Характеристика видов общения по внешним условиям общения и соблюдению социальных ролей коммуникантов. Ритуальное общение в нашей жизни: как понять человека по его жестам и поведению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Идентичные формулы или вокализации повторяются неоднократно и в разных формах; - мультимодальность. Посредством избыточности одно и то же сообщение передается по различным сенсорным каналам: звуковое, визуальное, обонятельное. В ритуальной деятельности, фумигации, возлияния, предложения пищи, костюмы и песни - все способы общения с людьми, не являющимися людьми, через различные сенсорные режимы. - стереотипирование. Используемые сценарии стереотипны: они неиденсозначны, не являются спонтанными, негибкими.

Вокализации животных обычно кодируются генетически: они оставляют мало места для индивидуальной импровизации. Со своей стороны, ритуальные слова не являются выражением индивидуальной интенциональности, а предопределены традицией. Литургические песнопения направлены на то, чтобы имитировать небесные голоса, ангелы. На Сардинии хоры стремятся создать голос, истолкованный как воплощение голоса Девы Марии. Среди Куикуро в Бразилии музыка священных флейт дает голос духа, который произносит свое собственное имя, чтобы быть услышанным.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Амурский государственный университет

Для своих соседей Калапало чистая музыка флейт и песен без слов направлена ​​на воспроизведение музыкального и неязыкового способа общения «могущественных существ», чтобы действовать по их распоряжениям, «заставляя их узнавать что-то о себе» В человечестве. Этот код отличается упрощенной грамматикой и наличием онматотопеев, имитирующих вокализации собак. Упрощение делает этот код сопоставимым с формой языка, используемой взрослыми для обращения к детям. В обоих случаях сообщения адаптируются к получателям, лингвистические способности которых считаются сомнительными.

(ФГБОУВПО "АмГУ")

по дисциплине: Психология общения

Ритуальное общение

Выполнила:

Щербакова Екатерина Александровна

Проверила:

Климова Татьяна Владимировна, ст. преподаватель

Кафедра психологии и педагогики

Благовещенск

Введение

1. Ритуальное общение

2. Межличностные ритуалы

Заключение

Аналогичные наблюдения Сергей Сирокогоров наблюдает за Сибирским тунгусом. Тунгус чувствует, что духи не всегда понимают слова, адресованные им. То, как они взаимодействуют с ними, таким образом сопоставимо с тем способом общения, который они принимают с младенцем или животным. Предпосылка этой практики заключается в том, чтобы делиться представлениями, желаниями и опытом с людьми, не являющимися людьми, нужно приспосабливаться к ним, отправлять им сообщения, вдохновленные их собственной системой связи, и предлагать им образ выглядит.

Тем не менее, людям редко удается полностью отказаться от своего режима лингвистической коммуникации, что было бы равносильно тому, чтобы быть лишенным своей гуманности. Вместо этого они понимают адаптацию, движения, вводят заимствования, представляющие собой гибридный код, трансспецифический пиджин, согласно выражению Кона. Весь ритуальный язык - это разговор между мирами, включая человеческие и нечеловеческие свойства.

Введение

Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая маска с заранее заданными свойствами. Они требуют от участников только одного -- знания правил игры. Целью ритуального общения является не изменение другого, не воздействие на него, а подтверждение себя -- своих мнений, своих представлений. Если человек хорошо ориентируется в ситуации, если он компетентен в ритуалах, то эффективность общения будет для него высокой.

Одной из характеристик ритуала по отношению к другим формам взаимодействия является то, что его можно считать «успешным» или «неудачным». Неудавшийся ритуал - это ритуал, который не понравился его преданности или даже не был услышан им. Таким образом, во время жертвоприношений оленей или собак, коряки внимательно относятся к поведению жертвенной жертвы, которая может указывать на отказ преданного. Быть услышанным и прослушанным получателем никогда не гарантируется заранее. Одна из главных целей ритуальной работы - порадовать предателя, принося ему приятные ощущения.

Ритуальное взаимодействие - одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Что мы называем ритуалами в межличностном общении? Приветствия и прощания, комплименты и благодарности, вопросы о здоровье и обмен подарками - в выборе всех этих привычных и, казалось бы, само собой разумеющихся форм поведения мы вовсе не свободны. Нас настойчиво обучают им в детстве (вспомните ставшее идиоматическим словосочетание «волшебное слово») и на протяжении всей последующей жизни достаточно строго контролируют, следуем ли мы им.

Столкнувшись с трансцендентными божествами, защита которых испрашивается, верующие пытаются изменить, чтобы смягчить получателя. Столкнувшись с духами, например, в контексте охоты, люди стремятся привлекать, соблазнять, иногда обманывать. Участвуя в ритуалах, люди думают, что они вступают в присутствие существ, которые глубоко отличаются от самих себя. Часто они мало знают о них, за исключением того, что их способ восприятия и понимания мира отличается от восприятия мира: у них нет тела, они живут на небе, они едят дым и т.д. эти особенности учитываются в том, как люди отправляют сообщения этим получателям.

1. Ритуальное общение

1.1 Социальный ритуал и его функции

Ритуал -- это осуществляемая в виде церемониала совместная деятельность условного характера, предполагающая участие двух или более лиц, несущая в себе особый эмоциональный заряд и часто сакральный смысл, фокусирующаяся вокруг четко определенного набора соц. объектов и дарующая участникам специфическое чувство торжественности и выхода за пределы обыденной реальности. Ритуал может возникнуть из любой сферы групповой жизни. Ритуалы почти не допускают вариаций и совершаются под строгим контролем за соблюдением норм взаимодействия участников. Исполнение ритуала обладает чертами драматического действия и подразумевает проигрывание в лицах представлений о своей культуре и мире в целом, разделяемых определенными группами людей.

Люди пытаются использовать лирику или код, соответствующий получателю, или даже предоставленные самим получателем. Целью ритуала является изменение восприятия и намерений лиц, не являющихся людьми. Без ритуала обычный язык считается подходящим способом коммуникации для адресации нечеловеческих реципиентов.

Широко мобилизуются нелингвистические способы коммуникации: кинетическая, паралингвистическая, обонятельная, вкусовая, тактильная связь. Использование мультимодальности создает общую сенсорную область и общий опыт удовольствия помимо радикальных различий между людьми и людьми, не являющимися людьми. Таким образом, можно попытаться изучить опыт координации между точками зрения, способами понимания и восприятия и онтологическими внешними пространственно-временными контекстами.

Эмиль Дюркгейм подразделял ритуалы на две категории: положительные и отрицательные, или сакральные и мирские. Положительные ритуалы сводят участников вместе и таким способом, который поддерживает их соц. отношения и позволяет делать разного рода приношения, включая акты дарения и приветствия. Отрицательные ритуалы (или ритуалы избегания) защищают одних людей и их собственность от посягательств других. Их часто именуют термином «табу».

Бурятский шаманский ритуал в Улан-Баторе. Форма общения с антропоморфной природой боливийских Анд. Определение: множество знаков, выражаемых тем голосом, к которому добавляются разные составляющие, которые будут варьировать конституцию значения. Язык варьируется в зависимости от передаваемого сообщения, культуры и личности участников и отношений между участниками. Регистры основного языка: знакомые, текущие, устойчивые.

Он тесно связан с речью, он усиливает словесное общение сознательным или бессознательным образом. Это касается внешнего вида, одежды и аксессуаров. Это первый видимый элемент ситуации общения. Он может предоставить нам информацию о человеке, который может быть ложным.

В обыденном сознании понятие «ритуал» чаще всего связывается с религиозным поведением. Вместе с тем все исследователи ритуалов отмечают ряд характеристик ритуального поведения, которые не имеют религиозной или магической окраски, но являются для него обязательными. К их числу относятся:

§ упорядоченность действий в ритуале, их стандартизированный набор, стереотипность;

Они могут помочь в общении. Или они могут стать препятствием для общения. Это выражение лица. Это имеет смысл как для отправителя, так и для получателя. Это захват словесных и невербальных знаков нашими разными чувствами. Интерпретация будет варьироваться в зависимости от получателя и будет зависеть от личности, опыта или культуры участников. Эта интерпретация может мешать коммуникации.

Сочувствие и интерпретация. Это должно продемонстрировать свою доступность отправителю сообщения. Шансы на общую интерпретацию в конце сообщения увеличиваются. Два человека общаются по-разному в соответствии с несколькими элементами. Общение - это выражение личности.

§ символический характер ритуальных действий, выражающих в стилизованной явной форме определенные ценности или проблемы группы или индивида;

§ устойчивость во времени, повторяемость, воспроизводимость: слова и действия, составляющие ритуал, определены очень точно и мало изменяются, если вообще изменяются, от одного случая совершения ритуала к другому;

Это место человека в социальной группе. Статус относится к возрасту, полу, активности. Выражение личности посредством общения также сводится к выражению культуры социальной группы. Он выражает в принципе наше отношение, оно обозначает поведение, принятое человеком.

Это общие социальные практики, призванные облегчить взаимодействие, защищая личное пространство. Их можно классифицировать следующим образом. Ритуал ритуального ритуала презентации ритуал благодарности ритуал разделения. . Набор знаков, смысл которых разделяют члены социальной группы. Отправка кода позволяет вызывающему его декодировать, что укрепит межличностные ссылки. Социальные коды относительны, то есть они могут развиваться во времени и пространстве. Ритуалы универсальны.

§ жесткие санкции в случае отклонения участников от правил поведения;

§ неутилитарность, отсутствие материально фиксируемого результата, непосредственной целесообразности в ритуале, его отличие от «рациональной», практической активности.

Определение социального ритуала, учитывающее перечисленные выше черты, звучит следующим образом. Социальный ритуал - это исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Он отделяет актеров, это зависит от их отношений. Это влияет на общение, потому что оно несет в себе сообщение. Время влияет на содержание сообщения. Различные типы отношений можно различать в зависимости от статуса и роли каждого в отношениях, а содержание связи будет различаться. Мы также можем различать иерархические и сбалансированные отношения.

Призыв к аффективным: мы пытаемся убедить в призыве к чувству принадлежности: один относится к значениям группы, чтобы влиять на других.

  • Логический аргумент: мы раскрываем наши идеи через реляционный резонанс.
  • Объект должен убедить.
Эффект влияния в целом положителен для обоих индивидов, влияние может быть определено как сознательный или бессознательный процесс, посредством которого человек стремится убедить других. Его эффекты приносят пользу только манипулятору.

Функции социальных ритуалов

Практически все исследователи выделяют следующие функции социальных ритуалов:

§ коммуникативная функция;

§ функция мировоззренческая (формирование системы культурных символов);

§ функция социализации (социальное воспитание, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению);

Контекст зависит от многих факторов. - рамки - территория - пространство - расстояние - время - актеры: их статус, их роль, их место. - культура: нормы, ритуалы, коды. - отношения, построение значения: общение. Общение не является полностью спонтанным, оно всегда подкрепляется правилами и социальными соглашениями, которые субъекты часто уважают бессознательно. Эти социальные нормы являются одним из компонентов контекста коммуникации.

Соглашения в обмен: - стоять на некотором расстоянии от кого-то. - не сокращайте речь - вставайте по прибытии важного человека. Один из способов побудить к выбору - предложить три неприемлемых элемента плюс тот, который мы хотим принять. Существует несколько разных способов заставить кого-то принять наш собственный выбор. Например, есть шантаж, манипуляции и эмоции. С другой стороны, влияние не всегда сознательно и добровольно. Например, в рекламе, вымогательство чувств - это бессознательное явление.

§ функция социального контроля;

§ функция укрепления сплоченности группы;

§ функция регулирования психической стабильности, создания уверенности в трудных и кризисных ситуациях (в период кризиса следование ритуалам может снимать ощущение тревоги и неблагополучия, тем самым вызывая у людей положительные эмоции).

Одно из важнейших следствий ритуала (как религиозного, так и бытового) - психотерапевтическая компенсация, которая заключается в осуществлении общения, объединении людей, преодолении одиночества, тревожности, разлада с собой, отчужденности, обособленности и дает человеку чувство принадлежности к группе - социальной, половозрастной, этнической, профессиональной.

Влияние: действие одного или нескольких людей на другое, чтобы изменить их разум и поведение. Явление влияния - это желание поделиться сознательными или бессознательными значениями. Существуют разные степени влияния: - объяснять, убеждать, убеждать: это аргумент. Он основан на логике, аффективности и ценностях. Его цель - понять точку зрения другого, чтобы выбрать правильные аргументы и изменить свое суждение. - обработка. Он основан на хитрости, лжи и нечестности. Его цель - не допустить, чтобы другой держал свою свободу суждения.

Аргументация: идея, которая приходит, чтобы поддержать точку зрения, мнение. Его цель - продемонстрировать тезис. Манипуляция: заключается в получении от кого-то, что он делает то, что он не хочет делать, не осознавая, что его заставляют делать. Убеждение: это заставить кого-то сделать что-то, играя на эмоциональном или эмоциональном уровне.

Итак, ритуал превращает сложные переживания индивида в согласованную систему символов, предлагает ему образ простого и упорядоченного мира.

1.2 Формы ритуального поведения

ритуальный общение поведение

Интересно отметить, что такие близкие по содержанию к ритуалу формы поведения, как обычай, обряд, этикет, церемониал, также представляющие собой устойчивые формы человеческих взаимодействий, различаются как в обыденном, так и в теоретическом сознании (на что указывает само наличие в языке соответствующих понятий). Этот факт еще раз подтверждает разработанность в социальном восприятии и, соответственно, культурную значимость упорядоченных форм социальной жизни.

Чтобы лучше понимать обмен сообщениями, необходимо уметь интерпретировать его в свете его контекста, то есть общей ситуации, в которой оно происходит. Контекст общения влияет и разъясняет смысл обмена словесными и невербальными знаками. Мы различаем несколько компонентов контекста в ситуации связи. Выражение идентичности факторов: обмен имеет смысл только в том случае, если мы определяем намерения и доли актеров в отношении их личности. Стандарты и эталонные правила: Устные и невербальные знаки, обмениваемые во время общения, приобретают значение в соответствии с обычаями и условностями, привычными или нет, в заданном типе ситуации.

По мнению специалистов, церемония - более детализированная последовательность действий, включающая в себя некоторое число ритуалов. Кроме того, церемония всегда имеет социальный характер, ее не может проводить один человек, тогда как ритуалы бывают как коллективные, так и индивидуальные. Этикет, в отличие от социального ритуала, не связан с верой в глубинный ценностный смысл совершаемых действий или вовлеченность в них сверхъестественных сил. Обычай обладает утилитарно-практическими чертами, которых нет в ритуале.

Уже в начале XX в. немецкий социолог Г. Зиммель пришел к выводу, что большая часть повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характера, мало связанных или вовсе не связанных с подлинными волнениями и заботами (Зиммель, 1996). Он предложил рассматривать ритуал как формальную процедуру, как несоответствие внешнего поведения индивида и его внутреннего мира. Так, светское общение целиком ритуалистично: его правила требуют от участников не касаться реальных жизненных проблем: семейных осложнений, финансовых затруднений, болезней и т. п. Такое общение - продукт сознательного соглашения игнорировать реальные ценности жизни, выходящие за пределы самой формы общения. Тактичный человек не вставит в разговор реплику о собственной личной проблеме, даже если она для него в тысячу раз важнее темы беседы. По Зиммелю, феномен такта и есть феномен ритуализации повседневности.

Подобное понимание ритуала привело к тому, что в общественном сознании ритуальное поведение воспринимается с определенным негативным оттенком - как неискреннее, поверхностное.

Идеи Г. Зиммеля перекликаются со взглядами Э. Берна, по мнению которого многие формальные ритуалы перестали соответствовать принципу целесообразности и эффективности и превратились в символ лояльности. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени. С психологической точки зрения, ритуалы представляют собой попытку избавиться от чувства вины и получить вознаграждение путем соответствия Родительским требованиям.

Описание и характеристика Берном такой полуритуальной формы взаимодействия, как времяпрепровождение, отчетливо обнажают социальную и психологическую природу ритуала.

Стереотипность ритуалов означает, что порядок и результат последовательности взаимодействий известен заранее, если, конечно, не случается что-то непредвиденное. Какая-то конкретная вечеринка (как типичная форма времяпрепровождения) практически ничем, кроме имен присутствующих на ней людей, не отличается от десятка подобных вечеринок, хотя для различных групп типичен разный набор времяпрепровождений.

Времяпрепровождения можно классифицировать многими способами - например, по таким социальным признакам, как пол, возраст, семейное положение, национальная принадлежность, культурный уровень, благосостояние участников. Если на вечеринке кто-то из компании хочет перейти от беседующих в одном углу в другую группу, то он либо должен присоединиться к новому времяпрепровождению, либо суметь переключить эту группу на новую тему. Хорошая хозяйка обычно владеет ситуацией. В случае необходимости она объявит «программу»: «Мы тут играем в... Хотите принять участие?» Или: «Познакомьтесь, мистер Н - писатель. Он с удовольствием сыграет в...» Времяпрепровождения не только создают структуру времени и обеспечивают участникам взаимно приемлемые «поглаживания», но и выполняют функцию социального отбора. К концу вечеринки каждый игрок выбирает себе несколько человек, с которыми ему захочется познакомиться поближе, отбросив других участников, независимо от того, насколько интересными или привлекательными они были в течение вечера. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе. Тем самым этот вид взаимодействия, по мнению Э. Берна, способствует подтверждению ролей, избранных человеком, и укреплению его жизненной позиции.

Таким образом, в социальной теории получает все большее признание мнение о том, что ритуальные действия пронизывают любое социальное поведение, представляя собой его символический, коммуникативный аспект. Этим обеспечивается самостоятельность проблемы места ритуальных элементов в межличностном взаимодействии.

2. Межличностные ритуалы

В повседневном общении ритуалы выполняют, как правило, те же функции (стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта и т. д.), что и в иных видах социального взаимодействия. Однако в отличие от религиозных ритуалов они в значительно меньшей степени стандартизированы и почти не подвергаются рационализации (то есть специальному осмыслению в сознании их участников).

Степень ритуализации реальных жизненных взаимодействий может быть различной. В первой главе данного раздела мы говорили о том, что в качестве самостоятельного вида выделяют так называемый социально-ролевой уровень межличностного взаимодействия (или, в терминологии Э. Берна, - ритуалы и времяпрепровождения). Поведение людей на этом уровне можно назвать собственно ритуальным, в то время как в структуре делового или интимно-личностного общения имеют место лишь отдельные ритуальные моменты (или этапы).

Основная цель взаимодействия на социально-ролевом уровне - подтверждение его участниками знания норм и требований социальной среды. Очевидно, что достижение этой цели возможно только посредством использования определенных стереотипных моделей поведения, которые, собственно, и представляют собой ритуальное поведение: обмен принятыми в обществе фразами и жестами, уместными в данной ситуации. Такое общение, осуществляемое ради самого процесса поддержания контакта, называют фатическим (дословный перевод - глупое, бессодержательное; см. также гл. «Речь в межличностном общении»). При этом большая часть вербальных и невербальных ритуальных жестов принимается и воспроизводится неосознанно, используются типичные для данной среды жесты, выражающие то или иное отношение к собеседнику. Это способ выражения своего расположения. Употребление стилевых оборотов, характерных для какой-либо группы людей, свидетельствует о желании человека продемонстрировать свою причастность к этой группе. Чем шире арсенал приемов фатического общения - слов, жестов, мимики (а он, как правило, увеличивается с повышением уровня воспитанности и культуры, а также опыта общения с разными людьми), тем более автоматическими и непринужденными они становятся, тем легче человек устанавливает контакты с незнакомыми людьми, безболезненнее входит в новый коллектив.

Если собеседник, в искренности которого вы сомневаетесь, не ленится найти и выразить принятые в данной ситуации слова и жесты, то это можно расценивать как своеобразные знаки внимания, свидетельствующие о том, что партнер, по крайней мере, не хочет открытой конфронтации. При этом люди далеко не всегда рассчитывают на искренние чувства. На социально-ролевом уровне решающая роль придается именно демонстрируемой эмоции. Несмотря на всеобщее морально-этическое порицание лицемерия, окружающие ревностно относятся к тому, чтобы каждый демонстрировал чувства, соответствующие месту, времени и происходящим событиям. Подобный формальный прием бывает нелишним даже при самых близких отношениях.

Еще большее значение формальные приемы ролевого общения имеют при выполнении профессиональных функций, особенно тогда, когда профессия обязывает к непосредственным контактам с людьми. Однако в социально-ролевых контактах значение формального согласия относительно норм и правил поведения становится решающим.

Таким образом, успешность ритуального взаимодействия зависит в основном от трех факторов:

1) знание норм и правил поведения, характерных для ситуации общения;

2) умение подчинять свое поведение этим правилам (часто вопреки непосредственным эмоциям и ощущениям), не смущаясь некоторой неискренностью своих проявлений;

3) умение помочь другому прийти к взаимному согласию, если поведение партнера в чем-то не соответствует сложившемуся стереотипу о «должном поведении».

Если человек не соблюдает рамки приличия, возведенные в ранг нормы тем или иным обществом или социальной группой, то окружающие делают вывод, что он либо не знаком с ними («чужак»), либо сознательно не считается с установленными нормами (противопоставляет себя другим), либо находится в состоянии сильного душевного волнения и требует к себе особого отношения.

Э. Берн также подчеркивал, что основным критерием ритуальных или полуритуальных способов общения является их социальная приемлемость, то есть то, что принято называть хорошими манерами. Во всем мире родители учат детей произносить приветствия при встрече, соблюдать ритуалы еды, ухаживаний, траура, вести разговоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Некоторые приемы имеют сугубо локальное значение, другие универсальны. Например, стиль поведения за столом во время еды или обычай осведомляться о здоровье жены могут поощряться или запрещаться местными традициями. Неформальный ритуал (например, прощание) в разных местностях может отличаться рядом деталей, однако в основе своей он неизменен. Формальные ритуалы (например, католическая литургия) характеризуются гораздо меньшей свободой. Как правило, именно формальные ритуалы во время встреч предшествуют полуритуальным беседам на определенные темы или времяпрепровождению.

3. Культурные особенности ритуального поведения в общении

Говоря о межкультурных особенностях поведения людей, следует иметь в виду представителей не только различных национально-этнических групп, но и любых иных групп, для которых характерны своя система ценностей, норм и правил поведения. В социологии такие группы называют субкультурой. Будучи одной из важнейших составляющих контекста общения, культура неизбежно определяет способы межличностного воздействия. Ритуализованные формы - обязательное условие взаимодействия, без которого оно утрачивает свою социальную и психологическую устойчивость. В то же время содержание ритуалов отличается от группы к группе в зависимости от социального положения, возраста, национальности, пола и др. составляющих ее людей. Представители разных групп и социальных кругов здороваются и прощаются по-разному, по-разному делают комплименты и благодарят друг друга. Если своеобразный обряд приветствия у профессиональных моряков напоминает, скорее, оригинальные «ужимки и прыжки», которые непосвященный наблюдатель сочтет смешным, то стандартное пожатие руки сегодня никого не смутит. Однако в XV-XVI веках рукопожатие было исключено из правил светского этикета: чтобы поприветствовать при встрече друг друга, мужчины должны были ответить друг другу быстрыми кивками головы, дамы целовались, мужчина целовал даме руку, на что она отвечала реверансом. Таким образом, культурный контекст обусловливает ритуальное поведение в общении и находит в нем свое отражение.

То, как человек пользуется ритуалом приветствия для разграничения на «своих» и «чужих», давая другой стороне понять ее место в данной ситуации, можно увидеть в различных художественных произведениях.

Заключение

1. Ритуал - это исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

2. К основным функциям социального ритуала можно отнести: коммуникативную функцию; мировоззренческую функцию (формирование системы культурных символов); функцию социализации; функцию социального контроля; функцию укрепления сплоченности группы; функцию регулирования психической стабильности, создания уверенности в трудных и кризисных ситуациях.

3. Повседневная жизнь пронизана ритуалами межличностного взаимодействия. Их значение состоит в том, что они 1) выступают способом обозначения границ взаимодействия, создают определенную ситуационную рамку, позволяющую участникам ориентироваться в целях и способах взаимодействия; 2) являются формами социальной поддержки или взаимного принятия; 3) предлагают способы управления конфликтным взаимодействием, регулирования общения в случае несоответствия определений ситуации или ожиданий партнеров.

4. В межкультурном и межгрупповом взаимодействии ритуализованные формы наполнены содержанием, которое отличается от группы к группе в зависимости от социального положения, возраста, национальности, пола составляющих ее людей. Так в ритуальном поведении в общении проявляется культурный контекст, указывая как наблюдателю, так и участнику взаимодействия на предлагаемые сценарии межличностного поведения в конкретной ситуации.

Список использованной литературы

1. Психология и этика делового общения: учеб.: рек. Мин. обр. РФ/ под ред. В.Н. Лавриненко - 5е издание, перераб. и доп. -М.: ЮТИНИ-ДАНА, 2007 - 416с.

2. Фионова Л.Р. Этика делового общения. Учебное пособие. Пенза 2010

3. Берн Э.Люди, которые играют в игры. Психология человеческих взаимоотношений/ Пер. с англ. СПб., 1992

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб.: Питер, 2009

5. Научно-популярная статья "Ритуальное общение" В.П. Третьякова. Центр дистанционного образования «Элитариум» (Санкт-Петербург) 2007г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общение как процесс контактирования людей, его перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны. Функции и этапы, средства и уровни общения. Характеристика конструктивного и деструктивного поведения в общении, использование "волшебных" фраз.

    презентация , добавлен 16.11.2015

    Место и природа межличностных отношений, их сущность. Теоретические подходы к исследованию общения, структура, виды, формы, уровни, функции и средства общения. Исследование роли тренинга общения в повышении уровня социального статуса старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Взаимодействие членов коллектива в процессе общения. Виды общения: социально-ролевое, деловое, интимно-личностное. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Основные стили поведения и действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Представления о невербальной коммуникации (кинесика, просодика, такесика, проксемика). Основные сложности в процессе расшифровки невербальных сигналов. Индивидуальные различия человеческого поведения. Кросс-культурные особенности невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2016

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Факторы детерминации поведения личности, социальные стереотипы. Влияние культурно-исторического фона и средств массовых коммуникаций на групповое и индивидуальное поведение. Особенности национального характера и эффективность делового общения в России.

    реферат , добавлен 06.08.2015

    Общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Функции и кодекс делового общения. Структура деловой беседы. Особенности поведения на деловых переговорах, в конфликтной ситуации. Культура телефонного общения.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Факторы и причины формирования манипулятивного поведения. Особенности использования скрытого способа воздействия на сознание личности в межличностном общении. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей манипулятивного общения.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2011

    Понятие "общение" в современной психологии. Роль конфликта в общении. Способы управления, профилактики, разрешения конфликта. Индивидуальные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Типы постоянно-конфликтной личности (характерологические особенности).

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Система отношения человека к другим людям и ее реализация в форме общения. Стадии развития потребности ребенка в общении. Связь общения с деятельностью. Основные функции общения. Формирование межличностных отношений как одна из особенностей общения.

Стили общения

Каждому человеку присущ свой стиль, или модель, поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Причем, этот стиль не может быть выведен только из каких-либо индивидуальных особенностей и личностных черт - вспыльчивости или выдержанности, доверчивости или скрытности и т.д. Стиль общения зависит от очень разных составляющих - истории жизни, отношения к людям, принятой в данном обществе манеры общения. Вместе с тем стиль общения оказывает огромное влияние па жизнь человека, формирует его отношение к людям, способы решения проблем и в итоге - его личность.

Выбор того или иного стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим.

Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить. Но если исходить из того, что стиль общения - это просто готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный - деловыми, а гуманистический - межличностными.

Стиль общения - это предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.

Однако стиль не определяет полностью общение: человек может общаться и в "чужом" стиле.

Ритуальное общение

Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некая "маска" с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного - знания правил игры.

В подобном стиле осуществляются многие контакты, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, не имеют и не могут иметь никакого результата.

Например, день рождения. Все присутствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе три-четыре раза в год, сидят по нескольку часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров, в сущности, не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Случается и такое, но гораздо чаще мы получаем от такого рода встреч удовольствие.

Это типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повышение самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны. Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно - его компетентность относительно конкретного ритуала.

Вспомним широко известное выражение о том, что зануда это человек, который в ответ па вопрос "как живешь?" начинает подробно рассказывать, как он живет. Иными словами, мы понимаем или воспринимаем человека как зануду только тогда, когда он выходит за рамки ритуала. Если же он не выходит за них (например, на сакраментальный вопрос говорит "нормально"), то мы о нем не можем сказать ничего конкретного, да это нам и не нужно.

В ритуальном общении для нас существенно следование роли - социальной, профессиональной или межличностной.

Скажем, на вопрос "как живешь?" надо отвечать что-то вроде: "нормально", "прекрасно", "отлично" и т.д.: а вот ответ: "отвратительно", предполагающий в дальнейшем вопрос "а что так?" и последующую беседу на эту тему, - это уже выход за рамки ритуала приветствия и переход к другому общению. Человек, отвечающий, что он живет отвратительно, выходит за границы своей ритуальной роли.

Для ритуального общения очень важно, с одной стороны, правильно распознать ситуацию общения, и представить себе, как в ней себя вести - с другой.

Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, но в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы делаем.

Мы много раз здороваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в одной организации, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем у них "как дела?", узнаем, что нормально, говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который "плохо ходит", смеемся. И такое общение человеку тоже необходимо - представьте себе, какова была бы ваша реакция, если бы вдруг все перестали с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, ведь лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует и воспринимается им как социальная изоляция.

Отсюда видно, насколько большое значение человек придает ритуальному общению. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению манипулятивному.