Фольклорные праздники в детском саду. Православные и Церковные праздники русского народа, отмечаемые и почитаемые в России

Народные праздники, Православные праздники, Христианские праздники, Церковные праздники - праздники русского народа, связанные с широко распространёнными народными традициями их проведения и обычаями русского народа.

Как правило, народно-православные праздники сопровождаются весёлыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками и смотринами невест. Но есть и такие дни, где веселью нет места - это дни почитания усопших родных и близких людей, а также праздники, где почитались духи и божества.

Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к этому времени владела не только значительным сельскохозяйственным опытом, знанием закономерностей природы и человеческой жизни, но и достаточно представительным пантеоном языческих богов, системой обрядов, верований, устного народного творчества.
Борясь с прежними верованиями, христианство невольно сохраняло в своих обрядах отблеск языческой старины. Многие христианские праздники, очевидно, не случайно совпадают с языческими. Так, Рождество естественно для многих слилось с чествованием языческого божества торжеств и мира Коляды. И никого нынче не удивляет, что в рождественскую ночь по домам ходят ряженые дети и молодежь и колядуют – желают хозяевам счастья и добра, получают гостинцы.
Многие христианские обряды напрямую исходят из стародавних славянских праздников. Славянские и земледельческие праздники составляли основную пору отдыха после обременительного труда. Все эти праздники были основаны на верованиях и нравах наших предков и многие праздники отмечаются и поныне. И даже самый светлый праздник Пасхи вобрал в себя языческую Радуницу – день памяти по умершим, когда ушедших родных и близких поминают едой, что не принято в христианстве.
Немногим известно ныне, что в старину наши предки отмечали Новый Год 1 марта, а затем 1 сентября, и лишь с 1700 года по указу императора Петра I было приказано отмечать Новый Год 1 января.
Мы не имеем права не помнить наше прошлое и попытаемся, пусть коротко, выборочно рассказать о народно-православных праздниках.

Праздники русского народа.

Праздники русского народа: Народные праздники, Православные праздники, Церковные праздники, Христианские праздники.

Прощенное воскресение. Последний день Масленичной недели. В народе его называли еще «проводами», в связи с обрядом проводов Масленицы, а также «прощенным днем» и «целовальником», соответственно особенностям ритуала взаимного прощения грехов и обид, который в народном сознании осмыслялся как очистительный. Действо прощения грехов распространялось не только на живых, но и на умерших родственников: накануне Прощенного воскресенья крестьяне посещали могилы и отбивали по три поклона с просьбой к предкам о прощении. Кое-где к этому дню приурочивался обряд, направленный на обеспечение урожая льна: замужние женщины до начала церковной службы трижды объезжали вокруг деревни, закрывшись с головой платками.

Средокрестие, Средопостье . Среда или четверг на четвертой, Крестопоклонной, неделе Великого поста. Средокрестье знаменовало середину поста. В это день повсеместно из пресного или кислого теста пекли печенье в форме крестов, которое ели сами, скармливали домашней скотине, клали в зерно, приготовленное для посева. В Рязанской Губернии на средокрестной неделе «кликали лето»: надевали на вилы пышки, забирались на крыши и звали лето. Крестьяне выпускали из клеток птиц, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена.

Радуница. Один из наиболее важных дней поминовения умерших, приуроченный к Пасхе. Радуница отмечается чаще всего в десятый день после Пасхи – во вторник после завершения Светлой недели; реже – в Фомино воскресенье или понедельник. Во вторник Фоминой недели в церквях после литургии совершалась всеселенская панихида, по завершении которой крестьяне семьями отправлялись на кладбище «угощать родительские душеньки», «христосоваться с родными». На кладбищах устраивали семейную трапезу, приглашая к угощению и мертвых, считая, что в этот день они разговляются после Великого поста. Обязательно оставляли на могилах пасхальные яйца, закапывая их около креста, кладя на землю целиком или раскрошенными. Несмотря на поминальный характер, Радуница считалась радостным праздником. Поэтому кое-где крестьяне пировали на могилах с песнями и даже с плясками. Весеннее поминовение умерших восходит к культу предков и связано с желанием обеспечить их покровительство в земледельческом труде.

День памяти апостола Марка отмечается . Этот праздник русский крестьянин соотнес со своими трудовыми заботами и погодным календарем. На Марка обычно прилетали стаями птицы. «Если пташки летят на конопляник – будет урожай конопли», «Малый дождь грязнит, а большой очищает». Святого апостола называли в народе «ключником»: верили, что он владеет ключами от дождей. На Марка всегда усердно молились и просили и ниспослании сильного дождя, так как именно в это время было необходимо хорошенько «пролить» землю, насытить влагой. Говорили: «Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных». В этот день во многих российских губерниях начинали сеять татарку (гречку).


Фольклорные праздники — это сама жизнь народа. Фольклор (в переводе с английского — народная мудрость, народное знание) — народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая — все это праздновалось. Песня, припевка, наигрыш, танец — непременные участники коллективных гуляний и хороводов, многих обрядов и обычаев . Но в круговерти шумных потех и народных гуляний не забывают и о тех, кто положил начало семейному роду. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника

Предлагаем вам сценарии различных народных праздников:

  1. Старины обычай древний : Сценарии праздников, массового гуляния, посиделок русского народного и православного календаря // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 16. — С. 2-91.
  2. Старины обычай древний — 2 : Сценарии праздников, массового гуляния, посиделок русского народного и православного календаря // Сценарий и репертуар, 2006, вып. 6. — С. 2-96.
  3. Голдобина Т. Родная старина : Сценарий фолклорного праздника-выставки // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. — С. 5-15.
  4. В гостях у старины глубокой : Сценарии и программы театрализованных праздников, викторины, приговорки // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 12. — С. 3-92.
  5. К истокам народных традиций : Сценарии и программы, построенные на обычаях, обрядах, празднествах // Сценарий и репертуар, 2003, вып. 5. — С. 2-86.
  6. Лучникова Г. Будет весело нам на Рождество! Сценарий народного гуляния // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 10. — С. 58-70
  7. Белогрудова А. Рождество дома : Праздник для детей младшего возраста // Клуб, 2003. — N 12. — С. 30-31.
  8. Гребенькова Т. Будет нам весело на Рождество : Сценарий рождественского праздника // Клуб, 2006. — N 11. — С. 24-25
  9. С Рождеством Христовым! Сценарий театрализованного представления // Клуб, 2005. — N 12. — С. 26-29.
  10. Сахарова М. Январь. Зимние святки // Клуб, 2007. — N 1. — С. 36-37.
  11. Кучукбаева И. Зиновий-синичник: театрализованное игровое представление для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. — С. 35-41.
  12. Сахарова М. Сороки — праздник равноденствия // Клуб, 2006. — N 4. — С. 24-25.
  13. Нетбайло Ю. Играй и пой, русская душа! Театрализованный концерт // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 23. — С. 6-15.
  14. Гаврилова Т. Воскресенье — праздный день (В пасхальный день в парке) : Сценарий // Клуб, 2006. — N 4. — С. 26-27
  15. Сахарова М. Егорий. Землю отмыкает, зелену траву выгоняет // Клуб, 2006. — N 5. — С. 28-29.
  16. Сахарова М. Зеленые святки // Клуб, 2006. — N 6. — С. 36-37.
  17. Перьков А. Сценарий праздника Купалы (без Ивана), который отмечается после летнего солнцеворота с 23 на 24 июня // Клуб, 2005. — N 6. — С. 25-327
  18. Сахарова М. Июль — макушка лета // Клуб, 2006. — N 7. — С. 38-39.
  19. Сахарова М. Август. Спасовки // Клуб, 2006. — N 8. — С. 36-37.
  20. Сахарова М. Сентябрь. Осенины // Клуб, 2006. — N 9. — С. 30-31.
  21. Панфилов В. Осенины : Сценарий народного праздника Рождества Пресвятой Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. — С. 53-73.
  22. Белова М. Мати Господа Всевышнего : Сценарий вечера, посвященного Рождеству Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. — С. 74-84.
  23. Встреча Боярыни Масленицы Широкой : Сценарии народных праздников и театрализованных представлений, игровых программ // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 24. — С. 2-96.
  24. Масленица — лакомка : Праздничная программа // Клуб, 2006. — N 2. — С. 32-34
  25. Семенова Т. Масленица к нам идет! Сценарий игровой программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. — С. 30-34.
  26. Как на маслену неделю теща зятя любила : Игровая программа // Клуб, 2007. — N 2. — С. 24-25
  27. Сахарова М. Декабрь. Солнцеворот // Клуб, 2006. — N 12. — С. 34-35.
  28. Суханова Л. Семык — праздник радости: Обычаи и обряды // Клуб, 2003. — N 10. — С. 30-31.
  29. Сколь годов, сколь веков… : Программы и сценарии праздников, посвященные предметам быта // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 17. — С. 2-90.
  30. Кондратьева Е. С пылу с жару : Праздник-игра, посвященный русской каше // Клуб, 2003. — N 9. — С. 32-33.
  31. Нечаева И. Хлебная викторина // Клуб, 2005. — N 11. — С. 25-26.
  32. Яковлева Н. Возьму полотенце льняное : Театрализованное представление // Клуб, 2006. — N 5. — С. 21-22.

Фольклорные праздники – это своего рода сама жизнь народа. Слово фольклор в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор представляет собой народное художественно творчество, например, сказки, песни, танцы, легенды, а также произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Народная жизнь всегда была неотделимо связана с природой, подчинялась ее ритму, а также перемене времен года. Переход солнца с зимнего на летнее время, окончание зимы и начало весенней поры, цветение трав, уборка урожая – все эти моменты праздновались в народе.

В жизни наших предков праздники случались именно в переломные моменты: рождение человека, посвящение во взрослую жизнь, бракосочетание, погребение. И до сего момента праздник восходит к определенному ритуалу.
Так же как в природе, так и в обществе праздники случаются лишь в переломные моменты. Праздники зимой связаны с переход к весне. Праздники в летний период – к осени, но выходит, что всегда это является переломным моментом, который необходимо осмыслить.

Если рассматривать такую необычную схему, можно рассматривать жизнь общества от праздника к следующему празднику. Наш мудрый мир двигает людей по кругу. И в этом круговороте событий праздник предоставляет человеку определенную роль, которую он должен исполнить лучшим образом.

Наиболее любимыми народом праздниками и по сей день остаются Масленица и День Ивана Купала.

Масленица – это неделя перед Великим постом. В течении этой недели не употребляют мясо, но можно употреблять молочные продукты и рыбу.

Это как бы подготовительная неделя к началу Великого поста. Она посвящена примирению с ближними, подготовке к покаянному пути, прощению обид. Масленица – это именно то время, которое необходимо посвятить общению по-доброму с ближними, друзьями и родными.

Последнее воскресенье Масленицы называется Прощеным. В этот день заканчиваются гулянья, больше нет обжорства, предаются огню последние чучела, чтобы они не перетянули зиму в весну. Для этого разводят на ледяных горках костры, чтобы растопить лед и уничтожить холод.

Существует еще один хороший обычай – вместе с зимой отпускают все обиды, которые накопились в течение года. Люди стремятся очистить душу, простить чужие обиды и получить себе прощение.

День Ивана Купала считается одним из основных праздников в календаре славян, который совпадает с Рождеством Иоанна Крестителя.

Обряды, которые совершались в ночь праздника, включают: сбор цветов и трав, плетение венков, уничтожение чучела, разжигание костров, прыжки через костер либо букеты цветов и зелени, гадания, обливания водой, ночные бесчинства и прочее.

Многим известно как провести праздник. Надо подпоясываться сплетениями из цветов, на голову надевать венки из цветов и трав, водить хороводы, петь песни и оды. Также надо развести костер, в середину которого установить шест с горящим на нем колесом. Ведь именно оно считается символом солнца, в честь которого совершались языческие обряды.

Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!

В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.

У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Сороки, Жаворонки, Грачиная каша. Народные праздники птиц
  • Спас. Яблочный, медовый, ореховый спасы. Материалы к праздникам
  • Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Показаны публикации 1-10 из 2038 .
Все разделы | Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 ГОРОДА СЛАВЯНСКА- НА -КУБАНИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН Тема проекта :«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными играми , праздниками »...

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена в ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Народные праздники птиц «Сороки. Жаворонки»

Публикация «Народные праздники птиц «Сороки....»
Описание праздника: На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Это один из весенних праздников, который был посвящен встрече Дня весеннего равноденствия, которое было чуть ли не главным событием в жизни наших предков-славян. На Руси существовала вера в...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Сегодня, 22 марта все православные отмечают праздник Сороки, (Жаворонки)- День памяти Сорока мучеников севастийских. Название дня происходит от Сорока Севастийских мучеников. Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью...

«По обычаям народным». Развлечение на прогулке для старших дошкольников Цель: пробудить в ребятах интерес к русской истории, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом, дать представление о народном толковании прихода весны. Задача: познакомить с основными приметами прихода весны, объяснить понятия «день весеннего...

Фольклорно - спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа) Фольклорно - спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа. 14 ноября по народному календарю Кузьма – Демьян – покровители ремёсел, главным образом кузнечного мастерства и женского рукоделия. Задачи. 1. Продолжать знакомить детей с народным творчеством. 2....

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Досуг «Масленка» для малышей с использованием малых фольклорных форм

Атрибутика. Блины на блюде, разрезанные на маленькие порции, шумовые инструменты, карусель. Дети заходят в зал под песню «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Ведущий. Ребятки, мы к хозяйке в дом пришли, давайте поздороваемся с ней. Дети. Здравствуйте! Хозяюшка. Здравствуйте, ребятишки! Я...

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Ведущая

· Хозяйка

· Домовой Кузя

Дети:

· Колобок

· Медведь

· Машенька

Атрибуты :

· Четыре клубка пряжи

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

/ Входят дети подготовительной группы /

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить - не лукошко шить!

3) Домом жить - не развеся уши ходить!

4) Домом жить - обо всём не тужить!

5) Дом вести - не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.

/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой -

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады -

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/