Самоанализ результатов педагогической деятельности воспитателя ясли. Самоанализ педагога дошкольного учреждения

Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Огонёк»

Иванова Марина Владимировна

Дата рождения – 27.02.81г.

Образование – Бурятский Республиканский педагогический колледж – 2009г.

Присвоена квалификация – Воспитатель детей дошкольного возраста.

Педагогический стаж – 4 года.

Стаж работы в МБДОУ – 11лет.

Стаж работы в занимаемой должности – 4 года.

Наличие квалификационной категории – соответствие занимаемой должности.

Прохождение курсов.

Работаю по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.

Цель моей педагогической деятельности - создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическое, познавательно-речевое, социально - личностное, художественно - эстетическое. При организации воспитательно – образовательного процесса стараюсь доверять детям, принимаю их такими какие они есть, стараюсь чтобы их детство было содержательным. Считаю важным моментом ежедневного общения с родителями, именно совместная работа с родителей и воспитателя направленная на развитие личности ребёнка, способствует наилучшему результату в достижении поставленных задач. Для родителей проводятся родительские собрания, беседы, консультации, согласно опросу и анкетированию родители удовлетворены уровнем качеством образовательного процесса, они ценят, что в работе с детьми мы учитываем индивидуальные способности и интересы детей, приветствуем их активное участие в жизни группы и детского сада. Формирую привычку у детей к здоровому образу жизни. Использую закаливающие процедуры: «дорожки здоровья», физические упражнения после сна, воздушные и солнечные ванны, а так же дыхательную гимнастику, динамические паузы.

Постоянно работаю над оснащением предметно – развивающей среды. В зависимости от годовых задач детского сада в нашей группе оформляются или обновляются различные центры. Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического обмена. Пытаюсь обеспечить потребность детей участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также побыть одному, для этой цели есть так называемый «уголок уединения». Постоянно тематика игр меняется.

Считаю, что, детский сад, а конкретно группа, должны предоставлять детям возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Для успешного решения поставленных задач в группе создана комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы. Созданы условия для охраны и укрепления здоровья и физического развития детей. Психологическая атмосфера в нашем ДОУ здоровая, сложился коллектив единомышленников, работают люди творческие, у которых многому можно научиться. Старшие коллеги являются для меня наставниками.

Для педагогов ДОУ проводила открытые занятия:

Конспект «Гимнастика после сна» - 2 младшая группа « Колокольчик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе « Волшебница вода»

Участвовала в конкурсах:

- « Сенсорная дидактическая игрушка» - 2013г

- « Пасхальное яичко»- 2013г

Выставка детских рисунков « Солнышко и одуванчик»- 2013г

- « Осень золотая»- поделки из природного материала.

- « Чудо овощ» - ярмарка с участием родителей.

- «Лучшее полезное меню»

- «Новогодняя открытка» и другие.

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.

Анна Карташова
Самоанализ деятельности воспитателя для аттестации

Мой самоанализ для аттестации , которая была 3 года назад.

Мой педагогический стаж сравнительно не большой. Всего 2 года назад я переступила порог дошкольного учреждения, ощутив себя как дома. Это дом где я расту и делаю первые шаги в роли воспитателя . Здесь я поняла, что дети – наше будущее и относиться к ним надо с большой любовью и уважением, только тогда возможен позитивный результат в их воспитании и развитии .

МДОУ работает по программе развития на 2008-1012 гг., которая предполагает реализацию концептуальных положений посредством полноценного использования в образовательном процессе арсенала всех средств и возможностей ДОУ для формирования социального опыта вхождения ребёнка в социум адаптации и активного действия. Я являюсь непосредственным участником реализации данной программы, цель которой : обеспечение полноценного развития личности каждого ребёнка в процессе организации их социального опыта через позитивное воздействие педагогов и родителей.

Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития дошкольников .

Цель моей работы – обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

Основные задачи :

Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитую личность.

Создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности .

Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей как важного фактора успешной жизнедеятельности ребёнка .

Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей .

Использовать в работе инновационные программы и методики.

Весь свой небольшой педагогический стаж я проработала с детьми раннего дошкольного возраста, которые только переступили порог детского сада и для которых жизнь по режиму в новинку. Поэтому приоритетным направлением в моей работе было помочь детям как можно легче пройти адаптационный период в детском саду. Отрыв от дома и близких, встреча с незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение , лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Необходимо понять, выяснить причины различий адаптации каждого ребёнка, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка» , чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволила бы формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками и положительное отношение к детскому саду. Учитывая все это, в нашем МДОУ была разработана система по профилактике дезадаптации. На первом этапе – работа с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания «АРТМалыш» . Ещё задолго до поступления в детский сад малыши адаптируются к условиям дошкольного учреждения, что способствует повышению общего развития детей, снижению заболеваемости первых месяцев посещения детского сада, тесному сотрудничеству с родителями.

На втором этапе работа ведется, когда дети уже посещают детский садик. Взаимодействие с педагогом-психологом здесь заключается не только в поиске оптимальных средств налаживания эмоционального контакта с каждым ребёнком, но и в разработке предметно-пространственной развивающей среды.

Для этого были учтены следующие основные характеристики детского сообщества :

возрастной состав;

психологическая характеристика группы;

количественное соотношение мальчиков и девочек;

социальные условия жизни в семьях и типы семей.

Ведение карт нервно-психологического развития и адаптационных листов детей позволило увидеть, что большинство легко прошли адаптационный период, а случаев дезадаптации нет.

Так же, достичь таких результатов детям помогла, созданная в группе предметно-развивающая среда. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе организованны зоны для разных видов активности : двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для подгрупповых и индивидуальных занятий. Именно интересам и потребностям детей соответствует среда, в которой они находятся в течение дня.

Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.

Предметно-развивающая среда включает :

Дидактические игры, которые подразделяются на три основных вида : игры с предметами, настольно-печатные, словесные;

Уголок конструирования (мелкий и крупный строительный материал) ;

Зона сюжетно-ролевых игр;

Уголок книги;

Спортивный уголок;

Уголок ряженья;

Уголок фантазии (творчество по рисованию, лепке) ;

Театральный уголок;

Уголок природы;

Зона релаксации.

В оформлении внутреннего убранства группы были использованы желтый, голубой и зеленый цвета как наиболее «близкие» восприятию ребенка данного возраста. Именно такое сочетание определило цветовую гамму стен, мебели и аксессуаров. Используются светлые теплые тона, с выделением зон для игр. Положительные эмоции у детей вызывает ниша, дизайн которой продумывается до мелочей. В ней «растет» пальма, на которой уютно расположилась обезьянка. Для дыхательных упражнений «тянутся» лианы, а на цветных ленточках висят шарики. В делении зон так же учитывался гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Работая в этом направлении, используя различную литературу, мною были разработаны методические рекомендации для педагогов по созданию предметно-развивающей среды в группах для детей младшего дошкольного возраста.

В решении задач адаптации игре отвожу важнейшую роль, как основному виду детской деятельности . Игра необходима на всех этапах развития. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств в игре реализуются потребности воздействия на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при этом происходит естественно и успешно. Поэтому мною были подобраны игры для адаптационного периода, с учетом возрастных особенностей детей, таких как : «Иди ко мне» , «Прячем мишку» , «Хоровод с куклой» , «Позови» и др.

Дидактические игры и упражнения выстраивала с систему последовательно повторяющихся и постепенно усложняющихся задач. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к деятельности , творческих способностей.

Для реализации поставленной цели и задач, я использую комплексную программу воспитания и обучения под . ред. М. А. Васильевой, парциальные программы Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» , методические пособия : М. Г. Борисенко «Наши пальчики играют» , и др.

В своей работе применяю разнообразные виды детской деятельности : игровую, учебную, художественно-эстетическую, двигательную, элементарно-трудовую. Использую технологию личностно-ориентированного воспитания и деятельностный подход , что также помогает значительно улучшить уровень развития детей, так как вся работа вне занятий строится на личностном развитии ребёнка, его способностях, проблемах, интересах.

Организуя образовательный процесс с детьми раннего возраста, обращаюсь в первую очередь к эмоциям и чувствам детей. Это такой этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформировать в виде восторженного возгласа «Как много вокруг для меня интересного!» .

Чтобы вызвать у детей любознательность, стремление узнать новое, вношу элементы занимательности, использую положительную предвосхищающую оценку, сюрпризные моменты.

Занятия провожу в виде : дидактических игр, бесед и слушаний, чтения и драматизации, сидя и лёжа на ковре.

Смена форм и видов деятельности помогает детям стать раскованнее, увереннее и самостоятельнее .

Особенно это проявляется при работе с пластилином и красками, где часто применяются нетрадиционные техники, такие как : рисование пальчиками, ладошками, использование природного материала в лепке, смятой бумаги в аппликации.

Используемые технологии и приемы соотносятся с потребностями детей данного возраста, т. к. дети маленькие, эмоциональные, поэтому первое место на занятиях занимает наглядность, выразительность, желание педагога дать детям знания, объяснить что-то новое, непонятное.

Организация образовательного процесса обуславливается характером, социальной ситуацией развития, то есть становлением предметной деятельности , которая осуществляется совместно с воспитателем .

Поэтому самое главное – это научить детей разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным. Например, правильно держать ложку, пользоваться чашкой, застегивать сандалии. Для этого я не только показываю, какой либо предмет, но и объясняю, как им пользоваться и при каких условиях, являясь при этом образцом.

Всю работу с детьми строю с учётом данных психолого-педагогической диагностики. На её основе определяю зону ближайшего развития детей. Диагностику провожу два раза в год с целью фиксации достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Результаты использую для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. В начале года выявляю уровень развития детей и планирую содержание своей деятельности . В конце года сравниваю полученный и желаемый результат. Выборочная диагностика отстающих детей в середине года позволяет внести коррективы в план работы.

Результаты диагностики помогают мне оценить уровень сформированности у воспитанников социальной , коммуникативной, деятельностной и культурно-гигиенических компетенций.

Учитывая возраст детей, основными методами оценки, по которым ведется диагностирование, являются беседы, наблюдения и игровые упражнения.

По итогам сравнения видно, что результаты первого года работы значительно ниже. На это влияло отсутствие опыта работы с детьми раннего возраста, недостаток методической литературы на группе, отсутствие системы в планировании работы. Работая над этими проблемами, в группе были созданы календарно-тематические планы по всем разделам программы, использовалось блочное планирование, в котором одна тема рассматривается на всех занятиях в течение недели. Подобран и систематизирован дидактический материал (приложения к перспективным планам) . Этот материал помогает мне развивать и совершенствовать те или иные навыки детей. Его использую на занятиях и в индивидуальной работе. Как и любой другой вид деятельности с детьми , индивидуальная работа требует рационального использования рабочего времени, необходимо продумывать все до мелочей. В группе находятся дети разного уровня развития, поэтому с теми, кто «слаб» , у кого ниже уровень развития прорабатываю тему занятий заранее. А «сильным» по уровню детям даю дополнительные задания в нерегламентированной деятельности .

Мониторинг оценки состояния здоровья воспитанников показал , что много детей с ослабленным здоровьем, есть дети с III группой здоровья, часто болеющие дети. Неправильный образ жизни взрослых, несбалансированное питание дома, малоподвижный образ жизни (долгое сидение у телевизора, компьютера, наследственность, ухудшение материального благополучия в семье, некачественные продукты - все это отрицательно повлияло на здоровье детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей для меня стала одной из самых важных. Создание здоровьесберегающей среды в группе, оптимальное использование двигательного режима, профилактические процедуры (фитотерапия, гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения, массажные коврики, солнечные ванны, пальчиковые игры, смена динамичных и статичных видов деятельности , релаксационные паузы. Здесь также активно применялся фольклор. Детям помогали расслабиться прибаутки : «Киска, киска» ; «Ладушки, ладушки» ; «Пальчик-мальчик» , «Ножки, ножки» и др.

Чтение потешек и прибауток всегда способствует созданию благоприятной обстановки, это вызывает радость у детей и в их глазах появляется неподдельный интерес к происходящему.

Ко всем детям отношусь с любовью, доброжелательностью и уважением. Ни один детский вопрос не остаётся без внимания. Дети чувствуют заботу о себе, они также знают, что воспитатель всегда придет им на помощь. В своей работе стремлюсь правильно понять ребенка, его мысли, переживания, настроение. Возможно, ему скучно (тогда это просьба об общении, а может он не знает, как играть в ту или иную игру (тогда это просьба о помощи, а может он хочет привлечь к себе внимание, побыть с ним – в этом случае это просьба о любви.

Обращаю внимание на конфликты между детьми, обсуждаю и решаю их при индивидуальных беседах или с глазу на глаз, стараясь найти компромиссы. 2-3 летние дети не могут управлять своими эмоциями и чувствами, поэтому высок уровень конфликтности в этом возрасте, но они легко отвлекаются от негатива, применяю приемы отвлечения ребёнка. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе сверстников наиболее существенное условие, обеспечивающее возможность его полноценного развития в условиях детского сада. Принятие, одобрение другими детьми открывают ребёнку возможность самовыражения , проявления индивидуальности, самоутверждения . Стараюсь своим эмоциональным настроем вдохновить детей на ту или иную деятельность . Улыбкой и добрым словом побуждаю детей к сотрудничеству. Использую разнообразные контакты, сближающие детей между собой. Предоставляю достаточно времени для самостоятельной деятельности , которая побуждает к поиску, открытиям, интересным решениям, если что-то не получается, всегда готова вместе с ребёнком найти причины неудачи, вселить в него уверенность.

Все это создаёт положительный микроклимат, в котором легко и плодотворно проходит день в детском саду.

Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. При выборе взаимодействия с родителями учитываю тип семьи, стиль семейных взаимоотношений. Социальный паспорт группы, показал, что родительский коллектив достаточно разнородный : с разными материальными возможностями, с разными взглядами на жизнь, с разным отношением к детскому салу. Поэтому приходится заниматься педагогическим «воспитанием » родителей, приглашать их к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству.

Моя задача заинтересовать родителей в совместной работе, оптимизировать её. Процесс полного принятия наших позиций со стороны родителей достаточно болезненный и долгий. Даю возможность по-другому взглянуть на мир ребёнка, процесс его развития.

Для решения возникающих проблем, работа с родителями осуществляется с использованием следующих форм :

родительские собрания;

печатный материал для чтения;

совместные творческие дела.

Считаю, что проводимая работа даст в дальнейшем положительный результат и новые приемы сотрудничества с родителями позволят сформировать понимание того, что родители являются первыми педагогами детей.

Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-пофессиоиальном росте. Всегда готова воспринимать новое . Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Внедряю новые инновационные технологии, следую принципу : «Помоги, но не навреди» . Не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться , повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах, прошла курсы по повышению квалификации при ТОИПКРО.

Использование компьютерных средств активно входит в педагогический процесс ДОУ. В своей работе использую следующие программы : Microsoft Office 2003-2007 (Word -текстовый редактор) ; Excel - редактор таблиц; Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Office Publisher –для создания буклетов и информационных листов; Internet Explorer. Прошла обучение по программе в качестве слушателя программы Intel «Обучение для будущего» .

Оценку деятельности своей работы я , прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.

Очень рада, что большинство детей легко проходят период адаптации и с удовольствием утром бегут в детский сад, а вечером с неохотой покидают группу.

В настоящее время меня не покидает идея совершенствование всего педагогического процесса на основе восприятия ребёнка как субъекта деятельности , интересов потребностей, предоставление ему возможностей для реализации его законного требования, высказанного ещё в трёхлетнем возрасте : «Я сам!»

Моя перспективная цель - это создать условия для развития индивидуальности.

Данный материал может быть полезен воспитателям младших групп в целях ознакомления и сравнения со своими методами и формами воспитания, в статье проанализированы различные направления дошкольного образования.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя

Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом образования Республики Казахстан, который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, и овладению детьми ключевыми компетентностями в условиях детского сада.

Важная роль в основе моей деятельности, так же как и в программе воспитания и обучения детей от 1-3 лет «Алғашқы қадам», отводится индивидуализации воспитательно - образовательного процесса и отдельно каждого ребёнка, формирование нравственных качеств личности, развитию игровой и двигательной деятельности, как основных видов деятельности в данном возрасте. Воспитательно - образовательный процесс организуется с учётом интересов ребенка, его потребностей и традиций казахского народа.

Перспективное планирование осуществляется в соответствии с программой воспитания и обучения детей от 1-3лет«Алғашқы қадам» и при дополнительном использовании программы «Балбөбек». Программа воспитания и обучения детей от 1-3 лет «Алғашқы қадам» способствует активному применению на практике интегрированных и комплексных занятий. В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы.

Систематически использую в своей работе элементы технологии Марии Монтессори, методику Б.П. Зайцева, Г. Домана. Таким образом, для создания в группе развивающей среды по развивающим методикам данных педагогов были изготовлены следующие дидактические игры: «Подбери крышечки», «Убираемся», «Покорми прищепку», «Яркий лоскуток (Найди пару)», «Покормим ёжика», «Волшебный мешочек», «Шершавые буквы и цифры», «Шнуровка» и многие другие.

Постоянно работаю над оснащением предметно - развивающей среды. В зависимости от годовых задач детского сада в нашей группе оформляются или обновляются различные центры. В Республике Казахстан в последние годы повышенное внимание уделяется правовому воспитанию подрастающего поколения, поэтому в этом учебном году велась активная работа по правовому всеобучу детей, родителей и педагогов. Кроме того, в нашей группе «Малышок» был изготовлен уголок «Мои права», а для родителей был изготовлен уголок «Ребенок имеет право..» и подобраны консультации «О наказании детей». В настоящее время большое внимание уделяю сенсорному развитию ребенка, то есть формированию у него сенсорных эталонов. Большую роль в реализации данной задачи играет использование методической литературы А. Янушко, игровые упражнения Марии Монтессори.

Также мною ведется работа по развитию тонкой и мелкой моторики рук. Особенно детям нравится играть с игровыми пособиями такого типа, как «Пуговички», «Перебери фасоль», «Мозаика», «Зашнуруй ботинок», «Вкладыши»

Изучаю периодическую литературу - журналы «Дошкольное обучение в Казахстане», «Ребенок в детском саду», «Мектепке деінгі тәрбиелеу», «Мектепалды даярлық», газету Учебно-методического центра развития образования Карагандинской области «Ізденіс».

С целью самообразования постоянно изучаю новинки методических пособий, литературу по педагогике и психологии, знакомлюсь с материалами и документами в СМИ сайтов для дошкольных работников, принимаю активное участие в обсуждении и публикации собственных материалов. Так, в 2010 году в сборнике «Современные проблемы подготовки специалистов для системы образования» напечатала статью «Формирование экологических знаний у старших дошкольников», в 2013 году в сборнике «Национально - региональный компонент в дошкольном образовании» была опубликована статья «Здоровье нации - залог нашего успешного будущего», на сайте Педагог. кz разместила статью «Творческий отчет воспитателя младшей группы», являюсь участником форума для педагогов Казахстана - форум in - ku. Посещала курсы повышения квалификации в ИПК на тему: «Совершенствование профессионально-педагогической компетентности педагога дошкольной организации в условиях структурной и технологической модернизации образования». В 2012 году прошла курсы по Самопознанию и курсы для воспитателя при РайОНО.

Веду работу по самообразованию на тему «Использование песочной терапии в детском саду». По данному материалу собрала много полезной и нужной информации для воспитателя - конспекты занятий, игры, теоретические основы по теме. Для обобщения опыта по теме самообразования для администрации и педагогов детского сада подготовила презентации «Картотека игр с песком с детьми младшего дошкольного возраста» и «Итоговый отчет по применению песочной терапии с детьми дошкольного возраста».

Для оценки усвоения детьми знаний и умений трижды в год проводится мониторинг качества усвоения знаний дошкольниками. Сравнительный анализ данных мониторинга за последние три года свидетельствует о том, что в первой младшей группе проводится систематическая работа по вооружению детей знаниями, умениями и навыками. Для более качественного обследования дошкольников подобран красочный иллюстрированный материал в соответствии с предложенными индикаторами.

Для более продуктивной деятельности веду совместную активную деятельность по воспитанию и развитию детей со вторым воспитателем, педагогами детского сада и родителями детей.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Приветствую всех, кого интересуют педагогические вопросы! Ваша Сухих Татьяна продолжает информировать вас о тонкостях работы в детском саду и не только. Сегодня разберем на составляющие самоанализ воспитателя: что собой представляет, и как правильно составить сей документ.

Интересно, что я уже писала о самоанализе психолога, логопеда, некоторых уроков в начальной школе, а вот рассказать о самооценке собственной деятельности забыла. Сегодня исправлю это досадное упущение с моей стороны. Надеюсь, откликнутся мои коллеги-воспитатели и поделятся опытом, как они пишут подобные документы.

Не скажу, что сейчас стало больше писанины в садике, чем было еще 10 лет назад, но появились новые требования и новые виды обязательной документации. Кто из вас любит писать отчеты, планы и прочее? Думаю, немногие. Чтобы облегчить себе и коллегам жизнь, я решила подробно рассказать, что нужно учитывать при составлении самоанализа воспитателя детского сада.

Так, начну с полезных, на мой взгляд, методических материалов, которые лучше купить в печатном виде, чтобы держать всегда под рукой на рабочем месте.

Замечательный Интернет-магазин «УчМаг» порадовал меня отличным предложением: можно принять участие в офлайн-семинаре «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ» – за символическую цену вы получите в пользование интересную информацию, а также сможете задать вопросы профессионалам в любое время и получить исчерпывающие ответы.

На книжную полочку можно поставить пособие «Портфолио воспитателя» – это сборник рекомендаций, документов, материалов, которые должны наполнять папку профессиональных достижений педагога, в том числе – советы по составлению самоанализа по ФГОС.

Также вам пригодится словарь-справочник воспитателя – здесь есть толкование всех ключевых терминов и понятий, касающихся деятельности педагога.

Кроме того, наша деятельность подразумевает постоянную отчетность, для чего необходим Журнал воспитателя группы ДОУ .

Если у вас есть возможность на работе пользоваться компьютером или планшетом, советую купить программу «Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО. Диагностический журнал» . Эта программа будет полезна не только каждому отдельному воспитателю детсада, но и руководителю, который сможет провести анализ профессионализма коллектива в целом и подкорректировать какие-то недоработки.

Зачем нужен самоанализ педагогу-дошкольнику?

Этот документ – вроде удостоверения личности воспитателя. По самоанализу можно оценить профессионализм педагога, умение видеть, анализировать собственные плюсы и минусы как специалиста, а также – планировать дальнейший рост своего мастерства.



Согласно новым требованиям, на аттестацию обязательно нужно представить свое портфолио, в котором есть и самоанализ педагогической деятельности на протяжении периода между аттестациями. Особенно трудно писать этот документ в первый раз, когда ожидается аттестация на первую категорию.

Чтобы облегчить себе задачу, постарайтесь просто ответить на несколько важных вопросов:

  • Что представляет собой коллектив детей, с которыми я работаю? Здесь можно написать о количестве воспитанников, их возрасте, есть ли новые дети, какая общая атмосфера в группе и т.п.
  • Какие цели и задачи я ставлю перед собой как воспитатель, что планирую сделать за год? Перечисляются общие цели: создание благоприятной обстановки для всестороннего развития каждого ребенка, формирование творческих способностей. Также обеспечение здоровья, физического развития, психического и эмоционального благополучия.
  • Если у вас есть конкретная проблема в группе, то нужно о ней написать. Например, коллектив не принял нового ребенка или новый ребенок не может адаптироваться в коллектив. Что вы планировали делать с проблемой?
  • В каких условиях вы работаете? Нужно охарактеризовать материально-техническую базу, методические материалы, учебные пособия и т.п. Какие материалы были разработаны вами лично, что приобретено в группу?
  • Какие темы вы изучили на курсах повышения квалификации? Расскажите, где и чему вы обучились.
  • Расскажите, как вы понимаете суть учебно-воспитательного процесса, который вы организуете. Здесь можно пуститься в размышления о смысле вашей работы вообще и по конкретным задачам в частности.
  • Как вы контролируете результаты своей деятельности? Здесь опишите диагностики, тестирования и т.п. Можно предоставить образец анкеты или диагностики, если вы разработали его сами.
  • Какие мероприятия вы провели с воспитанниками и их родителями? Какие цели вы ставили и достигли ли вы намеченных результатов? Если у вас есть самоанализ по конкретному занятию, можно использовать как вставку.
  • Какие проблемы предстали перед вами в анализируемый период? Это может быть недопонимание с родителями, конфликтные ситуации между детьми, возможно – трения с коллегами или плохая материально-техническая база группы.
  • Как вы решили проблемы? Здесь нужно конкретно описать пути разрешения конфликтов и других проблемных ситуаций.
  • Как называется ваша тема по самообразованию? Что вы сделали по самообразованию за истекший период?

Как закончить самоанализ?

В завершение самоанализа уместно рассказать о своих наградах – грамоты, дипломы, благодарности и плавно перейти к обобщению вышесказанного. Если вы претендуете на высшую категорию, хорошо бы представить план по повышению собственного профессионализма на будущий аттестационный период.



Также перечислите свои недостатки и достоинства как специалиста и личности и расскажите, как работаете над собой. Возможно, есть конкретные препятствия для вашего профессионального роста, можно их указать.

Если сказать одним предложением о сути самоанализа, то можно так: вы должны описать свою целенаправленную работу с детьми, родителями, взаимодействие с коллегами и свою роль в микросоциуме (детском саду).

Вообще самоанализ пишется в свободной форме, нет строгих канонов. Но ключевые моменты, которые указаны выше, должны присутствовать обязательно, чтобы вы могли рассчитывать на положительную оценку вашей деятельности комиссией.

Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте, я обязательно отвечу подробно!

Покажите мою статью своим друзьям, если среди них есть воспитатели, просто кликните по иконкам соцсетей. Также подписывайтесь на новые материалы, постараюсь сделать свой блог интересным для всех!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Самоанализ

педагогической деятельности

за 2015-2016 учебный год

воспитателя МКОУ «Прогимназия№66/1»

Азиковой Асият Султановны

Воспитательно-образовательный процесс в старшей группе «Ромашка» МКОУ «Прогимназия 66/1» осуществлялся в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Свою профессиональную деятельность полностью согласую с целями деятельности образовательного учреждения: «Продолжение работы по сохранению, укреплению здоровья, развитию каждого воспитанника в соответствии с его возможностями и потребностями на основе активизации рефлексивной позиции всех участников образовательного процесса».

Основные нормативные документы,

определяющие правовое содержание работы

с детьми и их родителями:

Международные документы, касающиеся прав детей.

    Декларация прав ребенка.

    Конвенция ООН о правах ребенка.

    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Законодательные акты.

    Семейный кодекс РФ.

    Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

    Закон «Об образовании РФ »

    Закон «Об образовании КБР»

Нормативные документы в области дошкольного образовательного учреждения:

    Устав Муниципального казённого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №66/1 г. о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики».

    Договор между образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155)

Списочный состав группы – 21 человека, в возрасте 5-6 лет, из них девочек 9, 12 мальчиков.

Основной целью моей профессиональной деятельности является создание условий для полноценного развития, укрепления и сохранения здоровья детей, развитию мелкой моторики, что способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранение психического и физического развития ребенка.

Благодаря выстроенной модели физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий в прогимназии в целом, диагностика развития детей старшей группы «Ромашка» за 2015-2016 учебный год показала:

Физкультурно-оздоровительная работа.

В группе созданы условия для охраны и укрепления здоровья и физического развития детей. Использованы различные формы и методы для осуществления физкультурно-оздоровительной работы:

    Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

    Закаливающие мероприятия.

    Общеукрепляющие мероприятия.

    Работа с родителями.

В группе есть спортивный уголок, где находится спортивный инвентарь; уголок гигиены и здоровья с дидактическими играми для проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Группы здоровья на 2015-2016 уч. г.

Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.

В процессе диагностики использую метод наблюдения, игры, беседы, доступные возрасту детей.

Таким образом, проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где дети проводят большую часть своего времени, соблюдение режима сна, бодрствования, занятия на прогулке способствует укреплению здоровья ребенка. Является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Целью моей работы также стала работа по познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно- исследовательская деятельность осуществляется в разных формах:

    Познавательное занятие или часть занятия;

    Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);

    Наблюдение, труд в уголке и на участке;

    Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);

    Развлечения.

В группе создан познавательно-исследовательский уголок, в котором собраны необходимые материалы и оборудование:

Банки, бутылки, крышки; весы, воронки, галька, глобус, гравий, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневник наблюдений за посадками овса, лука, чеснока; иллюстративный материал; календари погоды и природы; карта мира; картотека опытов; клеенчатые фартуки; коллекция ракушек; коллекция семян; коллекция крупы; ложки; лупа, магниты, мелкие игрушки («киндер-сюрприз», мерные чашки, стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы; мыло, настольно-печатная игра «Большой детский атлас»; палочки, бруски, дощечки; песочные часы, пипетки, природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа яиц; совки, соломинки, трубочки, соль, сахар и т. д.

Анализ познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Ромашка» показал, что

    45% детей владеют необходимым уровнем навыков и умений;

    35% - частично владеют необходимым уровнем навыков и умений;

    20% - не владеют необходимыми навыками.

Анализ анкетирования родителей по использованию опытов с целью развития познавательной активности детей, показал:

47% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.

35% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.

18% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.

Из этого следует, что дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности

Так как свою актуальность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовали в игре, то в первую очередь были созданы все условия для развития игровой деятельности.

Для мальчиков организовала сюжетно-ролевые игры, которые решают не только познавательные задачи, но и развивают ручную умелость.

    “Мастерская конструктора;

    “Автосервис”

Также были созданы сюжетно-ролевые игры для девочек:

    “Ателье мод”

    “Медицинский центр”

    “Салон красоты ” и т. д.

В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, оборудованы специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для развития этой задачи (игры дидактические, “Выложи узор” (из камешков), “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы” и многое другое). Содержание этих полочек меняется, цели и задачи игр усложняются.

Развивающую среду группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей “Театр пальчиков”, “Театр рукавичек”, здесь требуются умелые руки и произносить монологи.

Использование трафаретов решает еще ряд задач. Это развитие мелкой моторики, автоматизация поставленных звуков и закрепление изучаемых звуков. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Работа с трафаретами увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомляемости. Трафареты использую для штриховки и для закрашивания цветными карандашами. При выполнении штриховки ставлю следующие задачи:

    подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);

    развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

Анализ выполнения программы за 2015-2016 учебный год показывает следующие результаты:

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

Анализ данных показывает, что низкий уровень ОО «Здоровье» повысился на 5%, высокий уровень также повысился на 5%. Этому предшествовало создание оптимальных условий по реализации ОО «Здоровье»:

    Индивидуальная работа c детьми.

    Индивидуальные беседы и консультации с родителями воспитанников.

    Эффективное использование дидактических и развивающих игр.

Дети научились быстро одеваться, имеют навыки опрятности, самостоятельно чистят зубы, владеют простейшими навыками поведения во время еды, знают о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, имеют первоначальные представления о составляющих здорового образа жизни.

Социально-коммуникативное развитие:

«Безопасность»

Анализ результатов показал, что высокий уровень развития детей повысился на 10%, а низкий уровень снизился на 10%.

Дети, имеющие высокий и средний уровень развития в достаточной мере для своего возраста освоили опыт безопасного поведения в окружающем мире, рассказывают о том, как нужно вести себя на улице, на природе, в транспорте, в детском саду, но вот не всегда соблюдают эти правила. Дети знают элементарные правила дорожного движения, но знаки дорожного движения знают не все - называют светофор и «зебру».

Дети, имеющие низкий уровень, различают и называют специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), но их значение объясняют с помощью дополнительных вопросов, знаки, кроме светофора, никаких больше не называют, они не соблюдают элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Перспектива:

1. Пополнить моделями и схемами уголки по ОБЖ.

2. Разработать систему работы с родителями по данному направлению.

«Социализация»

Дети с высоким уровнем 4(19%) овладения необходимыми знаниями и умениями по данной образовательной области могут договариваться с партнерами: во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры, объясняют правила игры сверстникам, имеют в творческом опыте несколько ролей, сыгранных спектаклях в детском саду. Умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки). Являются инициаторами в игре, часто являются организаторами игры.

Средний уровень имеют 15 детей, что составляет 72%. Это дети, которые могут принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя, но в дидактических играх не могут оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдает правила игры, проигрыш воспринимают с раздражением, иногда даже агрессивно.

2 ребенка имеют низкий уровень, что составляет 9 % - это прежде всего воспитанники, имеющие третью группу здоровья, часто болеющие дети, допускают множество пропусков. Дети этой группы импульсивны, часто вступают в конфликты с детьми. У них недостаточно развито умение самостоятельно контактировать со сверстниками, не принимают участие в коллективных делах, играют в основном по одному, не могут развернуть сюжет игры. Это говорит о недостаточной сформированности деятельностного компонента.

«Труд»

Анализ результатов показал, что высокий уровень развития детей повысился к концу учебного года на 14%, Средний уровень снизился на 9%, а низкий уровень также снизился на 5 %. Это говорит о положительной динамике по усвоению программного материала детьми.

Дети умеют самостоятельно и быстро одеваться, раздеваться, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью, выполняют обязанности дежурных по столовой, поручения по уходу за растениями в уголке природы, правильно сервирует стол, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.

Однако, еще недостаточно используется применение проектов по данному направлению.

Пути решения :

1. Ввести в старшем возрасте еженедельную работу над творческими проектами.

Познавательное развитие.

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»,

«Познавательно-исследовательская деятельность»,

«Формирование элементарных математических представлений», «Конструирование»

Сравнительный анализ показал, что в образовательной области «Познание» дети показали высокие результаты: Высокий уровень повысился на 8%, средний снизился на 8%, а низкий остался на том же уровне. Таким образом, прослеживается положительная динамика в образовательной области «Познание»

Однако выявлен и ряд проблем:

    Отсутствие устойчивой положительной динамики результативности совместной работы педагогов с детьми по математическому развитию.

    Индивидуальная работа с детьми ослаблена.

Причина : Недостаточное дидактическое обеспечение.

Частое отсутствие детей по болезни.

Пути решения:

1. Пополнить предметно развивающую среду играми и пособиями, направленными на формирование умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

2 . Усиление индивидуальную работу с часто болеющими детьми.

Речевое развитие:

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

Анализ показал, что в образовательной области «Коммуникация» высокий уровень достиг 19%, средний понизился на 5%, низкий снизился до 9%. Таким образом, в образовательной обрасти «Коммуникация» прослеживается положительная динамика.

Дети, имеющие высокий и средний уровни овладения умениями и навыками в данной области проявляют интерес к речевому общению. Аргументируют суждения и пользуются формой речи – доказательства с помощью взрослого. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывают небольшие литературные произведения.

Но в тоже время с трудом подбирают к существительному несколько прилагательных, испытывают затруднения и в замене слова другим словом со сходным значением. У данных детей недостаточно развит фонематический слух.

Дети, имеющие низкий уровень, испытывают серьёзные затруднения по всем проверяемым параметрам. Прежде всего, это связано с их индивидуальными особенностями, с частыми пропусками посещения прогимназии.

Перспективы:

В 2016-2017 учебном году планируется следующая работа:

    индивидуальные занятия по речевым заданиям;

    проведение дидактических, словесных игр;

    чтение художественной литературы;

    проведение бесед и консультаций с родителями по данной образовательной области.

«Чтение художественной литературы»

Анализ результатов показал, что высокий уровень развития детей повысился на 19%, средний снизился до 14%, а низкий снизился до 5%.

К концу 2015-2016 учебного года дети, имеющие высокий и средний уровень овладения умениями и навыками в данной образовательной области проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений. Верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания и чувства.

Дети, имеющие низкий уровень, любят слушать художественные произведения, особенно сказки, но дать оценку поступкам героев не могут, отвечают на вопросы односложно. Запоминают стихи, сказки очень тяжело.

Образовательная область «Художественное творчество».

По результатам диагностики можно заметить, что низкий уровень развития снизился на 5%, а высокий уровень поднялся на 5 %. Это говорит о том, что в группе созданы условия для развития творческих способностей не только в НОД, а и в свободной деятельности детей.

Дети овладели техническими навыками в разных видах изобразительной деятельности.

Проблемы:

1. Отсутствие устойчивой положительной динамики в закреплении полученных изобразительных навыков детьми в самостоятельной деятельности.

2. Недостаточно высокий уровень работ для представления на выставки.

3. Ослабление работы в части проведения коллективных творческих работ.

Пути решения:

1. Внедрить в работу комплексно – тематическое планирование в соответствии с ФГОС ДО.

2. Участие в конкурсах и выставках творческих работ в прогимназии, на муниципальном и российском уровнях.

3. Привлечение родителей к творческой деятельности детей и их участие в конкурсах разного уровня.

Главным результатом своей деятельности считаю:

    Создание в группе атмосферы психологической комфортности, творчества, сотрудничества детей и взрослых для успешного, всестороннего развития каждого ребенка.

    Для детей созданы необходимые условия для того, чтобы вызвать положительное отношение к себе, детскому саду.

    В своей работе осуществляю индивидуально-дифференцированный подход к детям, стараюсь сделать каждый день моих воспитанников интересным и познавательным, создаю благоприятный эмоционально- психологический климат в группе.

В работе с родителями использую различные формы работы: как индивидуальные, так и коллективные:

  • консультации,

    выполнение индивидуальных поручений,

    родительские собрания («ФГОС- цели, задачи, требования», «Здоровый ребёнок- счастливая семья», «Воспитательно- образовательный процесс в старшей группе «День в детском саду»)

    беседы и консультации специалистов, совместный поиск решения проблемы,

    анкетирование родителей, которое помогает понять и принять проблемы родителей, связанные с воспитанием детей.

    в родительском уголке помещаю необходимую и интересную для родителей информацию, рекомендации, советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил развития речи и оздоровления детей

    Совместные праздники и развлечения;

    «Телефон доверия»;

    Выставки детских и совместных с родителями работ;

    Участие родителей в проектах,

    конкурсах

    Всероссийский конкурс

    Совместное создание предметно-развивающей среды.

    Родительские клубы: «Здоровье», «Семья», «Щэнгъэсэ».

Опыт работы показал, что позиция родителей и воспитателя стала более гибкой. Такие семьи как «»»»»»»» принимают активную позицию в вопросах воспитания детей, интересуются возрастными особенностями данного возраста и результатами обучения и воспитания детей к концу учебного года.

Однако, существуют проблемы, которые выделяют сами родители:

    Недостаточное количество времени;

    Загруженность на работе;

    Некомпетентность в вопросах воспитания.

Эти проблемы планирую решать в 2016-2017учебном году.

Совершенствование профессионального мастерства в условиях модернизации дошкольного образования стало необходимостью и насущной потребностью.

В Феврале 2015 г. прошла переподготовку в ИПК и ПРО КБГУ «Воспитатель дошкольного образования».

Совершенствование профессионального мастерства считаю одной из главнейших задач личностного роста и развития. Поэтому участвую во всех мероприятиях способствующих развитию творческого потенциала, повышению активности и инициативы в работе это:

    семинары,

    семинары – практикумы,

    коллективные просмотры педагогического процесса в рамках предметных недель (открытый просмотр НОД для педагогов прогимназии по образовательной области «Речевое развитие»