Как научить ребенка вычитать от двадцать. Как объяснить ребенку сложение, вычитание: простые методы, проверенные поколениями

Родители часто спрашивают, как научить ребёнка считать в пределах 20. Иногда маленький ученик успешно проводит вычисления до 10, но не до конца понимает, как складывать/вычитать большие величины.

Материал содержит примеры упражнений, анализ основных ошибок, которые часто допускают родители во время занятий.

Вычисления часто даются маленьким ученикам сложнее, чем чтение. Чтобы ребёнок полюбил математику, родителям важно знать основные правила и приёмы обучения. «А как же школа, учителя?» – спросят многие.

Конечно, основная нагрузка ложится на педагогов, но при выполнении домашних заданий родители должны правильно объяснять определенные правила, находить ошибки. Когда взрослые понимают, как привить любовь к математике, занятия проходят намного проще.

Уделять внимание обучению счёту всё равно придётся. Таков родительский труд, от совместных занятий с ребёнком никуда не деться. Даже при посещении репетитора (детского развивающего центра) домашние задания нужно выполнять. Если родители будут знать основные приёмы, современные методы обучения, будет намного проще взрослому и ребёнку.

Педагоги, родители дают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик поймёт, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда проверяйте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение уйдёт не 2–3 дня, а неделя.

Чем лечить и как вывести острицы у ребенка? Ответ прочтите в этой статье.

С чего начать

Алгоритм:

  • понадобится два набора кубиков. Предметы должны быть одинаковые;
  • ребёнок должен выложить в ряд 10 вещей, обязательно слева направо;
  • на первый ряд кубиков положите ещё один. Получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
  • положите два, затем три, четыре кубика на «дцать». Получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так далее;
  • ребёнок чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? Переходите к следующему этапу.

Как образуется сотня

Алгоритм:

  • большинство деток, хорошо усвоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
  • начало упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
  • рядом поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. Название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
  • 40 (сорок) и 90 (девяносто) оставьте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. Покажите, что у десятка всегда «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так далее;
  • 50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. Спросите, сколько десятков в числе 50. Правильно, пять. Пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – получится ПЯТЬДЕСЯТ. Когда ученик понял принцип, спросите: «Сколько десятков ты нашёл в 60, 70 и 80?» Конечно, шесть, семь, восемь. Так получатся новые названия: ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.

Счёт до 20 без перехода через десяток

Алгоритм:

  • вновь достаньте те же кубики;
  • пусть ребёнок построит ряд из десяти штук;
  • поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. Получилось 12;
  • объясните маленькому ученику, как быстро сложить 12 и 15. Прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или ДВАДЦАТЬ;
  • прибавьте единицы: 2 + 5 = 7. Теперь есть ДВАДЦАТЬ и СЕМЬ, вместе – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ;
  • подкрепите объяснение кубиками. Пусть ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
  • закрепите урок, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не поймёт принцип;
  • сложение освоено? Приступайте к вычитанию: принцип тот же;
  • через десяток переходите только после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.

Совет! К началу обучения ребёнок должен чётко понимать, где десятки, а где – единицы в двузначном числе, чётко знать понятия «лево – право».

Правила счёта с переходом через десяток

Используйте таблицу, в которой показан состав числа. Детки должны понимать, как получить цифры разными способами. Например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. Без навыков быстрого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.

Задача родителей: объяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем прибавить остаток. Правило легко понять на примере.

Смотрите:

  • задача: найти, сколько будет 18 + 6;
  • 18 – это 10 и 8;
  • спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы прибавить к 8;
  • правильно, 2 (пригодится таблица «Состав числа);
  • теперь запишите 6 как 2 и 4. Получилось: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Два десятка плюс четыре единицы равно ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ;
  • когда ребёнок запомнит сложение, так же объясните вычитание;
  • всегда держите под рукой таблицу «Состав числа». Детки будут меньше теряться, проще ориентироваться.

Постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. Проговаривайте чаще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «На столе слева стоит 3 тарелки, я ставлю справа ещё 3 тарелки. Сколько всего предметов? Правильно, 6». Покажите другой способ: «Я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь получилось 6 тарелок» и так далее (1 + 5).

Почему ребенок сильно потеет во время сна? Прочтите полезную информацию.

О том, как принимать сироп Орвирем в профилактических целях написано в этой статье.

По адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/vibrotsil.html прочтите инструкцию по применению детских капель в нос Виброцил.

  • проводите занятия в игровой форме. Дошкольники и младшие школьники остро реагируют на скучные задания, «серые», невыразительные картинки;
  • приводите простые примеры, ищите персонажей для счёта, понятных по возрасту. Маленький ученик должен легко узнавать предметы, животных, которых нужно сосчитать. Например, кот – подходит, дикобраз – нет (многие малыши думают, что это ёжик с длинными колючками, не сразу узнают и называют зверька). Апельсин – подходит, киви – нет (экзотический фрукт чем-то напоминает картошку, можно ошибиться) и так далее;
  • Подойдёт домино, лото, лабиринт, по которому можно путешествовать при помощи фишек, кубики с крупным изображением. Купите игры, изготовьте карточки из картона самостоятельно;
  • заинтересуйте ребёнка, расскажите, как важен счёт в повседневных делах. Считайте ступеньки в подъезде, стулья около стола, окна в магазине, синие или белые машины на дороге. При покупках в супермаркете просите ребёнка подать с полки 1 пакет молока, 2 бублика, 3 пачки творожка и так далее. Скажите: «В корзинке 4 банана, я положу ещё 1, получится 5 бананов». Проговаривайте все числительные чётко. Такие разговоры часто «напрягают» родителей, нередко кажутся скучными, пустыми, но сложно переоценить пользу от занятий для детей;
  • тренировка между делом. Этот приём наглядно демонстрирует, что для людей значат цифры и вычисления. Ненавязчиво приучайте малыша к миру математики. При сервировке стола к ужину или обеду говорите: «Я ставлю 5 тарелок, я кладу 5 вилок». Постепенно маленький человечек поймёт, что каждый раз количество столовых приборов, посуды бывает разным. Поставьте одну тарелку, озвучьте, добавьте ещё одну – вновь назовите число и так далее;
  • Проводите тренировку между делом, придумывайте сказки с математическим уклоном об окружающих предметах (одушевлённых/неодушевлённых).
  • просите помощи у «юного математика», пусть подскажет, сколько кошек сидит около подъезда. Покрошите хлеб, попросите посчитать голубей, прилетевших за едой. Часто слетается 10, 20 и более птиц. Вот хороший повод показать, что «ты досчитал до 10, а есть числа больше, например, 11, 15, 20 и так далее, чтобы сосчитать всех птиц»;
  • игра в кафе/магазин. Многие родители и опытные педагоги советуют простой приём для обучения счёту, особенно, для сложения, вычитания чисел через десяток. Добавляя к 10 рублям ещё 1, 2 или 5 рублей, ребёнок поймёт, что такое число 15 = 10 + 5, 20 = 10 + 10. Изготовьте бумажные деньги из плотного материала. Понадобятся «монеты» и «купюры» всех номиналов, даже таких, которых нет в реальном обращении. Нарисуйте 3,4,7,8 рублей: вы получите любое число при добавлении к 10. Какой размер «денежки» выбрать? Чтобы чётко был виден номинал;
  • школа. Ещё одна полезная игра. Детки любят быть учителями. Предоставьте им эту возможность, решайте примеры, иногда с ошибками, чтобы «учитель» мог поправить вас, проверить свои знания. Если маленький педагог сам ошибся, мягко подскажите, не смейтесь. Проверьте правильность решения на кубиках, яблоках, счётных палочках, вместе подумайте, кто прав. Похвалите за знания, пообещайте исправить оценку, подтянуть математику;
  • для сложения чисел в пределах 20 используйте наглядные пособия, счётные палочки, кубики. Изучать числа от 0 до 100 поможет обычный мягкий метр, который применяется при шитье. «Юный математик» увидит все числа, поймёт, какое находится левее, какое – правее. Удобно объяснить, что 12 меньше 17, потому что оно находится левее. Можно отмерить 12 и 17 см ткани, отрезать, сравнить куски, подтвердить правоту;
  • понятия «плюс» и «минус» вводите позже, когда усвоены правила сложения/вычитания до 10;
  • всегда объясняйте каждое слово в задаче. Пока ученик не поймёт, что означает условие, он вряд ли решит задачу. На первых порах сами придумывайте примеры, ищите хорошие учебники с интересными, понятными заданиями;
  • при сложностях не стесняйтесь просить совета у репетитора, педагога детского центра или учителя. Главное: найти человека, понимающего не только математику, но и детскую психологию. Задача достаточно сложная, но разрешимая;
  • психологический контакт с маленьким учеником – обязательное условие для успешного обучения. Крики, унижение, постоянное напоминание о неудачах отбивают охоту к учёбе, провоцируют неуверенность в своих силах, тяжёлые комплексы.

Вооружитесь советами педагогов, родителей, попытайтесь научить деток правильно считать в пределах до 20. В одних случаях материал усваивается легко, в других требуется настойчивость, терпение, долгие разъяснения. Не отчаивайтесь, не ругайте «юного математика», консультируйтесь с педагогами, психологами. Только регулярные занятия, поощрение малейших достижений принесут результат.

Источник: http://razvitie-malysha.com/vospitanie/obrazovanie/schitaem-do-20.html

Как научить складывать и вычитать числа | Математика

“Раз, два, три… здесь шесть яблок.” Что мы только не считали - и ступеньки в подъезде, и ёлки во дворе, и зайчиков в книжке… Выглядело это приблизительно так. “Сколько зайчиков? Показывай пальчиком. Раз, два, три. Три зайчика. Покажи три пальчика.

Умница! Правильно!” Сыну поначалу было не интересно считать, искать ему нравилось больше. Игра в прятки тоже не лишняя: “Раз, два, три… десять. Я иду искать. Кто не спрятался я не виноват!” В 3 года мы не могли считать до 10, вместо цифр произносили неведомые слова с похожей интонацией.

Зато позже из-за того, что часто требовалось показать количество пальчиков, цифры ассоциировались с количеством предметов.

Знает цифры

“Раз, два, три… здесь шесть яблок. Цифра «шесть» пишется вот так «6».”Я не припомню никаких специальных упражнений, которые мы бы делали. Всё происходило мимолётом. “Мы на каком этаже? На втором. Смотри, вот его цифра написана на стене. «2». Покажи два пальчика. Молодец.

” В лифте: “На каком этаже живёт бабушка?” - “На 3-ем” - “Какую кнопку нужно нажать?” - “Вот эту” - “Немного не угадал. Вот тройка”. В магазине: “У нас ключ от ящичка под номером 9. Вот, видишь, на ключе есть бирка. На каком же ящичке написана такая цифра?”. Нечто похожее с номерком от гардероба.

В очереди к врачу: “Какой номер кабинета? Вот цифра.” - “Два” (насколько я понимаю, наобум) - “Нет, это цифра «5». Покажи 5 пальчиков. Хорошо!”. “Когда папа приедет?” - “Через час. Смотри, сейчас короткая стрелка на 6-ти. Когда эта стрелка будет на 7-мёрке, вот тут, тогда и приедет.” “Переключи, пожалуйста, на «1 канал».

Неси пультик. Тут написана единичка. Нажимай на эту кнопку. Спасибо.” Интересны картинки-мозайки, где нужно наклеить маленькие квадратики на цифры. Цифры определяют какой-либо цвет. Помимо изучения цвета и числа тренируется мелкая моторика. Зеркально написанные ребёнком цифры нужно обязательно исправлять.

Есть такой диагноз «дисграфия». Для его исключения стоит обратиться к логопеду.

Может разложить (назвать) цифры в порядке возрастания-убывания

“Баба-Яга пришла и перемешала все цифры. Сможешь ли расставить их правильно?”До трёх-четырёх лет ребёнка нужно научить сравнению, а именно:1) различать понятия большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, тяжёлый-легкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, старый-новый, быстрый-медленный, далеко-близко, горячий-тёплый-холодный, сильный-слабый и т.д.

Искать самый маленький предмет, самый длинный…2) объединять предметы: по цвету, по форме и другим характеристикам (посуда, одежда, мебель, домашние животные), находить на картинках отличия.

4) убирать лишний предмет в ряду (например, из нескольких красных яблок одно зелёное), продолжать ряд (например, ▷ ☐ ▷ ☐ ▷ ☐ ?), называть недостающий элемент (например, ▷ ☐ ▷ ? ▷ ☐ ▷), разносить по парам (например, ▷ ☐ ▩ ☐ ▷ ▩), называть что было сначала, что потом (сначала одеть кофту, потом куртку, а не наоборот; сначала на дворе осень, потом зима…).

5) складывать пирамидку, пазл, насаживать в определённой последовательности бусинки.Только у меня книжек с похожими заданиями для малышей не меньше 20 штук. Раньше с сыном, теперь с дочкой с увлечением их просматриваем и проговариваем. “Покажи все фрукты” - “Вот” - “Молодец!” (хлопаем в ладоши) - “Что это за фрукт?” - “Апельсин” - “Угу. Ещё есть?”…

К 4-м годам можно и нужно вводить настольные игры (усидчивости и внимания уже хватает): домино, карты, лото, с фишками (у каждого игрока по фишке) и кубиками (ход делается на число точек, выпавших на кубике), где победителем становится первый дошедший по нарисованной карте до финиша. Мы использовали стандартные варианты, а не детские.

В карты играли в «Пьяницу» с полной колодой (с 2-ми и 3-ми): колода делится на игроков поровну, в стопках карты переворачиваются рубашками вверх и вытягивается верхняя, мастей нет, взятку забирает тот, чья карта больше (7-ка бьёт 4-ку, 2-ка бьёт туза, на две равноправные кладутся ещё по две карты: одна рубашкой вверх, другая лицевой стороной, во второй раз оцениваются достоинства только верхних карт: “Кто забирает?” - “Я!” - “Как?! Что больше: 5 или 10? Давай посчитаем…”), она присоединяется к общей стопке, побеждает тот, у кого будет вся колода. Радости нет предела, если играть садится семья в полном составе (с папой, бабушкой, дедушкой…). Ребёнок учиться не только играть, но и правильно воспринимать поражение. Лучше уметь перебирать цифры от 1 до 10, и обратно, от 10 до 1, чем считать до 100. Когда нам исполнилось 5 лет, мы уверенно делали и то и другое. Обратный счёт можно произносить в эстафете: “Кто больше соберёт кубиков? Приготовились! Десять, девять, восемь… один. Старт!”. Такие конкурсы мы устраивали, когда пора было убирать разбросанные игрушки. Научиться счёту до ста нам помогли картинки, где нужно соединить точки по возрастанию цифр. Если проговаривать, то получается хороший результат. “«Сорок девять». Потом что идёт?” Запоминается облик, произношение числа и порядок следования. Можно растолковать, что в десятках цифры одни и те же, расписав при этом числа следующим образом: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 910 11 12 13 14 15 16 17 18 1920 21 22 23 24 25 26 27 28 2930 31 32 33 34 35 36 37 38 3940 41 42 43 44 45 46 47 48 4950 51 52 53 54 55 56 57 58 5960 61 62 63 64 65 66 67 68 6970 71 72 73 74 75 76 77 78 7980 81 82 83 84 85 86 87 88 8990 91 92 93 94 95 96 97 98 99 А закреплять материал сподручно по дороге: “Когда приедем?” - “Недолго осталось. Досчитаешь до ста и приедем. Давай вместе. Раз, два…” Более 100 до школы мы не учили. Отвечала на вопросы только когда ребёнок сам интересовался: “А что идёт после 100? А сколько будет одна тысяча и одна тысяча?”. Или если числа встречались в житейских ситуациях: “Ждём 205 автобус. Два ноль пять. Скажи, когда увидишь 205-ый”. Полезно также называть цифры стоящие до или после заданного числа или в определённом промежутке. Посодействует в этом игра: “Я загадала цифру от 1 до 20, попробуй отгадать её с 5 попыток, а я буду говорить больше она или меньше названного тобой числа. Загадала.” - “Три” - “Больше” - “Семь” - “Меньше” - “Пять” - “Молодец! Угадал! Теперь твоя очередь загадывать число.”

Знает понятия больше-меньше

“У папы 6 яблок, у мамы 8. У кого больше яблок?” - “У мамы.”В клубах объясняют, что цифра 22 больше 18, так как ближе к 100. Это верно, но мы параллельно раскладывали кучки из орехов, воздвигали башни из кубиков, чтобы связать образ цифры с количеством предметов. Больше-меньше постепенно усложняется, так же как и сложение-вычитание.

Почти одновременно со знаками плюс-минус-равно вводятся знаки больше-меньше-равно. Сыну тогда было чуть больше 5 лет. “С одной стороны много яблок [интонация обязательна!], расстояние между пальцами большое, рядом с раскрытой стороной знака большее число”.

“С другой стороны мало яблок, расстояние между пальцами малюсенькое, уголок смотрит на меньшее число”. «Равно», «поровну», «одновременно», «одинаково», «столько же» одно и то же: “У тебя и папы одинаковые кружки”, “У меня столько же супа”, “Подели конфеты поровну с сестрой”. Проблем с этим понятием нет, когда в семье два ребёнка.

Наиболее сложно сравнивать числа состоящие из одних и тех же цифр. Почти всегда мы решали именно их.

“У папы 3 яблока. Разогни три пальчика. У мамы 2 яблока. Разогни ещё два пальчика. Сколько всего яблок? Сколько пальчиков? Один, два, три, четыре, пять. У папы и мамы пять яблок.”

“У папы 3 яблока. Разогни три пальчика. Он поделился с тобой одним яблоком. Загни один пальчик. Сколько яблок у него осталось? Один, два. У папы осталось два яблока.”

“У папы было 2 яблока. Покажи два пальчика. Папа проголодался и съел оба яблока. Убери два пальчика. Сколько у него осталось?” - “Папа всё съел.

Папа не дал мне яблочка 🙁 Папу нужно поставить в угол!” - “Угу, у папы не осталось яблок. У него ноль яблок. Хи-хи, и да, его нужно поставить в угол.”Ребёнок обязательно пересчитывает все предметы.

Не спешите, понимание, что на одной руке 5 пальцев приходит не сразу.

С предметами на бумаге

У нас сложности возникли не с поиском ответа, а с проговариванием всего примера со знаками, с правильным склонением предметов. “Один, два, три. Три конфетки. ПЛЮС. Одна конфетка. Сколько всего? Один, два, три, четыре. Четыре конфетки. Давай ещё раз. Три конфетки ПЛЮС одна конфетка РАВНО четыре конфетки.”

С цифрами на бумаге

Трёх примеров в день вполне достаточно. Через полгода их число можно довести до 5-7-ми. Ответы нужно не только проговаривать, но уже и записывать.

Состав числа

Сколько точек нужно дорисовать, чтобы получилось точек?От слов «таблица сложения», которую зубрят как «таблицу умножения» у меня начинается зуд. Соображалка и логика у ребёнка, по-моему, в этот момент вообще отключается.

Поэтому я старалась поставить сына в такие условия, чтобы он сам догадался, что результатом сложения разных чисел может являться одно и то же число. “Один плюс два?” - “Три” - “Два плюс один?” - “Три” - “То есть от перемены мест слагаемых сумма не меняется” (хм, последнее вырывалось автоматически: что такое «слагаемое» я сыну не объясняла).

“А сможешь решить примеры:2 + 3 = ?1 + 4 = ?” - “Легкотня! Пять. Ой, тут тоже пять. И там и там пять!” Можно также взять семь ложек: “Сколько всего ложек?” - “Раз, два, три… семь”. Одну ложку отложить в сторону: “Сколько ложек в каждой кучке?” - “Одна и раз, два, три… шесть” - “А всего?” - “Семь” - “Получается, что 1 + 6 = 7”.

Ещё одну ложку переложить: “А теперь сколько ложек в каждой кучке?” - “Две и пять” - “А всего?” - “Семь” - “Смотри, количество ложек в кучках меняется, но общее количество остаётся прежним”. Далее в клубе он рисовал домики, в которых живут числа (уже без моего участия). На этаже по две квартиры.

Нужно расселить всех жильцов так, чтобы на каждом этаже их количество было равно числу, указанному хозяином на крыше. _ _ / \ / \ / \ / \ / 2 \ / 3 \/_______\ /_______\|_0_|_2_| |_0_|_3_||_1_|_1_| |_1_|_2_||_2_|_0_| |_2_|_1_| |_3_|_0_|

Без пересчёта первого числа

“У папы 3 яблока. У мамы 2 яблока. Сколько всего яблок? Три уже есть. Разогни три пальчика. Теперь ещё два. Три, четыре, пять.” Сама не заметила как сын перестал пересчитывать все предметы. Объяснила пару раз, но не стала настаивать.

По заданному условию самому сформулировать, записать и решить пример

“Смотри. Есть задачка. «У тебя в планшете загружено 7 игр. В 5 ты уже играл. Сколько осталось неизведанных игр?»” - “Две” - “Верно. Её можно записать как «7−5=2». Интересно, получиться ли у тебя самому расписать похожую задачку. «После ужина нужно вымыть 10 грязных тарелок. 4 уже вымыты.

Сколько ещё лежат в раковине?»” - “Шесть” - “А как записать?” - “«10−4=6»” - “Молодец!” Задачки должны быть простыми и обыденными, с предметами из повседневной жизни, с вопросами «сколько», «на сколько».”У тебя 3 машинки. На день рождения тебе подарили ещё 3.

Сколько машинок у тебя стало?” (6)”У тебя 6 карандашей, у девочки, с которой ты вчера играл, - 2. На сколько карандашей у тебя больше?” (4)”Тебе 5 лет, Никита на три года тебя старше. Сколько Никите лет?” (8)”Есть пять собачек и три мячика.

Всем хватит по мячику? Сколько мячиков не хватает?” (нет, 2)”На берёзе растут 2 груши и 4 банана. Сколько всего фруктов растёт на берёзе?” (0, так как на берёзе фрукты не растут)

Связь сложения и вычитания

Вычитание - это операция обратная сложению. Иными словами, чтобы более комфортно в уравнении х+1=3 найти неизвестную переменную х (произносится «икс»), запись приводится к виду х=3−1 (когда число переносится за рано, оно меняет свой знак с плюса на минус и наоборот).

Полный пример:х + 1 = 3х = 3 – 1 = 2Вот эту связь и нужно донести ребёнку. То есть показать, что 2+1=3 - это то же самое, что 3−1=2 и 3−2=1. Для чего можно предложить ему самому на основе увиденного придумать 3 условия задачи (вместо точек могут быть бантики, домики, машинки и т.д.

Всего точек”Как ты думаешь, какие примеры можно написать? Скажем,6 + 2 = 8 или 2 + 6 = 8 «Сколько всего точек?»8 – 2 = 6 «Сколько зелёных точек?»8 – 6 = 2 «Сколько розовых точек?»А теперь твоя очередь.” − =
+ =
+ =

Источник: http://shpargalkablog.ru/2015/06/addition-subtraction.html

Родители нередко спрашивают, как научить ребёнка считать в пределах 20. Иногда махонький ученик успешно проводит вычисления до 10, но не до конца понимает, как складывать/вычитать вящие величины.

Материал содержит примеры упражнений, анализ основных промахов, которые часто допускают родители во время занятий.

  • Всеобщая информация
  • Как научить считать в пределах 20
  • С чего начать
  • Как образуется сотня
  • Счёт до 20 без перехода сквозь десяток
  • Правила счёта с переходом через десяток
  • Полезные рекомендации родителям

Общая информация

Вычисления часто даются маленьким ученикам сложнее, чем чтение. Чтобы дитя полюбил математику, родителям важно знать основные правила и зачисления обучения. «А как же школа, учителя?» – спросят многие.

Конечно, основная нагрузка ложится на педагогов, но при выполнении домашних заданий родители должны верно объяснять определенные правила, находить ошибки. Когда взрослые соображают, как привить любовь к математике, занятия проходят намного проще.

Уделять внимание обучению счёту всё равновелико придётся. Таков родительский труд, от совместных занятий с ребёнком никуда не деться. Даже при визите репетитора (детского развивающего центра) домашние задания нужно выполнять. Если родители будут ведать основные приёмы, современные методы обучения, будет намного несложнее взрослому и ребёнку.

Как научить считать в пределах 20

Педагоги, родители подают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик постигнет, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда испытывайте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение удалится не 2–3 дня, а неделя.

Узнайте подробности о норме и отклонении реакции манту у детей.

Чем врачевать и как вывести острицы у ребенка? Ответ прочтите в этой статье.

С чего приступить

алгоритм:

  • выучите названия чисел второго десятка;
  • понадобится два комплекта кубиков. предметы должны быть одинаковые;
  • ребёнок должен выложить в ряд 10 предметов, обязательно слева направо;
  • скажите, что 10 – это десяток, он называется «дцать»;
  • на первоначальный ряд кубиков положите ещё один. получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
  • возложите два, затем три, четыре кубика на «дцать». получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так дальше;
  • пусть маленький ученик сам ставит кубики, прибавляет знакомую цифру к десятку;
  • дитя чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? переходите к вытекающему этапу.

как образуется сотня

алгоритм:

  • большинство деток, хорошо освоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
  • начин упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
  • рядышком поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
  • 40 (сорок) и 90 (девяносто) покиньте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. покажите, что у десятка вечно «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так дальше;
  • 50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. спросите, сколько десятков в числе 50. верно, пять. пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – выйдет пятьдесят. когда ученик понял принцип, спросите: «сколько десятков ты отыскал в 60, 70 и 80?» конечно, шесть, семь, восемь. так получатся новоиспеченные названия: шестьдесят, семьдесят, восемьдесят.

счёт до 20 без перехода сквозь десяток

алгоритм:

  • вновь достаньте те же кубики;
  • пусть ребёнок выстроит ряд из десяти штук;
  • поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. вышло 12;
  • рядом по тому же принципу постройте число 15;
  • объясните маленькому ученику, как скоро сложить 12 и 15. прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или двадцать;
  • добавьте единицы: 2 + 5 = 7. теперь есть двадцать и семь, вместе – двадцать семь;
  • подкрепите объяснение кубиками. пускай ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
  • закрепите задание, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не постигнет принцип;
  • сложение освоено? приступайте к вычитанию: принцип тот же;
  • через десяток переходите лишь после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.

правила счёта с переходом сквозь десяток

используйте таблицу, в которой показан состав числа. детки должны соображать, как получить цифры разными способами. например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. без навыков скорого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.

задача родителей: разъяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем добавить остаток. правило легко понять на примере.

смотрите:

  • задача: отыскать, сколько будет 18 + 6;
  • 18 – это 10 и 8;
  • запишите по-новому (10 + 8) + 6;
  • спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы добавить к 8;
  • правильно, 2 (пригодится таблица «состав числа);
  • теперь запишите 6 как 2 и 4. вышло: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. два десятка плюс четыре единицы равно двадцать четыре;
  • когда дитя запомнит сложение, так же объясните вычитание;
  • всегда держите под рукой таблицу «состав числа». детки будут меньше теряться, несложнее ориентироваться.

постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. проговаривайте пуще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «на столе слева стоит 3 тарелки, я устанавливаю справа ещё 3 тарелки. сколько всего предметов? правильно, 6». покажите иной способ: «я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь вышло 6 тарелок» и так далее (1 + 5).

почему ребенок сильно потеет во время сна? прочтите здоровую информацию.

о том, как принимать сироп орвирем в профилактических целях написано в этой статье.

по адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/vibrotsil.html прочтите руководство по применению детских капель в нос виброцил.

  • коротаете занятия в игровой форме. Дошкольники и младшие школьники остро реагируют на невеселые задания, «серые», невыразительные картинки;
  • приводите простые примеры, разыскивайте персонажей для счёта, понятных по возрасту. Маленький ученик должен легковесно узнавать предметы, животных, которых нужно сосчитать. Например, кот – подходит, дикобраз – нет (многие малыши размышляют, что это ёжик с длинными колючками, не сразу узнают и называют зверька). Апельсин – подходит, киви – нет (экзотический фрукт чем-то напоминает картошку, можно промахнуться) и так далее;
  • математические игры – отличный вариант для развивающих занятий. Придётся домино, лото, лабиринт, по которому можно путешествовать при помощи фишек, кубики с крупным изображением. Приобретёте игры, изготовьте карточки из картона самостоятельно;
  • заинтересуйте ребёнка, расскажите, как значителен счёт в повседневных делах. Считайте ступеньки в подъезде, стулья возле стола, окна в магазине, синие или белые машины на дороге. При покупках в супермаркете упрашиваете ребёнка подать с полки 1 пакет молока, 2 бублика, 3 стопки творожка и так далее. Скажите: «В корзинке 4 банана, я положу ещё 1, выйдет 5 бананов». Проговаривайте все числительные чётко. Такие разговоры часто «напрягают» родителей, нередко представляются скучными, пустыми, но сложно переоценить пользу от занятий для детей;
  • тренинг между делом. Этот приём наглядно демонстрирует, что для людей значат цифры и вычисления. Ненавязчиво приучайте малыша к вселенной математики. При сервировке стола к ужину или обеду говорите: «Я ставлю 5 тарелок, я кладу 5 вилок». Исподволь маленький человечек поймёт, что каждый раз количество столовых приборов, посуды случается разным. Поставьте одну тарелку, озвучьте, добавьте ещё одну – вновь наименуйте число и так далее;
  • регулярность, настойчивость – одно из главных правил. Коротаете тренировку между делом, придумывайте сказки с математическим уклоном об опоясывающих предметах (одушевлённых/неодушевлённых).
  • просите помощи у «юного математика», пускай подскажет, сколько кошек сидит около подъезда. Покрошите хлеб, попросите посчитать гуль, прилетевших за едой. Часто слетается 10, 20 и более птиц. Вот неплохой повод показать, что «ты досчитал до 10, а есть числа больше, так, 11, 15, 20 и так далее, чтобы сосчитать всех птиц»;
  • игра в кафе/лавка. Многие родители и опытные педагоги советуют простой приём для обучения счёту, особенно, для сложения, вычитания чисел сквозь десяток. Добавляя к 10 рублям ещё 1, 2 или 5 рублей, ребёнок постигнет, что такое число 15 = 10 + 5, 20 = 10 + 10. Изготовьте бумажные деньги из плотного материала. Потребуются «монеты» и «купюры» всех номиналов, даже таких, которых нет в реальном обращении. Нарисуйте 3,4,7,8 рублей: вы получите любое число при добавлении к 10. Какой размер «денежки» избрать? Чтобы чётко был виден номинал;
  • школа. Ещё одна полезная игра. Детки обожают быть учителями. Предоставьте им эту возможность, решайте примеры, иногда с промахами, чтобы «учитель» мог поправить вас, проверить свои знания. Если махонький педагог сам ошибся, мягко подскажите, не смейтесь. Проверьте правильность решения на кубиках, яблоках, счётных палочках, совместно подумайте, кто прав. Похвалите за знания, пообещайте исправить оценку, подвести математику;
  • для сложения чисел в пределах 20 используйте наглядные пособия, счётные палочки, кубики. Учить числа от 0 до 100 поможет обычный мягкий метр, который применяется при шитье. «Юный математик» увидит все числа, постигнет, какое находится левее, какое – правее. Удобно объяснить, что 12 меньше 17, потому что оно есть левее. Можно отмерить 12 и 17 см ткани, отрезать, сопоставить куски, подтвердить правоту;
  • понятия «плюс» и «минус» вводите запоздалее, когда усвоены правила сложения/вычитания до 10;
  • всегда объясняйте любое слово в задаче. Пока ученик не поймёт, что означает условие, он вряд ли разрешит задачу. На первых порах сами придумывайте примеры, ищите неплохие учебники с интересными, понятными заданиями;
  • при сложностях не стесняйтесь просить рекомендации у репетитора, педагога детского центра или учителя. Главное: найти человека, соображающего не только математику, но и детскую психологию. Задача достаточно сложная, но разрешимая;
  • психологический контакт с махоньким учеником – обязательное условие для успешного обучения. Крики, унижение, непрерывное напоминание о неудачах отбивают охоту к учёбе, провоцируют неуверенность в своих мочах, тяжёлые комплексы.

Вооружитесь советами педагогов, родителей, попытайтесь научить деток верно считать в пределах до 20. В одних случаях материал усваивается легковесно, в других требуется настойчивость, терпение, долгие разъяснения. Не отчаивайтесь, не ругайте «юного математика», консультируйтесь с педагогами, психологами. Лишь регулярные занятия, поощрение малейших достижений принесут результат.

Первый этап. Не используем запись числа

Первостепенная задача — научить считать до 10, н е используя соответствующие цифры. На первый план выходят действия с предметами. Например, была одна ложка, положили еще одну — стало две ложки. Потом можно увеличивать количество ложек, говоря название числа.

Помогут в решении этой задачи практические задания. Например, чаще спрашивать у ребенка о количестве чего-нибудь: сколько тарелок, сколько тапочек, сколько птиц на той ветке. Считать можно что угодно, даже ступеньки лестницы.

Второй этап. Знакомство с самими цифрами.

В первом классе сначала изучается цифра 1, 2, 0, а потом уже 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Обусловлено положение нуля тем, что ученику на первых порах сложно понять, почему пустота обозначается цифрой. И тогда, когда уже практикуются действия с цифрами, становится понятно, зачем нужен нуль. Например, было пять яблок на столе, пять съели. Осталось — ничего, то есть ноль.

Еще вариант: Показываются эти рисунки, и спрашивает учитель у детей: «Что изменилось?». Они отметят: «Ничего».

На втором образце показано, что если в одном квадрате три точки убрать совсем, то будет пустой квадрат и точек вообще не останется.

Главное правило, которые должны понять дети при счете до десяти: каждая цифра меньше последующей на один и больше прошлой цифры на один.

Приемы обучения счету до десяти:

  • Игра в паровозик . Распространенная тренировка заучивания цифр, проводимая в первом классе. Выходит перед классом один ученик, он говорит, что он — вагон первый. После этого выходит еще один, и говорит: один и еще один будет два. И так продолжается до десяти. Потом операция делается в обратном порядке. Вагоны "распадаются" по одному. Цель этого упражнения — запоминание порядка чисел в прямом и обратном порядке.
  • Показ на линейке . Это устаревший метод, основанный на механическом запоминании и наглядном доказательстве порядка чисел.
  • Счет на пальцах . Традиционный и самый легкий для детей. Можно использовать на первой поре, пока ребенок не будет порядок цифр. Потом надо отучать от пальцев, рассказывая «секреты» превращений цифр.
  • Использование смешных стихов и мультиков о числах . Интересно будет посмотреть мультик «Как козленок учился считать» или проговаривать считалки.

Стихотворения-запоминалки для изучения счета

Ягодный счет

По опушке шла лисичка:
— Раз, в корзинке земляничка,
Два — как небо голубика,
Три — румяная брусника,
А четыре — вот морошка,
Пять — смородины немножко,
Шесть — как бусинка калина,
Семь — как солнышко рябина,
Восемь — в лапке ежевика,
Девять — синяя черника,
Десять — сочная малина.
Вот и полная корзина!

Раз — рука, два — рука —
Лепим мы снеговика!
Три — четыре, три — четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять — найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть — наденем шляпу косо.
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы сплясать его попросим.
Девять — десять — снеговик
Через голову — кувырк!
Ну и цирк!

Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал,
И в конце пути упал.

  • Игра "Назови соседей числа" . Например, нужно назвать соседей числа 4.
  • Упражнение «Цифры заблудились» . Нужно разложить по порядку беспорядочно разложенные картинки с цифрами. Есть другая интерпретация этого упражнения: Баба-Яга перепутала все цифры. Помоги расставить их правильно.
  • Под забором было видно 10 лапок цыплят. Вопрос: сколько всего цыплят? — Счет двойками: 2, 4, 6, 8, 10 — пять цыплят.
  • Сколько сапог надо подарить троим гусятам? Аналогично предыдущей задачке.
  • Считать пятерками удобнее всего, наблюдая за часами.

Как выучить таблицу сложения и вычитания в пределах десяти?

После того как ребенок знает порядок числительных, полезно применять задания на состав числа. Можно, конечно, зазубрить состав числа 5, например, но лучше использовать игровые действия с предметами с параллельной установкой на запоминание.

Например:

В одной тарелке было 4 апельсина, а в другой — 2. Сколько всего апельсинов? (Задача на нахождение суммы)

Всего 6 яблок, а друзей — трое. Разделите каждому поровну, одинаково.

Сочетать с простыми задачами можно и маленькие схемы, которые легко применять на уроке и дома.

На переместительный закон сложения не сложно привести такой пример: одна тарелка с двумя яблоками лежит на столе, а другая тарелка с четырьмя яблоками — лежит рядышком, если поменять их местами, то все равно общее количество яблок останется неизменным.

Как научить ребенка складывать и вычитать с переходом через десяток?

В приведенном ниже примере, чтобы сложить числа 8 и 5, второе слагаемое раскладывается так, чтобы дополнить первое слагаемое до десяти, а потом остаток прибавляется к десяти.

Что касается вычитания, то тут раскладывается уменьшаемое по разрядному составу. На примере 15 минус 8 мы видим, что число 15 раскладывается до своих разрядных единиц. В итоге всегда получается 10 и разрядные единички — 5. Теперь: вычитаемое надо разложить на слагаемые. Первым слагаемым будут разрядные единицы от 15-ти, а второе слагаемое подбирается (дети знают состав числа 8). Теперь остается от 10-ти отнять второе слагаемое от восьмерки. И ответ готов. Немного потренировавшись, можно будет легко решать подобные примеры в уме.

Королева наук, математика — это основа, на которой держится весь окружающий мир. Освоить ее азы непросто, но обойтись без них невозможно. Это прекрасно понимают мамы маленьких детей, стараясь с ранних лет привить им любовь к математике.

Однако выучить цифры, научиться решать примеры и считать в уме получается не у каждого малыша - по крайней мере, не сразу. Потому родители будущих гениев как могут пытаются помочь им освоить непростую науку счета.

Когда начинать?

Ответ на этот щекотливый и животрепещущий вопрос дают дипломированные психологи и учителя.

2-3 года

В 2-3 года малыши начинают чувствовать в себе не только силы, но и желание получать новую информацию. Как губка, они стараются впитывать все, что происходит вокруг, и тянутся навстречу неизведанному. Однако в этот период малыши могут научиться считать только от 1 до 10 — и не более того.

3-4 года

В 3 года ребенок считает довольно осознанно, с удовольствием отнимая конфеты у родных и используя для их дележки нехитрые приемы подсчета.

4-5 лет

Три кита или основы обучения математике

Очень часто родители слепо верят в то, что подготовка к школе ребенка заканчивается на освоении счета, но это - их большая ошибка.

Геометрия в помощь

Малыш должен овладеть умением распознавать фигуры и размеры предметов, научиться выяснять, какой предмет короче, а какой длиннее, и определять, где он находится: справа или слева. Уметь делать это ребенок должен (желательно) уже к 3 годам.

Для этого нужно ежедневно повторять с ним названия фигур, вырезанных из картона, объяснять направление, в котором ребенок идет (к примеру, на прогулке), и показывать, какой из домов выше, а какой — ниже.

Чтобы грызть гранит науки было не в тягость, мама должна проводить уроки в игровой форме: легко и интересно. На помощь родителям приходят такие математически игры, как домино или лото, и картинки с изображением цифр.

Наглядность и простота — залог успеха

Начинать нужно с простейших уроков: на наглядном примере прибавлять к одному один. Любой малыш поймет, что если к трем грушам добавить еще одну, будет уже не три, а четыре груши. При этом сложные термины «плюс» и «минус» стоит вводить чуть позже - как только ребенок поймет суть процесса.

Важные правила счета

Дозирование подачи информации

Проводите по 3 урока в день, отводя на каждое занятие по 10 минут. Так малыш не устанет от обилия информации и не потеряет интереса к учебе.

Отсутствие ежедневного повторения

Мать учения — это повторение, но если говорить о нем в контексте математики, то повторять пройденный материал ежедневно не стоит. Возвращайтесь к изученному только тогда, когда оно понадобится вам для решения более трудных задачек.

Посильная сложность

Не кричите и не ругайте малыша, если процесс обучения проходит трудно. Может быть, какой-то пример для него и правда труден? Вспомните себя в детстве и просто подберите для ребенка более легкое задание.

Закрепление материала в обычной жизни

Не для всех малышей математика становится частью жизни — даже при ежедневных занятиях. Чтобы закрепить достигнутые результаты, считайте с вашим ребенком все, что «попадается» под руку: машины, листья на асфальте, яблоки в тарелке, котов на крыше, трамваи на улице.

Соблюдение этапов

Психологи говорят, что во время обучения материала ребенок проходит сразу три этапа:

  • привыкание (например, к терминам);
  • понимание сути изучаемого;
  • запоминание информации.

Не торопите его в процессе! Разговаривайте с малышом, сравнивайте предметы, упоминайте числа в разговоре, помогайте запоминать цифры.

Например, накрывая обеденный стол, проговаривайте, сколько тарелок на него ставите. Вы увидите, что уже через пару недель ребенок с видом профессионального счетовода будет рассказывать о том, сколько всего приборов стоит на столе.

Учим малыша считать до 10

Когда первая «пятерка» будет освоена, можно будет увеличить диапазон счета до 10.

Способы ускорить учебный процесс

Чтобы освоить счет намного быстрее и успешнее, можно воспользоваться некоторыми подсказками и игровыми способами обучения.

В том числе можно разнообразить процесс:

  • используя пальцы рук;
  • включая развивающие передачи;
  • применяя обучающие игрушки и счеты;
  • рассказывая ребенку стишки;
  • считая с малышом все подряд и ежедневно.

Приобщение ребенка к домашним обязанностям

Попросите чадо вымыть две-три чашки и пусть он сосчитает их. Можно также предложить ребенку запоминать по 5 позиций в списке продуктов, который вы составляете перед каждым походом в магазин.

Включение в работу карточек

Занятия с карточками очень полезны в период изучения цифр. Показывайте их малышу сначала последовательно, потом чередуя, чтобы малыш научился считать предметы на картинках, а не просто автоматически запомнил их.

Хорошие игры - отличная традиция

На пути освоения счета вам поможет игровая форма занятий: сами игры, непосредственно, веселые стихи и считалочки.

«Считай со мной!»

«Я считаю до пяти,

Не могу до десяти,

Раз, два, три, четыре, пять -

Я иду искать!

Кто не спрятался, я не виноват!»

Игра в магазин

Одна из любимых игр детей — магазин, поможет вам быстро и правильно научить малыша считать. Разложите на столе «товары»: книжки, игрушки, фрукты и гели для душа, и назначьте за каждый из них определенную цену.

Пусть в этом магазине ваше чадо будет кассиром, а вы станете приходить к нему в гости качестве покупателя. Деловито спрашивайте, сколько и что стоит, не обращая внимания на ценники (для удобства ребенка их лучше будет прикрепить к каждому «лоту»).

«Угадай-ка!»

Возьмите пластиковые цифры на магнитиках и, показывая их ребенку, просите называть их числовые значения. Поощряйте каждый правильный ответ либо конфеткой, либо просмотром мультика.

Лепим из пластилина

Можете включить в работу пластилин: делая фигурки зверей, просите ребенка, чтобы он слепил два уха зайцу или сделал 4 лапы для мишки.

Обучаем написанию цифр

Как только 10-цифровой рубеж будет преодолен, начинайте учить малыша написанию цифр, посвящая каждой из них отдельно взятый день.

Делать это можно так:

  • изобразить цифру на листе и закрепить на видном месте;
  • слепить ее из пластилина;
  • включить программу, рассказывающую о цифре;
  • приводить наглядные примеры: «1-го числа состоится поход в цирк!»;
  • использовать циферблат на часах: «Сколько сейчас времени? Час дня!».

Учимся считать до 20

Обязательным условием для обучения должен стать факт того, что малыш знает все цифры от 1 до 9, а также число 10.

Понятие десятков и единиц

Объясните ребенку, что любое число, идущее после 10, состоит из двух цифр, первая из которых - это десятки, а вторая - единицы. Чтобы он это понял, возьмите две коробки и положите в одну из них десять кубиков, а в другую - десять шариков.

Последовательность цифр в числах

Малыш должен запомнить, что двузначные числа имеют определенную последовательность и идут одна за другой — 11, потом 12, потом 13. Как только малыш это усвоит, попросите его положить в пустующую коробку 16 кубиков и пусть при складывании он пересчитывает их вслух.

Учимся считать до 100

В 4-5 лет ребенок, считающий от 1 до 20-ти, знакомится с новым рубежом: числами до 100. Процесс длительный, трудоемкий, требующий терпения как от вас, так и от малыша.

Расширяем количество десятков

Объясните ребенку, что подобных десятков (в ряде до ста) существует целых 9 и назовите эти числа. Предупредите, что между ними есть единицы и числа не идут один за другим. Покажите ему примеры в пределах 20: книги на полке, деревья в саду, машины на парковке.

Новый день - новые числа!

Учите с малышом по 10-ть новых чисел каждый день. Пусть он рассказывает вам, что именно запомнил. Когда малыш изучит хотя бы три десятка, затейте игру: пропустите в ряде до ста одно число и пусть он самостоятельно отыщет нужный «элемент».

Учим ребенка считать примеры

Сложение и вычитание — это базовые навыки, которые пригодятся малышу как в школе, так и до начала занятий в ней.

«Ненаглядное» пособие

Помочь учебе сможет наглядное пособие: яблоки, кубики или конфеты. В общем, все то, что и разглядывать, и кушать, и считать интересно.

Начинайте с простого

Начните разбор «полетов» с простого: например, с числа три. Как его можно получить? Сложив вместе 1 и 2 конфеты.

Соблюдайте очередность

Продолжайте складывать до тех пор, пока малыш не уяснит принцип действия сложения, и только потом плавно переходите к вычитанию.

Говорите вслух

Проговаривайте все, что делаете: «Я возьму у тебя две груши, теперь останется одна». Любой малыш хорошо запомнит, как именно его обделили одним фруктом.

Используйте обучающие пособия

Возьмите в помощь тетради, книжки и другие пособия, содержащие в себе примеры сложения и вычитания, благо их в продаже сегодня существует великое множество.

Никакой скуки!

Если придумываете примеры, не делайте их скучными. Пусть предложенная задача будет смешной, чтобы малыш заинтересовался ее решением.

Изучите состав числа

Ребенок должен запомнить состав числа. Объясните малышу, что число 10-ть может состоять из 6 и 4, 5 и 5, 7 и 3 и так далее.

Как научить малыша считать в уме?

Счет в уме благотворно сказывается на умственных способностях малыша. Но, думая о том, как научить ребенка считать в уме, нужно понять, что приступать к подобным занятиям не стоит раньше 4 лет, иначе у вас ничего не получится.

Чем больше, тем лучше

Помните: чем больше малыш считает в уме, тем лучше для него.

Больше-меньше

Помогите малышу усвоить такое понятие, как «больше и меньше». Читая книжки, спрашивайте у ребенка, какого цвета здесь присутствует больше, а какого меньше.

Что такое поровну?

Малыш должен знать, что такое «поровну». Задайте ему вопрос: «Вот тут лежат 3 огурца, а здесь 3. Где больше огурцов?».

От перемены мест слагаемых

Объясните малышу, что при смене мест слагаемых сумма не меняется. Это основа основ математики, которую не помнит только ленивый.

Обучающие игры

В помощь вам могут придти таблицы с числами или обучающие кубики. Используйте их для запоминания счета.

Счет всего подряд

Подводя итоги

Как научить ребенка быстро считать? Довольно непросто, особенно, чтобы он делал это легко и не задумываясь. Только каждодневная практика и личный опыт, только увлекательные занятия и ваше упорство помогут вашему чаду освоить такую непростую науку, как математика.

И если вы сомневаетесь в своих силах и не чувствуете в себе «суровых» педагогических наклонностей, просто попросите помощи у сотрудников детского сада или бабушек. Они помогут вам научить ребенка считать в уме и вслух, чтобы в будущем из него вырос самый настоящий гений!

Чтение, письмо, счет – базовые навыки, необходимые для овладения ребенка знаниями, поэтому вырабатывать их нужно с раннего детства, а не ждать, когда малыш пойдет в школу. Научив кроху читать, писать и считать, вы значительно облегчите ему жизнь в учебном заведении. Одной из самых сложных задач может стать обучение счету, но не стоит пугаться и опускать руки при неудачах: главное – терпение и труд.

Особенности обучения

Внимание маленького ребенка трудно сосредоточить на чем-то серьезном. Начинать обучение следует в игровой форме, чтобы заинтересовать кроху. Необязательно садиться с малышом за стол, как за школьную парту. Учиться можно по-разному: двигаясь, сидя на полу, даже прыгая на месте.

С детьми дошкольного возраста можно приступать к более серьезным, требующим сосредоточенности занятиям. Время, уделяемое счету, также может увеличиться. К примеру, с малышами заниматься желательно по 10 минут около трех раз в день. С дошколятами – по 20 (в лучшем случае 30 минут).




  • Создайте благоприятную атмосферу. Криками вы ничего не добьетесь, только отобьете у малыша охоту учиться. В этом деле важными факторами являются терпение и спокойствие.
  • Подключайте к обучению окружающие предметы, покажите ребенку, что умение считать жизненно необходимо. Считать можно тарелки на столе, пролетающих в парке птичек, детей на площадке, фрукты, машины, игрушки, ступеньки в подъезде и многое другое.
  • Не требуйте от маленького ребенка больше, чем он может. Все дети индивидуальны в своем развитии, к каждому новое умение приходит в свое время.

Если у малыша не получается, не раздражайтесь. Подождите, вернитесь к заданию через какое-то время (например, через неделю, месяц).




  • При обучении старайтесь соблюдать три этапа. Сначала дайте малышу привыкнуть к названиям, терминам, самому процессу. Потом добивайтесь того, чтобы он понял суть изучаемого. Простое заучивание нерационально, необходимо, чтобы ребенок учился понимать, осознавать сущность каждого явления. Когда информация понята малышом, он может ее пересказать и объяснить, тогда можно переходить к запоминанию.
  • Не забывайте, что при знакомстве с математикой стоит обращать внимание не только на счет. Учите также кроху распознавать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, чтобы он мог показать, где «верх», «низ», «право», «лево». Примерно к трем годам малыш должен уметь определять, какой предмет короче, длиннее, выше, ниже, в каком направлении он идет.





Учитывая возраст

Дети учатся чему-то новому гораздо легче, чем взрослые. Потребность получать новые знания возникает у малышей уже к двум годам. Свежая информация малышам дается без усилий, поэтому они быстро учатся каким-то действиям. Но при обучении счету следует учитывать возраст ребенка:

  • Начинать учить считать можно в 2 года. В этот период дети способны освоить счет от 0 до 3. К 2,5-3 годам можно обучить счету до 10. Все это необходимо делать с наглядными пособиями, предметами, подручными средствами (например, используя кубики, палочки).





  • В 3-4 года ребенок способен научиться считать до 20. На этом этапе еще нужна наглядность: стоит использовать карточки с цифрами, предметами, которые нужно посчитать.
  • Если у малыша математический склад ума, в 4-5 лет он может научиться считать до 100. Главное - объяснить принцип формирования чисел из цифр. Не стоит отчаиваться, если в этом возрасте вашему ребенку не дается счет с десятками. Возобновить обучение можно в 6 лет.
  • В возрасте 5-6 лет нужно переходить от наглядности к счету в уме. В этот период ребенок должен научиться считать без помощи палочек, пальчиков, карточек. Нужно тренировать обратный счет, а также называть цифры в хаотичном порядке.

Сложение и вычитание

Умение складывать и вычитать вырабатывается обычно к пяти годам. Сначала это следует делать с помощью различных предметов, затем тренироваться решать простейшие примеры в уме. При обучении счету постепенно нужно вводить несложные примеры на сложение и вычитание. Решать примеры столбиком еще рано, но складывать однозначные числа вполне можно научить.

Заниматься математикой с малышом необходимо так, чтобы он не растерял интерес. Поэтому никаких скучных примеров по типу «3+5=? » быть не может. Учим, завлекая, наглядно. Можно в шуточной форме.



Начинать нужно с простого. К примеру, прибавлять к каждой известной цифре единицу и ее же вычитать. Стоит использовать при этом предметы, интересные ребенку или важные для него. Пример представлять лучше в виде вопроса: «У тебя две печеньки. Одной ты поделишься с мамой. Сколько останется у тебя? » И все в таком же духе.

Чтобы переходить к вычитанию, убедитесь, что малыш хорошо освоил сложение. Используйте примеры сложения и вычитания не только на занятиях, но и на прогулке, в магазине, за обедом, при уборке комнаты. Пусть ребенок проговаривает вслед за вами условие задачки. Пользуйтесь специальными пособиями и дидактическими материалами с несложными упражнениями. Обращайте внимание на наличие ярких иллюстраций. Не забываем – ребенка нужно завлечь.

Чтобы легко складывать и вычитать, малышу необходимо изучить состав числа. Он должен усвоить, что 5 состоит из цифр 2 и 3, 1 и 4, 10 – из цифр 1 и 9, 2 и 8 и так далее. Перед тем, как научиться правильно считать в уме, ребенок должен хорошо решать задачки с наглядными материалами или на пальцах. Начинать обучение счету про себя лучше с 4 лет, не раньше. С этого возраста время, отведенное на сложение и вычитание, сказывается на общем развитии.

Важно усвоить понятия «больше», «меньше». Пролистывая обучающие книжки, можно спрашивать, каких животных на странице больше, какого цвета меньше. Также нужно выучить термин «поровну». Обязательно нужно объяснить ребенку, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Нельзя упускать возможность просить малыша посчитать в уме. Это можно делать когда угодно, где угодно и с чем угодно: считать можно дома, скамейки, цветы, стулья.




Влияние на развитие

В 5-6лет большинство дошколят уже умеют прилично считать до 20, а то и до 100. Обучение счету конкретно и математике вообще способствует интеллектуальному развитию малыша в целом. Счет в уме стимулирует работу мозга, заставляет его напрягаться. Запоминание чисел, их состав развивают память .


Решая несложные задачки, где нужно посчитать, сложить или вычесть какие-либо предметы, малыш подключает воображение, рисуя в голове различные образы. Проговаривая условия задачи вслух, ребенок тренирует речь. Поэтому важно, чтобы взрослые произносили текст правильно, ведь кроха будет его повторять.

Знание чисел даст малышу возможность участвовать в какой-то степени в жизни взрослых: он сможет помогать накрывать на стол, зная, сколько столовых приборов нужно, выполнять мелкие поручения родителей, что будет приучать его к ответственности и многое другое. Это хорошая подготовка к школе. Уже в первом классе ребенок сможет посчитать, сколько ребят присутствует на уроке, называть дату, будет знать, что означает «приготовить для работы два карандаша».

Быстрые методики

Обучение следует производить постепенно. Сначала нужно выучить числа от 0 до 10. Но и это бывает малышу сложно. Поэтому раздробите десятку, к примеру, на две пятерки и учите поэтапно. Для обучения можно использовать различные методические пособия, подключать занимательный материал (игры, сказки, считалки), делать уроки веселыми, избегая нудных заучиваний.

Дома можно с легкостью разнообразить учебный процесс:

  • учите считать на пальцах;
  • выбирайте задания в форме игр;
  • подключайте считалки;
  • показывайте картинки, спрашивая, какое количество тех или иных предметов изображено;
  • просматривайте с малышом развивающие передачи;
  • учите с ребенком стихи, сказки с количественными и порядковыми числительными;
  • постоянно считайте все, что попадается на пути.


Предлагаются следующие методики и правила обучения дошколят счету. Вы можете выбрать наиболее подходящий для своего ребенка метод. Лучше комбинировать несколько.

Методика Сергея Полякова

По этой методике начинать учить ребенка счету нужно тогда, когда тот проявляет интерес. Как только родители заметили, что малыш интересуется числами, следует начинать обучение. Не позже. Сергей Поляков не советует использовать метод обучения счету, при котором нужно прибавлять по единице. Это тормозит учебный процесс, мешает ребенку развиваться.

Он не рекомендует начинать обучение со счета на палочках, пальцах и по линейке. Это также не способствует интеллектуальному развитию. По Полякову занятия базируются на обучении устному счету. Сначала малыш перечисляет все, что попадается ему на глаза (игрушки, книжки, ступеньки), затем пробует считать про себя, в том числе складывать и вычитать.



На первом этапе ребенок работает с числами в пределах 10. Для решения несложных примеров в уме малышу нужно запомнить состав чисел. На втором этапе ребенок решает примеры уже с двузначными числами. При этом он не извлекает из памяти готовые решения, как это происходит на первом этапе, а приходит к пониманию и запоминанию способов сложения и вычитания.

При обучении ребенок должен усвоить понятия «больше», «меньше», «поровну». Уроки по методу Полякова сопровождаются различными играми. Например, на первом этапе используют кубики и игры с ними «Приставляем цифры к кубикам», «Гномики в домике», «Подели пополам». Можно использовать другие.


Методика Петерсон

Методика Людмилы Георгиевны Петерсон учит детей мыслить логически. Метод не исчерпывается обучением счету, он включает в себя много интересных игровых заданий, развивающих смекалку. Данная методика пользуется популярностью в дошкольных учреждениях и в начальном звене школ. Система обучения представляет собой цикл, который называют «принципом слоеного пирога».

Традиционные методики обучения придерживаются линейной концепции: в первом классе изучаем сложение и вычитание, во втором – таблицу умножения, деление и умножение, в третьем – дроби и так далее. Получается, если ребенок долго проболел во втором классе и упустил основные моменты темы, нагнать их будет трудно. Следуя данной методике, каждый год изучается одно и то же, но с разной глубиной сложности. Несколько лет подряд темы повторяются, при этом каждая снова и снова предстает в новом аспекте.

Эта система подразумевает большое количество игр. Малышам, например, нравится числовой луч. Перед крохой стоит задача: узнать, сколько будет 3+2. Ребенок встает на отметку 3, делает два шага вперед (нужно прибавить) и останавливается на отметке 5. Если нужно вычесть, ребенок делает 2 шага назад. Так малыш постепенно запоминает состав однозначных чисел.

В домашних условиях можно развивать логику малыша, играя. Прокладываете ряд кубиков: 2 красных-2 синих, 2 красных-2 синих. Говорите ребенку продолжить ряд так, чтобы последовательность не нарушалась. Если кроха берет вместо красного кубика, к примеру, желтый, подсказываете, что так ряд меняется, а он должен сохраниться.

Еще одна интересная игра. Рисуете на листе бумаги большой синий квадрат. Даете малышу задание – нарисовать фигуру, отличающуюся от вашей только по одному признаку. Ваше чадо рисует маленький синий квадрат. Затем вы изображаете маленький синий круг. Он – маленький желтый круг. И так до бесконечности, пока не надоест.

Уместно использовать задания с определением большего и меньшего количества предметов. В двух квадратах, расположенных друг против друга, нужно нарисовать, к примеру, сердечки – 6 и 5. Малышу нужно определить, где больше. Конечно, он сразу кинется считать сердечки. Но можно показать ему другой способ.

Покажите, что сердечки объединяются в пары: одно сердечко из левого квадрата соединяете линией с сердечком из правого квадрата. В том квадрате, где сердечко осталось без пары, их больше. Здесь же можно ввести знаки «больше» и «меньше». Бывает, что времени не хватает, чтобы заниматься с малышом и самому рисовать ему задания.

По данной методике выпускается много печатных тетрадей с интересными задачками, которыми можно занять ребенка.

Обучение по Зайцеву

Николай Александрович Зайцев разработал несколько игр и наборов наглядных материалов, облегчающих обучение математике. Например, игра «Сто счет». В нее входит набор карточек с числами в передах 100. Данная игра поможет развить ребенка.

На каждой карточке изображено одно число. Помимо чисел изображены геометрические фигуры в количестве десятков и единиц числа. Например, число 75. Под семеркой изображается ряд из семи прямоугольников, в каждом из которых по десять палочек (7 десятков), а под пятеркой – 1 с пятью палочками (5 единиц).



Постепенно ребенка нужно знакомить с каждой карточкой, можно расположить их на стене в детской. По этим же карточкам можно учиться складывать и вычитать. В методику Зайцева входят также такие игры как «Мне в сотне тесно» (изучение чисел до тысячи), «Платоновы тела» (геометрические умения), «Тысяча плюс» и др.

Школа Соробан

Ментальная арифметика Соробан – школа устного счета в уме. Это именно официальные учреждения, расположенные в нескольких городах России, обучающие детей по данной программе. Школа Соробан строит занятия так, чтобы были задействованы оба полушария мозга. При этом формируют различные навыки и умения:







Обучение происходит на счетах. Делается акцент на том, чтобы увидеть и запомнить картинку в движении. Затем ребенок сам создает движущиеся образы, придумывает ассоциации. Эта методика создает условия к быстрому восприятию информации, учит синтезировать и анализировать информацию, способствует быстрому счету в уме.




По этой программе могут заниматься дети от 5 до 11 лет.

Техника работы школы Соробан строится по трем основным принципам:

  • регулярность;
  • увлекательный процесс обучения;
  • сильная мотивация.

До недавнего времени методика школы Соробан хорошо работала только с одаренными детьми. С ребятами среднего уровня развития занятия не срабатывали, казались слишком трудными.

В последние годы школа разработала программу, подходящую не только для «вундеркиндов», но и для деток со средними способностями, что позволяет им научиться чему-то большему, развить средние способности до высоких результатов.


Если детей начать знакомить с числами и цифрами еще до школы, это значительно упростит понимание математики в дальнейшем, а также позволит быстро решать поставленные задачи и мыслить логически. Существует множество методик, которые помогают научить ребенка складывать и вычитать, но все они сводятся к тому, что подача информации должна происходить в ненавязчивой форме, в формате игры.

Детки в возрасте 6 лет уже должны уметь считать до 10, а также уметь складывать несложные комбинации цифр.

Решаем примеры на сложение. Как научить ребенка считать. 4,5 года.

💼 Как научить ребенка моментально складывать и вычитать в уме в 3 раза быстрее? [Школа Скорочтения]

Сложение и вычитание чисел от 1 до 20. Переход через десяток. Математика 1 класс.

Сложение и вычитание. Методики и приемы для обучения детей.

Для того чтобы ускорить этот процесс, нужно обзавестись книжками для малышей, в которых будут яркие и увлекающие внимание примеры, а также карточки с нарисованными цифрами. При обучении также можно использовать следующие вспомогательные предметы:

  • Счетные палочки;
  • Игрушки;
  • Вырезанные цифры;
  • Конфеты;
  • Разные фрукты;
  • Стихотворения о цифрах;
  • Считалочки.

Как научить сложению

На первых порах ребенка лучше начать обучать сложению.

В данном случае уместно прибегнуть к помощи игрушек. Куда проще посчитать предметы, которые можно увидеть и потрогать, чем вымышленных слоников, не говоря уже о числах в уме. Итак, возьмите игрушки и начните с простых задач. На столе лежит одна кукла, к ней в гости пришел мишка. Сколько стало игрушек?

Важно помнить, что интерес ребенка удержать долго не получится, поэтому не пытайтесь научить всему и сразу. Даже если ребенок не понимает, сколько в сумме будет игрушек, не нервничайте и не кричите на него. Важно не отбить желание понимать и слушать вас в дальнейшем.

Убедитесь в том, что ребенку понятны выражения «больше», «меньше», «поровну». Не менее важным шагом на пути к изучению счета служит правильный разбор цифры. Объясните, что число 8 состоит из следующих вариантов: 1+7, 2+6, 3+5 и так далее…

Детям нравится, когда им что-то объясняют на интересных примерах. Складывая что-то, пользуйтесь любыми интересными предметами. Ребенок запомнит зрительно и дальше ему будет легче. Как только счет до 10 будет изучен, переходите на счет до 20, но продолжайте закреплять и предыдущие примеры.

Чтобы двузначные числа, которые получаются при складывании однозначных, не пугали и не сбивали ребенка, напомните ему о разборе цифр. Так 5+8 — это 5+5+3. Вторая комбинация на первых порах будет проще, а потом свою работу сделает практика и зрительная память.

Как обучить вычитанию

Вычитание может даваться немного сложнее, но после сложения принцип будет проще понимаем. Объяснять вычитание следует по тому же принципу, что и сложение: начинать надо с самого простого и переходить к более сложному. У девочки было 3 конфеты, 1 конфету она скушала. Сколько осталось конфет? Для наглядности данной задачи можно и конфетку скушать. Постепенно усложняйте примеры и переходите на написание цифровых.

Задача родителей в этот период состоит в том, чтобы не давать ребенку загибать пальчики или перекладывать предметы или палочки. Первое время он будет делать это в уме, но впоследствии и эта привычка исчезнет.