Новые образовательные технологии используемые аттестуемым. Продуктивное использование новых образовательных технологий

Примеры игр и игровых ситуаций на уроках математики.

Игра, как самостоятельная технология.

Игра «Дерево знаний» (5 класс, математика)

Цели игры:

1. Создание различных ситуаций, которые способствуют повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока.

2. Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования.

3. Формировать целостное представление об изучаемом материале, учить выявлению взаимосвязей конкретной темы с последующими, планировать повторение материала.

4. Показать важность изучаемого материала.

5. На основе материала, изученного в начальной школе, выстроить в определённой последовательности основные свойства и законы натуральных чисел, дробей, десятичных дробей.

Начать формировать навыки работы с геометрическим материалом.

Задачи:

1. Создать не один игровой урок, а ввести игровой проект на весь учебный год.

2. Ввести метод укрупнения дидактических единиц, постепенно объединяя темы.

Функции игры: изучение данной темы, выявление взаимосвязей этой темы с последующими, планирование решения всевозможных задач. Анализ своих возможностей и реальное их оценивание.

Ход игры:

Китайская мудрость гласит; «В своей жизни человек должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына». В этом году мы с вами будем выращивать «Дерево знаний», а в следующем году выстроим «Дворец знаний». Чтобы вырастить наше дерево, проверим крепкие ли у него корни. Это то, что вы уже знаете. Далее следует повторение ранее пройденного материала.

На плакате обозначены контуры дерева. Этот плакат каждый урок находится перед глазами учащихся. Постепенно по ходу изучения учебного материала, к контурам прикрепляются части дерева с подписанными на них темами. К концу учебного года дерево покрывается веточками - изученными темами. В течение года проводятся конкурсы на самую красивую, самую содержательную веточку, защита тем. «Дерево» помогает и в повторении материала, срываю веточку, повторяю тему.

Игра «Дворец знаний»

Игра проводится аналогично предыдущей. Контуры дворца заполняются окнами знаний, а у учащихся формируются новые знания, выстраиваются взаимосвязи между пройденными и ранее изученными темами.

Урок-игра.

Уроки обобщения и повторения пройденного материала, проходят под девизом: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!». Примеры таких уроков: уроки путешествия (арифметические действия над десятичными дробями 5 класс, пропорция 6 класс); математические эстафеты (решение уравнений 6 класс, уроки повторения); урок-кроссворд (итоговое повторение курса математики 5-6 класса); математическое многоборье. Последнее включает в себя различные виды конкурсов как индивидуальных, так командных.

Во время урока равномерно распределяются различные виды заданий, чередуется мыслительная деятельность с физминутками, определяется время подачи сложного учебного материала, выделяется время на проведение самостоятельных работ.

  1. Создаётся благоприятный психологический и эмоциональный климат на уроке (дети жизнерадостны, не боятся высказать свои мысли вслух).
  2. Снижена утомляемость и уровень заболеваемости (в начале года более 35% уч-ся болели, к концу учебного года - 8%).
  3. 100% уч-ся охвачены горячим питанием и медицинским обслуживанием (всем сделаны надлежащие прививки).
  4. Проведен индивидуальный мониторинг физ. развития учащихся (100% уч-ся имеют основную группу здоровья).
  5. В кабинете установлены разноуровневые парты и стулья. Соблюдается режим проветривания.

Результатом применения данной технологии является:

1.Создание электронных презентаций, проектов на бумажных носителях (созданы индивидуальные проекты «Моя семья», «Моя школа», «Любимое животное», также коллективные проекты «Планеты Солнечной системы», «Растения и животные Красной книги Самарской области»).

2.Выступления с индивидуальными проектами на уроке перед одноклассниками, в школе перед учащимися начальных классов, на родительском собрании.

3.Совместный выпуск буклетов.

Результатами данной технологии являются: 1.Повышение мотивации к предмету (100% уч-ся с интересом работают на тех уроках, на которых используются ИКТ).

2.Формирование знаний, умений и навыков работы с ИКТ у обучающихся (выполнены компьютерные презентации «Знаешь ли ты сказки?», «Мои поделки из природного материала», «Веселый алфавит»). 3.Использование ИКТ для доступа к информации (участие в конкурсах и олимпиадах).

4.Умение работать в системе контроля и мониторинга качества знаний PROCLass, модульной системе экспериментов PROLog (под руководством учителя).

5. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что положительно влияет на работу с карандашом и кистью. Исчезают комплексы, зажатость, скованность.

1.Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста (92% уч-ся читают выше нормы, 100% уч-ся понимают содержание прочитанного).

2.Одновременное развитие интереса к чтению, потребности читать с целью поиска необходимой информации (100% уч-ся записаны в школьную и городскую библиотеки, регулярно готовятся к урокам внеклассного чтения).

3.Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой (96% уч-ся умеют пересказать прочитанное, имеют большой словарный запас; более 70% уч-ся безошибочно пишут диктанты).

4.Развитие творческих способностей детей (созданы книжки-малышки «Азбука в картинках», «Пословицы и поговорки», «Загадки»; подготовлены короткие сообщения о писателях; проиллюстрированы сказки А.С.Пушкина).

5. 78% учащихся научились работать с дополнительными источниками информации (энциклопедиями, словарями и пр.)

В результате использования данной технологии формируются:

Познавательные УУД:

1) формируется умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и представлять ее;

2) формируется умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируется умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируется умение обобщать и классифицировать по признакам;

5) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1)формируется умение слушать и понимать других;

2)формируется умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируется умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируется умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируется умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируется умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируется умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируется умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируется умение выражать свои эмоции;

2) формируются мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируется умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Современные образовательные технологии/методики, используемые аттестуемым педагогическим работником в практической профессиональной деятельности

Понятие педагогической технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

· Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

· Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса ().

· Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса ().

· Педагогическая технология - это описание процесса достижения плани-руемых результатов обучения ().

· Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния ().

· Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

· Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ().

· Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

· Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (). [Селевко образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998.-С.14-15]

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.

Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:

· некоторого представления планируемых результатов обучения,

· средств диагностики текущего состояния обучаемых,

· набора моделей обучения,

· критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

1. Проблемное обучение

Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу, которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному решению этих проблем.

Цели проблемного обучения :

Активизация мышления учащихся;

Формирование интереса к изучаемому материалу;

Развитие интеллекта и творческих способностей

Задача проблемного обучения:

Проект – это метод обучения :

Уникальный: ориентирован на цели самих учащихся;

Эффективный: формирует множество умений и навыков;

Незаменимый: формирует опыт деятельности.

Проект – это содержание обучения .

Проектирование - часть учебного предмета или отдельный учебный предмет.

Проект – это форма организации учебного процесса .

Проектная деятельность – альтернатива классно-урочного обучения.

Проект – это особая философия образования.

Он позволяет органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

· развитие познавательных умений и навыков учащихся;

· умение ориентироваться в информационном пространстве;

· самостоятельно конструировать свои знания;

· интегрировать знания из различных областей наук;

· критически мыслить.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

Проектная технология предполагает:

Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

Учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения;
овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.

Учитель помогает ученикам в поиске источников;
сам является источником информации;
координирует весь процесс;
поддерживает и поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь.

Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

Этапы работы над проектом.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. д.)

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового

продукта (формы представления результата)

– отчет (устный,

письменный, устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т. д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т. д.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя. И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

Получить полный текст

Что такое “проект” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?
Как правильно организовать деятельность учеников?
Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?

Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т. к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

3. Компьютерные (информационные) технологии обучения

Любая педагогическая технология - это информационная технология , так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование).

ИКТ обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трёх вариантах:

1. – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

2. – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

3. – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Акцент целей

· Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

· Подготовка личности «информационного общества».

· Дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить.

· Формирование исследовательских умений принимать оптимальные решения. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка.

Концепция:

· Диалоговый характер обучения.

· Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

· Оптимальные сочетание индивидуальной т групповой работы.

· Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

· Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют измерить и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, техники, культуры и общественного сознания.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликнуться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:

· При объяснении нового материала;

· Закреплении материала;

· Повторении материала;

· Контроле ЗУН.

При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, досуговой (игровой) среды

В функции учителя компьютер представляет:

· наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);.

· источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);

· индивидуальное информационное пространство;

· тренажёр;

· средство диагностики и контроля.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

· Организация учебного процесса на уровне предмета в целом(график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

· Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.).

· Индивидуальные наблюдения за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребёнком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Компьютерные технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют эффективно повысить качество обучения. Современная аппаратура: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа установка позволяет значительно разнообразить формы работы, использовать большое количество наглядного материала и экономить время на уроке.

Особо следует отметить возможность использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам. При наличии компьютерной аппаратуры в кабинете технологии, время создания печатной папки и презентации к проектной работе значительно сокращается. Появляется возможность ребенку потренироваться в защите проекта - выступить перед разной аудиторией. При этом учащиеся-слушатели так же приобретают опыт: видят пример, образец к которому надо стремиться.

Информационно-аналитическая справка об использовании продуктивных педагогических технологий

Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Применение новых технологий является эффективным способом в расширении кругозора воспитанников, в освоении ими способов деятельности. В последние годы изучению и использованию в работе ДОУ современных образовательных технологий было уделено особое внимание. Знания здоровьесберегающих технологий углублялись, совершенствовались. Такие как метод проектов, исследований по А.И.Савенкову, ИКТ изучались основательно через семинары,мастер-классы,тренинги.

В таблице представлены личные материалы страшего воспитатлея Макаровой А.А. и материалы, разработанные при её участии.

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической деятельности

№ п/п

Современные образовательные технологии и (или) методики

Цель использования технологий и (или) методик

Результат использования технологий и (или) методик

Здоровьесберегающие

Обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ

Снижение заболеваемости.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Практические материалы по здоровьесберегающим технологиям для педагогов.

Игровые

Развитие интеллектуально-творческого потенциала воспитанников, воспитание нравственных качеств, в условиях эмоционального комфорта

Картотеки игр, консультации, материалы методических мероприятий

Метод проектов

Развитие свободной творческой личности ребенка, учёт его индивидуальных потребностей, желаний и интересов.

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса. Повышение профессиональной компетентности педагогов в овладением основ метода проектов.

Организация работы педагогов ДОУ в использовании метода проектов в работе с детьми. Разработка пакета проектной документации.

Участие в составлении Конструктора проектов.

Создание Копилки проектов.

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

Развитие у воспитанников таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ, овладение методами и приемами ТРИЗ как универсальными инструментами формирования способов познания мира у дошкольников.

Организация работы по созданию конструктора ТРИЗ-занятия, курирование работы по созданию пособия

« Приемы и методы ТРИЗ-технологии в образовательно-воспитательном процессе ДОУ», организация участия и сопровождение педагогического коллектива ДОУ в деятельности региональной лаборатории по использованию ТРИЗ

ИКТ

Создание открытого информационно-образовательного пространства ДОУ.

Повышение познавательной активности воспитанников. Повышение профессионального уровня и ИКТ-компетентности педагогов ДОУ. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ.

Создание сайта ДОУ, подготовка воспитателями ДОУ презентаций к образовательным ситуациям с детьми, досуговым мероприятиям, родительским собраниям, педагогическим конкурсам.

Интерактивные методы обучения

Создание комфортных условий повышения профессионального уровня педагогов ДОУ, при которых они чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Повышение уровня проведения методических мероприятий и заинтересованности педагогов. Цикл семинаров и тренингов с использованием интерактивных методов.

Исследовательские методы обучения (авт.А.Н.Савенков)

Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Ознакомление педагогов с основами методики, организация работы по освоению методики, проведение мастер-класса для педагогов ДОУ, разработка модифицированной рабочей тетради для дошкольников “Маленький исследователь изучает мир», Конструктор исследований.