Актуальность социализации детей дошкольного возраста. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений,


Социальное развитие ребенка начинается уже в первые недели и месяцы его жизни. Беспомощность новорожденного является безусловной предпосылкой его обращенности к окружающим людям. Благополучие ребенка в последующие годы, в том числе в школьные, во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.
Однако в практике работы с детьми раннего и дошкольного возраста проблема социализации занимает второстепенное место, зачастую отождествляясь с воспитательным процессом. Между тем, понятие социализации не подменяет и не заменяет собой понятий обучения и воспитания.
.генные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста 191
Под социализацией принято понимать весь многогранный процесс
воения человеком опыта общественной жизни и общественных отно-ений. В ходе социализации человек приобщается к нормам и правилам бшественного устройства, осваивает значение разных социальных «яей, овладевает определенным уровнем культурных знаний и навыков. В результате человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, без которых невозможна 0рмальная жизнь в обществе.
В психологии существуют и другие подходы к пониманию социализации. Так, в контексте психоанализа социализация интерпретируется как вхождение изначально враждебного социуму индивида в нормальную социальную среду, как «очеловечивание» ребенка вопреки его природной асоциальное™. В школе Ж. Пиаже социализация понимается как процесс адаптации к социальной среде. Считается, что по достижении определенного уровня развития, а именно с появлением способности отделить свою точку зрения от чужой (примерно в семилетнем возрасте), ребенок обретает возможность сотрудничать с другими людьми.
Основными факторами социализации ребенка являются семья, детские дошкольные учреждения, школа, уличные группы детей, другие социальные институты и организации.
Старейшим, исторически первым институтом социализации ребенка являлось материнство. В первобытные времена именно мать передавала своему ребенку те несложные и немногочисленные знания и умения, которых было достаточно для приобщения к жизни племени. Отцы не участвовали в воспитании детей, а выступали для них лишь как носители определенной социальной роли добытчика пищи и защитника. Полноценное освоение этой роли происходило лишь после того, как мальчик отделялся от матери и включался в жизнь мужчин своего клана. Именно племя, а не материнство или отцовство, становилось следующим институтом социализации первобытных мужчин. Девочки же овладевали всем объемом материальных и культурных знаний своего времени рядом с матерью, из ее рук, включаясь в хозяйственные заботы но мере того, как это позволял им возраст.
Современные отцы в значительно большей мере и гораздо раньше включаются в процесс социализации своих детей. Нередко в этом участвуют и представители старших поколений - бабушки и дедушки, Неся ребенку свою версию социальных знаний и опыта, не всегда или Не во всем совпадающую с тем, что предлагают родители. Таким образом, современная семья, являясь первым и главным институтом
192________________________________Часть II. Детская практическая психод0г
социализации маленького ребенка, представляет ему достаточно бп гатый и разнообразный круг знаний о мире, людях, обществе.
Роль семьи в процессе социализации огромна. Понимая социализацию в широком плане как приобщение ребенка ко всему богатству Че_ ловеческой культуры, важно понимать, что основным условием этог0 является овладение им речью и, соответственно, развитие понятийного, специфически человеческого мышления.
Речь - чисто социальное приобретение человечества. Она возникла лишь тогда, когда людям понадобилось договориться друг с другом т. е. урегулировать каким-то образом свои взаимоотношения. Именно поэтому маленький ребенок овладевает речью лишь в том случае, если она выполняет свою социальную функцию - функцию общения. Она должна быть обращена к нему лично и сопровождать определенные действия взрослого, а не просто звучать в комнате, где находится ребенок. Слово приобретает для ребенка смысл только тогда, когда оно сопровождается какими-то изменениями в его самоощущении. Стало сытно, сухо, тепло, светло, шумно, интересно, весело, значит, в его жизни были мама, молоко, соска, штанишки, свет, погремушка и т. п. Хорошо известно, что дети, лишенные общения с ухаживающими за ними взрослыми, заметно отстают в психическом развитии, ибо именно речь, а вслед за ней и понятийное мышление делают человека человеком, позволяя ему приобщиться к культурному богатству человеческого общества.
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. Современные родители в большинстве своем знают, что можно и даже нужно разговаривать не только с новорожденным, но даже и с еще не родившимся ребенком. На первых порах важны не столько содержание обращенной к ребенку речи, сколько ее мелодичность, тональность, ритмичность, интонационные характеристики. Никто не может сказать точно, в каком возрасте ребенок становится способным улавливать смысл обращенных к нему слов. Чтобы не пропустить этот момент, лучше начинать разговаривать с малышом о том, что его касается, с самого первого дня его жизни.
Первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения, выступает в качестве одного из основных источников социализации индивида.
Семья является для ребенка не только источником и условием развития его психики, расширения его знаний и представлений об окружа" ющем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном
ровные
направления работы психолога с детьми дошкольного возраста 193
йшестве социальных отношений, с которой он встречается. Именно емье ребенок знакомится со смыслом и сутью социальных ролей ма-и отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, сына, дочери. Став старше, осознает и тот пласт семейных связей, центром которых является не а другие члены семьи: муж, жена, дядя, тетя, прочие родственники. Даже если структура семьи, в которой живет ребенок, достаточно сложна и иерархизирована, она, тем не менее, не может предоставить бенку возможности в полной мере приобрести тот опыт социального поведения, который необходим для вступления в иной, более широкий круг общественных отношений, выходящий за пределы родственных связей.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Недостаточно просто снабдить ребенка знаниями о том, как устроено человеческое общество, как принято себя вести в нем. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой человеческих отношений, освоении социальных норм и ролей, выработке психологических механизмов социального поведения.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают важность этого возрастного периода в развитии ребенка, расценивая его как подготовительный к будущей, «настоящей» жизни, которая, по их мнению, начинается с момента поступления в школу. Первые сколько-нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются именно в школе, поэтому родители и воспитатели не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, она прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается умственному развитию, °бучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы саМа по себе и ее качество редко становится предметом родительского внимания и переживаний. Между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения, формируйся индивидуальный стиль поведения человека.
Социализация - процесс весьма длительный, расширение и обобщение социального опыта происходит на протяжении всей жизни
~> Зак. 746
194________________________________Часть II. Детская практическая психол0г
человека. Однако начинается она очень рано, одновременно с тем м0, ментом, когда ребенок физически отделяется от матери.
Вся история развития ребенка - это цепь последовательных разр. BOB: рождение, отнятие от груди, самостоятельная ходьба, поступле. ние в ясли или детский сад, затем в школу и т. д. Чем более самостоятельным становится ребенок, тем больше у него возможностей ддя приобретения личного социального опыта, и тем более жесткие требования к его социальной зрелости предъявляет общество. Главная забота взрослых - правильно воспитать ребенка, т. е. научить его обходиться без нас.
Помогая ребенку войти в общество, необходимо не только снабдить его набором знаний о принятых нормах и требованиях, но и предоставить ему возможность применить эти сведения в личном опыте взаимодействия с самыми разными людьми. Качество социализации определяется не только конкретным содержанием и перечнем общекультурных навыков ребенка, но и тем, какую роль в их приобретении сыграла собственная активность ребенка.
Именно бедностью личного опыта применения и страдает социальное развитие маленьких детей. Отчасти это связано с объективной ограниченностью возможностей малыша применить свои социальные познания на практике. Чем младше ребенок, тем большее число социальных актов за него выполняет мать. Она представляет его интересы перед различными взрослыми, регулирует его отношения с другими малышами, решает, какую меру свободы можно предоставить ребенку. То есть мать полностью регулирует социальную жизнь маленького ребенка. Его личный социальный опыт сведен к общению с членами семьи. Такое положение зачастую устраивает родителей, и они не всегда торопятся поощрять независимость ребенка. Психологически матери бывает трудно осознать, что ее ребенок может обойтись без нее. Иногда ребенка из семьи «не выпускает» бабушка, заполняющая свою жизнь заботами о внуке. Кроме того, удерживая ребенка около себя, сводя к минимуму его взаимодействия с окружающими, родители как бы защищают свой собственный мир от дополнительных волнений и стрессов.
Обычно за психологической неготовностью родителей к выходу ребенка из семьи лежит неосознанное желание как можно дольше сохранить свою власть над ним, ощущение собственной нужности ребенку и его безраздельной принадлежности матери. Вероятно, они ощущают свою невостребованность в других сферах жизни - профессионально!! или супружеской - и защищают таким образом свое представление
iQRHbie направления работы психолога с детьми дошкольного возраста 195
себе как о ценном, нужном и даже властном человеке. Нередко семья
ционализирует свое нежелание «отпустить» ребенка его слабостью
болезненностью. Этот семейный (чаще материнский) эгоизм явля-
тся субъективной причиной бедности и ограниченности социального
пыта дошкольника. Психологически комфортное состояние матери
оплачивает ребенок, и оплачивает дорогой ценой.
Но рано или поздно ребенку придется выйти из «гнезда» - он должен пойти в школу. Там он откроет для себя мир, в котором человек постоянно наталкивается на запреты, субординацию, правила и заколы. Общество в лице школы предъявит ему свои требования. Тогда ребенок с сожалением поймет, что родители скрывали от него жизнь и плохо его к ней подготовили.
Даже слабость здоровья не может быть причиной для социальной изоляции ребенка. Родители, к сожалению, не смогут вечно быть рядом со своим ребенком-инвалидом, и он тоже должен научиться жить в этом обществе.
Чем позже ребенок «выйдет» из семьи, тем в более жесткую социальную среду он попадет. Различия заметны даже при продвижении по возрастным группам детского сада: чем старше будет та группа, в которую впервые поступит ребенок, тем больше требований будет предъявлено к его физической и психологической зрелости. Требования же школы к социальному развитию ребенка весьма высоки; соблюдение норм и правил школьной жизни требует от него значительного напряжения.
Социальный норматив поступающего в школу ребенка предполагает следующее: «Ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке; способен выбрать адекватную альтернативу поведения; знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать ее; уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением Другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально развитый ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих; управляет своим поведением и способами общения» (Парамонова Л. А. и Др. Карта индивидуального развития ребенка-дошкольника).
Общество, весьма снисходительное к дошкольнику, оказывается Достаточно жестким по отношению к переступившему школьный п°рог семилетнему и даже шестилетнему ребенку. Для детей, имеющих небольшой опыт социальных отношений, поступление в школу
196________________________________Часть II. Детская практическая психолог,
становится настоящим стрессом. Иллюстрацией переживаемых ребец. ком трудностей может послужить судьба наблюдавшейся нами семв-летней первоклассницы.
Катя поступила в школу в неполные 7 лет. Хорошо развитая физически, крупная, рослая девочка бегло читала, умела считать и стремилась пойти в школу.
В возрасте 4 лет Катю определили в детский сад, но уже через месяц забрали, так как там, по словам родителей, ее простудили. Мама и бабушка подробно и всесторонне обсудили нанесенную детским садом обиду и приняли твердое решение больше чужим людям ребенка не доверять. Катя росла дома с бабушкой. За год до поступления в школу ее отдали в дошкольную гимназию, занятия в которой проходили по вечерам дважды в неделю, а родители ждали своих детей пол дверью. В гимназии Кате не понравилось: слишком много детей, все шумят, толкаются, а учительница лишний раз не подойдет, не поинтересуется, все ли у девочки хорошо получается. Найдя частного педагога, родители забрали Катю из гимназии, и она стала готовиться к поступлению в школу индивидуально.
Первый учебный год Катила семья встретила с надеждой и энтузиазмом. Но восторги быстро сменились привычным разочарованием: каждый день Катя выходила из школы в слезах, в расстегнутой куртке и не-завязаппых ботинках, с шапкой в руках, горько жалуясь на то, что ее опять толкали, обижали и даже били. Родители забили тревогу и обратились за защитой непосредственно к директору школы, однако выяснилось, что жалобы девочки оказались сильно преувеличенными. С впервые появившейся подругой Катя поссорилась быстро и без сожаления, мама с бабушкой тоже утратили интерес к новой жизни ребенка, и семья вновь обрела гармонию. Утром Катю приводят в школу, единственную из всех первоклассников раздевают (а потом одевают) - чтобы не обидели - и сразу после уроков уводят домой. Гуляет она, как и прежде, с бабушкой, мало интересуясь обществом других детей. Одноклассники, встречая ее на улице, тоже не испытывают особого желания поиграть с ней.
Тем не менее, нельзя сказать, что Катя равнодушна к жизни класса. Дома она во всех подробностях рассказывает о том, что произошло за день, кто и как отвечал на уроках, какие отметки получал, особо подчеркивая неудачи и промахи других детей и собственные успехи.
Для того чтобы смягчить подобный «удар» со стороны общества, необходимо помочь ребенку еще до школы приобрести те социальные навыки, на которые он мог бы опереться при вхождении в новую общественную структуру. Учитывая объективную ограниченность социальных возможностей дошкольника, можно назвать лишь одну сферу-
lOpHbieiнаправления работы психолога с детьми дошкольного возраста 197
0н может накопить необходимый для поступления в школу и адек-тный его возрасту индивидуальный социальный опыт - детские школьные учреждения различного типа. Это может быть и обычный ударственный детский сад, и частный детский сад, и так называемые «прогулочные группы» с небольшим количеством детей, и домашний детский сад, и различные досуговые организации (кружки, секции, группы развития). Важно главное: ребенок должен иметь возможность самостоятельно строить отношения с другими детьми и посторонними взрослыми.
Жизнь среди других детей и взрослых непроста, но безопасна для малыша: ведь взрослые пока еще постоянно рядом и к ним всегда можно обратиться за помощью, если не удается самим разрешить ту или иную проблему. Воспитатель является носителем социальных нормативов поведения и общения, он же помогает детям соблюдать их.
Несмотря на достаточно жесткую регламентированность жизни детских дошкольных учреждений, вся сфера межличностных отношений в них принадлежит детям. Они самостоятельно приобретают весьма богатый опыт взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. К моменту поступления в школу такие дети обладают целым рядом социальных навыков, позволяющих им установить адекватные отношения с учителями и одноклассниками.
В отличие от них так называемые «домашние» дети начинают испытывать трудности с самого первого дня пребывания в школе. Им зачастую бывает сложно познакомиться с детьми, обратиться к незнакомым взрослым в школе, они не всегда умеют ладить с другими и разрешать конфликты без помощи взрослых. Более опытные в социальном отношении одноклассники отнюдь не стремятся оказать психологическую поддержку такому ребенку, они, наоборот, отталкивают или игнорируют его, считая «нюней», «нытиком», «маменькиным сынком» или «бабушкиной внучкой».
Следовательно, одной из задач практического психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, является помощь родителям в преодолении их собственной неготовности «отпустить руку» ребен-Ка и позволить ему войти в общество в наиболее мягкой и доступной °ля пего форме.
Известно, что не всегда родительское желание удержать ребенка около себя осознается ими самими, особенно если оно противоречит объективным житейским обстоятельствам (например, необходимости Работать или ухаживать за тяжелобольным членом семьи). Тем не Менее, ребенок тонко чувствует настрой родных и внутренне тоже
198________________________________Часть II. Детская практическая психолоГ|
оказывается не готовым к отрыву от матери. Ребенок как бы подыгрЬ] вает родным, подпитывая своим поведением их убежденность в том что он не может посещать детский сад по объективным причинам.
Гришу, позднего и младшего ребенка в семье, в «общество» не выпускает бабушка. В четырехлетнем возрасте его отдали в детский сад, но бабушка старалась забирать его оттуда как можно раньше - до обеда, до дневного сна, постоянно приговаривая, что ему там плохо. Гриша, поначалу вполне благополучно посещавший группу, постоянно слышал разговоры родных о том, как он скучает в детском саду, как его утешает воспитательница, какие злые там дети и плохие повара (!). Не прошло и полугода, как мальчик и вправду оказался «несадовским»: он постоянно плакал по утрам, жался к воспитательнице, сидел в сторонке, плохо ел и не желал играть с другими детьми. Вскоре его забрали из детского сада, и бабушка была счастлива, что смогла уберечь внука от нервного срыва.
Каковы же критерии психологической готовности ребенка к выходу из семьи?
Традиционно родители и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детское учреждение считают владение им навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к ясельному или садовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми, незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных ему социальных норм и правил поведения, ни родителями, ни персоналом детских садов практически не обсуждается.
Тем не менее, опытные педагоги знают, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий самостоятельно есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребенку. Об этом много писала Франсуаза Дольто, французский педиатр и психоаналитик, создавшая первый в мире специальный детский клуб, помогающий детям и их родителям преодолеть психологическую неготовность к социально обусловленному разрыву.
Критериями психологической готовности ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение принято считать следующие:
¦ ребенок соглашается ненадолго отпустить мать от себя;
¦ у него появляется интерес к другим детям на улице;
¦ ребенок владеет основными навыками самообслуживания.
0RHbie направления работы психолога с детьми дошкольного возраста 199
п целом проблема психологической готовности ребенка младшего
школьного возраста к вступлению в общественную жизнь является
,чуть не менее важной, чем проблема готовности к школьному обу-
PHIIIC- Игнорирование ее и порождает в дальнейшем так называемого
несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не могущего и не
желающего принять иные, более жесткие, чем в семье, социальные
нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные
соматические и нервные заболевания.
Психолог, работающий в детском учреждении, старается помочь детям научиться жить среди других людей. Он проводит с ними игровые занятия, учит принимать и соблюдать правила, терпимо и уважительно относиться друг к другу, консультирует воспитателей и весь персонал детского сада. Но наиболее трудной оказывается работа с родителями, которым необходима психологическая поддержка в изменении их внутренней установки на право ребенка быть самостоятельным членом человеческого общества.

МБДОУЦРР-детский сад №5 «Солнышко».

Доклад

«Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника.»

Подготовила: воспитатель

Коломыцева Наталья Леонидовна

Рыльск.

Современная практика реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

Он внес свой вклад в развитие моральных рассуждений, которые были в дальнейшем. Кольберг значительно развит. Когнитивное развитие описывает Пиаже как постоянный поиск баланса между или ганизмом и окружающей средой. Состояние для развития материально от окружающей среды и собственной склонности человека к поиску баланса. Стимулы от окружающей среды должны быть оптимальными по отношению к структурам, которые имеют люди? чтобы он мог конструктивно принять стимул использовать размещение и ассимиляцию объекта.

Далее, мы можем упомянуть функционализм, согласно которому в нем происходит процесс социализации? человек приобретает возможность занять роль компании. Из этого подхода для дальнейших исследований использовалась очень вдохновляющая теория ролей. Важно понимать взаимодействие человека с окружающей средой. являются эколого-системными понятиями. Такой подход устанавливается в различных научных дисциплинах. Наиболее заметной особенностью этих исследований является междисциплинарность. Окружающая среда определяется психологически с точки зрения окружающей среды. пространство и время, для? это не столько физический, либо географический размер, но речь идет о субъективно и социально понятном измерении.

Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

Педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;

Педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;

Педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.

Важная взаимосвязь между индивидуумом и окружающей средой важна. Эта сексуальность существенно отличается от взрослого. В течение этого периода образуется комплекс Ойдипова или Электоина, ребенок постепенно идентифицируется с родителем его или ее пола. После его успешного решения появляется супергерой. Психосоциальная. Согласно теории Эриксона, кризис этого периода заключается в том, чтобы найти баланс между инициативой. и чувство вины.

Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни

Опасность этапа - это вина по намеченным и реальным целям? видят ли они нас или нет. Он развивает человеческое сознание, и ребенок учится вести бизнес, планировать и выполнять действия в отношении своих целей. Продолжить? Теория социального обучения. Согласно этим теориям, важно узнать роль мужчины, отождествляя их с моделями одного и того же пола, для чего? вознаграждены. Иммиграция и укрепление также являются процессом морального обучения. Когнитивные подходы. Эти теории формулируют моральное развитие и приобретение гендерной роли в когнитивных терминах. его развитие.

Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:

Навык соблюдать правила этикета;

Навык соблюдать правила безопасности;

Навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

Навык соблюдения общих правил, договоренности;

Навык применения позитивных способов решения конфликтных
ситуаций.

Согласно данным исследований уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:

Пиаже также является автором нравственного развития, где он ассоциируется с гетерономической морали до периода. Кольберг и этот период называют предварительным. Важный аспект социализации с точки зрения поведенческой парадигмы. - частота появления определенного поведения. Средства социализации должны приводить к увеличению частоты желаемого поведения и уменьшению частоты нежелательного поведения. С этой точки зрения социализация является центральной концепцией. В контексте социализации и социального обучения важными понятиями являются интернационализация определенных форм поведения; бойтесь этого. приводит к недопущению определенного поведения и наблюдения или возможного подражания определенному поведению.

Умение ребенка войти в детское общество:

Умение ребенка действовать совместно с другими;

Умение следовать и уступать общественным нормам;

Умение ребенка контролировать свои желания и др.

Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников:

Те стороны психического развития, которые были нами выделены и в отношении которых было показано определяющее влияние игры, являются самыми существенными, так как их развитие подготавливает переход на новую, более высокую ступень психического развития, переход в новый период развития

Внутреннее поведение считается поведением, которое остается без внешнего давления. Согласно теории социального обучения, это будет означать, что она остается без вознаграждения за желаемое поведение и без наказания за неудачное поведение. Хорошо известно, что в этих условиях существует исчезновение. Затем эта концепция говорит о более или менее интернализованном поведении, то есть о поведении, которое более или менее вымерло. менее стойкий.

Интерес ребенка к себе;

Интерес к сверстникам;

Отношение ребенка к группе детского сада и др.

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями» . Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.

Более высокое сопротивление может быть достигнуто, если поощрительное поведение происходит с перерывами, а не непрерывно. Укрепление поведения посредством вознаграждений, которые происходят с перерывами и нерегулярностью, более устойчиво, но требуется больше времени. Которое начинается с непрерывной награды, а затем начинает уменьшать долю вознаграждений за желаемое поведение и предоставляется нерегулярно. Для нежелательного поведения необходимо действовать по-другому. После такого поведения наказание должно следовать штрафу.

Примером может служить несогласованное образование. Ребенок получает приступ гнева, когда, когда? он будет спать. Родители накажут его, не чувствуя схватки, но он часто снимает и пытается убить ребенка или продолжает спать. Поэтому ребенок часто получает вознаграждение в виде повышенного внимания родителей к нежелательному поведению, которое значительно улучшается. Наконец, родители достигнут особо стойкого поведения. Он часто играет важную роль в процессе социализации. Именно поэтому мы избегаем многих способов поведения и определенных ситуаций.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности.

Воображение служит инструментом познавательной деятельности и выполняет аффективную, защитную функцию: через самоутверждение себя в идеальных ситуациях, проигрывая их, ребенок освобождается от травмирующих моментов. Воображение является тем психологическим механизмом, который лежит в основе процесса становления произвольности в эмоциональной сфере

Эти процессы можно объяснить классическим обучением. Страх, естественно, выглядит как безусловный ответ на боль или болезненность. Классическое кондиционирование может быть достигнуто с помощью страхов, которые вызывают стимулы, которые до сих пор воспринимались как нейтральные или. даже положительный. Маленький Альберт? знаменитый пример классического состояния, описанный Дж. Малым Альбертом, составлял 9 месяцев и не проявлял никакого страха перед животными. После двух месяцев лабораторных экспериментов, когда белая крыса иссякала, Маленький Альберт начал плакать, и был страх перед белыми крысами.

И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…»1, а значит, он вовлекается в процесс социализации.

Рассмотрим, что такое:
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Он заплакал, увидев белую крысу даже без шума. Согласно принципам классического кондиционирования, можно обобщить страх определенного стимула. Например, если страх белых крыс срабатывает, они могут распространяться на похожие объекты, такие как кролики, коты и т.д. подобным образом ребенок учится страху многих ситуаций и людей. Например, слово зло может вызвать страх при совместном использовании наказания. Конечно, у субъекта страха есть много других аспектов, и люди занимались им задолго до появления научной психологии.

Мы обычно говорим о страхе как о субъективном чувстве, которое мы можем описать как эмоционально доступное для объективного наблюдения. Переживается в конкретной ситуации и характеризуется чувством напряжения, нервозности, страха и физиологического возбуждения. В определенной степени это эмоциональное состояние активирует поведенческое поведение, которое фокусируется на уменьшении страха. Страх уже давно является проявлением человеческого поведения. Один стремится уменьшить страх, избегая ужасных стимулов.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит..
Процесс социализации личности С. И. Гессен, отечественный педагог, рассматривает как три ступени:

Среди теоретиков нет единого мнения о том, будет ли в период, когда человек не подвергается объекту, которого он боится, существует исчезновение, то есть уменьшение страха или его. страх сохраняется до тех пор, пока человек не достигнет повторяющегося позитивного взаимодействия с объектом, которого они боятся. Игнорируется ли страх врожденным или результатом воспитания, также искали поиски ответов, сделанных обезьянам в течение столетий. Сравнивались реакции обезьян, содержащихся в лабораторных условиях и в дикой природе.

Обезьяны, воспитанные в лаборатории, изначально не боялись змей, но. начал показывать его после того, как увидел? Также в видеозаписи обезьяны, рожденные со змеями, боятся. Если видеозапись была изменена, обезьяны-обезьяны, похоже, боялись цветов, лабораторные обезьяны не брали пример. Кажется вероятным, что в умах приматов существует врожденная тенденция беспокоиться о природных явлениях, которые могут заставить нас стать отвратительными; нет предрасположенности, чтобы узнать страх перед чем-то, что не опасно.

Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребёнка, в котором преобладает игровая деятельность;
Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований;
Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования.

Активный социальный опыт необходим для активации врожденных градиентов. Так же, как обезьяны-лаборатории узнали от других обезьян, чтобы бояться змей, у детей, вероятно, будет такой же страх смотреть на других людей. В детстве определенные типы страха представляют явления, характерные для отдельных фаз развития. Ребенок в первые несколько недель жизни боится отвратительных стимулов, таких как шум. На Востоке и? в седьмом месяце существуют конкретные формы страха? страх перед незнакомцами и страх изоляции.

В этот период важную роль играют отношения с матерью или другим опекуном. человек. Страх, вызванный страхом отделения от матери, является универсальным явлением и проявляется на самом высоком уровне между девятым и тринадцатым месяцами. Как правило, это примерно два с половиной года. Страх также является важной темой в течение этого периода. Дети боятся различных реальных или воображаемых объектов и ситуаций. Этот страх может пойти на фобии, которые являются иррациональными и неуместными. В это время детям очень помогают справляться с опасениями о кондиционирования и моделировании.

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Игра – не развлечение, а особый метод детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.. Детство без игры и вне игры ненормально.

Наиболее распространенным является страх перед некоторыми животными, которые впервые появляются до седьмого года жизни, и обычно это удивительно и необоснованно. В раннем возрасте часто встречаются страх и лихорадка крови. темнота. Даже в предсезонный период мы можем наблюдать страхи перед незнакомцами, боясь. социальный контакт, но его проявления более индивидуальны и постепенно. стабилизируются на определенном уровне. Асендорп различает смущение, не так ли? они являются результатом социальной ситуации и исследования, которое представляет собой более продолжительное аффективное состояние.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития:. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои , учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:

С другой стороны, застенчивость - относительно стабильная тенденция чаще реагировать смутно в социальных ситуациях. Эта форма застенчивости является частью самооценки. Хотя реакция младенца явно отрицательная, поведение становится все более сложным для других людей. Частая - это неоднозначная реакция, которая, например, проявляется в кокетливой отвлекающей улыбке? это происходит чаще всего среди детей между третьим и четвертым годами жизни. Второй вид страха, который проявляется примерно с середины второго года жизни, а также связан с развитием социальных барьеров, - это страх перед оценкой другими людьми.

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Рассмотрим игру дошкольника, каким образом она является средством социализации.

2. Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.

2.1. Игра в жизни дошкольников.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.1

Как охарактеризовал игру С. Выготский: «Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».1

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.2

В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора.1

Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья.

Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игр. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать, что игра является эффективным средством социализации дошкольника.