Тематическая неделя "масленица" в подготовительной к школе группе детского сада. Конспект совместной деятельности в подготовительной группе с презентацией на тему: Масленица

Татьяна Морозова
Лепка «Масленица»

Конспект лепка «Масленица»

Программное содержание: учить лепить куклу «масленицу», передавать форму частей, плотно их соединять, закрепить у детей умение лепить конусообразную юбку. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Развивать интерес к обрядовым русским праздникам.

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Предварительная работа : беседы на тему «Масленица», разучивание народных игр, потешек, закличек.

Материалы и оборудование : иллюстрации с изображением празднования Масленицы, пластилин, дощечки для пластилина, стеки, разноцветные кусочки ткани треугольники «платочки».

Методы и приемы: использование художественного слова, вопросы детям, рассказ воспитателя, показ поделки, рассматривание образца, объяснение порядка работы, самостоятельная деятельность детей

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадки:

Этот праздник знаешь ты,

На него печем блины.

Зиму прочь им прогоняем,

Весну красную встречаем.

Символ зимушки - зимы,

Сжечь сегодня мы должны.

Руки, ноги, голова,

Но не жалко нам тебя.

Догорай скорей дотла,

К нам тогда придет весна.

О каком народном празднике говориться? (О Масленице)

Сколько дней длиться масленица?

Как называются дни масленичной недели? (Встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тещин вечерок, заловкины посиделки, проводы).

Что делали в этот праздник? (Ответы детей).

Какое блюдо считается главным на Масленицу?

Почему блины? (Они похожи на солнце, такие же горячие, румяные да золотистые)

Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку. (Дети идут по кругу и произносят закличку)

Ну-ка, Солнце, просыпайся,

В чисто небо выбирайся,

Будешь по небу ходить,

Песни петь и всем светить.

Солнышко, Солнышко,

выгляни в окошко,

Солнышко, Солнышко,

покажись немножко!

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица (показ иллюстрации). Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

А сейчас мы с вами постараемся сделать куклу Масленицу не из соломы, а из пластилина. Показ образца.

Из чего состоит кукла?

Что нам нужно для работы?

Объяснение порядка работы. Обращаю внимание детей, что юбку куклы можно слепить в виде круглого диска. Для этого из пластилина надо скатать шарик, а потом расплющить его между ладонями, стекой делаем надрез до середины и делаем конус (юбка готова). Голову куклы накрываем небольшим кусочком ткани, платочек, руки в виде палочки (раскатать колбаску). Соединяем детали. Украшаем юбку. В середину вставляем палочку, кукла «масленица» готова.

Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Масленица»

Положи блинок в ладошку:

Угости мурлыку- кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).

Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

Самостоятельная деятельность детей. При необходимости помогать детям, у которых возникли трудности.

В конце занятия устраивается выставка работ. Дети любуются куклами. Делятся впечатлениями от работ. Воспитатель предлагает вспомнить потешки и заклички о Масленице и солнышке.

Публикации по теме:

Еще с языческих времен до христианства на Руси праздновали Масленицу. Правда, в те далекие времена праздновали ее целых две недели: семь.

Праздник Масленица - это проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым и радостное ожидание нового в жизни природы и в жизни людей. Масленичные.

Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей.

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться» Развлечение «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться» Цель: знакомить детей с традициями празднования фольклорных праздников. Задачи:.

Сегодня в нашей группе прошла предметная лепка. Мы лепили человека. Учили детей лепить тело человека из пластилина, используя приемы: прямое.

Задачи: расширять представление детей о русских народных обычаях; формировать умение передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы; умение работать аккуратно; вызвать желание делать что-то для других.

Материалы: пластилин, доски для лепки, иллюстрации по теме «Масленичная неделя», кукла –Катя.

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Воспитатель: (рассказ сопровождается показам иллюстраций в альбоме «Масленица»)

Совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей.

Как в пословице говорится:

"Без блинов не Масленица".

"Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Воспитатель: -Ребята, а теперь поиграем.

Подвижная игра «Яблочко»

2. Стук в дверь.

Воспитатель: -Кто то к нам пришел. (воспитатель вносит в группу куклу –Катю)

Кукла-Катя: -Здравствуйте ребята! Меня зовут Катя. Вы знаете какой сейчас праздник? Правильно, Масленица. Чем в этот праздник угощают гостей хорошие хозяйки? Правильно блинами, ватрушками, пирогами, кренделями. Вы меня угостите?(ответы детей)

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и приступить к изготовлению угощений.(сопровождающая музыка)

4.Анализ.

Воспитатель:-Сколько много угощений вы приготовили для нашей гостьи, пойдемте угощать её. (Предложить каждому ребенку рассказать, что он приготовил для куклы). Молодцы ребята, вы сегодня все постарались, кукле – Кате очень понравились ваши лакомства.(Кукла прощается с детьми)

Конспект занятия по рисованию в средней группе.(воспитатель Бусуек Т.И.)

Тема: «Масленица»

Задачи: познакомить детей с традицией проведения старинного праздника; закреплять приемы рисования кистью и красками; развивать творческие способности у детей.

Материалы: Иллюстрации с изображением Масленицы, альбомный лист, акварельные краски, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Воспитатель: ребята, а вы знаете как делают Масленицу? Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы. А вот как можно нарисовать Масленицу.(дети рассматривают иллюстрации с изображением Масленицы)

Наша Масленица годовая,

Она гостинка дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Все на комоньях разъезжает,

Чтобы кони были вороные,

Чтобы слуги были молодые!

Про Масленицу говорили:

Душа ты наша Масленица!

Сахарны твои уста,

Сладка твоя речь!

Приезжай к нам в блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее

(поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца!

(протягивают руки вверх ладонями)

2. Предложить детям нарисовать Масленицу.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Анализ. Выставка работ детей.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

На Масленой неделе повеселись, да блинком угостись.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье - бытье, а Масленица.

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

Светлана Машнева

Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие,познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие,речевое развитие.

Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности

Задачи:

Образовательные -обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Возраждать интерес к обрядовым русским праздника.

Развивающие - Обогащать и активировать словарь детей. Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей

Воспитательные - Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Предварительная работа:

Беседы на тему «Масленица», разучивание народных игр, потешек, закличек.

Подготовка пластин – основ для лепки.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением празднования Масленицы, произведения декоративно-прикладного искусства с солнечными элементами декора, например, писанка (миниатюра на яйце, дымковский) индюк, семёновская матрёшка, хохломская ложка и пр; таблица с декоративным изображением солнечных знаков.

Пластилин. дощечки для пластилина, стеки, пластины-основы для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихи:

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Вопросы детям:

О каком народном празднике говориться в стихотворении? (О Масленице)

Сколько дней длиться масленица?

Что делали в этот праздник? (Ответы детей).

Воспитатель обобщает рассказы детей: Праздник наступает тогда, когда мы прощаемся с зимой и встречаем весну. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых,пляски, песни.

В народе недаром его величали широкой Масленицей. Девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.

Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. На Масленой неделе выпекались блины.

Почему блины считаются главным блюдом на Масленицу? (Они похожи на солнце, такие же горячие, румяные. да золотистые)

Воспитатель рассказывает детям о том, что блин это символ солнышка: такой же горячий и круглый. Люди как бы обращались к солнцу, чтобы оно было к людям добрым: ведь если солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышко будет весной и летом мало, урожай не вызреет.

Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку. (Дети идут по кругу и произносят закличку)

Ну-ка, Солнце, просыпайся,

В чисто небо выбирайся,

Будешь по небу ходить,

Песни петь и всем светить.

Солнышко, Солнышко,

выгляни в окошко,

Солнышко, Солнышко,

покажись немножко!

С давних - давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод -это знак солнечного круга, изображают на своей одежде, посуде.

Воспитатель показывает детям несколько произведений декоративно - прикладного искусства обращает внимание детей на солнечные знаки. Показывает детям их декоративные варианты (круг,круг с точками,круг с завитками, круг с волнистыми линиями,круг с треугольниками).

Воспитатель предлагает детям слепить портрет солнышка, на приготовленных заранее основах – пластинах. Обращает внимание детей. что само солнышко можно слепить в виде круглого диска. Для этого из пластилина надо скатать шарик, а потом расплющить его между ладонями. Так же можно выложить солнечный круг из тонкого жгутика. или «завить» жгутик спиралью по кругу. Воспитатель уточняет представление детей о том, какой формы могут быть декоративные лучики, ещё раз обращает внимание на декоративную таблицу. Красивые лучики прилепим вокруг солнечного круга. Они могут быть одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные.

В конце занятия устраивается выставка работ. Дети любуются солнышками. Делятся впечатлениями от работ. Воспитатель предлагает вспомнить еще потешки и заклички о солнышке и Масленице.


Публикации по теме:

Фольклорный праздник к 8 Марта в подготовительной к школе группе «Матушка родимая что солнышко весной» «Матушка родимая, что солнышко весной» Фольклорный праздник 8 Марта в подготовительной к школе группе Звучит музыка «Третья песня Леля».

Конспект комплексного занятия по музыке и аппликации в младшей группе «Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!» Под спокойную музыку входят в зал. Воспитатель: Доброе утро! Птицы запели! Добрые люди встали с постели! 1. Упражение: «Здравствуйте!» Воспитатель:.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Звездочка» станицы Зольской КОНСПЕКТ музыкального занятия.

Цели и задачи: Формирование умения соотносить предметы,изображенные на сюжетной картинке с изображениями отдельных предметов; -развитие.

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе «Масленицу встречаем - людей зазываем!» Цель занятия: продолжать детей знакомить с русскими традициями, гостеприимством, праздником Масленицей, объяснить смысл поклона, значение.

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Госпожа Масленица.


Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Госпожа Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, поговорки,
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: иллюстрации, картинки о проведении праздника, поговорки, заклички.
Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, поговорки, заклички.

Ход занятия:

Воспитатель переодевшись бабушкой, приглашает детей в группу.
Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
Дети: Уступит
Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Можно использовать аудиозапись (журчание ручьев, капель и т.п.)
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.


- Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать.
Хотите мне помочь?
Дети: Да!
На столике лежит девичий наряд- платок, сарафан, ленты, лапти, салома.
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем?
Дети: ответы
Воспитатель: Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Масленицу и ее наряжают.


Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили:"Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"
Воспитатель: Ребята, давайте вместе ее позовем.
Дети повторяют закличку.
Воспитатель: Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин.


Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой.


Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди,когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
дети: ответы
Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье- будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем - "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод "Веснянка".
Воспитатель: Ребята, как понимаете вы поговорку "Без труда - не выловишь и рыбку из пруда"?
Дети: ответы
Воспитатель: Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение - сделать все необходимое!

Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица сегодня началась. А сейчас собирайтесь, пойдем веселиться, с гор кататься.

Конспект занятия

по адаптационной образовательной программе: « Живая глина»,

срок реализации программы – два года.

Объединение: «Калейдоскоп»

Возраст детей от 8 до 15 лет

Дата 27.02.2014г.

Раздел программы: «Декоративный рельеф» (14 часов)

Тема занятия: « Изготовление солнца – символа масленицы».(2часа)

Цели занятия: закрепление навыков лепки декоративного рельефа

Задачи занятия:

Обучающие:

Формировать правильные приёмы лепки;

Закрепить навыки и умения лепки декоративного рельефа при помощи стека и «налепа»;

Учить применять знания по декоративному творчеству при создании образа в лепке.

Развивающие:

Развивать интерес к лепке;

Развивать креативность мышления, мелкую моторику кистей рук;

Развивать умение создавать образ по указанной теме.

Воспитательные:

Приобщать детей к русским традициям через знакомство с праздником масленица;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие;

Вырабатывать соблюдение правил безопасности при работе.

Методы обучения:

Словесный метод (беседа);

Наглядный метод (демонстрационный материал);

Практический метод (индивидуальная практическая работа)

Используемые технологии:

Элементы игровой технологии (дидактическая игра);

Личностно-ориентированные (индивидуальная работа);

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, пальчиковая гимнастика).

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

Фронтальная;

Работа по подгруппам;

Индивидуальная практическая работа.

Реальный результат:

- научились выполнять декоративный рельеф при помощи налепного узора;

Познакомились с традициями празднования масленицы;

Проявят умение планировать совместную деятельность;

Смогут воплотить художественный замысел;

Оценить свою работу и работу других.

Материалы к занятию:

Предварительная работа:

Просмотр презентации о масленице;

Дидактическая игра;

Повторение правил техники безопасности;

Обсуждение этапов работы по технологической карте.

Демонстрационный материал:

Образец;

Презентация;

Символические изображения солнца.

Раздаточный материал:

Технологические карты;

Соленое тесто 3-ех цветов: красное, оранжевое, желтое;

Фольга;

Стеки, кисть;

Стаканчики с водой;

Штампы.

Ход занятия:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала занятия – тема, цель занятия;

2. Подготовка к основному этапу занятия – объяснение, рассказ педагога;

3.Усвоение знаний и способов действий – показ приёмов

изображения.

4.Проверка домашнего задания.

5.Техника безопасности на занятии для обучающихся.

Динамическая пауза.

6. Первичная проверка знаний:

Опрос детей;

Закрепление знаний и способов действий;

7.Пальчиковая гимнастика.

8.Практическая деятельность обучающихся

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков; индивидуальный подход к каждому обучающимся на занятии.

9. Подведение итогов занятия-

Анализ деятельности детей педагогом, самими обучающимися; возможна выставка работ.

1 0. Рефлексия.

2мин.

8мин.

6мин.

4мин.

3 мин.

7мин.

3мин.

45мин.

8мин.

4мин.

1) Приветствует всех присутствующих. Для сообщения темы занятия, привлечения внимания детей загадывает загадку про масленицу.

-Как вы думаете, о каком празднике идет речь?

Всю неделю отдыхаем, Слайд №1
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем

Правильно! Это Масленица.

2) Предлагаю вашему вниманию презентацию, из которой вы узнаете подробнее об этом народном празднике.

-Демонстрация презентации.

Масленица справляется за семь недель до Пасхи

Самым главным на Руси был Бог солнца – Ярило.

От света и тепла зависела жизнь людей на земле.

Всю длинную, холодную зиму люди мечтали о тёплом летнем солнышке, зелёной травке.

И вот к концу зимы они просили поскорее растопить снег и лёд, согреть землю Бога солнца- Ярило.

Сайт №3

В каждом доме пекли румяные блины, похожие на солнышко, ели их с маслом, угощали соседей.

Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус.

А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся! Слайд№4

Вопросы для закрепления: Слайд№13

-Назовите традиционное угощение на праздничном столе?

-Почему выбрано это угощение?

-Каким ритуальным обрядом заканчивается празднование Масленицы?

Тема занятия: Изготовление солнца-символа Масленицы Слайд№14

Дидактическая игра «Солнечный наряд»Слайд№15

1. Обсуждение эскизов, символических изображений солнца . Конструирование модели солнышка. Сравнение двух моделей.

-Какая геометрическая фигура лежит в основе всех представленных изображений солнца?

- Какой формы можно изобразить лучики солнца?

-Какие дополнительными деталями украшены изображения солнца?

-Какие цвета были использованы при изображении солнца?

Повторение понятий: рельеф, барельеф, горельеф, декоративный рельеф.

Вопросы для проверки знаний по изученному материалу:

-Что такое рельеф?

-Что означает словосочетание « декоративный рельеф»?

Инструкция по техники безопасности с элементами игры . Слайд№18

Игра-разминка «Правда или нет?»

1.Правда или нет?

-что материалы и инструменты должны быть разбросаны на рабочем столе? (Нет!)

2. Правда или нет?

-при лепке из солёного теста надо надевать специальную одежду? (Да!)

3.Правда или нет?

-Что во время работы можно вертеться и мешать соседу по парте? (Нет!)

4. Правда или нет?

-Что нельзя допускать попадание солёного теста в глаза? (Да!)

5. Правда или нет?

-Что если у вас есть ранки на пальцах рук, то не надо их заклеивать их пластырем? (Нет!)

6. Правда или нет?

- Что нужно убирать свое рабочее место после окончания работы?

1. Анализ технологии выполнения декоративного рельефа: Анализ образца

-Какой способ выполнения рельефа использовался при выполнении представленного образца?

-Этапы выполнения декоративного рельефа:

(Презентация, технологическая карта.)

Необходимые материалы и инструменты: Слайд№19

1.Из кусочка теста формируем шарик. Слайд№20

2.Расплющиваем шарик так, чтобы получился круг толщиной 1 см. Слайд№21

3. Полученный круг приклеиваем на тестовую основу при помощи воды. Слайд№22

4. Возьмём тесто другого цвета и разделим его на равные части по количеству лучиков. Слайд№23

5. Из полученных заготовок формируем лучики и приклеиваем по контуру солнышка. Слайд№24

6.Используя технику «налепа» декорируем солнышко деталями: глазками, носиком, щечками, и ротиком. Слайд№25

7.Добавляем необходимые декоративные детали: украшаем лучики, добавляем челку, кудряшки, веснушки. Слайд№26

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» . Слайд№27

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Выполнение декоративного рельефа

1. лепка рельефа, поэтапная работа;
2. деталировка;
3. завершающий этап

Текущий инструктаж
коррекция работ учащихся, демонстрация правильных вариантов выполнения операций, поощрение.

а) просмотр и анализ работ б) оценивание работы

Заключительный инструктаж. Слайд№28

-Какие чувства вы испытываете, глядя на свои солнышки?

-В чем были затруднения?

- Как их исправить?

- Предлагаю ребятам выбрать солнышко (весёлое, безразличное, грустное) и оценить своё впечатление от сегодняшнего занятия .

1) Разгадывают загадку.

Это Масленица

2) Чтение слайдов.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.Слайд№5
"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!Слайд№6
Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!Слайд№7
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.Слайд№8

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.Слайд№9
Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!Слайд№10
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...Слайд№11
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!Слайд№12

Просматривают презентацию и отвечают на поставленные вопросы.

Блины.

Блин – символ солнца.

Сжиганием обрядовой куклы на костре.

Выполняют задание по группам. Собирают модель солнышка из предложенных деталей.

Анализируют получившиеся модели, отвечая на

вопросы.

Круг.

Завитки, жгутики, лепестки, кружки.

Чёлки различной формы, веснушки.

Желтый, оранжевый, красный.

1.Отвечают на поставленные вопросы.

Рельеф - это один из основных видов скульптуры, в котором объемное изображение располагается на плоскости и составляет с этой плоскостью единое целое. Слайд№16

Декоративный рельеф это выпуклое изображение на плоскости, служащее для украшения Слайд№17

Встают из-за парт, отвечают на поставленные вопросы. При положительном ответе машут руками, а при отрицательном – топают ногами.

Просмотр презентации.

Анализируют образец и технологическую карту.

При выполнении работы используется способ налепного узора – «налепа».

Выполняют разминку.

Поэтапное выполнение работы.

Самостоятельное творчество по отделке и украшению изделия.

Обмениваются работами и оценивают работы друг друга.

Отмечают положительные моменты в работе.

Высказываются по поводу допущенных ошибок.

Отвечают на поставленные вопросы, подводят итог занятия.

Выбирают солнышко соответственно своему настроению.