Материал по технологии "история возникновения вязания крючком". История развития вязания крючком и спицами в России

Введение

Я занимаюсь вязанием крючком с 3 класса. На уроке технологии мы вязали крючком и мне понравилось. Освоить технику вязания крючком очень просто, было бы желание. С этим может справиться и ребёнок. Помню, в детстве, я связала крючком свою первую шапку. Мне было лет девять. Она была смешная, большая, бесформенная. Конечно, я её не носила, но с тех пор прикипела к этому делу. Вязаные вещи выглядят очень эффектно, не обычно и сейчас всё реже встречаются и поэтому дорого ценятся. Вязание крючком - процесс увлекательный.

Ни что так не украшает дом, как вещи, сделанные своими руками. Красивые вязаные салфетки, скатерти, дорожки придают ему уют. Результаты всегда красивы, изделия, связанные крючком, могут стать отличным подарком. Вещи, связанные крючком отличаются удивительной воздушной красотой и ажурностью. Вязать крючком очень просто, достаточно немного терпения для того, чтобы научиться основным приёмам вязания. Вязание крючком - процедура более простая, чем вязание спицами. А изделия получаются очень красивые, нарядные и привлекательные. В наше время рукоделие обретает вторую жизнь. Ручная работа очень ценится. Вязание крючком стало модным и полезным занятием. Сейчас оно находится на пике популярности. Вязание крючком позволяет создавать и ажурные узоры, очень тонкие, похожие на кружево, и плотные рельефные изображения. При помощи крючка вяжут и теплые вещи, и тонкие стильные купальные костюмы. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства.

Для вязания крючком потребуются лишь нитки и крючки. Нитки подойдут самые разные: и шерстяные, и шелковые, и хлопчатобумажные. Крючки тоже бывают разными. Они могут быть изготовлены из пластмассы, металла, кости, дерева. Толщина у них разная, самый маленький размер - 1 мм, самый большой - 8 мм. Чем тоньше крючок, тем мельче и изящнее узор. Но надо учитывать, что толщина пряжи тоже имеет значение. Крючки, диаметр которых от 3 до 6 мм подходят для вязания вещей из толстой синтетической или шерстяной пряжи. А тонкие крючки, диаметр которых от 1,5 до 2,5 мм подойдут для мулине, гаруса, ириса. Толщина крючка выбирается такой, чтобы была в два раза больше, чем толщина выбранной нити.

История вязания крючком

Вязание - самый популярный вид рукоделия, известный с древнейших времён. Найденные археологами вязаные вещи относят к III-V векам нашей эры. Но, видимо, вязание, как и любое ремесло, постепенно развивалось задолго до этого. Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин. Теперь уже редкий мужчина возьмет в руки спицы или крючок. Вязание крючком появилось в Англии и во Франции, оно было разработано в 16 веке. Но есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены учеными в начале 20 века. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки. В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики.

Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.

В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную. В V в. вязание процветает на Востоке и примерно в IX в. попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании только в XVI в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в XVII и XVIII вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую. В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

Фото 2. Носок. 16-17 в. Связан на пяти спицах. Археологический выставочный комплекс «Старый Гостинный двор».

Предполагается, что он связан на пяти спицах по кругу. Хранится в Археологическом выставочном комплексе «Старый Гостинный двор»

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

В Архангельской области считалось, что невеста одаренная и умелая, если она собственноручно одаривала родню мужа связанными носками, и чем разнообразнее узоры и больше носок, тем более мастеровитая будет будущая супруга. Такие дорогие подарки надевали лишь по праздничным дням. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязались из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Фото 4. Вязаные сапожки с цветочным орнаментом «Павлопасадские».

Фото 5. Вязаные белые сапожки на каблучке.

Истории вязаных варежек на Руси.

Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания «варяжская руковица» , что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати», что значит «защищать» , «охранять» . Очевидно от холода.

Третий вариант: от слова «вареги» , т. е. «варить» . В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки» ), а затем меховые - мехом наружу ( «мохнатки») . Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили «исподочки» с орнаментом, в будни - однотонные.

Фото 6. Варежки с орнаментом.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» ( «митенки») - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

« С утра до вечера в «Хрустальном дворце» толпилась публика у экспонатов с Российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную экзотику рассматривали европейцы… «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».

1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка, на которой были представлены 6 пуховых тончайших платков из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. До закрытия выставки все платки были раскуплены, а Мария Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия из оренбургского козьего пуха были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый.

Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

Если важно, чтобы изделие было теплым, то выбирают прежде всего плотные пушистые платки из серого пуха. Тонкие ажурные платки, которые еще называют «паутинкой», также достаточно теплые, но их ценят, прежде всего за красоту и неповторимость. Именно тонкие ажурные Оренбургские платки должны проходить через кольцо.

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

Кстати, помимо прохождения в кольцо, «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

Фото на миниатюре:

Москва, Красная площадь, предположительно конец 18 начало19 в.

Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-55, Петербург - 11 (23) ноября 1824, там же) - русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.

Известная путешественница и вязальщица Энни Поттер утверждает, что искусство вязания крючком возникло в ХVI веке. Датчанка Лиза Полюден выдвинула сразу три теории появления этого искусства. Согласно первой из них, возникло в Аравии, затем распространилось на восток до Тибета и на Запад до Испании, а оттуда – в другие европейские страны. По второй версии, впервые взяли в руки крючок представители первобытных племен Южной Америки, изготавливавшие с его помощью украшения. Третья версия гласит, что вязание крючком придумали создатели многих разновидностей декоративно-прикладного искусства китайцы. У них впервые появились объемные куклы.

Первые упоминания об искусстве вязания крючком в Западной Европе

Первое письменное упоминание вязания крючком, названного «пастушьим вязаньем», обнаружено в «Мемуарах шотландской леди Элизабет Грант», написанных в ХIХ веке. Узоры для вязания крючком впервые были опубликованы в 1824 году в голландском журнале «Пенелопа».

Существует версия, что вязание крючком появилось в ХIХ веке как одна из разновидностей вышивки тамбуром. Первые крючки для вязания могли представлять собой как примитивные гнутые иглы с пробковыми ручками, так и дорогие изделия, выполненные из серебра, стали или слоновой кости. Разумеется, драгоценные крючки дам создавались не столько для работы, сколько для того, чтобы привлечь внимание к их прелестным белым ручкам.

Во время голода 1845-1849 годов в Ирландии одной из форм помощи голодающим стало обеспечение их заказами на кружева, связанные крючком. Традиция приписывает изобретение искусства вязания крючком ирландского кружева Мадемуазель Риего дела Бланшардье, которая в 1846 году опубликовала первую книгу, посвященную изготовлению изделий в этой технике.

Вязание крючком в России

В России искусство вязания крючком появилось в конце ХIХ века. Рукодельницы специализировались, в основном, в изготовлении кружев, узоры для которых они заимствовали из ткачества и вышивки крестом.

В наши дни отточенное веками мастерство вязания крючком не утратило своей актуальности. Несмотря на существовавшее одно время мнение, что постепенно вытеснит ручное, изделия ручной работы приобретают все большую и большую популярность. При этом вязание крючком кажется более интересным и привлекательным, чем вязание на спицах. Более легкое для освоения, оно позволяет создать поистине неповторимые изделия тончайшей работы.

23.06.2013 Обновлено 31.01.15

История вязания крючком

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. История нашей планеты рассказывает, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне.

Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительно красивое многоцветное шелковое изделие, связанное, как полагают специалисты, тонкими металлическими спицами.

В Египте сохранились экземпляры вязаных вещей IV и V веков нашей эры. Детский носок из цветной шерсти был связан сравнительно сложной техникой: большой палец отделен от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии.

Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан - коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

В XII веке вязание в Европе превратилось в домашнюю работу.

В XIII веке во Франции это уже доходная отрасль промышленности: вяжут шляпки, перчатки, фуфайки, капюшоны, чулки.

В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, в 1612 году Пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми эти артели конкурировать уже не могли.

Но вязальное машинное производство развивалось очень медленно. Только в XIX веке его действительно механизировали.

Существовало одно время мнение, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, особенно крючком - ведь вязание на спицах по структуре вязаного полотна очень схоже с машинным.

Искусство вязания крючком в начале XIX века поистине ювелирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

Из тончайших ниток шерсти, шелка, льна в золотых руках мастериц рождались красивые скатерти, покрывала, занавески, шали, кружева и другие предметы одежды и украшений.

...И В НАШЕ ВРЕМЯ

Как часто вы встречаете своих сверстников в школе, на празднике, на улицах в вязаной одежде. Глядя на многие вещи, сделанные руками самих ребят, испытываешь чувство восхищения - чего только не умеют вязать юные мастера! Каждодневные и нарядные костюмы, платья, пальто, шали, спортивные изделия - все это они придумали и исполнили сами.

Очень интересные выставки творчества проводит Московский Дворец пионеров, где экспонируются работы учащихся. На них отбирают по районам лучшие изделия. А сколько таких выставок устраивается по всей нашей стране, во всех республиках!

Все они имеют свой национальный стиль с учетом народных традиций и современности. Будущие художники, модельеры, мастера прикладного искусства начинают рукодельничать еще в школе. Да вы и сами, наверное, не раз встречали на отдыхе, на пляже, в парке, даже в транспорте увлеченных вязанием и взрослых и детей.

Однажды я побывала в московском детском саду № 619. Воспитательница подготовительной группы Алла Анатольевна Хмара проводила занятия по труду. Некоторые дети лепили из пластилина, другие рисовали, а за несколькими столиками сидели девочки и мальчики и вязали крючком. Перед ними в коробках лежали разноцветные клубочки ниток и уже связанные шарфики, шапочки, сумочки, юбки, тапочки для кукол. Дети сидели прямо, не горбились, правильно держали крючок - и маленькие руки вязали петельку за петелькой. Было видно, что они в этом деле не новички и уверенно выполняют свою работу.

В беседе с ребятами выяснилось, что больше всего им хочется связать что- нибудь в подарок маме, папе, бабушке, младшим в семье. Я подумала: как хорошо, когда рядом с детьми такая воспитательница, как Алла Анатольевна, которая своей увлеченностью может привить детям любовь к вязанию.

Ведь очень важно помочь всем найти себя в том или ином виде творчества.

Возможно, и вы, ребята, мечтаете быть педагогами-воспитателями, а чем интереснее и увлеченнее вы расскажете детям о мире творчества, чем большему их научите, тем прекрасней этот мир будет и в них самих.

Кружки рукоделия - это одна из форм эстетического воспитания. Вязание крючком способствует развитию трудолюбия, внимания, аккуратности, терпеливости, воспитывает художественный вкус.

А как приятно связать что-либо в подарок своим близким и друзьям!

Если вы любите рукоделие и хотите научиться вязать крючком, то наша книга поможет вам в этом.