценза.

Профессиональная подготовка воспитателя детского сада требует систематизации знаний и последовательного подхода в вопросах образования. Они должны успешно сочетаться с личными чертами характера для достижения высокого профессионализма.

Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности.

Особенности профессии

Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.

Специфика педагогической деятельности

Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ. Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.

Программа работы воспитателя

Существуют определенные требования к уровню подготовки, а также к непосредственной деятельности педагогического работника дошкольного учреждения. Помимо среднего профессионального либо высшего профильного образования, должна быть специальная рабочая программа воспитателя. В ней указываются основные цели работы с воспитанниками: образовательные, развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый период, способы их достижения. По новым стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения и навыки, которыми должны овладеть после завершения курса обучения, его воспитанники. В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным учреждением, программы педагогов могут быть узконаправленными. Среди самых распространенных направлений в ДОУ лидирует патриотическое, экологическое, физкультурное направление.

Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно - стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

Предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

Конструктивно - проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания. Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.

Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

Что должен уметь воспитатель

Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. Образование данного профиля можно получить в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не любит детей, не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.

Гуманность

Данное качество особенно важно для представителей данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и помощь ребенку, помогать ему в преодолении проблем, связанных с общением с другими ребятами. Под руководством чуткого наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков.

Толерантность

Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.

Педагогический такт и справедливость

Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость - обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.

  • Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
  • Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
  • В своей работе он обязан применять современные владеть приемами, методами, средствами обучения.
  • Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
  • Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.

Заключение

Такое слово, как «воспитатель» происходит от «питать», то есть вскармливать. Современный словарь трактует данную профессию как человека, который занимается воспитанием кого-либо, принимает на себя всю ответственность за развитие и условия существования личности иного человека. Для появления данной педагогической профессии были объективные причины. Для полноценного развития общества, было важно, чтобы опыт, накопленный старшими поколениями, передавался детям. Впервые данная профессия появилась в Древней Греции. В то далекое время за развитием ребенка отвечал раб. Именно он сначала следил за малышом, после того, как ребенок подрастал, сопровождал его в школу. В обязанности раба входил контроль развития ребенка, его поведения и совершаемых поступков. Постепенно на смену рабу пришли домашние воспитатели (гувернантки), а потом и воспитатели детского сада. Современные педагоги ДУ - творческие и яркие личности. Они отличаются эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью. У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и Воспитатель - прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам. Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на должность воспитателя проходит медицинский осмотр. К детям не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, страдающих сильным заиканием. Нельзя работать в детском саду и лицам, которые имеют кожно-венерические и инфекционные болезни, являются вирусоносителями.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:

    педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

    эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

    педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

    педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

    педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

    культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог - коллеги»;

    педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.

Педагогика – моё призвание

Воспитатель ДОУ - это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Педагог - это не только профессия, суть которой передавать знания, но это также почетная миссия воспитания личности, утверждения человека в самом себе. В связи с этим целью педагогического образования будет выступать непрерывное профессиональное и общее развитие воспитателя нового типа, который характеризуется следующими качествами:

Для попустительского стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к воспитанникам. Авторитетом среди детей такой воспитатель не пользуется, так как дошкольники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на занятиях такого воспитателя плохая, в группе шумно, дети не слушают объяснений. Попустительский стиль также имеет негативные последствия. Часто дошкольники выражают недовольство и протест против такого стиля руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.

Антипедагогический стиль взаимодействия с воспитанниками в практике работы воспитателя недопустимы. Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Воспитатель, который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку воспитанниками своего поведения, разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой воспитатель является социально опасным.

Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются:

Педагогический такт,

Педагогический оптимизм,

Креативность,

Самореализация,

Педагогический долг и ответственность,