Без названия. Гигиена в средневековой Европе: мифы, исторические факты, реальные истории, гигиенические и бытовые трудности

Share

Санитарно-гигиенические условия Средневековья

Многие из нас зачитывались замечательными книгами Александра Дюма и засматривались талантливыми (и не очень) экранизациями его бессмертных романов о похождениях мушкетеров.
Отважные мушкетеры, блистательные дамы, Людовик XIII (потом XIV), коварная миледи, Констанция, высокие чувства, учтивые манеры, пышные одежды, подвески, марлезонский балет и т.д. и т.п…

Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем». 1488

Но кто из нас, читая эти книги, хотя бы раз задумывался, например, о том, что:
— французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей? Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало?
— в Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух.

Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани?

И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну.

Повседневная жизнь

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.
Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда — улицы представляли собой клоаки.

Ванная комната была редчайшей роскошью.

Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков.

Изданный в 1270 году закон гласил, что «парижане не имеют права выливать помои и нечистоты из верхних окон домов, дабы не облить оным проходящих внизу людей» .

Не подчиняющимся следовало платить штраф. Однако этот закон вряд ли исполнялся — хотя бы потому, что через сто лет в Париже был принят новый закон, разрешающий — таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!»
Но в Латинском квартале Парижа еще в конце XIX века нечистоты просто пускали течь по улицам — там до сих пор в середине каждой улицы есть такая характерная ложбинка. Тогда дамам самое главное было — чтобы туда не попал подол платья.
Явно, что дорогие и с трудом отстирываемые парики не были призваны служить защитой от льющихся сверху помоев и фекалий. Наоборот, нужна была защита самих париков от такой напасти. Широкополые шляпы стали носить роялисты в Великобритании и мушкетеры во Франции, то есть там, где это «добро» больше всего и выливали.
А вот, к примеру, цилиндры с узкими полями — это изобретение сельских английских джентльменов. Им там на голову ничего не капало. А в ассоциируемых с образом лондонца котелках в начале XIX века красовались только английские лесники! (Опять же, в лесу ничего с неба не падает). И лишь к 1850-му году этот головной убор попал в город.

Методы борьбы с блохами в средневековой Европе, были пассивными, как например палочки-чесалочки, которые использовали, что бы не повредить то сложное сооружение на голове, именуемое париком.

Из париков этими палочками блох и вычесывали.

Со вшами было бороться сложней.

В блохоловки (есть и в Эрмитаже), клали кусочек шерсти или меха, политый кровью.

Во Франции роль блохоловки играла миниатюрная вилочка с подвижными зубцами-усиками, которую светские модницы носили на шее. Любили держать в руках маленьких собачек или горностаев, у них температура тела выше, и блохи устремлялись на бедное животное! (Современные дамы, таская своих собачек — любимиц повсюду, и не подозревают, как и почему возникла такая традиция).

Вскрикивая от мнимых и настоящих блошиных укусов, они приглашали тем самым кавалеров к поискам зловредного насекомого.

Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы чтобы не разводить «зоопарк» носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится… ибо скользко.

Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Большое распространение приобрел «блошиный мех» — носимый на руке или возле шеи кусочек меха, куда, по мысли средневековых дам, должны были собираться блохи, и откуда их можно потом вытрясти куда-нибудь на землю.

Лучший подарок возлюбленным и супругам — чучела пушных зверей для этих же целей.

Чучела были инкрустированы драгоценными камнями.

На картинах «Дама с горностаем» (только это не горностай, а белый хорек — фуро) или «Королева Елизавета I с горностаем», как раз и изображены чучела или зверьки, используемые как блошиный мех.

Их носили с собой, как позднее дамы носили декоративных собачек. Кроме собачек еще держали ласк, как раз для ловли блох.

Начиная с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хозяйкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых.

У мелкого зверя температура тела выше, чем у человека и он в отличие от дамы ловит блох все время и зубами. Наконец те же собачки, водимые под юбкой…

Интересным является тот факт, что блохи не вызывали у людей такого отвращения как, скажем, вши.

Более того блохи во многих случаях вызывали к себе интерес у коллекционеров и даже служили предметом экстравагантных развлечений человека.

Вот одна из таких забав.

В XVII в. среди французских кавалеров считалось модным хранить, как сладкое воспоминание, блоху, пойманную собственноручно на теле дамы своего сердца.

В ту пору в Европе, самой эротической забавой мужчин считалось поймать блоху на любимой.

Держали блоху в миниатюрной, часто прекрасной ювелирной работы шкатулке-клетке, висящей на цепочке на шее, и блоха каждый божий день сосала кровь «счастливого» владельца.

Этим своеобразным сувениром оригинал старался обратить на себя внимание окружающих и только с ним был вхож в сомнительные компании.

А когда блоха издыхала, убитый горем кавалер отправлялся на ловлю нового сувенира при живом участии всей распутной братии!

Помимо анонимных историй, до наших дней дошло и свидетельство, что таким сладостным сувениром владел французский поэт и большой распутник БАДЕРРО (Des-Barreaux) Жак де Балле (Jacques Vallee des Barreaux, 1602 — 1673, который держал блоху, изловленную на знаменитой куртизанке Марион Делорм.

Клопы — бич средневековой Европы.

Западная цивилизация настолько привыкла к клопам, что присказку «Спокойной тебе ночи и чтоб клопы не кусали» можно услышать в каждом втором голливудском фильме.
Клопы были настолько неотъемлемой и привычной частью жизни, что даже кориандр (известный также под названиями «кинза» и «китайская петрушка»), семена которого используются как специи, в средние века получил свое название от греческого koriannon («клоповник»), производного от korios — «клоп» — из-за свого специфического запаха.
Средневековая Европа мало что изобрела, но кое-какие оригинальные новшества в изготовлении мебели в это время появились.

Самой универсальной и практичной мебелью средневековья был сундук, который мог одновременно служить и кроватью, и скамьей, и дорожным чемоданом. Но в позднем средневековье у изготовителей мебели появляются новинки, вполне отражающие его (средневековья) дух.
Это не только всевозможные стулья, банкетки и троны со встроенными ночными горшками, но и балдахины у кроватей.

Балдахин — нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и — обязательно — с балдахином в средние века приобретают большое значение.

Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели: чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Помогали балдахины мало, ибо клопы чудно устраивались в складках.

Антисанитария активно содействовала их размножению.
Балдахинами влияние клопов на культуру Европы не ограничилось, и повеление Людовика о применение духов было вызвано, очевидно, не только своей собственной вонью и вонью подданных, но, учитывая постоянную бессонницу монарха из-за укусов клопов, имело также и другую цель.

Так, с легкой руки Короля-Солнца в Европе появились духи, прямое предназначение которых — не только забивать неприятный запах, но и отгонять клопов.

В книге «Верные, удобные и дешевые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов», вышедшей в Европе в 1829 году, говорится:

«У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому, во избежание укусов надо натираться духами. От запаха натертого тела духами бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение свое к запахам и возвращаются сосать тело с большим еще ожесточением нежели прежде» .

Народ пытался использовать и другие средства в борьбе с «вампирами».

Иногда применялся известный с давних времен своими чудесными свойствами «персидский порошок» из цветков далматской ромашки, а в музеях при изучении домашней утвари и других важных в то время приспособлений можно увидеть и менее тривиальные вещи — например, устройство для выжигания клопов из кровати.

К XVII-му веку распространяются «клоповарки» — этакая штуковина с длинным и тонким носиком по типу самовара. Внутрь насыпался уголь, заливалась вода, и из носика струя пара — смерть клопам! Народ в отличии от христианских мучеников клопов все же не любил, а утописту Фурье даже грезились в будущем не только океаны из лимонада, но желал он увидеть в этом призрачном утопическом будущем также и свою несбыточную мечту — «антиклопов».
В отличии от вшей, считающихся «жемчужинами Божиими», наличие клопов не всегда приветствовалось и монахами.

Например, всех поражало отсутствие столь привычных клопов у картезианцев:
Ко всеобщему удивлению в монастыре не водилось клопов, хотя некоторые обстоятельства должны были бы способствовать их появлению: монашеский образ жизни (отсутствие нательного белья), манера спать одетыми, деревянные постройки, редко сменяемые постели и соломенные тюфяки. Правда, клопы водились у братьев-конверзов (как, впрочем, и у остальных людей в Средние века). По этому поводу возникали споры. Некоторые усматривали здесь особую милость Небес, оказанную этому наиболее строгому из монашеских орденов. Другие считали отсутствие клопов результатом того, что здесь не ели мяса.

Лео Мулен. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.)

Хотя в этом случае отсутствие клопов трактуется, как «милость Небес», но, конечно, не все монахи относились к клопам отрицательно. Их, например, прикармливал собой св. Симеон. Этот Симеон «воздвиг славу Господу», просидев на столпе (колонне) — преподобный Симеон Столпник.

«Подвиг Симеона совершенно исключителен, необычен. Столпничества еще не знала тогда богатая формами христианская аскеза. По-видимому, Симеон был его изобретателем [прим.: это утверждает и Евагрий. Такой вот истинно христианский «подвиг». Эх, «Гвозди бы делать из этих людей», как говаривал Маяковский. «Отныне вся его долгая жизнь — 37 лет — втеснилась в пространство каких-нибудь четырех квадратных метров. Он даже на столпе приковывал ноги, чтобы стеснить себя до конца. Единственное движение, которое позволял себе подвижник, кажется, имеет одно измерение: высоту».
Приковывать себя цепью св. Симеону было не в первой, еще раньше он то замуровывал себя в келье в Теланиссу (Тель-Нешн), то там же жил на горе, приковав себя к ней цепью. Но о клопах св. Симеон не забывал никогда: «Когда снимали цепь, под кожаным подкандальником нашли 20 огромных клопов, которых добровольный мученик кормил своей кровью».
В Средние века вши — «Божьи жемчужины» — почитались и считались признаком святости отнюдь не за свою древнюю историю (недавно палеонтологи обнаружили вошь, которая жила в оперении птиц еще 44 миллиона лет назад). Дело, вероятно, в том, что «причащающиеся кровью» насекомые как бы становились освященными — ведь они питались христианской кровью.
Средневековое богословие вообще уделяло много внимание подобным вопросам (например, перепадает ли на мышей, отведавших причастие, Божья Благодать). Пока богословы спорили, вши успешно завоевывали себе жизненное пространство в Европе.
Известно, что даже одна французская принцесса, имя которой история не сохранила, умерла именно от вшей. Можно вспомнить и короля арагонского Фердинанда II, прозванного Католиком, супруга наследницы кастильской короны Изабеллы. Этот благочестивый монарх умер такой же ужасной смертью: вши заели его заживо.
Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе.
Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны — этологические корни налицо) — значило высказывать свое расположение.

«В Монтайю почти не бреются, умываются лишь слегка, не купаются и не принимают ванн. Зато много ищутся, давить друг у друга вшей было знаком доброй дружбы»

(Монтайю. Окситанская деревня (1294 — 1324) / книга написана на основе допросов еретиков-катаров)
Искание вшей укрепляет или намечает семейные узы и нежные связи, оно предполагает отношения родства и даже близости, хотя бы и незаконной.

Любовница ищет у любовника, равно как и у его матери.
Будущая теща ищет у нареченного зятя.

Дочь избавляет от вшей мать.

В светской жизни вши тоже занимали не последнее место. Дамы носили с собой украшенные бриллиантами безделушки для того, чтобы почесывать головы, в которых кишели вши.

«Итальянский поэт XVII века Джанбаттиста Мамиани воспевал в стихах вшей, в избытке угнездившихся в светлых кудрях его любимой, причем это была не шутка, а искренний гимн женской красоте»

Юрий Бирс

Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Если же вошь упадет в суп к католику, это ж нарушение поста — ведь вошь — это МЯСО!

«Божьи жемчужины», конечно, нравились не всем.

Брезгливого Эразма Роттердамского в конце XV раздражали не только английские дома, в которых стоял «запах, какой, по моему мнению, никак не может быть полезен для здоровья».

Парижские вши вызывали у него не меньше отвращения, чем плохая еда, зловонные общественные уборные и невыносимые споры схоластов.

При дворе Людовика XIV принято было на карточный стол ставить специальное блюдечко. К карточной игре оно никакого отношения не имело — на нем давили вшей.

Поскольку от вшей все равно было не избавиться, то их присутствие скрывалось цветом одежды — так в Европе появилась устойчивая мода на бежевый цвет, чтобы ползавшие по аристократкам насекомые не так бросались в глаза.

К тому времени портные уже были вынуждены изобрести также ткань цвета puce (пьюс, красновато-коричневый цвет; дословно с французского: «блошиного цвета»).

Возможно также, что мода на парики в эпоху Ренессанса была спровоцирована не только одним сифилисом, но и тем, что просвещенная Европа была вынуждена бриться наголо, лишь бы избавиться от надоедливых насекомых.


Вши в Европе стали исчезать только после появления в Европе мыла.

Все могут короли

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.
Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла…диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета.

Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах.

При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
«В Лувре и вокруг него, — писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, — внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми — практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же — продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих да ежедневно» .

Периодически все знатные жильцы выезжали из Лувра, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.
Народ продолжал испражняться где придется, а королевский двор — в коридорах Лувра. Впрочем, ограничиваться коридорами уже не приходилось — в моду вошло отправление нужд прямо на балу.

Прекрасные дамы

Что же касается дам, то они, как и король, мылись 2 — 3 раза в год.

Французские красавицы и элегантные франты в своих роскошных париках носили сделанные из золота хитроумные приспособления — для ловли тех же блох.

Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним пособничали дамской красоте: в Средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Кроме светлых волос очень модными у женщин в эпоху Средневековья стали косы, как реакция на массовый сифилис — длинные волосы призваны были показать, что человек здоров. Сифилисом переболело в то время почти все население южной Европы, от святых отцов до уличных нищих. Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод.
И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду.

02.02.2018

Гигиена в Средневековье и другие данности тех времён.
Мы решили поговорить на очень пикантную но любопытную тему: личную гигиену людей, живших в далёкие времена. Давайте посмотрим на различные гигиенические и косметические процедуры прошлого. Как вы думаете, как это происходило в средние века?

Ванные и туалеты

В древние времена роль ванных отыгрывало ни что иное, как канавы и дыры на окраине поселка.
Ранние цивилизации изобрели первые ванные комнаты в виде каменных отверстий, заполненных песком. В Древнем Риме были построены первые общественные туалеты с системой канализации.
Без шуток — эти туалеты иногда даже использовались как место для встреч и длительных разговоров.
В средние века культура личной гигиены значительно ухудшилась. Люди просто использовали медные горшки и выливали их содержимое на улицу. Однако аристократия использовала фарфоровые горшки под названием Бурдалу. Стоит упомянуть, что иногда эти ночные горшки продаются под видом соусниц в некоторых антикварных магазинах. Так что будьте осторожны!
К счастью, в эпоху Возрождения европейцы разработали систему канализации. И первый туалет был изобретен в 1590 году.

Контрацепция

В 1494 году американская экспедиция Колумба принесла неожиданный «подарок» Европу: сифилис. Через несколько лет все европейские страны пострадали от этого заболевания. Было много попыток изобретать защиту, но официальная дата изобретения презерватива относится к 17 веку. И хотя презервативы имели долгую историю, их изобретение и наименование были приписаны помощнику английского короля Карла II, Доктору Кондому (он же Граф Кондом). Однако история оказалась мифом.

Аборты

При попытке выполнить аборт женщины из прошлого использовали какой-либо остроконечный предмет, например, вязальную иглу, вешалку из проволоки или шпиндель. Были также ядовитые питьевые зелья. Некоторые вещества, такие как йод, глицерин или даже ртуть (в Китае), вводили в матку. Конечно, результат был весьма печальным как для плода, так и для женщины.

Бритье

Женские гигиенические средства

В Древнем Египте женщины использовали тампоны из деревянного стебля, покрытого папирусом. В Древнем Риме это были хлопковые прокладки. В средневековой Европе женщины использовали тканевые повязки, прикрепленные к поясу юбки. До XX века проблема решалась только с помощью ткани, которую нужно было постоянно мыть и использовать повторно. Ситуация изменилась во время Первой мировой войны, когда медсестры начали использовать абсорбирующую вату и бинт. Это был первый шаг к изобретению современных предметов гигиены.

Уход за полостью рта

Древняя зубная щетка была деревянной палочкой с щёткой на одной стороне (для чистки) и заостренным концом на другой стороне (для прочищения щелей между зубами). Другими вариантами были ткань с сломанным известняком внутри или древесным углем. В Европе люди долго не чистили зубы, потому что считали этот процесс неприличным. Но книга о стоматологической помощи была написана в 17 веке, где кариес был описан как «зубные черви», и ситуация изменилась. В 1780 году началось массовое производство зубных щеток. В XX веке была изобретена зубная щетка с синтетическими волосками, в которой не могли накапливаться бактерии.

Дезодоранты

Первые вещества против пота были изобретены в древние времена (на Ближнем Востоке и в Египте), и это были особые ароматические масла. В Азии использовали соль. В Европе первые духи были изобретены в XVI веке. Однако первый дезодорант был изобретен в 1880 году в Соединенных Штатах. А в 1935 году был изобретен первый антиперспирант.

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Публикуем историю о личной гигиене в средневековой Европе.

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» - «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Русские послы писали про Людовика XIV, что он «смердит аки дикий зверь»

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже - не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.

Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник - дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Моющих средств в Европе до середины ХIХ века не существовало

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», - утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, - писали медики в ХVI веке, - поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 - 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье - считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду - у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».

Был еще один оригинальный способ мыться - в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Один из способов мыться в России - русская печь

Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», - писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны».

Позволю себе привести отрывок из статьи журнала "Вокруг света".

Однако в средневековой Европе вместе с упадком античной культуры забылись и многие санитарно-гигиенические нормы. Канализации и водопровода не было, все нечистоты выбрасывались на улицы. Бани забылись. К примеру, королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV века), по её же признанию, за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

Как обстояли дела с гигиеной, легко себе представить, читая роман Патрика Зюскинда (Patrick Süskind) «Парфюмер. История одного убийцы»:

"В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, задние дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни - тухлой капустой и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни - засаленными простынями, влажными перинами и едкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен - едкими щелочами, со скотобоен - выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло гнилыми зубами, из животов - луковым соком, а из тела, когда они были уже немолоды, начинало пахнуть старым сыром, кислым молоком и злокачественными опухолями". (в переводе Михаила Шифрина)

Подобная ситуация приводила к настоящим эпидемиологическим катастрофам - таким как чума 1347–1353 годов, от которой погибла треть населения Европы. «Чёрная смерть» затронула тогда и некоторые русские города, посещаемые иностранцами, но это ни в какое сравнение не шло с тем, как свирепствовала чума на Западе. Даже самые тяжкие чумные моры - особенно в 1603−м, 1655−м и 1770 годах - не привели к демографическому кризису в стране. Главной причиной этого принято считать бани. Русские люди не знали недостатка в воде, баня стояла при каждом дворе.

«Много ли мог употреблять воды простой люд в городах Европы, где общественные колодцы до появления в XIX веке водопровода были лишь на некоторых площадях (вдобавок из этих колодцев вечно вылавливали трупы кошек и крыс)?» - вопрошает историк и журналист Александр Горянин, автор книги «Мифы о России и дух нации».

Да канализации и водопровода воняли ВСЕ города. Что тут удивительного? Москвичи и их лошади тоже не розами какали. Читаем у Гиляровского:

"Я прошел к Малому театру и, продрогший, промочив ноги и нанюхавшись запаха клоаки...."

"Огромный пожарный двор был завален кучами навоза, выбрасываемого ежедневно из конюшен. Из-под навоза, особенно после дождей, текла ручьями бурая, зловонная жидкость прямо через весь двор под запертые ворота, выходящие в переулок, и сбегала по мостовой к Петровке."

"... повествование врача Попандоподо, рисовавшего ужасы Охотного ряда. Миазмы, бациллы, бактерии, антисанитария, аммиак..."

"Я полюбовался голубым небом, и через минуту, утопая выше колен в грязи и каких-то обломках и переползая уличные отбросы, мы зашагали дальше."

Ответить

Прокомментировать

Да, в России с гигиеной во все времена не было таких глобальных проблем как в Европе, которую по этой причине прозвали немытой. Как известно средневековые европейцы пренебрегали личной гигиеной, а некоторые даже гордились тем, что мылись всего лишь два, а то и один раз в жизни. Наверняка вы хотели бы узнать немного больше о том, как соблюдали гигиену европейцы и кого называли «божьими жемчужинами».

Не кради, не убий, не мойся

И ладно бы только дрова. Католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения (которое должно было омыть христианина раз и навсегда) и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело. А еще считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Поэтому якобы тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все - от кардинала до кухарки. Так что после водных процедур европейцы действительно болели. И сильно.
Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» - у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз - при крещении, а второй - перед свадьбой.
Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота - стыдом (видеть тело, не только чужое, но и собственное, - грех). Поэтому если и мылись, то в рубахах (эта привычка сохранится до конца XIX века).

Дама с собачкой

Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Влюбленные трубадуры снимали с себя блох и ссаживали на даму сердца, чтобы кровь, смешавшись в желудке насекомого, объединила сердца сладкой парочки. Несмотря на всю свою «святость», насекомые людей таки доставали. Именно поэтому каждый имел при себе блохоловку или небольшую собаку (в случае дам). Так что, дорогие девушки, нося с собой карманную собачку в розовой попоне, помните, откуда взялась традиция.
От вшей избавлялись по-другому. Смачивали в крови и меду кусочек меха, а потом помещали его в прическу. Почуяв запах крови, насекомые должны были устремиться к приманке и застрять в меду. А еще носили шелковое белье, которое, кстати, и стало популярным именно благодаря своей «скользкости». «Божьи жемчужины» не могли уцепиться за столь гладкую ткань. Это еще что! В надежде спастись от вшей многие практиковали более радикальный способ - ртуть. Ее втирали в кожу головы, а иногда и ели. Правда, умирали от этого в первую очередь люди, а не вши.

Народное единство

В 1911 году археологи откопали древние постройки из обожженного кирпича. Это были стены крепости Мохенджо-Даро - древнейшего города долины Инда, возникшего примерно в 2600 году до н. э. Странные отверстия по периметру зданий оказались сортирами. Древнейшими из найденных.
Потом туалеты, или латрины, будут у римлян. Ни в Мохенджо-Даро, ни в Царице вод (Древнем Риме), кстати, они не предполагали уединения. Восседая на своих «толчках», расположенных по периметру зала друг напротив друга (подобно тому как сегодня устроены сиденья в метро), древние римляне предавались беседам о стоицизме или эпиграммах Сенеки.

В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!»

В Средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати. И то очень редко и самые примитивные. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать. Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным - до туалета просто не добежишь.
В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!». Даже мода на широкополые шляпы появилась якобы только, чтобы предохранить дорогую одежду и парики от того, что летело сверху. По описаниям многих гостей Парижа, например Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Что там в городе - в самом Версале! Попав туда, народ старался оттуда не выходить, пока не встретится с королем. Туалетов не было, поэтому в «маленькой Венеции» пахло отнюдь не розами. У самого Людовика XIV, впрочем, ватерклозет был. Король-солнце мог восседать на нем, даже принимая гостей. Присутствовать при туалете высокопоставленных особ вообще считалось «гонорис кауза» (особо почетным).

Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно… для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.
А 100 лет назад началась испанская кампания по электрификации страны. Называлась она просто и понятно - «Унитаз». В переводе с испанского это означает «единство». Вместе с изоляторами производили и другие фаянсовые изделия. Те самые, потомки которых стоят теперь в каждом доме, - унитазы. Первый унитаз со сливным бачком еще в конце XVI века изобрел придворный английского королевского двора Джон Харингтон. Но популярностью ватерклозет не пользовался - из-за дороговизны и отсутствия канализации.

И зубной порошок, и густой гребешок

Если не было таких благ цивилизации, как элементарный сортир и баня, то про зубную щетку и дезодорант говорить не приходится. Хотя иногда для чистки зубов пользовались кисточками из веток. В Киевской Руси - дубовыми, на Ближнем Востоке и в Южной Азии - из дерева арак. В Европе использовали тряпочки. А то и вовсе зубы не чистили. Правда, зубную щетку изобрели именно в Европе, а точнее, в Англии. В 1770 году ее придумал Уильям Аддисон. Но массовым производство стало далеко не сразу - в XIX веке. Тогда же был изобретен зубной порошок.

А что же с туалетной бумагой? Ничего, разумеется. В Древнем Риме ее заменяли губки, смоченные в соленой воде, которые крепились к длинной рукояти. В Америке - кукурузные кочерыжки, а у мусульман - обычная вода. В Средневековой Европе и на Руси простой люд пускал в ход листья, траву и мох. Знать использовала шелковые тряпочки.
Считается, что духи были придуманы только для того, чтобы заглушить жуткий уличный смрад. Так это или нет - доподлинно неизвестно. А вот косметическое средство, которое сейчас назвали бы дезодорантом, появилось в Европе только в 1880-х годах. Правда, еще в IX веке некто Зирьяб предложил использовать дезодорант (судя по всему, собственного производства) в мавританской Иберии (части современной Франции, Испании, Португалии и Гибралтара), но на это никто не обратил внимания.
А ведь уже в древности люди понимали: если удалить волосы в подмышечной впадине - запах пота не будет столь сильным. То же самое, если их мыть. Но в Европе, как мы уже сказали, подобное не практиковалось. Что касается депиляции, то волосы на женском теле никого не раздражали вплоть до 1920-х годов. Только тогда европейские дамы впервые задумались: брить или не брить.