Развитие детей 12 лет

Продолжается учебный год. Забот хватает не только ученикам, но и их родителям. В каждом школьном возрасте есть свои проблемы. Сегодня мы обсуждаем с ЕЛЕНОЙ ОСТАПЕНКО, психотерапевтом детского краевого психоневрологического диспансера, проблемы, возникающие у родителей с детьми в возрасте 10-12 лет, том самом возрасте, когда закончена начальная школа и начинаются средние классы.

Подростковый возрасте 10 до 15 лет очень важен для всей жизни человека. Именно в эти годы происходит пере­стройка всего организма: и физиологическая - под действием гормонов идет половое созревание, и психоло­гическая - ведущей деятельностью ста­новится интимно-личностное общение со сверстниками, то есть начинает раз­виваться общественно-полезная дея­тельность.

В младшем школьном возрасте ре­бенок больше общается с родите­лями, находясь как бы под их по стоянной защитой от внешнего мира. Начиная с 10 лет, общение со взрослыми, осо­бенно с родите­лями, уходит на второй план, а на первом - обще­ние детей друг с другом. Резко снижается авто­ритет родителей. В младших классах мама говорит, что надо хоро­шо учиться - ребенок старается. А у под ростков развивается внутренний про­тест против всего, на чем настаивают ро­дители, прежде всего - против учебы. « Не хотим учиться, хотим развлекаться и веселиться». Поэтому и класс не ста­новится для подростка тем коллективом, в котором ему комфортно жить и об­щаться со сверстниками, отсюда и не­желание ходить в школу. Зато появля­ются новые друзья в дворовых или уличных компаниях, новые « авторитеты» и « ку­миры».

Мотивация учебы

« За лето мой десятилетний сын превратился в уличного мальчишку. В начальной школе не могли заста­вить погулять, теперь невозможно „загнать “ домой…»

Ничего страшного в этом нет. У ре­бенка появился свой круг общения - дворовая компания. В этом маленьком коллективе у ребят общие игры, общие интересы, и, главное, эти интересы со­вершенно другие, отличные от взрос­лых, направлены они на общение де­тей друг с другом. Идет своеобразная подготовка и адаптация к взрослой жиз­ни, к самостоятельности, потому что в этом коллективе ребенок решения при­нимает сам, без мамы и папы. А оторвать­ся от дворовойкомпании очень трудно, особенно и первые недели нового учеб­ного года, отдыхать летом намного приятней, чем учить уроки. Для учебы нужна мотивация.

« Дочери одиннадцатый год. В начальных классах училась хорошо, никогда не было проблем с приготовлением домашнего задания. Пос­ле лета с большой неохотой ходит в школу, а уроки делает чуть ли не со скандалом. Зато готова часами иг­рать в “стрелялки“ на компьюте­ре…»

Убедить « разболтавшуюся» за лето дочь начать учиться вы сможете, если только найдете мотивацию для учебы. Поговорите с ней, возможно, не один раз. Постарайтесь выяснить, чего же она хочет, какой видит себя во взрос­лой жизни, к чему стремит­ся в будущем и чем увле­чена сейчас. Именно сегодняшние интере­сы помогут стимули­ровать рабочую ак­тивность в шко­ле. Например, любит живот­ных, хочет стать вете­ринаром - для получе­ния выс­шего образования вра­ча-ветеринара необходимо хорошо закончить школу. Если все интересы сводятся только к игре в « стрелялки», тогда стимуляцией учебы может стать разрешение играть на компьютере.

Позво­ляйте сидеть за ком­пьютером только пос­ле того, как дочь вы­полнит домашнее задание, и родите­ли его проверили. Все хорошо-тогда можно разре­шить поиграть на компьютере, но не бо­лее двух часов. То есть развлечение идет в качестве вознаграждения. Разу­меется, такой подход к учебе собствен­ного чада требует от родителей зна­чительно больших усилий, чем когда ребенок предоставлен сам себе.

Семейный капитализм

Услышала от знакомых, что со своим 10-летним сыном они рассчи­тываются за отметки: « пятерка» - пять рублей, « четверка» - четыре рубля, « тройка» - ничего не дают, а « двойка“ - сын возвращает ро­дителям два рубля. Разве можно так?..»

В принципе, ничего плохого в этом нет. Как бы грубо это ни показалось - ребенок учится за деньги-здесь цель оправдывает средства, у ребенка есть мотивация, чтобы учиться лучше. Еще нет « привязки» к реальной жизни, 10-летний мальчишка не понимает, зачем ему учиться сейчас на « пятерки» и « чет­верки», и вообще, зачем учиться, когда можно на улице целый день в футбол играть или в кино сходить. А так мож­но учебой « заработать» деньги на какую-то давно желанную вещь, напри­мер, на плейер - что же здесь плохо­го? Такая мотивация учебы очень эф­фективно « работает» в наше время. Если ли хотите - капитализм входит в маши сммьи.

« Мои 11 летняя дочь не хочет носить в школу одежду, которую я ей купила, заявила мне: „Эту юбку и кофту будешь носить сама, а я хочу костюм, как у Лены“. А у Лены богатый папа, у меня таких денег нет. Что мне делать?..»

Маме надо было сразу по­купать одежду для дочери только вместе с ней, обсуждая с доч­кой, что покупать. Найти компромиссное решение между желанием дочери и возможностями родителей. Родители не должны унижать и порабощать себя в угоду ребенку - это « перегиб ситуа­ции», а попытаться найти общее реше­ние, устраивающее обе стороны. Не­обходимо научиться договариваться с ребенком именно в возрасте 10-11 лет. Не научитесь теперь - с 16-лет­ней не договоритесь никогда. Возвра­щаясь к конкретной ситуации « костю­ма, как у Лены», предложите дочери за­работать самой на этот костюм. Не ког­да-нибудь, а теперь. И это « зарабаты­вание» совсем не обязательно должно выражаться в денежном эквиваленте. В 11 лет еще не отправишь на « летние заработки», а вот домашняя работа вполне по силам. Возможен такой ва­риант: « Ты месяц пылесосишь и моешь полы в квартире, и тогда мы идем по­купать с тобой тот самый костюм».

Очень боюсь за 10-летнего сына. В нашем дворе полно парней с уголовным прошлым, а сын пос­леднее время просто пропадает во дворе. Боюсь, попадет он в дурную компанию…»

Кого станет уважать ваш сын, зави­сит от воспитания всех предыдущих 10 лет. Подсознательно ребенок выберет себе того « героя», на которого все эти годы давали ему установку родители. И не стоит бояться, что это будет уго­ловный элемент. Если родители сами настроены на положи­тельных людей и воспитывали этот на­строй в ребенке то он, пусть под­сознательно, бу­дет подражать родителям и никогда не выберет себе в кумиры уголовного авто­ритета. А лучше помочь ребенку выб­рать « авторитет», возможно, им станет тренер в спортивной секции или руководитель ка­кого-то кружка в Доме пио­неров, или учитель музыки в школе, организовавший школьный джазовый ансамбль. Помогая сыну най­ти сво­его « ге­роя», вы реши­те проблему занято­сти ребенка после школы, и уйдет ваш постоянный страх, что сын попадет под « дурное» вли­яние.

« Вся комната моей 11-летней до­чери завешена плакатами и вырез­ками из журналов портретов запад­ных артистов. Даже дверцы ее шка­фа заклеены картинками с торсами совершенно незнакомых заокеанс­ких красавцев и красавиц. Ни уго­воры, ни требования убрать все эту пошлость со стен ни к чему не при­водят…»

Не стоит конфликтовать с дочерью. Это подражание западной моде в об­ществе на кумиров - артистов кино, эс­традных певцов или спортивных звезд. Чаще эта мода приходит к нам из Аме­рики. Даже если вам очень не понра­вится кумир вашей дочери, прежде чем требовать « убрать эту пошлость» со стен, поинтересуйтесь хотя бы - кто это. Информацию не трудно найти в том же Интернете или в молодежных жур­налах. Будете в курсе интересов свое­го ребенка, овладеете молодежным лексиконом - появятся общие темы для общения с дочерью. А станете раз­говаривать с подростком на одном язы­ке-поддержите свой пошатнувшийся авторитет.

« А как еще можно завоевать ав­торитет у подростка?»

К 10 годам ребенка очень важно по­менять стиль своего поведения с ним. Перестать быть « запрограммированным роботом» - дети к подростковому возрасту очень хорошо изучили, как пове­дут себя родители в той или иной си­туации, предсказуемость родителей рез­ко снижает их авторитет у ребенка. Если взрослый человек окажется в глазах ребенка непредсказуемым, оригинальным, не побоит­ся выглядеть иногда чудаком, то есть пока­жет, что он может быть разным в жиз­ни и не страшится реакции окружаю­щих на свое чуда­чество - таким роди­телем ребенок будет восхищаться и гордиться всю жизнь.

Материал подготовила Татьяна Попова

Подписаться на обновления




Развитие ребенка в 10-12 лет
Сейчас уже смело можно говорить, что ребенок вырос. В любом возрасте есть свои плюсы и минусы. К этому времени дети, как правило, становятся более самостоятельными, дисциплинированными и ответственными. Однако, в то же самое время, они немного отдаляются от родителей, всячески стараясь показать свою независимость. Родителям же стоит проявить терпение и аккуратность, чтобы сохранить хорошие отношения со своим чадом.

Именно в этом возрасте начинается очень важный период в жизни ребенка – период полового созревания. Дети в это время меняются как внешне, так и по характеру, в поведении. Многие дети абсолютно спокойно воспринимают перемены и даже гордятся этим. Для некоторых же – это непростое психологическое испытание, они могут стесняться себя и стать замкнутыми. Родители должны поддерживать в это время своих детей. Объяснить им, что становиться взрослыми очень важно и хорошо порой бывает очень непросто, однако делать это нужно обязательно.

К двенадцати годам перед родителями предстает уже не ребенок, а вполне сформировавшаяся личность. Совсем скоро начнется переходный возраст. Посему очень важно в этом возрасте не оборвать ту ниточку доверия, которая связывает родителей и детей. Интерес к жизни ребенка со стороны родителей – это хорошо, но в меру. Следует как следует постараться, чтобы не перегнуть палку и не стать слишком навязчивым. Проблема всех ребят в этом возрасте в том, что влиянию окружающих они подвергаются куда больше, чем влиянию своих родителей. Умеренный и порой даже незаметный контроль со стороны родителей просто необходим для ребят в 10-12 лет.

В таком возрасте дети становятся очень общительными. Появляются новые друзья и кампании. Родителям ни в коем случае не следует критиковать новых и старых товарищей и высказывать свое негативное к ним отношение, настраивая своих детей против себя. Запреты и недовольство воспринимаются в этом возрасте как вызов, и подросток все будет делать наперекор родителям. Ну а если разговор все же необходим, то не стоит наседать на ребенка. Родителям необходимо дать понять своему чаду, то они уважают его выбор, но все же указать на некоторые недостатки и черты характера у друга, которые их немного настораживают.

12 лет – самое замечательное время для летних лагерей. Хороший лагерь с достойной репутацией – идеальный вариант. В лагере ребенок вроде как и самостоятельный, вдали от родителей, но, в то же самое время, все время под присмотром взрослых. Там есть свои правила и устои, которые дети обязаны соблюдать. Свежий воздух, физическая активность и новые знакомые любому ребенку принесут лишь пользу. Еще лучше, если родители отправляют ребенка в специализированный лагерь. В наше время есть и спортивные, и языковые и даже творческие лагеря. Поэтому выбрать лагерь не так уж и трудно, любой талант ребенка сможет найти применение в лагере.

Сложный период начинается не только у деток 12 лет, но и у их пап и мам. Родители подростков часто жалуются, что именно на двенадцатом году их ребенка словно подменяют.

Особенности физиологии подростка

В этот период происходит перестройка организма ребенка. Скелет начинает стремительно расти, при этом грудная клетка часто развивается медленнее, чем растут конечности. В большинстве случаев фигура подростка становится долговязой. Если родители за этим не следят, то у ребенка может появиться сутулость. Вам может показаться, что у подростка плохо развита координация движений, это нормально. В данном возрасте организм растет быстрее, чем развивается психика.

Накопление мышечной массы в 12 лет происходит и у девочек, и у мальчиков. Из-за того, что организм растет быстро, мышцы не способны вовремя совладать с большими нагрузками. Поэтому после физической активности ребенок очень устает.

В этом возрасте сердечно-сосудистая система подростка не может расти так же быстро, как скелет и мышцы. Это приводит к различным сбоям в самочувствие ребенка. Внезапные мышечные боли, потемнения в глазах, сбой дыхания, а иногда даже потеря сознания – все это признаки перестройки в организме подростка.

Нервная система сейчас особо чувствительна. Дети легко загораются, обижаются, становятся раздражительными. Это не значит, что пора бить тревогу. Со временем все наладится.

С 12 лет подросток познает новые ощущения. Часто их называют «гормональными бурями». Резкие скачки активности организма обусловлены тем, что щитовидная железа сейчас находится в «возбужденном» состоянии. Ребенок в этом возрасте может одновременно чувствовать возбуждение, переутомление, повышенную раздражительность и еще множество чего приятного и не очень. Из-за того, что сейчас происходят изменения в функции половых желез, у детей постоянно меняется настроение.

Психология подростка: все ли так плохо ?

Психологическое состояние ребенка в этом возрасте не может оставаться на месте, ведь физиология его почувствовала таких серьезных изменений. Неосторожность родителей и педагогов в словах и действиях может стать причиной ухудшения взаимоотношений с ребенком. Усваивать учебный материал подростку в этом возрасте крайне сложно (даже весьма талантливому). Реакция на окружающие раздражители может быть весьма неожиданной для вас.

В этот период формируется самооценка девочек и мальчиков. Ребенок пытается найти собственное место в этом мире. Суждения деток построены на личных догадках, а не опыте, поэтому они могут показаться вам совершенно необъективными.

Как вести себя родителям подростка?

12 лет – сложный возраст. Из-за того, что у ребенка постоянно меняется настроение, происходят частые конфликты между ним и сверстниками, учителями и родителями. Конфликтные ситуации в свою очередь часто становятся причиной снижения успеваемости.

Родителям сейчас нужно набраться особого терпения и мудрости, чтобы обойти «острые» темы и ситуации. Негативное влияние переходного возраста пройдет быстро, при условии, что вам получится найти способы взаимодействия со своим ребенком. Попытайтесь понять, подростку сейчас и так нелегко, а ваши упреки и недовольства сделают лишь хуже. Если у вас получится построить с ребенком дружеские отношения в этот период, то такими они останутся и в дальнейшем. Главное для родителей сейчас – не только любить своих детей, но и проявлять это чувство, ведь теперь ваш ребенок превращается во взрослого.