Изучение времени по часам для детей. Подготовительный этап

У вашего маленького «почемучки» миллион вопросов каждый день, и рано или поздно он начнёт интересоваться, «куда девается день» и «откуда наступает ночь». Он понимает, что такое время. Это знак того, что в скором времени можно начинать учить малыша ориентироваться по циферблату часов. Давайте разберём, как научить ребёнка определять время по часам со стрелками. Чтобы карапузу было доступно для понимания, а у мамы и папы не возникала нужда пить валерьянку.

Когда начинать учить ребёнка ориентироваться во времени

Принцип начала обучения ориентироваться во времени по часам - умение ребёнка считать до 100. Или хотя бы до 60.

Это интересно. Лучше, если к школьному возрасту малыш уже будет неплохо понимать время: это поможет не только рационально распределять часы и минуты на выполнение домашнего задания, игры и т. д., но и поможет ему понять ценность времени.

Таким образом, ответить однозначно на вопрос, когда учить карапуза обращаться с часами, нельзя. Некоторые дети хорошо считают уже в 4–5 лет, а некоторые и в 6 могут путаться в порядке цифр. Но родителям не стоит тревожиться по этому поводу - такие разные возрастные показатели считаются вариантом нормы, так что смиритесь и проявите терпение, ведь без знания правил счёта понять механизм отсчёта времени нельзя. Кроме того, для понимания часов малыш должен:

  • уметь визуально различать цифры от 1 до 12;
  • понимать принцип счёта через 5-5, 10, 15, 20 и т. д.;
  • писать цифры от 1 до 12.

Для вашего чада всё это пройденный этап? Замечательно, можно начинать освоение понятия времени.

Как правильно объяснить, что такое время

Давайте разберёмся, что есть время, с точки зрения понимания этого понятия ребёнком. Это некая цифра, которую мама и папа, а также другие взрослые, взглянув на часы, называют.

Это интересно. Если в доме нет настенных часов, а все пользуются только телефонами и другими гаджетами для определения текущего времени, то научить малыша обращаться с часами будет очень проблематично.

Основная задача на этапе знакомства с нематериальным понятием времени - дать малышу почувствовать интервалы и протяжённость промежутков на конкретных жизненных примерах.

Упражнения

  • Объясняем понятие «секунда». Делайте хлопок в ладоши так, чтобы одно движение было равно 1 секунде. Делать это нужно в такт часам с секундной стрелкой. И обязательно делайте акцент на том, что сейчас вы совершаете движения ладошками в такт со временем.
  • Обращаем время на длительность. Проговаривайте, что одна серия мультфильма про Лунтика длится, например, 10 минут, а на одевание малыш тратит 15 минут. Обязательно проговаривайте, сколько времени карапуз потратил на ту или иную игру. Это упражнение покажет ребёнку, что значит «быстро» и «долго».
  • Объясняем понятие «сутки». На самом деле сделать это не так уж трудно, важно только суть вопроса рассматривать с позиции малыша. Можно сказать, что наш день состоит из 24 часов. Из них половину - 12 - малыш проводит в кроватке, отдыхая, а остальные 12 распределяет на еду, занятия, гуляния, игры и т. д. Все эти важные дела требуют разных временных затрат, так как что-то делается быстро, а что-то долго.

Как быстро научить пользоваться часами

Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.

Это интересно. В качестве образца можно воспользоваться старыми настенными часами.

Делаем тренажёр-часы

Инструкция:

  1. Берём лист плотного картона, вырезаем из него круг. Удобно, если его диаметр будет 25–30 см.
  2. Ярким фломастером (можно взять фломастеры разных цветов) наносим разметку часов.
  3. Вырезаем две стрелки (минутная побольше, секундная поменьше) из кусочков картона разных цветов.
  4. Гайкой закрепляем минутную и часовую стрелки на тренажёре.

Учимся понимать часы с картонной моделью-картинкой

  1. Прежде всего, нужно пояснить ребёнку, что в часах очень важны две стрелки - часовая и минутная, которая и движет часовую. В некоторых моделях часов есть ещё секундная, которая тянет за собой минутную. Вот тут-то можно задать малышу вопрос «на засыпку»: какая стрелка, по его мнению, является главной. (Минутная, или, если есть, секундная, так как они тянут за собой остальные.) Такой образ будет уместен на этапе понимания малышом, что, когда минутная стрелочка, пройдя один круг, встанет на 12, один час завершится.

    Для обучения можно использовать готовые пособия

  2. Следующим важным этапом является объяснение «хода по часовой стрелке». Покажите малышу, что стрелки «ходят» исключительно по направлению слева направо, движение это идёт по кругу, и определено как «движение по часовой стрелке». Сопроводите эти объяснения демонстрацией того, как стрелочки проходят круг, установив их на 12.
  3. Далее можно осваивать целые временные значения. Для этого перемещайте часовую стрелочку по тренажёру и просите малыша назвать время. Это важно: двигайтесь только по направлению часовой стрелки, а её движение должно идти только вслед за минутной.

Узнаём, что такое час, минута и секунда

Последовательность разъяснений будет такой:


Выполнять все эти объяснения и делать упражнения нужно на действующих часах.

Упражнения:

  • Наблюдение. Проследите за кругом, который делает секундная стрелочка, чтобы понять движение минутной.
  • Учёт времени. Обратит внимание малыша на положение минутной и часовой стрелок. Теперь укажите период времени, который вы засекаете (не менее 2 минут, чтобы движение минутной стрелки было нагляднее). Пусть малыш позанимается это время своими делами, а по истечении отмеренного периода посмотрит на циферблат и расскажет, что он за это время успел сделать. Так вы ещё и наглядно продемонстрируете карапузу ценность каждой минуты.

Распознаём половину часа и 15 минут

Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час - это 60 минут, а значит, половинка часа - 30 минут. После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины - 15 минут.

Упражнения:


Разбираемся с шагом в 5 минут

Более мелкие временные промежутки можно начинать объяснять малышу только после тщательного усвоения крупных значений времени.

Начинаем с 5 минут. Разъясняем ребёнку, что длинная стрелочка может шагать мельче. Вот тут-то и пригодятся умения малыша «перепрыгивать» через 5, которые можно отработать на тренажёре. Для этого есть смысл проставить на картонном циферблате значения, которые будут соответствовать минутам - напротив 1 ставим 5, напротив 2-10 и т. д.

Это интересно. Здесь не стоит спешить. Сначала нужно закрепить принцип движения минут по правой стороне циферблата, а уже затем переходить на левую.

Упражнения:


Это интересно. Педагоги не советуют вводить понятия «без пяти», «без четверти» до тех пор, пока малыш не научится хорошо определять время по часам.

Как научиться определять время в форме игры

Игровая форма обучения самая эффективная при работе с малышами. Для освоения часов со стрелками есть ряд проверенных простых игр:


Это интересно. Для тех деток, которые хорошо понимают время на электронных часах, изучить ход часов со стрелками поможет онлайн-игра «Изучаем время на часах»

Время — абстрактное понятие, его не пощупаешь и не попробуешь на вкус. Расскажем, как научить детей понимать время по часам, осознавать протяженность времени и правильно пользоваться такими понятиями как «час», «минута», «секунда».

childage.ru

Глядя на часы взрослые называют какие-то цифры и добавляют иногда к ним слова вроде «начало пятого», «четверть третьего», «пол шестого», «без пяти десять». Как во всем этом разобраться ребенку?

Когда знакомить ребенка с часами

Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам:

Пусть ребенок напишет на листе бумаги цифры от 1 до 60. Пока пишет, пусть проговаривает.

  • Если этот навык еще не отработан, повесьте этот лист бумаги на видное место и пусть ребенок регулярно повторяет.
  • При любой возможность показывайте малышу однозначные и двузначные числа и просите правильно их назвать.
  • Обязательно хвалите за успехи, поощряйте.

Пусть ребенок напишет цифры, желательно при этом проговаривать: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60.

  • Сочините песенку «Считаем пятерками» на любой мотив. Главное, чтобы легко запоминалось. К песне можно добавить хлопки, притопы, прыжки и т.п. Например, на все цифры, заканчивающиеся на 5 — приседаем, на 0 — встаем.
  • Регулярно пойте эту песню, чтобы ребенок хорошо усвоил счет пятерками в прямом и обратном порядке.

3. Иметь общее представление о времени.

Ребенок должен понимать значение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь».

  • Пусть ребенок придумает и скажет, какие у него ассоциации с каждым временем суток.
  • Убедитесь, что ребенок понимает, что за ночью наступит утро, потом день и т д.
  • Можно спросить: «Что мы делаем по утрам?”, «Что происходит вечером?”, «Что ты будешь делать ночью?» и т.п.

4. Визуально распознавать числа от 1 до 12, уметь их писать.

5. Знать, что такое «до», «после», «четверть», «половина».

Если все это ваш ребенок уже знает и умеет, смело можете объяснять ему время на часах.

Как объяснить ребенку, что такое время

childage.ru

Знакомьте ребенка с понятием времени на конкретных примерах.

  • Хлопайте с ребенком в такт секундной стрелке.

Объясните, что сейчас вы хлопаете в такт со временем.

  • Обращайте внимание ребенка на то, сколько времени нужно для выполнения того или иного дела/действия. Обязательно озвучивайте это.

Например, одна серия любимого мультфильма идет 25 минут. Засеките, сколько времени ребенок будет чистить зубы, переодеваться в пижаму и т.п.

  • Объяснить ребенку, что в сутках 24 часа.

Примерно половину из них он отдыхает и спит. Еще половина уходит на какие-то дела: завтрак, обед и ужин; игры с друзьями, детский сад или школа и пр.

  • Обратите внимание ребенка, что время движется только вперед.

Время невозможно вернуть назад. Его ход можно измерить при помощи часов.

Как познакомить ребенка с часами и научить определять время

heaclub.ru

Ребенок знает, что время можно определить по часам, но не знает, как они работают и как определить, который час, глядя на стрелки и циферблат.

1. Покажите большие настенные часы.

Лучше всего, если для обучения вы найдете большие настенные часы с тремя стрелками и дополнительными делениями. Так ребенку будет легче усвоить, как определять время по часам.

2. Обратите внимание, что стрелки неодинаковые.

Спросите, чем они отличаются (одна длиннее, вторая короче, третья самая тонкая или отличается по цвету). Скажите, что короткая стрелка – часовая, длинная – минутная, самая тонкая — секундная (есть не во всех часах)

3. Покажите, как двигаются стрелки.

Объясните, что значит «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Установите обе стрелки на 12 и покажите, как они ходят.

4. Объясните, что значит «ровно час».

Скажите ребенку, что минутная (большая) стрелка главнее (она же больше!), она подталкивает маленькую. Когда большая стрелка на цифре 12, это значит «ровно час».

  • Оставьте большую стрелку на 12, а маленькую передвигайте на 1, 2, 3…, называя при этом время. «Сейчас ровно час», «Сейчас ровно два часа», «Сейчас ровно…» Попросите ребенка повторить это с другими значениями, переставляя маленькую стрелку.

Дайте ребенку время, чтобы хорошо усвоить то, что вы ему рассказали. Закрепите это на простых упражнениях.

  • Придумайте вместе с ребенком ассоциации на каждую цифру. Например: «Сейчас ровно пять часов, папа закончил работы и собирается домой», «Сейчас шесть часов, можешь посмотреть свой любимый мультфильм», «Сейчас девять часов вечера, пока чистить зубки и готовиться ко сну».
  • Вместе с ребенком составьте режим дня. На каждый час придумайте определенное занятие. Можно нарисовать самодельные часики или вырезать соответствующие картинки. В нашем мастер-классе есть шаблон для распечатывания.
  • В течение дня обращайте внимание малыша на настенные часы, когда стрелки приближаются к нужным отметкам.

childage.ru

5. Объясните, что значит «час», «минута», «секунда».

  • Один час — это 60 минут.

Покажите циферблат, разделенный на маленькие деления (см. картинку выше). Проходит ровно час, пока минутная стрелка сделает полный оборот по циферблату.

  • Секунда короче минуты. В одной минуте 60 секунд.

Продемонстрируйте ребенку, что секундная стрелка за 1 минуту делает один оборот, пробегает весь циферблат.

sonyaclub.ru

Увидеть циферблат — это не значит понять и почувствовать время. Обязательно придумайте и выполните с малышом упражнения, чтобы он увидел на конкретном примере, что можно успеть сделать за одну минуту.

  • Предложить нарисовать как можно больше кружков на листе бумаги. Поставьте на телефоне секундомер или используйте песочные часы для контроля времени. Сравните, сколько кружочков малыш успел нарисовать за 1 минуту, за 2 минуты, за 3.
  • Понаблюдайте за секундной стрелкой. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка смещается только после того, как секундная сделает полный оборот на циферблате.
  • Отметьте вместе с ребенком, где на циферблате находится в данный момент минутная стрелка. Затем предложите порисовать, поиграть или посмотреть мультфильм. После этого снова вернитесь к часам и пусть ребенок сравнит, где сейчас находится минутная стрелка. Сколько времени прошло, пока он занимался своими делами?

6. Объясните, что значит «пол часа», «четверть часа».

  • Ребенок уже усвоил, что час — это 60 минут. Значит, пол часа — это половина этого времени, т.е. 30 минут.
  • Объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать «четверть часа», т.е. 15 минут пройденного часа. Четыре раза по 15 минут — вот и целый час прошел.

7. Объясните двойное значение цифр.

  • Расскажите, что минутная стрелка преодолевает отрезок от одной цифры к другой за 5 минут.
  • Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, цифра 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. Поставьте минутную стрелку на 4 и скажите: «Сейчас 20 минут». Затем покажите минутной стрелкой на 5 и скажите: «Теперь 25 минут».
  • Пройдитесь по всему циферблату, напевая песенку «Считаем пятерками».
  • Начните с простого: 12:30, 3:15, 4:45. Обратите внимание, где находится часовая и минутная стрелки. Проговорите, сколько сейчас времени.

9. Научите определять минуты, не кратные пяти.

  • Если ребенок уяснил пятиминутные интервалы, добавьте между ними промежуточные метки. Точечками или маленькими циферками разделите расстояние между 12 и 1.Попросите ребенка заполнить остальные минуты, одновременно считая вслух.
  • Укажите минутной стрелкой на минуту, не кратную пяти, а часовой на час. Определите время вместе с ребенком. Повторяйте и тренируйтесь, пока он не поймет, как читать временные отметки на часах.

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок разобрался в принципе определения времени, попросите его передвинуть стрелки по вашему заданию. Например, «Покажи шесть минут третьего», «Сейчас ровно час дня. Через 13 минут нам нужно собираться на прогулку. Покажи на часах, где будут располагаться стрелки в этот момент» и т.п.

Как объяснить ребенку время: игры с часами

Превратите обучение в увлекательное занятие творчеством и поиграйте с часами. Когда ребенок сделает часы своими руками, он лучше и быстрее запомнит все, что вы ему рассказывали о стрелках, минутах и секундах, сможет тренироваться в любое время, когда у него будет желание.

«Умные часики»

Простое игровое пособие, которое можно сделать из бумаги вместе с ребенком. Ребенок быстро научится понимать время по часам и сможет без труда называть, сколько минут показывает стрелка, ведь самодельные часики ему в этом помогут подсказками.

pinterest.com

Вам понадобится:

  • цветная бумага 2-х цветов;
  • циркуль или любой предмет круглой формы, который можно обвести;
  • ножницы;
  • клепка для фиксации стрелок.

1. Вырежьте из цветной бумаги два круга одинакового размера, но разного цвета. Это двойной циферблат.

2. Верхний круг пронумеруйте 1, 2, 3… 12 (часы), а нижний 05, 10, 15, 20… 60 (минуты).

3. Сделайте надрезы между цифрами на верхнем круге, чтобы можно было отогнуть бумагу и увидеть цифру, обозначающую минуты.

4. Вырежьте стрелки. Минутная стрелка по цвету должна соответствовать нижнему кругу и быть длиннее, часовая стрелка — в цвет верхнего круга и чуть короче по размеру. Это ВАЖНО!

5. Зафиксируйте стрелки так, чтобы их можно было двигать.

Потренируйтесь, двигая стрелки. Если ребенок затрудняется ответить, сколько времени показывают часы, разрешите ему отогнуть бумажку и подсмотреть. Не стыдите, если он ошибся или задумался. Акцентируйте внимание на успехах, чаще хвалите.

Полученные знания нужно закреплять на практике. Побуждайте ребенка озвучивать время как можно чаще. Например, «Через 5 минут приходи обедать», «Напомни мне через 10 минут, чтобы я выключила чайник», «Через полчаса начнется твой любимый мультфильм», «Через два часа вернется с работы папа» и т.п.

Так ребенок научится быстро и точно определять время по часам и планировать свое личное время, придерживаться режима дня, никуда не опаздывать.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы помогали своему ребенку подружиться со временем и познакомиться с часами. В каком возрасте ваш ребенок научился определять время по часам?

Научить ребенка понимать по часам — непростая задача, но и с ней можно справиться легко. Необходимо лишь знать верные методы и правила этого кропотливого процесса, которые изложены в этой статье.

Подрастая, ребенок начинает активно интересоваться многими вопросами. Порой родители попадают в ступор, когда необходимо объяснить ребенку что такое 5 минут, когда пройдет час и чем сегодня отличается от завтра.

Очень просто будет сказать, что минута это мера времени , но любознательный ребенок попросит уточнить и это новое для него слово. Как объяснить малышу, что такое время и как правильно его считать разбираем подробно в этой статье.

Как объяснить ребенку время как научить ребенка понимать по часам?

Маленьким детям сложно понимать абстрактные понятия , то есть они любят все пощупать, потрогать, укусить. Чтобы малышу для начала было понятно, как же измеряется время нужно познакомить его с часами.

Изучение часов должно быть постепенным и обязательно наглядным

Этот процесс ознакомления условно разделим на несколько этапов:

  • Возьмите все возможные часы, которые найдете в доме – это могут быть ручные, настольные и большие настенные часы – для начала рассмотрите разницу, найдите отличия. Хорошо будет, если у Вас найдутся электронные и песочные часы, чтобы ребенок наглядно видел их разнообразие
  • После того, как ребенок немного разобрался с внешним видом, обратите его внимание на технические нюансы – покажите, что есть большая стрелка, маленькая и секундная. Попытайтесь объяснить: какая стрелка за что отвечает и понаблюдайте как они двигаются
  • Можно рассмотреть картинки часов в журналах и книгах . Найдите веселые стишки о часиках, и, читая их, можете параллельно рассматривать имеющиеся дома часы
  • Пройдите с ребенком по магазинам, где продаются часы, покажите их разнообразие . Особенно привлечь внимание ребенка могут часы с кукушкой или старинные часы с громким звуком «бом»


Покажите ребенку какими разнообразными бывают часы и как они функционируют

Когда Вы объясните малышу о самом устройстве, можно переходить к запоминанию времени. Для этого можно использовать такие варианты:

  • Расскажите ребенку, во сколько Вы встаете , при этом говорите: «Сегодня мы встаем в семь утра» и показывайте на часах заранее переведенное время, когда большая стрелка стоит на двенадцати, а маленькая на семи
  • Покажите ребенку во сколько часов он кушает, сколько времени вы провели на прогулке, когда приходит с работы папа. Малышу будет интересно переводить стрелки самому и показывать различное время — для этого Вы можете приобрести игрушечные часы или интерактивную доску
  • Когда собираетесь на прогулку или идете пить чай, акцентируйте внимание ребенка на том, сколько времени. После того, как придете, считайте по минуткам, сколько времени прошло
  • Засекайте время на таймере и постарайтесь сделать какое-то дело – попрыгать, выпить воды или посмотреть любимый клип. После того, как таймер отсчитал время, разбирайте с ребенком, успели ли Вы сделать задуманное за определенный промежуток времени


Позвольте ребенку изучить часы и дайте ответы на все возникшие вопросы
  • Возьмите песочные, электронные и часы со стрелками – включите любимую музыку и наблюдайте за всеми изменениями в этих часах. Сравните, одинаково ли прошли на них 1, 2, 5, 10 минут
  • Первое время старайтесь все делать по часам – чистить зубы 3 минуты, одеваться 5-10 минут. Так ребенок не только научится понимать по часам, но и будет более организованным
  • Если Вы увидите, что ребенок не хочет изучать часы и не проявляет к ним никакого интереса — не стоит настаивать. Лучше подождать или избрать веселую игровую форму обучения.

Ребенок обязательно должен научиться понимать по часам и пусть в первое время обучение будет даваться тяжело — со временем малыш обязательно овладеет необходимыми навыками и будет успешно применять их на практике.

Видео: Ребенок и часы

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?

Будьте готовы к тому, что на первых порах ребенку будет довольно тяжело постигнуть особенности отсчета времени . Чем проще и доступней Вы сумеете объяснить ребенку принципы этого абстрактного процесса, тем быстрее и эффективнее он усвоит новые знания.

Часто детям непонятно как различить такую систему нумерации, как часовое поле от 1 до 12 и минутное поле, которое разделяется на 60 минут.

Перед непосредственным изучением времени, необходимо актуализировать знания ребенка о числах:

  • Выучите числовой счет – если ребенок не умеет считать до 60, то ему очень тяжело будет понимать по часам
  • Умножение на 5 – для того чтобы ребенок разбирался в минутах, не считая их по минутным отметкам, желательно, чтобы он умел плюсовать и умножать. Эти знания помогут понимать, что прошло 5, 10, 15 минут и так далее. К тому же, в повседневной жизни мы редко используем такой счет, как 7, 13 минут и т.д., а стараемся округлять


Дети очень тяжело воспринимают абстрактные понятия — иллюстрируйте свои рассказы как можно красочнее
  • Лучше учить ребенка на больших часах, циферблат которых не имеет стеклянное покрытие – так ребенку будет более наглядно видно время поминутно, а отсутствие стекла, исключает возможность травматизма, а также позволяет ребенку пальчиками переводить время
  • Подробно объясните ребенку различие между большой и маленькой стрелкой – сначала изучайте время вместе, потом скажите, пусть малыш сам называет время, а Вы будете медленно переводить стрелки до нужных часов и минут
  • Изучите минутную стрелку – очень подробно по минутам смотрите за передвижением стрелки, также обратите внимание, что, когда минутная стрелка пройдет круг, часовая – перейдет на одну цифру вперед. Обязательно обращайте внимание малыша на эти нюансы, при необходимости повторяйте сказанное несколько раз, задавайте вопросы, которые позволят проверить понимание ребенка
  • Рисуйте часы – в альбоме или тетради нарисуйте много круглых, квадратных, треугольных часов и пусть ребенок их разрисует. После этого говорите ребенку время, а он пусть рисует стрелки на своих часах – это веселое занятие не оставить ребенка равнодушным
  • Хорошей идеей будет писать цифровое время возле нарисованных часов. Так ребенок будет изучать все и сразу – не только часы, но и повторять числа


Пусть ребенок нарисует часы, а Вы дадите задание изобразить какое-либо время

Старайтесь не нагружать ребенка слишком большим количеством информации сразу. Дозировано и в игровой форме малыш быстро запомнить, где какая стрелка, и что каждая из них значит.

Научить ребенка времени: игра

Игра – один из любимых видов деятельности детей, который выполняет важную функциюпозволяет познавать мир . В игровой форме можно интересно учить время вместе с ребенком – это поможет ему быстро и весело узнать, как работают часы.

Существует много вариантов интерактивных игр для различных гаджетов, которые помогают в изучении времени – это и программы для самых маленьких с разными заданиями, игровые тренажеры и даже познавательные мультфильмы



Учите ребенка понимать по часам в игровой форме, а если видите что пока сильного интереса к часам нет — временно отложите обучение

В качестве интересной игровой формы изучения времени можно составить с ребенком распорядок его дня по времени:

  1. Используйте большой плакат и цветные фломастеры или карандаши
  2. Нарисуйте большие часы, а Возле стрелок цифрами укажите время
  3. В промежутках между часами нарисуйте обязательные занятия ребенка
  4. Например, нужно будет нарисовать такие обязательные пункты, как утреннее пробуждение, завтрак, дневной сон, обед, ужин и ночной сон
  5. Разместите плакат в детской комнате

Между этими обязательными пунктами , которые ребенок выполняет каждый день, добавляйте произвольные варианты проведенного дня: прогулка, просмотр мультиков, поход к бабушке, в магазин и встречу с друзьями. Обязательно расскажите ребенку, что надо следить, чтобы везде успеть иначе бабушкины пироги остынуть, а друзья расстроятся, если Вы опоздаете.



Купите плакат с часами, стрелки которых можно переводить — такая игра быстро научит ребенка определять правильное время

Старайтесь планировать все дела по этому плакату – нарисуйте его красочным и веселым , чтобы при пробуждении взгляд ребенка обязательно падал на стену с шедевром вашего совместного творчества.

  • В игровой форме моно научить ребенка контролировать время: давайте ребенку задания, засекайте время и смотрите за их выполнением
  • Желательно, чтобы время на выполнение игрового задания было немного больше, чем требуется , чтобы ребенок всегда радовался, что выполняет задания раньше намеченного часа
  • Онлайн игр для изучения часов придумано масса, главное контролируйте, чтобы ребенок не проводил слишком много времени у планшета или компьютера, так как это вредит зрению


Читайте стихи и сказки о часах
  • Найдите книгу с веселыми стихами о часах и читая ребенку строки, просите, чтобы он искал время, о котором говорится в стихах. Это веселое занятие имеет, как образовательный штрих, так и хорошо скрасит проведенное время
  • Занимайтесь со своим ребенком и как можно больше времени проводите вместе – в ранние годы закладываются основы всех элементарных знаний об окружающем мире
  • И именно мама и папа, как самые родные и близкие люди для крохи, должны помочь ребенку познать неизведанные ранее вещи и процессы

Как научить ребенка времени по часам: тренажер?

В разнообразии игр для изучения часов необходимо выбрать оптимальный для своего ребенка вариант. Большую пользу несет онлайн игра на внимательность , которая помогает изучить часы — тренажер времени .

Наиболее простой тренажер поможет тренировать память и изучать часы. Принцип выполнения задания очень прост: в одном углу экрана изображены часы, на которых, с помощью мышки необходимо установить правильное время, которое указано на часах в противоположном углу. За каждый правильный ответ дается определенное количество баллов.



Тренажеры хорошо помогут обучить ребенка часам, но время перед компьютером должно быть строго дозировано
  • Чем больше выполненных заданий позади, тем более сложными становятся уровни игры. На последних уровнях часы с заданием начинают исчезать – сначала возникают часы с установленным временем, потом они пропадают и на экране высвечиваются часы, которые ребенку нужно будет «завести» самому. Таким образом, ребенок, который уже немного ориентируется во времени, научится еще и запоминать его
  • Интересным вариантом онлайн тренажеров являются игры с использованием любимых мультяшных героев . Для этого придумана игра, в которой герои спешат, по каким-то делам и сверху изображено окошко с часами. Так ребенок понимает, что его любимая кукла или человек-паук тоже все делают по часам
  • Вы и сами можете тренировать малыша, без использования компьютерных игр. Например, можно говорить, что завтра в какое-то определенное время Вы пойдете на игровую площадку, при этом покажите ему время на часах. Пусть ребенок отсчитывает в разные периоды дня сколько же часов осталось до этого ожидаемого события


Лучше приобрести для ребенка детские часы — это безопасно, а их изучение намного интереснее для малыша

Придумывайте только интересные планы – прогулка на детскую площадку или поездка в зоопарк. Так ребенок будет ждать этого события и следить за временем.

Таким образом, есть масса вариантов для того, чтобы ознакомить время с ребенком – используйте интересные игровые методы, и Ваш малыш обязательно запомнит все минуты и часы.

Как научить ребенка временам года?

  • Следующим шагом в познании ребенком мира будет изучение времен года . Когда Вы уже хорошо изучили счет и время по часам, можно переходить к этому этапу. Не торопитесь в изучении всего и сразу
  • Иначе у малыша образуется каша в голове от избытка информации , и он досконально не запомнит ни основы функционирования часов, ни времена года
  • Если ребенок уже изучил часы, то он знает, что в часе имеется 60 минут , а в сутках — 24 часа. Теперь придется ему запомнить еще одно числовое значение – в месяце 30 или 31 день , а в году 12 месяцев
  • Очень хорошо для начала выйти с ребенком на улицу и объяснить ему, какое время сейчас . Посмотрите вокруг, объясните ему, когда трава зеленая, когда идет снег, а когда желтеют листья на деревьях


Времена года

Для того, чтобы долго не затягивать с изучением времен года – ведь Вы не будет ждать три месяца, чтобы перейти к следующему времени года — воспользуйтесь альбомом с фотографиями или используйте цифровые изображения.

  • Расскажите ребенку чем примечательна каждая пора. Донесите до него мысль о том, что каждое время года по своему прекрасно и неповторимо. Пусть малыш сам попытается рассказать о том, чем занимаются люди в каждый из периодов
  • Объяснить о временах года помогут перекидные календари. Обязательно на них должно быть изображено время года, чтобы ребенок не только слушал Ваш рассказ, но и видел особенности той или иной поры визуально
  • Каждый день Вы будете отрывать с ребенком лист календаря и смотреть на картинку, где увидите природу – по ней объясняйте ребенку, какое сейчас время года и зачеркните еще один день на календаре – так малыш поймет, когда закончится месяц


Иллюстрируйте свой рассказ о временах году

Придумайте для ребенка важные даты, чтобы он учился сам ориентироваться в календаре и временах года. Говорите, что через месяц у него день рождения (Новый год, женский день, Пасха) и ему подарят много подарков или летом Вы поедете на море. Так малыш будет считать, когда же наступят обещанные дни.

Учите с ребенком не только сезоны, но и название месяцев. Расскажите ему, что в одном сезоне три месяца, а всего таких сезонов четыре . Постепенно давайте ему всю информацию, а не рассказывайте все в один день.



Вместе с ребенком нарисуйте времена года
  • При прогулке в игровой форме спрашивайте у ребенка, какой сегодня день, месяц и сезон. И если Вы видите, что новую информацию ребенок усвоил, то начинайте учить с ним следующее
  • Если Вы не будете стараться рассказать ребенку обо всем и сразу, то со временем при регулярном повторении , Ваш малыш уже вовсю будет понимать не только по часам, но и расскажет Вам название всех дней недели и месяцев
  • Главное понимать, что мозг ребенка – это не компьютер , не стоит торопиться с изучением чего-либо перегружая малыша информацией — все необходимо делать постепенно и вовремя, закрепляя и повторяя изученный материал

Видео: Учим время по часам с Лунтиком

Время - непрерывная величина, основа для измерения смены событий и продолжительности чего-либо. Это абстрактное понятие, которое даже взрослые люди не могут осознать до конца. Стоит ли говорить, насколько малышу, мыслительные способности которого только развиваются, трудно делать анализ? Перед родителями стоит вопрос: как научить ребенка понимать время по часам?

Опытные педагоги говорят, что это одна из самых сложных задач для детского ума. Придется потрудиться, чтобы помочь малышу усвоить такие определения, как часы, минуты и секунды. Эти знания ребенку необходимы, ведь ему придется жить в одном ритме с остальным сообществом, начиная с посещения школы.

Начинать знакомство с циферблатом можно в дошкольном возрасте, когда малыш уже умеет считать и готов воспринимать действия, связанные с числами. Оптимальный возраст - 6-7 лет.

Хорошо, если ребенок умеет вести счет до десяти, но для лучшего освоения желательно, чтобы он считал до шестидесяти. Иначе ему будет трудно объяснить, что в минуте шестьдесят секунд, а в один час состоит из шестидесяти минут.

Не обязательно ждать, когда малыш подрастет, ведь основу для развития можно закладывать с самого начала. Как научить ребенка определять время с раннего возраста ? Есть действенные способы, которые с успехом применяют многие родители.

Один из способов: озвучивать время, употребляя фразы, подобные этим: «в 2 часа пойдем гулять в детский парк»; «через 15 минут разрешим тебе посмотреть мультфильм»; «на часах уже 9 утра, пора просыпаться»; «нужно поставить пирог на 20 минут в духовку».

Второй способ поможет малышу не только понять, но и почувствовать время. Родители могут предложить ему за 10 минут съесть завтрак или за 3 минуты почистить зубы. Отсчет следует начинать по часам, показывая их ребенку. Так будет проходить первое знакомство с понятием времени и с таким устройством, как часы.

Способы обучения для дошкольников

Чуть позже возникает следующий вопрос: как научить ребенка определять время? Пора переходить к более конкретным знаниям.

  1. Для занятий нужно купить дошкольнику механические часы с циферблатом без стекла и крупными стрелками, которые без труда можно переводить. Как вариант, родители могут приобрести игрушечный будильник или самостоятельно смастерить большой циферблат из подручных материалов.
  2. Начинать тренироваться лучше на простых часах, с указанием основных цифр - 3, 6, 9 и 12.
  3. Следует объяснить ребенку, что короткая стрелочка - для определения часа, она ходит медленно, а длинная стрелка - для обозначения минут, она движется быстрее. Знакомство с секундами лучше оставить на потом.
  4. Прежде всего дошкольника знакомят с понятием целого часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая на любой другой. Переводя стрелки, взрослый озвучивает: «Это означает 9 часов, а теперь мы поставим указатели так, чтобы стало 12 часов». После чего ребенку предлагается самостоятельно передвигать стрелки на указанные цифры, определять и озвучивать результат.
  5. Как только малыш освоит деятельность самого простого циферблата, можно переходить к часовому механизму с полным набором чисел - от 1 до 12.
  6. Следующий этап: знакомство с понятием половины часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 6. Если дошкольник хорошо усвоил предыдущие уроки, он легко справится и с этой задачей. Взрослый может выставить указатели на нужных числах и попросить ребенка ответить на вопрос: «Сколько времени на часах?» Можно сказать - половина первого, а можно - 12 часов 30 минут. Малышу понятнее и легче будет освоить второй вариант, к тому же он более правильный. На этом этапе может возникнуть трудность: когда часовая стрелка стоит между двумя цифрами, ребенку сложно правильно определить время. Но эта проблема преодолима, если малыш понимает значение слов «до» и «после». Главное, простым языком объяснить дошкольнику, что стрелочка стоит на половине пути к следующей цифре, а значит нужно назвать предыдущее число и добавить к нему 30 минут.
  7. Придется потратить больше времени, чтобы научить ребенка определять по часам минуты. Здесь не обойтись без умения считать. Стоит заняться с дошкольником решением математических примеров. Для того, чтобы он, глядя на часы, смог называть 5, 10, 15, 20 и так далее минут, нужно уделить внимание задачам на прибавление с числом «5». Для лучшего освоения лучше учить малыша правильно говорить время. Например, «8 часов 40 минут», а не «8.40» или «без двадцати девять», - такие определения более сложные для восприятия.

Как закрепить пройденный материал?

Важно продолжать обучение, применяя полученные знания в повседневной жизни. Если раньше родители сами определяли время для тех или иных дел, то теперь хорошо бы это поручать ребенку. Можно сказать: «В 10 часов 20 минут нам нужно собираться на прогулку. Скажи, когда наступит это время». Или: «Через 10 минут мне нужно доставать торт из духовки. Посмотри, когда это будет и напомни мне, пожалуйста».

Можно придумать вопросы, которые помогут определить, насколько хорошо дошкольник ориентируется по часам.

  • Который сейчас час?
  • Было 11 часов, сейчас 11 часов 40 минут. Сколько времени прошло?
  • Папа вернется с работы в 8 часов вечера. Посмотри на часах, сколько времени осталось до его прихода?

Дети любят получать знания в игровой форме. В магазинах детских игрушек можно найти развивающие наборы с яркими игрушечными часами и перечнем заданий, выполняя которые, малыш будет запоминать последовательность расположения цифр, в какую сторону движутся стрелки и так далее.

Обучение должно проходить по принципу: от простого к сложному; от основ к более мелким деталям. Пройдет время, и ребенок сможет решать другие задачи. Освоит значение секундной стрелки, узнает, что в сутках 24 часа, а значит правильнее говорить не 10 часов вечера, а 22 часа, перестанет округлять минуты.

Главное, что должны помнить родители: не стоит оказывать на малыша давление. Чтобы ребенок учился охотно, важно проявлять любовь и большое терпение.

Как избавиться от послеродового геморроя?

  1. По статистике у каждой «беремешки» со второго триместра возрастает риск развития неприятного заболевания.
  2. Геморроем болеет половина беременных, заболевание развивается быстро и чаще всего женщины лечат уже последствия, а не делают профилактику.
  3. По статистике, половина больных – это люди в возрасте 21-30 лет, в самом расцвете. Еще треть (26-30%) – в возрасте 31-40 лет.
  4. Врачи рекомендуют вовремя лечить геморрой, а также проводить его профилактику, не запускать болезнь и быть внимательными к своему здоровью.

Но эффективное средство от геморроя есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна избавилась от недуга…

Как научить ребёнка часам и времени?

Обучение детей часам и времени можно начинать задолго до школы. Научить ребенка пользоваться часами не сложно, если он знает цифры, и вы готовы проявить терпение и уделить ребенку внимание.

Для того, чтобы ваш ребёнок понял, как пользоваться часами с циферблатом, нужно посвятить этому, как минимум, несколько занятий.

1. Во время ежедневных бесед с ребёнком упоминайте о времени. Желательно, это начинать делать задолго до ваших первых занятий, обучающих времени и часам. Прежде чем объяснять ребенку, как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Таким образом, ваш ребенок свыкнется с мыслью, что существует способ измерения времени.

2. Сделайте или купите большие часы в виде циферблата с подвижными стрелками. Повесьте этот циферблат в детской комнате, чтоб ребенок привыкал к часам и играл всегда, когда у него появится желание.

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

3. Помогите ребёнку найти взаимосвязь чисел и часов. Показывайте ему на циферблате знакомые цифры и называйте время, например, «5 часов». Не старайтесь сразу давать малышу сложные понятия о часах и минутах, ему пока хватит и этих понятий, на первое время. Пусть минутная стрелка стоит на 12 часах, а вы показывайте малышу часовую стрелку, обучая его правильно говорить, сколько часов он видит на циферблате

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Закрепить полученные навыки можно в игровой форме.

Предложите ему прожить день понарошку. Устанавливайте на циферблате час за часом и комментируйте: к примеру, 9 часов - пора завтракать, 1 час дня - пора обедать и т.п.

- Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

- Определи который час?

Отметь часы, которые показывают правильное время.

- Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.

- Определи какие часы спешат, а какие опаздывают, нарисуй часовую стрелку.

Предложите ребенку самому устанавливать часы и спрашивать вас, который час.

4. После того как ребенок научится определять время с помощью маленькой часовой стрелки, можно приступить к обучению понятия минуты. Попросите ребенка показать минутную стрелку. Объясните сколько минут показывает стрелка находясь на той или иной цифре циферблата. Если о на находится на 12, это значит ровно, если на 6, это значит половина. Сложности могут возникнуть с пониманием того, почему находящаяся на цифре 3 стрелка обозначает 15 минут. Для того чтобы устранить эту проблему, под каждой стандартной цифрой игрушечных часов напишите количество минут, над цифрой 2 - 10 минут, над цифрой 3 - 15 минут и т.д..

Четверть часа - это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) - это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).

Поиграйте в игры на закрепление минут.

Ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также, как показывают время настенные часы. При этом называет полностью "Который сейчас час". Например: 08.40 - восемь часов сорок минут; 06.25 - шесть часов двадцать пять минут

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

5. После того как ребенок усвоит и научится определять время используя и часовую и минутную стрелку, вы можете научить ребенка употреблять такие выражения как:

09.15 - пятнадцать минут десятого (это 15 минут после девяти)
08.50 - без десяти минут девятого (это 10 минут до девяти)
10.30 - половина одиннадцатого

6. На некоторых циферблатах есть и третья стрелка, которая постоянно движется. Она называется секундной и обозначает секунды. Секунда - это миг, хлопнули в ладоши, прошла секунда. Посмотрите вместе на секундную стрелку, хлопайте каждую секунду. Круг закончился на 60, прошла минута. 60 секунд - это 1 минута.

7. Часы должны быть постоянно в поле зрения малыша. Привлекайте внимание ребенка к часам, что бы вы ни делали с малышом: во время завтрака, игр или прогулки. Общаясь с малышом, всегда проговаривайте время, к примеру, скажите ему, с какого и по какой час ему можно играть. Покажите время на игрушечных часах и попросите ребенка сравнить с изображением на настоящих.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: "Время дороже золота"? "Время ни за какие деньги не купишь"?

Выполняем задания на закрепление.

С ростом ребенка наступает момент, когда ему просто необходимо понимание времени, а точнее – умение определять время по часам со стрелками. Часто родители сталкиваются с проблемой в этот период, ведь не знают, каким образом помочь своему ребенку с решением этого сложного дела. Перед началом такого обучения необходимо подготовить ребенка, для чего желательно выполнить следующие пункты:

научить малыша счету до 60;

четко сформулировать понятие половины и четверти (поможет при обучении пониманию часов);

не лишним будет обучение чада таблице умножения на 5.

Научить ребенка понимать время по часам без знания этого материала будет весьма сложно, и потребует больше времени.

Начинать необходимо с самых простых заданий, после чего постепенно повышать их сложность. Не желательно делать затяжные перерывы в обучении до того времени, пока малыш не сможет самостоятельно нормально разбираться в часах. Однако не нужно делать обучение очень интенсивным, ведь ребенок будет быстро уставать и очень скоро вовсе утратит какой-либо интерес к этому процессу.

Сегодня объяснить ребенку время на часах стало на порядок проще, ведь этому способствует развитие современной техники, появление специальных обучающих видео и увлекательных компьютерных и реальных игр.

Если вы уверенны в том, что ребенок готов к тому, чтобы учиться ориентироваться по часам, то следует запомнить еще несколько простых правил:

для обучения лучше использовать большие часы, с которых предварительно будет удалено стекло (это обезопасит малыша и позволит ему самостоятельно передвигать стрелки);

начинать объяснение с пояснения разницы между стрелками часов;

лучше первым делом объяснить принципы действия минутной стрелки, задавая попутно вопросы на понимание;

используйте рисунки, данный процесс значительно ускорит процесс обучения;

пишите время возле нарисованных часов – получите двойной эффект, таким образом ребенок будет не только узнавать время, но и повторять числа.

Использование каждого из этих пунктов позволит значительно облегчить процесс, что важно, как для вас, так и для вашего чада.

Обучение с помощью рисования

Научить ребенка пользоваться часами можно используя рисование. Для этого достаточно просить ребенка делать рисунок часов, которые будут показывать то или иное время. Параллельно с этим необходимо рассказывать о принципе действия часов.

Еще одним вариантом того, как научить ребенка определять время по часам с помощью рисования является распределение времени. Для этого с помощью определенного цвета выделить несколько временных периодов, когда малыш занимается определенными делами. После этого нужно объяснить чаду особенности времени и предложить ему оставшееся без дел время распределить самостоятельно, предварительно посчитав сколько его осталось.

Можно сделать несколько подобных заготовок и использовать их для ежедневных занятий.

От большого к малому

Чтобы объяснить ребенку время на часах лучше всего использовать большой механизм. Лучше предварительно снять с него стеклянные элементы, чтобы ребенок имел доступ к стрелкам. Прежде всего необходимо показать ребенку часовую стрелку – самую короткую, и объяснить значение этого элемента конструкции. Дальше, чтобы ребенок смог ориентироваться по часам, переходим к изучению минутной стрелки. Здесь важно пояснить малышу, что один час равен 60 минутам. По аналогии знакомим с последней – секундной стрелкой.

Начинать обучение лучше из понятий целого часа, потом перейти на половину часа, четверти, пятиминутки, и лишь в конце изучать минуты по отдельности в составе часа.

Используем конструктор

Чтобы научить малыша узнавать время по часам можно использовать конструктор. С помощью, например, значительно проще объяснить почему в часе 60 минут. Для этого необходимо взять 60 мелких деталей, и соединить их по 5 штук. На листе бумаги необходимо нарисовать циферблат, разложив конструктор между цифр. Это будет иметь приблизительно такой вид:

Ориентироваться во времени таким образом ребенку станет значительно легче, что ускорит процесс его обучения.

Заинтересовать ребенка онлайн-игрой

Современные технологии позволяют использовать для. Специально для этого разработано множество мини-игр, которые ориентированы на познание того или иного предмета. Теперь можно не переживать о том, как быстро научить ребенка времени по часам.

Достаточно простая игра, которая поможет быстро получить необходимый эффект. Перед вами откроется циферблат и панель управления стрелками, что позволит быстро объяснить крохе все основные понятия и приступить к обучению. Ребенок сможет самостоятельно сдвигать стрелки на 1, 5, 15 минут или же сразу на час. Вам необходимо лишь корректировать процесс, и в случае необходимости помогать чаду распознавать время по часам.

Простая, но вполне удобная для обучения игра, которая к тому же, показывает реальное время. Так можно показать малышу ход секундной стрелки, перемещение минутной и часовой. Есть возможность самостоятельно выставлять любое время, для этого предусмотрены специальные красные (перемещают время назад) и зеленые (вперед) кнопки с разными временными интервалами. Есть и поле в котором можно посмотреть цифровое время, что позволит ребенку более верно определять выставленные на циферблате показатели.

Разбираться во времени с такими играми чаду станет намного проще, и уже через несколько дней кроха сможет делать это самостоятельно.

Также можно пойти другим путем и использовать видео-урок о том, как научить ребенка понимать по часам со стрелками.

Видео-урок для детей: как понимать время по часам

Эффективные упражнения на закрепление навыков

Ребенок быстрее запомнит все необходимое и будет знать время по часам, если регулярно просить выполнять его несложные действия. Достаточно спрашивать его когда он проснулся, когда начинается его любимый мультфильм, попросить подсказать который сейчас час.

Любое действие можно связать со временем, и необходимо регулярно просить ребенка назвать время. Этого будет достаточно, чтобы спустя несколько дней или недель малыш безошибочно ориентировался во времени.

Помните, занятия не должны утомлять кроху. Если ребенок не проявляет желания обучаться пониманию времени, лучше перенести занятия на несколько недель.


Еще из блога:

Расскажите о нас вашим друзьям в социальных сетях:

Сейчас родители стремятся обучить своих детей навыкам определения времени пораньше, начиная с 5-6 лет. Однако зачастую процесс обучения в этом возрасте даётся маленьким ученикам непросто, и максимум чего удаётся добиться – это понимания и определения ребёнком категории часа. Как научить ребёнка определять время эффективно, что необходимо сделать для того, чтобы этот навык был освоен им легко?

Приступая к обучению, необходимо учитывать некоторые советы, о которых сегодня поговорим в нашей статье.

В возрасте 5-6 лет далеко не все дети уверенно оперируют математическим счётом до 60, и что ещё немаловажно – категорией кратности, понимание которой (числа, кратные 5, пять минут) необходимо для успешного освоения расчётов с минутными промежутками.

А вот обучение ребёнка, начатое в 7-8 лет, по наблюдениям родителей и педагогов, протекает гораздо проще и укладывается в 5-7 занятий. В этом возрасте обучаемый быстро и легко схватывает основные моменты и уже через пару недель начинает свободно определять время. Поэтому лучше немного подождать и приступить к занятиям тогда, когда вы заметили, что у ребёнка появилась потребность в определении времени.

Подготовительный этап. Общие понятия

Как научить ребёнка понимать время? Для того чтобы он быстро и без проблем обучился определять время, необходимо сформировать у него чёткое представление о времени суток, и по возможности привязать это представление к цифровому представлению на циферблате часов.

Обсудите с ребёнком четыре времени суток – «ночь», «утро», «день», «вечер». Расскажите, как соотносится режим его дня с этими понятиями, в какое время суток он просыпается, кушает, идёт на прогулку, и т.д.

Покажите часы. Желательно, чтобы циферблат был крупным, белым без отвлекающих рисунков и трудных для запоминания римских цифр.

Расскажите о свойствах двух стрелок, длинная указывает на минуты, короткая – на часы. Объясните, что это свойство постоянно для всех часов.

В дальнейшем для занятий по обучению времени вам понадобится сделать несколько макетов циферблатов самостоятельно, для того, чтобы в случае необходимости, можно было что-то написать или наклеить рядом с цифрами.

Макет часов. Можно сделать из белой одноразовой тарелки, стрелки – из кусочков картона, закрепив их посередине небольшим шурупом. Цифры подпишите маркером, оставляя небольшое место для пометок рядом с цифрой, если это понадобится. Позаботьтесь о разметке (пять делений) между цифрами, это важно. Разметка должна быть чёткой и крупной, ребёнок будет её пересчитывать.

Основные этапы обучения ребёнка

Учимся определять ровное количество часов

На этом этапе необходимо добиться у обучаемого чёткого понимания категории часа. Для этого установите на учебном циферблате какое-нибудь время, допустим, три часа. При этом проследите, чтобы минутная стрелка находилась на двенадцати. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что позиция минутной стрелки – на цифре «12» означает «ровно» столько-то часов. Передвигая часовую стрелку, потренируйтесь в определении ровного количества часов. Если вы смогли доступно объяснить ребёнку понятие «часы», то можно смело переходить к следующему этапу.

Учимся определять минутные промежутки часа – 5, 10, 15, 20, 25 минут

Именно на этом этапе будет актуально понимание ребёнком категории кратности. Установите на циферблате время – ровное количество часов, допустим, два часа. Затем предложите пересчитать количество мелких чёрточек от цифры «12» до цифры «1», обратите его внимание на то, что их – 5. После этого нарисуйте на небольшом кусочке бумаги цифру пять и положите её рядом с цифрой 1, но так, чтобы она не сливалась с единицей! Объясните, что это означит – пять минут третьего. Повторите процедуру несколько раз (отсчёт пяти минут, результат – название времени).

Постарайтесь, чтобы обучаемый легко уловил суть, что два промежутка по 5 – это 10 минут, 3 по 5 – это 15 и так далее.

Следите за тем, чтобы ребёнок не угадывал время, а мыслили логически. Тогда у него сформируется чёткая картина определения минутных промежутков.

Учимся объяснять половину часа

Это достаточно просто объяснить, закрыв половинку циферблата (вертикально) листом бумаги или вырезанным полукругом. Акцентируйте внимание на том, что понятие половины часа равно «30 минутам», потренируйтесь по-разному определять половину часа – «половина девятого» или «тридцать минут третьего». Закрепите эти навыки.

На этом этапе также важно, чтобы у вашего ученика сформировалось понятие первой половины часа – до 30 минут (начало часа), и второй половины – после 30 минут (окончание часа), так как научить ребёнка определять время без этих азов невозможно. Это поможет ребёнку определиться с расстановкой минутных промежутков: сейчас «пять минут первого» или «без пяти минут час».

Существуют альтернативные методы объяснить ребёнку время. Это представление временных промежутков в цифровом эквиваленте, когда люди говорят, называя цифры, «сейчас 15-20», «18-40» и так далее. Однако немногим детям в возрасте 7-8 лет даётся уверенный расчёт пятёрками вплоть до 55 минут, поэтому, выбирая способ, как научить ребёнка понимать время, руководствуйтесь пониманием его индивидуальных особенностей. Если ребёнок без проблем и с удовольствием занимается математикой и любит задачи на счёт, то второй способ, возможно, подойдёт ему больше.

Важные моменты

Старайтесь, чтобы обучаемый воспринимал не только цифровые величины временных промежутков, но и их альтернативные названия словами.

Половина: половина десятого = девять тридцать = тридцать минут десятого.

Четверть: без четверти пять = без пятнадцати пять.

Девять двадцать (9-20) = двадцать минут десятого.

Помните, что умение ориентироваться во времени – достаточно сложный навык, не требуйте от ребёнка быстрого усвоения материала. Активно закрепляйте и повторяйте полученные знания, и уже совсем скоро вы сможете услышать ответ на ваш вопрос, о том, «который сейчас час».

Развивающий мультик, как научить ребёнка определять время:

Говорят, все необходимые навыки приходят к ребенку в нужное время, и торопить его в развитии не стоит. А вот когда малыш сам начинает проявлять неподдельный интерес к той или иной теме, то помочь ему в её освоении будет очень даже не лишним. Сегодня мы начинаем новую серию статей, которые помогут вам научить деток всяким-разным полезным жизненным навыкам.

1:1156 1:1166

Как научить ребенка определять время по часам?

1:1267

Время - понятие абстрактное и малышам сложно понять, о чем мы толкуем, когда пытаемся объяснить, что такое минуты и часы.
Как их потрогать? Как ощутить? Куда бегут стрелки на часах? И почему за веселой игрой время проходит быстрее, чем в скуке?

Малышу сложно будет сразу понять часовой механизм. Поэтому процесс знакомства со временем проще разделить на несколько этапов, начав не с минут и часов, а с более длительных временных промежутков:

2:823 2:833

1. Учимся ориентироваться во времени суток

2:926

3:1431 3:1441

Утро, день, вечер, ночь - составляющее одного дня. Ребенок лучше запомнит их последовательность, если к каждому времени суток вы привяжете то или иного событие. Например, утром встает солнышко, и все просыпаются. Днем мы играем и гуляем, вечером готовимся ко сну, а ночью отдыхаем.

2. Осваиваем понятия прошлого, будущего и настоящего

3:120

4:625 4:635

Вчера, сегодня, завтра - следующий этап познания временных промежутков. Они станут для ребенка более понятными, если вы будете планировать и обсуждать с ним предстоящие поездки или походы в гости, а также вспоминать прошедшие события. Более глобальные понятия будущего и прошлого можно объяснить, показывая малышу старые семейные фотографии, иллюстрации из далекого прошлого или предполагаемого будущего (книги про динозавров, космические путешествия или умных роботов)

3. Знакомимся с временами года

4:79

5:584 5:594

Понимание времен года - еще один важный этап. Обсуждайте с ребенком, как сменяются сезоны, читайте стихи и загадки о зиме, весне, лете и осени. Объясняйте, что происходит с природой, чем отличается наша одежда, и какие праздники мы отмечаем в разные времена года.

5:1078 5:1088

4. Новые знакомые: час, минута, секунда

5:1172

Вот теперь можно начинать разговор и о более точных временных промежутках. Для начала ребенку будет достаточно объяснить, что каждая секунда - это хлопок в ладоши. 60 быстрых хлопков - это минута. Для лучшего представление, постоянно обращайте внимание на то, сколько времени малыш тратит на то или иное занятие. Например, мы чистим зубки примерно 2 минуты, кушаем - 10 минут, рисуем - 20 минут. Складывайте между собой мелкие события, чтобы объяснить понятие часа.

6:872 6:882

5. Который час?

6:923

7:1428 7:1438

Для первого знакомства следует купить часы со стрелками (игрушечные или настоящие).

7:1607

Главное, чтобы циферблат был достаточно большой и понятный. На помощь вам также придут красочные детские книги, обучающие определять время по часам. Объясните ребенку, что длинная стрелочка отсчитывает минуты, а коротенькая - часы. Быстрая бегущая стрелочка - это секунды. Для начала крохе достаточно будет научиться определять время с точностью до часа (короткая стрелочка сделала полный круг - прошел 1 час). Затем до получаса (длинная стрелка на 12 - ровно такой-то час, длинная стрелочка на 6 - полчаса). Следующий шаг - освоить пятиминутки. Для этого можно наклеить напротив каждого часа стикеры - подсказки (1 - 5 минут, 2 - 10 минут, 3 - 15 минут, 4 - 20 минут и т.д.) Старайтесь применять полученные знания на практике: засекайте время прогулки, время на чистку зубов. Спросите малыша: «Папа приходит с работы в шесть часов. Как думаешь, как скоро он придет?»

6. Осваиваем электронные часы

7:78

8:583 8:593

После того, как ребенок легко ориентируется во времени по механическим часам, можно освоить часы с электронным циферблатом. Для наглядности сравнивайте показания на них, и навык пользования электронными часами постепенно придет.

Определять время – дело тонкое, особенно для детей. Однако будучи родителем или учителем, вы можете превратить обучение в увлекательное занятие, сделав вместе с ребенком часы. Но перед этим убедитесь, что ребенок знает основы. Как только часы будут сделаны, можно будет приступить к изучению разных временных отрезков.

Шаги

Часть 1

Беремся за основы

    Потренируйтесь считать до 60. Чтобы определять время, дети должны уметь считать до 60 (в правильном порядке). Попросите ребенка написать на листе бумаги числа от 1 до 60. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Разместите этот лист бумаги на стене и следите за тем, чтобы ребенок регулярно повторял числа.

    • Находясь вне дома, например, в продуктовом магазине, указывайте на двойные числа и просите ребенка называть цифры для вас.
    • Чтобы вдохновить ребенка на обучение, поощряйте его, отводя время на игры, или награждайте любимой едой за хорошо проделанную работу.
  1. Потренируйтесь считать цифрами, кратными 5. Так научиться определять время будет гораздо проще. Попросите ребенка выписать на листок бумаги цифры до 60, которые делятся на 5. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Не забудьте выделить все числа, оканчивающиеся на 5 или 0.

    • Сочините специальную песенку “Считаем пятерками” на легко запоминающийся мотив, который может напевать ребенок. К песне можно добавить танцевальные движения. Например, при каждой четверти поднимайте руки вверх или топайте ногами. Регулярно пойте с ребенком эту песню, чтобы ему было проще считать пятерками.
  2. Научите его общему представлению о времени. Сюда относятся утро, день, вечер и ночь. Ознакомьте ребенка с этими понятиями, ассоциируя каждое из них с определенными действиями. После устройте для ребенка опрос, спрашивая, когда происходит что-то конкретное.

    • Например: “По утрам мы едим завтрак и чистим зубы. Днем обедаем и ложимся подремать. Вечером мы читаем книгу и идем спать”.
    • Можно спросить ребенка: “Что происходит по утрам?” и “Что происходит по вечерам?”.
  3. Разместите наклейки и цифры на часах. Ребенок может поместить наклейку на вершину лицевой стороны часов, где должна быть цифра 12. Затем, ориентируясь на стрелочные часы, попросите его написать маркером число 12 под наклейкой. Повторите то же самое с цифрами 3, 6 и 9.

    Заполните часы. Как только ребенок упорядочит наклейки и цифры 12, 3, 6 и 9, попросите его заполнить оставшееся на часах. Покажите в качестве примера стрелочные часы.

    • Например, попросите его поместить наклейку туда, где должна быть цифра 1. Повторите с каждым числом.
  4. Сделайте “куски пирога” на часах. Попросите ребенка провести линии из центра часов к каждой цифре. Пусть раскрасит каждый “кусок” разным цветом при помощи мелков.

    • Попробуйте начать с красного для цифры 1, продвигаясь к каждой цифре в порядке цветов радуги. Это поможет ребенку запомнить порядок чисел на более интуитивном уровне, а не просто исходя из произвольных цветов.
  5. Сделайте стрелки часов. Нарисуйте две стрелки на картоне: длинную минутную и короткую часовую. Попросите ребенка вырезать стрелки при помощи ножниц.

    • Если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы пользоваться ножницами, вырежьте минутную и часовую стрелку самостоятельно.
  6. Прикрепите стрелки. Разместите часовую стрелку над минутной. Затем приколите кнопку на середину часов. Переверните часы и загните кончик кнопки, чтобы закрепить стрелки.

    Повесьте бумажные часы рядом со стрелочными. Укажите ребенку их схожесть между собой. Спросите, нужно ли что-то еще добавить к часам. Если нет, то можно продолжать дальше.

Часть 3

Разбираемся с часами

    Объясните разницу между стрелками. Укажите на обе стрелки на часах. Спросите ребенка, в чем их главное отличие. Если он не знает, что ответить, дайте подсказку: “Одна длиннее другой, не так ли?”

    Дайте название стрелкам. Как только ребенок разобрался, что стрелки разной длины, объясните, чем они отличаются. Скажите, что короткая стрелка – это часовая, а длинная – минутная. Попросите ребенка обозначить стрелки, написав на них “час” и “минута” соответственно.

  1. Объясните значение часовой стрелки. Укажите ею на каждую цифру, оставив минутную стрелку на 12. Скажите ребенку, что всякий раз, когда часовая стрелка указывает на цифру, а минутная стоит на 12, это означает ровно ___ часов. Пройдите по каждой цифре, поясняя: “Сейчас ровно час. Теперь это ровно два часа. Это три часа...”. Затем попросите ребенка повторить то, что вы только что сделали.

    • Не забывайте пользоваться преимуществом “кусочков пирога” и их цветами. Повторяйте, что когда бы часовая стрелка ни оказалась на определенном кусочке, это будет ___ часов.
    • Вы даже можете ассоциировать каждую цифру с каким-либо действием, чтобы закрепить пониманием часов. Например: “Сейчас ровно три часа, а значит, настало время смотреть твои любимые мультфильмы” или “Сейчас пять часов, а значит, настало время футбольной тренировки”.
  2. Устройте ребенку опрос. Вместе с ребенком выберите день недели и напишите список из 5-7 занятий, приуроченных к определенному времени. Называйте действие и время, когда оно происходит. Попросите ребенка поместить часовую стрелку на правильную цифру.

    • Например, скажите: “Уроки закончились, а значит сейчас 3 часа. Перемести стрелки и покажи мне на часах это время”. Или: “8 часов вечера, время идти спать. Перемести стрелки и покажи мне 8 часов”.

Часть 4

Разбираемся с минутами
  1. Объясните двойное значение цифр. Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, а цифра 2 равна 10 минутам, довольно непросто. Чтобы помочь ребенку понять смысл, притворитесь, что цифры – это двойные агенты под прикрытием (например, как Кларк Кент и Супермен).

    • Например, можно сказать, что секретная личность цифры 1 – это 5. Затем попросите ребенка написать маленькую пятерку рядом с числом 1. Повторите то же самое с каждой цифрой.
    • Не забывайте указывать на кратность 5. Пройдитесь по “секретной личности” каждой цифры, напевая свою песенку “Считаем по пятеркам”.