Когда мальчики начинают говорить первые слова. Ребенок еще не начал говорить – есть ли повод для беспокойства

Все мамы очень ждут, когда их малыш произнесет первые слова. И пусть это будет не «мама», а «дай» или «папа», радости от этого не меньше. Но сидя на детской площадке, волей-неволей сравниваешь ребятню: у кого малыш «молчун», а кто уже вовсю щебечет.

Чтобы не ощущать чувства неполноценности, вопросом, в каком возрасте ребенок начинает говорить, я озадачилась еще до года. Наш педиатр дал нам задание: к году кроха должен говорить 10–12 слов. Несложных, таких как «мама», «баба», «би-би», «гав», «тик-так». Как мальчику, нам немного снизили планку до 9–10 слов. Но для этого с крохой нужно много разговаривать, читать книги, играть в ролевые игры.

Каких-то точных сроков того, когда малыш заговорит, нет, все индивидуально. Но родители должны знать, в каком возрасте ребенок начинает говорить, чтобы вовремя заметить, если что-то пойдет не так.

Нормы

Сразу оговоримся, что не все нижеперечисленные нормы следует воспринимать буквально. Ведь дети разные. Полностью оценить речь малыша врачи берутся только после 5 лет. Поэтому часто родители волнуются, в каком возрасте ребенок начинает говорить, боясь задержки речевого развития, но тревогу стоит бить только после консультации педиатра и логопеда.

1. Самые первые осознанные звуки, которые издает кроха, называются гуление. Первое «агу» можно услышать в период 1–2 месяцев. Все остальное время недовольство по-прежнему выражается криком.

3. С 5–6 месяцев речь младенцев называется лепетом. Они создают свой детский язык, пытаются подражать взрослой речи изменением интонации. Выговорив новый звук, ребенок пробует его на вкус и запоминает, многократно повторяя.

4. Первые осознанные слова появляются в период с 8 до 14 месяцев. Обычно так дети зовут близких людей или называют понравившиеся им предметы.

5. В 2 года дети уже способны говорить простые предложения и обладают большим пассивным словарным запасом (понимают, но не называют).

6. До 3,5 лет формируется понимание законов родного языка. Существительные склоняются по роду, числу и падежу, а в речи слышны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок активно использует речь в игре, разговаривает с куклами.

На что еще обратить внимание?

1. Все мамы, которые интересуются, в каком возрасте ребенок начинает говорить, должны делать скидку на пол. Мальчики, более сдержанные от природы, поэтому они долго наблюдают и запоминают, и только потом начинают говорить. При этом в основе их интересов лежат слова, связанные с действием (упал, пошли), они долгое время пользуются придуманными словами. Девочки, напротив, весьма способны к речи. Они любят называть окружающие их предметы, людей, новые слова запоминаются легко.

2. Более темпераментные дети начинают говорить раньше. Они весьма любопытны, поэтому готовы взаимодействовать с окружающими на их языке.

3. Младшие дети в семье окружены всеобщим вниманием, к тому же у них перед глазами пример старшего ребенка, они также начинают говорить рано. Однако случается и обратное, весьма болтливые родители или старшие дети могут «не давать вставить и слова». Поэтому выслушивать нужно всех членов семьи.

4. В наше время без гаджетов жизнь невозможна. Но ученые заметили, что погружение в виртуальный мир задерживает развитие речи, а также мешает социализации малыша.

Когда нужно насторожиться?

1. Если в 3 месяца ребенок не отзывается на свое имя поворотом головы в сторону зовущего.

2. В полгода не реагирует на «добрую» и «сердитую» интонацию взрослых, не ищет источник звуков.

3. После года не понимает просьбу показать предметы в книге.

4. С 2 до 3 лет не составляет простых предложений, путает «верх» и «низ».

5. С 3 до 4 лет использует в речи простые предложения, неправильно произносит звуки.

Если малышу исполнилось 2 года, а он до сих пор молчит, то необходимо показать его логопеду, детскому психологу или психиатру.

Как развивать речь?

Если мама беспокоится, в каком возрасте ребенок начинает говорить и как это происходит, то ее непременно заинтересуют способы развития речи. Лучше всего пассивный словарный запас формируется при чтении и разговоре с малышом. Даже если ему только месяц, он уже будет реагировать на интонацию родителей. Самый простой способ для развития речи это проговаривание всех действий, которые мама производит с малышом: купает, кормит, делает массаж, меняет подгузники.

Olla , 21.10.01 19:19

Сыну год и восемь, но он до сих пор почти не говорит. Всего пара слов, вроде Баба, Мама, Дай. Это ненормально?

Pchejla , 22.10.01 10:44

По-моему Вам пока не о чем беспокоиться. Мальчики вообще не очень-то разговоричивы. Вместо того, чтобы беспокоиться, лучше займитесь с ним игрушками, развивающими мелкую моторику рук. Это могут быть всевозможные рамки, конструкторы, стаканчики и пр.

Guest , 02.11.01 21:58

Нам через неделю 1год и 9 месяцев, а говорим слов 15-17. Обожает книги, любит рассматривать картинки, что-то бормочет, масса эмоций, акает, шумит, но высказаться трудно. А старший сын в этом возрасте говорил предложениями по 3-4 слова. Могу сказать, что младшему уделяется больше внимания и больше всяких развивающих игрушек в его распоряжении... Видимо, это индивидуально... Хотя уже хочется вести с ним беседы...

84-1017140628 , 23.11.01 17:52

Моя доченька начала говорить в 1,5 года, т.е. начал быстро увеличиваться словарный запас, а затем она начала складывать слова в предложения. Сейчас ей 1 год и 9 месяцев. Говорит все и большими предложениями (в разумном пределе, конечно). И очень четко. Постоянно спрашивает "Что это?" и тут же повторяет слово. Так вот, честно говоря, ничем особенным мы с ней не занимались, особых навороченных развивающих игрушек не использовали, все как само собой пошло. Только ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком и не очень упрощайте речь в общении с ним. Говорите почти как со взрослым. Мы так делаем и наш ребенок старается говорить правильно и нормальными словами. Но, видимо, время, когда ребенок начинает говорить очень индивидуально.
Можно вопрос? Сколько вы кормили ребенка грудью?

Antonina , 27.11.01 01:08

Здравствуйте!
То как говорит ваш ребенок вполне нормально. Мальчики, действительно начинают говорить позже. Важно: какой у него пассивный запас (то есть что он понимает). Сколько примерно слов понимает, может ли выполнить простый инструкции ("Дай...", "Возьми... и положи..." и т.п.). Если понимает много и те немногие слова, которые говорит, использует по поводу, и если способен объяснить свои желания как-то еще (знаками, мимикой, звуками), то все нормально. Нужно следить за тем, чтобы в освоении речи был прогресс: понимает более сложные вещи, говорит больше слов, говорит предложениями и т.п.
А еще, конечно же, с ребенком надо говорить, читать книжки, играть.

Anita , 07.02.02 01:10

Сколько врачей, столько и мнений. Нам год и 3. Не говорим (один детский лепет -)) Пошли к логопеду проконсультироваться, просто так, а не потому, что я вижу проблему у ребенка. Боже, что мы там услышали! Отставание а развитии речи, отсутствие звукоподражания. Что, мол, уже должна говорить 20-30 (!) слов. Что она затормозилась в развитии, так как в год "говорила" то же самое, что, мол, месяц для ребенка - все равно, что год жизни...
Но я то вижу, что ребенок не тупой. В 10 месяцев она понимала больше 30 слов, мы их даже записали. Книжки читаем, все пальчиком показывает, пирамидки собирает. Частей тела знает столько, что я даже затрудняюсь с тем, что бы еще выучить (разве что лодыжку и запястье)). Короче, я не переживаю (пока что), тем более вижу, что у знакомых все тоже самое было, а когда надо - заговорили.

Helene and Anastasia , 07.02.02 11:41

Я считаю, что если ребёнок растёт в нормальной благополучной семье (под неблакопочной подразумеваю алкоголиков родителей), то и без всяких развивающих игр нормально заговорит, может чуть позже, чем дети, которых постоянно дрессируют. Когда мы росли ведь не было никаких "ранних методик", только ладушки, сорока-ворона. А какие все грамотные и интеллигентные. Моя дочь (1,3) не желает играть в развивающие игры. Редко бывает настроение даже в "сороку". Зато я постоянно с ней общаюсь, она обожает рвать в клочки бумагу и мусолить в руках вареный рис (это всё развивает мелкую моторику). Я особенно не переживаю когда и сколько (как говорят наши педиатры в поликлинике, к которым я надо признаться очень редко хожу) слов она скажет. Я чувствую - всё хорошо. В год и два месяца она сказала первое своё "предложение" : мама, топ-топ каву. Т.е. пошли пить кофе. Зато она не желает складывать пирамидку (а умеет). Ей просто сейчас это не интересно. Так и каждый ребёнок. Это нам хочется, чтобы он сейчас говорил, а для него сейчас интереснее созерцать, запоминать, по-своему анализировать. А потом как выдаст! Моя мама говорит, что я как заговорила, так до сих пор не замолкаю! По-моему очень важно понять, что сейчас ребёнка интересует и всячески помогать ему. Потом наступит следующий этап. И у каждого по-разному.:umnik:

alya , 11.02.02 23:42

Ну, вроде все уже сказали.... Из своего опыта могу добавить, что мальчики действительно начинают говорить позже девочек.
У нас в саду был случай: мама очень расстраивалась из-за того, что мальчик в 3,5 года не говорит, таскала его по врачам. И вдруг он заговорил. Причем правильно и длинными предложениями. Сейчас ему 8 лет, и все мальчишки во дворе (да и взрослые тоже) его уважают за то, что умеет к месту вставить слово и промолчать, где надо. А его советы на удивление мудрые.

Нужно следить за тем, чтобы в освоении речи был прогресс: понимает более сложные вещи

Я согласна..... Удачи.

Guest , 19.03.02 08:32

Eshe odin moment na kotoryi stoit obratit" vnimanie.
Deti ochen" chasto nazyvayut predmety po-svoemu. Eto mojet byt" slog is nastoyashego nazvaniya ili kakoye-to zvukopodrajaniye, naprimer.
Avtobus - abu
sobaka - ba i t.d.

A mojet byt" chto-to bolee dalekoye.
U moyei dochki slon nazyvalsia "gavaya" s goda do polutora (potomu chto:"Golovoi kivaet slon")

Prislushaites" i mojet byt" vy uslyshite bol"she slov chem vam kajetsia.

Esli eto tak, to ne povtoriayte slova za rebenkom. Vmesto etogo na ego "abu" ukajite na avtobus i skajite ochen" otchetlivo artikuliruya "AVTOBUS" Postaraites" Artikulirovat" sil"nee chem obychno i chtoby malysh videl vashi guby" Nu i estestveno chitaite, poite, nazyvaite vse vokrug koroche ne zamolkayte.

Moei dochke seychas 4 goda. ona svobodno govorit po-russki i po anglisski ne putaya dva yazyka (my jivem v Canade)

Uspehov,
Malysh obiazatel"no zagovorit. Kajdyi rebenok razvivaetsia po-svoemu. ne perejivaite

Meri , 29.03.02 23:15

Ne vinite malchikov chto oni poje nachinayt govorit i vse ostalnoe. Y nas y znakomih devochka 2+ voobshe ne razgovarivaet, a moi sin v 2goda(v den svoego rojdeniya)nachal govorit, chto bivaet prosim na 5 minyt zdelat ostanovky
Tak chto ne perejivaite vse v svoe vremya, razgovarivaite s rebenkom kak so vzroslim, pobolshe chitaite emy, pokazivaite kartinky i obyasnyaite chto tam izobrajeno.

Mama Alyona , 16.05.02 05:47

Moemu Vanushke 15 mesyatsev. Ya bi ne skazala chto on u menya boltliv, hotya vrode bi uzhe pora to (Ya k stati ochen" perezhivau po etomu povodu). Poka slovosochetaniya ne upotreblyaet voobche. Kak razgovarivaut zhivotnie on mne rasskazivaet i vseh podryad ot domashnih do dikih, v obchem zvuki pravil"nie mi proiznosim. Iz slov, spisok nash ne bogat, tak slov 10, nu standartnie mama, papa, baba (tol"ko eto oboznochaet babochka, tak kak babushek s nami ryadom net, vse daleko ochen" zhivut), sli (poshli), akva (otkrivay), sek (sok), tay (chay) i t.d.
U Vanechki est" lubimaya knizhka, i ran"she rasskazivala vse ya, a seichas on mne vse rasskazivaet chto vidit. Na svoem konechno, no vse ravno ochen" interesno. Odin raz on mne skazal "люлю" i pokazal na kartinku (vozdushnaya tehnika), ya dolgo ne mogla ponyat" chto oznachaet etot zvuk. A odin raz ego poprosila skazat" vertolet, on mne i otvetil "люлю". Bilo ochen" zabavno.

Тата , 22.05.02 10:30

Моя дочь тоже сночала не хотела играть в сороку-ворону (1г 4м) . А теперь услышит слово каша и пальчиком сразу начинает водить по ладошке. Сработало ущемленное самолюбие. Соседская девочка чуть старше продемонстрировала что умеет. Моей завидно стало и сразу научилась.

Lelya , 31.05.02 05:59

Я сегодня почитала топики разные о проблемах с речью. Кажется, и у нас не все так хорошо. Сыну год и семь месяцев. Все понимает, выполняет разные просьбы, пытается говорить. Но арсенал "нормальных" слов крохотный - мама, папа, киса, баба, дядя, тетя. Все остальное это звукоподражание (ав-ав, му, бух, звук машины и т.д.) или словечки на свой лад (типа, "капапа", "дямама", "нямама", "ган-ган" и т.д.) За последние два-три месяца прогресса никакого, все это он говорил и раньше. Вроде бы все понимает, но отказывается нормально произносить!
Вопрос такой - много ли малышей с подобной проблемой (и проблема ли это вообще?). И главное, что такого полезного ввести в наши игры, чтобы был стимул хотя бы буквы или слоги за мамой повторять? Может кто занимался с детем, расскажите, как?
Последнее "новое, правильное" слово было около 3-4 месяцев назад, "киса" (и то нечетко, "титя").
Может, мне с ним по-другому надо разговаривать, ему сложно сейчас, может совсем упрощенными предложениями в два-три слова? И повторять по многу раз?
А то только жесты, звуки, да выдуманные слова...
Ну почему, он называет, к примеру, собаку "ав-ав", а гуся "ган-ган" - мы ведь ему каждый раз повторяем одно и тоже - "со-ба-ка", "гусь". Соглашается, и все равно по-своему..

Dana , 31.05.02 13:45

Олла, не переживайте. Я заговорила в 3 года. Причём к каким врачам меня только не водили. Зато сейчас остановиться не могу.

Nelumbo nelumbo , 03.06.02 13:55

Я знаю двоих мальчиков, которые заговорили раньше и лучше, чем моя
дочка. И я в ее возрасте здорово болтала, но позже не обошлось без
логопеда по части произношения: не выговаривала "р", "л", "ч".
Конечно, хочется, чтобы твой ребенок был самый-самый...
А всяких факторов, которые на развитие речи влияют, знаете сколько?
Ого-го. И внутриутробное развитие, и насколько шумно дома (чем шумнее,
тем хуже говорит), и т.д.. Я радио включаю "нормированно", от телевизора отказались, но что мне
делать, если недалеко от нашего дома проходит железная
дорога?! И дочка рождена со стимуляцией в 37 недель с весом 2 550, по
сценарию "как не надо рожать". Не могу я ее при всем желании назад засунуть
и доносить получше. Тем не менее, нужно было слышать, как она в первые часы
после рождения пищала и кряхтела у папы на руках. "Все рассказала". Сейчас замечаю, что
в один день она может сказать несколько слов очень четко, а в другой
ничего от нее не услышишь, кроме бессмысленных слогов, как в 7
месяцев. Никогда от нее не требовала показать глазки и прочее, только
сама ей это рассказывала, а раз кормлю ее, перед ней лежит мягкая
игрушка, мелкая тычет пальцем ей в глаз и говорит: "Ез!" Еще она
говорит "мя" - мяч, "лес" - это "гулять" - мы там гуляем на опушке, "да"
(это и согласие, и все хорошее и правильное) и
"нн-нн!". Вчера произнесла что-то очень похожее на "у-бе-ри ва-ва", с
английским "р", как раз было по теме - отталкивала мою руку, по
интонации ничего другого и быть не могло. Вот только что такое
"ва-ва"? Я детских слов с ней не употребляю. Насчет звукоподражания
тоже нечего беспокоиться: после того, как мы с мужем болели, стала
говорить "кхва-кхва"! И рокочет, как горло полощет, слюнями, наверно,
простите... А "дай" она может сказать тремя разными способами: "дай",
"няй" и "няняй". И папу называет "дядя". "Скажи "папа"!" В ответ:
"Дя-дя!" И постороннему мужику может сказать "ма". Хотя, конечно,
мамой меня называет, особенно когда что-то нужно. Педиатр находит это
все в порядке вещей, хотя есть соблазн обозвать все это диагнозами,
а, учитывая ее нынешний интерес к своим какашкам (мы про какашки с
педиатром еще не говорили), так вообще какие угодно ярлыки навесить.
А на самом деле ведь все благополучно выросли, разговариваем, а те, кому положено
к логопеду ходить, там никогда не бывали. Послушайте, как дети
постарше разговаривают: "Я его бияла и биять буду" - это пятилетняя
(!) девочка говорит, что она пса била и будет бить. Мальчик в 8 лет:
"Мама, смотри, змЕя!" Девочка в 8 лет на весы говорит "звЕсы" и
рассказывает анекдоты "про чуПчей" (из серии "я могу как угодно говорить, зато
чукча дурак"). Можно сказать, что я какую-то патологию выискиваю, но
стОит самим прислушаться - такие перлы услышите. Давайте мелких развивать, и все ОК будет.

..vika.. , 30.12.02 05:05

Моему ребенку скоро 2 года,а он кроме слов мама,папа,дай и слогов не говорит.Если что-то просит,то говорит слогами:ма-молоко,бай-спать и т.п.Вообще мальчик сообразительный,понимает все что ему скажут,а вот говорить никак не хочет.Старшая дочка начала говорить в 11 месяцев,и в 2 года говорила предложения.Я слышала,что мальчики начинают разговаривать позже девочек.Напишите у кого в каком возрасте дети начали говорить.

Наташкин , 30.12.02 13:19

Мы уже вовсю говорим, но мы - девочки. 1,3, примерно с месяц выдает коротенькие фразы - икку татать (книжку читать), когоки деть - колготы одеть, папа баба матинка (папа к бабе приедет на машине (ее от бабушки забирает после работы), бака кутаит (собака кушает) ну и т.д. У сестры мужа сын до 1,10 вообще кроме мама-папа-дай ничего не говорил, потом как прорвало! говорит сложными предложениями из 6-8 и более слов, использует обороты. Может, мальчики все такие?

РитаВ. , 04.01.03 16:39

Моему старшему (Леша, 1г11 мес) тоже пока даются только простые слова и звукоподражания (животных "озвучиваем" с удовольствием, а вот их названия выговорить пока не можем, кроме зайца и волка), причем все остальные слова он пытается сказать как-то в нос, не разжимая рта, но главное - пытается!
По опыту моих знакомых и из конференции знаю, что все это индивидуально и волноваться не стоит, а нужно терпеливо проговаривать с ним слова, фразы и пр. тем более если он сообразительный.
Меня-то еще беспокоит то, что у моего Лешки, считай, "выпали" первые полтора года, т.к. он у нас только со второго октября, а до этого был в Доме ребенка, т.е. мы начали практически с нуля, и то я не расстраиваюсь, а продолжаю провоцировать его на разговор.
А племянница моя (тоже очень сообразительная!) до 2х лет говорила одно- двусложными фразами, а с 2х стала просто по возрастающей говорить, говорить и говорить... И обороты-то такие использует!..
Вот так.
Удачи вам!

И если захотите - загляните к нам в "Вот мы какие".

Мурочка , 10.01.03 00:37

Дочке 1,3 много чего говорим, но по-своему (картавим), четко получается слов около 10, типа мама, папа, дядя, тетя, баба, деда и еще заяц, остальное условно и много слогами. А предложение говорим только одно - "Ку ка", в смысле кушать кашу

lena 72 , 10.01.03 01:06

Вы,не волнуйтесь,мой Вовка только в 2г. сказал мама,папа,баба,дэд(дед),чуть позже названия некоторых стран (юнный географ) и всё.А в 2,4 как прорвало,заговорил в один день,правда говорит,как иностранец,типа:"Небо синее,облака белые,снег,зима,Вова-гулять" в смысле,погода хорошая и он хочет погулять.Так,что у каждого ребёнка свой темп развития.

..lavazza.. , 10.01.03 10:23

lavazza , 10.01.03 10:25

Первые слова Катя (кукла), Ка (собака Кара), Мама, Баба, Де (деда) и еще немного Ксюша начала говорить до 11 месяцев.
Предложениями начала говорить в 1,4


P.S. А сейчас и вообще ее трудно заставить помолчать

..Ольга.. , 23.01.03 16:55

Моему Данилке 1,6мес. Давно говорит мама,папа, баба,деда,дядя, сися (все осознанно)Зовет собаку- Деля или Геля (ее зовут Деля), брата-Дей(Андрей)Иногда повторяет слова,почти правильно:апельсин-апеси,упала-пала, пока и т.п.,но это все пока редко((Хотя все свои желания выражает достаточно понятно и требовательно, во всЯком случае я его понимаю без проблем.

Леся , 25.01.03 14:55

Моей девочке 1 год и 3 мес., тоже говорит простые слова типа мама, папа, дядя, кака, зая, а все осталяное только слога и звуки. Все показывет, мног понимает, но предложениями не говорит. Была в шоке, когда некоторые пишут, что в таком возрасте уже балтауь - вот это да!

Lisik , 26.01.03 10:04

Моя тоже в 2 года не говорила фразами, а когда отдали в садик (в 2.3), ее как прорвало. . Теперь мечтаю, чтобы помолчала хоть иногда... Я сама говорила фразами с 1.3, в 1.6 стихи рассказывала (я сама бы не поверила, пока не нашла письма бабушки с датами). так что от наследственности не зависит. А мальчики действительно позже начинают говорить.

Настена , 09.02.03 13:38

Моя доча тоже не говорит фразами(ей 2 года) и многое говорит на "своем языке". А какая разница,кто когда говорит, Все равно до школы все будут ходить,говорить,сами есть и на горшок свои дела делать. Здесь нельзя всех стричь под одну гребенку!

mariap , 17.02.03 11:54

У меня дочке 1,3 года, но не говорит совсем ничего. Слово мама пробивается, когда очень хочется к маме на ручки, слово кс-с *киса* говорит, когда гладит кота. Но я особо не переживаю, так как я говорю на одном языке, а муж - на другом. Так что ждем, пока она, дочка, освоится с нашими языками. :book:

Олена , 18.02.03 00:52

У меня брат начал говорить в 9 месяцев, причем очень чисто. Первое слово было утюг, причем очень осознанно при виде утюга. Потом пошел к врачу и сказал ей - тетя. И так далее... Думали, что из него получится по меньшей мере академик но что-то не похоже в его 18 лет. Это я к тому, что без разницы когда кто начал говорить - это не показатель никакого развития.

alena123 , 20.02.03 21:22

Mariap, ну надо же какие ситуации погожие, нам тоже почти год и три, маму говорит в редко торжественных случаях, а вот к-с на кису давно. Еще говорит "ади-и". Что значит один, это когда его спросишь сколько годиков, он пальчик показывает и говорит ади-ии. Иногда с-с-с, показывая на сисю. На подружку Дашу говорит Дата. Ну и все. Никаких тебе папа, мама, баба, на или дай. Я, конечно, в душе переживаю слегка, но не сильно. Вижу, что ребенок очень развитый, во многом опережает сверстников, которые говорят все эти пресловутые мама и папа. Так что не заморачивайтесь мамочки, все будет хорошо!!!

Novaly , 20.03.03 12:40

Нам 1г. 5мес. и мы говорим мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, Аня, Саша, Нина, дай, зая и подражаем животным. Проблема в том, что это детки должны говорить в годик +/- 1мес. А к 1.5 годам детки должны говорить несложными предложениями, типа мама дай и т.п. Задержка речи обычно все-таки связана с проблемными беременностью и родами. Так ПЭПные детки в большинстве своем начинают говорить с 2х лет. Многие неврологи советуют немного простимулировать речь неотропными препаратами. Но это разумеется на усмотрение родителей, потому как рано или поздно ребенок без патологии заговорит:-).

Oval , 20.03.03 13:23

Нам полтора года, мы говорим: "ава" на всех кошек, собак, птичек; "бву"- машинки, в том числе и стиральная; "лё"- гулять и новое слово "дать", понимает всё, головой мотает да и нет, а говорить больше ничего не желает.....

Аня З. , 21.03.03 10:29

Задержка речи обычно все-таки связана с проблемными беременностью и родами.


Вот уж совершенно не согласна, т. к. всю беременность проскакала как коза, ни токсикоза, ни других сопутствующих ей "неприятностей". Родила замечательно - крепкий, здоровый малыш (тьфу, тьфу, тьфу), никаких патологий! Но вот нам уже 1,7 г. и говорим только "мама"(редко), "тата"-папа, "ки"-киса. Но малыш все понимает, когда к нему обращаешься, а если ему что-то надо, то берет за руку ведет, показывает пальчиком на предмет и "бормочет" по- своему.

Elena , 21.03.03 20:20

Видимо, имелся ввиду более поздний период - после двух лет. Но ПЭП нам не ставили....
Нам вот 1г.10мес - вообще ничего внятно не говорим, не мычим, а на "своем", на детском.
Я уже писала про это и в другой теме....

Первый год промчался как один день, и вот вы уже переходите на новый этап развития, когда ребенок начинает говорить. Специально торопить события не нужно, пусть все идет своим чередом.

Не зацикливайтесь на рассказах соседки, у которой дочка в 10 месяцев чуть ли не стихами говорит.

Тем не менее полезно знать, во сколько лет дети начинают говорить, чтобы понимать, не отстает ли в развитии ребенок.

Этапы развития речи ребенка

С момента появления малыша на свет и до 6 месяцев при общении с ребенком начинают закладываться основы его речи в будущем.

Достижения до полугода

  • В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
  • К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
  • В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса; Читайте о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев >>>
  • Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой. Актуальная информация о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев >>>

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев

  • В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
  • К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля; Узнайте, что должен уметь ребенок в 10 месяцев >>>
  • В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов. Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»; Важная информация о том, что должен уметь ребенок в год >>>
  • С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.

Что говорит кроха с одного года до двух

  • В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
  • Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
  • К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.

Что говорит ребенок на втором году жизни

  • В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
  • В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.

В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.

Этот возраст называется «почемучка», крохе становится интересно: почему машина едет? а как она едет? почему собачка лает?.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите интернет-курс

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
  • Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
  • Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?

Малыши первых месяцев жизни выражают свои эмоции только с помощью плача и отдельных звуков, и любящим родителям приходится учиться понимать этот непростой язык. Но ребенок становится старше, он внимательно слушает взрослых и всё больше понимает. Когда же наладится "обратная связь"? Мамам и папам, конечно же, очень хочется поговорить с любимым крохой, узнать, что он чувствует и о чем думает. О развитии столь важного навыка, как речь, мы и поговорим с вами сегодня.

Когда ребенок начинает говорить: медицинские нормы

Понятие "норма" в отношении речи ребенка является довольно-таки относительным. Существуют лишь некие усредненные возрастные рамки, согласно которым педиатры и неврологи оценивают уровень психоэмоционального развития детей. Перечислим кратко основные этапы развития речи у детей.

  • Малыши 1-2 месяцев могут только кричать с разнообразными интонациями, выражая тем самым радость или недовольство.
  • В 2-3 месяца наступает время агуканья или гуления - это промежуточная фаза между криком и лепетом.
  • В 5-6 месяцев дети обычно начинают издавать лепетные звуки (ба, ма, па, бу, га), которые могут повторяться и чередоваться.
  • Возраст 7-10 месяцев характеризуется активным лепетом, произнесением повторных слогов (ма-ма, па-па-па). Малыши пока не вкладывают в лепет какого-либо смысла - они лишь учатся произносить слоги, повторяя за взрослыми.
  • В 10-12 месяцев появляются долгожданные первые слова. Обычно это либо слова из повторных слогов (мама, папа, баба, кака, дядя, биби, ам-ам, ав-ав) либо односложные (на, дай).
  • В возрасте 18-24 месяцев, т.е. полутора-двух лет, можно ожидать появления в речи ребенка словосочетаний и первых фраз. Более позднее развитие речи тоже может быть вариантом нормы, но излишне рассчитывать на это не стоит.
  • Считается, что к 3 годам ребенок должен уже хорошо разговаривать, используя простые фразы, а к 4 годам - обладать развитой речью со сложными, распространенными предложениями.

Во сколько дети начинают говорить первые слова?

На форумах мам часто можно прочитать радостные высказывания мам 6-7-месячных малышей: "А моя дочка сегодня ОСОЗНАННО назвала меня мамой!", "Ура, сынок сказал свое первое слово!". Не хочется их огорчать, но неврологи утверждают, что до 9-10 месяцев говорить об осознанности лепетных слов нельзя.

Грань между лепетом и лепетными словами тонка, но разницу можно уловить: когда ребенок лепечет, он лишь "тренируется", многократно повторяя полюбившиеся ему слоги. А вот когда он начинает говорить "мама" конкретно в отношении мамы, входящей в этот момент в комнату, называть "дядей" увиденного мужчину на улице или требовать "дай", завидев интересный предмет - вот это уже слова, а не просто лепет!

Первые слова легки в произношении и плавно происходят из лепета. В основном, дети начинают говорить о том, что для них значимо, о знакомых и привычных вещах (иногда -действиях). Простые речевые конструкции, не содержащие ударного слога - ням-ням, мама, ав-ав, му, дай, на, ту-ту - соответствуют способностям малышей по выговариванию слов.

Дети накапливают пассивный и активный словарный запас крайне неодинаково. Понимание отдельных слов речи, а не только интонации обнаруживается у них в 8-9 месяцев. Чем дальше, тем сильнее разрыв между тем, что ребенок понимает и тем, что может сказать. Годовалые малыши распознают смысл около 50 слов, а сказать могут до 10-15. Некоторые дети к году говорят лишь 2-4 слова, другие - кажется, вообще только лепечут "на своем языке" - всё это является вариациями нормы. Главное, чтобы малыш проявлял понимание обращенной к нему речи.

Как проверить, понимает ли ребенок то, что вы ему говорите? Внимательным родителям это легко удается. Когда вы просите кроху дать вам мячик, он старается выполнить просьбу или, по крайней мере, находит нужный предмет взглядом? Это признак благополучного развития пассивного словаря. В норме он увеличивается после 8-9 месяцев быстро и постепенно.

Что же касается формирования активной речи, то оно происходит скачкообразно и поначалу медленно. Годовалый малыш усваивает от 1 до 6 слов в месяц. У некоторых эта фаза затягивается надолго - до года. Потом наступает период "лексического скачка", когда ребенок может усвоить до 8-12 новых слов в неделю. Через 2-3 месяца может случиться "лексический взрыв", во время которого в активном словаре появляется до 12 слов в день! После этого активный и пассивный словарь уравниваются по количеству слов и обновляются практически синхронно.

Когда дети начинают говорить фразами?

Обычно в годовалом возрасте дети говорят хотя бы несколько слов. Следующий этап, которого очень ждут все родители - появление словосочетаний и простых фраз. Действительно, появление фразовой речи означает, что развитие вашего чада идет правильными темпами.

Итак, постараемся ответить как можно более четко на волнующий мам вопрос - когда ребенок начинает говорить предложениями? С точки зрения специалистов по детской речи, предложение может состоять даже из одного слова. Отправной точкой для возникновения первых словосочетаний и простых фраз считается возраст 1,5 года. Произношение слов у полуторагодовалого малыша, разумеется, далеко от совершенства. Он может обозначать предмет первым слогом его названия, а простая фраза - звучать следующим образом: "Дай ку" (дай куклу). Начиная с полутора лет, детские лепетные слова и говорение "на своем языке" постепенно сменяются подражанием речи взрослых. Дети учатся соединять слова в простые фразы в возрасте 1,5-2 лет. Если ребенок в 2 года не говорит предложениями, следует обсудить данный вопрос с неврологом для исключения каких-либо проблем развития. Если во всем остальном малыш развивается нормально, возможно, врач посоветует вам просто подождать. Отсутствие же фразовой речи в 2,5 года - тревожный симптом, который обычно требует медицинского вмешательства. Несмотря на то, что обращаться к логопеду в 2-2,5 года еще рано, выяснить причину речевого неблагополучия необходимо своевременно, чтобы потом, в 3 года не было поздно.

Таким образом, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, когда ребенок начинает хорошо говорить. У всех разные понятия о том, что такое "хорошо". Если вы ждете фразовой речи - это 1,5-2 года, если говорения ребенка, как взрослого человека, то это уже период после 3 лет.

Ребенок поздно начинает говорить, если...

Для позднего развития речи существует несколько причин. Сейчас те или иные речевые проблемы существуют у многих детей. Это связано не только с наследственностью и индивидуальными особенностями конкретного малыша, но и с тем, как общаются с ребенком в семье.

Итак, основные причины, почему ребенок не начинает говорить:

  1. Медицинские проблемы (короткая уздечка, недоразвитие речевого аппарата, нарушения слуха). Их необходимо исключить в первую очередь, посетив соответствующих специалистов.
  2. С ребенком мало общаются . Речь - функция социальная, и для ее развития необходима постоянная тренировка.
  3. Ребенок - непоседа . Чаще всего речь у девочек развивается раньше просто потому, что они более спокойны и усидчивы. Мальчики непоседливы и чаще заняты исследованием мира вокруг. Да и характер развития речи у них несколько иной: в отличие от девочек, осваивающих в первую очередь названия предметов, они преимущественно употребляют слова-действия.
  4. Негативная атмосфера в семье делает всех ее членов угрюмыми и молчаливыми. Как итог - ребенок тоже становится замкнутым и неразговорчивым.
  5. Родители понимают ребенка с полуслова . Действительно, зачем разговаривать, если в этом нет необходимости?

Как помочь ребенку начать говорить?

Чтобы малыш начал говорить своевременно, маме необходимо следовать приведенным ниже простым рекомендациям:

  • Говорите с ребенком всегда, даже если вам кажется, что это бесполезно, потому что он все равно ничего не понимает. Пока, возможно, и не понимает, но чем больше говорите вы сами, тем раньше заговорит малыш.
  • Используйте в речи простые, короткие фразы. Сложные предложения ребенок просто проигнорирует.
  • Минимизируйте количество телевизора в жизни малыша.
  • Подражайте звукам, произносимым крохой - агуканью, гулению, лепету. Акцентируйте его внимание на своих губах: так вы устанавливаете у ребенка ассоциативную связь между артикуляцией и соответствующими звуками.
  • Говорите нараспев - такая речь воспринимается детьми легче.
  • Не сюсюкайте, учите ребенка правильной и внятной речи.
  • Вы можете называть предметы двойными названиями: например, собака - ав-ав. Таким образом, малыш обогащает свою речь пассивным словом, которое ему пока сложно произнести, и активным, которое скоро начнет использовать. Переход к "правильному" слову произойдет тогда, когда ребенок будет к этому готов.
  • Как можно раньше начинайте читать малышу книги. Обычно к году дети уже могут некоторое время рассматривать картинки и слушать коротенькие тексты.

Время, когда ребенок начинает говорить, является необычайно радостным для родителей. Это значит, что малыш развивается в соответствии с возрастом, а окружающие взрослые делают всё так, как нужно. Желаем вашим детям здоровья и правильной, красиво построенной речи!

Ребенок начинается общаться с самого рождения с помощью крика — вкладывая в него эмоции. Так он привлекает к себе внимание, высказывает свои требования. Начинать учить его разговаривать нужно уже с этого возраста, потом будет поздно.

Рефлекторные голосовые реакции – первые слова

В первые месяцы жизни предречевые реакции являются рефлекторными. Они появляются у нормально развивающихся детей в одинаковые сроки, и не зависят от обучения.

  • гуление;
  • свирель;
  • лепет.

Гуление появляется к 1,5 месяцам. Оно бывает даже у глухих от рождения детей. Сначала ребенок произносит у-уу, а-аа, к 2 – 3 месяцам агу, бу, зы, агу. В этом возрасте нужно помочь ему произносить звуки. Разговаривая с ним, откликаясь на его зов.

После свирели ребенок начинает лепетать. Произносит часто повторяющиеся слоги ба-ба, мама, да-да-да, сопровождая речь ритмичными движениями. В этот период очень важна для ребенка свобода действий.

Проведя множество экспериментов ученые доказали что те дети, которые могут свободно передвигаться начинают разговаривать раньше, лучше.

В возрасте 8,5 – 9 месяцев проявляется модулированный лепет. Начинает звать родителей мама, папа. Ребенок повторяет слоги с различной интонацией и если его спросить, кто это он уверенно называет мама, папа,

К врожденным реакциям относятся проявления звукоподражания у детей от 2 до 7 месяцев. Гуление, лепет и свирель являются игрой. Если начинать с малышом разговаривать, произносить звуки он пытается повторить за взрослыми. Такая игра приносит ему удовольствие.

Важно знать! Малыш гулит и лепечет, когда находится в комфортных условиях. Ему тепло, сухо и он сыт. Особенно ему интересно повторять звуки за взрослыми. Но чтобы у него началась развиваться правильная артикуляция, нужно чтоб ребенок видел мимику лица говорящего взрослого. Надо чтобы мама, разговаривая с ним, смотрела на него. К тому же в помещении должно быть тихо.

У крохи, находящегося в шумной обстановке все голосовые реакции развиваются с большим опозданием.

Развитие осознанной речи

Многие родители интересуются, сколько малыш должен знать слов в определённом возрасте. Когда он должен говорить так, чтобы его поняли другие. В основном это всё индивидуально и зависит от различных факторов — физиологических и психологических особенностей, воспитания. Но в основном разница у нормально развивающихся детей сравнительно не большая.

В 1 год

Малыш произносит первые слова, которые повторяет за взрослыми. Девочки начинают разговаривать на пару месяцев раньше, чем мальчики . Словарный запас составляет около 10 слов (сюда входят собственные варианты названий различных предметов, например машина – бип-бип, часы – тик-так, ходить – топ-топ). Сначала дети произносят слова в именительном падеже (мама, папа) и звукоподражательные (гав би-би, ко-ко).

В полтора года, уже пытаются говорить предложениями из двух слов. Усваивают повелительное наклонение глаголов (дай, иди).

К 2-ум годам

Начинают употреблять формы множественного числа. Словарный запас состоит из 300 слов. В 1,5 – 2 года начинается первый период вопросов «Что это?». Таким образом, малыш познает мир вокруг себя, формирует свой словарный запас.

В 3 года

Ребенок начинает разговаривать предложениями, использует слова в различных падежах. Знает сколько предметов (много или один). Зачастую произносит слова неправильно, или сам придумывает новую форму. Очень часто мальчики употребляют по отношению к себе глаголы прошедшего времени в женском роде. С возрастом это проходит.

В 4 года

Ребенок уже должен разговаривать полноценными предложениями. Не использует звукоподражаний или неполноценных слов. Может пересказать сказку или бытовую историю. Разговаривает так, чтоб его понимала не только мама. Обычно в этом возрасте дети правильно не выговаривают -л-, -р-. На вопрос «Сколько?» отвечают называя цифру показывая при этом на пальцах. Чаще отвечают неправильно.

Важно знать! Чтобы малыш начал разговаривать правильно, вовремя и знал столько слов, сколько это необходимо по возрасту, с ним нужно заниматься.

Начинайте с рождения ребенка. С ним необходимо разговаривать, при чем он должен видеть лицо говорящего. Когда малыш начинает говорить, для него огромное значение имеет аудитория, он может сам с собой разговаривать, но очень быстро замолкает. Если же с ним будет говорить взрослый, малыш начнет вторить ему. Не забывайте для ребенка это игра.

Почему дети начинают поздно говорить

У детей причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть:

  • несформированность сенсомотрной сферы;
  • неправильное воспитание.

Если у ребенка наблюдается ЗРР, связанная с несовершенством работы сенсомоторной сферы (заболевания, родовые травмы), то коррекция очень затруднена . В этом случае помочь могут только специалисты (невролог, психолог, психиатр, логопед).

Воспитывая своего малыша, родители очень часто допускают ошибки, которые приводят к ЗРР.

Самые распространенные:

  • отсутствие мотивации;
  • настойчивое обучение;
  • переизбыток эмоций;
  • недостаток свободы движения.

ЗРР может наблюдаться не только у детей, с которыми родители не занимались. Очень часто причиной является гиперопека. Когда родители, предугадывая желания своего малыша, тут же подают ему требуемую вещь, стоит ему только указать пальцем. В этом случае у ребенка нет мотивации к развитию речи. Зачем говорить, если достаточно просто показать и заплакать.

Очень часто родители, обучая свое чадо, требуют повторить слово. Но если малыш не хочет он начинает молчать, капризничать, взрослые на него сердятся, кричат, или требуют произнести слово правильно.

Таким образом ребёнку не помочь, у него разовьется неприязнь к разговорной речи. К тому же заставлять повторять ребенка какое-либо слово бесполезно. Дети запоминают лучше во время игры.

Ошибка в избыточной эмоциональности возникает тогда, когда ребенок сказал слово, родители обрадовались, рассмеялись. Когда он опять его произнес, он не понял значение слова, не связал название и предмет. Для него это просто набор букв, который вызвал позитивные эмоции у него и родителей. Дети запоминают только те слова, значение которых понимают.

Как ни странно, но недостаток свободы передвижения играет существенную роль для ЗРР. Моторная и речевая деятельность тесно связаны, а обусловлено это физиологией головного мозга. Замечено что дети, которые более подвижны, быстрее начинают разговаривать. Развитие мелкой моторики способствуют не только формированию речевых навыков, но и обучению чтения, письму.

Эксперимент был проведен с детьми 1 – 1,3 года. Создали две группы. В первой группе постоянно показывали одну и ту же книгу, повторяя слово «Книга», 500 раз. В другой группе с этой книгой производили действия. Говорили «Дай книгу», «Возьми книгу». Во втором случае слово «Книга» употреблялась 300 раз.

Затем в первой группе разложили различные книги и игрушки, положив между ними ту книжку, которую показывали. После чего экспериментаторы попросили детей дать им книгу. Сразу дети выполнили правильно, дав именно ту книгу, которую им показывали. Но когда их просили дать еще книгу, ребята терялись, давали различные игрушки. Во второй группе дети, после того как их попросили дать еще книги, начали подавать другие книжки.

Вывод : Производя манипуляции с различными предметами, дети не только запоминают название лучше, но начинают обобщать понятия.

Как помочь малышу заговорить

Если кроха разговаривает плохо или неправильно, для начала следует выяснить причину, почему это произошло. Желательно проконсультироваться у логопеда. Если есть подозрение на заболевание, следует обратиться за помощью к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно постоянно заниматься. Только занятия должны быть в форме игры. Ни в коем случае его нельзя заставлять «Скажи то, скажи это». Все должно происходить в форме свободного диалога.

Также, если ребенок указывает на предмет, не нужно тут же ему подавать. Сразу надо назвать предмет, дождаться отклика ребенка — пусть даже он не назовет его правильно, или придумает свое название.

Для развития речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику (мозайка). С детьми до 3 лет в нее нужно играть под наблюдение взрослых , чтобы избежать проглатывания или засовывания в уши или нос мелких деталей.

Чтобы ребенок заговорил нужно отвечать на все его вопросы «Что это?», «Почему». Часто с ним разговаривать, при чем так, чтобы малыш не был пассивным слушателем. К примеру, забирая ребенка из садика нужно спросить, что он делал, что кушал. Поначалу, нужно будет ему подсказывать, но со временем он сам начнет рассказывать, что ел, во что играл, кого поставили в угол.