Новорожденный ребенок 2 месяца. Вашему малышу уже два месяца

Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

Самый сложный, адаптационный период, когда и для малыша, и для родителей все было ново и непривычно, успешно завершен. Следующие тридцать дней — время других, не менее важных открытий, грандиозный период усвоения новых навыков, обретения опыта и формирования привычек.

Физическое развитие

На втором месяце жизни организм вашего малыша продолжает развиваться чрезвычайно высокими темпами: взяв хороший старт на первом месяце, малыш активно растет. За предстоящие четыре недели он должен набрать 800–1000 г веса, увеличить рост на 3–4 см, увеличить объем груди и головы на 10–15 мм. В этот период развитие внутренних органов ребенка приобретает активный характер, системы и органы малыша уже не столько адаптируются, сколько входят в ритм, соответствующий внеутробной среде.

Показатели ребенка от 1 до 2 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

53.51-54.53 см

4.150-4.320 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Для обеспечения роста и развития малыша родители должны обеспечить своему ребенку стабильный режим сна и кормления. Задача стоит, прежде всего, перед матерью. Конечно, навязанная еще советской педиатрией система почасового кормления себя изжила, и вполне реально кормить малыша по требованию, при этом ничуть не нарушая его режим. Однако, важно учитывать, что месячный малыш должен спать 18–20 часов в сутки и съедать такое количество материнского молока, которое соответствовало бы 1/5 массы тела малыша.

Если взять, как эталон, вес ребенка 4 килограмма, то в сутки мама должна обеспечить своего грудничка не менее, чем 800 граммами молока. Такое количество пищи дает ребенку возможность полноценного энергообмена, он остается активным, веселым и хорошо набирает вес.


Если родители замечают, что малыш чуть меньше (больше) спит или кушает, то бить тревогу не стоит. Каждый детский организм индивидуален, и соблюдать какие-либо нормативы при налаживании режима отдыха и кормления не стоит - их просто не существует. Как правило, здоровые дети уже в этом возрасте чувствуют свою норму сами и умеют отчетливо дать маме понять о том, что уже насытились.

Если на протяжении второго месяца жизни вашего ребенка вам так и не удалось самостоятельно наладить его режим, - он мало ест и, в основном, спит или капризничает,-то лучше обратиться за помощью к педиатру. Кроме здорового сна у месячных малышей обязательно должен быть еще один источник энергии - обильное питание.

На втором месяце лактация у матери должна быть активной - молока нужно много и часто. Если заметили, что малыш не наедается, измените свой рацион: пейте много жидкости - не менее двух литров в день, добавьте в свое меню творог, рыбу, нежирное мясо, молоко и кефир. Перед кормлением возьмите за правило выпивать чашку некрепкого чая с молоком.

Малыш обретает новые двигательные навыки

Он уже уверенно поднимает головку и может удерживать ее на протяжении 10–20 секунд, в положении лежа на животе ребенок, кроме головы, поднимает и грудь и может оставаться так на некоторое не очень продолжительное время. Лягушачья поза, характерная для первых недель, начинает трансформироваться в человечью: руки и ноги ребенка более расслаблены, он все больше вытягивает их в стороны. Если кто-то из старших поддерживает малыша в сидячем положении, он может покачивать головой, а непроизвольное вздрагивание и подергивание мускулов случается у ребенка все реже.

Любое яркое пятно, погремушка, издающая мелодичные звуки — прелюбопытнейшие предметы для малыша в этом возрасте.


Он крепко хватает игрушку и может удерживать ее некоторое время. А когда руки ребенка не заняты игрушкой, то кулачки его частично раскрыты. Иногда малыш изо всех сил молотит руками по воздуху - и это вполне нормальное явление для детей такого возраста.

Плачет малыш когда устал или не может уснуть

Кроме того, плач малыша может быть своеобразным сигналом родителям о том, что ему одиноко и хочется в родные объятья. Для большинства малышей - попасть на руки к маме или папе - это отличное средство, чтобы успокоиться.

Если ребенок подолгу плачет, доводя себя до того состояния, при котором дрожат ручки и подбородок, при этом он сильно запрокидывает голову, слишком часто срыгивает и мало спит - немедленно покажите его невропатологу.

У малыша и на втором месяце могут остаться кишечные колики. Чтобы свести их к минимуму, маме снова следует обратить внимание на свой рацион: ограничить сладкое, отказаться от винограда и овощей, богатых на клетчатку, от газированной воды и напитков на ее основе.

Облегчить участь ребенка, когда у него начинаются проблемы колик, можно, выкладывая малыша на животик, прикладывая теплую грелку или поглаживая его пузико по часовой стрелке.

В этот период особенное внимание родители должны обращать на кожу малыша и уход за ней . Воздушные ванны, массаж, вечернее купание - не только очень полезные процедуры, но и весьма приятные для ребенка.

На втором месяце жизни дети проявляют все большую активность, уже отдают предпочтение тому или иному виду общения. Самое любимое занятие почти каждого месячного малыша - покачиваться и подпрыгивать. Любят полежать, удобно устроившись на отцовской груди.

К двум месяцам малыш должен обязательно быть осмотрен педиатром, окулистом, ортопедом и невропатологом.

Психическое развитие

Второй месяц жизни - тот этап, когда ребенок начинает увереннее пользоваться органами зрения и слуха. Зрительный орган, по сравнению с первым месяцем, развился значительно, позволяя младенцу фиксировать взгляд на неподвижном ярком объекте целых полминуты.

Малыш уже умеет следить глазами за движущимся предметом, при этом он «цепляется» за привлекающий его внимание объект не только взглядом, но и изо всех сил помогает себе, вертя головкой.

Ребенок теперь умеет ловить взгляды родителей , настолько его зрительные способности «повзрослели» за этот короткий отрезок времени. Ребенок может сосредоточить свое внимание на любом из предметов, попадающих в его поле зрения. Обычно родители, проверяя зрительную реакцию малыша, используют несложный тест: в полуметре от глаз ребенка медленно проводят цветной игрушкой - малыш обязательно ведет глазами следом, с той же скоростью, с которой движется заинтересовавший его объект.

Слуховые способности ребенка на втором месяце жизни тоже заметно возрастают. Теперь, услышав любой звук, нарушивший тишину комнаты, малыш активно пытается обнаружить источник шума и определить его местонахождение.

Тест на слух можно провести с помощью той же погремушки, позвенев ею не более 10 секунд вне поля зрения ребенка. После огорошившего его звука, малыш на долю секунды замирает, подсознательно анализируя природу явления. А потом начинает вертеть головой, пытаясь обнаружить «шумный» предмет.

Кроме звуков, издаваемых погремушками, пищалками и другими игрушками, кроме различного рода искусственных звуков, месячный малыш начинает прислушиваться к голосам. Он прекрасно различает интонацию, в ответ на тихий ласковый голос будет поворачиваться спокойно и неспешно, но может испугаться резкого выкрика. Поэтому главное правило разговора в детской комнате: негромко, не резко, спокойно.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 1 до 2 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Динамика в эмоциональном развитии младенца

В месяц дети способны одарить родителей первыми улыбками. Но эта улыбка не будет беспричинной - она, скорее, станет ответной реакцией ребенка на ваше нежное обращение к нему. Кроме улыбаться многие дети в этом возрасте могут смеяться, и характер смеха у каждого разный: от тихого прерывистого до громкого заливистого.

Ребенок в месячном возрасте предпринимает первые попытки отличать одушевленный объект от неодушевленного: присмотритесь, насколько больше вашего малыша заинтересует другой ребенок, нежели предложенная игрушка. На ребенке или ком-нибудь из взрослых малыш сосредотачивает все больше внимания и наблюдает за ними с таким интересом, что в какой-то момент может показаться - месячный малыш размышляет об увиденном. Характерная неподвижность тела и некоторые из мимических нюансов дают повод сделать выводы о месячном «мыслителе».

Одиночные гортанные звуки, характерные для первого месяца жизни, теперь перерастают в лепетание. Малыш отчетливо произносит «а», «у», «о», «э», «эээ». Гуление зачастую наблюдается на втором месяце жизни.

В конце месяца ребенок уже старательно начинает соединять гласные с согласными и такие «слова», как «эхе», «ах», «хо», «хэ» положат начало богатому словарному запасу вашего малыша.

Если месячный ребенок гулит, то делает это очень эмоционально. В гулении можно уловить и бульканье, и кряхтение, и визжание, и чавканье, и воркование. В каждый звук малыш вкладывает чувство и, возможно, он способен чувствовать настроение родителей, особенно матери, поскольку не утратил с ней ту близкую связь, которая присутствовала между ними на протяжении девяти месяцев вынашивания. Маме он доверяет больше всех, даже сочувствует, когда она чем-то огорчена - уловив настроение, малыш тоже огорчается и начинает плакать.

Дети в этом возрасте начинают интересоваться лицами окружающих. Подолгу изучают черты родителей, пристально их рассматривая.

Даже плач малыша на втором месяце жизни привязан к ассоциативной цепочке: проголодался - плачу - сигнал слышат - меня кормят.

Несмотря на семимильные темпы развития малыша, месячного кроху нужно беречь от слишком яркого света, слишком громких звуков, во время его сна лучше выключать или максимально убавлять звук телевизора и сдерживать при ребенке свои негативные эмоции.

Ученые считают, что умственные способности месячных детей намного выше, чем мы привыкли думать, однако чтение художественной литературы младенцу вслух, скорее всего, практиковать еще рано.

Но вербальное и визуальное контактирование, а также контакт посредством прикосновения принесут много пользы в построении ваших отношений с малышом. Общайтесь с ним как можно чаще, в том числе во время кормления: нежно прижимайте ребенка к себе, поглаживайте, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним. В дальнейшем он будет это «помнить».

Активное физическое развитие – главное отличие первого года жизни. Прибавка в весе за второй месяц жизни может варьироваться в широких пределах: от 600 г до 2 кг. Дети, находящиеся на исключительно грудном вскармливании, могут прибавлять достаточно много, но и это является вариантом нормы. Не стоит беспокоиться, если малыш набрал 2 килограмма. Позже он просто будет меньше прибавлять.

Сон пока достаточно длительный, однако время бодрствования увеличивается до 1-1,5 часа. Важно научиться понимать, когда ребенок устал и при первых же признаках усталости стараться уложить его спать . Дело в том, что он достаточно быстро переутомляется и потом не может из-за этого уснуть. Многие мамы подмечают оптимальное время бодрствования ребенка, после которого его проще всего уложить спать.

Объем питания детей составляет примерно 1/5 от их веса. Частые прикладывания к груди все так же актуальны для этого возраста, однако многие дети уже сами создают себе определенный режим сна-еды-бодрствования.

Желудочно-кишечный тракт младенца достаточно адаптировался к новому типу питания и уже не сильно реагирует на какие-либо изменения в рационе кормящей мамы. Стул у детей на исключительно грудном вскармливании может отсутствовать даже 2 недели, а потом самостоятельно нормализоваться. При этом очень важно, что отсутствие стула не вызывает у ребенка беспокойства и дискомфорта. Обратите внимание, что стул при этом представляет собой не плотные комки или «козьи шарики», а достаточно мягкую консистенцию.

Такая же ситуация, если стул отсутствует у ребенка на исключительно грудном вскармливании, например, неделю. При этом ребенок активный и веселый, просто к концу этой недели он начинает чуть меньше есть. После этого отходит самостоятельный стул, первая порция которого достаточно плотная, а последующие мягкие или даже жидкие. Объем стула достаточно большой. И после отхождения стула ребенок начинает есть, как обычно - много и с аппетитом. Такая ситуация очень часто встречается и вполне нормальна.

Психология

Малыш умеет сосредотачивать внимание на интересных ему вещах. Он узнает и эмоционально выделяет вас из всего окружения. Вы можете заметить, что малыш может резко заплакать, выражая протест, когда вы уходите.

Плач пока остается основным способом общения с вами и окружающим миром. Однако у малыша к концу месяца появляется большое разнообразие эмоций, которые он учится выражать. Адаптация к окружающему миру уже завершилась, и теперь ребенок пытается взаимодействовать с ним.

Зрение и слух

Все дети близоруки, но с каждым месяцем они могут видеть все дальше и дальше. Двухмесячный ребенок уже умеет фиксировать взгляд на новых или ярких предметах в его поле зрения. Но расстояние ограничивается примерно 1 метром. Кроме этого, малышу трудно хорошо следить за подвижным предметом, находящимся далеко, однако на расстоянии около 20 см малыш будет достаточно хорошо следить за движущейся игрушкой.

Обратите внимание, как ребенок следит за своими руками, как рассматривает их. Совсем скоро он поймет, что это его руки и научится ими управлять.

Слух ребенка тоже развивается. Малыш уже активно прислушивается к звуку вашего голоса, поворачивает голову в сторону источника звука, улыбается в ответ на вашу речь. Музыка – отличный способ развития слуха. Старайтесь как можно чаще говорить с ребенком.

Младенцы этого возраста лучше реагируют на более высокий голос, поэтому большинство людей непроизвольно поднимают тональность своего голоса при разговоре с детьми. Ученые выяснили, что такое « » (без коверкания слов, конечно) не замедляет развитие речи у детей. Бонусом за частый разговор с ребенком будет его довольная и осознанная улыбка.

Ребенок учится различать человеческие . Так, уже в двухмесячном возрасте он выделяет голос мамы из всех остальных.

Навыки и умения

♦ В положении лежа на животе поднимает голову и удерживает ее несколько секунд подряд (часто даже 20-30 секунд).

♦ В вертикальном положении на руках уверенно держит голову.

♦ В положении лежа на животе начинает приподниматься на руках, отрывая грудную клетку от горизонтальной поверхности.

♦ Отвечает осознанной улыбкой на приближение мамы.

♦ Удерживает и размахивает зажатой в руке игрушкой.

Двигательное развитие

Младенец уже начинает осознавать, что что-то шевелящееся около него – это его руки. Он начинает следить за ними и учится осознанно ими управлять. Пока ребенок еще непроизвольно хватает все, что находится в зоне досягаемости его рук: пеленку, собственные пальчики.

Частое выкладывание на живот – залог гармоничного развития. Ребенок учится удерживать голову и уже пытается приподнять грудную клетку. Это развивает координацию и держит мышцы в тонусе. Одевайте ребенка в одежду, которая не мешает движениям, во время бодрствования.

Как играть с ребенком

Основная игра, направленная на развитие ребенка в этом возрасте, – следить за подвижными предметами. Именно в этом возрасте малышам крайне интересны музыкальные мобили . Они развивают одномоментно его зрение и слух. Игрушки, развешанные над кроватью, позволят ребенку развивать координацию рук, поскольку он будет пытаться дотянуться до них.

Чему можно научить ребенка

Во время бодрствования старайтесь петь малышу, рассказывать сказки или просто разговаривать с ним. Ребенок будет видеть ваше лицо, шевелящиеся губы и будет пытаться подражать вам . Это хороший старт для формирования будущей речи.

В этой статье:

Главное достижение малыша на втором месяце жизни - это осознанность. Кроха уже способен улыбаться родным и близким, как бы подтверждая, что он созрел для общения.

Физическое развитие ребенка - стремительными темпами вперед

Если за первый месяц малыш стал крупнее на 600 г, то за второй месяц к его весу прибавится еще 800 граммов. Рост ребенка увеличится еще на 3 см, а если считать и первый месяц, то младенец станет выше с момента рождения как минимум на 6 см - активное физическое развитие налицо!

На втором месяце кроха более активен, что подтверждают постоянные движения ногами и руками, а также отчаянное желание удерживать голову лежа на животе и на руках у мамы в вертикальном положении, несмотря на то, что пока это дается ему очень непросто.

Второй месяц - это колоссальные затраты энергии на развитие, поэтому и в молоке мамы малыш нуждается как никогда остро. В день ребенку нужно есть целых шесть раз, примерно по 140 грамм молока за одно кормление. Впрочем, все это предусмотрела матушка-природа, поэтому, как правило, у мамы именно на втором месяце жизни малыша выработка молока становится гораздо активнее.

Если по каким-то причинам лактация нарушена, маме важно не отказываться от грудного кормления и обратить внимание на собственное питания. Возможно, что в рационе не хватает белка - основного компонента для выработки молока – или мама пьет мало жидкости.

О методе «кожа к коже»

В древности считалось, что для выработки достаточного количества молока для младенца мама должна как можно больше контактировать с ним через кожу. Этот метод прост и не требует особых усилий, поэтому заслуживает самого пристального внимания.

Контакта добиваются следующим образом: малыша раздевают догола, в крайнем случае оставляя только подгузник, а мама снимает с себя одежду до пояса. Прижимая кроху к себе, мама добивается раздражения некоторых кожных рецепторов, что способствует увеличению притока молока.

Как поддерживать лактацию?

Активно сосущий малыш, опорожняя грудь, сможет таким образом гарантировать себе ее наполнение к следующему кормлению, ведь каждый раз после опустошения молочная железа снова наполняется молоком - это рефлекторный процесс. Поэтому, если малыш не может высасывать грудь до конца, маме необходимо помогать ему, сцеживая остатки молока и расслабляя грудь в течение нескольких минут после этой процедуры под струей горячей воды.

В древности было принято оберегать кормящую
женщину от невзгод и проблем. Считалось, что стрессы и беспокойства могут стать причиной потери молока у мамы младенца. В наше время ситуация не поменялась. Так же, как и сотни лет назад, мамы должны стараться окружать себя только позитивом, отвлекаться от проблем и верить в то, что у них обязательно хватит молока, чтобы обеспечить младенцу питание для полноценного развития.

Если у кормящей мамы проблемы, она беспокоится, нервничает и не может найти себе места, это негативным образом отражается на лактации. Оптимальным вариантом станет помощь психотерапевта и поддержка близких людей. Маме важно понимать, что ее малыш будет сытым и счастливым, только если она будет спокойна и жизнерадостна.

Питание двухмесячного малыша

Начиная со второго месяца в рацион малыша постепенно можно вводить яблочный и овощные соки. В начале месяца будет достаточно нескольких капель в день, а к концу месяца это может быть уже 5 чайных ложек в сутки.

Введение фруктовых и овощных соков, бесспорно, станет нагрузкой для пищеварительных органов малыша, которые пока и так будут работать достаточно напряженно. Поэтому если у крохи на втором месяце жизни наблюдаются проявления диатеза на теле, нерегулярный стул, то с введением соков можно подождать. Особенно это касается детей, которые продолжают находиться на грудном вскармливании. В этом возрасте витаминов и микроэлементов, попадающих в организм малыша из молока мамы, вполне достаточно для его нормального развития.

Особенности развития зрения младенца

На втором месяце жизни кроха постепенно учится фокусировать взгляд. Он обращает внимание на яркие предметы, с удовольствием наблюдает за развешенными над коляской или кроваткой игрушками. Малыш уже умеет водить глазами, стараясь не выпускать из поля зрения движущиеся предметы – конечно, если они находятся на доступном для него расстоянии (не более метра).

Но самое главное достижение в этой области - ребенок уже умеет различать лица близких, что подтверждает его интеллектуальное развитие. Особенно хорошо он знает лица мамы и папы. Малыш с большим удовольствием их рассматривает, улыбается маминому голосу и глазам, бежит ножками по направлению к папиному лицу, когда у него особенно хорошее настроение и ничего не беспокоит.

Как развивается слух у младенца?

Второй месяц жизни ребенка - это активное развитие слуха. Малыш не просто слышит – он старается определить источник слуха и повернуть голову на звук. Вы легко это можете проверить, позвенев погремушкой в стороне от ребенка так, чтобы он вас не видел. Кроха обязательно предпримет попытку посмотреть, откуда идет звук.

Кроме звуков, вызываемых искусственными предметами, для малыша в этом возрасте огромное значение имеет человеческая речь. Ребенок способен различать голоса мамы и папы, реагирует на интонации и громкость голоса.

Второй месяц - это период, когда кроха начинает выстраивать причинно-следственные связи. Он запоминает и анализирует, понимая, что появление звука голоса мамы или папы в комнате означает, что в скором времени он увидит и их лицо и почувствует тепло их рук.

Что должен уметь двухмесячный малыш?

На втором месяце жизни ребенок умеет уже достаточно много для того, чтобы счастливые родители гордо рассказывали о его достижениях близким. Ребенок, развитие которого происходит по запланированному природой алгоритму без сбоев, способен:


К концу второго месяца жизни у малыша пропадает рефлекс ползания.


Как заниматься с крохой: гимнастика и массаж

Чтобы малышу и маме было комфортно, а развитие шло своим чередом, необходимо позаботиться об обеспечении особых условий. Одно из них - это режим отдыха, прогулок и кормления. Жизнь с соблюдением режима поможет как маме, так и ребенку чувствовать в себе уверенность и силы.

При нормальном режиме кроха должен несколько раз гулять по полчаса
в начале второго месяца и по часу в конце, независимо от погоды. Кормление - 6 раз в день, сон – каждые 2-3 часа.

Еще одной важной составляющей жизни ребенка в этом возрасте станет массаж и простая гимнастика. Заниматься с крохой лучше до обеда, в период его бодрствования, но перед кормлением или сном.

Массаж лучше сочетать с воздушными ваннами, а также практиковать время от времени закаливание и метод «кожа к коже», описанный выше. Очень важно, чтобы массаж, стимулируя развитие, приносил малышу и маме радость и удовольствие.

Проблемы с животиком - диагностика и решения

На втором месяце жизни пищеварительная система ребенка все еще несовершенна, поэтому боли в животике - это довольно частое явление. О том, что у крохи болит, вы легко узнаете: его настроение поменяется
в худшую сторону, личико сморщится, а истошный крик оповестит всех вокруг о том, что крохе больно и страшно.

Еще один признак того, что у малыша внутри «буря» - активные нервные движения ножками и сжатые кулачки. Каждым движением своего тела кроха будет просить взрослых о том, чтобы они что-нибудь сделали и избавили его от этой пытки.

Как можно помочь крохе справится с коликами в животе? Существует несколько вариантов. Один из них проверенный и простой. Положите на животик малышу теплую пеленку или маленькую грелку. Второй вариант - поглаживание животика по часовой стрелке.

Конечно же, для малышей сегодня разработан целый ряд медикаментов, с помощью которых можно уменьшить кишечные колики. Это таблетки и сиропы с приятным вкусом, а также чай с фенхелем, который детям особенно нравится.

Выбирая препараты от коликов, прежде всего посоветуйтесь с педиатром. Кроме того, прежде чем вводить их в жизнь ребенка, попробуйте изменить рацион питания: возможно, что боли в животе и газы - это реакция организма ребенка на грудном вскармливании на какие-либо продукты, съеденные накануне мамой. Это могут быть сладости, овощи или фрукты.

Когда нужно бить тревогу?

У ребенка, развитие которого происходит без сбоев, часы капризного плача чаще всего приходятся на вечер. Малыш устал и хочет спать, но не может
самостоятельно уснуть, о чем спешит сообщить родителям. Успокоить ребенка легко, покачав его на руках до засыпания.

Но несколько иначе обстоит дело с детками, в работе нервной системы которых наблюдаются сбои из-за родовой травмы или особенностей внутриутробного развития. Такие малыши плакать могут просто так, без повода, при этом настолько сильно, что у них дрожат конечности, синеет лицо и трясется подбородок. Эти же симптомы могут возникать, если кроха испугается резкого света или звука.

Родителям стоит обратить внимание и на такие моменты, как частое срыгивание и нарушение сна у младенца, запрокидывание головы и постоянный тонус мышц конечностей с повышенной и неравномерной подвижностью – такие проявления должны стать сигналом к срочной консультации у невропатолога.

Если корень проблем в расстройствах неврологического характера, то одним из решений может стать лечебный массаж, который должен быть поручен опытному специалисту.

Все прописанные невропатологом назначения нужно выполнять с максимальной точностью, так как поражения нервной системы могут проявиться повторно со временем. Например, в дошкольном возрасте это развитие заикания, повышенная моторная возбудимость, а у взрослого - сложности характера, дефекты почерка.

Жизнь на втором месяце - подведем итоги

Итак, двухмесячный малыш - это маленький, но уже осознающий себя человечек, который с нетерпением ждет ласки и внимания близких, мужественно сражается с кишечными коликами и каждый день вместе с мамой делает гимнастику, помогая своему телу расти и развиваться.

Детки в этом возрасте с большим удовольствием проводят время на руках у близких, и в этом нет ничего зазорного.

Мамы и папы, берите малышей на руки в этом возрасте без опасения разбаловать! Двухмесячные крохи нуждаются в телесном контакте.
Именно так происходит их развитие и осуществляется удовлетворение ориентировочного рефлекса.

Не оставляйте малыша надолго одного в период бодрствования, старайтесь как можно больше с ним говорить, рассказывая обо всем, что происходит вокруг, тихим, ласковым и спокойным голосом. Не ограничивайте жестикуляцию, экспериментируйте с мимикой – все это нужно вашему крохе уже на втором месяце жизни для развития речи и интеллекта в будущем.