Конспект по развитию речи в младшей группе на тему Рассматривание картины « Играем с песком. Рассматривание сюжетных картин с детьми во второй младшей группе детсада

Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (занятие во второй младшей группе ДОУ)

Цель. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

Первый вариант

Ход занятия

Часть I. Перед началом занятия педагог раскладывает на столах картинки или мелкие игрушки (по одной для каждого ребенка), в их числе ведерки, формочки и совочки. Дает детям возможность рассмотреть предметы и обменяться впечатлениями.

Воспитатель просит детей зажмуриться (не следует разрешать детям закрывать глаза руками) и забирает 5–6 предметов (или картинок). Затем просит открыть глаза и спрашивает: «Чья вещь? Если ничья, себе оставлю». Педагог подсказывает, как надо ответить на вопрос: «Это мое красное ведерко. Это мой желтый совочек».

Воспитатель предлагает детям обменяться предметами. Потом выясняет, кто с кем и чем поменялся. Подсказывает, как правильнее рассказать об этом.

Дети вновь закрывают глаза, и игра повторяется.

Часть II. Педагог просит детей взять стулья и, не толкаясь, поставить их около мольберта.

Воспитатель предлагает вниманию детей сюжетную картину «Не уходи от нас, котик».

«Как вы думаете, куклы и зверушки огорчаются, если дети перестают с ними играть, – начинает занятие педагог. – Я знаю котика, который обиделся на детей и решил от них уйти к другим малышам. Хотите посмотреть на этого смелого, решительного Пушистика?»

Воспитатель предлагает вниманию детей картину. Дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями. Затем продолжает беседу: «Нравится вам котик? Опишите его. Он… (очень хорошенький, глазастенький, полосатый, похож на тигренка…). Котик отвернулся от детей, он не хочет на них смотреть. Но и они не хотят, чтобы Пушистик ушел от них к другим детям. Малыши подлизываются к нему. Кто как это делает? Девочка в красном платьице стоит перед Пушистиком на коленях, собирается его погладить, приласкать. Она что-то говорит ему. Как думаете, что?

Мальчик в синем комбинезончике… (бантик на веревочке держит). Он знает, что котята любят играть с бумажками. Он тоже что-то говорит котику.

Мальчик в зеленом комбинезончике… (принес колбаску). Он просит котика… (не сердись на нас. Съешь колбаски. Она вкусная…).

Как вы думаете, почему мальчики в комбинезонах, а один даже в кепке? (Собрались гулять.) А зачем они мяч и самолет приготовили?

Интересно, удастся ли детям уговорить Пушистика остаться?

Советую и вам сразу после занятия заглянуть к нашим куклам и зверушкам, приласкать, приголубить их».

В данном случае образец описания картины не обязателен, так как малыши отправляются в игровой уголок и демонстрируют педагогу, как они «общаются» с игрушками.

Второй вариант

Ход занятия

Часть I. Такая же, как в первом варианте занятия.

Часть II. Педагог предлагает детям рассмотреть картину «Шарик улетел» и просит их подумать, что произошло на картинке, и чем, по мнению малышей, закончится история, изображенная художником.

Дети занимают свои места (за столами или рассаживаются на стульях, расставленных полукругом, в шахматном порядке и т. п.).

«Рассмотрели картину? – начинает занятие воспитатель. – Догадались, что случилось? (У девочки в нарядном платье улетел синий шарик.)

А мальчики… Что про них скажете?

Как вы догадались, что мальчик в шортах и жилете отдаст свой шарик девочке? Он отдает желтый или голубой шарик? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)

Вы одобряете поступок этого симпатичного малыша?

Не надо осуждать мальчика в кепочке, у которого три шарика. Он еще научится быть добрым и помогать другим.

Посмотрите на собачку. Как думаете, чья она? А какая она?

Там, где гуляют дети, красиво? Наверное, это уголок парка.

Вам нравится картина, которая называется „Шарик улетел"?»

На этом можно завершить занятие. А можно закончить его рассказом воспитателя: «Был праздник. Дети гуляли в парке. Там красиво: чистые песчаные дорожки, нарядный домик для игр.

Дети получили в подарок воздушные шарики, кто один, кто два, а кто и три.

У девочки в красивом красном платьице, гуляющей с очаровательной маленькой собачкой, шарик вырвался из рук и улетел. Но малыш в коротких штанишках поспешил ей на помощь. Сейчас он подойдет к девочке и скажет: „ Возьми мой шарик. Хочешь, возьми желтый. А хочешь, возьми голубой"».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22 «Рябинушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников»
Конспект занятия по развитию речи
во второй младшей группе «Гномики»
На тему: Рассматривание картины «Курица с цыплятами»
Воспитатель: Резниченко Н.В.
1кв. категория
г. Талица 2016г.
Интегрированная ООД во второй младшей группе по развитию речи
Тема: Рассматривание картины «Курица с цыплятами».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественное – эстетическое развитие» (рисование крупой - пшено).
Цели:
- учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию
- развивать интерес детей к изобразительному деятельности, посредством использования нетрадиционных техники рисования.
- воспитывать любознательность, художественный вкус.
Обогащение словаря: курочка - хохлатушка, квохчет.
Активизация словаря: курочка, петушок, цыплята, кукарекает, пищат.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций;
- чтение сказки К.Чуковского «Цыплёнок»;
- обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимике).
Материал и оборудование:
-картина «Курица с цыплятами»;
- фланелеграф, плоскостные фигурки животных;
- круги красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного цвета;
-маски (шапочки) для подвижной игры;
-крупа в розетках, трафареты, салфетки, чистый лист бумаги;
- диск с записью с голосом курицы и цыплят
Ход непосредственно – образовательной деятельности
Организационный этап.
Сюрпризный момент: Слышится кудахтанье курицы.
- Кто же это? Загадка
Что это за птица - Людей не боится,
Не летает высоко, И поет «Ко-ко-ко». (Курица)
-Как она разговаривает? (ко – ко – ко) Дети повторяют звукоподражание.
звукозапись с голосом цыплят
-А кто- то ещё разговаривает? Отгадайте загадку.
Ко – ко - ко, там камни, кочки,Стойте, желтые комочки!Разбежались все куда-то,Непослушные...-Как они разговаривают? (пи – пи – пи) Дети повторяют звукоподражание.
(перед детьми стоит картина «Курица с цыплятами»,она закрыта)
- Что это ребята? Давайте откроем и посмотрим, кто же это разговаривает?
- Какая красивая картина! Вам нравится? Давайте её рассмотрим вместе.
Дети садятся на стульчики.
– Назовите всех, кого видите на картине.
- Кто это? (курица)
– Как зовут деток курицы? (цыплята)
- Опишите цыпленка, он какой? (Тело покрыто желтым пухом, маленький, есть ножки, клювик, умеет пищать.)
Что они делают? (Гуляют по двору. Мама-курица учит цыплят искать себе еду, копать лапками червячков, искать зернышки, щипать травку, пить водичку.)
Как ласково назвать курицу? (курочка - рябушечка) Что она делает? (Квохчет).– Как она это делает? (Квох-квох, квох)
– Что еще делает мама-курица? (Она охраняет цыплят, чтобы их никто не обидел.)
– Как разговаривает мама-курица с цыплятами? (Ко –ко -ко)
– Как отвечают цыплята маме?(пи – пи)
- Ребята мы с вами читали сказку К. Чуковского «Цыплёнок», давайте вспомним её.
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором расположены круги.
- Вот это сюрприз! Кто-то заколдовал сказочных героев и превратил их в разноцветные круги. Дети называют цвета.
- Каким был цыплёнок? маленький
- Каким представлял себя цыплёнок? что он большой, и важно задирал голову. Вот так.
- Какая была у цыплёнка мама? Мама была вот такая. Мама кормила его червяками.
- Кто испугал цыплёнка и маму? налетел на маму черный кот и погнал ее прочь со двора. И был черный кот вот такой.
- Кто взлетел на забор? красивый, большой петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Ку – ка – ре – ку! » - и важно посмотрел по сторонам: «Я ль не молодец, я ль не удалец! »
-Понравилось ли цыплёнку как кричит петух? Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запищал: «Пи – пи – пи! » я тоже молодец! Я тоже удалец! » но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.
- Кто сидел в луже? В луже сидела лягушка.
- А как поступила лягушка? Она увидела его и засмеялась: «Ха – ха – ха! Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха! » а была лягушка вот такая.
-Кто подбежал к цыплёнку? Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так.
Отвечая на вопросы, дети имитируют движения.
3. Воспитатель приглашает детей к мольберту (фланелеграф)с цветными кругами:
- А теперь вы можете расколдовать сказочных персонажей, подберём круги к этим героям?
Дети называют персонажей сказки и выкладывают их около кругов.
Красного цвета круг – петух, жёлтого – цыплёнок, коричневого – курица, зелёного – лягушка, чёрного – кот.4. Игра «Курочка - хохлатка» (маски)
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко! »
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
И цыпляток догоняет!
5.Воспитатель обращает внимание детей на то что героев сказки мы расколдовали,но у мамы курицы ещё есть цыплятки и они тоже заколдованы (на столах лежат трафареты покрыты двусторонним скотчем) чтобы их расколдовать нужно посыпать крупой (по выбору детей пшено, горох)
Прежде чем расколдовать цыплят мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика стихотворение Т. Волгиной «Где чей дом?».
Воробей живет на крыше
В теплой норке - домик мыши
У лягушки дом в пруду
Домик пеночки в саду
- Эй, цыпленок! Где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
Показ рисования воспитателем.
1.шаг. Берём крупу и насыпам на трафарет.
2.шаг. Берём чистый лист и придавливаем рисунок.
3. шаг Поднимаем свою работу и ссыпаем крупу обратно в коробочку.
Самостоятельная работа детей.
-Давайте ребята подойдём к картине и посмотрим, получились ли у нас такие цыплята как на картинке?(ответы детей).
-Помогли мы курочке расколдовать цыпляток?
6. Итог НОД.


Приложенные файлы

Татьяна Макрушина
Картотека (Рассматривание картины) - вторая младшая группа

Тема : Играем с песком.

Цель : УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАССМАТРИВАТЬ КАРТИНУ ,НАЗЫВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ, ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ, ИХ ЦВЕТ, ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ; УТОЧНИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О СВОЙСТВАХ ПЕСКА; УЧИТЬ СЛУШАТЬ РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ , СОСТАВЛЕННЫЙ ПО КАРТИНЕ , ДОГОВАРИВАТЬ СЛОВА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. (ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ ) .

Материал : картина «Дети играют в песок»

Ход : Воспитатель говорит, что познакомилась с детьми – Леночкой и Серёжей. Педагог ставит на мольберт картину .

В красном платье-Леночка, а рядом –Сергей. Догадались где они играют?

Играют в песочнице.

Посмотрите, как много у них игрушек. Есть флажки в ведёрке, формочки, совочки, лопатка, машина, курочка.

Сергей везёт?

Песок. В машине везёт. Лопатой погрузил песок.

А кому везёт Серёжа песок?

Леночке везёт.

Зачем Леночке песок? Что она строит?

Строит домик курочкам. И беленькой курочке и рябенькой курочке и петушку.

А почему у Лены получается стенка, не рассыпается песок ?

Его водой поливали. Он мокрый.

А зачем детям формочки?

Будут делать куличики (пирожки) . В заключении воспитатель предлагает послушать рассказ про Лену и Серёжу .

Тема : Дети кормят рыбок.

Цель : учить детей наблюдать за рыбками, отмечая особенности её строения и поведения (плавает, двигает хвостом, глотает корм) . Правильно вести себя во время наблюдения (не шуметь, не стучать по стенкам аквариума; помочь понять ребятам сюжет картины : формировать умение отвечать на вопрос и высказываться по поводу изображённого, а так же слушать пояснения воспитателя.

Материал : Картина «Дети кормят рыбок»

Ход : Воспитатель напоминает что не следует придвигаться к аквариуму, водить по стенкам руками или стучать по ним, т. к. это может напугать рыбок. Педагог предлагает детям наблюдать за рыбками и не громко рассказывать о том что они заметят. Активизирует в их речи слова и обороты : стеклянный аквариум, плавают, хватают – глотают корм ртом : хвост помогает рыбке плавать, в верх всплыла, близко подплыла смотрит и т. д. Воспитатель насыпает рыбкам корм, дети смотрят как рыбки глотают. Малыши рассаживаются спиной к аквариуму Им показывают картину «дети кормят рыбок» и рассказывают об изображённом . Затем воспитатель проводит беседу по картине . Он спрашивает : Что делают дети? («кормят рыбок» ). Что лежит в банке, которую держит мальчик(«лежит корм» ) Где живут золотые рыбки? («в стеклянном аквариуме» ). Дети отмечают так же, что рыбки глотают корм; что девочка заглядывает в аквариум; что ребята заботятся о золотых рыбках и не забывают кормит

Тема : «Кошка с котятами»

Цель : познакомить детей с описанием внешнего вида кошки её повадками; активизировать в речи слова и словосочетания (пушистый, гладкий, лакает, мурлычет острые когти выгибает спину) .

Материал : Картина «Кошка с котятами» кошка

Ход : Воспитатель предлагает вниманию детей картину с изображением кошки (взрослого животного) . Говорит что это кот Васька. Читает рассказ К . Д. Ушинского. Спрашивает :» Как вы думаете, Васька – это взрослый кот или котёнок? Соглашается с тем, что это взрослое животное, обращает их внимание на то,что шкурка пушистая, мягонькая шёлковая. Дети рассматривают лапки с когтями , усики которые торчат, глаза как угольки. Наблюдают как кошка ест мясо пьёт молоко, слушают как мурлычет. Воспитатель показывает детям картину «Кошка с котятами» . Помогает детям составить описание кошки (большая, пёстрая, смотрит строго, котят : (маленькие, пушистые, очень симпатичные) . Отметить чем заняты котята (один сидит, прижавшись к кошке, другой лакает молоко из блюдечка, а третий бежит за клубком вообразив что это живая мышка). Рассматривание заканчивается рассказом воспитателя о кошке и котятах.

2 3 5 10 ..

РАССМАТРИВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

Сюжетная картина - эффективное средство познания ребенком окружающей действительности. В данном случае под познанием понимается не столько знакомство с чем-то абсолютно новым, сколько уточнение представлений ребенка о знакомых предметах и явлениях, об их качествах и свойствах, воспринимаемых в иных, чем прежде, условиях (на картине). (Известно, что знакомый объект, увиденный в непривычных для малыша связях и отношениях, часто воспринимается им как новый.)

Во второй младшей группе рассматривание сюжетной картины на занятии планируется примерно раз в месяц. Могут быть использованы следующие картины: «Едем в автобусе», «Едем на лошадке», «Помогаем товарищу», «Играем с песком» (автор Е. Батурина); «Дети играют в кубики», «Зимой на прогулке», «Праздник 1 Мая в детском саду», «Дети кормят курицу и цыплят» (авторы Е. Радина и В. Езикеева); «Коза с козлятами» (автор С. Веретенникова).

Успех рассматривания во многом определяется умением воспитателя с самого начала заинтересовать ребенка. Например: «Хотите, я познакомлю вас с детьми, которые, как и вы, любят строить? - начинает занятие педагог.- Их трое - два мальчика и девочка».- «Где они? Что строят?» - обязательно спросят нетерпеливые малыши. «А как вы думаете, что строят мальчики и девочка?» - интересуется воспитатель. Выслушав ответы детей, педагог ставит перед ними картину «Дети играют в кубики».

Вопросы к детям - ведущий прием при рассматривании картины. Вопросы следует тщательно продумывать. Надо, чтобы они обеспечивали полноту воспроизведения содержания картины. Вопросы должны помогать ребенку уяснить общий смысл картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений), направлять внимание детей на взаимосвязь отдельных деталей картины. Такого рода вопросы в том или ином соотношении обязательно следует задавать на каждом занятии по рассматриванию.

Кроме того, при рассматривании картины нужны вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предположить, в чем-то усомниться. Эти вопросы условно можно классифицировать так:

1) вопросы, требующие сопоставления фактов и.простейшего вывода. Ответ ребенку подсказывает само содержание картины. Например: «Почему остановили лошадку?»; «Почему не едет автобус?»;

2) вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка. Например: «Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?»; «Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе?»;

3) вопросы, требующие ответ а-п редположе-ни я, выходящего за пределы изображенного. Подобные вопросы хороши тем, что позволяют ребенку связать несколько действий в единую цепочку, назвать не только настоящее действие, но и прошедшее, будущее. Это эффективное средство для активизации мыслительной деятельности детей. Приведем примеры: «Танюша взяла в руки мяч. Смотрит. Может, ждет кого-то?»; «Вова поит лошадку и что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?»

Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ и только

потом наметить вопросы, предусмотрев их вариативность. Лучше, если рассказ имеет завязку. Это могут быть 1-2 фразы, раскрывающие смысл картины, отражающие эмоциональное отношение рассказчика к ее содержанию. Например: «Ох, как трудно собирать башенку! Ни у Кати, ни у Димы работа не ладится!»

При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло другое, чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картины. Например, на занятии по картине С. Веретенниковой «Коза с козлятами» воспитатель сначала рассказывает детям о козе, затем, переходя к описанию козлят, говорит: «Рядом с козой играют козлята. Они маленькие» и т. д.

Если рассказ получается недостаточно эмоциональным, надо включить в него фразы, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, рассказ лучше закончить так, чтобы 1-2 последние фразы, так же как и первые, выражали отношение рассказчика к изображенным событиям. Тогда и весь рассказ выступает как маленький художественный текст.

Рассматривание картины периодически повторяется и вне занятий в течение всего года.

Оксана Логвинова
Рассматривание сюжетной картинки «Дети играют». Конспект занятия по ОО «Коммуникация» во второй младшей группе

ТЕМА : «РАССМАТРИВАНИЕ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКИ «ДЕТИ ИГРАЮТ »

Программное содержание : продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину , помогая им определить её тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчётливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов) .

Материалы и оборудование : картинка «Дети играют » .

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель. «Сегодня мы будем рассматривать очень яркую картинку » .

Она называется «Дети играют » .

Как вы думаете, во что играют малыши на картинке ?».

(Педагог выслушивает ответы детей) . Затем предлагает их вниманию картину , дает возможность рассмотреть её и обменяться впечатлениями.

2. Беседа по картине .

Дети из крупных кубов и пластин построили забор. Какого цвета кубы вы видите?

В центре (показывает) красная арка с голубой пирамидкой наверху.

Перед аркой остановилась (большая синяя грузовая машина) . В кузове (кубики) .

Почему стоит машина? Да, арка узка для этого грузовика. Девочка, она стоит по другую сторону забора, что-то показывает шофёру грузовой машины. (Она показывает, где лучше объехать забор.)

У забора стоит ещё одна машина. Опишите её. (Не очень большая, красная, в кузове сидит Петрушка.)

А где шофёр этой машины? И проедет ли красная машина под аркой?»

Физминутка

Мы на плечи руки ставим, Руки к плечам, вращение

Начинаем их вращать. плечами вперёд и назад.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять!

Руки ставим перед грудью, Руки перед грудью, рывки

В стороны разводим. руками в стороны

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем, Одна прямая рука вверх, другая

А другую вниз опустим. вниз, плавным движением одна

Мы меняем их местами, рука опускается, а другая

Плавно двигаем руками. одновременно - поднимается

А теперь давайте вместе Ходьба на месте.

Пошагаем все на месте.

3. Рассказ

«Мальчики и девочки построили из больших кубов разного цвета-зелёных, синих, сиреневых-отличный забор. Забор этот с красной аркой. К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом, и остановилась. Вот беда! Узковата арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор.

Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофёр вовремя доставит его на концерт».

4. Рефлексия.

– Какую картину рассматривали ?

– Что построили мальчики и девочки?

– В кузове какой машины сидел Петрушка?

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника : эмоционально-заинтересованно рассматривает сюжетную картинку , отвечает на вопросы по её содержанию, пытается самостоятельно описать изображённое на картине .

Методическое обеспечение : Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада . – М.: Мозайка-Синтез, 2012.