Методы обучения

Формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, педагогические возможности и условия их применения

Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее, оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется в основном как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой. Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет - прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности. воспитание обучение дошкольник эстетический

Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает малыша, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.

Целенаправленное эстетическое развитие ребенка с раннего возраста помогает ему раскрыть себя наиболее полно, создает условия для динамики творческого роста.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

Воспитательный процесс, как любое социально-психологическое и культурологическое явление, имеет форму. Коль скоро субъекты организованного процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога (либо педагогического коллектива в качестве совокупного субъекта), определяет неповторимость и своеобразие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом. Форма воспитательного процесса -- это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

* индивидуальные -- беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

* групповые -- несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

* массовые -- несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

* словесные -- собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

* практические -- походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.

* наглядные -- музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью -- собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

2) познавательные формы -- экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы -- утренники и вечера, «капустники» и др.

Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

Основной формой обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду"". Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

В занятии можно выделить три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.

В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей.

Средства обучения и воспитания.

Сведения о наличии оборудованных кабинетов, групповых помещений.

Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);

Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Принципы использования средств обучения:

Учет возрастных и психологических особенностей воспитанников;

Гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

Учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

Сотворчество педагога и воспитанника;

Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

В нашем детском саду развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования из разного материала, изобразительной, музыкальной, двигательной), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности детей.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Учебно-материальное обеспечение

Вид помещения

Оснащение

Групповые комнаты

Детская мебель, игровая мебель (часть мебели на колёсиках);

Передвижные ширмы;

Мольберты;

Магнитные доски;

Книги: сказки, рассказы, стихи, энциклопедии и т.д.;

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и т.д.;

Атрибуты для подвижных игр;

Конструкторы различных видов;

Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные, дидактические игры, лото, карты, схемы, глобусы, панно, театры, муляжи, гербарий;

Природный и бросовый материал;

Материалы для детского экспериментирования, для художественного творчества детей;

Календари за наблюдением погоды, птицами, ростом растений;

Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий и т.д.;

Магнитофон, аудиозаписи, телевизор, видеоплеер, видеокассеты;

Продукты детской деятельности:

рисунки, аппликации, постройки из

строительного материала и т.д., в том числе с использованием для оформления групповых помещений.

Спальные комнаты

Детские кровати;

Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновое кольца и кубики

Приёмные комнаты

Наглядно -информационный материал для родителей;

Выставки детского творчества

Кабинет заведующего

Нормативные документы;

Локальные нормативные акты;

Компьютер;

Столы, стулья для заведующего и посетителей;

Шкафы для хранения документации

Методический кабинет

Локальные нормативные акты;

Детская художественная литература;

Библиотека педагогической и методической литературы;

Библиотека периодических изданий;

Документы по опыту работы педагогов;

Материалы консультаций, семинаров, семинаров-практикумов, педагогических советов;

Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми;

Иллюстративный материал;

Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлама, Палех, Жостово, матрёшки, Богородские игрушки;

Скульптуры малых форм (глина, дерево);

Игрушки, муляжи, гербарий, коллекции семян растений;

Проектор,экран;

Ноутбук;

Компьютер

Кабинет учителя-логопеда

Большое настенное зеркало;

Светильник для дополнительного освещение у зеркала;

Стол и стулья для логопеда и детей;

Шкафы для методической литературы, пособий;

Методическая литература, наглядные, раздаточные пособия;

Наборное полотно, фланелеграф;

Индивидуальные зеркала для детей;

Развивающие игры для детей

Кабинет педагога-психолога

Стол и стулья для педагога- психолога и детей;

Шкаф для методической литературы, пособий;

Методическая литература, наглядные, раздаточные пособия

Музыкальный зал совмещён с физкультурным

Шкаф для хранения физкультурного оборудования;

Физкультурное оборудование: шведская стенка, гимнастическое бревно, скамейки, дуги для подлезания, кубы для спрыгивания, канат, скакалки мячи, кегли, обручи, гимнастические палки и т.д.;

Пианино

Кабинет музыкального руководителя

Шкаф для хранения методической литературы, пособий;

Методическая литература, пособия;

Столы и стулья;

Костюмы для театрализованной деятельности;

Магнитофон, кассеты;

Музыкальные инструменты

Методические материалы, используемые при реализации образовательной программы дошкольного образования

Методические пособия

Зацепина М.Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду.

Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ.

Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Младшая группа (3-4 года) / Ред.-сост. В.А. Вилюнова.

Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Средняя группа (4-5 лет) / Ред.-сост. А.А.Бывшева.

Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Старшая группа (5-6 лет) / Ред.-сост. А.А.Бывшева

Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Подготовительная группа (6-7 лет) / Ред.-сост. В.А.Вилюнова.

Наглядно - дидактические пособия

Комплекты для оформления родительских уголков (в соответствии с комплексно-тематическим планированием).

1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1.1.Социализация, развитие общения, нравственное воспитание:

Методические пособия:

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества».

Серия «Расскажите детям о …»: «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле»; «Расскажите детям об Отечественной войне 1812 года».

1.2.Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание:

Методические пособия:

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.

1.3.Формирование основ безопасности:

Методические пособия:

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).

Наглядно-дидактические пособия:

Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ.

Бордачева И.Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4-7 лет.

1.4.Игровая деятельность:

Методические пособия:

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста (2-3 года).

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа (3-4 года).

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа (4-5 лет).

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа (5-6 лет).

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет).

2.Образовательная область «Познавательное развитие»

2.1.Развитие познавательно-исследовательской деятельности:

Методические пособия:

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).

Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).

Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.

Наглядно-дидактические пособия:

Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

2.2.Ознакомление с предметным окружением и социальным миром:

Методические пособия:

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5 лет)

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет)ю

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3-4 года).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5 лет).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе групп

Наглядно-дидактические пособия:

Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности».

Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».

Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе»

2.3.Формирование элементарных математических представлений:

Методические пособия:

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста (2-3 года).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа(3-4 года).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5 лет).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Рабочие тетради:

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Математика для малышей: Младшая группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Математика для малышей: Средняя группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Математика для дошкольников: Старшая группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Математика для дошкольников: Подготовительная к школе группа.

Наглядно-дидактические пособия:

Плакаты : «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».

2.4.Ознакомление с миром природы:

Методические пособия:

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР ):

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста (2-3 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа (4-5 лет).

Наглядно-дидактические пособия:

Плакаты : «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».

Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенятами».

Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные - домашние питомцы»; «Животные жарких стран»;»Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки - друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».

Серия «Расскажите детям о …»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям о овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».

3.Образовательная область «Речевое развитие»

Методические пособия:

Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа (2-4 года).

Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2-3 года).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 года).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Рабочие тетради:

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у малышей. Младшая группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у малышей. Средняя группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у дошкольников. Старшая группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи дошкольников. Подготовительная к школе группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для малышей: Младшая группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для малышей: Средняя группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для дошкольников: Старшая группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для дошкольников: Подготовительная к школе группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для малышей: Младшая группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для малышей: Средняя группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для дошкольников: Старшая группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для дошкольников: Подготовительная к школе группа.

Наглядно-дидактические пособия:

Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один - много»; «Словообразование»; «Ударение».

Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 2-3 лет. Гербова В.В.

Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 3-4 лет. Гербова В.В.

Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 4-6 лет. Гербова В.В.

Правильно или неправильно. Для работы с детьми 2-4 лет. Гербова В.В.

Развитие речи в детском саду. Для работы с детьми 2-4 лет. Раздаточный материал. Гербова В.В.

Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок».

Плакаты : «Алфавит»; «Английский алфавит»; «Немецкий алфавит».

4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Методические пособия:

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 года).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (4-5 лет).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (3-4 го5-6 лет).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа (4-5 лет).

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5-6 лет).

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Хрестоматии:

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 года.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.

Наглядно-дидактические пособия:

Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь - народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов-Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Плакаты : «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов-Майдан»; «Изделия. Полхов-Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».

Серия «Расскажите детям о …»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле».

Серия «Искусство - детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры Северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

5.Образовательная область «Физическая культура»

Методические пособия:

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3-4 года).

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4-5 лет).

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет.

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.

Байкова Г.Ю., Моргчёва В.А., Пересыпкина «Физическое развитие. Реализация образов образовательной области.

Наглядно - дидактические пособия:

Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».

Серия «Расскажите детям о …»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах».

Плакаты : «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»

Методические материалы и пособия, используемые для части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений

Образовательные области

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Методические пособия

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать»

Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России»

Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма»

Короткова Л.Д. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Маралов В.Г. «Как научить ребёнка быть внимательным и терпимым к людям»

Морозова А.Н., Мельникова О.В. «Музейная педагогика»

Картушина М.Ю. «Коммуникативные игры для дошкольников»

Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников»

Дьяченко О.М. «Дети в школу собирайтесь»

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Методические пособия

Шорыгина Т.А. «Трудовые сказки» Беседы с детьми о труде профессий

Шорыгина Т.А «Трудовые сказки» Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели

Шорыгина Т.А. «Трудовые сказки» Беседы с детьми

Формирование основ безопасности

Методические пособия

Равчеева И.П., Журавлёва В.В. Безопасность. Опыт освоения образовательной области.

Козлова С.А. Тематический словарь в картинках «Я и моё тело»

Вдовиченко Л.А. «Ребёнок на улице»

Извекова Н.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Методические пособия

Дыбина О.В. «Приобщение к миру взрослых». Игры - занятия по кулинарии для детей

Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем» Игры - занятия для дошкольников.

Дыбина О.В «Игры-путешествия в прошлое предметов»

Павлова О.В. «Познание предметного мира»

Агаева Е.Л, ВВ.Брофман. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3-6 лет:

Бондаренко Е.А. Развивающие игры для детей от года до трех лет

Ознакомление с миром природы

Методические пособия

Николаева «Юный эколог».

Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках»

Нищева Н.В.»Подвижные и дидактические игры на прогулке»

Николаева С.Н., И.А. Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами

Образовательная область «Речевое развитие»

Ушакова С.А. «Развитие речи детей 4-5, 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации»

Ушакова С.А. «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий.

Ушакова С.А. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно - исследовательской деятельности

Румянцева Е.А. «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет»

Кайе В.А. «Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет»

Кисилёва Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»

Тимофеева Л.О. «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Лыкова И.А. «Программа художественно воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

Лыкова Е.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)

Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»

Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников»

Зарецкая Н.И. «Танцы в детском саду»

Морева Н.А. «Музыкальные занятия и развлечения»

Образовательная область «Физическое развитие»

Алябьева Е.А. «Нескучная гимнастика» тематическая утренняя зарядка для детей

Лисина Т.В., Морозкова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников»

Гаврючина Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»

Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, педагогические возм ожности и условия их применения

Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее, оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется в основном как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой. Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет - прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности. воспитание обучение дошкольник эстетический

Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает малыша, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.

Целенаправленное эстетическое развитие ребенка с раннего возраста помогает ему раскрыть себя наиболее полно, создает условия для динамики творческого роста.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

Воспитательный процесс, как любое социально-психологическое и культурологическое явление, имеет форму. Коль скоро субъекты организованного процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога (либо педагогического коллектива в качестве совокупного субъекта), определяет неповторимость и своеобразие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом. Форма воспитательного процесса -- это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

* индивидуальные -- беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

* групповые -- несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

* массовые -- несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

* словесные -- собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

* практические -- походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.

* наглядные -- музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью -- собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

2) познавательные формы -- экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы -- утренники и вечера, «капустники» и др.

Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

Основной формой обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду"". Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

В занятии можно выделить три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.

В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей.

Требования к занятиям

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.

Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.

Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.

Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.

Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.

Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.

Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные

Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.

Четко определить цель и дидактические задачи занятия.

Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.

Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

Список литературы

1. Бескина, Р.М., Виноградова, М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня [Текст]: учеб. пособие / Р.М.Бескина, М.Д.Виноградова.- М.: Знание,2001.-80с.

2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп./ З.М. Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранов. - М.: Академический Проект; Культура,2005.-240с.

3. Веракса,Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве[Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.-М.: Мозаика-Синтез,2008.-80с.

4. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология

5. учеб.пособие/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.- М.:Просвещение,2004г.-256с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Педагогические подходы к взаимодействию семьи и дошкольного учреждения в деле обучения и воспитания ребенка. Принцип учета возрастных особенностей и преобладания игровой деятельности в воспитании. Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Развитие речи и мышления детей раннего возраста. Педагогические условия воспитания детей. Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Способы управления вниманием. Принципы, лежащие в основе обучения.

    презентация , добавлен 09.12.2014

    Теоретические аспекты воспитания, обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста. Педагогическо-воспитательная деятельность. Взаимодействие персонала в период адаптации детей.

    дипломная работа , добавлен 27.02.2009

    Воспитание толерантности в современных концепциях воспитания ребенка. Нарушения речевой деятельности при общем недоразвитием речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста. Методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 07.04.2013

    Характеристика детей дошкольного возраста, их психологические особенности. Анализ социальной ситуации развития дошкольников. Понятие и методы индивидуального подхода, его роль в воспитании детей. Педагогическая оценка их деятельности и поведения.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Место национального самосознания в структуре личности. Методы и средства формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Государственная Программа воспитания ребенка-дошкольника. Основные формы ознакомления дошкольников с родным краем.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Воспитание и развитие детей раннего возраста, их игровая деятельность как основа музыкального воспитания. Организация и методика выявления эмоциональной отзывчивости и уровня ее формирования. Педагогические условия музыкального воспитания детей.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2016

    Психолого-педагогические основы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Анализ образовательных программ системы традиционного обучения и воспитания. Рассмотрение жизненного и музыкального опыта ребенка при выборе репертуара.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2012

    Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Преимущества альтернативных форм воспитания и обучения дошкольников и их внедрение в дошкольном образовании г. Кунгур Пермского края.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2008

    Особенности развития морфо-функциональных систем организма дошкольников. Задачи и содержание физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Подвижные игры, оздоровительные силы природы. Методические особенности уроков физической культуры.

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.

Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно

Словесные:рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы.

Наглядные: наблюдение демонстрация, рассматривание картины, репродукции.

Практические: упражнение, опыты и экспериментирование,

моделирование.

Игровые: дидактические игры, воображаемая ситуация в развернутом виде.

19.Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества, традициям и культуре общества, в котором они живут.Его нельзя организовать как особую деятельность.Важным фактором социально-нравственного воспитания дошкольников является семья.

Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников

1) Формирование у дошкольников социально-нравственных чувств и эмоций.

2) Воспитание навыков и привычек социально-нравственного поведения

3) Формирование у дошкольников социально-нравственного сознания (представлений, суждений, оценок).

Средствами социально-нравственного воспитания дошкольников выступают:

· художественные средства;

· природа;

· окружающая обстановка, психологическая атмосфера;

· деятельность детей.

В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

Методы формирования навыков и привычек поведения (приучение, упражнение, пример взрослых или других детей, наблюдение, показ действия, организация воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер, игра);

Методы формирований нравственных представлений, суждений, оценок (беседы на этические темы, чтение художественной литературы, рассказ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов; метод убеждения);

Методы коррекции поведения (поощрение, наказание).

МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент.

Выбор методов обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия, от личности педагога, от его способностей, ответственности.

В современной педагогике существуют разнообразные классификации методов обучения.

В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Главными методами обучения дошкольников являются:

Практические

Наглядные

Словестные

Игровые

В каждом методе различают внутреннюю и внешнюю сторону. Внешняя – система способов действий ребенка и воспитателя, внутренняя – психически – познавательный процессы, которые лежат в основе тех или других способов деятельности.

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.

Ведущими практическими методами обучения являются: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). Посредством упражнений ребенком может быть усвоена значительная часть содержания дошкольного обучения.

Элементарные опыты и эксперименты , которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п. Деятельность по экспериментированию, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их проведения педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре. Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

К словесным методам относятся:

Рассказ педагога;

Чтение художественной литературы.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы: о текущих событиях, временах года, писателях, композиторах, художниках, о родном городе и т. п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает в него свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Она применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.

Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти.

В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.

В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям,

указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:

Требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа: кто?, что?, какой?, где?, когда?);

Побуждающие детей к мыслительной деятельности, формулировке умозаключений, выводов (типа: почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?). Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка, точными по формулировке, краткими.

Игровые методы – предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: указаниями, объяснениями, показом и т.д. этот метод вызывать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной деятельности, которая не навязывается из вне, а обладает желанной личной целью.

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Внезапное появление объектов;

Выполнение воспитателем игровых

действий;

Загадывание и отгадывание загадок;

Введение элементов соревнования;

Создание игровой ситуации.

Дата публикования: 2015-07-22 ; Прочитано: 6185 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2017 год. (0.005 с) ...