Психология поведения ребенка 2 3 лет. Негативизм и упрямство — признаки взросления. Контакты со сверстниками

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: "что-что?"

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка . Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: "Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь... уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но..." А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения , вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: "Мама устала, мама хочет полежать". Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово "я" уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как "переводчик с детского".

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к , и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты , склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом "зеленом" диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: "Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет" — это из репертуара вседозволенности. И вторая: "Как он смеет орать, ведь я же ему сказала..." — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый "закон заражения эмоциями". То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу "успокойся", когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать "бодаться" с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально "выключить". Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.

Около 2 лет любого ребенка и его родителей ждет очередной кризис. Этот период необычайно важен для малыша, его называют также переходным этапом от младенчества к детству. У некоторых мам в это время просто опускаются руки, ведь они просто не понимают, как совладать с маленьким монстром, в которого превратилось их любимое чадо. Давайте разбираться, что именно происходит с малышом в этот период, и какие особенности психологии ребенка можно отметить в возрасте 2 лет.

Психология детей в 2-3 года

Начиная с 2 лет, малыш уже осознает, что он – это он, а мама – это мама. До этого возраста он практически беспрекословно выполнял указания родителей, теперь же ребенок воспринимает себя как личность, и следование чужим указаниям ему, мягко говоря, не нравится.

При этом малыш сам толком не понимает, чего он хочет. Он часто отказывается от того, что ему предлагают, мотает головой, постоянно твердит «нет». Некоторые детки на слово «нельзя» реагируют рыданиями и истериками. Не нужно этого пугаться, ведь это неизбежный этап развития и социализации каждого ребенка, таким образом кроха просто пытается самоутвердиться.

Психика ребенка в 2 года полностью открывается для познания окружающего мира. До этого возраста малыши также очень любопытны, и им все интересно, однако младенческое любопытство подчиняется не разуму, а инстинктам. Теперь же освоение окружающего пространства становится сознательным, кроха моментально впитывает все, что происходит вокруг, а новые навыки, полученные в этом возрасте, запоминаются уже на всю жизнь.

Психология 2-х летнего ребенка такова, что все, что каким-то образом нарушает спокойную обстановку вокруг него, может моментально вывести его из равновесия. Детки в этом возрасте чрезвычайно возбудимы, и любое действие со стороны родителей, которое противоречит их воле, вызывает у малышей сильное раздражение и гнев. В связи с этим, воспитание малыша в этом возрасте также претерпевает некоторые изменения.

Особенности воспитания ребенка в 2 года, связанные с его психологией

Воспитывать малыша в возрасте старше 2 лет становится все труднее. Несмотря на это, маме необходимо набраться терпения, ведь все это временно. Одна из главных ошибок, которую допускают молодые родители в воспитании малышей в возрасте 2-3 лет – это решение ни в коем случае не потакать . Такая линия поведения никогда не приведет ни к чему хорошему, она может либо превратить ребенка в забитое и покорное существо, либо усугубить ситуацию еще больше.

Напротив, потакать крохе можно и нужно, но в разумных пределах. В семье должны быть установлены определенные правила, к которым нужно постепенно приучать и ребенка. Между тем, любые правила и режим дня должны быть достаточно гибкими, ведь малышу очень сложно под них подстроиться.

Если вы видите, что ребенок «закипает» и скоро начнется настоящая , постарайтесь его отвлечь и переключить его внимание на что-нибудь другое. В случае провала и невозможности успокоить малыша, попробуйте просто выйти из комнаты, возможно, отсутствие зрителей поспособствует прекращению рыданий.

анонимно , Женщина, 27 лет

Добрый день. Дочке 1,11 месяцев. В последнее время ее поведение изменилось. Я понимаю, что дети растут и меняются. Но раньше она была спокойная, поведение размеренное, покричать и побегать было не про нее. Очень любознательная была, я ее не ограничивала в разумных пределах, не лишала самостоятельности, истерик особых не было, ребенок знал что можно, что нет, слышал и понимал меня,капризничала и хныкала иногда, но вцелом нормально. Любила и любит чтобы ей читали. Сейчас же все ее игры с шумом, криком, писками. Морально перевозбужденная бывает. Сейчас активно учится говорить, повторяет все, что видит и слышит. И говорит мне, пока я не отреагирую на нее. Научилась слову "хочу". Постоянно его использует: "хочу открыть", "хочу достать", "хочу посмотреть" и так целый день. Иногда сопровождая это "хочу" хныком по нарастающей в плач. Как себя вести, чтобы ребенок понимал, что мама рядом всегда поможет, выполнит просьбу, но приэтом не стать заложницей ее "хочу", чтобы не было спекуляций с ее стороны. Стала "театрально" плакать, если что-то не так. Раньше такого и близко не было. Как себя вести в этих ситуациях? Подскажите. Будто куда-то делась ее детская непосредственность. Ребенок всегда знал свое место в семье, и был умиротворен, а сейчас будто ее подменили. Постоянно вовлекает меня в свои игры,используя слова "мама на" "мама сядь вот сюда", разговаривает эмоционально. Если мы где-то, и я начинаю разговаривать с кем-то, она начинает привлекать к себе внимание начиная громко говорить, зазывать меня. Как объяснить ребенку, что мама рядом, но иногда может и поговорить с кем-то? Опять таки раньше такого не было. Ребенок спокойно играл, улыбался и был доволен. Подобное поведение вышеописанное у нее появилось месяц назад где-то. Стала рушить все, что строю и говорит "хочу ламать", это после того как бабушка эмоционально сказала, что ломать нельзя. Может ребенку в этом возрасте нужно рушить построенную башенку, но т.К. Дочка повторяет все слова и все буквально воспринимает и использует. Как быть в подобных ситуациях? Разрешать ломать или запрещать. Если у нее раньше не получалось что-то собрать сделать, она спокойно собирала еще раз. Сейчас же если ее постоенная башенка рухнула, она начинает раскидывать предметы от нее и махать руками в разные стороны. И еще одна ситуация: стала использовать слово "не хочу" и когда надо и когда не надо. Бабушка хотела причесать ей волосы и заколоть заколки, причесать дала, а на заколки стала громко и много повторять "не хочу", как бы не заставишь, это ведь допустимое желание и не принципиальное, и не закололи, но она может начать использовать эту фразу и в других существенных ситуациях, когда ее мнение и "не хочу" не должно сработать, это принципиальные для родителей например ситуации. Потом, когда мы вышли во двор бабушка сорвала малину и говорит "будешь малину", а дочка с эмоциями, криком и странным взглядом "хочу дуть пузыри" (она в этот момент дула их). Мне это не понравилось, такое в первый раз, не понимаю откуда такие реакции. Я не хочу, чтобы подобные ситуации повторялись. Подскажите как ей показать границу, что так делать не нужно, и не хочется, чтобы у ребенка формировалось пренебрежительное отношение к родным. Хотя проблем с этим тоже не было.Как поступать в таких щепетильных ситуациях? Не спокойная стала дочка. Я не знаю это возрастное или что? Как мне себя вести во всех этих ситуациях? Если ей не хватает внимания или перебор с ним, как это откорректировать? Я ее всегда чувствую, а сейчас затрудняюсь как себя с ней вести. Я из-за этого всего постоянно в напряжении тоже и дочка это чувствует. Спасибо большое заранее.

Здравствуйте! Ребёнок растет и начинает осозновать свои желания. Если раньше она полностью делала то, что ей скажут, то сейчас она не только хочет себя проявить и высказать свои желания, но и пробует манипулировать близкими с помощью театральных слёз, каприз, истерик. Объяснить ребёнку можно только путем реагирования на её поведение таким образом, чтобы она понимала, что она делает что- то неправильно. Со временем ребёнок усвоит своё место и будет понимать, что можно, а что нельзя. Сейчас она старается самостоятельно установить границы общения со всеми и "свергнуть власть", стать самой главной. Этот период может длиться достаточно долго, тем более впереди кризис трёх лет. Терпения и удачи!

анонимно

Спасибо большое за отклик. Подскажите мне, может я ее где-то упустила, поэтому так, т.е. где-то в своем поведении даю ей повод для такого ее поведения? какое мамино поведение может привести к таким реакциям ребенка впринципе? Или нормальная ситуация для такого возраста? как мне лучше вести себя в таких ситуациях, чтобы надолго это не затянулось? ведь началось пару недель назад. И момент с бабушкой очень остро стоит. Как на действии ребенку объяснить, чтобы она нормально с бабушкой ладила и спокойно к ней шла, без капризов, криков и нехочуханий? я затрудняюсь. Бабушка часто от нее чего-то хочет, давит иногда, ребенок это видит, с намм родителями все иначе.Бабушке постараемся сказать, что нас не устраивает, но ребенок видит реакцию, она чуть пикнет, бабушка сразу поддается и - все все все как скажешь, так и будет. спасибо и извините за многословие и вопросы.