Пальчиковая гимнастика для детей 7 лет

Сентябрь

Осень,грибы

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

«ГРИБЫ»

Топ-топ - пять шагов,

В кузовочке пять грибов. Мухомор красный -

Гриб опасный.

А второй - лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело!

(Руки вверх плавные, волнообразные движения)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

(Дети «шагают» пальчиками)

(Показали 5 пальцев правой руки.)

(Загибают пальцы на одной руке.)

Октябрь

Мой город, моя страна, моя планета

«Город. Страна»

«Дом»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.

«Строим дом»

Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем.

«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ладони разворачиваются параллельно друг другу
Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»).

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Стучать кулаком о кулак.
Пальцы соединить, показать "крышу".

Сжимать-разжимать пальцы.
Вращать кисти рук.

Ноябрь

Мои права

«Семья»

Как у нас семья
Большая Да веселая
Два у лавки стоят,

Два учиться хотя

Два Степана сметаны объедаются.

Две Дашки у кашки питаются.

Две Ульки в люльке качаются.

Раз-два-три-четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз-два-три-четыре-пять!

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

(Загибают большие пальцы)
(Загибают указательные пальцы)
(Загибают средние пальцы)
(Загибают безымянные пальцы)
(Загибают мизинцы)

(Хлопки на счет. Поочередное загибание пальцев).

Декабрь

Зима, Новый год

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли

«НОВЫЙ ГОД»

«НА ЁЛКЕ»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них же - вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(Загибать пальчики по одному)

(Имитировать лепку комков)
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
(Отряхивать ладошки)
. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

(Ритмичные хлопки в ладоши.)

(Ритмичные удары кулачками.)

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

(«Рисуют» руками большой круг.)

(Делают ритмичные хлопки.)

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

Январь

Зимние забавы

«ПИРОГ»

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега - из муки.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе

И совсем-совсем не сладкий.
Раз - подбросим.
Два - поймаем.
Три - уроним.
И... сломаем.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

(Показывают, как лепят пирог)

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

(Опять показывают, как пекут пирог)

(Загибают пальчики.)

(Лепят снежок)
(Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)

(Грозят пальником.) ("Подбрасывают".)
(Приседают, "ловят".)

(Встают, "роняют".)

Февраль День защитника Отечества

Эти пальцы – все бойцы

Удалые молодцы

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца

Два сметливых молодца

Два героя безымянных

Но в работе очень славных

Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки.

Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять

Пальцы встали дружно в ряд

Десять крепеньких солдат. Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в

(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

(приподнять 2 указательных пальца)

(приподнять 2 средних пальца)

(приподнять 2 безымянных пальца)

приподнять 2 мизинца)

(Поочередно считают пальцы на левой руке)
(начиная с мизинца, .затем на правой руке.)
(Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

(Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их.)

(Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.)

«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Пока маме помогали.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)

(Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики.)

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

(Развести пальцы рук.)
(Ритмично двигать пальцами вместе- врозь.)
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Апрель

Весна

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.

«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.
Снова солнце в небе улыбается,

Снег растаял, ручейки звенят.

И подснежник первый распускается,
С юга птицы с песнями летят.

«Космос»

Раз, два, три, четыре, пять

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит

Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую желтую луну.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его-полоска света,

А зовут объект комета

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

(загибают по одному пальчику с мизинца)

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

(Соединять пальцы правой руки с большим.)
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
(Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу;) (разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.)

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».)

(По одному загибают пальчики на обеих руках.)
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль.)
(Загибают пальчики обеих рук.)

(Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
(К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Май День Победы

Аты - баты, аты - баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

«День победы» -

что такое день победы, это праздник, ордена, и награды боевые, и салюты золотые, и тюльпанчики цветные, и чистая земля.

(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

(рисуем вопрос пальцами в воздухе)

(кулачок прикладываем к груди)

(руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках)

(покажу руками бутон)

(рисуем большой круг в воздухе).


Проценко Галина Сергеевна

Пальчиковая гимнастика для детей 1,5-3 лет (упражнения)

Бура Ольга Александровна, педагог-психолог.
Место работы: МАДОУ детский сад №18, город Челябинск.
Описание материала: Предлагаю Вам пальчиковую гимнастику для детей 1,5-3 лет. Данный материал будет полезен как педагогам-психологам, так и воспитателям ранних групп развития или родителям. Данный материал направлен не только на развитие мелкой моторики, координации движений, памяти, внимания, но и как прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры - детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

В возрасте 1,5-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
- Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок.
- Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Игры-подготовки.
Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.
Пальчики просыпаются
Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
Мышки спрятались
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
Ерши
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)
Первичные игры:
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.
Непоседа
(аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
Белочка
(по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Фрукты-овощи
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
Антошка:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)
Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
Транспорт
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Посчитаем
(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
Дикие животные
(с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!
(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!
Или:
Кто у нас в лесу живёт?
вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..
Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.
По грибы
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Гости
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.
Семья
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Пальчики
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
Усложнённые игры:
Дождик
Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.
Новогодняя елочка
Праздник приближается, ёлка наряжается:
Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.
Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.
Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе).

Разукрашенные животные
У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)
Часы
(эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Пожарники
(игра-пробуждение, активизация)
Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)
и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)
Мяу-Мяу
(игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!
Домик
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
Паучок
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

Список используемой литературы:
1. Гордеева Т.В.. Пальчиковая гимнастика с предметами. 2015 – 48 стр.
2. Елена Тимофеева: Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. Издательство: Корона-Принт, 2008 г.
3. Лазаренко Ольга Ивановна. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс-упражнений. Год: 2014
4. Лариса Иванова. Пальчиковые игры для детей 1,5-3 лет (карточки). Год: 2012.
5. Нищева Н.В.. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Год: 2014
6. Нищева Наталия Валентиновна. Весёлая пальчиковая гимнастика. ФГОС. Год: 2015
7. Овчинникова Т.. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Год: 2010
8. Пальчиковая гимнастика. Автор: Узорова О. В., Нефедова Е. А.. Издательство: Астрель. 2007-42 стр.
9. Светлана Олеговна Ермакова. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. Год: 2011.

font-size: 14.0pt;font-family:" times new roman>Комплекс № 1

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь - вместе).

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет «раз, два, три»)

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)

7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)

8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

Комплекс № 2

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки, то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук)

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их)

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)

6. Оса (выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками)

7. Имитация игры на пианино

8. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.

Комплекс № 3

1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)

5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)

6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)

7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно

8. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Комплекс № 4

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)

6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)

7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется

8. Ножницы - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.

Комплекс № 5

1. Замок (на счет «раз» - ладони вместе, а насчет «два» - пальцы соединяются в замок)

2. Лиса и заяц (лиса крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед;

заяц убегает - перебирая пальцами, быстро движутся назад)

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)

6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются

8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед).

Комплекс № 6

1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)

3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)

4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)

5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)

6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)

7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно

Получить полный текст

8. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка -"Солнечные лучи".

Комплекс № 7

1. Показывать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять. Показывать отдельно только один большой палец

2. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу

3. Махать в воздухе только пальцами

4. Кистями рук делать “фонарики”

5. Хлопать в ладоши тихо и громко, в различном темпе

6. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались)

7. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев

8. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).

Комплекс № 8 (массаж рук).

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

3. Упражнение «Сорока-белобока»

4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7. Интенсивное растирание каждого пальца

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и

фронтально-тыльных сторон.

9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

10. «Пальчики здороваются»

11. Повторить первое упражнение.

Комплекс № 8 (самомассаж кистей и пальцев рук).

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. 1.«Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

2.«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

3.«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

4.«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

5.«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

6.Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

Пальчиковая гимнастика для детей 1 –2 года – актуальная, важная тема в жизни малыша. Ведь, любая мама хочет, чтобы ее любимый карапуз быстрее заговорил.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Как известно, регулярные несложные упражнения для тренировки у детей волшебным образом развивают их речь. На самом деле, все просто! Центр развития речи, который находится внутри головного мозга, очень близко соседствует с центром, отвечающим за пальчиковые движения. Получается так, что если мы делаем гимнастику с пальчиками рук, активизируется так же речевой центр. При постоянных занятиях с малышом пальчиковыми упражнениями, говорить он начнет раньше, четче, лучше чем ребенок, который растет без такой гимнастики. Поэтому, развитие мелкой моторики важно для маленького человечка.

Как заниматься с детьми 1 -2 лет

С маленькими детками тоже надо заниматься пальчиковой гимнастикой. Это будет одно из первых занятий. Важно, чтобы упражнения проводить с малышом постоянно. Пусть закладывается в характер полезная черта заниматься полезным делом.

Моей дочке сейчас год и три месяца. У нас уже сложился определенный распорядок первой половины дня. Мы просыпаемся утром, умываемся, завтракаем. Потом включаем видео с пальчиковой гимнастикой, делаем упражнения буквально 5 минут. Затем идем , рисовать, лепить, играть кубиками или другими игрушками. Стараемся открывать для себя новый предмет, произнося его название. Старые слова тоже повторяем. Только после этого у нас начинается «свободное время». Вот, это видео с пальчиковой гимнастикой, которое нам особенно нравится:

Упражнения для маленьких детей 1 -2 лет пассивны. Я сама беру дочкины ручки и делаю с ней пальчиковую гимнастику. По выражению ее мордашки вижу, что ей очень нравится.

Когда заниматься

Для малышей любые занятия проводятся до обеда. Ребенок должен быть здоров, с хорошим настроением, накормлен, чтобы ничего не отвлекало. Чтобы упражнения дали наилучший эффект, их надо сопровождать речью. Лучше всего проговаривать стихи. Их великое множество! Несколько таких стишков, под которые хорошо делать пальчиковую гимнастику, я напечатала на фото. Но никто не запрещает маме придумать какие-то свои слова или поговорки, которые будут только ваши. Еще можно так же показывать малышу , чередуя их с гимнастикой. Такой эффект будет сильнее.

Какие бывают упражнения для пальчиковой гимнастики

Первая пальчиковая гимнастика для самых маленьких детей – это всем известные «ладушки». Потом тычем пальчиком в ладошку, приговаривая «сороку-белобоку». Потом ребенок радуется, когда его хочет «коза рогатая забодать, забодать».

Подойдут любые физические упражнения, при которых пальчики надавливают, сгибаются-разгибаются, выполняют однообразные движения несколько раз подряд. Например, ладошки прячем, потом показываем – так несколько раз. Или пальцы растопырим – это солнышко, сожмем кулачки – тучки. Сделаем ладошки вместе – лодочка плывет, по волнам несет. Пальчиками перебираем – человечек идет ножками. Гладим кошку, бросаем мячик, собираем пуговки – все это пальчиковая гимнастика. Замешиваем тесто для колобка: «Тесто мнем, мнем, мнем. Пирожков напечем.»

Когда малыш подрастет, он будет собирать пазлы, мозаику, вышивать, лепить. Он так же будет продолжать делать гимнастику для пальчиков в детском саду или школе. Но ему будет намного легче заниматься дальше, если мама начнет делать с ним упражнения как можно раньше.

Какие еще упражнения пальчиковой гимнастики для детей 1 -2 лет вы знаете? А ваши друзья? Поделитесь, нажав на кнопки социальных сетей.

    Как выглядят вши и гниды на голове у человека. Откуда они берутся, как выглядят в волосах, могут ли переползти. Какое средство купить, чтобы избавиться от вшей и гнид. А так же какие мероприятия проводят медики против педикулеза. Об этом популярно, подробно вы найдете на моем сайте. Вот, сейчас начала писать статью о вшах и гнидах, […]

    Купание младенца надо проводить ежедневно. Если погода очень жаркая, то можно купать малыша два раза в день. Чистота еще никому не повредила. Однако, проявления фанатизма в купании младенцев тоже лишние. Свое мнение, по поводу принадлежностей для купания новорожденных, я изложила, написав отдельную статью. Читайте с удовольствием. Делитесь вашими отзывами о товарах, купленных вами для ваших […]

    Первое купание новорожденного дома после выписки можно проводить после осмотра врачом педиатром, с его разрешения. Большое внимание врач уделит осмотру пупочной ранки. Оценит ее состояние. Порекомендует средства ухода за пупочком в индивидуальном порядке. Раньше, чтобы обработать пупочную ранку, применяли 3% раствор перекиси водорода. Затем, когда прошипит, обрабатывали 70% спиртом. И прижигали крепким раствором марганцовки. Пупы […]

    Прежде чем давать своей дочери арбидол, отзывы о нем я смотрю в интернете и спрашиваю у врачей их выводы от применения препарата. Еще несколько лет назад, я наверное, не стала бы так суетиться по поводу отзывов. Но сейчас, если учесть соотношение размера заработной платы и цены на лекарство, невольно начнешь искать вариант подешевле, но чтобы […]

    Арбидол детский я, как медсестра, советую иметь дома каждой маме. Особенно, когда начинаются весенние или осенние обострения простуды. А зимой, обычно, возникает риск эпидемии гриппа. При гриппе – будь он птичий, бычий или свиной, профилактика арбидолом будет очень даже целесообразна. Конечно, не стоит забывать про повышение собственных защитных сил детского организма. Но, если случился контакт […]

    При тепловом ударе иногда необходимо сделать вызов бригады скорой помощи. Но не всегда. У некоторых людей есть понятие о медицинских работниках, как поется в той песенке. «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно…» Вернет первозданное здоровье, бодрость духа, а так же энергию на всю оставшуюся жизнь. Огорчу вас, друзья мои, сказав, что это не […]