История тройки. Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века

Изучая историю костюма, можно сделать вывод, что одним из наиболее ярких является период 20-ых годов 20 в. В этот промежуток времени происходили яркие социальные, политические, экономические и другие преобразования. Эти преобразования активно влияли на моду и костюм.

Так как мода существует по принципу цикличности, то зачастую силуэты и образы прошлых лет становятся остромодными. В новом сезоне на подиумах часто прослеживаются тенденции 20-ых. Так в силу актуальности и интереса со стороны исторической точки зрения источником для авторской коллекции был выбран английский мужской костюм для отдыха начала 20в.

В данной части дипломного проекта рассматриваются наиболее близкие к теме дипломной коллекции аспекты из истории костюма:

История классического мужского костюма;

Мужской английский костюм;

Влияние Герцога Виндзорского на классический мужской костюм;

История классического мужского костюма

Классический костюм (от фр. Costume -- одежда, одеяние, платье) -- комплект верхней одежды, изготовленной в одном стиле из одной ткани. В классический костюм входят пиджак и брюки, реже жилет; костюм дополняют сорочка и галстук, иногда платочек в нагрудном кармане.

Классический мужской костюм, в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня, имеет длинную историю и сотни, если не тысячи прообразов, но принято считать, что костюм родился в XIX веке в Англии. В первой половине XIX века мужской костюм включал в себя редингот, жилет и длинные панталоны. Также широко распространен был фрак. Его носили со светлыми панталонами и жилетом. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-цилиндр и перчатки.

С середины XIX века обязательной частью гардероба светского человека и буржуа стала «визитка». Фрак стали надевать лишь в исключительных случаях. В качестве повседневной одежды стал использоваться прямой пиджак, который вместе с брюками и жилетом образовали пиджачный костюм, который мы сегодня называем классическим. Из головных уборов использовалась фетровая шляпа или «котелок», а летом -- соломенная шляпа-канотье.

С небольшими изменениями, связанными с ускорением ритма жизни (например, распространением езды на мотоцикле и автомобиле) костюм вступил в XX век. Фрак понемногу уступил свое место на приемах смокингу. Мужчины стали, в большинстве своем, носить готовые стандартные костюмы, первоначально не отдавая предпочтения двубортным или однобортным. Однако уже к середине века однобортные костюмы заняли доминирующие позиции. Вслед за двубортными костюмами из обихода исчез жилет.

Фасоны костюмов могли быть самые разнообразные. Постоянно менялись формы лацканов, ширина брюк, фасон жилетов. Пиджаки могли быть однобортными и двубортными, с заостренными лацканами, или обычными, на 2-х, 3-х или 4-х пуговицах, со шлицами или без них. Брюки с отворотами или без, на подтяжках или на ремне. Жилеты могли быть однобортными или двубортными, с лацканами или без них. Одинаковые элементы костюма выглядели скучно, и люди стремились разнообразить свой внешний вид. Особенно сильно эта тенденция проявлялась в 30-е годы 20-го века.

Далее мужская мода в отношении костюмов изменялась стремительно: из костюма меняли свою форму сам пиджак и брюки. Последние в 20-х годах XX века были укорочены и имели длину чуть ниже колена. А дальше: френчи 40-х, твидовые костюмы 60-х, брюки-клеш 70-х, и т. д. Во все времена мужской костюм являлся зеркалом эпохи, отражением своего времени. По тому, как видоизменялись модели и фасоны мужских костюмов во времени, можно отслеживать историю государств.

Из всего многообразия мужских костюмов традиционно можно выделить следующие типы мужских костюмов:

Английский мужской костюм

Немецкий мужской костюм

Американский мужской костюм

Итальянский мужской костюм

Французский мужской костюм

Европейский мужской костюм

Я давно работаю в сфере услуг, а именно - индивидуально пошива, а если еще конкретнее, то индивидуального пошива для мужчин (дамы, простите за дискриминацию).

Мне искренне нравится дело, которым я занимаюсь на протяжении уже не одного года.

И вроде бы, что сложного написать о деле, которое тебе приносит удовольствие, но как оказалось для меня это намного больше, чем сухо описать процесс индивидуального пошива.

Портные, работающие в наши дни скажут, что мужчины носят костюмы темно-синих, почти чернильных оттенков, а мы призываем выбирать оттенки по светлее. Мужчины в основном раскупают темно-синие ткани для костюма. Это удивительно. Как-будто продолжают тенденцию заданную еще в детстве - мальчикам голубое, девочкам - розовое.

Bespoke портной - это опытный мастер, который создает предметы одежды для своих клиентов. Как правило, он будет вовлечен во все стадии создания предмета одежды, начиная со снятия мерок клиента, создания выкройки, и потом собственно пошив одежды.

Все статьи

История мужского делового костюма

Униформа капитализма одержала победу более масштабно, чем сам капитализм. Когда Барак Обама впервые посетил Ху Цзиньтао, главного лидера Китайской Народной Республики, оба они были одеты в почти одинаковые синие костюмы, белые рубашки и красные галстуки.

Мужской деловой костюм стал символом соответствия. Хотя этот предмет одежды был демонстративно отвергнут титанами Силиконовой долины такими, как Стив Джобс из Apple, Марк Цукерберг из Facebook и Сергей Брин из Google.

Тем не менее, деловой костюм имеет захватывающую и таинственный историю, зная которую, вы будете получать удовольствие, каждый раз одевая его.

Это одежда родилась в ходе революции, войны и чумы. Деловой костюм еще несет на себе отпечаток этого бурного прошлого, а также влияния просвещеного мышления, спортивных увлечений 19-20 столетия и щегольства Английских денди. В эти годы мужской деловой костюм вполне может отмечать свое 150-летие, жаль, что торжества в его честь не состоятся.

Первые шаги на пути создания современных лекал мужских костюмов были сделаны в середине 17-го века. На становление имиджа, что теперь называется "Британский аскетизм" повлияла вспышка чумы в 1665 и Великий пожар в Лондоне. Через год Карл II приказал своим придворным одеваться в простые туники, рубашки и штаны. Это была значительная перемена, хотя монархи давно ввели законы, регулирующие расходы и не допускающие простонародье одеваться слишком грандиозно. Но теперь, принуждая элиту одеваться более скромно, было сделано заявление, что сила и власть больше не должны были быть подтверждены ярдами кружев и оборок.

Даже когда придворная мода сделала поворот в сторону пышности и цвета, мрачный мужской костюм с жилетом относился к высшему обществу. Формирующийся меркантильный класс принял его также, как и аристократы. А после французской и американской революции сдержанность в цветах укрепила свое развитие. Крой и палитра послереволюционного гардероба джентльмена упростились и состояли из синего, серого, белого и коричневого- это была основа в одежде Английской знати.

К концу 18-го века Лондон стал центром пошива мужского костюма. Отчасти это стало результатом случайности. К этому времени английские ремесленники были очень опытны в работе с тяжелыми шерстяными тканями (если сравнивать их с аналогами современного костюма), которые лучше всего подходят для британского климата. А приток иностранных портных, которых появилось много в Лондоне после наполеоновских войн, позволил развиться высококлассному портновскому искусству, т.к они были весьма опытны в пошиве униформы для континентальных бойцов. Так слияние нескольких культур принесло новую струю в изготовление мужского костюма.

В это же время карьерист по имени Джордж "Бо" Brummel начал свой путь к успеху в мире моды.

Первый денди

Его путь к вершине моды начинался издалека. Он был весьма дружен с принцем регентом и, используя часть своего наследства, выкупил у него полк, состоящий из десятка лучших драгун. Хотя князь Браммел и воображал себя военным человеком, полк для него был скорее игрушкой или модным аксессуаром того времени, нежели средством борьбы.

Поездки Брамеля в Лондон за покупкой формы для своего полка, привели его к контакту с самыми лучшими портными Лондона. И это дало возможность исполнить в жизнь его идеи трансформации мужского костюма того времени.

Когда принц вступил на трон в качестве Георга IV, Джордж покинул Оксфорд и отправился прямо за царевичем в Лондон, где стал ослепительным алмазом в свите его высочества, благодаря своему безупречному вкусу.

После увольнения из армии он жил на средства своего наследства. Джордж Браммел первый, кто решился отрезать все лишнее, по его мнению, от мужского костюма. Он шокировал общество идеей, что ткань должна облегать и подчеркивать телосложение своего обладателя. Революционер моды отправил в прошлое золотые побрякушки, пышные кружева и парики, которые, как он считал, делали мужчин похожими на павлинов. Браммель говорил, что «Если люди оборачиваются, чтобы посмотреть на вас на улице, вы не очень хорошо одеты."

Помимо этого он возмутил общественность новаторской идеей купания один раз в день.

Опыт облегания тканью человеческого тела, а не драпировка ею вокруг был в новинку в 19 веке. Историки моды отмечают, что средневековое мужское белье было мягким и объемным, чтобы хоть немного уменьшить дискомфорт от металлических пластин из которых состояли доспехи. Но эпоха Просвещения и Неоклассицизма принесла тенденцию плотно облегающей одежды в попытке подражать греческим статуям обнаженных мужчин. Браммель преуспел в этой тенденции, используя облегающие фигуру силуэты пальто и брюки. Он использовал простые цвета, чтобы сосредоточить внимание на форме и линиях, пропагандируя то, что г-н Келли называет "тирания монохрома". А когда принц регент урезал свой яркий гардероб в стиле Джорджа Браммеля, он распространился по всему Лондону и за его пределами.

Английскому денди приписывают также изобретение современных брюк, одежды более распространенной сегодня, чем мужской костюм. Говорят, что он приспособил длинные панталоны для своих десяти драгун взамен штанов до колен, которые носили только вместе с чулками. Но Патрик Гант-владелец Norton & Sons портновской мастерской, основанной в1806 году, заявляет, что брюки пришли из другого военного направления. По его словам брюки это производная «спецодежды» русских казачьих кавалеристов.

В начале 19 века обычно каждый предмет гардероба заказывали или покупали у различных поставщиков, портных. Поэтому трудно себе представить хоть кого-нибудь сегодня в мужском костюме Браммеля в современном деловом обществе. Практика изготовления пиджака и брюк из одной ткани, одной фирмой обретет свое место в истории еще через несколько лет.

Война, медицина, спорт и мужской деловой костюм.

Примерно в середине 19-го века мужской деловой костюм стал менее скованным. Сюртук, который до этого был полон ваты и был скроен, чтобы максимально обтянуть фигуру, постепенно уступил место более свободному пиджаку, но все еще с очень четкими приталенными линиями. И благодаря серии небольших постепенных изменений, различные части мужского платья, которые должны были удовлетворять потребности обладателя, обрели единую форму. Портные, работающие в районе Мекки мужского костюма-Sville Row, являются экспертами в разъяснении влияния военных, медицинских и спортивных событий на современный деловой костюм.

Военное прошлое мужского делового костюма, пожалуй, наиболее очевидно. История подплечников, используемых в современном костюме берет свое начало от военных эполет и желания сделать акцент на V-образный торс (широкие плечи- узкая талия), к которому так стремился Браммель. Этот эффект достигается с помощью подплечников.

Современный лацкан это производная от сюртука, который носили как в армии так и на флоте. Военные расстегивали свой мундир и края отворачивались и ложились на манер, как сейчас лежит лацкан в современном мужском костюме.

Привычный для нас лацкан на мужском костюме образовался, в момент, когда военные расстегивали свой мундир и края отворачивались и ложились на манер, как сейчас лежит лацкан в современном костюме.

Пол Мандей, возглавляющий сегодня любимую портновскую мастерскую Браммеля, отмечает, что военный мужской костюм "технически отличается" от гражданского, но все же «ДНК» у них одно.

До переезда портных на Сэвил Роу в 19 веке, здесь находились клиники хирургов. Их профессиональная деятельность повлияла на наличие пуговиц на рукавах мужского костюма. Прорезанные петли на рукавах, застегнутые на пуговицы позволяли врачам посещать больных, требующих немедленной хирургической помощи, не снимая пальто/пиджак. К тому же в те времена было неприлично находиться в обществе в одной рубашке, это было допустимо только у простолюдинов.

Сейчас у любого костюма в пиджаке есть одинарная или двойная шлица, свидетельство спортивного прошлого мужского костюма. Наличие шлицы позволяло чувствовать себя комфортнее на лошади в пальто или пиджаке во время охоты. Так же косые боковые карманы на пиджаке оказались удобнее прямых во время верховой езды.

Как в мужском костюме объединились пиджак и брюки, также произошло с галстуком и шелковым шейным платком. Кусочек шелка, повязанный вокруг шеи прибыл из Европы-Хорватии и укрепился при дворе Людовика XIV.

Предшественник галстука появился в Англии в 1860 году (как и костюм) и был показателем статуса своего обладателя в то время. Его узор и цвет обозначал принадлежность к определенной школе, военному полку или спортивному клубу.

Точное время победы привычного мужского делового костюма над своими предшественниками сюртуком и визиткой произошло в конце 19 века. Связано это было с подъемом американской деловой культуры. К 1890 году офисные работники предпочли неформальный костюм с его спортивным энергичным образом жизни, нежели военно-аристократичную визитку.

До сих пор на передовой.

Начиная с небольшого участка между Пикадилли и Риджент Стрит, костюм захватил мир. С начала 20 века сильные мира сего до сих пор облачаются в деловые костюмы.

Цвет и количество пуговиц на пиджаке - дань моде. А под натиском технического прогресса происходят внутренние изменения мужского костюма.

Развитие общественного транспорта повлияло на появление карманов для железнодорожных и автобусных билетов. Далее последовали карманы для ручек и мобильных телефонов. Сейчас поступают запросы на внутренние карманы для iPad. «Нет проблем. Он не слишком отличается от кармана для дичи и зайцев, что использовали джентельмены в пальто, которые носили во время охоты», - говорит Г-н Мандей, английский портной.

Сэвил Роу сильно изменилась за последние 200 лет, но индивидуальный пошив мужских костюмов процветает до сих пор.

Теперь на крой костюма влияет страна его происхождения. Миру известен итальянский, английский, американский, немецкий стиль костюма. Но, несмотря на место его происхождения, уже 150 лет мужской деловой костюм продолжает отвоевывать свое место в гардеробе.

С уважением, Алина Зимакина

Costume - одежда, одеяние, платье) - комплект верхней одежды , изготовленной в одном стиле из одной ткани. В классический костюм входят пиджак и брюки , реже жилет ; костюм дополняют сорочка и галстук, иногда платочек в нагрудном кармане (считается очень элегантной деталью).

Изначально классический костюм носили только мужчины, позднее его стали носить и женщины. Сейчас его также носят преимущественно мужчины. Классический костюм является одеждой для работы в конторе, переговоров и других официальных мероприятий; в повседневной жизни используется как одежда для выхода в гости, в музей, на концерт и т. п.

История костюма

Костюмы образца 1919 года

Классический мужской костюм, в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня, имеет длинную историю и сотни, если не тысячи прообразов, но принято считать, что костюм родился в XIX веке в Англии . В первой половине XIX века мужской костюм включал в себя редингот , жилет и длинные панталоны . Также широко распространен был фрак . Его носили со светлыми панталонами и жилетом. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-цилиндр и перчатки .

С середины XIX века обязательной частью гардероба светского человека и буржуа стала «визитка ». Фрак стали надевать лишь в исключительных случаях. В качестве повседневной одежды стал использоваться прямой пиджак, который вместе с брюками и жилетом образовали пиджачный костюм, который мы сегодня называем классическим. Из головных уборов использовалась фетровая шляпа или «котелок » (заменившие цилиндр), а летом - соломенная шляпа (канотье).

С небольшими изменениями, связанными с ускорением ритма жизни (например, распространением езды на мотоцикле и автомобиле) костюм вступил в XX век. Фрак понемногу уступил свое место на приемах смокингу . Мужчины стали, в большинстве своем, носить готовые стандартные костюмы, первоначально не отдавая предпочтения двубортным или однобортным. Однако уже к середине века однобортные костюмы заняли доминирующие позиции. Вслед за двубортными костюмами из обихода исчез жилет.

Фасоны костюмов могли быть самые разнообразные. Постоянно менялись формы лацканов, толщина брюк, фасон жилетов. Пиджаки могли быть однобортными и двубортными, с заостренными лацканами, или обычными (расстояние между лацканом и воротником похоже на треугольник), на двух, трёх или четырёх пуговицах, со шлицами или без них. Брюки с отворотами или без, на подтяжках или на ремне. Жилеты могли быть однобортными или двубортными, с лацканами или без них. Такое разнообразие деталей можно объяснить тем, что костюм в то время был единственной формой одежды человека, который желал прилично выглядеть в обществе, в соответствии с нравами эпохи. Одинаковые элементы костюма выглядели скучно, и люди стремились разнообразить свой внешний вид. Особенно сильно эта тенденция проявлялась в 1930-е годы.

В настоящее время подавляющее большинство костюмов состоит из двух предметов (костюм-двойка). Пиджак и брюки всегда сшиты из одного материала, для делового костюма это шерсть .

Мужской деловой костюм

Деловой костюм является де-факто формой одежды в бизнесе и на официальных мероприятиях. Состоит обычно из пиджака и брюк, выполненных из ткани одного типа и предназначенных для ношения вместе.

Костюм может приобретаться как готовым, так и изготовляться на заказ. Наиболее предпочтительным вариантом является второй, так как это позволяет пошить костюм, идеально подходящей фигуре конкретного человека. Такой способ в то же время является наиболее дорогостоящим и требовательным к поддержанию субъектом, по которому шьется костюм, физических кондиций на момент снятия с него мерки. Готовые костюмы позволяют значительно сэкономить, но не обеспечивают должного удобства и, зачастую, достаточного качества изготовления.

Качество пошива костюма определяется по швам, которые должны быть ровными и гладкими, небольшим деталям (как то качество пуговиц, подгонка материала по рисунку, возможность расстегнуть пуговицы на рукавах и др.), а также по внешнему виду в целом.

См.также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Классический костюм" в других словарях:

    Классический костюм - название мужского или женского костюма строгой формы, соответствующего образу жизни делового человека. Такой костюм иногда называют английский. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) … Энциклопедия моды и одежды

    Эдуар Мане, «Юноша в костюме махо» Испанский костюм, мода Испании охватывает период самобытного существования моды Испании в XV XIX веках. В более узком смысле испанская мода стиль жестких каркасных костюмов, принятый при дворе испанских… … Википедия

    Эдуар Мане, «Юноша в костюме махо» Термин «испанский костюм», мода Испании охватывает период самобытного существования моды Испании в XV XIX веках. В более узком смысле испанская мода стиль жестких каркасных костюмов, принятый при… … Википедия

    Рубашка, килт с килтпином, ремень с пряжкой, кожаный спорран на цепочке, простые гольфы … Википедия

    - (от лат. classicus образцовый) Классика в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Возникший в таком виде. Классика период в истории древнегреческого искусства (V в.… … Википедия

    Одежда - 1. Совокупность изделий, надеваемых человеком, призванных защищать его от неблагоприятных климатических воздействий и выполняющих не только утилитарные, но и эстетические функции. Включает комплекс предметов: белье, легкое и верхнее платье,… … Энциклопедия моды и одежды

    У этого термина существуют и другие значения, см. Каратель (значения). Каратель «The Punisher» № 22 (том 4) Художник: Тим Брэдстрит История публикаций … Википедия

Когда появился традиционный мужской костюм-тройка, какие предметы мужского гардероба были его предшественниками, каким важным переменам он сопутствовал и почему так долго просуществовал в практически неизменном виде

Традиционный мужской костюм, состоящий из трех элементов, окончательно сложился к началу XIX века и включал в себя сюртук или фрак с обязательным жилетом и длинными панталонами. Вскоре на смену сюртуку и фраку пришел прямой пиджак, а на смену панталонам — классические брюки, в то время как жилет остался верен самому себе. Костюм-тройка, несмотря на серьезные изменения, произошедшие за последние десятилетия в мужском костюме, по-прежнему остается символом мужественности и делового духа.

До недавнего времени интерес мужчин к своему внешнему виду всячески порицался как немужское занятие и слабость и порождал домыслы относительно их сексуальности: считалось, что подверженность модным тенденциям сродни ветреной и капризной женской природе, в то время как рационально мыслящий мужчина не тратит время попусту. В результате на протяжении последних двух столетий мужской гардероб, в отличие от женского, оставался консервативным, сопротивляясь любым новациям.

Портрет Герарда Корнелиса ван Рибека. Картина Матеуса Верхейдена. Около 1755 года В XVIII веке во Франции традиционный мужской костюм состоял из жюстокора (длинного кафтана), камзола (который уже фактически превратился в жилет) и кюлотов (штанов до колена). Wikimedia Commons

Подобная аскеза в отношении собственной внешности далеко не всегда была свойственна мужчинам. Вплоть до XVIII века мужской костюм был не менее ярким, экспрессивным и богато украшенным, чем женский; мужчины пользовались пудрой и румянами и прибегали к разного рода ухищрениям вроде накладных икр для имитации мускулистых ног и мушек, которые зачастую призваны были скрыть проблемы с кожей. Как пишет историк моды Фред Дэвис, в ту эпоху «и мужчины и женщины равно выставляли напоказ кружева, дорогой бархат, тонкие шелка и вышивку, чрезвычайно нарядную обувь, прически, парики, шляпы с украшениями в духе рококо, обильно применяли пудру, румяна и прочую косметику» Джон Харви. Люди в черном. М., 2010. .

Портрет сэра Джорджа Монтегю. Картина Томаса Бича. 1780-1790 годы Около 1770-х годов появился фрак, прилегающий к бедрам. В Англии фраки были шерстяными, во Франции — шелковыми или полушелковыми. Под фрак надевали укороченный жилет, на ноги — кюлоты. Wikimedia Commons

Великая французская революция 1789 года привела не только к колоссальным политическим и социоэкономическим сдвигам, но и стала причиной серьезных перемен в одежде: на смену аристократическому дресс-коду с непременным камзолом, бриджами и чулками пришли брюки, которые до тех пор носили лишь представители неимущих слоев общества. Сторонников революционных перемен даже назвали по тому, как они одевались: санкюлоты (sans-culottes) в переводе с французского буквально означает тех, на ком не надеты кюлоты, то есть короткие застегивающиеся под коленом штаны, которые носили аристократы.

Франсуа Рене де Шатобриан размышляет на развалинах Рима. Картина Анн Луи Жироде-Триозона. После 1808 года Мужской костюм эпохи романтизма состоит из рубашки со стоячим воротником или воротником на пуговицах, длинных светлых брюк, яркого или контрастного жилета и узкого фрака. Wikimedia Commons

Психолог Джон Карл Флюгель, описывавший революционный отказ от пышных одежд праздного класса в пользу более демократичного и сдержанного буржуазного делового дресс-кода , назвал этот момент в истории костюма «великим мужским отказом» . Сдержанным в новом мужском костюме были и декор, и цвет: в XIX веке яркость и пестрота остаются женщинам, в мужской же одежде нормой становится черный цвет, который для женщин остается скорее исключением.

По всей видимости, темные цвета, демократичные и практичные одновременно, а также более свободный крой костюма начинают доминировать в мужском гардеробе в XIX веке во многом потому, что герой эпохи индустриализации нуждался в удобной повседневной униформе для перемещения по городу и работы в офисе.

Модник. Около 1895 года pinterest.com

Любопытно, что чем свободнее и независимее становилась женщина, тем сдержанней и консервативней становился мужчина. Так, с появлением в Европе и Америке в конце XIX века феномена «новой женщины», гораздо более независимой и целеустремленной, которую на карикатурах того времени чаще всего изображали с сигаретой в руках, нередко на велосипеде , а иногда и в брюках, к мужчине стали предъявлять гораздо более жесткие требования. Чтобы избежать насмешек со стороны окружающих и обвинений в женоподобии, мужчины с еще большим энтузиазмом стали держаться делового костюма.

Модели мужских костюмов. 1940-е годы New York Public Library

В таком аскетичном виде мужской костюм просуществовал вплоть до 1960-х годов XX века и первой «революции павлинов», которая была связана с эстетикой «свингующего Лондона», молодежной и сексуальной революцией и бумом субкультур. В результате молодые люди впервые за многие годы стали открыто интересоваться модой и потреблением и ходить в узких брюках и рубашках с яркими принтами. 

Публикации раздела Традиции

Краткая история мужской моды XVIII - начала XX века

В месте с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся мужской облик на протяжении нескольких столетий.

Пышные наряды и щеголи-петиметры

Костюм Петра I. Повседневный кафтан, камзол. Полушелк, шерстяная ткань, льняная рубчатая ткань, бахрома. Начало XVIII в. Фотография: reenactor.ru

Мужской кафтан. XVIII в. Фотография: mylitta.ru

Костюм Петра I. Праздничный кафтан, камзол, штаны. Сукно, атлас, хлопчатобумажная байка, шелковая нить, вышивка. Рубеж XVII - XVIII вв. Фотография: reenactor.ru

Очень долгое время - до XVIII века - мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке - кафтан, камзол и кюлоты.

Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы - длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.

Кюлоты - так их называли во Франции - короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.

Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные - из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором - вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.

Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.

Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип - искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.

«Великий мужской отказ» и денди

Мужской костюм. Фрак. XVIII в. Фотография: letopis.info

Мужской костюм. XVIII в. Фотография: costumehistory.ru

Мужской костюм. Сюртук. Начало XIX в. Фотография: foto-basa.com

К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки - одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками - удобная защита от непогоды.

Позже в моду вошел фрак - разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.

Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.

В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны - их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» - отказом от пестрого костюма.

Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм - культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма - цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука - была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный - вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.

В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки - нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.

Сдержанная классика и «изящные мужчины»

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка - шляпы с округлой, очень жесткой тульей - они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.

Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.

Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален - костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.

Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб - без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.

И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.